Подготовка к схватке с F-35B и F/A-18E. «Апгрейд» передового собрата Як-141 и проблемы узкопрофильности Су-33

45


Наблюдающаяся тенденция к глобальному усугублению военно-политической обстановки вплоть до предэскалационных ситуаций, обусловленная нежеланием западных режимов переходить на принципиально новую (многополярную) систему мироустройства, всё чаще подвигает оборонные ведомства, а также частные и государственные корпорации региональных и мировых сверхдержав на реализацию проектов перспективных видов военно-морского вооружения, где далеко не на последнем месте находятся авианесущие корабли. Ведь именно этот класс надводного компонента флота обеспечивает максимально гибкие возможности по сохранению боевой устойчивости собственных и дружественных КУГ в дальней морской зоне; оказывает непосредственную поддержку подразделениям морской пехоты на вражеской территории посредством палубных ИАП, а также позволяет оперативно установить воздушный «зонтик» ПВО A2/AD (создать эшелонированную бесполётную зону) практически на любом отрезке Мирового океана.



Наиболее серьёзные наработки в области создания авианосцев и разработки палубных многофункциональных истребителей переходного поколения «4++» для обеспечения превосходства над американскими АУГ и «палубниками» принадлежат сегодня Китайской Народной Республике, в частности, китайской государственной судостроительной корпорации CSIC («China Shipbuilding Industry Corporation») с верфью в Даляне, а также авиастроительной компании «Shenyang». Первая разработала и спустила на воду второй передовой авианосец пр. 001A «Шаньдун», который имеет огромное конструктивное сходство с советскими тяжёлыми авианесущими ракетными крейсерами пр. 1143.5 и 1143.6, но оснащён новейший и доведённой до ума радиолокационной начинкой, а также перспективной боевой информационно-управляющей системой.

В частности, в качестве первой выступает многофункциональная двухдиапазонная 4-сторонняя бортовая РЛС Type 346A (также установлена на ЭМ УРО Type 052D). Каждое из четырёх антенных полотен АФАР разделено на 2 группы приёмо-передающих модулей, одна из которых работает в дециметровом S-диапазоне, другая — сантиметровом C-диапазоне, что определяет высочайшую помехозащищённость станции, способность устойчиво работать по малозаметным надводным ПКР, а также обеспечивать как одновременный подсвет целей ракетам с ПАРГСН (за это отвечает массив C-диапазона) и с АРГСН (здесь применяются как C, так и S-диапазона). Напомним, что разработанный для данных проектов ТАКР отечественный радиолокационный комплекс «Марс-Пассат», к сожалению, оказался не столь удачным и не обеспечивает обнаружение и сопровождение на проходе 120 целей предусмотренных тактико-техническим заданием воздушных целей. Что же касается боевой информационно-управляющей системы авианосца Type 001A «Шаньдун», то здесь используется БИУС H/ZBJ-1, представляющая собой адаптированную для авианесущих кораблей модификацию H/ZBJ-1 (последняя также является базой для эсминцев Type 052D). Здесь следует сразу отметить, что ввиду аппаратного сходства РЛК и БИУС авианосцев «Ляонини» и «Шаньдун» с данными системами эсминцев Type 052С/D, АУГ китайского флота отличаются тем же сетецентрическим уровнем, что и американские авианосные ударные группировки, системная увязка которых строится на базе «Иджисов».

Компания «Shenyang» поддерживает палубный авиационный компонент ВМС КНР на должном уровне, не уступающем по возможностям истребительным авиаполкам, развёрнутым на американских атомных авианосцах. К примеру, большое внимание приковывает к себе такая машина, как палубный многоцелевой истребитель J-15S, который разрабатывался данной компанией при поддержке 601-го института. Несмотря на то, что планер многофункционального истребителя J-15S является доработанной двухместной копией опытного образца отечественного Т-10К (Су-33), проданного украинской стороной в 2001 году, его бортовое радиоэлектронное оборудование в разы превосходит то радиоэлектронное «снаряжение», которым сегодня оснащены наши Су-33, входящие в состав 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова.

К примеру, если на наших морских «Сушках» по сей день установлены устаревшие бортовые радары Кассегрена Н001, не отличающиеся многорежимностью (отсутствует возможность работы по поверхностным целям), высокой помехозащищённостью и дальностью действия (125 км по воздушным целям с ЭПР 5м2), то китайские J-15S давно получили АФАР-БРЛС, позволяющие пилоту и оператору систем без стороннего целеуказания выполнять противокорабельные, противорадиолокационные задачи как на морском ТВД, так и на наземном. Более того, ударные операции могут выполняться параллельно с завоеванием господства в воздухе за счёт комплексирования режимов работы радара. Благодаря высокоскоростному электронному управлению лучом Х-диапазона и возможностям распределения функций между отдельными массивами АФАР, одновременно сопровождаться могут как наземные, так и воздушные объекты. Энергетические качества, пропускная способность, целевая канальность а также иные особенности новой РЛС у J-15S остаются под завесой секретности, но исходя из параметров современных активных ФАР известно, что режимы синтезированной апертуры (SAR) и GMTI здесь присутствуют на 100%. Какие дополнительные технические опции «по железу» получили наши Су-33? Правильно, лишь специальной высокопроизводительной вычислительной подсистемой СВП-24-33 «Гефест».

