Война, фарфор и искусство…

57
Публикация материалов о городе Майсене в Германии многим читателям ВО пришлась по душе. Понравились им и фотографии, сделанные в этом городе. Однако самый интересный фарфор, созданный руками майсенских мастеров, находится все-таки не в Майсене, а в Дрездене, и вот там-то автору этих материалов удалось побывать, увидеть многие интересные экспонаты, выставленные сегодня в залах Дрезденской картинной галереи, и, конечно же, их сфотографировать. И так как многие хотели бы узнать об истории майсенского фарфора побольше – мы выполняем их просьбу!


Фарфор – поистине уникальный материал, позволяющий создавать даже вот такие монументальные композиции. Увидеть это «маленькое» (и то относительно маленькое!) можно в экспозиции знаменитой Дрезденской картинной галереи.



Не раз и не два в истории человечества случалось так, что успешные войны оборачивались подъемом искусства в той или иной стране. Римляне завоевали Грецию и были покорены ее искусством. Они стали копировать его так, что сегодня большая часть древнегреческих скульптур известна нам только в римских копиях. Эпоха Возрождения дала к этому новый толчок – кондотьеры разоряли Европу и ту же Италию, но это давало деньги появившимся ценителям искусства и те платили их художникам и скульпторам, которых уважали настолько, что даже Папа римский не гнушался подать художнику уроненную кисть. То есть добытые войной и грабежом деньги шли на дворцы и прекрасные картины, а чьи-то там пот и слезы никого не интересовали.


Там же находятся и вот эти огромные фарфоровые китайские вазы, покрытые изумительной росписью. Неудивительно, что такие вот изделия для своих дворцов и охотничьих домиков старались заполучить все монархи Европы.

Дальше – больше! Пресытившись древностями, найденными в земле, и творениями соотечественников, европейцы отправились за море в поисках новинок, чарующих взгляд и поражающих вооружение. 4 мая 1799 года последняя и решающая битва при Серингапатаме в Индии, одержав победу в которой, англичане его полностью разграбили. Кроме груд золота и драгоценных камней, в Англию было вывезено огромное количество самых различных предметов искусства, включая личные вещи Типу Султана, его роскошные кинжалы и мечи, огнестрельное оружие и богатые одежды. Сегодня значительная часть вывезенного является частью коллекций, которые принадлежат британской королевской семье и музею Виктории и Альберта. Правда потом некоторые из этих предметов были куплены на аукционах и возвращены назад в Индию. Так, в 2004 году знаменитый меч Типу Султана на аукционе Сотбис купил индийский ликёрный фабрикант Виджей Маллье.


Вы думаете, что это настоящие цветы? Ничуть не бывало! Фарфор – один только фарфор!

Но еще дальше Индии лежал Китай, откуда еще до начала XVIII века голландские, португальские и английские купцы ввозили в Европу фарфор. Тогда же, а именно в конце XVII века, в Европе и возникла мода на китайский фарфор. Но как европейцы не старались узнать тайну его изготовления, китайцы держали ее в строгом секрете, хотя и освоили производство твердого фарфора еще в VI в. Собственно, с фарфором европейцев познакомил еще Марко Поло, но тогда ни о каких массовых его поставках и речи не шло. Теперь же по морю шли в Европу один корабль за другим, а в их трюмах едва ли не самым драгоценным грузом был именно китайский и японский фарфор.


Китайский фарфор начала ХХ века. Относится к категории «мягкого», поэтому он толстостенный. Но роспись очень тонкая.


Данный сервиз предназначался для экспорта в Европу, поэтому в нем есть молочник.

Сами японцы заимствовали технологию производства фарфора у китайцев довольно поздно – около 1500 года. По названию гавани, где японский фарфор грузился на голландские корабли, его назвали «имари». По качеству японский фарфор уступал китайскому, но его отделка была богаче. Не считая тех красок, что применяли китайцы, японцы первыми начали расписывать его золотом.


Японский чайно-кофейный сервиз, сделанный специально для иностранцев. На дне каждой чашечки – отпечатанный портрет японки, роспись стенок – цветными ангобами. Причем, если все чашки и блюдца одинаковые, то роспись на всех разная. Понятно, что она изображает дракона, но двух одинаковых нет, каждый выглядит по-своему, и усы, и крылья. Более того, часть глины, использованной в росписи этого сервиза, белая и пористая. Поэтому вымыть из нее потеки того же кофе невозможно! Но это-то на взгляд японцев как раз и хорошо! Сразу видно, что посудой пользовались, и что она – «старая». В эмали присутствуют вкрапления крошечных угольков, то есть это… «ручной обжиг»!

