Злой рок Фолклендов

31
Злой рок ФолклендовВ последние недели взор многих россиян, да и не только их, был прикован к далекому району Южной Атлантики, где разыгралась трагедия с аргентинской подводной лодкой «Сан-Хуан». Субмарину, переставшую выходить на связь, уже месяц ищут авиация и флот самой Аргентины, а также ряда стран мира. Даже далекая от тех мест Россия направила в район операции группу специалистов и новейшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», не так давно своим таинственным рейдом поставившее на уши Пентагон и Белый дом. Но за перипетиями этой, как теперь уже становится понятно, катастрофы мало кто обратил внимание на одно совпадение. Если подлодка «Сан-Хуан» пропала к северу от Фолклендских островов, за обладание которыми аргентинцы в прошлом столетии вступили в жаркую схватку с британцами, то 35 лет назад к югу от архипелага в ту самую войну погиб аргентинский крейсер «Генерал Бельграно».

ВЕТРЕНАЯ ФОРТУНА



Аргентинскому флоту до самого последнего времени, можно сказать, везло. Страна осталась нейтральной как в Первую, так и во Вторую мировые войны, избежав тем самым кровавой дани ненасытному богу войны. При этом, что интересно, на 1940 год аргентинские военно-морские силы (ВМС) считались восьмыми по боевой мощи в мире, уступая флотам крупнейших европейских держав, а также США и Японии. И уж конечно, они были самыми крупными ВМС в Латинской Америке.

Однако затем удача изменила аргентинским адмиралам: сначала в годы Фолклендской войны (1982) они потеряли один из своих крупнейших боевых кораблей – крейсер «Генерал Бельграно», что стало крупнейшей за всю историю национальных ВМС катастрофой, а три с половиной десятилетия спустя уже в мирное время флот постигла вторая ужасная катастрофа.

Мы не будем рассматривать здесь все перипетии трагедии с дизель-электрической подводной лодкой (ДЭПЛ) «Сан-Хуан», поскольку СМИ и так достаточно подробно ее освещали. Разве что отметим: не найденная еще пока субмарина – далеко не первая жертва так пока и непонятого нами океана. Достаточно вспомнить, что в следующем году исполнится ровно полвека году, который вполне можно назвать «черным годом подплава» (см. «Загадка исчезнувших субмарин», «НВО» от 01.12.17). Дело в том, что в 1968 году по так и не выясненным до конца причинам пропали сразу четыре подлодки – французская «Минерва», израильская «Дакар», советская К-129 (см. «Кто виновен в гибели К-129», «НВО» от 24.11.17), а также американский атомоход «Скорпион».

А вот району, где предположительно пропала подлодка «Сан-Хуан», мы посвятим больше внимания. Случилось это в точке с координатами 46 градусов 44 минуты ю.ш. и 60 градусов 8 минут з.д., то есть севернее Фолклендских, или, как их именуют аргентинцы, Мальвинских островов. А вот южнее этого архипелага, в точке с координатами 55 градусов 24 минуты ю.ш. и 61 градус 32 минуты з.д., 2 мая 1982 года британской атомной подводной лодкой (АПЛ) «Конкэрор» был потоплен аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Итог трагедии – 323 погибших.

ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ ПРИКАЗАЛА: «ТОПИТЬ!»

Считается, что у премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер на решение – топить или не топить аргентинский корабль – ушло всего несколько минут. Но затем она всю оставшуюся жизнь вынуждена была постоянно отстаивать свое решение и доказывать, что оно было единственно верным. Многие думали, что это просто принципиальная позиция известного политика: ну не может Железная леди признать, что была неправа! Однако в 2011 году в свет выходит книга The Silent Listener: British Electronic Surveillance: Falklands 1982 бывшего сотрудника британской разведки майора в отставке Дэвида Торпа, которому, как оказывается, Тэтчер уже тогда поручила тщательно проверить и перепроверить всю информацию по данному эпизоду Фолклендской войны с целью установления истины и того, адекватно ли ситуации было принятое премьером решение. Автор доказывает – да, адекватно!