Благодаря использованию в «Гефесте» таких модулей, как специализированная радионавигационная система СРНС-24, бортового спецвычислителя СВ-24, а также блока формирования информации (БФИ) точность бомбометания обычными свободнопадающими бомбами увеличивается более чем в 3 раза. При этом, лётчик имеет возможность сбросить ту же ОФАБ-250 со свободного манёвра и при высоте полёта более 5 км. Это полностью исключает необходимость входа носителя в зону поражения зенитно-ракетных самоходных комплексов типа «Roland», «Avenger» и т.д. Что же касается возможностей по завоеванию превосходства в воздухе, то здесь СВП-24 «Гефест» абсолютно бесполезен. Су-33 с радаром Н001 и системой управления вооружением СУВ-27К, не адаптированной под применение УРВБ Р-77/РВВ-СД, не сможет абсолютно ничего противопоставить штатовскому F/A-18E/F «Super Hornet» или французскому «Рафалю», оснащёнными новейшими АФАР-радарами AN/APG-79 и RBE-2 (обнаружат «Сушку» на дистанции 170 — 190 км), а также ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности с активным радиолокационным самонаведением AIM-120D и MBDA «Meteor» c интегральным ракетно-прямоточным двигателем. Дальний воздушный бой будет проигран с вероятностью 80 — 90%.

Ситуацию могла бы изменить глубокая модернизация «Flanker-D», заключающаяся в установке на машины радаров Н011М «Барс» или Н035 «Ирбис-Э», а также перспективный радиостанции С-108 от ОАО «НПП «Полёт» для обмена телекодовой информацией с другими юнитами по защищённым радиоканалам дециметрового диапазона (0,96-1,215 ГГц); подобная станция включена в состав БРЭО Су-35С. Маневренные качества могли быть улучшены посредством установки ТРДДФ АЛ-41Ф1С с системой всеракурсного отклонения вектора тяги.


На МФИ системы «Гефест» процесс получения целеуказания от ТАВКР «Адмирал Кузнецов»


Тем не менее, в командовании ВМФ, судя по всему, приняли решение ограничиться установкой на Су-33 «Гефеста», да и то лишь на часть бортов. Основной упор сейчас делается на такие палубные истребители, как МиГ-29К/КУБ. Во-первых, данные машины обладают гораздо более высокой функциональностью и гибкостью применения в сложной тактической обстановке, что достигнуто благодаря многорежимному бортовому радару «Жук-МЭ» со щелевой антенной решёткой диаметром 624 мм. Дальность обнаружения цели с эффективной поверхностью рассеяния 3 кв. м составляет для этого радара порядка 95 км, а при работе с поверхностными целями может использоваться несколько режимов (от обыкновенного картографирования рельефа до режимов «фокусированной синтезированной апертуры» и сопровождения движущихся сухопутных и морских объектов «GMTI»).

В воздушном бою на больших и средних дальностях используются ракеты РВВ-АЕ и РВВ-СД с возможностью одновременного обстрела 6 ВЦ (Су-33 способен одновременно перехватывать лишь одну цель с использованием ракет Р-27ЭР/ЭМ и радара Н001 или 2-3 цели — с применением ракет Р-73 или Р-27ЭТ в зависимости от пространственного положения целей и реакции лётчика). Также «Фалкрумы» более компактны и занимают значительно меньшую площадь на палубе и во внутреннем ангаре авианосца. Что же касается обновления радиоэлектронной «начинки» МиГ-29К/КУБ, то эта процедура не «влетит в копеечку» ни РСК «МиГ», ни флоту, так как давно внедрен мультиплексный канал обмена данными MIL-STD-1553B, отличающийся открытой архитектурой. Следовательно, интеграция перспективных БРЛС «Жук-АМЭ» с АФАР (представленных приёмо-передающими модулями на базе подложек из низкотемпературной совместно обжигаемой керамики) будет производиться по упрощённой процедуре.

Установка «Жука-АМЭ», интеграция в конструкцию планера элементов с радиопоглощающими материалами, а также оснащение такими оптико-электронными средствами, как ВС-ОАР и НС-ОАР (станции обнаружения атакующих ЗУР/УРВБ, а также запускаемых противником ПРЛР и ОТБР верхней и нижней полусфер) и ОЛС-К для сопровождения и захвата целей на поверхности (по типу МиГ-35), позволит палубному «КУБу» превзойти по возможностям F/A-18E/F, а также палубных «радиоэлектронных бойцов» F/A-18G «Growler». Но по двум важным критериям эти машины продолжат уступать штатовским палубным истребителям 5-го поколения СКВП F-35B.

