За 40 лет до Можайского

41


Ровно 175 лет назад, 29 сентября 1842 года англичанин Уильям Хенсон получил патент на первый в мире детальный проект аэроплана с механическим двигателем для воздушных грузопассажирских перевозок.



Летательный аппарат, который Хенсон назвал "воздушной каретой" (Aerial Carriage), представлял собой довольно крупный моноплан с прямоугольным крылом размахом 30 метров. Жесткость крылу придавали расчалки, прикрепленные к шпренгельным стойкам. Каркас выполнялся из дерева, обшивка - из полотна, а гибкая задняя кромка - из бечевки. Каждая плоскость была разборной для удобства наземной транспортировки и состояла из трех частей.

Вблизи фюзеляжной гондолы, в вырезах у задней кромки крыла вращались два больших шестилопастных пропеллера, также состоявшие из деревянных каркасов и полотняной обшивки лопастей. Винты приводились в движение одноцилиндровой паровой машиной, с которой они были связаны ременными передачами.

За крылом на горизонтальном шарнире крепился стабилизатор, напоминавший по форме птичий хвост и одновременно служивший рулем высоты. Руль направления отсутствовал, так как Хенсон предполагал, что направление движения можно будет менять раздельной регулировкой оборотов винтов.

В принципе, конструкция получилась вполне продуманной и работоспособной. Самолет подобной схемы мог летать, если бы не одно "но". Существовавшие в те времена паровые двигатели были слишком тяжелыми и маломощными. Таким образом, проект Хенсона изначально оказался мертворожденным.

Не зная об этом, изобретатель попытался организовать сбор средств на постройку аэроплана. Он зарегистрировал "Акционерное общество воздушного транспорта", начав рекламную кампанию и торговлю акциями. Но публика отнеслась к затее скептически, акции почти никто не покупал. Не сумев собрать необходимую сумму, Хенсон был вынужден объявить себя банкротом. После этого он разочаровался в авиации и уехал в Америку, забросив свои разработки. Однако дело продолжил его помощник, механик Джон Стрингфеллоу.

В 1848 году Стрингфеллоу построил уменьшенный в 10 раз беспилотный аналог аэроплана Хенсона, внеся в проект ряд изменений, в частности, изменив форму крыла и оперения. Беспилотник был оснащен легкой и компактной паровой машиной, разработанной Хенсоном и усовершенствованной Стрингфеллоу. Однако ее мощности не хватало для самостоятельного взлета модели.

Будучи запущенной с рук, она могла лишь летать со снижением, как планер, при этом дальность полета не превышала 20-30 метров. Тяги винтов не хватало даже для устойчивого горизонтального полета. Стало ясно, что для летательного аппарата тяжелее воздуха необходима гораздо более легкая и мощная силовая установка.

Тем не менее, Стрингфеллоу еще несколько лет продолжал свои эксперименты, поочередно построив модели бипланной и трипланной схемы, также оснащенные паровыми двигателями. За счет меньшей нагрузки на площадь несущих поверхностей они летали лучше моноплана, но взлетать и набирать высоту не могли.

Интересно сравнить проект Хенсона с родившимся спустя 40 лет проектом самолета Можайского. Кое в чем "карета" Хенсона оказалась даже более совершенной. В частности, она имела крыло большего удлинения, обладавшее лучшим аэродинамическим качеством.

К тому же, крыло было не плоским, как у Можайского, а имело плоско-выпуклый аэродинамический профиль, обеспечивающий более высокую подъемную силу. Следовательно, при равной энерговооруженности аппарат Хенсона имел бы больше шансов взлететь. Впрочем, это лишь теория, поскольку, как уже сказано, тогдашние силовые установки подобных шансов не давали. Проект "воздушной кареты" намного опередил свое время.

На заставке - рисунок аэроплана Хенсона без обшивки крыла и оперения.



Уильям Хенсон и Джон Стрингфеллоу.



Паровая машина Хенсона-Стрингфеллоу и ее котел без кожуха. Котел работал на жидком топливе, что было редкостью в середине XIX века.





Фотография и схема первой летающей модели Стрингфеллоу, испытанной в 1848 году.





