Винтовка выживания MA-1 Survival Rifle (США)

21
В 1949 году на вооружение военно-воздушных сил США поступила малокалиберная разборная винтовка M4 Survival Rifle, предлагавшаяся в качестве охотничьего оружия и средства самообороны для терпящих бедствие летчиков. В 1952 году летчики получили аналогичную систему M6 Survival Weapon. Развитие оригинальной идеи было продолжено, и через несколько лет появился приказ о принятии на вооружение винтовки MA-1 Survival Rifle.

В начале пятидесятых годов по заказу ВВС США было создано комбинированное ружье M6, имевшее гладкий и нарезной стволы. В зависимости от типа дичи, сбитый летчик мог использовать патрон .22 Hornet с пулей или дробовой M35 калибром .410. Ружье могло складываться и занимало минимальное место в носимом аварийном запасе. Изделие M6 Survival Weapon отличалось от предшественника повышенными характеристиками и иными возможностями, но вскоре армия посчитала необходимым создать новый аналогичный образец.




Одна из опытных винтовок ArmaLite MA-1


Всего через два года после принятия на вооружение ружья M6 командование военно-воздушных сил заказало разработку нового оружия выживания. Соответствующий контракт получила недавно основанная компания ArmaLite, в то время являвшаяся структурным подразделением авиастроительной фирмы Fairchild Aircraft. Техническое задание на новое оружие было похоже на предыдущие. Подрядчик должен был создать легкую и компактную магазинную винтовку под существующий малокалиберный патрон.

Изначально проект перспективной винтовки получил рабочее обозначение AR-5, соответствовавшее внутренней номенклатуре фирмы-разработчика. Позже, в 1956 году, по результатам испытаний винтовку приняли на вооружение, в результате чего она получила новое название – MA-1 Survival Rifle («Винтовка выживания MA-1»).

Приняв во внимание основные требования заказчика, инженеры компании ArmaLite во главе с Юджином Стоунером предложили достаточно простую конструкцию винтовки. Проект AR-5 предусматривал использование ряда простых и освоенных решений, дополненных несколькими новыми идеями. В частности, планировалось сделать винтовку разборной, что позволяло сократить ее габариты в транспортном положении. Кроме того, оружие должно было иметь особый приклад, позволявший обойтись без отдельных сумок или чехлов для переноски.


Ствольная коробка и приклад крупным планом


Винтовка ArmaLite AR-5 имела самую простую компоновку. В центре изделия находилась компактная ствольная коробка с затворной группой и ударно-спусковым механизмом. Ее передний торец имел крепления для установки ствола, а сзади к ней присоединялся пластиковый приклад. В боевом положении винтовка отличалась достаточно большими габаритами, но в транспортной конфигурации была компактной и легкой.

Часть основных деталей оружия помещалась в ствольной коробке с узнаваемыми внешними обводами. Интересно, что впоследствии ствольные коробки похожей формы использовались в новых проектах Ю. Стоунера. Для размещения затвора предназначалась верхняя часть коробки, выполненная в виде цилиндра требуемого диаметра. В правом боку цилиндра имелось окно для выброса гильз. Позади него предусматривался Г-образный паз для рукоятки затвора. Снизу к цилиндру прикреплялся прямоугольный кожух, передняя часть которого вмещала приемную шахту магазина, а задняя предназначалась для установки деталей ударно-спускового механизма.

Для повышения эксплуатационных характеристик предлагалось использовать материалы, стойкие к коррозии. Основные детали оружия выполнили из нержавеющей стали или алюминия, а приклад с затыльником следовало делать из пластика и резины.


Винтовка в разобранном состоянии


Винтовка получила нарезной ствол калибром 5,7 мм под малокалиберный патрон центрального воспламенения .22 Hornet (5,7х35 мм R). Ствол имел длину 14 дюймов (355 мм) или 62 калибра. Толщина стенок ствола уменьшалась в направлении дульного среза. В дульной части ствола имелся хомут с мушкой на стойке, казенник получил гайку для закрепления на передней части ствольной коробки. Для сокращения габаритов и массы оружия ствол не имел никакой защиты.

Винтовка AR-5 / MA-1 получила простейший продольно-скользящий затвор с запиранием поворотом. Затворную группу выполнили в виде цилиндрического агрегата, свободно перемещающегося внутри ствольной коробки. Управлять движением затвора предлагалось при помощи изогнутой рукоятки в его задней части. Перед выстрелом ствол запирался с использованием нескольких боевых упоров. Внутри затвора находились подвижный ударник и экстрактор.

