Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 станет легким истребителем

44
Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 делает успешные шаги в сторону лёгкого истребителя. Как сообщает портал flightglobal.com, компания Leonardo провела испытания ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух» на самолёте M-346FA (Fighter Attack).

Самолёт M-346 был разработан как учебно-тренировочный, но благодаря удачной конструкции также будет выпускаться в модификации лёгкого истребителя.



Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 станет легким истребителем


Тестовый пуск ракеты AIM-9L Sidewinder с M-346FA прошёл на испытательном полигоне Сальто-ди-Квирра на острове Сардиния. Ракета отделилась от самолёта на высоте 1500 м и скорости 1000 км/ч. В Leonardo указывают, что пуск прошёл в соответствии с прогнозами и считается успешным. Ранее на M-346FA уже были испытаны сброс бомб и стрельба из подвесной скорострельной пушки.

Компания Leonardo заявляет, что M-346FA может использоваться как самолёт для подготовки пилотов боевой авиации, а также как лёгкий истребитель или самолёт-разведчик. Самолёт оснащён многорежимным радаром Grifo, системой радиоэлектронной борьбы, разведывательным модулем, а также семью точками для установки вооружений класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» общей массой до 2 т. Разработчики называют M-346FA идеальным решением для стран, которым необходимы недорогие боевые самолёты с низкой стоимостью эксплуатации.

Учебно-тренировочный самолёт M-346 проектировался российским ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» совместно с итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. Из-за разногласий между партнёрами разработка модели прекратилась на завершающем этапе, и каждая из компаний получила документацию базовой версии будущего самолёта (планер). После этого обе компании выпустили собственные модели: M-346 (L’Alenia Aermacchi) и Як-130 (ОКБ им. Яковлева). Первый полёт M-346 состоялся 15 июля 2004 года, а его серийное производство началось в 2010 году. Сегодня машина используется для обучения пилотов в Италии, Сингапуре, Израиле и Польше. Длина M-346 составляет 11,5 м, размах крыльев — 9,7 м. Масса пустого самолёта составляет 4,6 т, максимальная взлётная масса — 9,5 т. Машина способна развивать скорость до 1060 км/ч и подниматься на высоту до 13,7 км. Экипаж M-346 состоит из двух человек.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    18 декабря 2017 12:27
    Итальянский учебно-боевой самолёт M-346 станет легким истребителем

    Это тот самый самолёт, на который итальянцы технично, по сути "развели" нас...
    ...Из-за разногласий между партнёрами разработка модели прекратилась на завершающем этапе...

    История старая, но показательная. Итальянцы влезают в долю при разработке Як-130, так как откровенно говоря школа в проектировке планеров у них слабоватая, а если ещё точнее никакая...
    К моменту завершения разработки инспирируются "разногласия" и итальянцы с нашими чертежами организуют у себя сборку и продвижение на внешний рынок уже "своего самолёта" M-346...
    Никакого промышленного шпионажа, всё по европейски "честно"...
    Кидалово в исполнении итальянцев...
    1. +8
      18 декабря 2017 12:42
      Цитата: Андрей К
      Кидалово в исполнении итальянцев..

      Как говорится, не все так однозначно. У КБ Яковлева, в те времена финансовая ситуация была критической. И этот проект, возможно, спас талантливый коллектив.
    2. +4
      18 декабря 2017 13:03
      Там ещё китайцы "поучаствовали" - Hongdu L-15.

      Только они поставили форсажные двигатели, и получился сверхзвуковой УТС.
      1. 0
        19 декабря 2017 02:37
        Там еще и корейцы были....
    3. +2
      18 декабря 2017 13:18
      Итальянцы самая хитрожо...я нация в Европе, с ними дел лучше не иметь, но учиться к них стоит.
    4. +4
      18 декабря 2017 13:46
      Ну без тех денег, возможно Як-130 так и остался бы прототипом, а МО пошло бы по пути модернизации L-39, или выбрало бы МиГ-АТ.
    5. +4
      18 декабря 2017 13:55
      Цитата: Андрей К
      Это тот самый самолёт, на который итальянцы технично, по сути "развели" нас...

      Развели? Обратитесь суд. На сколько мне известно все условия контракта были соблюдены.
      1. +3
        18 декабря 2017 14:20
        А вы его читали этот контракт?
        1. +7
          18 декабря 2017 14:25
          Цитата: ultra
          А вы его читали этот контракт?