Речь идёт о радиолокационной сигнатуре, уменьшить которую с 1 до 0,05-0,2 м2 возможно исключительно посредством изменения конструкции планера, где, помимо радиопоглощающих элементов, крайне важную роль играют угловатые обводы планера, X-бразный развал вертикальных стабилизаторов, «отводящие» большую часть электромагнитного излучения в пространство (на F/A-18E/F и F-35B/C такая конструктивная опция уже имеется), а также беспереплётный фонарь с минимальной ЭОП. Также речь идёт о крайне популярной сегодня лётно-технической особенности — укороченном взлёте и вертикальной посадке (на англ. STOVL, Short Take-Off and Vertical Landing). Она может дополнить любую авианосную ударную группировку уникальными оперативно тактическими возможностями. В частности, в кратчайший промежуток времени с палубы авианесущего корабля могут подняться сразу 3, 4 или даже более СКВП/СВВП (с нормальной взлётной массой), что абсолютно нереализуемо при использовании штатных паровой и электромагнитной катапульт. Это, в свою очередь, в разы увеличивает насыщенность воздушного пространства близ авианосной ударной группировки единицами палубной тактической авиации, что позволяет более оперативно и эффективно отвечать на действия противника: операции по завоеванию господства в воздухе на океанском ТВД, а также перехвату приближающихся к АУГ ПКР становятся заметно производительнее.

Стоит отметить и тот факт, что разработка и продвижение СКВП/СВВП для обновления палубной авиации флота способны открыть перед судостроительными предприятиями и Минобороны РФ новые горизонты в плане серийного производства средних авианесущих кораблей, предназначенных для размещения 30—50 лёгких палубных истребителей СКВП/СВВП и оперативной их переброски на многочисленные участки Мирового океана. И предпосылки к подобным амбициозным программам уже имеются.

В частности, ноябрь 2017 года запомнился значительным информационным всплеском относительно возрождения отечественного авианесущего флота в 20-х годах XXI века. К примеру, 11 ноября, ресурс «FlotProm» со ссылкой на источник в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ) сообщает о старте разработки перспективного многоцелевого авианосца водоизмещением более 40 тыс. тонн. При этом, новый класс авианесущих кораблей не будет заменой передового тяжёлого авианосца проекта 23000 «Шторм», расчитанного на более чем 90 летательных аппаратов, а станет его дополнением. Постройка первого корабля нового типа должна начаться в первой половине нового десятилетия «у ворот» в Азовское море, — на базе мощностей ООО «Судостроительный завод «Залив» (Керчь). Что ещё более важно, на реализацию проекта новой «малотоннажной» авианесущей платформы потребуется значительно меньше времени, нежели на спуск со стапелей «Шторма». Будем надеяться, что наша экономика потянет такое количество новых программ параллельно с развитием фрегатов пр. 22350М и МАПЛ пр. 885М «Ясень-М».

На фоне вышеуказанной информации стоит отметить рост интереса российских новостных и аналитических ресурсов к возможности возобновления работ по созданию нового многоцелевого истребителя вертикального взлёта и посадки, который должен стать основным противником американского F-35B STOVL. Тем более, что о переходе на данный тип палубных летательных аппаратов замглавы Минобороны РФ Юрий Борисов заявил также 11 ноября этого года. Собеседник РИА Новости и специалист в области военно-морской техники и авиации, Вадим Саранов, 15 декабря 2017 года заявил, что наиболее сложной «критической» технологией для возрождения перспективного истребителя СВВП может стать поворотное сопло, которое требует задействования специалистов АМНТК «Союз», разработавших в своё время подъёмно-маршевые двигатели Р-27В-300 и Р-28В-300 для СВВП Як-36М/38/38М, и отлично знакомых с мельчайшими техническими тонкостями этих сложных агрегатов.

Как заявил В. Саранов, «людей с практическим опытом создания этих двигателей не найти; компетенции утеряны». В то же время стоит отметить, что не так уж всё и критично. Во-первых, документация, а значит и технологический задел по узлам СВВП Як-141 сохранился практически в полном объёме. Об особенностях подъёмно-маршевого турбореактивного двухконтурного форсажного двигателя с ОВТ Р-79 (тяга 15500 кгс) известно абсолютно всё, ровно как и о спаренной подъёмной турбореактивной установке РД-41 с суммарной тягой 8520 кгс. Эти данные вполне могут послужить базовым элементом для проектирования силовой установки перспективного СВВП/СКВП.

Тем не менее, современные условия сетецентрических войн и тактические возможности F-35B, определённо, заставят наших производителей изменить прежнюю конструкцию силовой установки Як-141. К примеру, от двух подъёмных ТРД РД-41 придётся отказаться ввиду высокого расхода топлива, который ограничивал радиус действия «Фристайла» 690 — 620 км, в то время как у нынешнего F-35B боевой радиус достигает 865 км. Логично, что использование подъёмного вентилятора, приводимого в движение от компрессора основного подъёмно-маршевого ТРДДФ посредством мощной карданной передачи в экономическом плане будет более целесообразным (что демонстрируется на примере ТРДДФ F135-PW-600 истребителя F-35B). Для изготовления узла передачи момента на вентилятор потребуется использование высокопрочных и лёгких сплавов, а также разработка новой технологической базы, которая ранее не воплощалась «в железе». Здесь могут возникнуть некоторые трудности, но учитывая завершающую фазу доводки и первые испытания ТРДДФ «2-го этапа» «Изделие 30» на борту Т-50-2 можно предположить, что и с разработкой нового перспективного изделия мы справимся.