Первым, кто оценил фарфор в Европе по достоинству, был великолепный герцог Франческо I ди Медичи, который в 1575 году в знаменитых флорентийских садах Бомболи устроил мануфактуру по производству так называемого «мягкого фарфора». Его так и назвали «фарфор Медичи», а выделывали его из глины из Винценцы. Однако хотя он и был полупрозрачным, но не белым, а желтоватым на вид. Сохранилось более 50 изделий из «фарфора Медичи» и вполне можно говорить, что это и был первый европейский фарфор, вот только по качеству и внешнему виду он все же уступал китайскому. Наладить производство фарфора пытались затем в и Англии, и во Франции, но безуспешно. Тайна оставалась тайной!


Уж если невозможно или слишком хлопотно содержать во дворце живых обезьян, то никто не мешает содержать фарфоровых!

Король Польши и саксонский курфюрст Август Сильный покровительствовал наукам и много воевал, также был страстным коллекционером. На войско требовались деньги, на коллекции денег требовалось еще больше, поэтому он страшно обрадовался, когда некто по имени Иоганн Бёттгер продемонстрировал в его присутствии «трансмутацию ртути в золото». Наивный курфюрст хоть и был исключительно силен физически – говорят, что мог закрутить в кольцо железную кочергу, был, видимо, не очень-то крепок умом, поскольку дал Бёттгеру титул барона раньше, чем тот в изобилии снабдил его деньгами. А тот тоже был не слишком-то умен, ибо начал тут же вести разгульную жизнь, и нимало не заботился о том, что не выполнил обещанное монарху. Поэтому неудивительно, что тот, видя, что денег как не было, так и нет, и стыдясь того, что не может выполнить обязательства союзника перед Петром Первым, в 1701 году приказал арестовать незадачливого алхимика и посадить в «золотой дом», где уже когда-то содержался другой алхимик Иоганн Кункель – его предшественник. Над добычей золота Бёттгер трудился до 1704 года, но, понятно, что не смог добыть ни крупинки.

И вот тут-то Августа, можно сказать и осенило – он решил основать собственное производство фарфора и этим одновременно пополнить и свою казну, и коллекцию.

В 1704 году Бёттгера отправили в крепость Кёнигштейн, расположенную в Саксонской Швейцарии, под строгий надзор коменданта графа Э. В. фон Чирнгауза, занимавшегося математикой и физикой, да еще и владевшего стекольным заводом, где уже велись работы по созданию фарфора. Занимался Фон Чирнгауз еще и тем, что искал в Саксонии подходящее сырье для его производства, и оценив познания Бёттгера, взял его в компанию.


Блюдо в центре выполнено в популярном в Европе стиле «шинуазри», то есть «под Китай»

Уже через год фон Чирнгауз и Бёттгер сумели изготовить красный (или яшмовый) фарфор, для которого использовалась красная глина «болюс» из Плауэна, содержавшая высокий процент оксидов железа. Посуда из яшмового фарфора напоминала сделанную из драгоценной яшмы, и украшалась в китайском стиле выпуклыми рисунками и драконами. Позднее этот фарфор так и стали называть «бёттгеровским».

Война, фарфор и искусство…

Кофейник из красного «бёттгеровского» фарфора (до 1720 г.).


Какой страшный носорог, не правда ли? И он тоже изготовлен из фарфора, «бётгеровского» фарфора, какой очень часто выглядел как самый настоящий камень.

Этот успех воодушевил Августа, и он дал денег на оборудование специальной лаборатории в Дрездене в 1707 году. Удалось выяснить, что для получения фарфора необходимо наличие трех важнейших компонентов: каолина из района Шнеберга и Ауэ, полевого шпата и алебастра в качестве флюса, а также оптимального состава исходной смеси и условий ее обжига. В 1708 году после двенадцатичасового обжига удалось получить первые пластины фарфорового бисквита. А так как об этом было записано в журнале опытов Бёттгера, то время рождения европейского твердого фарфора известно нам с точностью до одного часа. Так был раскрыт один из самых дорогих секретов той эпохи. При этом новый европейский твердый фарфор по качеству превосходил мягкие сорта китайского фарфора. В 1708 году Чирнхаус умер от дизентерии, и Беттгер продолжил работать один. Он отладил технологию производства фарфоровых изделий и изобрел рецептуру глазури, причем его рецепт используется до сих пор.


Так называемый «королевский фарфор», украшенный королевскими и княжескими гербами.


