На Западе догадались, почему российская АПЛ следила за английский ПЛАРБ

0
ВМС Великобритании заявили, что в последнее время их подводные лодки имели многочисленные внезапные встречи с российскими атомными ударным субмаринами. ВМС США и Китая ничего не рассказывают о подобных встречах, но участившиеся случаи, вероятно, говорят о том, что российский ВМФ начал обновлять свои электронные базы данных о звуковых характеристиках различных морских объектов, в первую очередь подводных лодок вероятного противника.

Российские АПЛ используют пассивные сонары, которые прослушивают звуки и сопоставляют их с предварительно записанной акустической базой данных. Дело в том, что российская база данных давно нуждается в обновлении, так как в последние два десятилетия подводные лодки нечасто выходили в море. В среднем в год российские атомные ПЛ выходили в море десять раз (ударные АПЛ чаще, стратегические АПЛ реже). Некоторые лодки выходили в море лишь на несколько дней, а некоторые даже лишь на несколько часов. В то же время американские атомные лодки выполняют каждое морское патрулирование продолжительностью от 2 до 6 месяцев.

Каждый надводный корабль, подводная лодка или морское животное имеют свои специфические шумы, которые должны храниться в базе данных. Некоторые американские базы данных имеют такую обширную акустическую информацию, по которой можно определить даже отдельных особей морских животных из одного и того же класса млекопитающих. Если в 1984 году советский флот провел 230 патрулирований атомных ПЛ, то начиная с 1990-х годов их количество резко пошло на убыль. Ошибкой российских адмиралов было то, что они пытались сохранить большее количество кораблей, хотя нужно было 90% корабельного состава вывести из состава, а оставшуюся часть содержать в более-менее приличном состоянии. Большая часть военно-морского бюджета шло на содержание оперативно неиспользуемых кораблей и подводных лодок.

В настоящее время Россия имеет 14 ПЛАРБ, но не все они имеют полный комплект баллистических ракет. На некоторых субмаринах не хватает членов экипажа, некоторая часть лодок не имеет ключевых бортовых систем. ВМФ России имеет только 8 современных ударных АПЛ класса Akula (код НАТО, пр. 971 "Щука-Б" - прим. пер.) водоизмещением 7000 т (одна из них должна быть сдана в аренду ВМС Индии). Эти субмарины начали строиться в конце 80-х годов, и по своим боевым характеристикам сопоставимы с американскими АПЛ класса Los Angeles. Все ранее построенные российские АПЛ превратились в «мусор», большинство из них выведено из эксплуатации. Есть также 8 тяжелых ударных АПЛ, оснащенных КР, и 20 дизель-электрических лодок. Разрабатывается новый тип ударной АПЛ с КР, но прогресс идет слишком медленно.

ВМС США в настоящее время обладают 7 новейшими ударными АПЛ класса Virginia водоизмещением 7700 т, еще три находятся на разных стадиях строительства (всего запланировано иметь 30 АПЛ этого типа). Основой американских многоцелевых подводных сил по-прежнему остаются АПЛ класса Los Angeles водоизмещением 6100 т (в боевом составе находятся 44 лодки, всего было построено 62 единицы). Также имеется три мощных ударных АПЛ класса Seawolf (программа строительства в общей сложности 29 лодок этого класса была аннулирована в связи с исчезновением советского флота). Эти суперлодки должны были бороться с советским ВМФ в самый пик его расцвета.

Срок службы западных АПЛ составляет примерно 30 лет, российские субмарины редко доживают до 20-летнего срока эксплуатации. Чтобы поддерживать количество АПЛ всех классов на уровне 40 единиц, российский ВМФ должен получать две (или АПЛ, или ПЛАРБ) ежегодно, что представляется нереальным без должного многомиллиардного финансирования. В настоящее время приоритет отдается строительству новых стратегических субмарин класса «Борей» (находится под строительством или запланировано более 11 лодок этого типа). Российские АПЛ выходят в море в 3-4 раза чаще, чем 20 лет назад, но все равно этого недостаточно для достижения западных стандартов. Но следует все-таки отметить, что российский ВМФ прекратил свое падение по спирали.