Авиация против танков (часть 22)

34


С середины 60-х годов боевые вертолёты стали силой, способной оказать заметное влияние на ход боевых действий. Ведущими странами, где создавались винтокрылые ударные машины, были США и СССР. В 80-е годы к ним присоединились Италия, Франция и Германия. Впрочем, попытки создания специализированных ударных вертолётов предпринимались и в других государствах.



Румынский диктатор Николае Чаушеску, бессменно правивший страной 24 года и казнённый по приговору военного трибунала в 1989 году, во время своего правления в значительной мере дистанцировался от Советского Союза, проводил независимую внешнюю политику и осуществлял военно-техническое сотрудничество с западными странами. Так, при Чаушеску помимо легких многоцелевых Alouette III для румынских вооруженных сил велись закупки французских средних транспортных вертолётов Aérospatiale SA 330 Pumа и впоследствии было налажено их лицензионное производство. Часть румынских ударно-транспортных IAR-330L оснащались двумя 20-мм пушками, ПТУР «Малютка» и блоками НАР. Вертолёт мог также нести четыре 100 кг бомбы или 2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7,62-мм пулемётами. Однако «Пума» оказалась слишком дорогой и крупной машиной, чтобы строить на её основе специализированный ударный вертолёт.

В Румынии на базе вертолета IAR-316B (румынский лицензионный вариант французского SA.316B Alouette III) создали легкий ударный IAR-317 Airfox. Первый прототип совершил полёт в 1984 году. Двухместная кабина вертолёта с тандемным расположением экипажа была частично прикрыта лёгкой противопульной бронёй. В состав вооружения входили ПТУР «Малютка», блоки 57-мм НАР, 50-100 кг авиабомбы, неподвижно закреплённые контейнеры ГМП-2 с двумя 7,62-мм пулемётами и боекомплектом 550 патронов. Ударный «Аирфокс» демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже в 1985 году. Согласно представленной рекламной информации, масса боевой нагрузки достигала 500 кг. Однако с учетом веса бронирования кабины рекламные данные, скорее всего, были завышены и реальная боевая нагрузка примерно в два раза меньше.

Авиация против танков (часть 22)

IAR-317 Airfox


Впрочем, IAR-317 Airfox устарел ещё на этапе проектирования, так французы отказались от идеи создания чисто ударной модификации на базе «Алуэт» ещё в 60-е годы. Откровенно слабая силовая установка лёгкого вертолёта не позволяла достичь приемлемого уровня защищенности. Вооружение «Аирфокса» и система наведения ракет для середины 80-х были откровенно архаичными. К тому же вертолёт не блистал высокими лётными данными. Машина с максимальным взлётным весом 2200 кг развивала 220 км/ч. Крейсерская скорость составляла 190 км/ч. Практическая дальность полёта - 520 км. Ввиду невысокой удельной мощности скороподъёмность была очень низкой – 4,5 м/с. Понятно, что машина с такими лётными данными не могла конкурировать не только с Ми-24, но и с первой модификацией американской «Кобры». Вертолёт не устроил даже румынских военных, не избалованных техническими новинками, и вскоре программу свернули.

В итоге в Румынии всё же вернулись к идее создания боевого вертолёта на базе выпускаемой по лицензии «Пумы». Но это произошло уже в 90-е годы, после свержения Чаушеску. В сентябре 1995 года ВВС Румынии заключили контракт с израильской компанией Elbit Systems на модернизацию 24 вертолётов до уровня IAR 330L SOCAT.


IAR 330L SOCAT


В рамках модернизации румынские «Пумы» получили современную прицельно-поисковую систему и аппаратуру ночного видения. На турели в передней части фюзеляжа смонтирована французская 20-мм пушка THL 20 с боекомплектом 750 снарядов. В противотанковой конфигурации вертолёт несёт 8 израильских ПТУР Spike-ЕR и 2 блока 57-мм НАР УБ-32. Лётные данные по сравнению с прототипом практически не изменились. Вертолёт с максимальным взлётным весом 7400 кг имеет боевой радиус около 280 км. Максимальная скорость из-за ухудшения аэродинамики снизилась до 263 км/ч. Первый вертолёт был передан в войска в 2001 году. Помимо ВВС Румынии вертолёты IAR 330L SOCAT поставлялись в Нигерию, Судан, Кению и Кот-д'Ивуар – то есть в африканские государства, борющиеся с повстанцами или имеющие неурегулированные территориальные споры с соседями. Понятно, что критерием выбора «боевых вертолётов» румынского производства являлась относительно низкая цена.

Французский «Алуэт» вдохновил на создание ударного вертолёта не только румын. В 70-80-е годы прошлого столетия воинские подразделения ЮАР вели боевые действия на территории Намибии, Мозамбика и Анголы. Для высадки десантов, эвакуации раненых, доставки припасов и огневой поддержки активно применялись всё те же «Алуэты» и «Пумы». Транспортно-десантные «Пумы» несли блоки НАР, в дверных проёмах устанавливались пулемёты калибра 7,62-12,7-мм. Лёгкие вооруженные «Алуэты» прочёсывали растительность из пулемётов и 20-мм пушек. Параллельно использовались модификации с подвижными пулеметами, установленными в дверных проёмах, и с подвесными пулеметными и пушечными контейнерами. Часто вертолёты наносили удары 68-мм НАР. ПТУР поначалу применяли редко, для них просто не было достойных целей.

