Забытая мелодия для «Лиры»

51


Судовые ядерные энергетические установки (ЯЭУ) с жидкометаллическим теплоносителем имеют ряд неоспоримых преимуществ. Создавая оснащенные ими подводные лодки, конструкторы исходили из того, что циркулирующий в первом контуре ЯЭУ жидкий металл с высоким коэффициентом теплоотдачи обеспечивает получение рабочего «турбинного» пара с параметрами более высокими, чем в ЯЭУ с классическими водо-водяными реакторами (ВВР).



Пионерами заправки субмарин жидким металлом стали американцы. Правда, лодка такая у них была построена всего одна – SSN-575 Seawolf и реактор на ней установили тоже один – типа S2G. Охлаждался он жидким натрием. Лодку Seawolf, вступившую в состав ВМС в 1957-м, рассматривали в качестве опытной альтернативы первой в США (и в мире) атомной SSN-571 Nautilus, имевшей водо-водяной реактор S2W. В Пентагоне хотели определиться на ближайшее будущее, какая ЯЭУ для подводных лодок предпочтительнее.

Жидкометаллические перспективы прельщали. При давлении теплоносителя в первом контуре в 20 раз меньшем, чем в ЯЭУ с ВВР, температура рабочего пара после парогенератора в жидкометаллической ЯЭУ оказалась в 1,8–1,9 раза выше. Однако сама ЯЭУ у американцев получилась довольно сложной. Во втором контуре между трубками парогенератора циркулировал промежуточный теплоноситель – сплав натрия и калия, нагревающий питательную воду, которая испарялась в парогенераторе. С натрием вышло фиаско. Наблюдалась интенсивная коррозия конструкционного металла на фоне роста в последнем напряжений, которые были обусловлены значительным температурным перепадом в реакторной установке (250 градусов). И это еще не все. В случае аварии с разрывом трубок парогенератора натрий и калий вступили бы в бурную реакцию с водой, что неминуемо привело бы к тепловому взрыву.

Несмотря на очевидные теплофизические преимущества реактора S2G, американские моряки в целом остались им недовольны – ЯЭУ Seawolf оказалась менее надежной, чем у Nautilus. Кроме того, большие хлопоты доставляла необходимость постоянного поддержания высокой температуры жидкого металла при нахождении лодки в базе, чтобы он не застыл и не «дал козла», выведя субмарину из строя

Поэтому американцы эксплуатировали Seawolf c S2G недолго. Уже в 1958 году лодка прошла капитальную реконструкцию. Жидкометаллическую реакторную установку от греха подальше заменили на более привычную и надежную с ВВР S2WA – по типу реактора, установленного на Nautilus. С ним она прослужила еще долгие годы.

Кит-рекордсмен

В нашей стране задачу применения жидкометаллических ЯЭУ на атомных подводных лодках взялись решать почти одновременно с США. Это предусматривалось принятым в 1955 году постановлением Совмина СССР. Работа над проектом 645 началась вскоре после того, как в Северодвинске была заложена первая советская атомная субмарина К-3 проекта 627 «Кит» (с ВВР). Закладка там же К-27 по проекту 645 состоялась летом 1958-го, когда К-3 проходила ходовые испытания в Белом море. Через пять лет К-27 была принята в состав ВМФ СССР. Главными конструкторами проекта 645 были Владимир Перегудов и с 1956 года Александр Назаров (СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит»).

Сама по себе К-27 являлась «энергетической» модификацией первых советских АПЛ проектов 627 и 627А. Внешне от них и не отличалась. Главное новшество 645-го проекта заключалось в том, что вместо ВВР ВМ-А у «Китов» на экспериментальной по сути К-27 установили два реактора ВТ-1 с жидкометаллическим теплоносителем, в качестве которого использовался сплав свинца и висмута. Ядерная паропроизводящая установка (ЯППУ) с ВТ-1 была разработана конструкторским коллективом КБ-10 (будущее ОКБ «Гидропресс») под научным руководством академика Александра Лейпунского. Изготовили ЯППУ на Подольском машиностроительном заводе.

