Гиперзвук или на испуг

59
Гиперзвук или на испугКогда распался Советский Союз, страна захлебнулась в потоке самой разнообразной информации. При этом многочисленные проекты и перспективные разработки вдруг потеряли гриф «секретно», а о надобности того или иного оружия стали рассуждать дилетанты, не имеющие необходимых знаний.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА



Если бы подобная гласность существовала в СССР, то высока вероятность, что такие проекты, как многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран», так бы и остались на бумаге. Не стали бы создавать и «Спираль». Или взять, к примеру, самолет Т-4, титановую «Сотку». Вовремя спохватились, сэкономив огромные деньги. А сколько вложили средств в разработку ядерных силовых установок для самолетов, и все впустую. Не лучше обстояло дело и с проектом пассажирского Ту-144. Правда, из всех этих проектов что-то извлекли полезное, но эта малость не окупала вложенных затрат.

Таких примеров, связанных с ненужными или не имеющими практического применения разработками, можно найти немало не только в авиастроении, но и в других областях. Но самым неприятным является то, что вроде бы образованные люди не желают учиться на ошибках прошлого, предлагая и поддерживая вредные для страны идеи.

Одно дело проводить исследования, направленные на обеспечение перспективных разработок, а другое, сходу «брать быка за рога», запуская в серийное производство экспериментальные образцы, не выдержавшие испытание. Главным источником таких нелепых решений была политика, но она, похоже, и сегодня одолевает умы некоторых специалистов. А прессе остается лишь раздувать брошенные известными личностями слова.

НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Последнее время все чаше можно услышать рассуждения о гиперзвуковых летательных аппаратах. О полетах, со скоростью в пять и более раз превышающую звуковую, начали говорить в специальной литературе свыше полувека назад, причем на полном серьезе, когда мы еще толком не имели представления даже о сверхзвуковых скоростях. Рассматривались различные схемы силовых установок и самих летательных аппаратов (ЛА), даже пытались что-то моделировать на наземных стендах и в полете. Но до полномасштабной реализации гиперзвуковых проектов за прошедшие десятилетия дело не дошло. Единственными ЛА, летающими с гиперзвуковой скоростью, до сих пор являются спускаемые космические аппараты и головные части межконтинентальных баллистических ракет, но они даже косвенного отношения к авиастроению не имеют.

Конечно, можно сослаться на полеты экспериментального американского самолета Х-15, а также космических аппаратов «Спейс шаттл» и «Буран», но при этом следует уяснить, что продолжительность их полета с гиперзвуковой скоростью исчисляется минутами. Зато появляются разного рода сенсационные сообщения, лишь подстегивающие гонку вооружения.

СУДЬБА МиГа

Не так давно в Государственной думе РФ проходили слушания о возобновлении серийного производства истребителя-перехватчика МиГ-31, казалось бы, не имеющего к этому никакого отношения. Этот самолет завершил эволюцию семейства Е-15 ОКБ А.И. Микояна. Правда, задачи, стоящие перед ним, еще актуальны, но уровень технологии машиностроения, на которой он основывался, ушел в прошлое. Это породило разговоры о создании нового истребителя-перехватчика. Его даже окрестили как МиГ-41, и некоторые издания тиражируют гипотетические рисунки будущей машины. Впрочем, как показывает опыт, на деле новая машина обычно получается совсем с другим обликом, более приближенным к земному, чем это подается в СМИ.

При этом заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур в феврале 2014 года, комментируя сообщение депутата Госдумы Александра Тарнаева о разработке в России МиГ-41 на базе МиГ-31, в интервью РИА Новости сообщил, что новейший истребитель-перехватчик МиГ-41 должен летать со скоростью, превосходящей звуковую не менее, чем в 4–4,3 раза, то есть близкой к гиперзвуковой. Только мало кто задумывается о том, что дадут перехватчику эти лишние 1000 км/ч? Если это правда, а не дезинформация, то новый «МиГ» может стать реальностью не ранее 2030 года.

Заявление Квочура последовало после публикации в американском журнале Aviation Week & Space Technology от 1 ноября 2013 года статьи Гая Норриса под названием Exclusive: Skunk Works Reveals SR-71 Successor Plan о разработке компанией Lockheed Martin перспективного высотного разведчика SR-72 с турбопрямоточными двигателями, способного совершать полет со скоростью, в 5,5–6 раз превосходящую звуковую. Его первый летный образец планируется поднять в воздух в 2020 году. Но американский проект относить к разряду ударных не стоит, он будет таким дорогим, что если дело и дойдет до серийного производства, то за океаном ограничатся выпуском не более десятка машин, в лучшем случае.