Пока южноафриканским солдатам противостояли плохо обученные партизаны, вооруженные в основном лёгким стрелковым оружием, потери вертолётов были низкими. Но вскоре после вторжения в Анголу юаровцы столкнулись с регулярной армией, обученной советскими советниками, на стороне которой сражались хорошо мотивированные и отлично подготовленные кубинские «добровольцы», вооруженные самой современной на тот момент техникой. От ударов с воздуха кубинские и ангольские войска были прикрыты многочисленными 12,7-57-мм зенитками, ПЗРК «Стрела-2М», мобильными ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗРК «Стрела-1», «Стрела-10», «Оса» и С-125. Кроме того, для экипажей юаровских вертолётов, выполнявших полёты над Анголой, существовал риск встречи с реактивными МиГами и вертолетами Ми-25. В этих условиях «Пумы» и «Алуэты», несмотря на меры предосторожности, начали нести потери. Во время вторжения в Анголу южноафриканская армия потеряла пять вертолётов SA 330 Pumа и по меньшей мери три SA.316 Alouette III. Достаточно часто вертолёты возвращались с пробоинами и убитыми или ранеными членами экипажа на борту.

Вскоре после того как антиповстанческие операции в буше превратились в сражения между регулярными армиями, в которых с двух сторон применялись авиация, танки и артиллерия, командование вооруженных сил ЮАР поставило перед национальным военно-промышленным комплексом задачу создания ударного вертолёта. Из-за введённого в 1977 году оружейного эмбарго Южно-Африканская Республика лишилась возможности закупать боевые вертолёты за границей. В то же время санкции стимулировали развитие собственной промышленности. В 70-80-е годы в ЮАР удалось не только наладить выпуск запасных частей к ранее полученной боевой технике, но и модернизировать её и принять на вооружение образцы собственного производства.

Первоначально существовали планы создания ударного вертолёта на базе транспортно-десантного SA 330 Pumа. ЮАР приобрела 20 «Пум» модификации SA.330C, 19 SA.330H и 18 SA.330L. Стоит сказать, что «Пума» по своим размерам и компоновке близка к советскому Ми-8, на основе которого в свою очередь был построен ударный Ми-24. На базе SA 330 в 1985 году южноафриканской компанией Atlas Aircraft Corporation был разработан транспортно-десантный вертолёт Oryx. Эта машина по своим характеристикам примерно соответствует Eurocopter AS332 Super Puma. Вертолёт получил достаточно совершенное для того времени БРЭО и двигатели Turbomeca Makila IA1 со взлётной мощностью 1880 л.с. Максимальная скорость восьми тонной машины составила 306 км/ч. Боевой радиус действия – около 300 км.

В 1986 году на основе модернизированной «Пумы» был создан вертолёт, концептуально близкий к советскому Ми-24. Один модернизированный транспортно-боевых вертолёт ХТР-1 (Experimental Test Platform – рус. Экспериментальная испытательная платформа) оснастили прицельно-поисковыми системами и ракетами «воздух-воздух». При этом вертолёт мог взять на борт полтора десятка десантников с оружием, или 2500 кг груза.


Экспериментальный боевой вертолёт ХТР-1


Другой экземпляр, известный как ХТР-2, получил крыло относительно большого удлинения, под которым разместили ПТУР ZT-3 Swift и блоки НАР. В носовой части появились оптоэлектронные датчики, а кабину прикрыли локальным бронированием. К сожалению, фотографии данного экземпляра найти не удалось, но как выглядел ХТР-2 можно судить по «загримированному» для имитации Ми-24 вертолёту «Пума», принадлежавшего американской компании PHI. Inc. Эта машина снималась в фильме «Рэмбо-3», и в конце 80-х участвовала в учениях американской армии.



В отличие от румын, южноафриканские специалисты, понимая бесперспективность этого пути, решили не превращать имеющиеся транспортно-десантные вертолёты в боевые и сконцентрировать свои усилия на разработке новой ударной машины. Кардинально модернизированные вертолёты ХТР-1 и ХТР-2 использовались для отработки БРЭО и вооружения, предназначенного для перспективного боевого вертолёта AH-2 Rooivalk.

Определённый задел для этого в ЮАР имелся. В первой половине 1981 года компания Atlas Aircraft Corporation начала разработку ударного вертолёта на базе SA.316В Alouette III. От французской машины взяли двигатель, трансмиссию, несущий и рулевой винт с хвостовой балкой. Кабина и фюзеляж были спроектированы заново. Экипаж располагался в двухместной тандемной кабине со значительным превышением пилота над оператором вооружения. Под передней кабиной установили турель с 20-мм пушкой GA1. На внешних узлах сбоку от фюзеляжа предусматривалась подвеска ПТУР и НАР. Однако не удалось найти ни одной фотографии с внешними узлами вооружения, это свидетельствует о том, что построенный в одном экземпляре вертолёт с самого начала была только демонстратором, призванным убедить военных и правительство в способности южноафриканского ВПК создать собственный боевой вертолёт.


