Рабы – опора демократии

87
До нас дошло множество свидетельств тех, кому довелось жить в классический период античной истории, и эти люди (весьма образованные по большей части) считали его совершенным временем. И разве они ошибались? Воздвигались храмы на Акрополе, скульпторы ваяли изумительные по совершенству мраморные статуи, а ученые мужи делали великие открытия. Тогда же древние афиняне основали демократию, совершенно новую, более прогрессивную систему управления обществом, чем монархия. Но что лежало в основе афинской демократии? Какова была ее экономическая основа? Об этом и пойдет наш рассказ.


Даже освободившись, афинские рабы не имели права служить в войске. В лучшем случае они могли быть гребцами на триерах. Гоплитом мог быть только гражданин. Изображение гоплита, надевающего доспехи, на стороне «А» краснофигурной амфоры. 510—500 гг. до н. э. (Государственное античное собрание. Мюнхен)



Демократия для избранных

Прежде всего, демократия в Афинах существовала не для всех, а только для избранных. К примеру, рабы, коих было великое множество, не имели абсолютно никаких политических прав, впрочем, афинские женщины – тоже. Иностранцы, афиняне называли их метеками, которые жили и трудились в Афинах, не считались гражданами, а значит, также не имели права голоса. Ученые высчитали, что лишь 30 000 граждан Афин из трехсоттысячного населения города (а это только десять процентов), могли принимать участие в политическом управлении государством.

Когда в 447г. до н.э. Перикл озвучил идею по восстановлению храмов на Акрополе (персы без жалости уничтожали святилища афинян). Так вот на рабов легла практически вся работа по их воссозданию.

Любопытно, что Ксенофонт, греческий историк, в одном из своих сочинений как-то заметил, что в совершенной семье мужчина обязан спать со своей супругой, а не рабом. Крайне отрицательно он относился к тому, чтобы мятежные рабы имели детей, поскольку как он считал, потомство рабов будет гораздо хуже, чем предки.

Заботы хозяев – на рабские плечи

Истинной власти народа в Афинах не существовало до той поры, когда в 507 до н.э. не провели реформы Клисфена. Тот поделил местное население не по достатку или положению, а исключительно «по месту жительства». И выходило что-то похожее на наши современные избирательные округи. Важные решения, принимаемые по вопросам внутренней и внешней политики, принимались Экклесией либо общим собранием граждан, созывавшимся сорок раз в год. По условию собрания, для принятия законных решений по делам о госуправлении требовалось наличие шести тысяч граждан.

Кроме собраний граждан имелось немало разнообразных советов и собраний, которые коллегиально принимали решения по проблемам правосудия и права, а также решали вопросы управления войсками, флотом, духовными заведениями и прочими не менее важными составляющими афинского общества. Известно, к примеру, что лишь Судебная палата (Дикастерий) устраивала собрания двести раз в год.

В Афинах любой житель мог участвовать в госуправлении. Однако тот, кто принимал участие в деле поистине государственной важности, а затем ещё и выполнял домашнюю работу, нес довольно тяжелую ношу: совмещать оба дела было чрезвычайно тяжело. Решить проблему можно было весьма простым путем – «закупить» побольше рабов и… пусть они выполняют работу по дому за хозяина! Потому-то в Афинах дети рабов, подрастая, становились рабами, и даже если их отцом являлся сам рабовладелец, это не спасало детей от рабства. К счастью, отдавать в рабство за долги в Афинах не было принято, поскольку реформы Солона в 594 г. до н.э. его отменили. Солон запретил продажу коренных горожан за долги в рабство. Для самих горожан это было великим облегчением.

Колонии - поставщики рабов

Греки мыслили себя культурной нацией благодаря удачному расположению своего государства, которое Средиземное и Черное моря надежно охраняли от варваров. Эллины отлично понимали свое преимущество среди других государств Средиземного и Черного морей. Но там имелся товар, который грекам был крайне необходим – рабы. Собственно, спрос на труд невольников и был стимулом к образованию колоний. Из-за них потом были войны, снаряжались экспедиции, либо это была мирная торговля, нацеленная на покупку рабов.

Невольников либо покупали, либо происходил обмен на ткани или вино, на те товары, приобретая которые, собственник приобщался к культурной жизни. Богатства, вывозимые из Греции, приобретались местной знатью. Та, ни минуты не колеблясь, продавала несчастных афинян в рабство грекам, лишь бы обрести вожделенные изделия и напитки. Судьба же «рабов-иностранцев», продаваемых за пределами Греции, была печальна: им, как правило, отводилось низшее место в иерархии рабов, и работа их была не самая легкая – добыча серебра в рудниках Лавриона. На руднике работали в 483 г. до н.э., а поскольку в Греции из добытого серебра изготавливали монеты, то серебро и стало основой для сильной экономики Афин!

Роскошь Афин и детский труд

Да, достаток Афин в основном было образован на серебре, которое добывалось рабами в рудниках Лавриона, находившихся приблизительно в сорока километрах от города. Античные историки полагали, что горняками там были мужчины, однако нынешние историки считают, что там повсеместно использовали детский труд. А поскольку дети меньше ростом, то они могли свободно двигаться по тесным туннелям шахт.

Во время раскопок подле шахт ученые, похоже, нашли подтверждение этому предположению. Находки в могилах и письмена на камнях подтвердили, что в одном из пяти случаев в них присутствовали детские скелеты. Как вариант, можно предположить, что рабы проживали при рудниках со своими семьями, а детские могилы… Что ж, смерть не щадит и детей. И все же, даже большая детская смертность не может объяснить такого количества детских захоронений, да еще дети в Лаврионских могилах были гораздо старше, чем захороненные в иных местах, где отсутствовали могилы рабов. Ученые находят это серьезным доказательством того, что дети реально использовались в рудниках, а гибли от непосильного труда. До современников дошли греческие вазы с изображением трудовых сцен шахтеров Лавриона, а рядом с большими фигурками изображены и очень маленькие, и похоже, что это дети! Так вот все эти изумительные изваяния, чудесная керамика, великолепная архитектура Парфенона – это все было оплачено нелегким трудом детей-шахтеров, детей рабов.

