Таран в ночном небе Барселоны

16
Таран в ночном небе Барселоны


Таран, который совершил советский летчик Евгений Степанов 25 октября 1937 года во время Гражданской войны в Испании, стал первым в истории ночным тараном



Когда в 1936 году в Испании заполыхал пожар Гражданской войны, мятежников во главе генералом Франко поддержали фашистские режимы Гитлера и Муссолини.

Несмотря на то, что США и страны Запада провозгласили «политику невмешательства» в испанский конфликт, на помощь легитимному правительству Испании пришли добровольцы из 54 стран мира, в том числе из Советского Союза. Наряду с военными советниками в Испании действовали военные специалисты, часть из которых принимала непосредственное участие в боевых действиях.

Советские бойцы сражалась под испанскими именами. Известно, что в военных действиях было задействовано 772 советских авиатора, которые воевали на советских самолетах – И-15, И-16, СБ, Р-5ССС, Р-Зет (P-Z). Как и летчиков, советские боевые машины испанцы называли своими именами, И-15, например, получил имя «Чато», т.е. курносый, а Р-Зет – «Наташа». Всего СССР передал Испании 648 самолетов.

Поставки военной техники и оружия производились на основе заявлений республиканского правительства, направлявшемуся руководству СССР. Самолеты поступали в Испанию морским путем, в разобранном виде, и уже на месте собирались советскими техниками.

И хотя первоначально операция по оказанию военной помощи Испании держалась в секрете, противнику стало известно о советских поставках. Франкистская авиация регулярно бомбила порты прибытия груза и в то же время наращивала силы за счет союзных немцев и итальянцев.

Небо Испании для советских летчиков стало тем пространством, в котором они впервые встретились с фашистами. Почти два года, с конца октября 1936 до середины 1938 года в составе интернациональной эскадрильи они будут бить фашистов и франкистов над Пиренейским полуостровом.

Несмотря на то, что самолеты по ряду технических параметров уступали самолетам противника, советские пилоты совершали настоящие подвиги, что по достоинству было отмечено противоборствующей стороной.

«Жесткие и уверенные в себе по природе, они справлялись со многими трудностями», - такую характеристику советским военным дал немецкий генерал Вальтер Швабедиссен.

Если ознакомится с хроникой боевых действий, то мы увидим фактически ежедневные примеры профессионализма, мужества и отваги наших летчиков. Участником одного из таких боев, вошедших в историю военной авиации, стал лейтенант Евгений Николаевич Степанов. Степанов воевал в Испании с августа 1937 года в составе эскадрильи И-15, которая находилась под командованием Анатолия Серова.

15 октября самолет камарада Эухенио, так испанцы называли Евгения Степанова, был в числе 20 самолетов нанесших удар по аэродрому франкистской авиации Гарапинильос у Сарагосы. А спустя 10 дней он совершил первый в истории ночной таран, сбив итальянский бомбардировщик «Савойя-81» (SM-81).

В ночь на 25 октября Степанов вместе с Ильей Финном нес ночное боевое дежурство на Сабаделе (город в 25 километрах от Барселоны). В пятом часу утра он заметил группу бомбардировщиков «Савойя-81», шедших к Барселоне. Бомбардировщик ведущего капитана Николы Руджери нес зажигательные бомбы, они должны были служить ориентиром для других самолетов, несших осколочные бомбы.

Первым огонь по И-15 открыли итальянцы, Степанов в ответ резанул пулеметной очередью, несмотря на попадание в крыло, SM-81 отстреливаясь, продолжал держать курс на Барселону.

«”Если я его сейчас не свалю, будет поздно, бомбы упадут на город…”. Он знал, что происходит там, внизу. Надрывно ревут в порту гудки пароходов. На улицах стоит пронзительный вой сирен. Переполнены женщинами, детьми, стариками подвалы домов и небольшие станции метро…».

Видя, что стрельба не приносит нужного результата, Степанов пошел на таран. Удар в хвостовое оперение свалил одну из «савой», самолет вместе с экипажем из 6 итальянцев упал в пригороде Барселоны.

Остальные бомбардировщики 251-й эскадрильи приняли решение прекратить задание и сошли с курса. Степанов с Финном благополучно посадили свои машины на аэродроме в Сабаделе. Фюзеляж и крылья И-15 Степанова во многих местах были изрешечены пулями, у воздушного винта погнуты концы лопастей.