XH-1 Alpha


Испытания вертолёта, получившего обозначение XH-1 Alpha, начались в феврале 1985 года. По лётным данным, «Альфа» практически соответствовала румынскому аналогу IAR-317 Airfox, который поднялся в воздух на год раньше. Вертолёт с максимальной взлётной массой 2200 кг оснащался турбовальным двигателем Turbomeca Artouste IIIB мощностью 550 л.с. и мог развить скорость до 200 км/ч. Практическая дальность полёта – 550 км. Машина с такими характеристиками имела бы шансы быть принятой на вооружение в 60-е годы, но во второй половине 80-х у «Альфы» никаких перспектив не было. Вертолёт после окончания программы испытаний, в 1992 году передан в Музей ВВС ЮАР.

На основании опыта боевых действий и по итогам испытаний опытных боевых вертолётов ВВС ЮАР сформировали требования к перспективному ударному вертолёту. Так как новой машине предстояло действовать в специфических условиях высоких температур и запылённости на полевых аэродромах, отдельно оговаривались такие критерии как высокая надежность, ремонтопригодность и низкие эксплуатационные расходы. Для снижения нагрузки на экипаж во время длительных полётов над бушем, предполагалось, что в состав высокоавтоматизированного БРЭО вертолёта войдет совершенная навигационная система, позволяющая уверенно прокладывать маршрут на местности, лишенной ориентиров. По возможности основные узлы и агрегаты перспективного ударного вертолёта должны были унифицироваться с существующим вертолётным парком. Что в свою очередь снижало производственные и эксплуатационные расходы и позволяло ускорить подготовку техников.

Вертолет, получивший обозначение CSH-2 (Combat Support Helicopter – рус. Вертолёт боевой поддержки) и имя Rooivalk (что в переводе с африкаанс означает «Пустельга»), впервые поднялся в воздух в 11 февраля 1990 года. При создании этой машины компания Atlas Aircraft Corporation использовала наработки по вертолётам Oryx и XH-1 Alpha. «Ройвалк» не имеет каких-либо революционных конструктивных решений, но в то же время — это добротно сделанная боевая машина с традиционным для ударных вертолётов тандемным расположением экипажа.


Прототип CSH-2


Фюзеляж вертолёта главным образом выполнен из легких сплавов с использованием композитных материалов. Основные жизненно важные системы вертолета дублированы. Используется экранирование более важных элементов конструкции менее важными. Управление вертолетом может осуществляться пилотом и оператором вооружения. Кабина экипажа прикрыта металлокерамической бронёй, а наиболее важные узлы и агрегаты экранированы полимерными баллистическими панелями. Борта кабины выдерживают обстрел 12,7-мм пулями. Четырёхлопастной несущий винт остаётся работоспособным после прострела из оружия калибра 12,7-мм. Отмечается, что защита «Ройвалка» не рассчитана на попадания 20-23-мм снарядов как на "Апаче" или "Тигре", что, впрочем, соответствует специфическим местным условиям и удовлетворяет требованиям ВВС ЮАР. Хуже, чем у зарубежных аналогов, скорость безопасного для экипажа приземления, на «Ройвалке» это показатель не превышает 8 м/с. Хотя у большинства «одноклассников» данный параметр находится в пределах 10-12 м/с.

Силовая установка первоначально состояла из двух турбовальных двигателей Turbomeca Makila IA1 с суммарной взлётной мощностью 3760 л.с. Эти же двигатели используются на транспортно-десантных вертолётах «Орикс». Хотя бронирование «Ройвалка» слабее, чем у «Апача», Ми-28 или европейского «Тигра» его максимальный взлётный вес достигает 8750 кг. При этом емкость внутреннего топливного бака - 1854 л.

В 90-е годы в связи с резким уменьшением оборонных расходов финансирование программы сократилось. После отмены режима апартеида и прихода к власти в 1994 году Африканского национального конгресса, программа «Ройвалк» оказалась на гране закрытия. Однако к тому моменту было совершенно очевидно, что вертолёт может быть доведён до приемлемого уровня эффективности и технической надёжности. К тому же развитие собственной авиастроительной отрасли обеспечивало создание новых рабочих мест и развитие высоких технологий.

Хотя первый прототип на испытаниях показал неплохие лётные данные, с двигателями первого этапа вертолёт разгонялся до 290 км/ч и был способен выполнять «мертвую петлю», доводка БРЭО и вооружения вертолёта шли медленно. Много времени ушло на доведение «до ума» всесуточной прицельно-обзорной системы TDATS. Прогресс в оснащении «Ройвалка» современными электронными системами появился после того как в апреле 1997 года с франко-германским концерном Eurocopter было заключено соглашение о совместной работе над БРЭО вертолёта.