Ну, а это «фарфор» из отходов на потребу туристам. Вряд ли кто-то уезжает из Майсена, не купив хотя бы вот такую сувенирную тарелочку!

После этого в 1710 году в замке Альбрехтсбург в Майсене была организована мануфактура, которая стала производить посуду, отделка которой имитировала художественный стиль одной из провинций Китая. Но в отличие от китайского, майсенский фарфор имеет более высокое содержание каолина, поэтому считается «твердым».


Всего лишь фарфоровая беседка…

Затем в 1717 году был открыли секрет росписи фарфора кобальтом. На сырую глину стали наносить краску зеленого оттенка, но после обжига она приобретала ярко-синий цвет. С помощью кобальта, как и раньше воспроизводили популярные китайские мотивы в так называемом стиле «шинуазри». Но уже вскоре на изделиях появились и собственная роспись – например: знаменитый «луковичный орнамент», причем посуда в «луковичном» стиле на заводе в Майсене выпускается и в наши дни.


Ваза из белого фарфора, Майсен (1713—1720).

В 1719 году, подорвавший здоровье возней с разными ядовитыми веществами, Беттгер умер и в суматохе один из хранителей секрета производства фарфора Самуил Штольцель сумел бежать в Вену, где основал свою мануфактуру.

Но тут в дело вмешался сам курфюрст Август, совсем недаром имевший прозвище Сильного. Угрожая смертью безвременной Самуилу Штольцелю, его люди вернули беглеца из Вены, причем вместе с ним в Майсен приехал и художник Иоганн Грегориус Герольд, которому курфюст посулил солидное жалованье. И в этом случае он не ошибся, потому, что Герольд сумел усовершенствовать мейсенский фарфор: алебастр заменил кварцем и полевым шпатом, вследствие чего изделия после обжига стали по-настоящему белоснежными. Сам художник предпочитал работать в японском стиле «какиэмон». Его цветовая палитра была довольно ограниченной, но Герольд расширил его цветовую палитру до нескольких сотен оттенков.


Фигурки работы Иоганна Иоахима Кендлера.

1731 год для Майсена открылись новые горизонты: на предприятии начал свою работу Иоганн Иоахим Кендлер, занявшийся созданием фарфоровых скульптур, которых он за свою жизнь сделал более тысячи! Причем ваял тех же самых животных в натуральную величину. А еще он делал портреты придворных, включая редкие по живости скульптуры фрейлин в фижмах в стиле рококо. Впрочем, не было бы заказов, не было бы и скульптур. А тут как раз и отличился опять Август Сильный. Он решил заказать фигуры животных из фарфора, которые бы выглядели словно настоящие. И Кендлер выполнил этот заказ, но тут Август умер и все планы в отношении Японского дворца рухнули в одночасье.


Жанровые композиции Кендлера отличались большой живостью и пользовались просто бешеным спросом. Коллекционировать их, конечно, можно, но даже старые винтовки из музеев стоят дешевле.

Тогда он занялся жанровыми композициями, имевшими большой спрос: лепил фигурки детей, порознь и группами, садовников, разносчиков, модных в те годы пастухов и пастушек. Получил большую известность его оркестр обезьян: композиция, состоящая из 21 статуэтки, была изготовлена им для Людовика XV и подарена затем знаменитой мадам Помпадур.


Внутренний вид галереи фарфора в… Дрезденской галерее.

Постепенно он создал тот самый стиль, который начали копировать все мануфактуры, которые производили фарфор. Изысканные завитку ручек на супницах, композиции в виде букетов и цветочных гирлянд, спелые фрукты в корзинках и ангелочки с крылышками с молитвенно сложенными руками или порхающие среди облаков стали классикой образцов для дорогостоящей посуды из фарфора. И даже когда стиль рококо уже вышел из моды, посуду мейсенской мануфактуры в этом стиле продолжали подавать на столы монарших особ.


А так она выглядит со стороны двора.

Главным итогом работы мейсенской мануфактуры стал сервиз «Лебединый», рассчитанный ровно на сто персон и включающий две тысячи разнообразных предметов. Причем сделан он был вовсе не для короля или императора, а для богатого буржуа — одного из директоров мануфактуры. А затем по его образцу сделали еще несколько таких же. Ведь люди – большие обезьянки!


Залы Музея фарфора в Майсене.

Екатерина II также почтила своим заказом Майсенскую мануфактуру и заказала несколько скульптур на мифологическую тему. А потом заказы повалили как из рога изобилия, так что на мануфактуре пришлось устанавливать специальные «русские дни», когда заказы делали только для далекой России.