Герой первого ночного тарана еще несколько месяцев воевал против франкистов и их союзников, в январе 1938 года его самолет был подбит, машину удалось посадить, но сам летчик оказался в плену, был приговорен к расстрелу, но по линии Международного комитета Красного Креста Степанова обменяли на немецкого пилота.

В сравнении с многочисленными формированиями регулярных германских и итальянских войск, оказывающих помощь мятежникам, число советских военных было довольно скромным. Но именно помощь советских военных наряду с помощью добровольцев из других стран, позволила республиканскому правительству оказывать сопротивление франкистам и их фашистским пособникам в течение 32 месяцев.

Вскоре с врагом, с которым советский солдат сражался в Испании, он столкнется уже на родной земле.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 октября 2017 07:28
    Как и летчиков, советские боевые машины испанцы называли своими именами, И-15, например, получил имя «Чато», т.е. курносый, а Р-Зет – «Наташа».
    И-16 был "Мухой", СБ- "Катюшей, Р-5 - "Бритва"..."
    Советские летчики-добровольцы в Испании - герои, уже почти забытой войны
    1. +2
      29 октября 2017 16:01
      К сожалению, за последние лет 5 ни по тв, ни в каких-то публикациях не встречал. Только в сети в том числе на ВО
    2. +4
      31 октября 2017 13:29
      и-16 вроде франкисты еще "Рата"называли(крыса вроде переводится)
  2. +18
    29 октября 2017 08:21
    Жизнь замечательных людей всегда интересна
    Особенно наших воинов.
    Интересно, а каким было соотношение потерь в небе Испании?
    1. +6
      29 октября 2017 09:05
      Цитата: XII легион
      Интересно, а каким было соотношение потерь в небе Испании?

      Потери франкистов за три года 685 самолетов.
      Потери республиканцев 784(20 процентов небоевые,в результате аварий и катастроф)
      Потери советских летчиков в Испа­
      нии составили 77 человек. В 1936 году потери составили двадцать летчиков, в
      1937-м 33; в 1938 году 24 погибших. Кроме того, пропало без вести 22 человека
      1. +17
        29 октября 2017 10:04
        Спасибо Вам за информацию hi
  3. +4
    29 октября 2017 08:35
    Жаль, что сейчас о подвигах советских летчиков в небе Испании, Китая и не вспоминают...Спасибо, автору...
    1. +2
      29 октября 2017 16:11
      Про Советских лётчиков в Китае была классная статья Самсонова, давно правда. Так и надо в поисковике написать "Сталинские Соколы в Китае.В.О."И есть несколько томов АВИАЦИЯ КИТАЯ. А.А. ДЁМИН. В первой книге о наших лётчиках
      1. +1
        29 октября 2017 16:13
        Книги не переиздаются об этом..А издавались в советское время жаль ограниченным тиражом, брал в библиотеке.На прилавках не встречал.
        1. +1
          29 октября 2017 17:27
          Вообще, книга называется АВИАЦИЯ Великого соседа, я подзабыл. Брал у зна,комых.Уже гораздо после прочтения, в августе купил книгу, вроде", Все асы Сталина",красивую большую , но оказалось там только фамилии, годы, звания. КАК список для специалистов, сдал её, а вот сейчас в поисковике , в Озоне, увидел 22 страницы о Сталинских Соколах. Но неудобно смотреть сейчас просто. А надо поизучать!!!!!Может, что про Испанию или Китай вышло!!!!!!
  4. +4
    29 октября 2017 08:49

    У обломков протараненного Степановым бомбардировщика. Слева направо:
    А. Кондратьева, Е. Степанов, А. Серов, И. Финн, Ф. Агальцов, Е. Птухин, В. Андриашенко.
    Родился 22 Мая 1911 года в Москве, в семье рабочего - мраморщика. В 6-летнем возрасте остался без отца. В 1928 году окончил 7 классов, а в 1930 году - железнодорожную школу ФЗУ. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 году закончил обучение в Московской школе лётчиков Осоавиахима, имея налёт 80 часов. В том же году по путёвке комсомола был направлен в Борисоглебскую школу военных летчиков. После её окончания, в Марте 1933 года, был назначен служить на бомбардировщик, но после многочисленных заявлений сумел добиться назначения на истребитель. Служил в составе 12-й истребительной авиационной эскадрильи, входившую в 111-ю истребительную авиационную бригаду Ленинградского военного округа. Был старшим пилотом и командиром звена.