Последующие модели Стрингфеллоу бипланной и трипланной схемы.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 октября 2017 07:23
    Нифига! Наши были раньше fellow Если судит по времени описываемых событий, то наши создали летающий прообраз современных "Боингов" раньше англичан лет эдак на 300 yes

    Двигатель не покажем,ибо секретно,но вы нам верьте, ибо пепелац летает yes
  2. +5
    8 октября 2017 07:51
    Кое в чем "карета" Хенсона оказалась даже более совершенной. В частности, она имела крыло большего удлинения, обладавшее лучшим аэродинамическим качеством.

    С чего это вдруг крыло с большим удлинением в то время было более совершенным? Понятие "полёт" в принципе не однозначно, ведь полётом можно называть и передвижение в воздухе в режиме экрана, на что и был рассчитан самолёт Можайского, а большее удлинение крыла в этом случае только уменьшает возможности реального осуществления режима полёта. Так что как не крути, а с точки зрения аэродинамики самолёт Можайского и есть вполне реальный проект самолёта, который вполне возможно действительно осуществил первый в Мире полёт за счёт парового двигателя. Ведь самолёт всё-таки разбился, а это не возможно бы было без того чтобы он не взлетел, думаю что это тоже надо учитывать. Насчёт возможности полёта человека в древние, доисторические времена, так это тоже волне возможно. Ведь то, что нам сегодня никак не реально построить, в древности строили, причём как оказалось довольно часто и много, а конструкция самолёта сама по себе довольно проста.
    1. +4
      8 октября 2017 08:37
      Чем меньше человек разбирается в вопросе, тем чаще он выносит своё мнение на всеобщее обозрение. Классический дилетантизм. Чтоб не быть голословным:
      "большее удлинение крыла ... только уменьшает возможности реального осуществления режима полёта" - да, планеру значительно "трудней" летать, чем истребителю)))))
      "конструкция самолёта сама по себе довольно проста" - для того, кто уже видел самолёт.
      1. +2
        8 октября 2017 08:57
        Цитата: pilot306
        Чтоб не быть голословным:

        Ну так чтож, давайте не будем голословными и уточним: в режиме экрана увеличение хорды крыла увеличивает подъёмную силу крыла или нет? Насколько я вас понял вам самому не удалось часто летать в режиме этого самого экрана? Я правильно вас понял? Или может быть будем здесь по новой проходить основы аэродинамики полёта на сверхнизкой высоте. А то похоже что у нас с вами различное базовое образование. А насчёт реальности полётов в далёкой древности, так попробуйте самостоятельно поизучать этот вопрос, литературы на этот счёт за последние три тысячелетия накопилось достаточно, или вам лень её пересмотреть.
    2. +3
      8 октября 2017 10:21
      Цитата: venaya
      Кое в чем "карета" Хенсона оказалась даже более совершенной. В частности, она имела крыло большего удлинения, обладавшее лучшим аэродинамическим качеством.

      Тут да ... тут профиль крыла существует в отличии от Можайского...Создать такой профиль уженадо было представление хотя бы иметь.......
    3. +1
      8 октября 2017 18:51
      большее удлинение крыла в этом случае только уменьшает возможности


      А знаете, ведь venaya в чём -то прав. В этих режимах малых скоростей и чахоточных движков на первое место выходит не аэродинамическое качество, а масса . Точнее - нагрузка на квадратный метр. А крыло малого удлинения жёстче и легче . На слётах СЛА отмечалось, что дельтапланы ( даже примитивный "Славутич" )уверенно летают с маломощными движками, с которыми ни один из самолётиков не мог устойчиво удержаться . Это достоверный факт.
  3. +1
    8 октября 2017 08:28
    Если как следует порыться в архивах ,то можно с удевлением узнать, что аналоги самолетов во многих странах мира пытались создать в 1800тых годах, только до нас зачастую даже и рисунки тех работ увы не дошли! hi Это примерно как найти автора колеса или лодки!
  4. +7
    8 октября 2017 11:18
    Читая статьи данного характера и содержания, я всегда вспоминаю анекдот:
    Идет всемирная конференция, связанная с тем, что русские заявляют, что все изобретения их.
    Англичане пытаются напомнить про Стефенсона - русские в ответ рисунки Ползунова...
    Американцы утверждают про братьев Райт - русские отбиваются ссылаясь на Можайского...
    Маркони? - Попов.... И так далее.
    Встают французы и ехидно так интересуются:
    - Надеемся, никто не сомневается, что миньет чисто французского происхождения?
    Вскакивает представитель русской делегации:
    - Ну почему же! Еще царь Петр кричал с крыльца боярам, что "имел он их всех в рот и видел насквозь"... Во! Кстати и ренгенаппарат тоже мы придумали! laughing
    1. +1
      8 октября 2017 13:50
      Спасибо слегка развеселили,а то камрады :venay и pilot затеяли научный диспут о крыльях.
    2. 0
      4 августа 2018 09:45
      Не, рентген-аппарат придумал Тесла лет на 30 раньше Рентгена. Но, на фоне его разработок это настолько мелко, что все забыли. )))
  5. +1
    8 октября 2017 14:35
    За 400 лет до Можайского.
    1. 0
      8 октября 2017 15:41
      Тогда стоит упомянуть леательный аппарат Буратинни, который , якобы смог запустить своего летающего змея с кошкой на борту)
      А вообще вроде как в древнем египте и греции были попытки создать ЛА по образу птиц)
      1. 0
        8 октября 2017 16:14
        Цитата: Großer Feldherr
        Буратинни