В 1762 году на предприятии появился художник Мишель Виктор Асье, вместе с которым в моду вошли изделия из белого неглазурованного фарфора — бисквита, из которого был начат выпуск статуэток на мифологические темы.

Постепенно популярность майсенского фарфора упала настолько, что предприятие в начале XIX века оказалось на грани закрытия. Но потом майсенская посуда стала экспортироваться в США и Россию и дело наладилось. Интересно, что в это время особым спросом пользовались статуэтки и посуда, имитировавшие образцы XVIII века, но и дорогостоящие работы XIX века, которые продаются и сегодня, — это все также имитация былого стиля рококо.


В конце XVIII века производство фарфора было налажено и в Венеции. Венецианский фарфор отличался обилием позолоты и «картинками» с видами Венеции.


До революции в России очень большую популярность приобрел так называемый «кузнецовский фарфор». Он отличался большой прочностью, поэтому стенки чашечек тонки, буквально как бумага. Роспись золотом изысканная и очень элегантная. Дорогая простота – вот как это называется!

Среди работ художников этого времени выделяются статуэтки и композиции скульптора Пауля Шойриха, создавшего более 100 статуэток и композиций в стиле арт-деко. Причем особенно приглянулась публике его серия статуэток под названием «Русский балет», навеянная выступлениями в Берлине балета Сергея Дягилева.

А вот Эмиль Бернер прославился тем, что сумел сделать из фарфора самые большие в мире колокола. Высота их составляет два с половиной метра.


Так выглядит логотип и клеймо Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

Ну, а сегодня, как и 250 лет тому назад, нужный для предприятия каолин добывают здесь же, недалеко от Майсена. Причем трудятся над его добычей всего лишь два человека, что даже отмечено в книге рекордов Гиннеса. Зато художников на нем 450 человек.


Англичане тоже внесли свою лепту в развитие фарфорового дела: они сумели создать так называемый «костяной фарфор», являющийся промежуточным между твердым и мягким фарфором. А большую «мягкость» ему придают жженые кости, введенные в фарфоровую массу перед обжигом. Вот так выглядит современная английская подарочная чашка из костяного фарфора.

Половина того, что производят там сегодня, — это столовые сервизы; 35 процентов – принадлежит керамическим скульптурам и художественному фарфору; а вот все остальное — это эксклюзивные заказы очень большой стоимости. Майсен делает керамическую плитку, которая идет на художественные панно.


Изготовить такую вазу для фруктов не так уж и трудно, если иметь много виксинтовых форм для того, чтобы все эти цветы получались одинаковыми!

В 2010 году предприятие отмечало свой юбилей — 300 лет со дня своего основания. К нему были сделаны точные реплики самых знаменитых творений, включая «Оркестр обезьян, сервиз «Лебединый», а также скульптурные изображения животных Кендлера. Все это пользовалось огромным успехом, так что большая часть этих реплик была потом распродана. Например, копии знаменитых ваз ушли по 15 тысяч евро за каждую. Интересно, что состоятельные покупатели из России предпочитают заказывать фарфор в царском стиле с золоченым рельефным орнаментом. Такой способ отделки вошел в моду в XIX веке. Технологию нанесение так называемого «глянцгольда», особого рода золотой эмали, разработал художник Генрих Готтлоб Кюнон. Ну, и конечно, все майсенские изделия просто баснословно дорогие. Так что, если интернет-магазин сообщает, что имеет в наличии статуэтку XVIII века за две тысячи евро работы Кендлера, — то тут и думать не надо, разумеется, это подделка! Почему так дорого? А потому, что ручная работа! Хотя научно-технический прогресс пришел и сюда. Например, все мелкие детали налепного декора – цветы, звезды, завитки гирлянд, ручки для чашек – все это формуется в виксинтовых формах, отличающихся высокой прочностью, так что служат они подолгу, не то, что прежние гипсовые…
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    17 января 2018 06:13
    Для того что бы изготовить подобные шедевры нужно иметь гениальный талант , всегда завидовал подобным умельцам белой завистью .
    1. +4
      17 января 2018 07:20
      Довелось увидеть это все в реале... Даже не смотря на запрет сфотографировал этот знаменитый букет... С расстояния примерно в метр отличить от настоящего... Невозможно...
  2. +19
    17 января 2018 06:22
    Да, шедевры - глаз радуют
    И пользу приносят
    Фарфоровая обезьяна даже симпатичнее живой!
  3. +8
    17 января 2018 07:48
    Однако самый интересный фарфор, созданный руками майсенских мастеров, находится все-таки не в Майсене, а в Дрездене
    ...А кто спорит, музей в Мейсене, музей скажем краевого значения, а в Дрездене федерального...Конечно, там лучше работы собраны и коллекция богаче..Но орган из мейсенского фарфора это нечто,не красивая имитация, а полностью функциональный инструмент, на котором даже устраивают короткие концерты.На Мейсенской мануфактуре изготовлялись также фарфоровые колокола.И они функциональны,находятся в церкви Богоматери в Мейсене
    1. +5
      17 января 2018 11:42
      Так выглядит логотип и клеймо Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