Не представляется возможным реализовать в обозримом будущем и российский проект. Такие самолеты будут чрезвычайно дороги и намного сложнее МиГ-31, поскольку придется решать многочисленные проблемы, связанные с созданием турбопрямоточных двигателей (это самые наукоемкие агрегаты в самолетостроении) и с охлаждением очень теплонапряженных элементов конструкции планера, нагревающихся от трения о воздух до 500–600 градусов Цельсия (предел для титана), и обеспечением жизнедеятельности экипажа.

ПОДЗАБЫТЫЙ «ХОЛОД»

Да, в нашей стране наука не стоит на месте, и имеется определенный опыт по созданию прямоточных воздушно-реактивных двигателей, в том числе и предназначенных для полета с гиперзвуковой скоростью (ГПВРД). В «НВО» об этом неоднократно сообщалось. В частности, рассказывалось о совместном создании в 1970-е годы Химкинским КБ «Факел» и ЦИАМ гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) «Холод». Ее основой стала зенитная ракета 5В28 комплекса С-200В. При этом на носовой части изделия 5В28 разместили экспериментальный ГПВРД Э-57. По сообщениям СМИ, исследования прошли успешно и был получен бесценный экспериментальный результат.

Но одно дело, ГПВРД, а другое дело – комбинированная турбопрямоточная силовая установка, поскольку самолет должен взлететь с аэродрома, разогнаться до скорости не менее 3 тыс. км/ч, а затем в работу должны вступить ГПВРД, а ТРД – отключиться. Подобные силовые установки рассматривались инженерами полвека назад, но они так и не появились. Нельзя исключать, что для гиперзвукового ЛА, самостоятельно взлетающего с аэродрома, придется создавать еще более сложные двигатели, в том числе переменного цикла.

Еще одной сложнейшей задачей, стоящей перед создателями боевой машины, станет безопасный старт ракет из грузового отсека в высокоскоростную среду, поскольку на внешней подвеске гиперзвукового носителя размещать их просто невозможно, опять же из-за аэродинамического нагрева, да и сопротивление они будут создавать столь огромное, что об экономике придется забыть. То, что хорошо на бумаге, не всегда хорошо на практике.

В качестве примера приведу температуру поверхности самолета SR-71 при полете на крейсерском режиме со скоростью, соответствующей числу М=3. Температура передних кромок и внутри воздухозаборника – приблизительно 427 градусов Цельсия, а на наружной поверхности обшивки в области форсажных камер двигателей – почти 600 градусов.

Вспомните слова А.Н. Туполева, брошенные суховцам по поводу Т-4: «Вы хотите разорить страну?». Время подтвердило правоту Андрея Николаевича, поскольку его место занял более простой и дешевый бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3.

И ВНОВЬ НА ГРАБЛИ

Можно, конечно, вернуться к стальному корпусу, подобного тому, что использовали на МиГ-25, или к тонкостенным конструкциям «Стальных» самолетов 1930-х годов. И наверняка эти конструкции должны быть охлаждаемыми, особенно это касается их самых теплонапряженных узлов. Но будет ли при этом достигнут конечный результат, неизвестно.

В 1958 году мы уже наступали на почти «гиперзвуковые грабли», когда военные хотели увидеть перехватчик Е-155, летящий со скоростью 4 тыс. км/ч на высоте от 30 до 50 км, и осуществлять перехват любой воздушной цели на рубеже 140–170 км. К счастью, такой цели не оказалось, и вовремя одумались.

Гиперзвуковая скорость в авиастроении не за горами. Но столь скоростными делать надо не пилотируемые аппараты, а беспилотные разведчики и боевые ракеты. Но и здесь есть «подводные камни»: к примеру, как защитить от того же нагрева ядерную боевую часть. А без нее в будущей войне не обойдешься, несмотря на огромный запас кинетической энергии быстродвижущейся ракеты. Да и стартовать такие изделия, вероятно, будут не с гиперзвуковых, а сверхзвуковых пилотируемых самолетов-носителей, и это направление вполне реально.

Правда, даже в этом качестве создать подобные изделия будет не просто, и на это уйдет не одно десятилетие. Один лишь пример: на разработку крылатой сверхзвуковой ракеты Х-31 при активном ее финансировании понадобилось свыше 20 лет, работы шли с 1977 года.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    14 января 2018 07:00
    Гиперзвуковая скорость в авиастроении не за горами. Но столь скоростными делать надо не пилотируемые аппараты, а беспилотные разведчики и боевые ракеты.