        В топку Буратино - у воздушного змея движителя нету.
        1. 0
          8 октября 2017 16:37
          Это испытывали его без движителя , но это не планер, конструкция (конечно же теоретически) предусматривала движение с помощью взмахов всех 6 крыльев, которые в движение приводили гребцы, словно на галере)))
          1. +1
            8 октября 2017 18:19
            Цитата: Großer Feldherr
            в движение приводили гребцы, словно на галере)))

            А, ну тогда базару ноль.
            Первым космонавтом тоже, кстати, не Юра был, а немецкий монах Бертольд Шварц.
  6. +2
    8 октября 2017 14:43
    Можайский таки построил свой самолёт "Жар-птица", в отличие от своих предшественников. И испытал его полётом, пусть и с аварией.
    1. +1
      8 октября 2017 15:24
      "Согласно самым последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность, с учётом его вероятных аэродинамических и весовых характеристик, была недостаточна для установившегося горизонтального полёта."
      Т.е. если даже поддерживать полет он не мог, то ни о каков взлете и речь не идет.
      1. +4
        8 октября 2017 16:47
        Цитата: Großer Feldherr
        .. если даже поддерживать полет он не мог, то ни о каков взлете и речь не идет.

        Стоит повнимательнее разобраться понятиями: В каком режиме полёта самолёт Можайского не мог поддерживать полёт, в режиме полёта на "экране", или на средних и больших высотах, здесь разница будет довольно значительная. К тому же не следует забывать о режиме "прышка", когда аппарат разгоняется до необходимой для взлёта скорости, после чего на не продолжительное время может совершать полёт. Уточните на какой конкретно режим полёта были произведены исследования в ЦАГИ, это имеет значение и поможет яснее разобраться с данным вопросом.
        1. +2
          8 октября 2017 18:43
          В середине 70-х годов прошлого века к какому-то юбилею Можайского модель его аппарата продувалась в аэродинамической трубе (Т-103 или Т-102) ЦАГИ для снятия аэродинамических характеристик и последующего расчёта лётных данных аппарата с паровой силовой установкой. Выяснили, что при штилевой погоде самостоятельно взлететь аппарат не мог, но при встречном порыве ветра взлёт был возможен (что и наблюдалось в реальности). Однако по причине полного отсутствия теории устойчивости и управляемости полёта (была развита лишь в 20-30 годах ХХ века) аппарат потерпел аварию.
          1. +2
            8 октября 2017 20:13
            была развита лишь в 20-30 годах ХХ века - первые настоящие аэропланы братья Райт, Сантос-Дюмон, Кёртисс, Фарман и прочие подняли, основываясь на практических наработках Лилиенталя (убился в 1896), а закрепила успех стройная теория аэродинамики, созданная Жуковским (умер в 1921). Все эксперименты с аппаратами тяжелее воздуха до них - выхлоп в лужу и шлак. Интересно что десятки если не сотни экспериментаторов до них скакали на одних и тех же граблях - паровые двигатели с низким КПД и большим весом, управление хвостом и прочие
            1. +2
              8 октября 2017 20:54
              Первые летающие аэропланы делались методами проб и ошибок, так статически неустойчивыми были как самолёт братьев Райт, так и знаменитый Илья Муромец. Но тот и другой из-за конструктивных особенностей всё же летали, но с непрерывной коррекцией угла атаки пилотом. Жуковский создал теорию профиля и теорию винта, до него профили имели настолько отвратительные характеристики, что полёт представлял из себя цирковое представление (да ещё и при отсутствии средств спасения).
          2. +1
            8 октября 2017 21:28
            Во время испытаний как раз ветер был. Именно он стал причиной аварии, заставив неустойчивую в полёте машину "черпануть" крылом. Порыв ветра её оторвал от земли, другой порыв прекратил полёт.
            Хотя полностью достоверных сведений всё же не сохранилось.
            1. 0
              9 октября 2017 12:16
              Не было бы порыва встречного ветра, не было бы и отрыва от земли.
              Мы же не называем самолетами древние китайские воздушные змеи?
              А ведь некоторые из них были больше по размерам самолета Можайского.
              1. +1
                9 октября 2017 19:52
                У китайских воздушных змеев не было моторов - обязательных атрибутов самолётов.
                Следовательно, они не самолёты, а ваш пример неудачный.
          3. 0
            8 октября 2017 21:34
            Цитата: Авиатор_
            но при встречном порыве ветра взлёт был возможен