АН-2 Rooivalk


К началу 21- го века «Пустельга» по-настоящему встала на крыло, и было принято решение о начале серийного строительства. Вертолёт официально поставили на вооружение под обозначением АН-2 Rooivalk. Производством вертолёта занялась компания Denel Aviation, которая поглотила Atlas Aircraft. Однако сборка велась очень медленно, к 2005 году только шесть из 12 заказанных вертолётов были готовы к войсковым испытаниям. Надёжность вертолётов поначалу была низкой, часто отказывало сложное электронное оборудование, из-за проблем с совместимостью программного обеспечения аппаратуры наведения и обзорно-прицельного комплекса прицельная стрельба ПТУР ночью была невозможна. В 2005 году один вертолёт разбился во время «неконтролируемой посадки». Экипаж остался жив, но сама машина восстановлению не подлежала.

По сравнению с прототипом на серийных машинах был внедрён ряд улучшений. Прежде всего, модернизации подверглась система очистки воздуха, поступающего в двигатели. Необходимость этого была обусловлена использованием двигателей Turbomeca Makila 1K2 с взлётной мощностью, увеличенной до 1904 л.с. Для уменьшения заметности в тепловом диапазоне установлена система смешивания выхлопных газов двигателя с окружающим воздухом в соотношении 1:1. При этом тепловая заметность снижена примерно в два раза.

С новыми двигателями максимальная скорость «Ройвалка» составляет 307 км/ч, крейсерская – 278 км/ч. Скороподъемность - 13 м/с. Практическая дальность полёта – 740 км. При использовании подвесных топливных баков, перегоночная дальность достигает 1300 км. Вертолёт обладает неплохой манёвренностью, во время показательных полётов «Ройвалк» неоднократно выполнял фигуры высшего пилотажа.



На гиростабилизированной шаровидной платформе в носовой части установлены низкоуровневая телевизионная камера, тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель. На «кончике носа» вертолёта размещена аппаратура ночного видения.



Приборное оборудование вертолета построено по принципу "стеклянной кабины" с использованием цветных многофункциональных ЖК мониторов. Система комплексного управления и отображения данных на лобовом стекле предоставляет экипажу информацию о боевой нагрузке, выбор оружия и варианты пуска ракет. Наведение оружия происходит с помощью нашлемных прицелов. На вертолёте имеется закрытая цифровая линия связи, по которой в реальном масштабе времени можно передавать информацию другим ударным вертолетам либо на наземные командные пункты. Однако ничего не известно о том, какие контрмеры используются для противодействия ЗРК и истребителям противника. Вполне вероятно, что в целях экономии на южноафриканских ударных вертолётах обходятся только кассетами с тепловыми ловушками и дипольными отражателями. Отсутствие на борту аппаратуры предупреждения о ракетных пусках и датчиков, фиксирующих лазерное и радиолокационное облучение, а также систем РЭБ, должно компенсироваться соответствующей тактикой применения. Против разного рода инсургентов, вооруженных в основном лёгким стрелковым оружием экипаж «Ройвалка» может использовать НАР и пушку. При столкновении с технологически развитым противником вертолёты должны действовать на предельно малой высоте, что затрудняет обнаружение наземными радиолокаторами. Целеуказание осуществляется от наземных передовых авианаводчиков, или с разведывательных вертолётов и БПЛА. Перед применением управляемых ракет производится набор высоты. Запуск ПТУР должен производиться над позициями своих войск, с дальности 7-8 км. Такая тактика позволяет избежать поражения огнём вражеских средств ПВО.

«Главным калибром» южноафриканской винтокрылой ударной машины должны были стать ПТУР ZT-3 Swift с лазерным наведением и дальностью пуска 4 км. Однако на серийных вертолётах в настоящее время используются ПТУР Mokopa ZT-6 с лазерной ГСН.


ПТУР Mokopa ZT-6


Согласно рекламным данным компании-производителя Denel Dynamics, ракета массой 49,8 кг способна пробить 1300 мм гомогенную броню на дальности 10 000 м. Также существуют варианты с осколочной и термобарической БЧ. Скорость полёта на траектории около 330 м/с. Производство ракеты началось в 1996 году. В настоящее время испытаны модификации с радиолокационной и ИК ГСН.

Управляемые ракеты и блоки с реактивными снарядами размещены на среднерасположенном крыле, размахом 5,2 м. Под каждой плоскостью имеется три узла подвески. Всего «Ройвалк» может взять 16 ПТУР Mokopa ZT-6 или 76 70-мм НАР FZ90 производства бельгийской компании Forges de Zeebrugge. Сообщается, что в октябре 2015 года на вертолёте «Ройвалк» были успешно испытаны 70-мм ракеты с лазерным наведением.



Для стрельбы по легкобронированным целям и живой силе на малых дистанциях предназначена подвижная установка с 20-мм пушкой F2, которая создана на базе французской GIAT M693. Орудие имеет скорострельность до 720 выстр/мин и способно поражать цели на дальности до 1500 м. Боекомплект – до 750 снарядов.

Войсковые испытания «Пустельги» продолжались до 2011 года. При этом вертолёты совершали достаточно продолжительные перелёты по всей территории Южной Африки. Темпы поставок были не велики, и составляли 1-2 машины в год. После окончания периода войсковых испытаний и достижения «полной оперативной готовности» вертолёт получил обозначение Rooivalk Mk 1.