          Ни российская сторона, ни итальянская даже не заикались о нарушении контракта противоположной стороной. fellow
      2. +5
        18 декабря 2017 14:35
        Было бы интересно посмотреть на совместный проект Израиля и Италии. Вот там бы настоящий блокбастер можно было бы снять.
        1. +1
          18 декабря 2017 18:32
          Цитата: Pivot
          Было бы интересно посмотреть на совместный проект Израиля и Италии. Вот там бы настоящий блокбастер можно было бы снять.

          Итальянский M-346 с израильской авионикой. Начинайте писать сценарий.
          1. 0
            18 декабря 2017 23:02
            Развязка будет неожиданной и непредсказуемой.
          2. 0
            19 декабря 2017 09:53

            а это азербайджанский... нууу.. чтоб сценарий был захватывающим))
    6. +7
      18 декабря 2017 14:03
      Цитата: Андрей К

      Это тот самый самолёт, на который итальянцы технично, по сути "развели" нас...
      ...История старая, но показательная. Итальянцы влезают в долю при разработке Як-130, так как откровенно говоря школа в проектировке планеров у них слабоватая, а если ещё точнее никакая...
      К моменту завершения разработки инспирируются "разногласия" и итальянцы с нашими чертежами организуют у себя сборку и продвижение на внешний рынок уже "своего самолёта" M-346...
      Никакого промышленного шпионажа, всё по европейски "честно"...
      Кидалово в исполнении итальянцев...


      Вы вообще читали про итальянскую Аэрмакки?
      Она половину земного шара своими УТС снабдила...
      И вопрос кто и у кого чего украл - в данном случае не стоит.
      Итальянцы сделали больше половины работы.
      Почитайте слова главного конструктора КБ Яковлева по данному самолету.
      Что бы не вляпываться так сильно в грязь лицом. как это сделали вы сейчас.
      1. +11
        18 декабря 2017 14:27
        Цитата: ЗВО

        Вы вообще читали про итальянскую Аэрмакки?
        Она половину земного шара своими УТС снабдила...
        И вопрос кто и у кого чего украл - в данном случае не стоит.
        Итальянцы сделали больше половины работы.
        Почитайте слова главного конструктора КБ Яковлева по данному самолету.
        Что бы не вляпываться так сильно в грязь лицом. как это сделали вы сейчас.

        А Вы читали или слышали о ОКБ им. А. С. Яковлева?
        Деятельность L’Alenia Aermacchi меня интересует постольку поскольку, точнее говоря не интересует. А что бы Вы не волновались за грязь (это Ваше право) и моё лицо (вот это уже не Вашего ума дело), я бы посоветовал внимательнее прочитать мой комментарий...
        Я указал на то, что они затеяв "разногласия" вышли из соглашения с уже готовым планером, нашим планером, если что...
        Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...
        Не выдумывайте за меня то, чего я не говорил. О краже речи не было, речь шла о "кидалове" при использовании труда наших спецов.
        Не вляпывайтесь в грязь своим лицом, создавая грязь там, где её и не было. Не начинайте беседу с перетасовки фраз hi
        1. +5
          18 декабря 2017 15:12
          Цитата: Андрей К

          Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...


          Попович Константин Федорович, главный конструктор КБ Яковлева.
          Як-130Д вполне оправдал надежды его создателей. Однако теперь перед партнерами встала задача разработать именно тот самолет, который от них ждут. Но тут стало окончательно ясно, что российский и итальянский заказчики хотят видеть совершенно разные машины. В частности, ВВС России отказывались принимать самолет с импортными комплектующими, а итальянцы - с комплектующими, изготовленными в странах СНГ.
          Вы понимаете, что тут написано?
          Продолжим.
          В результате через некоторое время на мировом рынке появились два очень похожих самолета: российский Як-130 и итальянский Aeromachhi M 346. Планер у обоих практически идентичен, а вот оборудование, материалы, двигатели существенно отличаются. Грубо говоря, мы создали не самолет, а общую концепцию, а дальше каждый развивал ее в интересах национальных ВВС
          Так понятно?
          Что это 2 разных самолета в итоге???
          Продолжим.
          В августе 1997 г. новый Як с успехом продемонстрировали в летной программе Московского авиасалона. К тому времени на нем было выполнено уже около полутора сотен полетов, значительная часть которых прошла в Италии. Вот как рассказывает об этом Константин Попович: За 5 лет совместной работы с Эрмакки мы провели огромный объем летных испытаний на превосходной летной базе этой фирмы. Темп проведения полетов был очень большой - 120 полетов за полгода. На борту самолета устанавливалась телеметрическая аппаратура, а на земле сразу проводилась обработка параметров полета в реальном масштабе времени

          По вашему ничего итальянцы не сделали...
          И школа у них "слабая" по вашим же словам...
          Так что врать и изворачиваться вы горазды, а вот со знаниями - у вас туго...
          И про "вложились деньгами" - вы то же ничего не знаете...
          И про "затеяв разногласия" - вы тоже опять же врете...