Каждой афинской семье – по рабу!

Великое множество афинских семей были владельцами рабов. У самых бедных граждан также имелся хотя бы один раб. Такой немалый спрос на рабов не мог удовлетворить ни приток военнопленных, ни большая рождаемость в семьях рабов, оттого горожане приобретали их на невольничьем рынке. Цена колебалась в соответствии с возрастом, полом и состоянием здоровья. Самые дорогостоящие рабы оценивались в один талант, который эквивалентен 6000 драхм. В основной массе рабы стоили дешевле, тем не менее, цена на них не снижалась менее 200 драхм (для справки: аттическая серебряная драхма весила 4,32 г серебра), а цена на детей – значительно ниже.

На рынках «рабский товар» выставлялся как скот. Нередко рабов-мужчин ставили полностью раздетыми на подиум, дабы покупатели смогли разглядеть их со всех сторон. Раба заставляли выполнить несколько упражнений, это позволяло выявить физические недостатки, если таковые имелись. Если же раб скрывал недостатки, а покупатель обнаруживал это, то сделка могла быть признана недействительной.

Еще в Афинах было правило: если раб погибал от рук хозяина, то и хозяин должен быть лишен жизни. Афиняне считали, что иначе боги могли разгневаться не только на убийцу, но и на всех жителей государства. Во всем остальном хозяин был волен делать с собственными рабами все что заблагорассудится.

Порой среди рабов вспыхивали бунты, иногда они пытались бежать. Пойманных ждала жестокая порка. Однако, привозя рабов из всевозможных мест, хозяин рисковал гораздо меньше. Ведь возможность того, что рабы сговорятся и поднимут бунт, была близка практически к нулю, поскольку говорили то они на разных языках, следовательно, не понимали друг друга! Например, в 414 г. до н.э., в одном из найденных реестров из тридцати пяти записанных там рабов двенадцать были из разных районов.

Свободу угнетенным!

Увы, большая часть рабов находили смерть в плену, однако рабство в Афинах не всегда было пожизненным. Рабы могли рассчитывать на освобождение из рабства, если только хозяин будет настолько милосерден. Либо по старости, когда в силу возраста и немощи раб уже не мог целыми днями работать на хозяина. А такое случалось лишь тогда, когда и сам хозяин уже был близок к смерти.

Рабы-ремесленники имели больше шансов, по сравнению с остальными рабами, обрести желанную свободу. Они могли скопить некоторую сумму денег, и таким образом купить свою свободу. Такие действия часто считались противозаконными, а потому раб был обязан аргументировать свое право на выкуп свободы. Цена обращения в суд была весьма высока. Чтобы заплатить, требовалась сумма, равная пяти доходам раба. Однако подобные траты стоили того, ведь сам факт освобождения раба обязательно записывался. Кроме того, рабы имели право оказывать помощь друг другу в приобретении свободы посредством эраноса. Тогда существовал такой вид кредитования. Это было некое объединение, в котором рабы могли хранить свои деньги, а потом, по мере надобности, забирать их. Получившие свободу рабы нередко продолжали вносить свою долю в эранос, таким образом, помогая материально всем тем, кто хотел получить долгожданную свободу.
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 февраля 2018 06:41
    Восточное рабство отличалось от классического
    В первом раб - член семьи хозяина, во втором - орудие труда говорящее.
    В любом случае - хорошего мало
    1. Комментарий был удален.
    2. +5
      1 февраля 2018 07:42
      Цитата: Квадратный
      Восточное рабство отличалось от классического
      В первом раб - член семьи хозяина, во втором - орудие труда говорящее.
      В любом случае - хорошего мало

      Да, согласен Вот один и примеров участи азиатских рабынь. Эдмонд Дюпуи. Проституция в древности:
      Поэт Филемон, проникнутый сознанием полезности такого института, говорит следующее об афинских диктерионах:
      «О Солон, ты был истинным благодетелем рода человеческого, так как, говорят, ты первый подумал о том, что так важно для народа или вернее для спасения народа. Да, я говорю это с полным убеждением, когда вижу многочисленную молодежь нашего города, которая под влиянием своего жгучего темперамента стала бы предаваться непозволительным излишествам. Вот для чего ты купил женщин и поместил их в такие места, где они имеют все необходимое и доступны всем тем, кто в них нуждается».
      1. +4
        1 февраля 2018 09:52
        Весьма интересный подход, любопытная версия, но ведь была еще и демократия в Новгороде. А вот там рабов не было.
        1. +8
          1 февраля 2018 18:16
          Думаю нет смысла все опахивать одним кадилом! Рабы Эллады - вопрос глубоко не простой! К слову если вспомнить один факт.
          Во время Марафонской битвы кроме 10 000 свободных граждан, во второй линии бились 10 000 афинских рабов.
          По Новгороду? Если откровенно, разве в "северной демократии" все были свободны или имели право избирать и быть избранным? Стоит почитать тексты дошедших до нас "Правд" и "Судебников". Институт "Закупа" или "Кабалы" Русской Правды в некоторых случаях покруче будет рабства в Афинах или илота в Спарте.
          Ну и последнее "историю пишут победители" так, что смело можем предположить, что правду о диспотии Персов мы не знаем!
        2. +5
          1 февраля 2018 19:36
          Да ладно! Серьёзно!? А ничего, что в 11ом веке раб в Киеве стоил около 50 г. золота. В Новгороде, вероятно, несколько дороже.
          1. +3
            2 февраля 2018 09:33
            Цитата: 3x3zsave
            Да ладно! Серьёзно!? А ничего, что в 11ом веке раб в Киеве стоил около 50 г. золота. В Новгороде, вероятно, несколько дороже.