Был использован несложный ударно-спусковой механизм куркового типа. Управление стрельбой осуществлялось при помощи традиционного спускового крючка, выведенного под ствольной коробкой. Безопасность обеспечивалась предохранителем, блокировавшим работу УСМ. Его рычажок был выведен в задней части ствольной коробки, непосредственно над верхним срезом приклада.

Винтовка от ArmaLite должна была использовать малокалиберный патрон .22 Hornet. Для хранения и подачи таких боеприпасов в оружие был разработан компактный коробчатый магазин на четыре патрона. Магазин помещался в приемную шахту переднего расположения и фиксировался защелкой. Любопытно, что рычажок управления последней находился на передней части защитной скобы – сразу перед спусковым крючком.


Ствольная коробка и затвор, вид справа


Особый интерес представляет приклад, разработанный специально для винтовки выживания. Для большего удобства удержания оружия и стрельбы было предложено использовать традиционную форму приклада с пистолетным выступом на шейке. Одновременно с этим Ю. Стоунер и коллеги предусмотрели несколько любопытных нововведений, упрощавших транспортировку и хранение винтовки.

Пластиковый приклад имел U-образную в плане переднюю часть шейки, охватывавшую ствольную коробку. Через внутренний канал шейки проходил длинный винт, необходимый для сборки винтовки перед стрельбой. Вращать этот винт предлагалось при помощи крупной шляпки, помещенной под пистолетным выступом. Внутри приклада предусмотрели пару крупных отсеков. Первый был выполнен в виде трубки и отличался большой длиной. Второй имел увеличенные размеры, но уходил на меньшую глубину. Первый отсек предназначался для хранения ствола, второй – для ствольной коробки с магазином. Оба отсека прикрывались съемным резиновым затыльником.

Маломощный патрон и ограниченные огневые характеристики позволили обойтись простейшими прицельными приспособлениями. На дульной части ствола поместили нерегулируемую мушку. В задней части ствольной коробки имелся небольшой верхний гребень, внутри которого находился целик с кольцом.


Вид слева на те же агрегаты


Винтовку AR-5 / MA-1 следовало хранить в разобранном состоянии. При этом ствол и ствольная коробка располагались в герметизированном прикладе. Любопытно, что легкий приклад с крупными полостями, заполненными воздухом, имел положительную плавучесть и мог держаться на воде. Кроме того, он защищал металлические детали от внешних воздействий.

В сложенном виде винтовка выживания имела длину всего 368 мм при высоте не более 150 мм и ширине в несколько сантиметров. Размеры оружия в таком состоянии определялись исключительно габаритами приклада. В собранном и готовом к стрельбе виде AR-5 имела длину 806 мм. Масса оружия, вне зависимости от текущего состояния, составляла всего 1,2 кг. Патрон средней мощности (дульная энергия не более 1100 Дж) не давал сильной отдачи, но позволял стрелять по мелкой и средней дичи на дистанциях до 150 м.

Готовясь к охоте, сбитый летчик должен был снять с приклада затыльник и извлечь из него агрегаты оружия. Ствольная коробка вставлялась в переднюю прорезь приклада и фиксировалась на своем месте винтом, проходящим через шейку. Ствол соединялся с коробкой при помощи крупной накидной гайки. Завершив сборку, стрелок мог установить магазин, взвести оружие и произвести выстрел по дичи.

Опытные образцы новой винтовки для военно-воздушных сил были изготовлены и поданы на испытания в 1955 году. Они успешно справились со всеми проверками, в результате чего в следующем году появился новый приказ командования. Хорошо показавшее себя оружие принималось на вооружение ВВС США. Приказ о принятии на вооружение также вводил новое официальное обозначение – MA-1 Survival Rifle. В скором будущем должен был появиться первый заказ на серийное производство винтовок.


Приклад винтовки


Компания ArmaLite начала подготовку к выпуску новых винтовок выживания, однако дальне приготовительных работ дело не пошло. Уже после принятия MA-1 на вооружение выяснилось, что военно-воздушные силы попросту не имеют финансовой возможности заказать значимое количество нового оружия. Ответственные лица попытались найти финансирование для подобных закупок, но не преуспели в этом. В итоге сложилась весьма странная ситуация. Винтовка выживания отвечала всем требованиям и была принята на вооружение, но заказчик не приобрел ни одного серийного изделия. Эта ситуация сохранялась в течение некоторого времени, после чего военное ведомство уведомило разработчика винтовки о невозможности подписания контракта о закупке серийных изделий.