Официально отнесенная к опытным кораблям К-27 была полноценной боевой атомариной. В апреле 1964-го она отправилась с Кольского полуострова в атлантический поход к экватору всю дорогу в подводном положении, что для нашего подплава было впервые. За 1240 часов хода К-27 оставила за кормой 12 400 миль. Рекорд! Командир К-27 капитан 1-го ранга Иван Гуляев за успехи в освоении новой техники был удостоен звания Героя Советского Союза.

Как и американцы, советские моряки сразу столкнулись со сложностями эксплуатации. Это и необходимость постоянного (то есть и у причала, и при нахождении в доке) поддержания температуры первого контура свыше 125 градусов, и его загрязнение радиоактивным полонием-210 (продуктом бомбардировки висмута нейтронами), и потребность в наличии на базе спецоборудования для приготовления свежего сплава свинец-висмут и приема с борта лодки такого отработанного «коктейля», причем фонящего. Кроме того, К-27 оказалась весьма шумной и потому более заметной, нежели атомарины вероятного противника. Это огорчало адмиралов больше всего.

В мае 1968 года К-27, только-только прошедшая плановый ремонт, отправилась отрабатывать курсовые задачи боевой подготовки, а заодно и проверить работоспособность энергоустановки. Увы, «детские болезни» проекта дали о себе знать и тот поход для К-27 оказался не «крайним», а последним. Как только лодка дала полный ход, тепловыделяющие элементы в реакторе левого борта перегрелись, часть их разрушилась. Лодка всплыла и на правом реакторе вернулась в базу. К несчастью, авария имела тяжкие последствия: продукты деления проникли в обитаемые отсеки. Переоблучился весь экипаж, восемь моряков умерли в госпиталях, еще один задохнулся на борту в противогазе. Специалисты пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии стало «отравление» активной зоны реактора шлаком и окислами свинца и висмута. Это было учтено при создании новых лодочных реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Саму К-27 восстанавливать не стали, отправили на прикол. В 1982-м ее затопили северо-восточнее Новой Земли в Карском море.

Истребитель-автомат

Опыт эксплуатации К-27 оказался драматическим, но вовсе не бесполезным. Из него были сделаны выводы, положенные в основу создания новых АПЛ с жидкометаллическими (тоже свинец-висмутовыми) реакторами и титановым прочным корпусом – одной предсерийной проекта 705 и шести серийных 705К (обобщенное название «Лира», по условной классификации НАТО – Alfa).

К разработке приступили в том же СКБ-143 под руководством главного конструктора Михаила Русанова. Построенная на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде К-64 была чисто опытной и прослужила недолго из-за аварии с застыванием теплоносителя. Серийные же шесть атомарин (К-123, К-316, К-373, К-432, К-463 и К-493), строившиеся как в Ленинграде, так и в Северодвинске на Севмашпредприятии и пополнившие флот в 1977–1981 годах, благодаря великолепным тактико-техническим данным доставили немало головной боли ВМС США.

Характеристики были получены благодаря тому, что однореакторная ЯППУ БМ-40А со свинцово-висмутовым теплоносителем превосходила водо-водяные ЯППУ других субмарин своего времени по эксплуатационной маневренности вдвое, по энергонасыщенности – в 1,5–2,5, а по удельно-массовым характеристикам – в 1,3–1,5 раза. Примечательно, что атомарины проекта 705К почти не уступали в скорости (41 узел) западным противолодочным торпедам и развивали полный ход за какую-то минуту. Располагая поистине «истребительной» верткостью, «Лиры» могли атаковать противника с самых невыгодных для них секторов, хотя и будучи обнаруженными вражеской гидроакустикой.

И это еще не все. «Лиры» оснащались комплексными системами автоматизированного управления энергетикой и оружием. Это позволило свести до минимума численность экипажа – она была в три раза меньше, чем у других подводных атомоходов: 31 офицер и один мичман. Интересный момент: замполит в экипаже отсутствовал, и проведение партийно-воспитательной (именно так, а не привычной в ВС СССР партийно-политической) работы возлагалось на командира. На флоте эти лодки заслуженно прозвали «автоматами».