            Дайте ссылку на источник пожалуйста. В древней Руси и в Новгороде в частности не существовало классического рабства. Рабский труд на Руси не стал основой общес­венного производства.
            Памятники древнерусского канонического права, ч. 1. СПб., 1908, стб. 10-11. «Прошал еси, — отвечает он на вопрос другого клирика, — о некых, иже купять, челядь, ство-рившим обещных молитв, ядше с ними, последи продавше в по-ганыя...». Значит, раб живет бок о бок с господином: совместно с ним молится, питается, вместе с ним же, видно, и трудится.
            В ранний час истории восточного славянства между ра­бами и свободными пропасть не лежала: рабы входили в со­став родственных коллективов на правах младших ее членов и трудились наравне и вместе с остальными. Маврикий Стратег остро почувствовал своеобразие положения рабов у славян, которые, по его словам, ограничивая рабство пленников опре­деленным сроком, предлагают им на выбор: либо «за извест­ный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (в земле славян и антов. — И.Ф.) на положении свободных и друзей.А.П.Пьянков. Холопство на Руси до образования централизованного государства, стр. 43.
        3. +1
          2 февраля 2018 20:41
          Цитата: Венд
          была еще и демократия в Новгороде. А вот там рабов не было.

          ага, щас.... просто он назывался "обелный холоп".Другое дело, что каждой холопке хозяин обязан был выдавать в год по одной шубе, 12 платьев, жбан меда,12 туесов ягод - иначе холопка могла подать жалобу на "жестокое обращение"
  2. +7
    1 февраля 2018 06:46
    Дык "величайшая демократичная и исклютичная" страна на планете сплошь выросла на рабстве fellow
    Да и сейчас подсознательно ниг...пардон, афроамериканцев белые полицейские не считают за людей wassat
  3. +20
    1 февраля 2018 06:56
    Где есть хозяева, там и рабы.
    Хоть своих граждан перестали порабощать и то слава Богу. Я еще понимаю когда чужие
  4. +7
    1 февраля 2018 07:06
    Не может быть! Что вы говорите, рабовладение в греческих полисах... А остальные народы вокруг были сплошь прогрессивные, использовали труд исключительно офисных сотрудников и вольнонаемных рабочих.
    Кстати, автор в курсе, что рабовладельческий строй был прогрессивнее первобытно-общинного общества? А светлой мечтой рабов был феодализм laughing ?
    1. +5
      1 февраля 2018 07:56
      Цитата: inkass_98
      .. А остальные народы вокруг были сплошь прогрессивные, использовали труд исключительно офисных сотрудников и вольнонаемных рабочих.
      Кстати, автор в курсе, что рабовладельческий строй был прогрессивнее первобытно-общинного общества?

      Заявление о большей "прогрессивности" первобытно-общинного общества более чем удивительно, видимо оно вызвано "особенностями" преподавания сегодняшней и предыдущей школьными программами. Посмотрите, в период правления Ахеменидов в первой крупной империи человечества Империи Персов (2700 лет назад) широко использовалась система наёмного труда, ещё в то время более экономически эффективная. Здесь на сайте ВО по этому поводу была информация : "Как создавались империи: Персия" https://topwar.ru/120594-kak-sozdavalis-imperii-p
      ersiya.html#comment-id-7230452 . Правда многое зависит от культуры общества и естественно этнического состава правящей прослойки общества, не без этого.
      1. +3
        1 февраля 2018 15:32
        Заявление о большей "прогрессивности" первобытно-общинного общества более чем удивительно

        А было написано ровно наоборот...07:58, не рановато ли для напитков? wink
      2. +1
        1 февраля 2018 16:29
        Система наемного труда эффективна только если в этот труд хорошо вложиться, например, станок сложный сделать и человека учить несколько месяцев, как на нем работать. А чтобы лопатой достаточно хорошо работать сгодится и какой-нибудь пленный, или дикарь. Гладиаторы в Риме появились именно потому, что пленных было слишком много, и часть из них можно было занять на арене.

        В средневековой Европе рабство в виде откровенной купли-продажи уходит скорее всего, даже не столько по экономическим причинам, до экономической мощи Римской империи лишь через тысячу лет снова дошли, а просто потому, что сами народы заметно уравнялись хотя бы в рамках одной религии, соответственно в число тех, кто может попасть в рабство просто по факту захвата стали входить лишь иноверцы.
        1. +2
          2 февраля 2018 20:55
          Цитата: EvilLion
          пленных было слишком много, и часть из них можно было занять на арене.

          ага.... Поинтересуйтесь стоимостью хорошего гладиатора! Это же большой спорт, высокие ставки, "заказные бои". Гладиаторы стоили слишком дорого, и убивали их нечасто - убить могли проигравшего "нокаутом" (упавшего и не встающего) - а для проигравшего по очкам, но не упавшего был спец. термин "отпущен стоящим". Часто убивали только т.н. "провокаторов", т.е проданных в гладиаторы за тяжкое преступление; вот они-то всегда предпочитали грязные приемы, отчего слово "провокатор" и получило нынешнее значение.
    2. +3
      1 февраля 2018 07:58
      inkass_98 "Но что лежало в основе афинской демократии? Какова была ее экономическая основа? Об этом и пойдет наш рассказ". Читать надо внимательнее...
      1. +4
        1 февраля 2018 11:06
        Цитата: kalibr
        inkass_98 "Но что лежало в основе афинской демократии? Какова была ее экономическая основа? Об этом и пойдет наш рассказ". Читать надо внимательнее...