      Холмс, какой странный символ... what Вам это ничего не напоминает? Если сложить два блюдца вместе, получится подпись одного "профессора" hi
      1. +1
        17 января 2018 11:50
        good Кстати...да....
        1. +3
          17 января 2018 11:52
          из другой серии, но, кажется, у многих это любимый момент из всех фильмов.
          1. +1
            17 января 2018 13:23
            Это верно... good
            1. +3
              17 января 2018 13:34
              я как смотрю этот момент, так сразу вспоминается, как мы как-то в 2010-м насенегалились с моим братом Леликом. fellowlaughing правда, пили мы не из фарфора wink
              1. +1
                17 января 2018 13:37
                У меня с данным моментом нет, к сожалению ни каких ассоциаций.. smile
                1. +3
                  17 января 2018 13:41
                  У меня с данным моментом нет, к сожалению ни каких ассоциаций.. smile

                  праведно живете, Алексей Анатольевич request с другой стороны, не к сожалению, а к счастью. yes Вы ж понимаете, иногда как вспомнишь сквозь головную боль утром, что вчера было, так в дрожь и кидАт! belay везде нужна умеренность! hi
                  1. +2
                    17 января 2018 14:41
                    праведно живете, Алексей Анатольевич
                    ..Да какая праведность.. smile Просто, своя "цистерна" уже выпита..А вторую просто не с кем начинать..Сейчас за спиртным больше о политике говорят..А я об искусстве люблю...Как говорится романтизму нету... hi smile
                    1. +3
                      17 января 2018 16:15
                      А я об искусстве люблю...Как говорится романтизму нету... hi smile