    Когда то и авиация начиналась с деревянных "этажерек". Подойдёт время и гиперзвук будет почти обыденным делом. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ. yes
    1. +1
      14 января 2018 07:32
      А пока и гиперзвук на испуг сгодится
    2. +12
      14 января 2018 07:34
      Как-то лучше будет, если на форум выкладывать серьезные статьи, желательно, взрослых авторов.
      1. +4
        14 января 2018 08:21
        Технические проблемы в отличии от прочих решаемые... И после того как начал летать Миг-31 нарушения наших границ прекратились полность... Чёрную птицу он догонял...был слух о том что даже одну сбили...
    3. +5
      14 января 2018 07:52
      Поспешать следует неспеша!
      В настоящее время наш авиопром находится в стогнации. То что производилось в СССР ветшает, то что делаем сегодня пока мало. Но если перестанем "шевелится" совсем, то как бы не больше можем потерять, чем при сегодняшних "потугах".
      Сое субъективное мнение, в 90-е мы уже один раз "съэкономили на науке" и ........
      В связи с чем прогматичнее идти к цели, развивая наукоемкие технологии, которые при своей реализации потянут смежные области народного хозяйства. Космос, авиация, краблестроение - именно те киты на которых можно комфортно сидеть. К слову данные направления однозначно преспективнее, чем нефтяная и газовые иглы экономики. В связи с чем, я считаю, что различные плюшки такие как 200 лямов за пролеты на територией России надо пускать не компании перевозщики такие как Аэрофлот, а НИИ тематику развития авиации. В том числе и военной.
      Р.s. Если мне предлоажат при равных прочих условиях полететь Ил-96, аирбасом или боингом, то я аыберу нашу машину просто из-за гордости за свою Родину.
      1. +9
        14 января 2018 13:10
        Уважаемый, если вас тянет высказать свои, несомненно, очень ценные мысли, то излагайте их правильным русским языком. АвиАпром, а не "авиОпром", стАгнация, а не "стОгнация", перевозЧики, а не неведомые русскому языку "перевозЩики". А то возникает ощущение, что на форум влез второклассник-двоечник, случайно добравшийся до папиного компьютера. Гордость за свою Родину тоже желательно проявлять, не коверкая родного языка.
        1. +1
          14 января 2018 15:25
          Спасибо за замечания, а то лапки толстые - телефон маленький!
          Хотя Вам не рассказывали, что прежде чем бороться с граматеями как я, минимум необходимо знаки препинания верно расставлять!
          Впрочем Вам я разрешаю мои комментарии не читать, еще сердце у патриота не выдержиет.
          Остается пожалеть, что на сайте убрали систему "минусов".
          С уважением, Котище! hi
    4. +5
      14 января 2018 08:16
      Но и здесь есть «подводные камни»: к примеру, как защитить от того же нагрева ядерную боевую часть.

      Че за бред а сейчас к примеру БЧ ракеты Сармат разве не на гиперзвуке входят в атмосферу?
      Не стали бы создавать и «Спираль». Или взять, к примеру, самолет Т-4, титановую «Сотку». Вовремя спохватились, сэкономив огромные деньги


      Это копейки по сравнению с тем сколько потратили на поддержку стран соцлагеря и строительства объектов в "дружественных" странах.
    5. +2
      14 января 2018 13:02
      Это как фантазии крестьянки стать королевой. Нет даже научно обоснованной методики понимания процессов полета в быстроизменяемых физических процессах. Гиперскорость именно таковым процессом и является . Нет методик анализа как метода работы со сверхбольшими математическими данными , чтобы математически моделировать такие события .
      1. +1
        14 января 2018 14:43
        Келдыш бы придумал!
        1. +2
          14 января 2018 14:51
          Возможно . Но жизнь так коротка , а рабочий потенциал интеллекта так краток , что человек не успевает не только воплотить свои знания , но и найти приемников . Новое же поколение всегда стартует практически с чистого листа. Почему ! Потому , что истина это такая вещь которую нельзя передать словами .Мудрец и ученик всегда идут параллельными , но разными путями и нельзя научить , а можно только научиться.
          1. 0
            14 января 2018 21:01
            Вам надо направить все свои фундаментальные знания на создание Варп двигателя - мало ли вдруг получится
            1. 0
              14 января 2018 21:26
              Как говорил один персонаж - это чистая математика.
            2. +1
              14 января 2018 21:50
              Не стоит торопится. Все процессы развиваются по алгоритмам и как говорил один персонаж , что "яблоко Ньютона " или "математическое яблоко " не может оторвавшись от ветки сразу оказаться на земле. Более того . Каждая точка в пространственной диспозиции полета тела, имеет комплекс неповторимых и сугубо уникальных фундаментальных параметров, которые не возникают сами по себе , а являются алгоритмическим процессом трансформации одного комплекса в другой. Так что это действительно чистая математика
          2. +1
            14 января 2018 21:57
            но и найти приемников