ТРДДФ F135-PW-600


Что касается планера новой машины, то глубокое копирование Як-141 не имеет абсолютно никаких перспектив, поскольку он не имел возможности ведения высокоманевренного ближнего боя из-за малой площади крыла (31,7 м2), что при нормальной взлётной массе в 16 тонн давало удельную нагрузку на крыло в 504 кг/м2; тяговооружённость при такой массе составляла лишь 0,96 кгс/кг. Крыло новой машины должно иметь значительно большие размах и площадь, а также наплывы у корневой части. За маневренность забывать не приходится, ведь флотские F-35C для ВМС и КМП США куда более «вёрткие», чем F-35B (площадь их крыла на 36,5% больше, чем у версий A/B).

Все обводы должны полностью соответствовать 5-му поколению: «4++» с ЭПР в 1 кв. м уже не подойдёт. Другими словами, в сравнении с Як-141 планер нового изделия должен быть радикально «переработан». Размышлять о БРЭО новго самолёта короткого/вертикального взлёта и посадки для российского флота пока нет никакого смысла, поскольку в отсутствии ТТЗ к будущий палубный тактический истребитель можно оснастить практически любым АФАР-радаром из семейства «Жук-АЭ/АМЭ» и большинством конфигураций информационного поля кабины пилота, присутствующих в истребителях переходного поколения.

Источники информации:
https://www.pravda.ru/news/science/11-11-2017/1352907-aircraft_carrier-0/
https://www.rg.ru/2017/11/12/reg-szfo/shtorm-dopolniat-legkim-avianoscem.html
http://airwar.ru/enc/fighter/yak141.html
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    21 декабря 2017 06:49
    Как всегда, куча аббревиатур, непонятно как связанных между собой цифр и противоречивых выводов. negative
    1. +3
      21 декабря 2017 08:00
      Цитата: Bongo
      Как всегда, куча аббревиатур, непонятно как связанных между собой цифр и противоречивых выводов.

      Зато вчера был win со статьей про новые РЛС для бусурманских эсминцев ))) Чётко и по делу.
    2. +2
      21 декабря 2017 08:29
      Bongo Сегодня, 06:49
      "Как всегда, куча аббревиатур, непонятно как связанных между собой цифр и противоречивых выводов. "
      Зато у Даманцева отлично получается Израиль опускать, вот на этом и пусть специализируется. tongue
      1. 0
        21 декабря 2017 14:15
        Цитата: omit
        Зато у Даманцева отлично получается Израиль опускать, вот на этом и пусть специализируется.

        Да не умеет он Израиль опускать. Тут нужен особый человек. Пропагандист уровня Джорджа Оруэлла. Работа очень тонкая нужна.
  2. +7
    21 декабря 2017 07:31
    Еще есть люди которые думают что авианосцы будут воевать между собой? Авианосец в нынешнем виде это пугатель бантустанов.
    В России стремительно стареют последние корабли первого-второго ранга. Щуки и батоны тоже далеко не вечные, новые дизельные ПЛ в серию запустить не можем. Корветы и ракетные катера, раньше строившиеся десятками, сейчас строятся чуть ли не штучно. А проблемы решаем глобальные, какой авианосец нам нужен, и чем насытить его авиакрыло.
    1. +1
      21 декабря 2017 11:16
      Цитата: demiurg
      Еще есть люди которые думают что авианосцы будут воевать между собой? Авианосец в нынешнем виде это пугатель бантустанов.


      Почитайте статьи Андрея из Челябинска. Они есть на данном ресурсе.
      Только внимательно читайте.
      Останавливайтесь после каждого абзаца.
      Анализируйте то, что пытался донести автор и почему он так думает.
      1. 0
        21 декабря 2017 22:12
        Надеюсь , что давая ТТЗ на новую вертикалку руководство не станет заморачиваться темой подъёмного вентилятора , подобно автору этой статьи , ибо всё это сложно , тяжело(в весе) и ненадёжно . К тому же раздувают планер в ширину , у худшая аэродинамику . Подъёмные малоресурсные двигатели легче , проще , надёжней и позволяют сохранить "стройность" планера . К тому же топливная эффективность вентилятора оказалась фикцией при всех прочих минусах . Строя новый аппарат на базе "Изделия-30" можно получить великолепный истребитель с лётными характеристиками МиГ-29 в который можно будет запихнуть любую аппаратуру , и не "Жук" , а вполне даже "Белку" . Главное не заиграться излишне со "Стелсом" и не заморачиваться с внутренней подвеской вооружения .
  3. +2
    21 декабря 2017 08:19
    А нужен ли нам авианосец? Если война будет ядерной, то какой от них прок? Даже если РФ взорвёт имеющееся в наличии ядерное оружие на своей территории, то гарантированно наступит конец света для всех. Если сражаться с мохнатыми поклонниками гурий и прочей братвой и сестритвой-тоже вроде как и не надо его. Все те граждане , которых мы хотим пощекотать доступны с помощью ракет. Меряться с кем-то водоизмещением авианосца и впуливать в него деньги смысла не вижу, что однако совсем не означает что мнение моё верное.
    1. +1
      21 декабря 2017 08:21
      Цитата: Dimmih
      А нужен ли нам авианосец?

