Кого Россия должна бить на Ближнем Востоке? Всех!
В сирийской войне наступила новая фаза. ИГИЛ (ИГ, запрещено в России) уже практически уничтожено. Пришло время для распада старых и образования новых союзов. Изменились обстоятельства, а значит, изменились и союзы. Всё как в 1945-м, когда была разгромлена фашистская Германия.
Сегодня, когда Турция и курды вновь занялись привычным для себя делом, то есть начали резать друг друга, впору поговорить о том, как мы должны относиться к происходящему. Кого жалеть, а кого осуждать? Примечательно, что обижаемые турками курды вдруг заговорили как настоящие европейцы. Они сегодня апеллируют в Брюсселе к европейским ценностям и напоминают России в Москве о дружбе, говоря при этом о ее предательстве.
Что делать со всем этим бедным европейцам и терпеливым русским? Ничего, им просто нужно вспомнить историю и сделать соответствующие выводы.
О геноциде и доблести
В сентябре 2013 года в столице турецкого Курдистана городе Диарбекире (в древнем армянском — г. Тигранакерте) открылся памятник «Всеобщее покаяние». Во время его открытия староста Абдулла Демирбаш от имени всех курдов попросил прощения у армян и ассирийцев за деяния своих предков:
О чем это он? О каком покаянии? Сегодня, когда в СМИ только и говорят о плохих турках, успевших отгеноцидить за последние сто лет чуть ли не все народы Ближнего Востока: армян, курдов, греков, ассирийцев и т.д., у кого просит прощения этот «неразумный» курд?
Эта история началась летом 1877 года. В конце апреля в покинутый накануне турками город Баязет вошли русские. Но через месяц, собрав значительные силы (до 25 тысяч человек, в т. ч. 5 тысяч курдов) и воспользовавшись уходом главных сил противника, они вернулись, чтобы неожиданной контратакой уничтожить оставшийся в городе русский гарнизон (два батальона, несколько эскадронов, которые были оставлены для охраны полевых госпиталей с ранеными).
Понимая, что в открытом бою против десятикратно превосходящих их в численности турок и курдов им не устоять, и будучи отягощены ранеными, русский гарнизон оставил город и заперся в цитадели. Первые несколько недель осады «освободители» просто грабили армян, случаи их убийств были единичными, но после неудачного штурма в середине июня, который русский гарнизон отбил с большими потерями для осаждавших, в городе началась настоящая вакханалия, получившая в истории название «Резня в Баязете».
Первыми были убиты 236 российских военнопленных (в основном горцев Кавказа, многие из которых были к тому же мусульманами), а затем очередь дошла и до армян, составлявших большинство населения города. Воспоминания русских офицеров осажденного гарнизона и английских военных корреспондентов, состоявших при турецком «войске», во многом схожи. Та бессмысленная и жестокая резня, продолжавшаяся три дня, поразила и европейцев, и русских. Причем самые страшные ее эпизоды начались, когда турецкие части покинули город, и в нем остались хозяйничать одни курды.
Все мужчины-армяне, которых настигли «освободители», были убиты, женщин и детей также убивали, а иногда ради забавы бросали живыми в костры. При этом озверевшие от крови курды убивали даже тех турок, которые осмелились спасать своих армянских соседей. Даже турецкие офицеры были поражены кровавым беспределом и еле сумели на третий день навести в городе хоть какой-то порядок и остановить убийства.
Прибывший на место «происшествия» английский корреспондент «Таймс» при турецкой армии Норман писал:
Данное событие буквально потрясло европейцев, и во многих странах начали говорить о том, что не стоит мешать русским наводить порядок в этой варварской стране (Османской империи).
Между тем баязетская история закончилась очень примечательным событием (мы сейчас о доблести). Через две недели после резни на выручку русскому гарнизону прибыл деблокирующий отряд. Несмотря на почти четырехкратное численное превосходство в силах, курды, не вступая в бой, бежали, не забыв при этом прихватить 300 армянских юных рабынь, чем обрекли своих турецких «союзников» на полное поражение.