На основе данных радиоперехвата и другой развединформации Торп показывает, что корабельная ударная группа во главе с крейсером «Генерал Бельграно» хоть и находилась на момент атаки вне установленной британским правительством с 12 апреля 1982 года 200-мильной запретной зоны вокруг «своих островов» (точка гибели отстояла от ее границы на 36 миль), внутри которой флот ее величества обязали топить всех подряд, но имела приказ следовать в точку, расположенную внутри этой зоны, с целью нанесения удара по кораблям британского экспедиционного соединения. Впрочем, книга подверглась разгромной критике со стороны некоторых военно-морских экспертов за ряд нестыковок с другими известными и достоверными источниками, поэтому вопрос о том, куда все же шел крейсер – внутрь запретной зоны или прочь от нее – так и остался, по мнению многих, открытым.

Тем более что так и не обнародована пропавшая часть вахтенного журнала АПЛ «Конкэрор», охватывающая примерно полгода ее службы, включая и потопление аргентинского крейсера. Правда, в 2012 году вышла в свет книга Стюарта Преббла The Secrets of the Conqueror: The Untold Story of Britain’s Deadliest Submarine, в которой он указывает, что пропал документ не из-за каких-то нестывок в действиях подводников в ходе Фолклендской войны, а по причине их участия уже после ее завершения в совместной с американцами сверхсекретной разведывательно-диверсионной операции против Советского Союза, известной под обозначением «Barmaid» (можно перевести как «буфетчица», «официантка» или «барменша») и имевшей целью кражу секретного гидроакустического оборудования – новейшей буксируемой гидроакустической антенны.

В любом случае, как это ни трагично звучит, но действия командира «Конкэрора» были «обычными» для «обычной войны» (признают это, кстати, и сами аргентинские моряки). Необычным стало лишь то, что это была первая в мировой истории боевая торпедная атака атомной подлодки, да то, что из похода АПЛ «Конкэрор» возвращалась под флагом, который можно назвать «пиратским»: на его черном полотнище был изображен череп на фоне перекрещенных торпед, а также три символа – пиратский клинок, силуэт крейсера «Генерал Бельграно» и символ ядерной энергетики. Правда, еще более необычным стало для меня то, что однажды на одном из зарубежных форумов я прочитал, что выживший после гибели «Бельграно» аргентинский моряк ищет с целью «пообщаться и вспомнить былое кого-то из экипажа потопившей нас подлодки «Конкэрор». Живо представил, как наш ветеран, стоявший насмерть на Курской дуге, пишет, что хотел бы «поговорить за жизнь» с кем-нибудь из танкистов дивизии «Мертвая голова», утюживших их жарким летом 1943-го! Какие все же разные бывают войны…

ЗАПРОГРАММИРОВАННАЯ ТРАГЕДИЯ

Впрочем, трагедия с «Генералом Бельграно» была запрограммирована с того самого момента, как лидеры аргентинской военной хунты приняли самоубийственное решение провести свою маленькую победоносную войну.

«До недавнего времени нам постоянно говорили, что аргентинцы – это соль земли. Также годами нам говорили, что Фолкленды принадлежат Аргентине. В конечном итоге говорившие нам это поверили в свои слова и сами, – пишет аргентинский историк Карлос Эскуде. – Теперь уже никто не сомневался в том, что если мы предпримем силовую акцию, то нас поддержат все, в том числе и Соединенные Штаты. Какая наивность. Но еще большей наивностью было полагать, что Великобритания не ответит на брошенный ей вызов. Что она позволит нам забрать острова. Но это уже была перчатка, брошенная в лицо всему блоку НАТО».