      конечно не нужен, особенно если его и так негде строить.
      1. 0
        21 декабря 2017 08:57
        Цитата: MadCat
        конечно не нужен, особенно ЕСЛИ ЕГО И ТАК НЕГДЕ СТРОИТЬ.

        Железная логика ! Не согнуть ! wink
        1. 0
          21 декабря 2017 22:37
          Гнётся логика такая , ибо для среднего и даже при желании тяжелого авианосца вполне подходит Залив , в котором при Союзе строили советские супертанкеры типа Крым . Другое дело , что верфь придётся капитально модернизировать . Ну да это только на пользу . "Шторм" нам в ближайшие годы не потянуть , ибо пока крупней фрегатов строить ничего не научились . А вот ТАКР среднего класса потянуть сможем вполне , тем более , что для него не понадобится ни катапульта , ни аэрофинишер и даже трамплин нужен более пологий . Многие умники несколько лет волали о ненужности Мистралей , пока нас их не лишили и не началась сирийская компания . И как бы нам они сейчас пригодились . Ваша логика вызовом времени в баранку гнётся .
          1. +2
            22 декабря 2017 02:12
            Цитата: bayard
            . Ваша логика вызовом времени в баранку гнётся .

            Ну,это не моя логика...в коммент я хотел "вложить" иронию;но судя по вашей реакции-не удачно.....меня не поняли !
    2. 0
      21 декабря 2017 22:18
      Не верное мнение.
  4. +4
    21 декабря 2017 08:24
    В огороде бузина, а в Киеве дядька. Набор копипаст десятилетней давности от экспердов, приправленный новостями от осведомлённых источников в министерстве обороны.
  5. +3
    21 декабря 2017 08:24
    "Вадим Саранов, 15 декабря 2017 года заявил, что наиболее сложной «критической» технологией для возрождения перспективного истребителя СВВП может стать поворотное сопло."
    Как же так, ведь американцы содрали этот узел с Як- 141, и он отлично работает. laughing
    1. +3
      21 декабря 2017 08:42
      Они не содрали. А КБ Яковлева официально работало на матрасию.
      Может поэтому ф-35 до ума довести не могут wink Задали тупиковый вектор?
      1. +3
        21 декабря 2017 09:39
        Вектор яковлевцы задали отличный. good
        Ф-35Б первым из трех вариантов достиг боевой готовности.
        Оказалось, что несмотря на более сложный двигатель с приводом
        на вентилятор, у самолета не оказалось проблем.
        И короткий взлет и даже полностью вертикальный взлет, и вертикальная
        посадка - исключительно устойчивы. Летчик не касается штурвала или кнопок. Процесс
        полностью управляется компом.
        Во времена Як и Харриер такая автоматизация была еще невозможна.
        1. +5
          21 декабря 2017 11:50
          Вот вы себе и берите это убожество, а мы уж как-нибудь на Су-57 будем.

          Во времена Як и Харриер такая автоматизация была еще невозможна.


          Ты это "Бурану" скажи с компами ЕМНИП на 64 Кб оперативки.
          1. +1
            21 декабря 2017 14:04
            "Вот вы себе и берите это убожество, а мы уж как-нибудь на Су-57 будем"////

            Так мы уже и взяли fellow . Хотя и не "вертикалки" к моему сожалению.
            А Вы уж как-нибудь. ...когда-нибудь.
      2. 0
        25 декабря 2017 18:35
        поэтому ф-35 до ума довести не могут wink Задали тупиковый вектор?

        согласен, этот лишний вес в брюхе который только для взлета посадки делает из них почти куриц, а как вам такая схема? на хвост садится/взлетать, все просто и ничево сложнава, для хорошей управляемости при взлете\посадке четыре точки опоры вполне достаточно
  6. +8
    21 декабря 2017 08:33
    Какой-то поток сознания.
    А "гефест" на Су-33 ставить не было вообще никакого смысла, просто потому, что построили всего 25 машин, из которых часть потеряна, остальные ресурсом не отличаются, морская вода вообще штука малоприятная. Никакой роли эти самолеты не играли, и не играют. Что там в Сирии на них проверяли, разве что реальные возможности самолетоутопца обеспечивать вылеты, чем кончилось известно.

    Лучше бы новым штурмовиком занялись, он-то точно не останется без работы ни через 10 лет, ни через 50.
    1. 0
      21 декабря 2017 09:40
      Цитата: EvilLion
      Лучше бы новым штурмовиком занялись, он-то точно не останется без работы ни через 10 лет, ни через 50.

      good . Но увы тут как всегда по остаточному принципу..
    2. +3
      21 декабря 2017 11:36
      Цитата: EvilLion

      Лучше бы новым штурмовиком занялись, он-то точно не останется без работы ни через 10 лет, ни через 50.