          Кто ж тебе верить то будет теперь?
          1. +7
            18 декабря 2017 18:24
            ЗВО
            Попович Константин Федорович, главный конструктор КБ Яковлева.
            Як-130Д вполне оправдал надежды его создателей...
            ...В частности, ВВС России отказывались принимать самолет с импортными комплектующими, а итальянцы - с комплектующими, изготовленными в странах СНГ...
            ...Вы понимаете, что тут написано?...
            .
            Вы наверное тексты читаете снизу вверх belay
            Я речь веду о планере, а Вы мне про авионику, читаем:
            ...Планер у обоих практически идентичен, а вот оборудование, материалы, двигатели существенно отличаются. Грубо говоря, мы создали не самолет, а общую концепцию, а дальше каждый развивал ее в интересах национальных ВВС...

            Так понятно?
            Что это 2 разных самолета в итоге???

            Логика железобетонная wassat
            В итоге: планер один и тот же, авионику впоследствии итальянцы поставили свою, наши свою.
            Вывод: итальянцы "развели" ОКБ им. А. С. Яковлева на планер и поставив свою авионику обозвали самолёт M-346...
            И прочее и прочее и прочее...
            У итальянцев проблема с планером, которую они решили за счёт яковлевцев. Это ясно, как дважды два...
            По вашему ничего итальянцы не сделали...
            И школа у них "слабая" по вашим же словам...
            И про "вложились деньгами" - вы то же ничего не знаете...
            И про "затеяв разногласия" - вы тоже опять же врете...

            Повторюсь:
            Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...
            Школа в проектировке планеров у них слабоватая, а если ещё точнее никакая...
            Затеяв "разногласия", итальянцы вышли из соглашения с уже готовым, нашим, российским планером...
            Так что врать и изворачиваться вы горазды, а вот со знаниями - у вас туго...
            Кто ж тебе верить то будет теперь?

            Дружище, Вы по моему переступаете грань дозволенного...
            В отличии от Вас знаю о чём пишу и тексты документов читаю как написано, а не как хочется.
            Не Вам судить о моих знаниях...
            Применяйте Ваши способности перевернуть всё с ног на голову с себе подобными...
            И последнее - я с Вами за одним столом не едал и на одном поле не присаживался, на ТЫ дома будете кликать...
            1. +4
              18 декабря 2017 20:59
              Цитата: Андрей К

              Применяйте Ваши способности перевернуть всё с ног на голову с себе подобными...


              Еще раз повторю то, что вы проигнорировали...

              За 5 лет совместной работы с Эрмакки мы провели огромный объем летных испытаний на превосходной летной базе этой фирмы. Темп проведения полетов был очень большой - 120 полетов за полгода. На борту самолета устанавливалась телеметрическая аппаратура, а на земле сразу проводилась обработка параметров полета в реальном масштабе времени.
              Остальные сами увидят. кто врет...
              1. +5
                19 декабря 2017 12:00
                Читаем:
                ...провели огромный объем летных испытаний на превосходной летной базе этой фирмы...
                ...На борту самолета устанавливалась телеметрическая аппаратура, а на земле сразу проводилась обработка параметров полета в реальном масштабе времени...

                Из этой информации ясно, что итальянцы предоставили аэродром для испытаний.
                И всё.
                Сами лётные испытания, аппаратура, обработка информации - на специалистах ОКБ им. А. С. Яковлева. hi
            2. +1
              19 декабря 2017 10:22
              Не делали итальянцы никакую работу, деньгами вложились, но работать - не работали...
              А зачем им надо было работать, если они тупо дали за эту работу деньги? Так что никакого кидалова, все честно. В итоге мы за их деньги создали самолет и им и себе. Иначе не было бы Як-130
  2. +2
    18 декабря 2017 12:27
    ... т.е этот тот же Як-130...
  3. +1
    18 декабря 2017 12:42
    Бгг... УБС изначальный, внезапно становится УБС :))))
    1. 0
      18 декабря 2017 17:48
      Цитата: Nukesmoke
      Бгг... УБС изначальный, внезапно становится УБС :))))

  4. +7
    18 декабря 2017 12:51
    Они только тестируют, а на Як-130 уже давно имеется возможность применять ракеты класса «воздух-воздух».
    1. +4
      18 декабря 2017 13:50
      Пускать по визуалу может любой самолет. Означенный М346 тоже.