Причем главным инициатором вторжения на Фолкленды был именно представитель флота – командующий аргентинскими ВМС адмирал Хорхе Анайя, который и спланировал операцию «Розарио». Предполагалось начать вторжение либо в день начала освободительной революции – 25 мая, либо в День независимости – 9 июля, но внутриполитическая ситуация (30 марта, например, была массовая демонстрация в Буэнос-Айресе, жестоко разогнанная армией) вынудила военных поторопиться.

26 марта генерал Леопольдо Галтиери отдал приказ начать силовую акцию по захвату Фолклендских островов, а 30 марта в район архипелага вышло крупное соединение военно-морских сил Аргентины (авианосец, крейсер, два эсминца УРО, фрегат УРО и одна ДЭПЛ), сопровождавшее десантный отряд в составе трех десантных кораблей и трех транспортов с подразделениями морской пехоты и сухопутных войск. Для британской военной разведки все стало предельно ясно – готовится вооруженный захват островов, о чем и было доложено наверх. Одновременно к островам отправили первую атомную подлодку – «Спартан».

2 апреля аргентинские войска заняли острова, и в тот же день Лондон разорвал дипотношения с Буэнос-Айресом, а с 5 апреля начал развертывание в Южной Атлантике экспедиционных сил для проведения операции «Корпорейт» с целью освобождения архипелага. В общей сложности с 5 апреля по 15 июня Великобритания направила в район боевых действий 136 боевых кораблей и судов, около 70 самолетов, более 80 вертолетов, а также воинский контингент в количестве до 9 тыс. человек. Таким образом, Лондон направил в Южную Атлантику почти половину (!) имевшихся на тот момент в боевом составе ВМС кораблей и судов. Более того, для обеспечения связи штаба руководства с флагманским кораблем, в роли которого выступал авианосец «Гермес», англичане вывели на геостационарную орбиту спутник связи «Гепфиллер»! Но главное – британцы отправили туда атомные подлодки, официально, кстати, объявив об этом.

По большому счету последнее должно было отрезвить хунту, поскольку даже сегодня обнаружить патрулирующие под водой атомоходы чрезвычайно трудно (сейчас не могут даже найти неатомную подлодку!), а уж тогда аргентинцам это было совершенно не под силу. Поэтому ни один их корабль не мог чувствовать себя в безопасности. «Единственный способ достоверно узнать о присутствии подводной лодки – начать терять свои корабли, но это очень дорогой способ», – говорит один из героев книги Submarine: A Guided Tour Inside a Nuclear Warship Тома Клэнси и Джона Грешэма (не путать с автором бестселлеров Джоном Гришэмом). Но нет, то ли предупреждение не сработало, то ли дело в том, что указанная книга вышла 10 лет спустя. В итоге ответить за самонадеянность аргентинского командования надлежало команде «Генерала Бельграно».

ЕМУ ПРОСТО НЕ ПОВЕЗЛО

Причем крейсер в буквальном смысле оказался не в то время и не в том месте. Дело в том, что сутками ранее две другие британские атомные подлодки, «Спартан» и «Сплендид», «брали на прицел» аргентинский авианосец, но по ряду причин не атаковали его (в одном случае командир упустил момент, в другом – не было получено «добро» вышестоящего командования). Повезло и сопровождавшему «Генерала Бельграно» эсминцу: считается, что одна из трех торпед «Конкэрора» попала в него, но почему-то не взорвалась (вероятно, потому что стрелял командир торпедами более старого типа – Mark VIII, принятыми на вооружение еще в 1927 году, поскольку только они должны были гарантированно пробить бронированный корпус крейсера). А вот после гибели крейсера случилось резкое просветление в горячих головах – аргентинский надводный флот прочно засел в базах и никуда больше не выходил. Зато британскую эскадру изрядно проредили аргентинские летчики, отомстив за моряков.