А далее был 1915 год, когда курды вновь «помогли» туркам решать армянский вопрос, теперь уже радикально и навсегда. В «награду» за содействие турецкое правительство разрешило курдам оставить у себя все награбленное, а также земли и дома своих жертв. Именно тогда армянский город Тигранакерт и превратился в курдскую столицу Диарбекир.
И именно за это просил прощения у армян Абдулла Демирбаш в 2013 году, то есть накануне 100-летия со дня геноцида.
Восток — дело тонкое и одновременно простое
Услышав все это, так и хочется воскликнуть: да как же таких земля только носит? А нормально носит, если эта земля ближневосточная.
Ничего не скажу об армянах, ассирийцах и греках, им история не предоставила такого шанса, а курды и турки, как мы увидели выше, стоят друг друга.
Почему же мы тогда сегодня жалеем курдов и ужасаемся преступлениям турецкого режима? А это оттого, что мы судим о событиях по сообщениям так называемых мировых СМИ. А им сегодня выгоднее жалеть именно курдов. Это геополитика, ничего личного. Как только политическая конъюнктура изменится, турецкие волки и курдские овцы поменяются местами, и жалеть европейские «газетиры» будем совершенно других людей, а еще они «искренне» будут возмущаться жестокости тех, чью судьбу они еще недавно так оплакивали.
XXI век — это век гибридных войн, а потому здесь нет ничего удивительного. Для американцев, например, до сих пор саудовские ваххабиты все еще являются оплотом демократии в регионе. Вам смешно? А их соседям, не раз попадавшим под удар американской и саудовской военщины, как раз из-за недостаточного уровня демократии в их странах, не очень.
Религиозная рознь в Османской империи культивировалась весь XIX век. В итоге стали возможными вначале геноцид армянского, а затем и курдского народов. В то же время сами курды, как мы увидели, отнюдь не были невинными ягнятами. Просто им сегодня не повезло, они оказались слабее. А еще поставили не на тех «союзников».
И здесь мы подошли к самому важному моменту оценки происходящего. Оценивать любые события на Ближнем Востоке можно только через призму особенностей региона и ни в коем случае не через призму так называемых «общечеловеческих ценностей» или русского гуманизма.
Чем это оборачивается, можно видеть на примере Германии, где очень хорошо видно, как поразительно быстро несчастные и пригретые аборигенами жертвы сирийской войны вдруг стали наглыми и беспощадными бандитами, терроризирующими тех, кто их пригрел. И никак эти немцы не поймут, что они, в понимании приехавших беженцев, просто слабаки, а значит, должны подчиняться. И здесь нет никакого заведомого пренебрежения или неблагодарности. Просто жители Ближнего Востока так воспитаны, и они поступают исходя из этого…
Бессмысленно оценивать действия курдов в 1877 и 1915 годах с точки зрения европейских или русских ценностей. У нас для этого есть только одно слово: зверство. Но точно также не нужно и самим курдам пытаться апеллировать сегодня к европейским ценностям, о которых они начинают вспоминать только тогда, когда бить начинают именно их.
А отсюда я меньше всего обращал бы сегодня внимание на стенания курдов. Грош им цена. Это Восток, на котором действуют свои законы и нормы поведения, и чтобы здесь выигрывать, к этим правилам надо привыкнуть и действовать исходя из них. Здесь уважают только силу, а не какие-то абстрактные западные ценности. Все просто: показал силу, и ты уважаемый партнер, который имеет право приказывать; начал уговаривать — жди ножа в спину и не обижайся. Ничего личного, просто ты не вписался в местный политический «рынок».
Россия должна быть готова бить всех. Сегодня Анкара — союзник Москвы, и они вместе наказывают за опрометчивость американских союзников, курдов. Но завтра всё может быстро измениться.
Информация