            Что наблюдало в ВМФ, когда для создания дополнительных условий для полёта корабли шли против ветра на полном ходу - для тогдашних этажерок хватало,что бы взлететь даже с небольшой платформы на носу корабля(крейсеры) или на башне(броненосцы).Даже современные авианосцы не брезгую создавать такие условия для современных же пепелацев soldier
        2. 0
          8 октября 2017 21:30
          Цитата: venaya
          В каком режиме полёта самолёт Можайского не мог поддерживать полёт, в режиме полёта на "экране", или на средних и больших высотах, здесь разница будет довольно значительная.

          Цитата: venaya
          К тому же не следует забывать о режиме "прышка", когда аппарат разгоняется до необходимой для взлёта скорости, после чего на не продолжительное время может совершать полёт.

          Соглашусь yes по разбору понятий smile
          Лично по мне, так полётом является устойчивый отрыв от земли(помоста, если касательно первфх опытов с платформами на кораблях,палубы),устойчивое нахождение в воздухе определенное время(для опытных образцов) и такое же уверенное приземление... what
          А то можно сигануть с обрыва в пропасть и кричать(если выживешь) о шести секундах полёта wassat Ты ж ЛЕТЕЛ fellow
      2. +2
        8 октября 2017 21:18
        Устойчивого горизонтального полёта действительно не было, но отрыв от земли был, даже если этому и ветер помог, факт свободного парения-полёта всё же подтверждён свидетелями. И если б не досадная авария, то даже несколько саженей, преодолённых по воздуху давали бы Можайскому приоритет первого полёта на аэроплане.
        1. 0
          8 октября 2017 21:38
          Цитата: Cannonball
          Устойчивого горизонтального полёта действительно не было, но отрыв от земли был, даже если этому и ветер помог, факт свободного парения-полёта всё же подтверждён свидетелями. И если б не досадная авария, то даже несколько саженей, преодолённых по воздуху давали бы Можайскому приоритет первого полёта на аэроплане.

          Читайте выше hi Я тоже,когда в детстве учился ездить на лисапете,то с разгона нырнув под раму и крутанув два раза педали,благодаря чему преодолел первые в жизни пять метров( не без ссадин),кричал всем, что научился ездить(хотя все при этом ехидно улыбались laughing ) и что езда на самом деле означает собой понял, когда УВЕРЕННО держался хотя бы по прямой не пять метров, а гораздо дольше. wink
          1. +2
            8 октября 2017 22:39
            Братья Райт тоже летали только в ветреную погоду, а в штиль не вышло, что и стало причиной негативных отзывов приехавших посмотреть на диковинные полёты репортёров.
            Это всё софистика, а надо оперировать реальными фактами.
            У Можайского устойчивого полёта не было. С этим никто не спорит, но если машина не касалась земли или других объектов, то что это было? Подскок, прыжок это тоже полёт, только кратковременный и недалёкий.
        2. 0
          8 октября 2017 22:16
          Факт полета нигде и никем не подтвержден, очевидцы говорят лишь то, что на испытаниях машина попыталась оторваться от земли и разбилась.
          Даже если бы кто то по пьяне и пытался приукрасить историю, для того, чтобы оценить степень достоверности есть точные науки и здравый смысл.
          Летать , взлетать и даже просто разгоняться на ровной поверхности это чудо не могло, только с горки, причем с нормальной такой горки уклоном в 9%
          Для совершения установившегося горизонтального полёта на режиме минимальной потребной мощности суммарная мощность двигателей должна была быть повышена приблизительно до 75 л. с. при сохранении того же веса самолёта, а для его отрыва от земли при угле атаки, принятом Можайским, — до 90 л. с.