Контр-адмирал Хорхе Гуальтьер Аллара, занимавший в 1980-е годы пост командующего флотом ВМС Аргентины и принимавший непосредственное участие в планировании операции вторжения на Фолкленды, позднее вспоминал свою беседу с командующим военно-морскими силами адмиралом Хорхе Анайя: «Адмирал не сомневался в том, что никакой серьезной военной реакции со стороны британцев не последует… Хотя если бы британцы обнаружили нашу подготовку к операции, то могли бы сорвать ее, всего лишь направив в тот район одну многоцелевую атомную подводную лодку».

Аргентинский адмирал, что называется, сглазил. Британцы атомную подлодку все же отправили. И не одну. Последствия прибытия трех атомоходов оказались печальными – потопление крейсера и самые тяжелые в истории ВМС Аргентины потери в корабельном и личном составе. Более того, именно случай с «Генералом Бельграно» стал той красной линией, за которой мирного решения возникшей проблемы просто не оставалось. За пролитую кровь надо было во что бы то ни стало отомстить. Тут-то все и завертелось в бешеном темпе, а результат нам хорошо известен. После же нынешней трагедии район спорных островов и вовсе стал каким-то проклятым местом…
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 декабря 2017 19:42
    Все они, "западнюки", одним миром мазаны и доллеру молятся. И нет ничего удивительного в том, что взрываются аккумуляторы, а не бомбы, сброшенные аргентинцами на мелкобритов. Мораль сей басни такова - ПОКУПАЙТЕ РОССИЙСКОЕ!
    1. +6
      18 декабря 2017 10:37
      Вы в рекламном агентстве работаете? Уж слишком навязчивая реклама!
    2. 0
      24 декабря 2017 04:10
      Не очень ясно, но из статьи понял что автор оправдывает англичан и осуждает Аргентину, хотя где английские берега и где фолкленды. Думаю все же реванш будет.
  2. +4
    17 декабря 2017 20:30
    Вообще позиция англов удивляет . Конкерор потопил Бельграно, вне пределов зоны. И что , это корабль противника, в составе отряда, находится ни в нейтральном порту , а в принципе не далеко от зоны конфликта, и ту надо решение премьера на потопление! Оперативно однако))) А что за мог на прицеа авианосец , но не получили добро от вышестоящего командования , это война или торговля акциями на бирже?
    1. +2
      18 декабря 2017 00:30
      Может тут вопрос в том, что Бельграно это, конечно, крейсер, но ближе к памятнику (как Аврора), чем к боевому кораблю - он очень старый (1938 года). Непонятно другое: зачем его арги в море выгнали: не собрались же они на нем воевать?
  3. +2
    17 декабря 2017 20:32
    Врядли Тизенгаузен или Прин , в свое время, запрашивали разрешение на атаку. Опознал врага бей его. Или международное право настолько стало , мммм, зарегулированным в части ведения войны?
  4. +16
    17 декабря 2017 20:53
    Вот не понял смысла статьи, честно. Всё в кучу. Люди, кони, хунта, "Бельграно" к югу, "Сан-Хуан" к северу, торпеда в эсминец. Острова эти ещё. "Это место проклято" (с) х/ф "Мумия".
  5. +2
    17 декабря 2017 21:19
    Статья интересная, но автор,
    Живо представил, как наш ветеран, стоявший насмерть на Курской дуге, пишет, что хотел бы «поговорить за жизнь» с кем-нибудь из танкистов дивизии «Мертвая голова», утюживших их жарким летом 1943-го!
    как мимо вас прошла реальность? В 90-х были модными братания ветеранов СССР и Германии, в частности помню, как лично лицезрел по ящику встречу двух "сталинградцев" и их совместное остограмливание. Зрелище конечно непотребное для нашей страны, холёный и самодовольный ганс, снисходительно похлопывающий по плечу нашего согбенного жизнью дедушку в орденах, как будто, не мы победители в той войне....
  6. 0
    17 декабря 2017 21:45
    стал каким-то проклятым местом…