Правда, широкого распространения и дальнейшего развития лодки проекта 705К (они входили в состав 6-й дивизии подводных лодок Северного флота) не получили. «Лиры» прослужили до начала 90-х годов (головная К-123 – до 1996-го), с одной стороны – доказав исключительные тактические стати, а с другой – выявив значительные сложности в эксплуатации, связанные прежде всего с необходимостью постоянного поддержания определенного уровня физико-химических характеристик теплоносителя, ведь сплав свинца и висмута должен был находиться неизменно в жидком состоянии.

Кроме СССР (России), столь длительного опыта применения подобных реакторов на подводных лодках нет ни у кого. Монополию в подводном атомном (как, впрочем, и в надводном) кораблестроении держат водо-водяные ядерные реакторы.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    16 декабря 2017 19:31
    Спасибо за интересный материал. Очень выдающийся проект. Проект 705 - это так называемые "Золотые рыбки" (в том числе и по цене). По поводу К-123. Она была рекордсменом по времени ремонта в Советских ВМС - 9 лет (с июня 1983 по август 1992) Ну тут уж ничего не поделаешь - жидкометаллический реактор, он такой. В июне 1997 исключена из состава флота.
    1. +6
      17 декабря 2017 01:58
      Появление у нас подлодок пр.705 и 705К обладающих высокой скоростью (41 узлов) сопоставимой со скоростью противолодочных средств (~50 узлов), большой глубины погружения (450 метров) и высокой маневренности - свели к "0" эффективность применения противолодочного оружия, ВМС США.
      1. +1
        17 декабря 2017 11:45
        Совершенно верно. Америкосам пришлось срочно разрабатывать ракето-торпеды. Ну и нам, соответственно, аналогичную систему "Водопад".
        1. +1
          17 декабря 2017 13:45
          у ВМС США нет ни реактивных торпед ни ПЛУР
          у нас их полно: ВА-111 Шквал, 91РТ2, 91Р1, РПК-6М Водопад
          у американцев имеется лишь вменяемая торпеда Mk-48 Mod 5 - 60 узлов, 40 км, 800 метров.
          по ТТХ Физик-1 (УГСТ) и Физик-2 (УГСТ-М - 65 узлов) уступают Mk-48
          а торпеда Футляр вышла на паритет: 65 узлов, 60 км, глубина 500 м.
          1. +2
            17 декабря 2017 17:16
            Штатовским аналогом "Водопада" можно считать UUM-44 SUBROC (англ. SUBmarine ROCket), бывшую на вооружении с 1965 по 1989 года. Существенным недостатком было то, что у неё была только ЯБЧ.
            Наш "Шквал", конечно, уникален, но он не имеет ГСН, ибо на его скорости при его шумности навестись самому ему на цель нереально.
            1. +5
              17 декабря 2017 18:25
              В противостоянии с нами ЯБЧ Саброк, вроде, по делу. Кто попроще - для них Асрок на надводных.
              Это всё я изучал в 70-х, в открытой печати было. Застой какой-то у янки.
              1. +2
                17 декабря 2017 19:24
                Да, они в открытой печати это всё пиарили. В "Военном зарубежнике" было. Тогда же меня поразили нормативы по плаванию, предъявляемые к их "морским котикам" - они были ниже наших третьих спортивных разрядов. А наши разряды регулярно (раз в 3 года, кажется) публиковал "Советский спорт".
                1. +5
                  19 декабря 2017 21:55
                  В СССР был типа аналога "котиков" - боевые пловцы МРП. Там кто-то предназначен был для "работы" в воде, кто-то для "работы" на суше. И нормативы были разными. Товарищ, когда там служил, соревновался с "котиками" - ни разу не проиграли. Гораздо опасней "котиков" были "зелёные береты", "заточенные" на работу под водой. С ними наши справлялись не всегда.
                  Сам я, как сухопутчик, мало этим интересовался, но у коллег-товарищей много кто служил в МРП, разное рассказывали.
                  Тема для отдельного разговора drinks
                  1. +2
                    19 декабря 2017 22:09
                    Про "котиков" амерских я к тому упомянул, что во многом образ их спецслужб ВС сильно распиарен. Не сомневаюсь, что там есть крутые профи, но публикация нормативов (причём обычного плавания, не в одежде с оружием) произвела на меня сильное впечатление. Возможно, это (заниженные нормативы) было сделано в середине 70-х для того, чтобы привлечь в ВС латиносов и негров.
                    1. +4
                      19 декабря 2017 23:21
                      Ихними нормативами стал интересоваться только в 80-е. Береты, рейнджеры, САС, глубинная разведка ФРГ. У Котиков почерпнуть было нечего - наш ареал на море не распространялся. Тут я не оценщик.
                  2. +1
                    19 декабря 2017 22:12
                    Наши своих боевых пловцов восстановили в 1967 году после почти 10-летнего перерыва, Хрущ Кукурузный ликвидировал эту структуру в конце 50-х
                    1. +5
                      19 декабря 2017 23:07
                      А нынешние "хрущи" лучше? Насколько знаю, морской спецназ(т.е. разведчики и диверсанты для действия в чужих водах) опять ликвидировали. Теперь ПДСС - наше всё.
                      Остались только в Вымпеле, если Вымпел еще есть. Но это не структура МО, у них свои задачи.
                      1. +1
                        20 декабря 2017 08:21
                        Про нынешних работников Ленмебельторга и говорить не хочется. Хоть его из руководства МО и выгнали, но содеянного им ещё разгребать и разгребать. Естественно, боевые пловцы нужны в структуре МО для работы с "врагом внешним" (Куприн).
            2. 0
              17 декабря 2017 22:02
              хрень какую то написал. в чём смысл вашего комментария???
              я назвал действующий перечень вооружений!
              1. +2
                17 декабря 2017 22:31
                Ну так у нас в настоящее время и лодок проекта 705 нет. Так кто хрень написал?
  2. +5
    16 декабря 2017 21:38
    Интересная статья. Не даром прочитал. Плюсую. soldier
  3. +8
    16 декабря 2017 22:26
    Не часто тут такие статьи можно прочитать в последнее время.....
  4. +8
    16 декабря 2017 22:26
    С последней лодки этой серии в Гремихе (ЗАТО Островной) был демонтирован реактор целиком. Это была уникальная операция, которую не делали ни до этого, ни после. Перезарядка реакторов АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем осуществлялась только там. Сегодня Гремиха - город-призрак с разрушенными домами, брошенным оборудованием и оставшимися 2 тыс населения (из 40 тыс).
    705 проект в Гремихе:
  5. +1
    17 декабря 2017 01:20
    ИМХО, АПЛ 5-го поколения "Хаски" будет иметь размеры как АПЛ пр. 705 "Лира" не более 4000 тонн водоизмещения
    примерно такую же автоматику и экипаж в 40 человек, носовую сферическую ГАК и бортовые не перезаряжаемые торпедные аппараты (10) как на пр. 885, побортно ПТЗ Пакет-ПЛ (8), 4 ВПУ (16) . Общий БК составит 26 Торпед/ПКР/ПЛУР/КРМБ
    1. 0
      17 декабря 2017 01:36
      АПЛ 5-го поколения "Хаски"