Спутниковый снимок Goоgle Earth: Rooivalk Mk 1 на авиабазе Swartkop


С 2012 года ведется строительство вертолётов улучшенной модификации Block 1F. Основываясь на опыте эксплуатации первых машин, модернизированные вертолёты получили улучшенное БРЭО и новую более надёжную трансмиссию. Также были устранены проблемы с охлаждением 20-мм бортовой пушки. Последний двенадцатый по счёту «Ройвалк» передали военным 13 марта 2013 года.



Вертолёты Rooivalk, как и бронеавтомобили Ratel, стали визитной карточкой южноафриканского ВПК. Но надежды руководства компании Denel Aviation на экспортные поставки боевых вертолётов не оправдались. Зарубежные покупатели обычно крайне осторожно относятся к малосерийным образцам военной техники. К тому же в СМИ просачивались слухи о не доведенности БРЭО и вооружения вертолёта. «Ройвалк» участвовал в турецком тендере, но победителем был объявлен AgustaWestland T129. Хотя на выставках вооружения к южноафриканской машине проявляли интерес потенциальные клиенты из «развивающихся» стран, использование компонентов БРЭО европейской разработки налагает ограничения на поставки в государства, где имеются внутренние конфликты или вооруженное противостояние с соседями. Экспортная модификация «Ройвалка» в 2007 году предлагалась за $ 40 млн. Сейчас стоимость южноафриканского боевого вертолёта наверняка ещё выше. За гораздо меньшие деньги можно купить Ми-35М. В 2008 году модернизированный «крокодил» стоил на внешнем рынке $12,5 млн.

В настоящее время в составе ВВС ЮАР имеется 10 вертолётов «Ройвалк». Все они эксплуатируются на авиабазе Bloemspruit в составе 16-й ударной вертолётной эскадрильи, совместно с боевыми вертолётами AW.109Е LUH. На этой же авиабазе развёрнуты истребители JAS 39 Gripen.


Спутниковый снимок Goоgle Earth: вертолёты Rooivalk Mk 1 и истребитель JAS 39 Gripen на авиабазе Bloemspruit

Ударный вертолёт «Ройвалк» не может похвастаться богатой боевой карьерой. Мизерное количество построенных экземпляров и эксплуатация только в ВВС ЮАР не позволяет судить, насколько эта машина хороша в реальных боевых действиях. Боевое применение вертолёта было крайне ограниченным. Сообщалось, что пара Rooivalk Mk 1 совместно с вертолётами AW.109Е LUH в целях противодействия пиратству осуществляла патрулирование у побережья Мозамбика. В 2013 году несколько вертолётов «Ройвалк» были задействованы в составе Миротворческого воинского контингента ООН в Демократической Республике Конго. Перекрашенные в белый цвет вертолёты осуществляли эскортирование конвоев и прикрытие с воздуха блокпостов миротворцев. При этом несколько раз использовались 20-мм пушки. 4 ноября 2013 года два боевых вертолёта нанесли удар 70-мм НАР по позициям боевиков движения «23 марта». С учётом того, что срок службы «Ройвалка» должен составить не менее 25 лет, эти машины в будущем останутся в строю. В 2016 году было заявлено, что все строевые машины запланировано модернизировать до уровня Rooivalk Mk 2, но возобновление серийного производства возможно только в случае если найдется иностранный заказчик.

Продолжение следует…

http://www.airwar.ru/history/locwar/africa/poteri/poteri_sa.html
https://military.wikireading.ru/55176
http://www.rotaryaction.com/r.html
http://argendef.blogspot.ru/
http://www.saafmuseum.org/exhib/aircraft-on-display/helicopters/259-alpha-xh-1
https://web.archive.org/web/20061119200216/http://www.idrc.ca/fr/ev-68067-201-1-DO_TOPIC.html
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    17 января 2018 15:31
    Сергей. Спасибо. Не ожидал что будет обзор такой экзотики.
    1. +6
      17 января 2018 18:01
      Цитата: амурец
      Сергей. Спасибо. Не ожидал что будет обзор такой экзотики.

      Добрый вечер, Николай! Было бы упущением с моей стороны не упомянуть эту интересную машину.
      1. +3
        17 января 2018 19:25
        ага ага! а про "импалу-то про "импалу"! шучу! спасибо, как всегда!
    2. +3
      19 января 2018 20:12
      Цитата: амурец
      Сергей. Спасибо. Не ожидал что будет обзор такой экзотики.

      hi
      Позвольте дополнить, я готовил материал по румынским вертолетам.
      Часть румынских ударно-транспортных IAR-330L оснащались двумя 20-мм пушками
      Автор: Линник Сергей

      2х 23-мм пушки НР-23 в носовых гондолах
      2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7,62-мм пулемётами.
      Автор: Линник Сергей

      Румыны писали, что их Пумы оснащались 1 или 2 ДШКМ 12,7 в проёмах сдвижных дверей.

      На базе истребителя танков IAR 330L Puma была разработана палубная модификация Puma Тaval.