    Прочитав эту фразу, почему-то сразу подумал про "Автоваз"..... winked
    1. +1
      17 декабря 2017 21:49
      Детройт по всем параметрам лучше.
      1. +2
        17 декабря 2017 22:01
        Населите две-трети Тольятти неграми, тогда и посмотрим-где будет "лучше..." wink
        1. +1
          18 декабря 2017 04:55
          Детройт сдулся из-за негров? Свежо...
  7. +4
    17 декабря 2017 21:57
    Вообще то, парадокс и трагизм ситуации налицо. Англичане сами установили 200 мильную закрытую зону, а затем сами же за пределами ее топят крейсер. Зачем зону было устанавливать? И нелепо выглядят оправдания "железной леди" - мол он "собирался"....
    Навевает на память анекдот:
    Находят менты во время очередного обыска у мужика в селе на чердаке ржавый, старый, дырявый самогонный аппарат. Ну и начинают составлять акт.
    Мужик оправдывается - так не мой он, а прадеда, наверное... Дырявый... Ржавый...Не рабочий....
    Менты не унимаются - есть, значит акт составляем!
    Мужик - ну, тогда давайте и об изнасиловании составим!
    Менты - какое изнасилование?!!
    Мужик снимет штаны и указывает на орган - ну ведь есть же!!!!
  8. 0
    17 декабря 2017 22:28
    Да что тут гадать на кофейной гуще!Приказ о потоплении отдала " полоумная баба" Тэтчер! fool
    1. +1
      18 декабря 2017 06:58
      Точно, а потом пришедший к власти в СССР горбатый или меченный как его называют, поехал к ней и к Рейгану сдавать СССР. А по поводу пропажи аргентинской подлодки иностранная пресса пишет вот что.
      Пропавшую подводную лодку Аргентины уничтожил британский вертолёт? 15 ноября 2017-го года ВМФ Аргентины потеряли связь со своей подводной лодкой «Сан-Хуан», на борту которой находилось 44 человека. В последний момент выхода на связь лодка якобы всплывала в районе залива Сан-Хорхе у побережья провинции Санта-Крус. Она совершала переход с базы «Ушуайя» в место постоянной дислокации на базе «Мар-дель-Плата». Лодку искали практически всем миром и согласно существующей официальной версии на субмарине была “проблема с аккумуляторами”, из за которых “возник пожар”. Были даже назначены официальные виновники катастрофы. Ими оказались две немецкие фирмы, якобы поставившие Аргентине некачественные аккумуляторы. Оказывается, что непосредственно перед моментом исчезновения «Сан-Хуан» уходила от преследования британского противолодочного вертолета, поддерживаемого кораблем ВМФ Чили. Об этом вдруг сообщила сестра одного из погибших моряков, которой брат, незадолго до гибели, успел передать короткое частное сообщение.
      Джессика Медина (Jessica Medina), брат которой Роберто Даниэль Медина (Roberto Daniel Medina) служил на борту потерянной подлодки, в эксклюзивном интервью газете La Gaceta рассказала, что за несколько дней до официальной потери связи с подводной лодкой через приложение WhatsApp Джессика Медина получила сообщение от брата: «Это было странное сообщение, в котором он сказал нам, что их лодку ищут британский вертолёт и чилийский военный корабль. К сожалению, разговор прервался. И это было последнее сообщение»
      1. 0
        24 декабря 2017 13:03
        Как он там вацапом пользовался? В море, под водой, в корпусе подлодки? Уже смешно.
  9. +2
    17 декабря 2017 22:35
    Цитата: Доктор Зло
    Вот не понял смысла статьи, честно. Всё в кучу. Люди, кони, хунта, "Бельграно" к югу, "Сан-Хуан" к северу, торпеда в эсминец. Острова эти ещё. "Это место проклято" (с) х/ф "Мумия".