      пойдут на замену существующих АПЛ или в дополнение?
      1. +3
        17 декабря 2017 01:48
        АПЛ пр 885 "Ясень" идут на смену ПЛАРК пр. 949А/АМ "Антей", хотя и они еще послужат до 2030 года, а АПЛ "Хаски" придут на смену ПЛАТ пр. 971 "Щука-Б", тоже где то к 2030-му,
        хотя при водоизмещении до 4000 тонн АПЛ "Хаски" смогут штамповать как Варшавянки пр. 636.6
        1. 0
          18 декабря 2017 00:36
          Зря, имхо, Щуку-Б не производят, она еще вполне соответствует...
          1. 0
            18 декабря 2017 11:54
            Щука-Б - это прошлое, "Ясень" - настоящее, а "Хаски" - будущее подводного флота России. Какой смысл строить устаревший проект, если "Ясень" строится серийно и содержит оборудование исключительно российского производства ?
            1. 0
              18 декабря 2017 12:31
              Одна лодка - не серия, а он пока один. Ясень очень дорог и долго строится, чем сейчас решать задачи?
  6. +4
    17 декабря 2017 02:28
    "Построенная на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде К-64 была чисто опытной и прослужила недолго из-за аварии с застыванием теплоносителя".
    Созданием энергетической установки для АПЛ проекта 705 занялись два коллектива: подольское ОКБ "Гидропресс" и горьковское ОКБМ.
    К-64 имела энергетическую установку, разработанную горьковским ОКБМ. С самого начала эксплуатации К-64 преследовали неудачи и аварии, крупнейшая из которых привела к застыванию теплоносителя и полному выходу из строя реактора. В августе 1974 г. лодку вывели из боевого состава флота, а еще до этого приостановили и всю программу строительства серии .
    Состоявшийся "разбор полетов" на самом высоком уровне привел к отказу от варианта горьковчан в пользу энергетической установки БМ-40А мощностью 150 МВт, разработанной в Подольске. Она оказалась гораздо более надежной, во всяком случае, на построенных впоследствии шести АПЛ усовершенствованного проекта 705К по причине радиационных аварий не погиб ни один моряк.
    Численность экипажа проектом определялась в 16 человек. На 29 настояло руководство ВМФ.
  7. +9
    17 декабря 2017 15:07
    Цитата: Curious
    И это еще не все. «Лиры» оснащались комплексными системами автоматизированного управления энергетикой и оружием. Это позволило свести до минимума численность экипажа – она была в три раза меньше, чем у других подводных атомоходов: 31 офицер и один мичман. Интересный момент: замполит в экипаже отсутствовал, и проведение партийно-воспитательной (именно так, а не привычной в ВС СССР партийно-политической) работы возлагалось на командира. На флоте эти лодки заслуженно прозвали «автоматами».