                      сразу вспоминаются две цитаты: 1. "а в прежние годы я мог четверть выкушать". laughing 2. "я солдат.. а книгу люблю больше, чем шпагу" request (Ибрагим Ганнибал - В.С. Высоцкий, шикарная роль!). Кстати, разговоры о спиртном у нас очень даже получаются. good Особенно, когда Марат с часами на руке приходит. drinks
                      1. +1
                        17 января 2018 18:15
                        "Гвозди бы делать из этих людей
                        Не было б в мире лучше гвоздей!"
                        (кажется В.Маяковский)
                      2. +3
                        17 января 2018 18:49
                        "а в прежние годы я мог четверть выкушать".
                        ...Именно..А пока так:
                        Ах было б только с кем поговоpить!
                        Ах было б то, ах было б то,
                        Ах было б то, ах было б то,
                        Ах было б только с кем поговоpить!...Отрываюсь, когда ребята по старой службе ,заезжают...А так , как то грустно..Все разговоры о деньгах, кто что купил...Местные сплетни..
                    2. +4
                      17 января 2018 18:51
                      Вообще не вопрос! В моем лице найдете достойного собеседника! drinks ну, как минимум, понимающего. wink
                      1. +3
                        17 января 2018 19:01
                        Запросто.. drinks smile
          2. +5
            17 января 2018 17:15
            Если вспоминать этот фильм, то статье более соответствует вот этот эпизод: «…овсянка, сэр!...» Обратите внимание на тарелки на столе серия Майотт из Стаффордширской серии Англия. Скорее всего это фаянс, тем не менее пасторальные картинки очень красивы и интересны.
            1. +3
              17 января 2018 17:21
              класс! немного о самой сцене, рассказывает Адабашьян:
              Было очень интересно. Игра продолжалась и за кадром. Был у нас с Виталиком Соломиным такой театр для себя. Мы придумали, что мой Бэрримор его терпеть не может, потому что он приехал с Холмсом и всем здесь руководит. Решает, кому можно выходить на улицу, кому нельзя, кому что делать. И эта ненависть выражалась в разных деталях, например, в том, что когда Бэрримор утром раскладывал овсянку, то кому-то кидал три ложки, а ему на тарелку бросал одну плюху. А на столе тем временем лежал блокнот, страницы, которого были исписаны фразой «Бэрримор д...к, Бэрримор д...к, Бэрримор д....к». Этого в кадре нет, но эта игра всегда шла между нами и создавала потрясающую атмосферу. Модераторы, Вы уж простите, слово простое русское не пропустит, но и меня не судите! drinks
  4. +5
    17 января 2018 08:03
    Спасибо за статью и прекрасные фотографии
  5. +7
    17 января 2018 08:21
    Отличная статья! А уж тарелки с символом майсеновского производства! Шедевр в четырех штрихах! Лаконично и не банально. Люблю такие вещи.
  6. +16
    17 января 2018 08:28
    Кушать на фарфоре, да еще на таком)
    Дорогого стоит
    Спасибо!
  7. +7
    17 января 2018 08:32
    Спасибо за отличную статью. Очень порадовали фотографии.
    В музее собраны, настоящие произведения искусства, потому и цена так высока. Кстати, фарфор использовался и в качестве дипломатического дара, как пример - знаменитый "олимпийский" сервиз из Севра, был подарен Наполеоном Александру I в честь заключения тильзитского мира, полюбоваться можно в оружейной палате в Москве.
  8. +5
    17 января 2018 08:56
    "Первым, кто оценил фарфор в Европе по достоинству, был великолепный герцог Франческо I ди Медичи, который в 1575 году в знаменитых флорентийских садах Бомболи устроил мануфактуру по производству так называемого «мягкого фарфора». Его так и назвали «фарфор Медичи», а выделывали его из глины из Винценцы."
    Глина была из Фаэнцы.
    Со времён Средневековья Фаэнца является крупным центром производства керамики (в частности, майоликовых изделий). Золотой век этого производства пришёлся на эпоху Возрождения (XV-XVI века). По имени этого города получил своё название фаянс.
    Что касается города Виченца, то в нем очень много достопримечательностей, он считается итальянской столицей переработки золота, и хотя между "Фаенцой"и "Винченцой" всего лишь 200 км, к фарфору он отношения не имеет.
    Вообще, "фарфор Медичи" фарфором можно назвать с большой натяжкой, так как в его составе каолина очень мало:16 частей стеклянной фритты, 24 части песка, 12 частей белой глины из Фаэнцы и немного каолина оттуда же; готовые изделия покрывали свинцовой глазурью или оловянной поливой. Получалось нечто вроде глазурованного и расписанного стекла, изготовленного и украшенного гончарами.
  9. +17
    17 января 2018 10:42
    Искусство изготовления фарфора - одно из самых красивых и трудоемких
    Результат - перед нами)
    Круто
  10. +6
    17 января 2018 10:49
    Спасибо за статью и отличные фотографии. Букет великолепен!!! Угадывается каждый цветок. Виртуозная работа мастера!
  11. +3
    17 января 2018 11:51
    Познавательно. Настоящий фарфор действительно очень красиво выглядит. Приятно смотреть, приятно в руках держать.
  12. +17
    17 января 2018 17:25
    Фарфор - олицетворение настоящего искусства
    И непреходящая ценность
    Побольше желаю автору выпустить таких статей
  13. +17
    17 января 2018 17:39
    Спасибо за красивую статью!!
  14. +3
    17 января 2018 18:18
    3x3zsave
    "Гвозди бы делать из этих людей
    Не было б в мире лучше гвоздей!"
    (кажется В.Маяковский)

    Да, это точно. Только многие филонить сегодня изволят-сrequest
    1. +3
      17 января 2018 19:29
      Филонит в первую очередь автор. Чего бы не написать статью о немецком фарфора. Ведь в XVIII веке в Германии (я знаю, что ее тогда не было) было создано почти два десятка производств фарфора. Да, Мейсен был первым.
      Зато вторым был Хехст.

      А дальше можно продолжать. А можно и цикл "Европейский фарфор" запустить.
      1. +3
        17 января 2018 19:44
        Я не люблю писать о том, чего я сам не видел или не видели мои знакомые и друзья у которых я могу о чем-то спросить. Неинтересно. Неинтересно бросаться на темы только потому, что они вызвали сиюминутный интерес аудитории. Как правило мои темы это или то, чему я посвятил 30,20,17,10 лет, или то, что я видел собственными глазами либо видели мои друзья. Писать про все подряд... хорошие статьи получаться не будут!
        1. +3
          17 января 2018 20:50
          Виктор Николаевич поймал мои мысли отчасти:
          Филонит в первую очередь автор.