      “Истребитель танков” IAR 330L над палубой фрегата F 111. Ещё не демонтированы блоки типа УБ для 57-мм неуправляемых ракет.
      1. +4
        20 января 2018 11:26
        Цитата: Mister X
        Позвольте дополнить, я готовил материал по румынским вертолетам.

        Как же, хорошо помню! Очень интересная публикация была. good Во времена Варшавского договора 23-мм пушки в Румынии использовались, одновременно могли быть варианты и с 20-мм авиационными пушками западного производства.
        Цитата: Mister X
        Румыны писали, что их Пумы оснащались 1 или 2 ДШКМ 12,7 в проёмах сдвижных дверей.

        Михаил, про ДШК мы с тобой обсуждали. Это крайне неподходящий пулемёт для вооружения вертолётов.
        1. +2
          21 января 2018 10:45
          Цитата: Bongo
          Как же, хорошо помню! Очень интересная публикация была.

          Еще раз благодарю за консультации по теме "Румынские палубные вертолеты"!
          1. +2
            21 января 2018 10:53
            Цитата: Bongo
            Михаил, про ДШК мы с тобой обсуждали.

            Действительно обсуждали. Тем не менее крайне неподходящие пулеметы ДШКМ входили в состав вооружения румынских вертолетов и в 2012 году.


            Антипиратская операция “Атланта”, 2012 год.
            После операции “Атланта” рассматривались варианты вооружения вертолётов Пума Навал 12,7-мм пулемётом Browning M2 и даже 6-ствольным пулемётом M134 Minigun.

            1. +2
              21 января 2018 10:53
              Цитата: Bongo
              Во времена Варшавского договора 23-мм пушки в Румынии использовались, одновременно могли быть варианты и с 20-мм авиационными пушками западного производства.

              Я проштудировал еще раз румынские источники, и везде твердят одно и то же: пушечное вооружение IAR-330 Puma состояло из двух 23-мм пушек НР-23 (Нудельман — Рихтер) с боезапасом 400 снарядов/ствол. Оружие монтировалось вдоль бортов, в подвесных контейнерах.
              А 20-мм пушки M621 (GIAT/Nexter) на носовой подвижной турели THL 20 стали устанавливать позже, на модернизированных Puma SOCAT (проект “Пума-2000”). Боезапас составляет 750 + 50 снарядов. Модернизацию прошло 25 машин, с 1999 по 2005 гг.
              1. +2
                21 января 2018 11:12
                Цитата: Mister X
                Я проштудировал еще раз румынские источники, и везде твердят одно и то же: пушечное вооружение IAR-330 Puma состояло из двух 23-мм пушек НР-23 (Нудельман — Рихтер) с боезапасом 400 снарядов/ствол.

                Фиг его знает, в источниках которых черпал информацию я, говориться о 20-мм пушках. Возможно экспортный вариант? Румынские "Пумы" как это не странно и на экспорт поставлялись.
                1. +3
                  21 января 2018 14:04
                  Цитата: Bongo
                  Румынские "Пумы" как это не странно и на экспорт поставлялись.

                  Днйствительно, с 1974 года было экспортировано 61 машин PUMA + 50 сборочных комплекта. Насколько мне известно, румыны экспортировали свои вертолеты без вооружения. Вполне возможно, что каждая страна-эксплуатант вооружала свои ветролеты уже после их получения, на свое усмотрение и исходя из финансовых возможностей.
                  Эксплуатантами IAR 330 являются ВВС Пакистана, Судана, Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Ливана, Омана и ОАЭ.
                  Для Военно-воздушных сил Объединённых Арабских Эмиратов была разработана модификация IAR 330 Puma SM. Данная модификация сравнима по комплектации с AS 332L1 Super Puma: двигатели Turbomeca Makila 1A1 и авионика Rockwell Collins. Для ВВС ОАЭ было просталено 25 машин.


                  ТТХ IAR 330 Puma SM для ВВС ОАЭ.


                  Вертолет Puma SM, который правительство ОАЭ передало ВВС Ливана. На фото момент его прибытия в международный аэропорт Бейрута (21 апреля 2010 года).
                  1. +2
                    21 января 2018 14:54
                    ЮАР приобрела 20 «Пум» модификации SA.330C, 19 SA.330H и 18 SA.330L.
                    Автор: Линник Сергей

                    На сайте Denel Technical Academy нашел редкое фото
                  2. +2
                    21 января 2018 15:40
                    Цитата: Mister X
                    Эксплуатантами IAR 330 являются ВВС Пакистана, Судана, Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Ливана, Омана и ОАЭ.

                    В прошлом их вроде даже в ЮАР поставляли. Заметь, это всё страны с тёплым, я бы даже сказал жарким климатом. Видимо холода "Пумы" не любят, норовят туда, где потеплей улететь. Видимо легкомысленные французские корни дают о себе знать.
                    1. +2
                      21 января 2018 18:35
                      Цитата: Bongo
                      Видимо холода "Пумы" не любят, норовят туда, где потеплей улететь.