    На самом деле по штату на пл было 24 офицера, 6 мичманов и 1 матрос - кок. обычно он жил в техническом экипаже и брали его только в море. Касаемо замполита - его действительно не было, но доставал нас вместо зама секретарь парт. организации.
    1. +10
      17 декабря 2017 15:32
      И еще немного по организации: Вместо командиров БЧ-1, 3, 7 у нас были помощник командира по навигации, помощник по вооружению и помощник по электроники. Освобожденного помощника командира не было его обязанности вешали на помощника по вооружению У механоидов остался командир БЧ-5, а вместо командиров дивизионов были старшие инженеры. В общем, экипаж состоял из инженеров, старших инженеров и помощников командира.
      В целом статья для неспециалиста хорошая. ПЛЮС
      1. +4
        17 декабря 2017 19:02
        Инженер и старший инженер belay Прикольные вы, подводники! laughing drinks
    2. +4
      17 декабря 2017 19:14
      Как-то в 80-х приехал к нам на стажировку каперанг с какой-то академии. Говорил, что был даже не замполитом, а нач.ПО "золотой рыбки". И рассказывал, что на лодке бассейн есть и пр. "ништяки". Врал, значит?
      1. 0
        18 декабря 2017 08:33
        [quote][/quoteВрал, значит?[quote][/quote]]
        Естессно, занимался любимым делом
      2. +6
        18 декабря 2017 15:20
        Конечно врал. во первых "Золотая рыбка" это К-222 — атомная подводная лодка второго поколения, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист», единственный корабль, построенный по проекту 661 «Анчар» и к 705 проектам отношения не имеет. Во- вторых бассейн, сауна и спорт зал были, но не на мухобойках, а, например на "Акулах" Там места неизмеримо больше и условия жизни получше. В третьих - нач ПО (начальник полит отдела) живет штабе дивизии, а не на ПЛ. Ну, и потом, на то он и замполит, чтобы лапшу вешать. Хотя и среди замов знаю немало достойных ребят.
        1. +5
          19 декабря 2017 03:28
          Эдуард, приветствую Вас hi А чего так редко посещаете сайт? Крайне редко можно найти специалистов, чтобы узнать информацию из первых рук. Вы - один из них. А встретить Вас на сайте - всё равно, что обнаружить Вашу лодку в океане.Это для Вас.
          hi
          1. +6
            19 декабря 2017 19:28
            Спасибо за клип. На 705 к проекты я пришел лейтенантом, инженером-акустиком. А заканчивал службу на Акулах. То есть послужил на самых маленьких и на самых больших серийных АПЛ. И до сих пор считаю наши малыши самыми лучшими лодками, намного опередившими время, несмотря на все их недостатки.
            А на данном сайте бываю достаточно часто, особенно в разделе военная история. Просто, дослужившись до каперанга нет желания спорить с «диванными стратегами». Да и потом, слишком многие вещи, касающиеся флота можно понять только прожив их и пропустив через себя.
            1. +6
              19 декабря 2017 20:08
              Да, я с Вами согласен, спорить с "диванными стратегами" нет смысла. Но высказать свою точку зрения, особенно в профильной теме обязательно надо. Кто в теме - тот поймёт и Ваше мнение оценит. Сайт многогранный, народ разный, а крупицы ценной информации приходится добывать как золото на прииске. Я всё же возьму на себя смелость и попрошу Вас почаще писать коменты. С уважением hi
        2. +4
          19 декабря 2017 22:14
          Спасибо за ответ! drinks
          Может, и на Акуле служил, но Золотая рыбка - звучит! laughing
          Он же говорил, что без него командир ракеты запустить не мог - типа, 2 разных "ключа" было. У командира и у него. Так?
          И что в прочном корпусе у них 2 лёгких было. Вот в переходах между ними и был бассейн, спортзал и пр.
          Шпионом прошу не считать. Страна когда-то первый допуск доверяла laughing Любопытно просто. Если гриф уже снят, конечно.
          1. +5
            20 декабря 2017 02:19
            Валентин, приветствую hi drinks
            И что в прочном корпусе у них 2 лёгких было.