По некоторым данным, компания ArmaLite к этому времени успела составить планы на ближайшее будущее. Согласно им, стартовым заказчиком винтовки AR-5 / MA-1 должен был стать Пентагон. Далее предполагалось продолжить выпуск оружия, но уже для других заказчиков, в том числе для вывода на гражданский рынок. Тем не менее, отсутствие ожидаемого заказа военных не позволило выполнить все эти планы. Интересная винтовка сначала не смогла попасть в воинские части, а затем ей не удалось добраться до прилавков.

Разработчики не без оснований считали свою винтовку выживания удачным образцом стрелкового оружия, призванным занять конкретную нишу. Однако отсутствие государственного заказа вынуждало их отказаться от неплохого проекта. Вскоре после того, как армия окончательно отказалась от закупки серийных винтовок MA-1, компания ArmaLite нашла элегантный выход из ситуации. На базе имеющегося изделия AR-5 был создан новый образец иного класса.


Полости в прикладе: слева для ствола, справа - для ствольной коробки


Винтовка, изначально предназначавшаяся для ВВС США, была заметным образом переделана. При сохранении основных компоновочных решений и некоторых элементов конструкции новое оружие получило автоматику, за счет которой перешло в категорию самозарядных винтовок. В 1958 году новая винтовка была выведена на рынок под коммерческим обозначением AR-7. В отличие от своего предшественника с ручной перезарядкой, новая винтовка смогла пойти в серию и достаточно долго оставалась в эксплуатации. Кроме того, ей удалось даже попасть на вооружение одной из стран.

Специальное оружие компании ArmaLite не смогло дойти до серийного производства и использования в войсках. Как следствие, его так и не удалось опробовать в реальных или приближенных к реальным условиях. Учитывая особенности эксплуатации предыдущих систем выживания, можно предположить, что при помощи MA-1 сбитый летчик мог бы успешно охотиться на мелкую дичь и с меньшими проблемами ждать спасателей. Впрочем, маломощный патрон и ручная перезарядка вряд ли помогли бы пилоту отбиться от нападающего противника.

Винтовка выживания AR-5 / MA-1 Survival Rifle изначально создавалась для использования летчиками, вынужденными ждать помощь. Это требование самым заметным образом повлияло на конструкцию оружия, а также сказалось на некоторых его характеристиках. Все поставленные инженерные задачи были успешно решены, и винтовка была принята на вооружение. Тем не менее, финансовые затруднения привели к специфическому финалу. Заказ на винтовки не последовал, и компании-разработчику пришлось перерабатывать проект с учетом требований гражданского рынка. И уже переработанный вариант винтовки смог не только заинтересовать покупателей, но и дойти до полноценной и длительной эксплуатации.


По материалам сайтов:
https://armalite.com/
http://weaponland.ru/
https://ammoland.com/
https://ar15.com/
https://thefiringline.com/
http://google.com/patents/USD179499
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    28 ноября 2017 19:24
    Автор, спасибо Вам за интересную информацию. Стоунер мастер на интересные разработки,что и подтверждается этой винтовкой. Хотя на мой взгляд 22 калибр несколько спорно,ведь она летчику
    понадобится не только птичек добывать,а способна ли такая пуля остановить медведя или кабана?
    Хотя 1100 Джоулей должно хватить.
    В РФ тоже есть довольно любопытная разработка т.н."пистолет выживания ТП82 выпускается с 1986. Имеет три ствола: горизонтальные гладкоствольное 32 калибра для защиты то хищников и стрелять сигнальными ракетами. Нижний нарезной калибр 5,45. В комплекте идет приклад- мачете с затыльником для упора в плечо. длина: 360 мм,ширина 42 мм,вес с прикладом 2,4кг. Дальность стрельбы с прикладом: 35 м дробью и 200 м пулей( Благовестов:" То из чего стреляют в СНГ")
    1. +3
      28 ноября 2017 19:39
      Присоединяюсь к словам благодарности автору . hi
      1. +1
        28 ноября 2017 22:47
        Нету фотки под рукой,вспоминается наша пушка для космонавтов.Разнокалиберная была.
        1. +2
          29 ноября 2017 17:49
          Цитата: mirag2
          вспоминается наша пушка для космонавтов

          Вы о ТП-82 ?
    2. 0
      29 ноября 2017 20:55
      Медведя или матерого кабана яб с такой побоялся стрелять. Но кроме птичек есть еще зайчики, всякие суслики-барсуки, да и молодую свинку вполне можно подбить. Итого все равно лучше, чем с Кольтом М1911 охотится :).
    3. +1
      30 ноября 2017 22:02
      На рынке северной Америки в продаже есть усовершенствованная автоматическая винтовка под мелкокалиьерный .22 под индексом AR-14. С двумя магазинами на 10 патронов и немного россыпью. Всё вместимо в приклад футляр положительной плавучести.
      Стоимость около 220 USD.