          это в 3 раза больше, чем мощность установленной паровой установки
          *******
          Лучше всего иллюстрирует фраза
          "Уж - птица гордая, если не пнёшь - не полетит." (с)
          1. +1
            8 октября 2017 22:52
            В журнале "Записки инженерного технического русского общества" за 1893 год один из инженеров предлагал меры для предотвращения "от опасных качаний, очень возможных у аэропланов", и приводил пример: "...видно из опыта капитана первого ранга А. Ф. Можайского с его аэропланом, причем дело чуть-чуть не дошло до катастрофы, как о том мне известно от одного из здесь присутствующих наших почтенных деятелей по воздухоплаванию". В том же журнале об опытах Можайского говорится: "Испытание прибора окончилось неудачей, и механик, управляющий машиной, потерпел увечье". В журнале "Воздухоплаватель" за 1909 год говорится: "В 1884-1885 годы аэроплан был построен на военном поле в Красном селе. При взлете аэроплан накренился набок и поломал поддерживающие поверхности".
            1. 0
              8 октября 2017 23:08
              повидав как проводятся подобные "испытания"
              скорее всего его пытались разогнать с горки, он на ехал на кочку , перевернулся и едва не убил пилота (1.2 тонны это не шутки)
              "вот и весь ***, до копейки"
              *****
              выше много написали об экранировании, так вот в ЦАГИ рассчитали эффект экранирования для данного ЛА в 10% , что также слишком мало для отрыва от земли с суммарной тягой в 17лс
              1. +1
                9 октября 2017 20:15
                Да, механик, управлявший машиной, получил переломы. Но как бы он их мог получить если аппарат Можайского не смог подлететь? Перевернуть такую махину, бегущую по земле даже сильный ветер вряд ли смог, особенно учитывая размах крыла порядка 23 метров и не малую массу аппарата. Переворот стал бы возможен, только если аэроплан смог приподняться над землёй. В этом случае крен аэроплана в момент касания крылом земли перенёс бы центр тяжести аэроплана в сторону от вертикальной оси, возник бы вращающий момент относительно точки касания крыла и земли, который и мог привести к перевороту с поломкой крыла.
  7. +2
    8 октября 2017 21:31
    Первый летающий объект, известный человечеству - кусок метеорита, привёзший замороженные бактерии на нашу планету (ок. 4 млрд. лет назад). Но это - если теория сия о происхождении жив. существ будет доказана.
    И пилоты в ней были - просто микробы. Без национальности и особенного происхождения....
    1. 0
      8 октября 2017 22:03
      Цитата: Lycan
      Первый летающий объект,

      Щас заклюют, ибо это был не полёт, а пролёт wink
      1. 0
        10 октября 2017 08:35
        Хорошо, если не "залёт"!
    2. 0
      10 октября 2017 08:45
      Цитата: Lycan
      И пилоты в ней были - просто микробы

      Пардон, пассажиры! Аппарат был беспилотный, криотранспортный, особо надёжный.
  8. 0
    14 октября 2017 08:04
    . За счет меньшей нагрузки на площадь несущих поверхностей они летали лучше моноплана, но взлетать и набирать высоту не могли . От души посмеялся!!!
  9. 0
    18 марта 2018 09:29
    А за долго до этого было вот это:

    И это:

    А реально вот это:

    Про двигатель:
  10. 0
    26 марта 2018 15:52
    И совсем никто не рассматривал пороховые ускорители для полётов. А ведь ещё Иван Грозный отправил летать изобретателя на бочке с порохом. Прообразе сегодняшнего бустера))) К стати изобретателя так и не нашли.
  11. 0
    4 августа 2018 09:55
    Пока одни русские инженеры испытывали аэропланы, в частности, Можайский, а иностранцы пытались прикрутить к крыльям паровой двигатель, другие русские инженеры, в частности, Телешов, разрабатывали реактивный самолет (однако, Яковлев "Крылья Родины").