            Наоборот - в легком корпусе два прочных. Между ними и ракетные шахты располагались.
            Он же говорил, что без него командир ракеты запустить не мог - типа, 2 разных "ключа" было. У командира и у него.

            Это на всех лодках такое практиковалось, чтобы исключить запуск ракет в случае возникновения каких либо неурядиц в экипаже. Там ещё и особист присутствовал. Но вообще то Акула - это стратег, а Лира - охотник. Лодки разного предназначения.
            1. +5
              20 декабря 2017 20:54
              Салют, Сергей! drinks
              Прочный с лёгким это я перепутал, балбес! Между ними когда-то не только ракетные шахты располагались, но и балластные цистерны. Хорошо, что не успел похвастать, что теорию подводной лодки изучал! laughing
              Про особиста - он есть на лодке?! Блин, лишняя пара лёгких, по-моему. Ничего против ОО не имел и не имею, до сих пор с одним из них дружески общаюсь, Но ведь, вроде, в РВСН он один на весь полк приходится. А пуски в кашдой ШПУ - свои, нет? В общем, избыточно, по-моему.
              Другая сторона медали - нигде, оказывается, успех боевой задачи так не зависел от замполита, как на РПКСН! Запрется в каюте, гад, откажется ключ вводить - и . Я испытал гордость за институт комиссаров drinks laughing
              1. +4
                20 декабря 2017 21:19
                Ничего против ОО не имел и не имею, до сих пор с одним из них дружески общаюсь,