    не подскажете, где можно Ваши статьи почитать?
    1. +2
      18 декабря 2017 07:08
      Да статья амбициозна по своей хронологии и систематизации и трудно уловить её смысл. Более подробно о Фолклендской войне написано здесь со всеми многочисленными ссылками. Фолклендская война — вооружённый конфликт между Великобританией и Аргентиной, связанный с претензиями Аргентины на право владения Фолклендскими островами. В США и Европе ее называют «Конфликт в Южной Атлантике», аргентинцы именуют ее «Мальвинским конфликтом», а британцы — «войной в Южной Атлантике» или «Фолклендской войной», в отечественной литературе употребляется название «англо-аргентинский вооруженный конфликт». Боевые действия продолжались 74 дня и закончились капитуляцией Аргентины. http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%A4%D0%BE%D0
      %BB%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%
      B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
  10. +1
    17 декабря 2017 22:36
    Цитата: verner1967
    Статья интересная, но автор,
    Живо представил, как наш ветеран, стоявший насмерть на Курской дуге, пишет, что хотел бы «поговорить за жизнь» с кем-нибудь из танкистов дивизии «Мертвая голова», утюживших их жарким летом 1943-го!
    как мимо вас прошла реальность? В 90-х были модными братания ветеранов СССР и Германии, в частности помню, как лично лицезрел по ящику встречу двух "сталинградцев" и их совместное остограмливание. Зрелище конечно непотребное для нашей страны, холёный и самодовольный ганс, снисходительно похлопывающий по плечу нашего согбенного жизнью дедушку в орденах, как будто, не мы победители в той войне....

    Хорошо, что не видел этой передачи, а еще лучше, хоть и грешно так говорить, что дед мой и бабка - фронтовики - не дожили до этой передачи...
  11. +2
    17 декабря 2017 23:59
    А как сажать самолет, мы расскажем в следующем номере нашего журнала
  12. +6
    18 декабря 2017 00:50
    Бабац!...и "злой рок Фольклендов" в одночасье притянут за уши? wink А погибшая аргентинская подлодка-"для затравки"?
    Хорошо помню то время и ту международную обстановку вокруг островной войны ВБ и Аргентины. Тревожное было время и всякие разные домыслы-слухи циркулировали. Честно скажу, мысленно был на стороне аргентинцев, так как с наглосаксами мы были по разные стороны мирового противостояния,...все параметры английских "Чифтенов" и новейших "Челленджеров", тактику и организацию частей и подразделений, как и многое другое( на "ЗВО" был подписан, и регулярно читал его от корки до корки, так что имел и хорошее представление об аргентинском и английском флоте), знал тогда назубок-это был( по ходу, таким и остался? winked ) наш "вероятный противник" и если он нёс потери, то это было нам, Советскому Союзу, на руку...
    На месте Тэтчер тоже отдал бы приказ потопить самый крупный корабль аргентинского флота-чтобы попытаться одним махом сломить боевой дух противника, повергнуть его в шок и трепет! yes Ещё тогда, после известия о потоплении крейсера "Генерал Бельграно", подумал, что следующим потопленным кораблём станет аргентинский авианосец, а оно вона чё было....держали "на мушке" и прошляпили его англичане, понятненько...
    Аргентинские пилоты "Супер-Этандаров" своими "Экзосетами" напрочь "раздолбали" и выжгли, в корне пагубную, концепцию изготовления, для боевых кораблей, надстроек из горючих алюминиево-магниевых сплавов-это стало наглядным уроком не только для британских кораблестроителей!... Искренне жалел тогда, что аргентинский запас ПКР "Экзосет" быстро истощился, а пополнить его французы отказались smile Что было, то было, "алагер ком алагер". request
    Надеюсь, что пропавшую аргентинскую ДПЛ вскоре отыщут на морском дне и родным и близким моряков станет как-то спокойнее на Душе-будут знать где братская могила их любимых людей-для родных это важнее, чем для государства!
    1. +2
      18 декабря 2017 01:31
      пищак
      Бабац!...и "злой рок Фольклендов" в одночасье притянут за уши? wink А погибшая аргентинская подлодка-"для затравки"?