      А также есть рюгер .22 который просто расбирается на две половины, но имеет неплохую сумки для переноски за спиной.
      Блогеры делают обзор двух винтовок ненаходя стопроцентного предпочтения какой либо.Я бы выбрал рюгер в случае пеших походов. Летчик или лесоруб, скорее всего взял бы AR-14. В багажник бросить и забить.

      Может ли защитить .22 каллибр от медведя, завалить кабана или оленя?

      Ответ может. На Ютубе достаточно много видео подтверждений.
  2. +1
    28 ноября 2017 20:02
    Интересный цикл, автору - спасибо.
  3. +1
    28 ноября 2017 22:18
    Цитата: Монархист
    В РФ тоже есть довольно любопытная разработка т.н."пистолет выживания ТП82 выпускается с 1986.

    С 2006 года уже этого пистолета нет в НАЗе космонавтов.
  4. 0
    28 ноября 2017 23:21
    Оружие выживания для мирного времени. Для использования экипажами в боевых действиях непригодно.
  5. 0
    28 ноября 2017 23:32
    Из всех рассмотренных вариантов, я бы такой в лес выживать пошел, только не ясно, почему в прикладе не предусмотрено место под патроны,хотя наверное тогда плавучесть была бы утрачена.
  6. 0
    28 ноября 2017 23:46
    По большому счёту с развитием ПСО и средств аварийной связи данный вид оружия утратил актуальность.
  7. 0
    29 ноября 2017 07:14
    Решение скомпоновать все в прикладе ,действительно, интересное,но не лишено недостатков, :патроны нужно хранить отдельно, да и сам патрон очень маломощный,чуть мощнее знаменитого 22 LR. Что можно убить из такого ружья? Разве что суслика или белку? Даже чтобы убить шакала, нужно попасть в голову. Уж лучше иметь штатный армейский пистолет,по крайней мере , он всегда при тебе.Опять же возникает дополнительная единица поставок для тыловиков,что вызывает неудобство в снабжение боеприпасами. Такое оружие должно быть под штатный армейский и стандартный охотничий патрон.
  8. +2
    29 ноября 2017 11:27
    Цитата: шурави
    По большому счёту с развитием ПСО и средств аварийной связи данный вид оружия утратил актуальность.

    Не скажите. Пару лет назад спускаемый аппарат "Союза" садился нештатно, Промахнулись на 400 км. Хорошо, что лето, хорошо, что степь. А зимой в тайгу бы рухнули, что тогда. Да и тут в течение 3 или 4 часов ничего не знали о судьбе экипажа, до тех пор, пока командир не вышел на связь по сотовому телефону. А вы говорите актуальность потеряло это оружие. Знаете, лишним такое оружие никогда не будет. Помните, как в "Белом солнце пустыни" Абдулла говорит - хорошо, когда у тебя есть кинжал и плохо, когда его не окажется в нужный момент. Так и тут
    1. 0
      29 ноября 2017 13:02
      И что? По любому связь и поисковые вертолёты рулят. Надобность в охотничьем оружии практически нулевая.
      А для экипажей боевых самолётов. подобные пукалки вообще не нужны.
  9. +1
    30 ноября 2017 22:20
    Цитата: шурави
    И что? По любому связь и поисковые вертолёты рулят. Надобность в охотничьем оружии практически нулевая.
    А для экипажей боевых самолётов. подобные пукалки вообще не нужны.