          Только я имел в виду, что мы Вас заждались! drinks
          Я не люблю писать о том, чего я сам не видел или не видели мои знакомые и друзья

          Вячеслав Олегович, соглашусь. Потому что самому и фотографии (пусть даже не лучшего качества - я про себя hi ) делать интереснее, потому что знаешь, как опишешь, а воображение уже начинает раскручивать... yes потому что то, чем занимаешься, "надо потрогать".
          1. +4
            17 января 2018 21:49
            Пожалуй, я поддержу.
            winked Виктор Николаевич,
            мы Вас заждались!

            И добавлю. winked Николай Владимирович,
            мы Вас заждались!

            Так как, если быть объективным, то из вас трёх не филонит только Вячеслав Олегович. wink
            1. +3
              17 января 2018 21:53
              вот Вы верите в информационное поле, Елена? what я ведь Виктору Николаевичу начал писать про это в предыдущем комментарии, но потом затер. Думаю, взрослый, сам решит. request И в то же время он читает мои мысли, и Вы тоже... belay
              В общем, Виктор Николаевич, отращивайте бороду, расчехляйте умище! soldier ибо оголтелый эгоизм - не делиться с теми, кто Вас ценит и уважает, своими знаниями! hi drinks
              1. +3
                17 января 2018 22:19
                Если руководствоваться установками Вячеслава Олеговича и писать о том, что видел или посвятил 30, 20, 10 лет, то статьи типа "Производство изделий из газонаполненых пластмаасс" или "Особенности технологического процесса восстановительной плавки ферроникеля из окисленных руд Новой Зеландии" вряд ли заинтересуют широкую аудиторию.
                Самое смешное, фотоархив - тоже. Печи, цеха, рудники, конвертеры, заводы. Есть правда фото, где я в подпитии на сцене варьете "Лидо" в Париже. Но это вроде не тема для ВО.
                1. +3
                  17 января 2018 22:24
                  Самое смешное, фотоархив - тоже. Печи, цеха, рудники, конвертеры, заводы. Есть правда фото, где я в подпитии на сцене варьете "Лидо" в Париже. Но это вроде не тема для ВО.

                  а если добавить диких обезьян? wink а? как Вам? drinks
                  почему? опишите жизнь и командировки советского инженера! Тема, еще та! Причем напрямую связанная с "оборонкой"! soldier МЫ ПРОСИМ ВСЕ! love
                  1. +3
                    17 января 2018 22:57
                    Чесно Вам скажу, командировки рядовых советских инженеров - металлургов - тема не особо захватывающая. СССР своих инженеров валютой за рубежом не баловал, так что развлекательное содержание поездки целиком зависело от принимающей стороны. У военных и оборонщиков впечатлений было побольше, но непосредственно в зоны боевых действий я не попадал к счастью. Так что равернуться вокруг этого сюжета сложновато.
                    1. +4
                      17 января 2018 23:32
                      Виктор Николаевич, даже stop не отнекивайтесь. Не скромничайте. Читать ваши комментарии одно удовольствие. Интересные, познавательные, с тонким чувством юмора. Не важно, о чём вы пишете: оружии, истории, гречке по - купечески ….. Интересно буквально всё. love
                      1. +3
                        17 января 2018 23:40
                        Да, как говорил Федор Михайлович Достоевский: "Как бы ни была груба лесть, в ней непременно по крайней мере половина кажется правдою". Правда сайтовские админы о моих комментариях имеют совершенно противоположное мнение.
  15. +2
    17 января 2018 18:53
    3x3zsave,
    (кажется В.Маяковский)
    ..Увы, нет.Стихи Николая Тихонова "Баллада о гвоздях".Одно из самых известных и цитируемых его произведений.В молодости поэт был последователем Гумилева Н.С.
    1. +3
      17 января 2018 19:18
      Были у меня сомнения... Рискнул, поставил на "зиро", и проиграл... Есть у меня принцип, цитирую только по памяти, иначе, какой я петербуржский мизерабль?
      1. +2
        17 января 2018 19:33
        А ничего удивительного, многие путают..В школе, в советской, большое внимание уделялось творчеству В.В.Маяковского, многие стихи учили наизусть, в том числе и стихотворение Маяковского В.В. "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка"..Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: "Через четыре года здесь будет город-сад!"..А творчеству Н.Тихонова, особое внимание не уделялось, хотя Н.Тихонов был обласкан советской властью..Но из-за того, что в молодости был грешен, принадлежал к литературному объединению "Серапионовы братья", "проходили" его больше факультативно или как внеклассное чтение.Но по праздникам, особенно на 7 ноября по ТВ шли литературно-музыкальные композиции, звучали революционные песни, читались стихи,особо часто звучала в таких передачах "Баллада о гвоздях"..наряду со стихами В.В.Маяковского..А так как, в данных передачах авторы стихов не назывались , фамилии публиковались только в титрах..Легко можно было спутать..Мне почему-то нравились эти передачи..Мурашки по коже шли от восторга..Нравились мульты на стихи В.В.Маяковского..сейчас жаль не показывают...Не формат..По ритмике Баллада о гвоздях очень схожа с ритмикой стихов Маяковского, хотя построение рифмы несколько иное, но тем не менее...
  16. +3
    17 января 2018 19:11
    parusnik,
    Так за чем дело стало!?
    "Нет прохода здесь (клянусь Вам!)
    От любителей искуства
    И об этом много раз писали в прессе..."
    (В.Высоцкий)
    Тем паче, Вы и Е. Лукина читали! К Вашим услугам и взаимному удовольствию!
    1. +2
      17 января 2018 19:41
      Е.Лукина, только "Катали мы ваше солнце"...Виноват, не большой поклонник советской фантастики, а сейчас российской...Больше зарубежная нравится.Р.Бредбери в особенности...А.Азимов,Р.Шекли..Е.Лец..другие "мастадонты"..На мой взгляд сейчас кризис в данном жанре..Фэнтази, как-то подобрало под себя этот жанр...
      1. +2
        17 января 2018 20:19
        Не важно, кроме Вас-то Лукина больше никто не читал! А что до фэнтэзи, то Вы не правы, - это отдельный жанр и SF он никак не подминает. Другое дело, что сама НФ изменилась относительно "классики".
        1. +2
          17 января 2018 20:25
          Возможно, просто сужу по книжным полкам в магазинах...Читаю аннотации и что-то рука не тянется покупать...
          1. +2
            17 января 2018 20:50
            Я вот тут с год назад "Марсианина" прочитал, чесслово, такого удовольствия от "твердой" НФ я наверно с "Лунной радуги" не испытывал.
  17. +4
    17 января 2018 23:59
    Curious,
    о моих комментариях имеют совершенно противоположное мнение.