                      Это вряд ли. Уверен, что Пумы нормально переносят и холодный климат. Просто рынок давно поделен, конкуренция жесточайшая. Кому удалось продать - вот и слава Богу!
                      После свержения Чаушеску предприятие IAR было на грани банкротства, как и многие предприятия военпрома советского пространства. Но в 2002 Еврокоптер открыл филиал в Румынии (Eurocopter Romania), в котором предприятию IAR принадлежит 49%.
                      А Еврокоптер это уже серьезно: может подбросить румынскому филиалу заказик.
                      И такое произошло. Благодаря головному предприятию, румынский филиал модернирировал 20 вертолетов для ВВС Великобритании (контракт Puma LEP). Дорабатывали Puma HC Mk1 до уровня Mk2. Стоимость контракта составила 300 млн Евро.
  2. +10
    17 января 2018 16:00
    "Пустельга" - очень достойная разработка. В ЮАР в своё время, когда были апартеид и санкции, оборонка мощная была. Спасибо! hi
  3. +4
    17 января 2018 16:23
    спасибо за труд, очень познавательно-увлекательно
  4. +2
    17 января 2018 16:45
    Интересно, после Аппартеида они что нибудь достойное сделают?
    1. +7
      17 января 2018 18:03
      Цитата: Zaurbek
      Интересно, после Аппартеида они что нибудь достойное сделают?

      Ну вообще-то "Пустельгу" приняли на вооружение и строили серийно уже после прихода чёрного большинства к власти. В целом же наукоёмкие отрасли ЮАР сильно просели, что во многом было связано с массовым оттоком белых из страны.
      1. +1
        17 января 2018 18:12
        А вы оттуда?
        1. +1
          18 января 2018 13:35
          Цитата: Zaurbek
          А вы оттуда?

          А Вы с какой целью интересуетесь ?
      2. +4
        17 января 2018 20:38
        Цитата: Bongo
        во многом было связано с массовым оттоком белых из страны

        Как и вся их экономика + резко ухудшилась криминогенная обстановка в стране. Но, ЮАР все же смог довести до ума и запустить в серию помимо данного вертолета и свой колесный танк "Руикат", и держит неплохой кусок рынка в части модернизации советской/российской экспортной техники и различных MRAPов.
        Мне вот интересно, ЮАРовские оборонные компании после отмены апартеида случайно не BAE Sistem скупила?
        1. +3
          17 января 2018 21:02
          Об обстановке в Йоханесбурге очень живо рассказывали знакомые конструкторы с казанского вертолетного. Они только в райне размещения в свободное время перемешались да еще и со сопровождением. Также рассказывали о впечатлениях после осмотра ройволка на стоянке-машина создает впечатление легкобронированной даже по авиационным меркам. Силовой набор фюзеляжа получился тяжелым и для брони "свободной" массы осталось немного.
  5. +7
    17 января 2018 17:16
    но как выглядел ХТР-2 можно судить по «загримированному» для имитации Ми-24 вертолёту «Пума», принадлежавшего американской компании PHI. Inc. Эта машина снималась в фильме «Рэмбо-3»

    Еще пацаном смотрел этот фильм и все гадал что же это за гибрид..)
    В итоге, т.к. уточнить было не у кого, решил что это экспортная модификация "крокодила"..)
  6. +7
    17 января 2018 17:34
    Когда на рынке вооружений появились "дешёвые" Ми-24 из бывших "сателлитов" СССР, в ЮАР заинтересовались приобретением "крокодилов".Но для Ми-24 требовалась модернизация в "западном стиле".ЮАР-овская фирма АТЕ в начале "нулевых" взялась за модернизацию Ми-24... Модернизированный фирмой АТЕ Ми-24 получил наименование SuperHind..Создание первых модернизаций (Мк1.Мк2) не было согласовано с фирмой "Росвертол". Последняя модификация Мк3 фирмой АТЕ была согласована с "Росвертол",хотя и отчасти лишь.........
    От своего российского прототипа модернизированный в ЮАР вертолет, получивший название Ми-24 Mk3 «Суперхайнд» (SuperHind Mk III), отличается применением отвечающих стандартам НАТО новых средств связи, современной навигационной аппаратуры, новой системы управления оружием, РЭП и расширенной номенклатурой вооружения. Кроме того, лопасти несущего винта у этой машины выполнены из композиционных материалов.
    Система управления вооружением Ми-24 Mk3 получила многоканальный прицельный комплекс FLIR со встроенным лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели, нашлемную прицельную систему HSS и нашлемную систему прицеливания и отображения информации HMSD. Помимо неуправляемых
    ракет С-5 и С-8 российского производства модернизированный в ЮАР Ми-24 может использовать НАР стандартных калибров НАТО, а также управляемые противотанковые ракеты «Ингве» (Ingwe) и «Мокопа» (Mokopa), разработанные в ЮАР и имеющие максимальную дальность стрельбы 5 и 10 км соответственно. В носовой части вертолета установлена подвижная турель с 20-мм автоматической скорострельной пушкой. По словам представителей компании ATE, устанавливаемая на Ми-24 система управления оружием адаптирована и для установки на вертолеты Ми-24П, имеющие 30-мм пушку.P.S. Увы ! Судьба "суперхайнда" в настоящее время мне не известна...
    1. +12
      17 января 2018 18:08
      Цитата: Nikolaevich I
      Увы ! Судьба "суперхайнда" в настоящее время мне не известна...