    Да ничего. А вот если нет связи? Что тогда? Ждать спасателей можно и сутки, и двое. При нештатной посадке можно залететь так далеко, что могут долго искать. Посадка "Восхода-2" очень показательна в этом смысле. И слава богу, что после этого не было таких посадок. Но рассчитывать, что все время будет так - все же не стоит.
    Авария самолета (если это истребитель) конечно вряд ли произойдет где-то в таком районе, где его будут искать дни или недели. Но самолеты дальней и военно-транспортной авиации могут оказаться где угодно. И не всегда пистолет окажется тем оружием, что необходимо.
    1. 0
      1 декабря 2017 01:56
      Нужно учитывать, что в США и Канаде очень много частных маленьких самолётов. Которые делают посадки на лесных озёрах.
      Да и всяких дорожных рабочих и лесников полно. Когда ехать со скоростью 100 км в час по асфальту и не встретить ни одной встречной машины в течение часа.
      Сам ездил. Знаю.
  10. 0
    1 декабря 2017 01:53
    Цитата: Старый26

    Да ничего. А вот если нет связи? Что тогда?


    Простите, но уже давно не тридцатые и даже не пятидесятые годы. Связь должна быть. Как и вертолёты ПСО.


    Ждать спасателей можно и сутки, и двое. При нештатной посадке можно залететь так далеко, что могут долго искать. Посадка "Восхода-2" очень показательна в этом смысле. И слава богу, что после этого не было таких посадок. Но рассчитывать, что все время будет так - все же не стоит.


    Двое суток можно и на НАЗе продержаться.


    Авария самолета (если это истребитель) конечно вряд ли произойдет где-то в таком районе, где его будут искать дни или недели. Но самолеты дальней и военно-транспортной авиации могут оказаться где угодно. И не всегда пистолет окажется тем оружием, что необходимо.


    А где я говорил о одном пистолете?
    Военному лётчику необходимо помимо пистолета ещё и автомат. В идеале, под единый с пистолетом патрон.
  11. 0
    1 декабря 2017 08:05
    Цитата: шурави
    Простите, но уже давно не тридцатые и даже не пятидесятые годы. Связь должна быть. Как и вертолёты ПСО.

    Камрад!! Должна быть или есть - это как вы сами понимаете ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ. В НАЗе есть РС, ЕМНИП нахывается "Комар", но у нее дальность порядка 10-15 км. Я приводил в качестве примера нештатную посадку "Союза" пару лет назад. Он спускался не по штатной траектории, а по аварийной баллистической. И сел не там, где его ждали. Недолетел 4 сотни километров. И хорошо, что было это
    1. Летом
    2. Он не сошел с запланированной траектории посадки, а шел в ее плоскости

    И его банально ПОТЕРЯЛИ. И несмотря на наличие и ПСО и наличие у этих ПСО средств связи НАЙТИ НЕ МОГЛИ, пока сам командир не вышел на связь по СОТОВОМУ телефону. А ну как не было бы сети, что тогда делать и сколько тогда бы продлилась спасательная экспедиция? А сядь они зимой и не в казахстанской степи, а где-нибудь в тайге? Или в горах, как садился аварийно один из "Союзов"? Нет, камрад, вы меня не переубедите. Связь и поисково-спасательная служба - это хорошо, но наличие оружия в составе НАЗа никогда не повредит.

    Цитата: шурави
    Двое суток можно и на НАЗе продержаться.

    Двое - можно и продержаться? А трое? Или неделю? Когда "Союз" сел на аварийную в горах "Алтая" к нему невозможно было подобраться. Вертолет не смог, пеший спасательный отряд остановила лавина. А случись это опять же, в качестве примера, в тайге? Сколько бы искали, если бы СА улетел бы километров на 1000 от запланированной траектории?

    Цитата: шурави
    А где я говорил о одном пистолете?
    Военному лётчику необходимо помимо пистолета ещё и автомат. В идеале, под единый с пистолетом патрон.

    Но ведь все дело в том, что НАЗ не разрабатывается конкретно под типы самолетов: этот для истребителя, этот для перехватчика, этот для самолетов дальней или транспортной авиации, а вот этот для вертолетчиков. Отличие у дальников и транспортников в наличии в них лодок. Как индивидуальных, так и лодки на весь экипаж.
    Военные летчики разумеется в условиях боевых действий могут взять с собой автомат, а не в условиях боевых действий? Обходится придется, пардон, тем, что есть в НАЗе.
    В идеале, как вы пишите под единый патрон? Вопрос, под какой? Если под автоматный, то можете себе представить массо-габаритные размеры такого пистолета. Если под пистолетный, то каковы будут боевые качества такого автомата?
    Да и сами НАЗы переодически все же следует менять. Что и делают, проводя тестирование у тех же космонавтов. Тот же двулезвийный авиационный нож из НАЗа это как раз те самые тридцатые годы, о которых вы написали, говоря о связи
    1. 0
      1 декабря 2017 10:22
      Цитата: Старый26

      Камрад!! Должна быть или есть - это как вы сами понимаете ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ. В НАЗе есть РС, ЕМНИП нахывается "Комар", но у нее дальность порядка 10-15 км.