        Мне кажется этот вопрос можно было бы осветить ещё более широко. Рабство - не только основа тогдашней демократии, но и появления и процветания классической античной культуры. Философия, театр, искусства, спортивные мероприятия - всё это удел людей обеспеченных и имеющих много свободного времени-досуга. Если бы греки с утра до вечера "пахали", а вечером совершенно измождённые ложились спать, то боюсь человечество бы не узнало ни Аристотеля с Платоном, ни Софокла с Аристофаном ни Олимпийских и прочих игр.
        1. +4
          1 февраля 2018 12:06
          Вы не правы! "Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днем она работала у шлифовального станка!" (с) (Берегись автомобиля)
          1. +5
            1 февраля 2018 22:52
            "Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днем она работала у шлифовального станка!" (с) (Берегись автомобиля)

            немного пинапа не помешает wink drinks эээх, жаль, Доброго Доктора нет, он бы поддержал! "Мы славно поработали, и славно отдохнем!" (В.С. Высоцкий) drinks
            1. +2
              2 февраля 2018 03:56
              Цитата: Микадо
              "Мы славно поработали, и славно отдохнем!" (В.С. Высоцкий)

              Николай. Когда в КНР организовали первые "Свободные экономические зоны" то молодые девчёнки, отработав смену на сборочном конвеере, во вторую смену шли на панель, чтобы хоть что-то заработать на жизнь. Читал я это в компьютерном журнале "Железо." Журнал технический и просто описывалась жизнь и быт, зарплаты работников одной и кампаний по производству комплектующих для компьюров. Вот фото в твоём комментарии и напомнило мне ту статью.
              1. +2
                2 февраля 2018 19:27
                отработав смену на сборочном конвеере, во вторую смену шли на панель, чтобы хоть что-то заработать на жизнь

                В Таиланде, вроде, чуть ли не четверть женского населения на панели стояла, это у них национальный заработок. negative
                Да, и, кажется, бородатый Фидель всех женщин "не очень тяжелого поведения" сделал принудительно водителями такси. Хотя, наверно, это байка. hi
    3. +6
      1 февраля 2018 08:03
      А я думаю сейчас хуже чем при рабовладельческом строе... рабов хоть кормили... и работой не гробили... А вот меня, когда заболел, выкинули с работы и в прямом смысле три месяца пока не оформил пенсию по ивалидности... купить кушать была проблема...
      1. +5
        1 февраля 2018 09:45
        Цитата: Vard
        А вот меня, когда заболел, выкинули с работы и в прямом смысле три месяца пока не оформил пенсию по ивалидности...

        Сочувствую. Пять месяцев мне бюллетень оплачивали, а вот когда пошёл оформлять пенсию, по инвалидности, думал второй инфаркт заработаю.
    4. +1
      2 февраля 2018 20:44
      Цитата: inkass_98
      рабовладельческий строй был прогрессивнее первобытно-общинного общества?

      Разумеется - военнопленных стали продавать в рабство, а в первобытном обществе их попросту кушали в банановом соусе!
      1. +1
        2 февраля 2018 23:11
        Цитата: Weyland
        Разумеется - военнопленных стали продавать в рабство, а в первобытном обществе их попросту кушали в банановом соусе!

        прибавочный продукт, а если производство только для себя-то не выгодно лишние рты плодить
        а потом и пошло что прибавочный продукт за деньги больше чем принудительный и тд и тп..
  5. +20
    1 февраля 2018 08:28
    Интересная статья, злободневная тема.
    Желаю автору дальнейших творческих успехов.
    Мы не рабы, рабы не мы wink good
  6. +2
    1 февраля 2018 08:46
    Крайне отрицательно он относился к тому, чтобы мятежные рабы имели детей, поскольку как он считал, потомство рабов будет гораздо хуже, чем предки.
    ....А Ксенофонт-то прав оказался...
  7. +2
    1 февраля 2018 09:31
    Ничего личного. Рабство это вид общественных отношений характерный для определенного этапа развития производительных сил.
    Пример может и не по времени, к нам ближе: Бейбарс кипчакский мальчишка, захваченный и проданный в рабство, поднялся благодаря военным заслугам, успешно воевал с крестоносцами и монголами, и стал мамлюкским султаном Египта, может потому рабов к службе в Афинах не допускали. Похоронен в Дамаске, казахи ему могилу обустраивали, - своим считают:
  8. +6
    1 февраля 2018 10:54
    При таком амбициозном начале - "Но что лежало в основе афинской демократии? Какова была ее экономическая основа?" - таая поверхностная статья. На уровне пятого класса средней школы. Все же на сайте надо заводить "информационные ясли". Автор идет неверной дорогой.
    1. +3
      1 февраля 2018 11:41
      Да ладно Виктор, не заводитесь! Печалька есть, но и тема есть! Так что комментариями тему поднимем!
      Хотя я тоже не отказался бы получить сравнительный анализ "рабства" Афин с двумонархией Спарты или империи потомков Кира. Но увы, за неимением гербовой рисуем на туалетной!!!
    2. +1
      1 февраля 2018 13:33
      Да, анализ экономической модели Афин очень бы приветствовался, в контексте разговора.
      1. +1
        1 февраля 2018 14:57
        Цитата: andrew42
        Да, анализ экономической модели Афин очень бы приветствовался, в контексте разговора.

        А возможно ли сегодня провести данный анализ объективно ?
        Даже сравнение современных обществ и общественных отношений чаще всего несет % ошибок, по причине не полноты информации и субъективности в подходе. Применение ошибочных выводов на практике может закончится дипломатическим скандалом, или войной.

        Но в отношении Афин позволительно делать выводы на базе мизерной информации; практического применения выводам нет. Или я ошибаюсь, и выводы можно где-то применить?
    3. 0
      2 февраля 2018 23:14
      Цитата: Curious
      в основе афинской демократии