    С 20 Августа 1937 года по 27 Июля 1938 года принимал участие в национально - революционной войне испанского народа. Был пилотом, командиром эскадрильи, а затем командиром группы истребителей И-15. Имел псевдонимы: "Эухенио" и "Слепнев". Имел 100 часов боевого налёта. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника лично, в том числе 1 - тараном, и 4 в группе ( по опубликованным данным ). 10 Ноября 1937 года награждён орденом Красного Знамени.

    По возвращении из Испании командовал отрядом в Борисоглебской военной школе лётчиков, затем был инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка Ленинградского военного округа.

    С 29 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин - Гол. Летал на И-16 и немного ( всего 5 вылетов ) на И-153. Его задача состояла в том, чтобы передавать боевой опыт пилотам, которые ещё не встречали противника в воздухе, организовывать схватки когда звучит тревога, и принимать участие в воздушных боях. Однажды, во главе группы из 12 самолётов Степанов вступил в схватку с 30 японскими истребителями и лично сбил 1 самолёт. Всего в небе Монголии инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка ( 1-я Армейская группа ) Капитан Е. Н. Степанов совершил более 100 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, сбил 4 самолёта противника.

    29 Августа 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 10 Августа 1939 года награждён монгольским орденом "За воинскую доблесть".

    В составе 19-го истребительного авиаполка участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Затем был был инспектором по технике пилотирования управления ВВС Московского военного округа.

    В годы Великой Отечественной войны работал в Управлении ВВС Московского военного округа. В 1942 - 1943 годах был начальником отдела военно - учебных заведений ВВС этого округа.

    После войны уволился в запас. С Апреля 1948 года работал инспектором, инструктором и начальником отдела в ЦК ДОСААФ, затем был заместителем начальника Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. В течение ряда лет был вице - президентом Международной Авиационной Федерации ( ФАИ ). Полковник в отставке, жил в Москве. Умер 4 Сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище. Ссылка :airaces.narod.ru/mongol/stepan.htm
  5. +2
    29 октября 2017 09:46
    Работал с Главкомами ВВС СССР. Знал об этом подвиге. Написал статью "Таран удел отважных" . Смелый был летчик. Спасибо за статью. Вечная память Е. Степанову. Честь имею.
  6. +2
    29 октября 2017 10:45
    Согласно опубликованным данным из почти 4 тыс. советских специалистов, принимавших участие в боевых действиях,погибли более 200.
    Малоизвестной страницей гражданской войны в Испании является участие в ней офицеров и генералов из числа белоэмигрантов, большинство из которых воевало на стороне Франко..Например, .морской летчик Марченко, прославившийся еще в ПМВ,погиб в воздушном бою с советскими пилотами (по некоторым данным его сбил капитан Еременко), по другим - был сбит огнем зенитной артиллерии и погиб уже на земле... Генерал-майор Фок будучи ранен в бою с республиканцами, застрелился чтобы не попасть в плен...Были и другие потери среди белоэмигрантов с обеих сторон. Такое вот своеобразное эхо гражданской войны в России...
    По окончании гражданской войны всем белоэмигрантам, пожелавшим остаться в стране, было предоставлено испанское гражданство. Часть из них продолжила военную службу в рядах Испанского Легиона в Африке.
    1. 0
      29 октября 2017 20:55
      Откуда у Вас сведения,что большинство белоэмигрантов воевало за Франко??? Так то большинство белоэмигрантов вообще заявило, что это не их война. На стороне Франко воевало (внимание!!!) не более 70 русских эмигрантов. Франко даже планировал создать так называемые русские батальоны, но потом, узнав о численности русских эмигрантов, воевавших на его стороне, отказался от этой идеи. И еще, может быть, для вас это будет новость, но на стороне республиканцев воевало около 200 русских эмигрантов.
    2. 0
      29 октября 2017 20:56
      А были и такие, кто в 41-м пришел вместе с Гитлером.
  7. +1
    15 ноября 2017 10:00
    Если следовать сегодняшней логике идеологов самого европейского из всех европейских государств, то в 1936-37г.г. имела место агрессия Советского Союза против Испании, а Джордж Оруэлл, Вилли Брандт, Эрнест Хемингуэй наряду со многими другими являлись клятыми агрессорами, ватниками и колорадами.