      Однозначно. Тему Фолклендов за уши притянули...
      1. +2
        18 декабря 2017 03:17
        А то yes , конечно за уши...?!
        hi
  13. +4
    18 декабря 2017 00:57
    Конфликт имел место быть . И те события еще будут обсуждать . Расскажу о том что видел сам . Выводы за читателями . Осенью 1981 окончил МВИМУ . Весной на ППР " Заполярье " вели промысел в АЧА криля . Начался конфликт , на ППР " Заполярье " , штаб промысла ( на судне была спутниковая связь с Москвой ) . Дали приказ выводить все суда . Построили караван , мы впереди за нами остальные суда . Зрелище впечатляющее включено все палубное освещение дополнительно прожекторы на фальш трубу и кормовой флаг . Ночью на локаторе по левому и правому борту четкие засветки двух целей . С рассветом они просто растворялись . В мореходке была морская кафедра специализация подплав . Многовато для воюющих сторон . Вопрос кто и чем там занимался ? Еще было указание в случае обнаружения тел в воде срочно сообщать но ни в коем случае ( если нет признаков жизни ) не поднимать на борт . Удивительно то что через много лет уже работая в нефтеразведке летел с английской военно-воздушной базы сменным экипажем на Фолкленды и многое подтвердилось .
  14. +3
    18 декабря 2017 01:29
    После же нынешней трагедии район спорных островов и вовсе стал каким-то проклятым местом…

    Проклятым местом оно стало, после обнаружения у Фолклендов запасов углеводородов...
    В свое время в период "парада суверенитетов" в 50-х годах, англичане ничего не сказали против Комитету по деколонизации при ООН о предоставлении Фолклендам независимости, видимо все решала нефть...
    Казус этой войны в том, что за архипелаг с населением в 1 800 человек воевало 45 000 в/сл....
    1. +4
      18 декабря 2017 01:47
      Согласен с Вами так как разведкой возможности нефтедобычи занималось совместное предприятие . С нашей стороны было предоставлено судно с экипажем , наука была сборная немцы , англичане , норвежцы , американцы , австралийцы и т.д. Результаты положительные.
  15. 0
    18 декабря 2017 09:02
    предпочитают покупать западное старье.... бананвые республики без независимосати от Запада
  16. +2
    18 декабря 2017 22:51
    "вероятно, потому что стрелял командир торпедами более старого типа – Mark VIII, принятыми на вооружение еще в 1927 году, поскольку только они должны были гарантированно пробить бронированный корпус крейсера" ЧТО за бред? В смысле ТОЛЬКО они, а что типа современные торпеды одуванчиками заряжены? Какие то глупые слова, засомневался в компетенции автора.
    1. +1
      19 декабря 2017 11:11
      Меня про торпеды тоже зацепило. Явно бред какой-то.
  17. 0
    19 декабря 2017 17:52
    Про торпеды явно перемудрили . А вот то что атака на крейсер была за зоной боевых действий факт . При этом сами англичане не скрывают что в это время там присутствовала американская АПЛ . Каково ее участие , просто наблюдала , а может участвовала ?
  18. 0
    21 декабря 2017 16:47
    Цитата: Дирижер
    Вообще позиция англов удивляет . Конкерор потопил Бельграно, вне пределов зоны. И что , это корабль противника, в составе отряда, находится ни в нейтральном порту , а в принципе не далеко от зоны конфликта, и ту надо решение премьера на потопление! Оперативно однако))) А что за мог на прицеа авианосец , но не получили добро от вышестоящего командования , это война или торговля акциями на бирже?

    ..это значит *бей первым Фреди* , ну а потом разборки...