      в основе демократии(и свободы) всегда лежит торговля.
      Рим тоже был республикой а за должности не платили, и права имели немногие.
  9. 0
    1 февраля 2018 11:29
    основа афинской демократии, средний класс. которому было что терять. тоже самое у итальянских городов эпохи ренесанса , римское государственное устройство, торговые города финикии и тд.
    рабовладельчество вообщето как нститут общественных отношений сохранило жизни проигравшим. до рабовладельчества побежденных просто вырезали под корень. если не могли данью обложить.
  10. +3
    1 февраля 2018 11:49
    Насчет "демократии для избранных" автор абсолютно прав. По сути, античная демо-кратия, - всего лишь весьма расширенная олигархия. Олигархи для упрочения собственной системы расширяют количество "право-обладателей". Остальные 70% населения - за бортом Права. А наделенным Правом "гражданам" всегда будет труднее реализовать свои права, чем олигархам, ибо "ресурсы" не те, увы. В то же время, (1) автору надо бы исправить фразу "продавала несчастных афинян в рабство грекам", а то в контексте торговли с "варварскими" элитами это совершенный оксюморон. (2) Выкиньте из формулировки "первобытно-общинный" слово "первобытный", и сразу поймете ,что "отсталость" такого строя - не факт. Рабовладельческий строй уж точно тут не в выигрыше, кроме "сиюминутной экономической выгоды" вразрез с устойчивостью и развитием. Слишком топорно вбили в наши головы "дарвинскую" классификацию общественных формаций. Рабовладение -Феодализм - Капитализм, - всего лишь разные по эффективности модели мобилизации ресурсов для прокорма "своей" элиты, войны с иными внешними "элитами", и порабощения "свободного материала". Вот и выходит, что "рабовладение- феод - буржуинство" с одной стороны, и "общинный строй" (в разных версиях) с другой. Плюс межнациональные распри, либо комплиментарность этносов.
  11. +3
    1 февраля 2018 11:53
    По своим генетическим параметрам греки. являются типичными представителями гаплогруппы J (38,9%), и гаплогруппы E1b1b1a2 (подгруппа E). У них и обнаружена наивысшая концентрация E1b1b1a2:

    ахейские греки – 44%;
    магнисийские греки – 40%;
    аргосские греки – 35%.
    Для греков сумма E + J + G = от 81 до 93%, что позволяет уверенно идентифицировать греков с семитами. Причём, у греков две главные семитские составляющие практически одинаковы: т.н. сефардское направление составляет около 40% и т.н. ашкеназское – тоже более 40%.

    Греки и семиты вообще не являются коренным населением «Греции». Пришествие носителей семитских гаплогрупп в «Грецию» состоялось с территории Восточной Африки и Анатолии. Вот основная причина рабства в Греции, а не переход к более совершенной экономической формации.
    1. +6
      1 февраля 2018 12:17
      Вы, как я понимаю, представитель "историков-обновленцев"? Вобще, коренным населением территории современной Греции следует, очевидно, считать неадертальцев. Какие у них гаплогруппы? И есть ли они у современных греков?
      1. +1
        1 февраля 2018 14:56
        Речь идет о современных видах человека, а неандерталец к ним не относится, хотя, может быть, и был современником жителей Костёнок. Поделки из костей неадертальцев встречались в личных вещах жителей Костёнок.
        1. +1
          1 февраля 2018 15:47
          Ну а по исторически-генетическим параметрам, греки сегодняшние и греки описываемых в статье времён - совершенно разные люди!
          Семиты там прошлись ордами - топтались почти 2000 лет.
        2. +1
          1 февраля 2018 15:52
          Цитата: юра яковлев
          Поделки из костей неадертальцев встречались в личных вещах жителей Костёнок.

          Пробили по генам ту косточку, дедушка то похороненного, совсем не неандерталец, но человек специфический.
    2. +2
      1 февраля 2018 13:28
      Всё верно. Крито-микенская культура никакого отношения к "грекхам" - находникам не имеет, её создавали совершенно иные этносы, "автохтонные" - как выражОвываются мэтры истрической науки. Апофеоз рабовладения - одиозная Спарта: постоянно с мечом, постоянно прессуя обращенных в рабство мессенцев (коренное население , относительно лакедемонян).
      1. +4
        1 февраля 2018 14:35
        А кто с этим спорит? В статье разве вопрос заселения территории нынешней Греции рассматривался? В статье была попытка как то осветить жизнь Афин, в частности - положение рабов. Попытка не удалась, не спорю, но товарищ тут же встрял с гаплогруппами. Как эти вопросы связаны?
        1. +1
          1 февраля 2018 15:04
          "но товарищ тут же встрял с гаплогруппами. Как эти вопросы связаны?"
          Всё заложено в нас самих, в зависимости от нашей наследственности. Для одних- рабовладение, для других равноправное сотрудничество. Ведь совершенно не случайно, что у славян не было рабовладелческого строя.
          1. +2
            1 февраля 2018 15:49
            Цитата: юра яковлев
            Ведь совершенно не случайно, что у славян не было рабовладелческого строя.
            Совершенно случайно, он у славян был. Возможно, чуть мягче классического.
            1. +4
              1 февраля 2018 16:02
              Эти Ваши предположения на уровне догадок. Не проще ли вспомнить " святые девяностые Наины Ельциной", когда социальная общность под названием "советский народ", и воспитанная на общих правовых и моральных нормах, моментально распалась. Азербайджанцы стали торгашами, грузины - ворами в законе, таджики - дворниками, чеченцы и ингуши - рабовладельцами, евреи - банкирами, а молдоване строителями.
              1. 0
                1 февраля 2018 21:11
                Цитата: юра яковлев
                Эти Ваши предположения на уровне догадок.
                Это не только мои предположения. Впрочем, для начала, нужно определить что такое "раб"... не то можно в крайности пуститься.
                Цитата: юра яковлев
                Не проще ли вспомнить " святые девяностые Наины Ельциной", когда социальная общность под названием "советский народ"
                А я и не забывал. Как и не забывал того, что не Ельцын всё развалил - всё намного раньше началось.
          2. +1
            1 февраля 2018 16:33
            Рыбакова читайте... Историка...
            1. +3
              1 февраля 2018 16:49
              "Рыбакова читайте... Историка..."
              Насколько можно серьёзно относиться к Рыбакову, если он дату основания Новгорода с потолка взял.
              1. +4
                1 февраля 2018 17:51
                А насколько можно серьезно относиться к Вашим историческим сентенциям или, правильнее - историческим галлюцинациям? Собственно я Вам задал прямой вопрос - Вы "фолкисторик - обновленец"? Судя по Вашим комментариям "да". К Вам вопросов нет. Гости из параллельного мира - явление в последнее время частое. Мы привыкли.
                1. +3
                  1 февраля 2018 21:44
                  во времена отсутствия уверенности в завтрашнем дне, и в отсутствие официальной идеологии людям надо во что-то верить. Думаю, это аксиома. Были уверены - были коммунистами! При Николае II были уверены - ходили парадным строем на крестные ходы в орденах и мундирах (почему-то мне именно эти кадры запомнились из старой хроники). А в 90-е все вдруг резко стали верующими! А потом.. да, появилось много теорий. Людям надо во что-то верить... Это не их вина. hi Ибо говорю это я, Микадо, и уверуйте в слово мое! Остерегайтесь ругаться на сайте, ибо буду скабрезничать над Вами тогда Я! fellow Ну, как из меня проповедник, Виктор Николаевич? wink drinks
                  1. +2
                    1 февраля 2018 22:13
                    Как из стейка фугас!
                    1. +3
                      1 февраля 2018 22:37
                      спасибо, я всегда знал, что Вы напутствуете меня добрым словом laughing
                      Как из стейка фугас!