      Однако в М346 - файтер, впихнут инновационный один из самых компактных в мире РЛС (а в перспективе и МикроВиксен от Леонардо - то есть уже АФАР). У Яка такой перспективы нет.
      1. +3
        18 декабря 2017 14:22
        Цитата: donavi49
        . У Яка такой перспективы нет.

        А зачем ему такая перспектива?
        1. +2
          18 декабря 2017 16:42
          Ну наличие всякие Боевыхвоздушных тракторов, Сесно-Хелфаеров и прочих СуперТукано - объяснить вполне легко. Это реально выгодно. Платформа для кучи оружия, стабилизированная многорежимная оптическая система. Дешевый летный час. То есть он может на 4-5км патрулировать - выявленных многорежимной системой бабахов или сам принимать или наводить взрослые самолеты. Этакий тяжелый ударный БПЛА для бедных.

          То вот такие истребители реально вызывают вопросы. Зачем? Если собирать маленькие ВВС на ограниченный бюджет, то куда интереснее будут максимально дешевые УТС (хоть землекоп К8, хоть эЛки б/у, хоть те же Якори, но они уже дороже) + хоть модернизированные или бюджетно-новые МФИ.

          Самолет с возможностями воздушного боя, развитой архитектурой (чтобы цеплять контейнера, бомбы управляемые и т.п.) - резко дорожает, также дорожает его летный час. При этом, если отдельный МФИ скажем летает 100-140 часов в году, то УБС с высокой стоимостью часа будет летать 300-400 часов в году. Или в дополнении к такому УБС покупать тех же землероек К8 с копеечным часом, а эти УБС хранить в ангаре и пылинки сдувать, поддерживая налет ~100 часов. Но опять - а где смысл?
      2. +2
        19 декабря 2017 10:24
        У Як-130 действительно нет РЛС, в отличии от итальянца. Именно поэтому он не может быть ни легким истребителем, ни легким штурмовиком, как многим бы хотелось.
    2. +2
      18 декабря 2017 14:14
      Цитата: КП8789
      Они только тестируют, а на Як-130 уже давно имеется возможность применять ракеты класса «воздух-воздух».


      Вы путаете.
      У белорусов были стрельбы по по светящимся авиабомбам типа САБ-250...
      Такую ярчайшую мишень захватывала ИК-ГСН Р-73, и то только одна ракета взяла...

      Итальянцы же оснастили свой вариант самолета полноценной РЛС с АФАР, что совсем большая разница...
      1. +1
        18 декабря 2017 15:07
        ЗВО
        Вы путаете.
        У белорусов были стрельбы по по светящимся авиабомбам типа САБ-250...
        Такую ярчайшую мишень захватывала ИК-ГСН Р-73, и то только одна ракета взяла...
        Итальянцы же оснастили свой вариант самолета полноценной РЛС с АФАР, что совсем большая разница...

        Для применения ракет малой дальности с ИК-ГСН РЛС не нужна. Попадание одной ракеты ни о чём не говорит, причин может быть много. К примеру старые ракеты советского периода. Понятное дело их будут применять в первую очередь при учебных стрельбах.
        Радар устанавливать на УБС нецелесообразно из-за высокой стоимости. Учитывая радиус действия ЯК-130 вполне логичней наводить самолёт на цель с помощью наземного управления.
        УБС с радаром в качестве лёгкого истребителя подойдёт странам неспособным приобрести полноценный истребитель и не имеющих развитой системы наземного управления и целеуказания.
        1. +2
          18 декабря 2017 16:50
          Нет. Выгоднее купить какой-нить К8 - чтобы пилотов облетывать. И МФИ.

          Они будут просить за ударную версию УБС - 32 ляма. Если докинуть немного (4-5 лямов) - то можно взять Су-30МК2.