            А передатчиков можно найти? Забавно слушать глубокие замечания о природе познания, изложенные языком нерадивого семиклашки.
            1. +1
              14 января 2018 22:37
              Да , что вы за такие люди , что у вас все вокруг семиклашки , а вы такие и эдакие умные, а планету разорили и сами умнее не стали.Вся энергетика процессов затратна, а выключи свет и выживут далеко не многие И для вас это еще и забава. При этом сами несете такую информацию в которой термины и слова сами не сможете исчерпывающе обосновать .
              1. 0
                15 января 2018 08:44
                Милый... а ты не разорял? Сферический гуманоид в вакууме. Хорош гения из себя строить, неуч.
        2. +1
          14 января 2018 21:55
          У меня есть подозрения, что Келдыш уже придумал. Еще тогда, когда "Бурю" делал. Просто гиперзвуковые ракеты - штука бессмысленная. Сложная начинка в них просто не выдержит ускорения. Да, есть технологии, на основе которых делают "умные" снаряды для артиллерии. Но нужная ракетная начинка во много раз сложнее...
          Самолеты на гиперзвуке бесполезны, они не смогут сохранить целыми пилотов. Немножко маневрирования, и... Самым логичным были бы облака снарядов, состоящих из твердосплавного лома и гиперускорителя. Энергия, которую несет в себе простой кусок железа на гиперскорости, уже чудовищна. Плюс любыми путями надо добиться дешевизны устрйоств, пусть даже относительной.
          В общем не следует делать большие и сложные мегаракеты. А вот насчет массовости и
          дешевизны нужно думать изо всех сил...
      2. 0
        15 января 2018 02:50
        Г-н Грибасов, сейчас моделями балуются все кому не лень. От имитационных, до аналитических. Искусственный интеллект создают, модели человеческого и общественного поведения исследуют. А. Вы опять за свое. Вопрос в гиперзвуке не в теории полета, хотя, допускаю, сюрпризы еще будут. Вопрос в материалах и во взаимодействии плазмы и обьекта. Что толку от гиперзвука, если с аппаратом нет связи к примеру.
    6. Комментарий был удален.
    7. +1
      14 января 2018 20:36
      Цитата: a.s.zzz888
      Гиперзвуковая скорость в авиастроении не за горами. Но столь скоростными делать надо не пилотируемые аппараты, а беспилотные разведчики и боевые ракеты.

      Когда то и авиация начиналась с деревянных "этажерек". Подойдёт время и гиперзвук будет почти обыденным делом. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ. yes



      Когда-то и космонавтика начиналась с полётов на луну. Прошло почти 50 лет. О луне уже все забыли. Просто законы физики встретились с законами Экономики.
  2. +4
    14 января 2018 07:15
    Что-то я ничего не услышал о ракете "Циркон," которую уже вроде приняли на вооружение или собираются это сделать в ближайшее время. Хочу добавить,что именно разработка летательных аппаратов с ядерными ЭУ привела к определенным выводам в самолетостроение и космических двигателях. Есть задел, который всегда может быть использован для дальнейших работ в том или ином направлении. И технологии "Буран" позволили создать и высокопрочную керамику и теле управление большими летательными аппаратами, что не могло не пригодится в других, главным образом военных, областях. Поэтому я считаю, что любой отрицательный результат это тоже результат весьма полезный. Ну, а то, что дорогой, так без труда рыбка не ловится. Из всего можно делать выводы и искать другие пути. Понятно, что сделать гиперзвуковой самолет пока не позволяют финансы. Ведь летать он должен на высоте выше 40км, и лететь очень далеко. Иначе смысла во всей этой затее нет. А это нужны новые материалы, новые технологии и новые подходы. Уровень современной науки пока не тянет в этой области. А если тянет, то получится космически дорого! Я думаю, что гиперзвук пока нужен только для крылатых и баллистических ракет. Разогнал ракету в космосе, и отправил к земле управляемые головки на гиперзвуке. Они сами летят, сами наводятся и сами предпринимают противоракетный маневр. Это реально, сравнительно дешево и видимо скоро будет повсеместно применяться. А самолеты - это нескорое будущее. Потому как очень дорого. Скажу больше. Технологии летающих тарелок по сути уже известны. Созданы лабораторные образцы и они показывают четкие теоретические выводы. Но сделать летающую тарелку при современном развитии технологий невозможно. Там диск нужен диаметром несколько метров невообразимой точности изготовления из керамики и просто запредельной прочности. Создать такой очень сложно и чрезвычайно дорого! Реально невозможно в настоящее время. Но это не значит, что в этом направлении не нужно работать.
    1. +5
      14 января 2018 07:51
      Цитата: Безразличный
      Скажу больше. Технологии летающих тарелок по сути уже известны. Созданы лабораторные образцы и они показывают четкие теоретические выводы. Но сделать летающую тарелку при современном развитии технологий невозможно. Там диск нужен диаметром несколько метров невообразимой точности изготовления из керамики и просто запредельной прочности. Создать такой очень сложно и чрезвычайно дорого!