      Штурмовиков, т.е. аппаратов поля боя - в ближайшее время не будет в проекте совсем.
      Дроны, дроны и только дроны.
      беспилотники одним словом.
      Разных размеров, разных концепций управления и применения.
      Развитие техники уже дошло до того уровня. что позволяют на имеющейся технологической базе - реализовывать все вменяемые "хотелки".
      1. +2
        21 декабря 2017 11:49
        Вообще-то сделать дрон-перехватчик на порядок проще, чем дрон-штурмовик.
        Проблема в том, что канал связи уязвим одинаково и будет таковым оставаться, возможно, всегда. Соответственно ничего кроме противопартизанских дронов не разрабатывается и не будет разрабатываться до момента создания действительно мыслящего робота, что, скорее всего, не произойдет в ближайшие лет 100, либо решения проблемы защиты канала связи.

        Проблема же робота в том, что заложить алгоритмы боя мало, нужно принимать решения исходя из понимания военно-политической обстановки.
        1. +1
          21 декабря 2017 13:22
          Цитата: EvilLion
          Вообще-то сделать дрон-перехватчик на порядок проще, чем дрон-штурмовик.
          Проблема в том, что канал связи уязвим одинаково и будет таковым оставаться, возможно, всегда. Соответственно ничего кроме противопартизанских дронов не разрабатывается и не будет разрабатываться до момента создания действительно мыслящего робота, что, скорее всего, не произойдет в ближайшие лет 100, либо решения проблемы защиты канала связи.

          Проблема же робота в том, что заложить алгоритмы боя мало, нужно принимать решения исходя из понимания военно-политической обстановки.


          Не можешь сделать решение большой задачи в которой много параметров?
          Раздроби ее на множество мелких. в которых обрабатывается 3-4 параметра одновременно.
          И их реализовывай.

          Не нужны мыслительные процессы уровня Сократа.
          Переводи на уровень инстинктов. Уровень ласки, шакала, акулы, осьминога.

          Сделай рой - множество дешевых дронов-камикадзе.
          В память которых внесены все сигнатуры всех вражеских образцов техники с ранжированием по статусу приоритета.
          Пусть их сбрасывают в малозаметном контейнере с огромной высоты за 300-400ки от поля боя и контейнер спокойно достигает точки раскрытия.
          По крайней мере в таком случае можно быть уверенным, что получится выжженная земля.
          На войне. как на войне.
          Стая зайцев бьет льва.
          Никакого спасения не будет от сотен роев по 20-30 БПЛА-камикадзе.
          Ни одна РЭБ не спасет.
          1. 0
            25 декабря 2017 07:27
            Стая зайцев бьет льва.

            зайцы не нападут будь их хоть миллион, они поцифисты, это придурошные хиппи, они будут в ужасе разбегатся будто лев это цунами с которым ничего нельзя сделать а можно только убежать,
            кстате немного о львах - даже если и нападут, даже если и собаки
        2. 0
          21 декабря 2017 13:28
          Цитата: EvilLion
          Проблема в том, что канал связи уязвим одинаково и будет таковым оставаться, возможно, всегда.

          Чем он уязвим-то? Ставь узконаправленную антенну, кодируй сигнал. И привет.
          1. 0
            25 декабря 2017 07:02
            Чем он уязвим-то? Ставь узконаправленную антенну, кодируй сигнал. И привет.

            реч идет о рэб который глушит все радио сигналы
  7. +1
    21 декабря 2017 09:02
    / Логично, что использование подъёмного вентилятора, приводимого в движение от компрессора основного подъёмно-маршевого ТРДДФ посредством мощной карданной передачи в экономическом плане будет более целесообразным (что демонстрируется на примере ТРДДФ F135-PW-600 истребителя F-35B). /
    А чего так далеко ходить...аж,до вашингтону ? Может,сначала ознакомиться с проектом Як-201 ?
  8. +3
    21 декабря 2017 09:34
    //...посредством мощной карданной передачи...// (цитата из текста статьи)

    О каком кардане речь? Судя по иллюстрации там установлен редуктор с конической ортогональной передачей. Кардан может обеспечить угол между осями валов трансмисии 6, максимум 7 градусов. Кроме того при высоких оборотах он плохо работает. Для карданного шарнира оптимальный диапазон оборотов до 3000 об/мин. На приводе вентилятора ф-35 частота вращения вала явно больше.
    не сильно шарю в электронике, но пройти мимо этого ляпа не смог.
    1. +2
      21 декабря 2017 11:04
      Николай Р-ПМ
      Коническаий редуктор внутри узла вентилятора, а кардан( или другая муфта) снаружи для компенсации погрешностей изготовления и сборки.
      1. 0
        21 декабря 2017 11:57
        Скорее всего там пластинчатые или иной тип упругой муфты.
  9. +2
    21 декабря 2017 13:27
    Что касается планера новой машины, то глубокое копирование Як-141 не имеет абсолютно никаких перспектив, поскольку он не имел возможности ведения высокоманевренного ближнего боя