      «Комар», это не радиостанция, а автоматически срабатывающий радиомаяк, в состав которого и входит радиостанция Р-855-УМ.
      Сама радиостанция сильно устаревшая, которую планировали заменить ещё в конце восьмидесятых, но за последовавшими известными событиями руки так и не дошли.
      Единственное что «успели» сделать, так это исключить обнаружение её сигнала спутниками.
      Вот потому сейчас такая головная боль с поиском. Хорошо что в большинстве случаев известно место посадки и удаётся быстро локализовать самолётами и вертолётами ПСО (с устаревшими радиокомпасами кстати). А иначе, ваше слово сотовая связь.
      Так что не пукалки надо изобретать, а комплексы обнаружения и связи.




      Я приводил в качестве примера нештатную посадку "Союза" пару лет назад. Он спускался не по штатной траектории, а по аварийной баллистической. И сел не там, где его ждали. Недолетел 4 сотни километров. И хорошо, что было это
      1. Летом
      2. Он не сошел с запланированной траектории посадки, а шел в ее плоскости

      И его банально ПОТЕРЯЛИ. И несмотря на наличие и ПСО и наличие у этих ПСО средств связи НАЙТИ НЕ МОГЛИ, пока сам командир не вышел на связь по СОТОВОМУ телефону. А ну как не было бы сети, что тогда делать и сколько тогда бы продлилась спасательная экспедиция? А сядь они зимой и не в казахстанской степи, а где-нибудь в тайге? Или в горах, как садился аварийно один из "Союзов"?


      Читайте выше.

      Нет, камрад, вы меня не переубедите. Связь и поисково-спасательная служба - это хорошо, но наличие оружия в составе НАЗа никогда не повредит.


      Охотничье нафиг не нужно. Лучше запас продовольствия вместо него.

      Двое - можно и продержаться? А трое? Или неделю? Когда "Союз" сел на аварийную в горах "Алтая" к нему невозможно было подобраться. Вертолет не смог, пеший спасательный отряд остановила лавина. А случись это опять же, в качестве примера, в тайге? Сколько бы искали, если бы СА улетел бы километров на 1000 от запланированной траектории?


      Запаса питания НАЗ должно хватать. И повторяю, нужно совершенствовать средства связи и обнаружения.
      Но становиться лагерем и охотится, экипаж не должен. Это просто смешно в наше время.

      Но ведь все дело в том, что НАЗ не разрабатывается конкретно под типы самолетов: этот для истребителя, этот для перехватчика, этот для самолетов дальней или транспортной авиации, а вот этот для вертолетчиков. Отличие у дальников и транспортников в наличии в них лодок. Как индивидуальных, так и лодки на весь экипаж.
      Военные летчики разумеется в условиях боевых действий могут взять с собой автомат, а не в условиях боевых действий? Обходится придется, пардон, тем, что есть в НАЗе.


      НАЗы комплектуются под конкретные районы полётов.

      В идеале, как вы пишите под единый патрон? Вопрос, под какой? Если под автоматный, то можете себе представить массо-габаритные размеры такого пистолета. Если под пистолетный, то каковы будут боевые качества такого автомата?


      В идеале патрон 7,62 х 25. Который ещё называют недооценённым патроном. Тот самый, что к ТТ, ППШ.
      В Афгане была здравая попытка вооружить экипажи снятыми со складов ТТ и ППС.
      Но оказалось, что ТТ не помещается в штатный карман комбинезона (что в принципе легко устранялось), но самое печальное, отсутствие режима одиночного огня у ППС.
      В итоге получили калашниковский обрез.

      Да и сами НАЗы переодически все же следует менять. Что и делают, проводя тестирование у тех же космонавтов. Тот же двулезвийный авиационный нож из НАЗа это как раз те самые тридцатые годы, о которых вы написали, говоря о связи


      Не только НАЗы менять, а всю систему ПСО. И главное, высшее руководство в оном. Которое насколько костно и бестолково, что не смогло даже систематизировать афганский и чеченский опыт.