                Это правильно, по возвращении обязательно к нему попадёшь. Лодка - это дивизия РВСН под водой, и даже у Верховного возник вопрос - как так, комдив - генерал, а командир РПКСН - капраз. Но так и не решили. На мой взгляд - напрасно подводников обидели, у них служба на порядок сложнее и опаснее. ИМХО. И если мне склероз не изменяет - второй ключ на запуск ракет не у замполита хранился, либо у ракетчика, либо у особиста. Надо у морских спрашивать, если интересно, могу знакомого особиста напрячь и выяснить, кто на сайте может ситуацию прояснить. wink
                1. +4
                  21 декабря 2017 20:01
                  Вмешаюсь все таки. Ключей действительно два. Второй, правда не у зама. У кого говорить не буду, вроде бы сейчас это не секрет, но, как говорится- ну его на ... . Теперь про воинские звания. Если сравнивать должности согласно устава, то любая атомная ПЛ - это полк. причем независимо от водоизмещения. - и 705 проект и Акула. Тоже, к статьи, довольно обидно. И там, и там командир кап.1 ранга, старпом, механик - кап 2 ранга, ну и так далее по списку. Хотя по боевому потенциалу перед Акулой и дивизия РВСН отдыхает. Причем, продвижение на малышах гораздо проще. Звание контр-адмирал на должности командира ПЛ все таки получил один человек- командир головной Акулы капитан 1 ранга Ольховиков Александр Васильевич, герой Советского Союза, в последствии командир 18 дивизии ТАРПК СН
                  1. +4
                    22 декабря 2017 02:39
                    Эдуард, приветствую Вас hi Спасибо большое за разъяснения, нам сухопутным такие подробности только сейчас стали открываться. Раньше вообще информации лишь крохи доходили. Вроде ещё Брежнев интересовался званием командира Акулы. Ведь действительно, 24 МБР на борту. Я не интересовался, сколько установок Ярс или Тополь в сухопутной дивизии, но думаю, что никак не больше. А комдив у них генерал. Обидно за флотских. Я почему это знаю, у нас (я живу в Иваново) стоит в Тейково такая дивизия.
                    1. +3
                      22 декабря 2017 08:20
                      Если точнее- у Акулы 20 ракет по десять голов на каждую. В дивизии РВСН - по разному, но у моего знакомого комдива на позиции было 3 ракеты. Может у кого бывает и больше, тут не знаю.
                      1. +5
                        22 декабря 2017 08:40
                        Дивизия РВСН вроде не в полном составе на БС заступает, точно не знаю, надо у ракетчиков интересоваться. А вот Акула, как не крути, при полном вооружении в автономку выходит. И ракет больше и служба дольше, да и опаснее гораздо. Обидно, всё же за моряков. ИМХО.
          2. +4
            21 декабря 2017 20:16
            Вот тут в точку- сауна и бассейн на Акуле не между корпусов, а по правому борту в 8 отсеке, аккурат под каютой замполита.(палубой ниже).
            1. +4
              22 декабря 2017 08:22
              Ошибся, 8 отсек - это левый борт. Как говорят - обезъяна тоже падает с дерева
              1. +5
                22 декабря 2017 13:48
                Для не флотского - может чертёжик подробный бы скинули, так сказать для лучшего восприятия материала? Шутка.
                1. +4
                  22 декабря 2017 19:36
                  Да нет проблем. специально для вас нашел на каком-то венгерском сайте. Картинка почти точная.
                  1. +4
                    22 декабря 2017 19:38
                    вот еще акула, чтобы понять ее размеры
                    1. +4
                      22 декабря 2017 19:42
                      а это уже по теме статьи: пр 705. здесь тоже почти все точно.
  8. 0
    20 декабря 2017 13:58
    Жаль, что проект 705 прослужил так мало и не получил развития. Он явно обогнал время.
  9. +4
    22 декабря 2017 10:19
    Svarog51,
    Еще бывает, в БД стоим по три- четыре месяца. Почти то же что автономка, только не отходя от пирса. мы ведь и от пирса достанем куда попросят. А на счет адмиральских званий - видимо кто то решил, что слишком до фига адмиралов на флоте будет. Ну, не получил я адмиральские пауки на погоны, да и ладно. Не ради этого служили.
  10. kig
    0
    16 января 2018 07:23
    Имею довольно большой опыт эксплуатации отечественных систем автоматизации судов, Торговых судов, а не боевых кораблей, но думаю что большой разницы между ними нет. Уверен что принцип создания таких систем и, особенно, элементная база у них одинакова. А потому очень сильно сомневаюсь, что автоматика на лодках работала так, как обещали конструкторы. И вообще, все автоматизировать невозможно, а особенно учесть все возможные непредвиденные ситуации и автоматизировать решение проблемы. Решения должен принимать человек, а всяческие системы автоматизации должны давать ему как можно больше информации. Поэтому очень бы хотелось услышать мнение тех, кому довелось служить на этих лодках. Подозреваю, что далеко не все там было так замечательно, как ныне расписывают в статьях, а эти необитаемые и необслуживаемые отсеки должны были быть постоянной головной болью у экипажей и береговых специалистов.