                      кланяюсь, оценил мозголомную истину. good Браво, Виктор Николаевич, браво! (перефразирую кн. Петра Багратиона) drinks
                2. +1
                  2 февраля 2018 09:08
                  Вам не нравтится моё мнение, а мне не нравится Ваше. Ничего плохого в этом не вижу. Появятся какие-нибудь новые аргументы и всё изменится. Либо я займу Вашу позицию, либо Вы согласитесь со мной. Главное не принимать всё огульно за истину.
              2. +1
                1 февраля 2018 21:59
                юра яковлев И только-то? А что Вы взяли с потолка?
                1. 0
                  2 февраля 2018 09:26
                  Простите, я поспешил с ответом, нужно было срочно отлучиться, поэтому получилась какая-то глупость. Рыбаков, конечно великий учёный, но совершать ошибки и глупости свойственно всем, и не только великим.
                  Через 15 лет после освобождения Новгорода от фашистов город был восстановлен в довоенных границах и восстановился по численности населения. Нужен был срочно праздник. Новгородский обком КПСС обратился с просьбой к Рыбакову продумать повод для праздника, и Борис Александрович придумал 1100 лет основания Новгорода в 1959 году. Так и пошло - поехало, хотя и не совпадает с исторической истиной. А что было бы, если летописец Нестор писал свою ПВЛ в наши дни? Это конечно Владимир Владимирович Путин, газопровод "Сила Сибири" и "Газпром" В каждой исторической работе чуть-чуть истины, а всё остальное - субъективное мнение и чей-то заказ. Именно это я хотел высказать во фразе про Рыбакова.
                  1. +2
                    2 февраля 2018 13:56
                    Вы, конечно, правы, в том, что и люди ошибаются и много чего делают... "такого". Но судить по одной дате обо всех исследованиях, опирающихся на анализ множества источников я бы лично не стал. А дата... Ну попросили коммунисты... ну почему бы им и не потрафить? Но источники в его работах от этого хуже не стали.
                    1. +1
                      2 февраля 2018 15:25
                      kalibr
                      "Но источники в его работах от этого хуже не стали."
                      В этом я с Вами полностью согласен. На мой взгляд каждый учёный по своему уникален. Один берет чутьем, другой системностью, третий одержимостью, не будь у них таких качеств, то и учёными не стали бы. Но вот в чём вопрос. Со временем меняются подходы к анализу их работ, так как появляются новые методы исследований и даже целые науки, при использовании которых на основе тех же данных можно получить совершенно противоположные выводы. Сейчас появились генетика и этносоционика. Просматривая на основе этих наук описания народов с позиции ментальности, как описываемого народа, так и того, кто делал это описание, можно многое отсеять, как не соответствующее той действительности или переоценить их в сторону увеличения или уменьшения. В данном примере если было рабовладение, то его нужно рассматривать с позиции ментальности этого народа, тогда можно понять , каким оно было.
                      1. 0
                        3 февраля 2018 13:55
                        Тоже верно! Все определяется естественно-географическим местом проживания социума, влияние климата и полезных ископаемых.
    3. 0
      2 февраля 2018 21:01
      Цитата: юра яковлев
      Для греков сумма E + J + G = от 81 до 93%, что позволяет уверенно идентифицировать греков с семитами

      G - это скифы (в наше время - осетины и грузины), Е - негры (Обама, Наполеон и Гитлер). У косовских албанцев Е доже чаще, чем у греков (45%), а у хохлов-западэнцкв - 35%. Попробуйте сказать им, что они семиты.. laughing Кстати, J1 и J2 - тожн разошлись достаточно давно, чтобы всех их в семиты писать
      1. +1
        3 февраля 2018 08:02
        Дело не в семитах или антисемитах, а о том венигрете, который сложился при формировании Древней Греции . Толпы переселенцев с Ближнего Востока не один раз протоптали этот регион. Поэтому говорить что-то о достоверности информации дошедшей до нас о Древней Греции просто нельзя. Нужно заново всё раскладывать по полочкам.
  12. +19
    1 февраля 2018 12:00
    А я вспоминаю случай когда афиняне, попавшие в плен в битве у Сиракуз (по моему) в ходе Пелопонесской войны поголовно были проданы спартанцами в рабство. Так что греки и друг друг друга особо не жалели.
    Но это ладно, рабовладельческий строй.
    А рабы (в т. ч. в Восточной Европе) в эпоху феодализма?
    А рабы 19 века в США?
    Проблема интересная и глубокая, автор молодец и надеюсь разовьет эту тему
    1. +1
      1 февраля 2018 19:08
      Вы меня извините конечно, может я чего не понимаю, но, на мой взгляд, Сиракузы - это Сицилия. Возникает вопрос: каким боком они к Пелопонесским войнам?
      1. +2
        1 февраля 2018 21:31
        Возникает вопрос: каким боком они к Пелопонесским войнам?