      Предвидя вопрос, отвечаю сразу:

      Ещё во времена Афганистана было установлено, что спасение экипажа терпящего бедствие над недружественной территорией возможно в ближайшие 30 минут, далее шансы вытащить их живыми, резко падают.
      Самый эффективный способ, это забирать с ходу.
      Как это выполнялось:
      - ударной группе предписывалось сохранять 20% боеприпасов основного вооружения и не менее 80% стрелково-пушечного, дабы в случае ЧП незамедлительно, пока товарищи болтаются на стропах, зачистить место их приземления.
      - вертолёты поисково-спасательной группы дежурство несли не на земле, а в воздухе, с 5-ти минутным подлётом до места работы ударной группы
      - вертолёты поисково-спасательной группы поднимались в воздух и выходили в район до взлёта ударной группы
      - маршрут до цели и обратно ударной группе прокладывался так, чтобы вертолёты поисково-спасательной группы могли выйти в район бедствия на маршруте в 10-ти минутный интервал
      - при взлёте вертолёты поисково-спасательной группы занимали готовность №2 резервные вертолёты поисково-спасательной группы и в случае ЧП незамедлительно поднимались в воздух
      - оптимальный состав поисково-спасательной группы, два (пара) Ми-8 и четыре (звено) Ми-24 прикрытия
      - в случае особой сложности района работы назначалось дежурное звено штурмовиков Су-25, которое в случае ЧП незамедлительно поднимались в воздух

      И едва где-то, какой командир нарушал этот порядок, то в лучшем случае вывозили трупы.

      Что было в Сирии:
      - ударная группа выложила всё в районе цели, потому, когда был сбит один из самолётов, ничем не могли помочь товарищам, когда тех расстреливали в воздухе
      - вертолёты поисково-спасательной группы дежурство несли не земле (керосин блин, экономили!!!)
      - в группу прикрытия назначили два Ми-8 и всего два Ми-24
      - пара Ми-24 физически не смогла построить «карусель» что привело к потере одного Ми-8, одного из бойцов ПДГ (парашютно-десантная группа) и позорному провалу всей спасательной операции в целом
  12. 0
    1 декабря 2017 16:56
    Цитата: шурави
    «Комар», это не радиостанция, а автоматически срабатывающий радиомаяк, в состав которого и входит радиостанция Р-855-УМ.
    Сама радиостанция сильно устаревшая, которую планировали заменить ещё в конце восьмидесятых, но за последовавшими известными событиями руки так и не дошли.
    Единственное что «успели» сделать, так это исключить обнаружение её сигнала спутниками.
    Вот потому сейчас такая головная боль с поиском. Хорошо что в большинстве случаев известно место посадки и удаётся быстро локализовать самолётами и вертолётами ПСО (с устаревшими радиокомпасами кстати). А иначе, ваше слово сотовая связь.
    Так что не пукалки надо изобретать, а комплексы обнаружения и связи.

    Я согласен с радиосвязью, хотя если честно, то профан в этом деле. Но есть то, что есть. Я уже говорил о смене "железа" в НАЗе, когда собирались менять складник на "Оборотень", а треугольное мачете на "Тайгу". Ну и ТП-82 на "Вепрь"
    То, что известно место посадки - это хорошо. Но НАЗ всегда разрабатывается на условия НЕШТАТНОЙ посадки

    Цитата: шурави
    Охотничье нафиг не нужно. Лучше запас продовольствия вместо него.

    Может и лучше. Вот только насколько больше продовольствия? Сколько будут искать? Сутки, двое, десять? Хватит ли на это время продовольствия? А если, не дай бог спускаемый аппарат люхнется куда-то в океан, пусть и вблизи островов? Тоже расчет на запасы продовольствия в аппарате?


    Цитата: шурави
    Запаса питания НАЗ должно хватать. И повторяю, нужно совершенствовать средства связи и обнаружения.
    Но становиться лагерем и охотится, экипаж не должен. Это просто смешно в наше время.

    Повторю вопрос. На сколько хватит запас продовольствия в НАЗе? На сутки, на двое, на трое (если экономить)? Нельзя заранее предположить где сядет спускаемый аппарат и на сколько дней хватит его резервов. Совершенствовать средства связи может и нужно. Но опять же, до какого предела? В спускаемом аппарате не должна быть априори рация с дальностью работы в 1000 км. Она там не нужна. Нужна рация, которую запеленгуют и на которую выйдут средства спасения. А вот каких габаритов должна быть такая рация? Поместится ли она в НАЗ? Ведь в данном случае начинается сравниваться вариант, что поместилось в НАЗ и что хотелось бы иметь

    Цитата: шурави
    НАЗы комплектуются под конкретные районы полётов.