      Прокопенко детектед. Расскажите нам лучше про ЭКИП и рептилоидов.
    2. +2
      14 января 2018 13:10
      Какие пути !? Чтобы найти правильный путь , нужно сначала найти ту дверь в темной комнате , которых невообразимо много , чтобы сначала стать на этот путь. В высокопоенциальных комплексных процессах сначала нужно научиться анализировать такие процессы . Насчет летающих тарелок так это вообще смешно вы рассуждаете . Нужны не просто диски , а которые образуют пространство между магнитными силовыми потоками , которое и будет определено высокой плотностью энергии , а для этого не нужны дорогие материалы и сверхвысокая точность . Нужно знать технологию организации таких процессов и алгоритмическую последовательность их организации . Поэтому в нынешнем развитии человечество неспособно мыслить и рассуждать категориями реальности . Все построено на иллюзиях и методах далеких от реальности.
  3. +6
    14 января 2018 08:30
    Вот это да! Столько бреда в одной статье! fool У автора видать праздники еще не кончились, иначе он не стал бы писать такой явный заказ в виде своей писульки! fool Вернемся к истокам авиации -парусина и фанера вот те материалы из которых будут строить новые, они же правда и старые wassat самолеты! В качестве топлива, естественно касторка, как было на заре авиации? Впрочем, лошадиную порцию касторки нужно дать автору статьи -может быть, она автора из бредового состояния выведет! !! fool Автор, вам от меня - - - - - - - !!!
    1. +1
      14 января 2018 14:47
      Не стреляйте в пианиста, он играет как может. Нужен ли он на ВО - вот в чём вопрос.
      1. +2
        14 января 2018 15:04
        По вашему принципу работают и абсолютное большинство НИИ и другие исследовательские лаборатории. Собирается группа людей единомышленников , но все настолько единомыслят , что не видят объективности . Нет в группе этих людей человека с обоснованным , но альтернативным методом и анализа и мышления и решений задач. Поэтому всегда так и получается , все мыслят категориями массового навязывания мнения. Все за или все -против. Вывод таков . что копаясь с информации никогда не знаешь откуда и когда всплывет то . что закроет картину пазлов. , а главное , что из этих пазлов нужно нарисовать собственно обоснованную картину которая бы как многоугольник стремился к окружности , но никогда ею не станет , так как мерность алгоритмична, а значит этот многоугольник всегда можно будет измерять алгоритмами изменения мерности . Так и истина -она всегда объект приближения поскольку с любой диспозиции относительного взгляда на нее ,она будет своеобразна и неповторима.
  4. 0
    14 января 2018 10:15
    Ещё раз повторюсь. До дальнего управляемого полёта на гиперзвуке нам как до морковкиного разговления ждать. Пока только боеголовки умеют "падать" из космоса на таких скоростях!
    Если в СССР не смогли, значит перспектива этого очень далека! Именно настоящего гиперзвука, на скоростях выше 8 махов. А сейчас даже сверхзвуке порядка 4 маха, является непреодолимой проблемой. Аппараты пролетают несколько километров и разрушаются!
    1. 0
      14 января 2018 13:42
      Именно , что даже не понимают причин разрушения.
    2. 0
      15 января 2018 02:56
      Эк Вы загнули! А как же ракеты ВВ под 5-6М набирают да еще и маневрируют при наведении на цель?
  5. 0
    14 января 2018 11:39
    Цитата из статьи: " ... поскольку на внешней подвеске гиперзвукового носителя размещать их просто невозможно, опять же из-за аэродинамического нагрева, да и сопротивление они будут создавать столь огромное, что об экономике придется забыть."
    На внешней подвеске ничего не размещают уже давно (F-22,35,117 и наш Су-57), с тех пор как начали внедрять технологию "стеллс" - размещение на внешней подвеске чего-либо повышает радиолокационную заметность.
  6. +1
    14 января 2018 13:08
    Проблема отвода тепла от гиперзвуковых ракет решается за счет нанесения на их корпус абляционного покрытия, уносящего тепло в процессе испарения. Именно так защищены от перегрева ББ ракет и спускаемые КА. Такой подход хорош для одноразовых изделий, но совершенно не подходит для многоразовых ЛА. Выход я вижу только в охлаждении теплонапряженных участков планера авиационным топливом, которое должно постоянно циркулировать по специальным каналам. Не уверен, правда, что хватит площади планера для рассеивания огромного количества тепла на скоростях свыше 6М. Пока нет таких материалов, которые бы не теряли прочность при длительном сверхзвуковом полете. Миг-25/31, конечно же, могут лететь на скорости 3000 км/ч (2.83М), но непродолжительное время, хотя их планеры почти целиком сделаны из стали и титановых сплавов.
    1. 0
      14 января 2018 13:50
      Для начала нужно понимать . что такое температура и следствием каких процессов она является .Значит всегда можно либо стабилизировать переменные магнитные потоки , а значит управлять температурными процессами , а не искать панацею. И вообще это простая физика.
    2. 0
      16 января 2018 14:16
      Цитата: Northern warrior
      Проблема отвода тепла от гиперзвуковых ракет решается за счет нанесения на их корпус абляционного покрытия, уносящего тепло в процессе испарения.