        Антон, прямым. Сицилийская экспедиция была составной частью Пелопоннесской войны. У обеих сторон были союзники, а греческие колонии были по всему Средиземноморью, так афиняне и оказались на Сицилии.
        1. +1
          2 февраля 2018 23:21
          Цитата: Микадо
          Сицилийская экспедиция была составной частью Пелопоннесской войны

          данная война была своего рода Общегреческой и велась-как в метрополии(Спарта+союзники против Афин+союзники) так и в колониях. Мы не забываем что афинский флот давал не раз надежду на побед Афинам, пока не постигла его первая и последняя неудача...
          1. +1
            3 февраля 2018 11:37
            данная война была своего рода Общегреческой

            абсолютно верно. Правда, греки после ее завершения уничтожать друг друга так и не разлюбили, вследствие чего был еще ряд подобных войн, и они сами "расчистили дорогу" македонцами для собственного завоевания. hi
    2. +2
      2 февраля 2018 21:03
      Цитата: Rotmistr
      А рабы 19 века в США?

      И не только. В колониях Франции - до 1848, в Бразилии - аж до 1888,
  13. +2
    1 февраля 2018 17:10
    Как был рабовладельческий строй, так и остался, как бы философы не переименовывали в угоду рабовладельцам: рабовладение, феодализм, капитализм социализм и прочие - измы. Отъем у производителей результатов труда и присвоение его эксплуататорами. Тогда был натуральный отъем, сейчас в виде "налогов". Форма изменилась, сущность рабства - нет.
  14. +2
    1 февраля 2018 21:02
    Тогда же древние афиняне основали демократию, совершенно новую, более прогрессивную систему управления обществом, чем монархия
    Спорное утверждение про большую прогрессивность.
    Богатства, вывозимые из Греции, приобретались местной знатью. Та, ни минуты не колеблясь, продавала несчастных афинян в рабство грекам, лишь бы обрести вожделенные изделия и напитки.
    Это как? Тут либо описка, либо что-то несвязное.
    Еще в Афинах было правило: если раб погибал от рук хозяина, то и хозяин должен быть лишен жизни.
    Хм... Может я чего-то не знаю... Но как-то тоже спорно.
  15. 0
    1 февраля 2018 21:07
    Демократия в городе-государстве Афины была основана не на рабах, а на серебряном руднике, находившемся в совместной собственности коренных жителей Афин.

    Вот эти собственники (пайщики) и были правящим классом Афин с равными правами при голосовании. Кроме того, они не платили никаких налогов, поскольку их вклад в бюджет города был в форме доходов от продажи серебра.
    1. +1
      1 февраля 2018 21:46
      я помню, что слово "талант" произошло от названия меры серебра. Так, вроде? drinks могу ошибаться!
      1. +3
        2 февраля 2018 21:07
        Так. Современное значение - это из евангельской притчи о рабах, которым господин дал для вложения в бизнес - одному талант, другому два, третьему пять. Поскольку подразумевается, что хозяин - Господь, а таланты - дарования, слово "талант" и стали употреблять в значении "дар Божий"
        1. +1
          2 февраля 2018 21:14
          спасибо, что просветили! hi drinks
    2. +1
      1 февраля 2018 21:56
      А кто серебро-то добывал?
      1. +2
        1 февраля 2018 21:58
        да те самые, голозадые, "пораженные в правах неграждане". Извините, что ответил за многоуважаемого Оператора hi
      2. +1
        1 февраля 2018 22:24
        Цитата: kalibr
        А кто серебро-то добывал?

        Важнее, в какой форме собственности находился рудник (совместной).

        Из формы собственности вытекает и строй под названием "демократия", а способ добычи (рабский, как тогда, или машинный, как сейчас) - дело второе.
        1. +1
          2 февраля 2018 07:52
          А вот и нет! Важна не форма собственности, а отношение к труду. Естественное принуждение, силовое или внеэкономическое, и экономическое. И демократия не вытекает... она может быть при любом из видов отношения к труду - родовая или первобытно-общиная, рабовладельческая, феодальная (пример - средневековые города коммуны) и буржуазная. Учебник КУЛЬТУРОЛОГИя, под ред. проф. Багдасарьян. Тема 7. Хозяйственная культура. стр.147 - 161.
          1. 0
            2 февраля 2018 08:11
            Отношение к труду биороботов не рассматривается laughing
            1. +1
              2 февраля 2018 13:50
              Эта проблема - труд роботов и людей пока, пока, не стоит. Но с каждым днем становится все актуальнее...
  16. 0
    2 февраля 2018 08:49
    Рабовладельческий способ производства в древности - фантазии К. Маркса. Он существовал небольшой промежуток времени в Америке во время плантационного рабства в Новое время.
    Статистика в античности не велась - поэтому цифры о тысячах и сотнях тысячах рабов в античности - скорей всего догадки историков. Основными производителями были свободные мелкие производители. Труд рабов использовался лишь в домашнем хозяйстве и на подсобных работах.
    1. +2
      2 февраля 2018 21:16
      Цитата: Prometey
      Рабовладельческий способ производства в древности - фантазии К. Маркса.

      Не совсем так. "Пятичленка" Маркса относится к западному обществу, идущему от Афин и Рима. Только там основной рабочей силой были рабы. Просто о том строе, который Маркс именует "восточной деспотией" (а марксисты - "государственно-монополистическим капитализмом"), Маркс начал было писать и резко бросил - когда допёр, что он уж слишком подозрительно похож на прогнозируемый им социализм laughing
      1. +1
        3 февраля 2018 13:52
        Совершенно с Вами согласен!
  17. +1
    2 февраля 2018 13:52
    Цитата: Prometey
    Труд рабов использовался лишь в домашнем хозяйстве и на подсобных работах.

    Типа строительства Акрополя и иже с ним... Есть документы, как греческие, так и римские, где присутствуют и статистика и расчеты. Почитайте для начала хотя бы Гесиода "Труды и дни"...
    1. +1
      2 февраля 2018 17:27
      Цитата: kalibr
      Есть документы, как греческие, так и римские, где присутствуют и статистика и расчеты.