    what Как говорится: "На вкус и цвет товарищей нет!" love
    1. +3
      18 января 2018 01:16
      я бы сказал, с таким умищем статьи писать, а не комментарии. Вот пусть и пишет!
      ох, он бы знал, какой кулеш я приготовил - разом бы статью о кулинарии написал бы! drinks
      1. +2
        18 января 2018 08:53
        Кулеш на сложном рыбно-мясном бульоне?
        1. +1
          18 января 2018 11:48
          куда уж мне до Вас! recourse Вы мне еще юрму предложите приготовить из смеси ухи и куриного бульона! fellow а вообще, каноничный кулеш готовится на шварках. wink Шкварок не было, заменил грудинкой. request drinks
          1. +2
            18 января 2018 14:48
            Затирка. Для классического кулеша используется затирка. Это немного не шкварки. Шкварки получаются при приготовлении смальца.
            Затирка готовится непосредственно в процессе.
            Берется немного муки. Если у Вас три литра бульона, то грамм 200, добавляете примерно половину стакана воды и растираете рукой до мелких комочков и переложите в сухую посуду. Это затируха.
            Потом мелко режете грамм 100 сала и поджариваете минут 5, потом мелко измельченный лук добавляете и еще минут 10, пока золотистым станет. Потом добавляете затируху, еще пол минуты, минута, готово.
            Можно вместе с луком и чесночка добавить.
            Минут за пять до готовности кулеша добавляете затируху.
            1. +2
              18 января 2018 15:12
              я поступил проще. Грудинку "потомил" с лучком, потом добавил ее в кастрюлю с кипящей пшенкой с картошкой. И да, чеснока бросил. Я еще пахучее масло добавляю. drinks сто лет не ел!
              затируха - что-то вроде клецок получается? галушки? good
              1. +2
                18 января 2018 15:39
                Галушки большие. А это маленькие. Проще всего намочить руки в воде, можно в воде с яйцом, обвалять в муке и тереть рука об руку. Вот это и будет затируха.
                1. +2
                  18 января 2018 15:46
                  Галушки большие. А это маленькие.

                  но принцип и вкус относительно одинаковый, насколько я понял. Расширили предтавление! Буду варить в следующий раз - добавлю. yes
  18. 0
    21 января 2018 17:49
    Спасибо. Интересно.
    Никогда не интересовался фарфором, его историей.