      Ну, это навряд ли. У изделия тогда очень большой вес получается...
      Цитата: Northern warrior
      Выход я вижу только в охлаждении теплонапряженных участков планера авиационным топливом, которое должно постоянно циркулировать по специальным каналам.

      Собственно, уже который десяток лет так охлаждаются камеры сгорания и сопла ЖРД. Да и у Чёрной птицы, ЕМНИП, тот же принцип охлаждения, так что идея не нова. Но верна.
      Цитата: Northern warrior
      Не уверен, правда, что хватит площади планера для рассеивания огромного количества тепла на скоростях свыше 6М.

      Хватит. Ещё американский Х-15 достигал 6,2М и ничего, не расплавился. Правда, проблемы с растрескиванием кокпита у него были... Но их решили, причём оперативно.
      Цитата: Northern warrior
      Пока нет таких материалов, которые бы не теряли прочность при длительном сверхзвуковом полете.

      Точно? А как же жаропрочные титановые сплавы (до кучи вольфрамовые и никелевые)? Они-то как раз и устойчивы к условиям сверхзвука.
  7. +1
    14 января 2018 13:29
    Если бы подобная гласность существовала в СССР, то высока вероятность, что такие проекты, как многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран», так бы и остались на бумаге.

    Удивлен автору. Неужели не знает, что все ведущие специалисты и конструктора были против монструозной Энергии-Бурана. В один голос утверждали о ее невостребованности и ненужности. Взамен предлагались несколько более нужных и востребованных проектов, в том числе и воздушный старт Лозино-Лозинского. И только упертость Брежнева, который сказал "чтобы було как у американцев" и стала причиной реализации этого ненужного проекта, что и подтвердила дальнейшая история.
  8. +5
    14 января 2018 13:29
    Как интересная писанина. Есть такой афоризм: "Кто несет фонарь - спотыкается чаще".

    Допустим, что "Энергия", Буран, Спираль, Т4, Скиф, Молодец, творения Бартини, экранопланы - все то, что не получилось у наших "партнеров" и получилось в СССР, посредством вкладывания "огромных денег". Допустим, все эти деньги сэкономлены - куда их деть? Дайте-ка угадаю, "пустить на благо народа". Угадал? Знаю, что угадал. Так вот, уважаемый автор - прокрутите историю до сегодняшнего момента и посмотрите, куда ушли бы эти деньги - дачи, виллы, курорты и прочие крайне полезные народу вещи. Список "народа" вы забыли приложить. Не стоит думать, что в СССР было совсем по-другому, чем сейчас. Были и богатые чиновники и "теневики" только в виду идеологии наглости у этих людей было на пару порядков меньше. Потому как могли "прийти".

    Для того, чтоб понять глупость написанного, пройдите по улице промышленного города за пределами МКАДа и поинтересуйтесь, что предпочтут люди Энергию-Спираль-Буран или "монетизацию льгот" и прочие "заботливые поборы".

    В России еще не отлили памятника из золота создателям ядерной бомбы. Помните Японию без бомбы?
  9. 0
    14 января 2018 13:34
    Я - даже не диванный эксперт, я ваще на печке спину грею! Объясните мне, серости непроцарапанной - КТО И КАК сможет УПРАВЛЯТЬ гиперзвуковой ПЛАТФОРМОЙ??? Всё остальное - у автора, предпоследний абзац.
    1. 0
      14 января 2018 13:52
      Ну приблизительно также, как обеспечить сгорание топлива в камере сгорания при тех же скоростях. Для того чтоб получить современные сверхзвуковые двигатели Архип Люлька потратил 30 лет, но задачу решил.