      Нет там никакой статистики - 1 пишем 2 в уме. Древние историки писали про миллионную армию персов, которая вторглась в Грецию. Документы же. Будем верить?
      Кстати, кто строил пирамиды, поди небось тоже рабы?
      И да - строительство акрополя, дорог и прочее - это и есть подсобные работы. В этом случае раб прибавочный продукт как раз не создает, он его потребляет.
      1. 0
        2 февраля 2018 23:31
        Цитата: Prometey
        Кстати, кто строил пирамиды, поди небось тоже рабы

        расчеты показали что строили бы долго, еды бы не хватило на такую ораву, да и многотонные блоки никаких людей не хватит. Такую ораву еще и охранять и понуждать нужна была армия..да короче весь Египет должен был кормить охранять и понуждать всю ту ораву в течении многих десятков лет...Да и работа требует мастерства...
        Не согласен с темой. Ну не могут быть рабы опорой. Стало быть весь строй-демократический! Демократический Древний Египет, Вавилон, Китай...Греки то еще и учились у египтян и стали временным носителем факела цивилизации. Дав миру египетский опыт+добавив своих достижений. Сами греки рассматривали себя как продукт климата(мол живут в достаточном для развития науки).
        Экономика того мира рассматривала рабов как элемент производства/обмена. Учитывая что сохраняли жизнь тому рабу кто мог принести пользу.
        Ну не может быть чтобы рабы, как основа экономики были опорой демократии.Можно ли получит цифры прибавочного продукта рабов без затрат и оплаты их труда?
  18. 0
    3 февраля 2018 13:47
    Цитата: Prometey
    Кстати, кто строил пирамиды, поди небось тоже рабы?

    Про строительство пирамид у меня был здесь на ВО целый цикл статей.
  19. +1
    3 февраля 2018 13:49
    Цитата: Prometey
    Нет там никакой статистики

    Это Вы сгоряча написали. Марк Порций Катон подробно описал сколько чего рабу надо, хозяйства основанные на рабском труде. Есть римское право...Невежество -это не аргумент.
  20. +1
    3 февраля 2018 13:51
    Цитата: Prometey
    Древние историки писали про миллионную армию персов, которая вторглась в Грецию. Документы же. Будем верить?

    А кроме этого и то с чужих слов, вы о том времени хоть что-то знаете?
    1. +1
      5 февраля 2018 12:30
      Цитата: kalibr
      А кроме этого и то с чужих слов, вы о том времени хоть что-то знаете?

      Уважаемый, а о прошлом, тем более далеком, мы можем знать только с чужих слов. И что мне нужно знать конкретно? Вопрос слишком глобально поставлен.
  21. +1
    6 февраля 2018 03:06
    Даже освободившись, афинские рабы не имели права служить в войске. В лучшем случае они могли быть гребцами на триерах. Гоплитом мог быть только гражданин.

    Рабы – опора демократии. Причем в прямом смысле, а не только в экономическом.
    Полицейскую службу в Афинах несли рабы-скифы.
    Они были куплены Афинским государством и именовались по разному: то - скифы, то - лучники, то - спевсинии. Последнее имя выводили от афинского политика Спевсина, который, по преданию, первым организовал службу скифов-полицейских.
    Их число первоначально было 300 , но, судя по тому, что в некоторых позднейших источниках говорится о 1000 скифов-лучников, не исключено, что их количество позднее и в самом деле было увеличено, что могло быть обусловлено ростом населения и усложнением службы правопорядка в Афинах.
    Скифы-полицейские были стражами порядка в городе. В частности в их функции входило следить за порядком в народном собрании и в судах. По указанию должностных лиц, они, с помощью специального красного (по другому истолкованию - вымазанного красной краской) шнура, сгоняли опаздывающий народ с рынка на собрание. Во время заседаний они, опять-таки по приказу магистратов (в народном собрании это были пританы), могли удалять с трибуны выступающих не по делу или в пьяном виде. Они же, по соответствующему приказанию, осуществляли арест, вязали или забивали в колодки, а также доставляли в тюрьму людей, в чем-либо провинившихся перед государством.
    Как государственные служащие, они получали за эту службу жалованье, три обола в день.
    Аристофан доставляет нам несколько живых сцен, рисующих действия скифов-полицейских. Более всего интересны и информативны соответствующие сцены в "Фесмофориадзусах".
    Вот притан со скифским лучником производит арест Эврипидова агента в женском собрании Мнесилоха:
    Свяжи его,
    Стрелок, забей в колодки! Здесь на площади
    Мерзавца выставь! Сторожи внимательно!
    А если подойдет кто, - плеть всегда с тобой.
    Бей, сколько силы, всякого

    То есть раб мог хлестать плетью свободного гражданина!
    Скифы-полицейские , по всей видимости, были одеты в свой традиционный наряд и вооруженного луком, что следует из самого названия этих стражников (toxovtai) и подтверждается упоминаниями у Аристофана об особом носимом ими колчане. Далее, они были снабжены небольшим мечом и бичом. Последний был именно орудием полицейского воздействия.
    В сравнении с жизнью обычных рабов, их положение было лучше. Они жили в более сносных условиях, могли обзаводиться собственным домом и пользовались относительной свободой.

    В правом нижнем углу иллюстрации, мы видим скифского раба-полицейского, одетого в традиционный костюм ( колпак, куртка, штаны ) и вооруженного плетью. По указанию магистрата, стоящего на возвышении со свитком в руке, прогоняющего с собрания неугодного.
  22. 0
    30 июля 2018 20:21
    Демократия без рабства немыслима, такова диалектика …, такова природа человека. Марксистская периодизация истории -- блеф, меняются формы рабовладения , но суть остается неизменной, рабство и сейчас существует..., и будет существовать, свобода -- это не право... свобода это привилегия за которую надо платить и бороться. Демократия и рабство -- две стороны одной медали,