      Отчего же, выпущено уже несколько вариантов. Крупнейшим покупателем является Алжир.

      Про эту машину было в 7-й части. Активные ссылки в конце каждой публикации имеются. hi
      1. +5
        17 января 2018 18:39
        Миль пардон ! feel Выходит,что 7-ю часть я "пропустил"... recourse Видно.на даче безвылазно "пахал" в "это время" ! request
  7. +4
    17 января 2018 19:26
    В студенчестве Ройволк мне очень импонировал как продукт самостоятельной разработки страны, которая находится в политической изоляции. На самом деле программа весьма амбициозна - в мире всего шесть стран, которые освоили полный цикл создания вертолетов от ОКР и ОКР на составные части до серийного производства. Но столь высокую плану ЮАР взять не смог - без участия Еврокоптера (как подрядчика по проектным работам) и, по некоторым данным, румынского IAR (подрядчик по изготовлению агрегатов) не были бы возможны ни Орикс, ни Ройволк. Сколько не искал не смог найти ответа о том, кто изготавливал агрегаты трансмиссии для Ройволков.
    После Ройволка очень интерисовался разработками ATE/Denel, особенно удивил их макет модернизации Ми-25 в Superhind mk 5 с переделанной кабиной экипажа. И на фоне всего этого было досадно прочитать в блоге В. Матвеева о том, что фирма переживает финансовые проблемы.
    1. +5
      17 января 2018 20:10
      Цитата: Николай Р-ПМ
      И на фоне всего этого было досадно прочитать в блоге В. Матвеева о том, что фирма переживает финансовые проблемы.

      Не честная конкуренция- "конек" Запада.
      В 2008 году модернизированный «крокодил» стоил на внешнем рынке $12,5 млн.

      Мне всегда было интересно за счет чего наша военная техника дешевле западной в 3-4 раза?
      У нас "эльфы" ее что ли клепают? Ну понятно зарплаты ниже, электричество, но в 3-4 раза, еще с учетом того, что мы зарубежный тепловизор и другую мелочь туда любим поставить.
      Кто нибудь объясните пожалуйста crying
      1. +3
        17 января 2018 21:53
        Насколько мне известно те же ГОЭС производства УОМЗ (идут на ми35,ми28 и ка52) оборудованы лицензионными матрицами, которые производятся в России. Они скажем так зарубежные на 70%)) Хотя это уже довольная старая информация-может быть уже что-о свое производят.
        Такая стоимость ройволка на мой взгляд обусловлена малым объемом выпуска и тем,что такие агрегаты как редукторы и двигатели надо не производятся в стране-изготовителе вертолета.
        1. +2
          21 января 2018 17:28
          Цитата: Николай Р-ПМ
          по некоторым данным, румынского IAR (подрядчик по изготовлению агрегатов)

          Все верно. На официальном сайте румынского IAR компания Denel из ЮАР значится среди партнеров.
  8. +3
    17 января 2018 20:35
    Ой, их (Rooivalk'ов) выпустили так мало? Жаль. Он мне еще с первого моего справочника по военной авиации понравился (в году так в 2000-м).
    Всегда уважал ЮАР и их соседей за создание либо нетривиальных образцов - от стрелковки до техники, либо нестандартного применения имеющихся, и это - сначала в известной изоляции, потом в условиях утечки белых мозгов.
    Кстати, на предпоследнем фото запечатлен еще один достойный местный агрегат - БРМ "Rooikat".
    С ув. hi
    P. S.
    Про эксперименты с боевыми проектами "Пумы" не слышал, но, учитывая их ТТХ и летные данные, вряд ли вышло бы что-то путное. Ранее приводившиеся в цикле транспортно-боевые "Дофины" и специализированные "Пантеры" на их базе, очевидно, выигрышнее.
    P. S. S.
    Батя у меня третьего Рэмбу без смеха смотреть не мог, ну, те кадры, где злобные советиш унтерменшен на французской "Газели" и "Пуме" рассекали.
  9. +2
    18 января 2018 02:18
    Ятп несколько построенных ИАР-317 таки эксплуатировались румынами? Очень уж мало по ним информации?
    1. +2
      21 января 2018 17:57
      Цитата: maximghost
      Ятп несколько построенных ИАР-317 таки эксплуатировались румынами? Очень уж мало по ним информации?

      Официальные данные с сайта производителя.
      IAR-316B Alouette III (с 1971 года) предприятие IAR произвело более 200 машин, 75 из которых были проданы на экспорт.
      IAR-300L PUMA (с 1974 года) произведено 137 машин, было экспортировано 61 едниц + 50 сборочных комплекта.
      Оставшиеся румыны эксплуатировали сами. Всего с 1968 года IAR произвел 368 вертолетов различных моделей и модификаций.
  10. 0
    18 января 2018 08:56
    очень познавательно) Только вот вопрос, а что еще осталось?
    1. +4
      18 января 2018 13:38
      Цитата: parma
      Только вот вопрос, а что еще осталось?

      А про иранский Shahed 285 Вы читали, или про индийский HAL LCH ?