      И да, скорость распространения радиоволны равна скорости света.Что касается перегрузок, для пилота то при равномерном наборе скорости, их можно довести до приемлемых величин.
      1. 0
        14 января 2018 16:20
        Я не об этом спросил. Я о необходимости наличия хомо сапиенс внутри "железяки", которой он (хомо в смысле) просто не может управлять! Ну за исключением взлёта. Насчёт посадки - сами понимаете... Сначала вернуться надо.
        1. Комментарий был удален.
        2. 0
          16 января 2018 14:31
          И на взлёте, и на посадке, и в полёте может управлять. Правда, потерять при этом сознание - как раз плюнуть. Понимаю, не наше, но почитайте про американский ракетоплан X-15. Он до 6 с лишним Махов разгонялся и был пилотируемым. Нюансов было, конечно, много, но всё-таки до приемлемого состояния американцы аппарат довели. Маневрировал Х-15 как кирпич, да и из-за перегрузок пришлось сделать специальный выступп на кокпите для упора лобовой частью шлема, а сзади голову удерживал подголовник кресла (чтобы шею не сломало к чертям). Само кресло пилота больше чем наполовину пилота облегало, чтобы не дай бог при боковых перегрузках рёбра не сломалсись. И систему управления переделали, поставив вместо двух ручек управления три (вроде бы управления по тангажу, по крену и скоростью, но именно три, и установили их на подлокотниках кресла, иначе пилот из-за перегрузок даже при прямолинейном горизонтальном полёте просто штурвалом управлять не мог). Плюс - специальный ППК, близкий к скафандру космонавтов. Собственно, на Х-15 многие астронавты и тренировались, тот же Армстронг, например, зацепил эту программу на её излёте.
      2. 0
        14 января 2018 22:01
        Архип Люлька чисто экспериментально , но все-таки гением своего ума сделал наплыв на поверхности истечения лопасти и этим добился результата . При этом если бы он понимал и дал обоснование такому техническому решению , то создал бы принципиально новый по конструкции двигатель , а не выжимал бы лимон из которого уже выжать ничего нельзя. Хотя можно еще добавить тангенциальный ввод воздуха и эжекцию выходного сопла. Правда за увеличением тяги последует понижение добротности работы .
  10. 0
    14 января 2018 20:43
    Помнится Аполлонцы на 2й космической на посадку шли...И живы пока...не все ,правда...но что поделать, Время сильнее
    1. 0
      14 января 2018 21:20
      Шаттл и Буран тоже входили в плотные слои атмосферы на первой космической - теплозащита держала температуру 1500 C. Полно материалов для изготовления корпусов гиперзвуковых ракет и самолётов: карбид тантала - 3880 градусов, карбид ниобия 3800 градусов, вольфрам 3200 градусов, карбид молибдена 3000 градусов, углеродистое волокно - 5000 градусов в будущем эти аппараты смогут печатать на больших 3D принтерах, так как карбиды - порошковая металлургия и из них делают обрабатывающий инструмент для тяжёлых режимов обработки. Также конструкционными материалами для ГЛА могут стать алмазоподобные материалы и сверхтвёрдые - "Баллас", "Карбонадо," "Славутичь," "Эльбор," "Гексанит Р," "Белбор," "Исмит," "Дисмит".
      1. 0
        14 января 2018 22:06
        Стоит отличать температуру плавления материала в статическом состоянии при его плавке на земле и температуру в динамическом состоянии когда температура вызвана ионизацией поверхности истечения и формированием магнитных потоков и сама температура является следствием вызванных переменных напряжений магнитных потоков и ЭДС в этих материалах. Это принципиально разные процессы .
        1. 0
          15 января 2018 00:13
          Вот по этому инструментальные материалы обладающие большой прочностью, малой теплотворной способностью и соответственно меньшей ползучестью, под воздействие давления 100000 атмосфер при 10 Махах и температуре нагрева примерно 900 градусов - наиболее подходящий вариант для создания корпусных элементов: законцовок крыльев, обтекателей, воздухозаборников и тд.
          1. 0
            17 января 2018 18:11
            Все правильно . Однако у материалов есть критические пределы прочности , а значит нужно во главу ставить процесс , при котором температура этих законцовок , обтекателей , воздухозаборников и др будет деполяриизована и с управляемым потенциалом относительно скорости и ионизирующих свойств истекающего потока создавать потенциал и Эдс , которые и являются следствием разрушения и перегрева
            1. +2
              23 января 2018 02:35
              Ага. Ясно, но не понятно. Не могли бы Вы пояснить на пальцах, то бишь в удобоваримом виде, уравнения или формулы завалящей, упомянутые понятия и отношения вроде "деполяризации температуры" и ее отношения с неким "потенциалом", ну и прочего сомнительного в Ваших текстах выше? Особенно доставило это "Нет даже научно обоснованной методики понимания процессов полета в быстроизменяемых физических процессах"
              1. 0
                23 января 2018 11:16