    Крайне мловероятно. Может быть различные варианты НАЗ, такого не исключаю, но чаще всего есть тот НАЗ, который в данное время стоит на вооружении различных служб. Вряд ли у нас так хорошо развита логистика, чтобы летчикам Южного Военного округа давали один НАЗ, а летчикам Восточного военного округа - совершенно другой. По деталям может и различаются, но не более

    Цитата: шурави
    В идеале патрон 7,62 х 25. Который ещё называют недооценённым патроном. Тот самый, что к ТТ, ППШ.
    В Афгане была здравая попытка вооружить экипажи снятыми со складов ТТ и ППС.
    Но оказалось, что ТТ не помещается в штатный карман комбинезона (что в принципе легко устранялось), но самое печальное, отсутствие режима одиночного огня у ППС.
    В итоге получили калашниковский обрез.

    Как видите, камрад, даже идеал порой не достижим. Карман в принципе можно было бы и переделать, никто в этом не сомниватся, но вот сделать одиночный режим стрельбы у ППС не получится. А что это значит. что такое оружие в НАЗе вряд ли применимо...

    Цитата: шурави
    Не только НАЗы менять, а всю систему ПСО. И главное, высшее руководство в оном. Которое насколько костно и бестолково, что не смогло даже систематизировать афганский и чеченский опыт.

    Предвидя вопрос, отвечаю сразу:

    Ещё во времена Афганистана было установлено, что спасение экипажа терпящего бедствие над недружественной территорией возможно в ближайшие 30 минут, далее шансы вытащить их живыми, резко падают.
    Самый эффективный способ, это забирать с ходу.
    Как это выполнялось:
    - ударной группе предписывалось сохранять 20% боеприпасов основного вооружения и не менее 80% стрелково-пушечного, дабы в случае ЧП незамедлительно, пока товарищи болтаются на стропах, зачистить место их приземления.
    - вертолёты поисково-спасательной группы дежурство несли не на земле, а в воздухе, с 5-ти минутным подлётом до места работы ударной группы
    - вертолёты поисково-спасательной группы поднимались в воздух и выходили в район до взлёта ударной группы
    - маршрут до цели и обратно ударной группе прокладывался так, чтобы вертолёты поисково-спасательной группы могли выйти в район бедствия на маршруте в 10-ти минутный интервал
    - при взлёте вертолёты поисково-спасательной группы занимали готовность №2 резервные вертолёты поисково-спасательной группы и в случае ЧП незамедлительно поднимались в воздух
    - оптимальный состав поисково-спасательной группы, два (пара) Ми-8 и четыре (звено) Ми-24 прикрытия
    - в случае особой сложности района работы назначалось дежурное звено штурмовиков Су-25, которое в случае ЧП незамедлительно поднимались в воздух

    И едва где-то, какой командир нарушал этот порядок, то в лучшем случае вывозили трупы.

    Что было в Сирии:
    - ударная группа выложила всё в районе цели, потому, когда был сбит один из самолётов, ничем не могли помочь товарищам, когда тех расстреливали в воздухе
    - вертолёты поисково-спасательной группы дежурство несли не земле (керосин блин, экономили!!!)
    - в группу прикрытия назначили два Ми-8 и всего два Ми-24
    - пара Ми-24 физически не смогла построить «карусель» что привело к потере одного Ми-8, одного из бойцов ПДГ (парашютно-десантная группа) и позорному провалу всей спасательной операции в целом

    Камрад ! Я думаю, что вопросы спасения экипажей в зоне боевых действий крайне мало зависят от того, какой у них НАЗ. Там, в действительнсоти крайне важен фактор времени. Что касается средств спасения экипажей самолетов и космических кораблей в период, когда они не задействованы в боевых действиях - это совершенно другое. Одно дело спасти экипаж самолета (вертолета) когда на него через 10-20 минут выйдет враги и совершенно другое, когда корабль упал в безлюдной местности и ему не при=
  13. +1
    2 декабря 2017 22:36
    Первый логичный образец. На фоне представленных в предыдуших частях цикла выглядит почти шедевром.
    Следуюший шаг это опционально добавить сменный ствол с интегрированным глушителем и удобный брезентовый патронташ чтоб и на пояс и через плечо и на приклад и на предплечие.