    Вопрос-какой высокоманевренный бой может быть у палубника против истребителя наземного базирования? Там на стадии только мысли уже все понятно и исход очевиден. Что до воздушного боя палубника против палубника...ну во времена ВМВ ,когда матрассовские машины воевали против япониских Зеро это еще как-то понятно.И то,если посмотреть сколько тех же Зеро Япония потеряла при преодолении ПВО АУГ,то цифры будут очень не радужные. И это при том,что не было ни РЭБ комплексов,ни ракет разных дальностей,да и комплексы ПВО сейчас не уровня ВМВ.
    По итогу,палубник нужен для работы по земле,ну и при прикрытии КУГ,АУГ...
    1. 0
      21 декабря 2017 19:41
      Цитата: НЕКСУС
      Что касается планера новой машины, то глубокое копирование Як-141 не имеет абсолютно никаких перспектив, поскольку он не имел возможности ведения высокоманевренного ближнего боя

      Вопрос-какой высокоманевренный бой может быть у палубника против истребителя наземного базирования?


      Вот почему то я абсолютно уверен в том, что никакого превосходства в воздушном бою строевые Су-30СМ (именно строевые самолеты , со строевыми летчиками, ибо придворные пилотажники с разлоченными возможностями ЭДСУ своих самолетов не в счет) не имеют перед палубным СуперХорнетом F/A-18F.
      1. +8
        22 декабря 2017 21:44
        Думайте так дальше... Вам никто не запрещает.
        И если Вы не в теме, лучше промолчите, умней казаться будете.
        1. 0
          23 декабря 2017 10:47
          Цитата: NN52
          Думайте так дальше... Вам никто не запрещает.
          И если Вы не в теме, лучше промолчите, умней казаться будете.


          Аргументы будут?
          Или в ваших сообщениях ничего кроме пить и перегреваться не бывает?
          1. +9
            23 декабря 2017 16:59
            ЗВО

            Судя по вашим сообщениям, у вас техническое образование... вот и комментируйте такие темы...
            А то у вас появилась уверенность абсолютная за пилотов, строевых.
            Вы знаете сколько сейчас налёт годовой у пилотов истребительной авиации? Уровень подготовки? И тд... Да, строевые пилоты кобры не выполняют, да и не за чем..
            Я знаю. Летал не на этом типе, сразу скажу. Мл брат и одноканы именно на этом.
            И если Русских Витязей вы называете "придворными пилотажниками", ну вас тогда можно назвать маслопузым.
            А уж ваш пёрл про разлоченные возможности самолёта, это хит, жалко они этого не слышат...
            Наши пилотажники Витязи летают на серийных машинах, в отличии от западников (облегчённые и модернизированные). И боевые стрельбы наши выполняют.
            Вас бы посадить на пилотаж со строевым обычным пилотом в заднюю кабину, вот на вас это бы наверное возымело действие (только потом долго бы пришлось кабину отмывать)
            И напоследок подумайте, в Сирии кто летает на см, да и на других типах? строевые или пилотажники..
            Видео можете по сирии много нагуглить.. что в свободном доступе там.
            К сожалению много не могу вам рассказывать, потому что вы не в теме от слова совсем...
            И поаккуратнее с такими вашими высказываниями, и ответов таких как мои не будет...
            1. 0
              23 декабря 2017 20:06
              Цитата: NN52
              ЗВО
              И если Русских Витязей вы называете "придворными пилотажниками", ну вас тогда можно назвать маслопузым.
              А уж ваш пёрл про разлоченные возможности самолёта, это хит, жалко они этого не слышат...
              Наши пилотажники Витязи летают на серийных машинах, в отличии от западников (облегчённые и модернизированные).
              Вас бы посадить на пилотаж со строевым обычным пилотом в заднюю кабину, вот на вас это бы наверное возымело действие (только потом долго бы пришлось кабину отмывать)
              И напоследок подумайте, в Сирии кто летает на см, да и на других типах? строевые или пилотажники..

              И поаккуратнее с такими вашими высказываниями, и ответов таких как мои не будет...


              Придворные пилотажники - да я так назвал Витязей.
              У них действительно нестроевые самолеты.
              Максимально облегченные, полностью не имеющие навигационного, оружейного БРЭО и РЛС так же.
              И у них действительно разлочена ЭДСУ.
              об этом говорили и Волк, и Квочур, и Пугачев и Богдан...
              Им я верю гораздо больше чем вам.
              В задней кабине я летал, но у ребят покруче, чем Витязи.
              У олимпийских чемпионок по высшему пилотажу.
              В Дракино аэродром у них. тренировочный в 2004 и 2005 годах. И из кабины меня после второго полеты было уже не вытащить. Требовал еще и еще.
              А я и не пилот, я просто раньше много занимался тем, что бы были такие пилоты. как Витязи.. В другой сфере, о которой я так же не могу вслух говорить...
              1. +8
                23 декабря 2017 20:35
                ЗВО

                Ну если вы такой крутой, что после Су 26 вышли с кабины и не облев.и просили ещё и ещё... СНИМАЮ ШЛЯПУ.... Я всего лишь до АВВАКУЛ летал на Як 52 , куда мне до второй кабины блинчиком на Су 26...
                По поводу что говорили пилоты Волк, Квочур (встречался, но лично не знаком), Пугачёв - не знаю... По поводу Сергея Богдан не надо ВРАТЬ, поверьте...
                И если вы сравниваете пилотаж спортивного самолёта с пилотажем Су 30см, нам с вами говорить больше не о чем.
                Ладно хоть опять не затронули строевых лётчиков, видимо поняли свою ошибку в высказывании.
                1. +8
                  23 декабря 2017 21:06
                  ЗВО

                  И вот это ваше высказывание "Максимально облегченные, полностью не имеющие навигационного, оружейного БРЭО и РЛС так же."
                  А как они тогда вообще летают тогда? И недавно произвели пуски ракет??????????
  10. +2
    21 декабря 2017 20:45
    Цитата: voyaka uh
    А Вы уж как-нибудь. ...когда-нибудь.