                Да ладно ! Просто если рассматривать температуру как производное некоего физического и цикличного и симметричного процесса , то совершенно очевидно , что там где происходит рост температуры , то в контуре есть участки где эта температура стремится этот контур в потенциале сбалансировать и происходит процесс стремления понизить температуру. В общем гораздо проще весь этот процесс рассматривать как электромагнитное взаимодействие Поэтому ближе к теме .. Конструкторы и инженеры создают процесс при котором в двигателе происходит однонаправленный процесс взаимодействия одного уровня плотности энергии выраженный магнитным потенциалом и который создается в самом двигателе при сжигании топлива, а затем происходит так называемый "отброс масс", который взаимодействует с внешней средой . И поэтому достижение больших скоростей полета тела требует создания большего потенциала в двигателе. И этот потенциал означен поднятием температуры в камере сгорания.. Я же говорю о создании такого цикла процесса когда рабочие части ротора двигателя исполняют функцию только проталкивания и разгона этого цикла . При этом устройство разгона осуществляется не способом внешнего воздействия и затратой топлив , а собственным взаимопревращением и кинетической энергии потока воздуха , но и превращенной потенциальной энергией потока . Технически это настолько просто , что не требует каких либо невероятных усилий для создания таких новых по принципу работы двигателей. В общем мы не сочинили нечто невероятное . Только изменили алгоритмы процесса через создание новых доминант в процессе . А именно не только нужно толкать поток , но и вращать его порционно в так того , и какая скорость вращения ротора и сколько направляющих плоскостей потока и многого другого , на что сейчас внимания совершенно не обращают при создании эффективных двигателей.
  11. 0
    14 января 2018 20:54
    "Но одно дело, ГПВРД, а другое дело – комбинированная турбопрямоточная силовая установка, поскольку самолет должен взлететь с аэродрома, разогнаться до скорости не менее 3 тыс. км/ч, а затем в работу должны вступить ГПВРД, а ТРД – отключиться". Уже появилась, в том же SR 72 ТРД отдельно, ГПВРД отдельно
    1. 0
      14 января 2018 22:25
      В двигателе новой конструкции и новых по алгоритму физ. процессов можно добиться кардинально боле широкой шкалы вращения ротора и при этом можно эти скорости держать в разумных пределах , но не снижая скоростей потока воздуха на лопастях и главное на выходе из периферии ротора . Это значит , что и взлет и посадка и полет в космосе может быть осуществлен на одном двигателе . Но все это теоретические концепции , хотя обоснование им боле логичное чем тому , на чем летают сегодня. и при этом это реальность
      1. 0
        15 января 2018 00:20
        Вот гибридный воздушно-реактивный/ракетный двигатель SABRE уже практическая разработка.
        1. 0
          15 января 2018 12:27
          В этом двигателе все не правильно .Все противоречит именно математическим принципам .тель сам начнет себя запирать раньше чем те же современные В общем даже на аэродинамическом уровне нет понимания сути процессов. .
          1. +1
            16 января 2018 19:58
            Ооо, сися гридастов снова выпал из торсионного атсрала laughing
            Господа, настало время ох...тельных историй)) Сейчас клоун-специалист по всему на свете нам все расскажет laughing
            1. 0
              17 января 2018 18:14
              Я был бы более огорчен если бы вы были одиноки в своей неприязни ко мне, а точнее моим рассуждениям. И если вас это так расстраивает , то могу доставить удовольствие еще более повесилиться
              1. 0
                18 января 2018 16:44
                Как-то вы противоречиво рассуждаете. "огорчен ... одиноки ... расстраивает ... удовольствие ... повесИлиться" - ничего нельзя понять. Последнее - вообще как-то двусмысленно. laughing
  12. 0
    15 января 2018 15:28
    Цитата: krops777
    Но и здесь есть «подводные камни»: к примеру, как защитить от того же нагрева ядерную боевую часть.

    Че за бред а сейчас к примеру БЧ ракеты Сармат разве не на гиперзвуке входят в атмосферу

    Нет
    1. 0
      18 января 2018 16:49
      Да ладно... Как "нет"? Я думаю, они все входят гораздо больше, чем на гиперзвуке, просто они быстро достигают своих целей и прогреться не успевают. А в статье речь о долго и горизонтально летящих летательных аппаратах.
  13. +1
    16 января 2018 17:14
    Как только я читаю: автор - авиационный инженер и историк авиации, и печатается в "Коммерсанте", то весь интерес пропадает. Либероиды по определению ничего путного сказать не могут.
  14. 0
    16 января 2018 21:47
    "вовремя спохватились, сэкономив огромные деньги" Не сэкономили, а разворовали и продолжают воровать...
  15. 0
    17 января 2018 23:24
    Вообще-то базар ведется в основном о ракетах... Кому нужны гипер-самолеты кроме афтора?