          Более того за 30 лямов прямо сейчас, можно взять JF-17 block 2 - еще и китайцы прокредитуют. А это полноценный самолет. С дешевым летным часом. С хорошей, полноразмерной РЛС. C кучей всего навесного от ПКР до ракет В-В большой дальности. А если подождать чуть - то будет и блок 3 с АФАР за ~35 лямов.
          1. +1
            18 декабря 2017 18:00
            Да, самолет - конфетка. "Бюджетный" Ф-16 получился на славу.
    3. 0
      18 декабря 2017 15:22
      1) Берём самолёт с такой возможностью.
      2) НИОКР уже проводим.
      3) Даём в армии на лaпу спецам.
      4) Те капают на уши руководству ВВС.
      5) ВВС просит сделать из УС УБС.
      6) Минобороны просит фирму сделать то, что сделано, на за деньги.
      7) PROFIT!
  5. +1
    18 декабря 2017 13:16
    На Як бы ещё РЛС поставить и более мощный движок.И получится полноценный лёгкий истребитель
    1. +1
      18 декабря 2017 15:28
      Вопрос - зачем?
  6. +2
    18 декабря 2017 13:33
    истребитель, который не может преодолеть скорость звука?
    истреблять вертушки и кукурузники.....
    1. +1
      18 декабря 2017 13:39
      А почему нет?!Для стран третьего мира на экспорт в самый раз!Тем более на нём ещё можно будет учить пилотов!а если считать всю номенклатуру боеприпасов,которую с ним можно продать то вполне не плохо получится.Итальянцы Скорее всего именно на это рассчитывают
      1. 0
        18 декабря 2017 14:00
        из вики:
        стоимость м346 - 30 млн. долларов
        характеристики на уровне истребителя 3го поколения (Л15 с форсажной камерой)
        задачи фронтовой истребительной авиации:
        1.уничтожение авиации противника в интересах завоевания господства - какую авиацию может уничтожить М346?
        2.прикрытие войск, других видов и родов авиации, объектов тыла фронта - от какой опасности в воздухе М346 может прикрыть?
        3.ведение воздушной разведки - возможно допустить...
        При выполнении всех названных задач Истребительная авиация:

        уничтожает авиацию противника в воздушных боях и на аэродромах;
        не допускает авиацию противника в прикрываемые районы;
        блокирует авиацию противника на аэродромах;
        сопровождает (прикрывает) соединения и части других видов и родов авиации;
        отражает налёты авиации противника на войска и другие объекты в тактической и оперативной глубине обороны противника;
        прикрывает воздушные и морские десанты.
        Боевые действия Истребительная авиация ведёт во взаимодействии с соединениями и частями других видов и родов авиации, сухопутных войск и сил флота.
        Насколько М346 хорошо будет выполнять эти функции?......
        а если сравнить с конкурентами (по цене)......
      2. +1
        18 декабря 2017 14:33
        Цитата: Magic Archer
        А почему нет?!Для стран третьего мира на экспорт в самый раз!Тем более на нём ещё можно будет учить пилотов!а если считать всю номенклатуру боеприпасов,которую с ним можно продать то вполне не плохо получится.Итальянцы Скорее всего именно на это рассчитывают




        Израиль,Сингапур,Польша-это страны 3-го мира?
        1. 0
          18 декабря 2017 14:48
          Кроме Сингапура да, странный вопрос. Польша, она, безусловно, круче молдавии даже)
          1. +1
            18 декабря 2017 15:11
            Цитата: shans2
            Кроме Сингапура да,

            Интересно, а по каким критериям вы определяете к какому "миру" относится страна?
          2. +1
            19 декабря 2017 08:07
            Цитата: shans2
            Кроме Сингапура да, странный вопрос. Польша, она, безусловно, круче молдавии даже)

            Материнская смертность
            Польша 3 на 100 000 (182-е место в мире), Россия 25 на 100 000 (122-е место в мире)

            Детская смертность
            Польша 4.4 на 1 000 (182-е место в мире), Россия 6.8 на 1 000 (163-е место в мире)

            Средняя продолжительность жизни
            Польша 77.8 лет (67-е место в мире), Россия 71 год (154-е место в мире)

            Средний доход на душу населения
            Польша $27800 (67-е место в мире), $26500 (72-е место в мире)

            Продолжим?
        2. +1
          18 декабря 2017 15:21
          Magic Archer
          А почему нет?!Для стран третьего мира на экспорт в самый раз!Тем более на нём ещё можно будет учить пилотов!а если считать всю номенклатуру боеприпасов,которую с ним можно продать то вполне не плохо получится.Итальянцы Скорее всего именно на это рассчитывают


          Ратуш
          Израиль,Сингапур,Польша-это страны 3-го мира?


          Видимо Magic Archer имел ввиду использование в качестве лёгкого истребителя. Перечисленные вами страны закупили М346 в качестве УТС.
    2. 0
      18 декабря 2017 15:03
      Цитата: NEOZ
      истребитель, который не может преодолеть скорость звука?
      истреблять вертушки и кукурузники....

      Вот именно. Без форсажа и со слабой РЛС он не может использоваться в современном бою. Как штурмовик тоже весьма проблематичен, скоростные режимы не те. Только учебный самолет. Но как учебный самолет он прекрасен.