    Для СВВП используют многосекционные поворотные сопла.
    Многосекционность поворотных сопел увеличивает суммарную тягу эжекторного увеличителя вертикальной компоненты тяги поворотных сопел.
    Многосекционность поворотных сопел позволяет избавиться от подвижных элеронов и рулей на его крыльях и хвостовом оперении, уменьшает эффективный параметр рассеивания СВВП.
    В MAGMA - новом беспилотнике компании BAE Systems, плоскости лишены элеронов.
    MAGMA маневрирует и изменяет направление полета путем распределения и управления направлением потока выхлопных газов от его реактивного двигателя. Вместо элеронов на задней кромке крыльев беспилотника MAGMA есть ряд узких щелей. Часть выхлопных газов двигателя отводят от общего потока и направляют в сверхзвуковые поворотные щелевые сопла. Распределяют потоки выхлопных газов по сверхзвуковым щелевым поворотным соплам на концах крыльев, управляют вектором тяги и изменяют направление полета так, словно на крыльях установлены обычные элероны.
    https://www.dailytechinfo.org/military/9856-magma
    -novyy-bespilotnik-kompanii-bae-systems-ploskosti
    -kotorogo-lisheny-eleronov.html
    1. 0
      24 декабря 2017 13:26
      Спасибо, прочитал с интересом.
  11. 0
    25 декабря 2017 12:54
    Постепенно начинается осознание, что f35 это не голимый распил, а реальное достижение американского авиапрома. Впрочем, специалистам это было известно, скорее всего, давным давно. Как и о реальной роли як141 в создании f35 - уж никак не копии. Следующий шаг - такой тоже нужен. Учитывая, что американцы его лет 20 выводят, то сколько потребуется лет? И средств? Индии рядом, наверное, уже не будет.
  12. +1
    25 декабря 2017 14:40
    ну и намешано.
    Возможности китайцев, честно говоря, под большим вопросом.
    Что касается ЭПР в 1 м2- это автор о Суперхорнетах писал?
    Ибо у Су-27 и его производных ЭПР больше более чем в десять раз, только на Су-35 слегка уменьшить смогли.
    Наличие СВВП полезно даже на авианосце с катапультами как дежурное звено- не нужно будет всегда держать прогретой как минимум одну из катапульт.
    Что касается Як-141, то бессмысленно пытаться что-то делать на его основе, многодвигательная схема с ПД и ПМД проверена неоднократно как в виде расчетов, так и в реальных конструкциях у американцев, франзузов, немцев, англичан, итальянцев, в СССР- результат один- для использования в СВВП непригодна, не обеспечивает стабильных характеристик при взлете и посадке и имеет еще кучу недостатков.
    Собственно, сам Яковлев считал что однозначно Як-38 должен быть однодвигательным, но на тот момент в СССР просто не было двигателя подходящего.
    Для Як-41 двигатель уже был, и задание было на строительство именно однодвигательного СВВП, то яковлевцы не смогли обеспечить надежного управления в однодвигательной схеме, и вынуждено перешли к заведомо непригодной многодвигательной с ПД в виде Я-141, которая уже явно показала на Як-38 свою полную непригодность.
    Результат не заставил себя ждать- уже при первой посадке самолет ударился задней частью о палубу , а вскоре другой экземпляр был полностью разрушен при аварии при посадке - самолет плохо контролировался.
    и это с летчиками- испытателями, что уж говорить о строевых.
    Собственно, схема Як-141 практически полностью повторяла СВВП Мираж 3 60-х годов прошлого столети, тоже забракованного французами.
    Верить в успешность Як-141 может разве что сектант какой- нибудь.
    Успешными за всю историю стали только два СВВП- английский Харриер и ф-35, (для которого взяли ПМД с поворотным соплом из разработки американцев 70-х годов Конвейр модел 200)- , оба отличаются однодвигательной схемой, причем передняя часть самолета поднимается сжатым воздухом, а не струей реактивных газов, что принципиально отличает их от всех других конструкций СВВП.
    1. 0
      26 декабря 2017 20:26
      Это точно. решили перенести эту "дискуссию" в виде своего монолога сюда?
      https://topwar.ru/132057-palubnyy-samolet-vertika
      lnogo-vzleta-plany-minoborony-i-opyt-promyshlenno
      sti.html
      Скажите а вы не участвуете в предвыборной гонке К.Собчак?