Бомбардировщик B-21 Raider. Надежды ВВС и проблемы с финансированием

23
Согласно текущим планам Пентагона, к середине следующего десятилетия в воздух должен подняться перспективный дальний бомбардировщик B-21 Raider, разрабатываемый компанией Northrop Grumman. Создание новой машины для военно-воздушных сил связано с определенными проблемами технического, финансового и организационного характера. Как стало известно в последние недели, актуальные проблемы могут помешать получению желаемых результатов. В частности, речь шла о возможном затягивании работ и выходе из установленного графика.

Напомним, в 2014 году американское военное ведомство запустило новую программу разработки перспективного дальнего бомбардировщика под обозначением Long-Range Strike Bomber (LRS-B). В октябре следующего года победителем конкурса предварительных проектов стала компания Northrop Grumman. Несмотря на критику со стороны конкурентов, именно она получила заказ на проектирование новой машины. Через несколько месяцев бомбардировщик получил официальное обозначение B-21 и дополнительное имя Raider.



К настоящему времени головной разработчик и Пентагон определили список субподрядчиков, а также начали полноценные проектные работы. В течение нескольких следующих лет предполагается завершить опытно-конструкторскую стадию проекта и приступить к подготовке серийного строительства самолетов. Именно на этом этапе у проекта B-21 возникли некоторые проблемы, прямо связанные с общей негативной обстановкой в высших эшелонах американской власти.



18 января тему развития проекта Northrop Grumman B-21 затронул заместитель министра военно-воздушных сил США Мэтт Донован. На тот момент в Конгрессе шли ожесточенные споры на тему дальнейшего финансирования ряда оборонных программ. Среди прочего, предлагалось сократить ассигнования на некоторые проекты, одним из которых могла стать программа разработки нового дальнего бомбардировщика. По оценке М. Донована, это могло бы привести к затормаживанию проектных работ.

Также Конгресс не мог определиться с решением по дальнейшему финансированию государственных органов, что могло привести к временной остановке их работы. В этих условиях руководство ВВС беспокоилось о том, что законодатели могут предложить новое сокращение военных расходов, способное навредить ходу перспективных проектов. Вместе с другими новыми разработками под сокращение мог бы попасть и самолет B-21.

М. Донован отметил, что долгосрочное сокращение расходов на данный момент способно ударить по научно-исследовательской и опытно-конструкторской стадиям проекта B-21 Raider. Затраты на новые проекты могут быть сокращены до уровня 2010 финансового года, и в таком случае заявка на текущий 2018-й будет удовлетворена лишь частично. Все это может иметь критические последствия в контексте разных программ и проектов, в том числе LRS-B.

Представители прессы задали М. Доновану вопрос о дальнейших перспективах бомбардировщика B-21. Их заинтересовало, когда новые самолеты смогут достичь начальной оперативной готовности, если проблемы с финансированием будут сохраняться. Замминистра ответил, что невозможность сохранения требуемых трат на проект действительно скажется на сроках его реализации. При этом он не стал приводить конкретные данные и уточнять, когда войска смогут освоить новую технику.

Тем временем руководство военно-воздушных сил работает над созданием нового проекта своего бюджета на 2019 финансовый год. Бюджетный запрос планировалось представить в середине февраля. М. Донован не стал уточнять подробности составляемого проекта, но отметил некоторые особенности его разработки. По его словам, проект оборонного бюджета на следующий год составлялся параллельно с работами по Стратегии национальной безопасности. В соответствии с последней, Соединенные Штаты должны иметь определенные преимущества перед Россией и Китаем. Новый проект военного бюджета учитывает эти требования.

Заместитель министра ВВС не стал указывать точные числа или раскрывать иные подробности, но затронул тему программы B-21 / LRS-B. По его словам, проект перспективного дальнего бомбардировщика обязательно получит увеличенное финансирование. Впрочем, не уточнялось, как именно увеличатся ассигнования.

Уже после выступления Мэтта Донована стало ясно, что Конгресс все же не смог вовремя прийти к необходимым решениям. Уже 20 января – на второй день после заявлений замминистра ВВС – работа государственных органов была приостановлена на двое суток. Отсутствие денег должно было негативно сказаться на работе множества структур, а также оказать нежелательное влияние на ряд проектов. Тем не менее, следующее официальное упоминание о проекте B-21 Raider было не столь пессимистичным.

Несколько дней назад военное и политическое руководство Соединенных Штатов опубликовали новый «Обзор ядерной политики». В этом документе указывались особенности текущей обстановки и вызовы, стоящие перед американскими ядерными силами. Кроме того, его авторы указали некоторые планы по дальнейшему развитию стратегических и тактических ядерных вооружений, а также их носителей. Один из разделов обзора был посвящен воздушной составляющей ядерной триады, в том числе перспективному проекту.

«Обзор ядерной политики» напомнил, что к настоящему времени США запустили программу создания и развертывания бомбардировщиков следующего поколения B-21 Raider. Целью этой программы названо усиление группировки стратегических бомбардировщиков с последующей заменой существующей техники такого класса. Подобные процессы будут запущены в середине двадцатых годов.

Прочие упоминания о проекте B-21 в «Обзоре ядерной политики» отсутствуют. Тем не менее, в этом документе указаны некоторые сведения о перспективных тактических и стратегических вооружениях, которые могут применяться с новым самолетом. Авторы документа напомнили о некоторых существующих и перспективных проектах авиационных средств поражения, оснащаемых ядерными боевыми частями. При этом, как указывается, некоторые подобные изделия могут применяться и иными носителями, в том числе из категории тактической авиации.

Для поражения некоторых целей стратегические и тактические бомбардировщики смогут использовать свободнопадающие бомбы B83-1 и B61-11. Пентагон намерен сохранять это оружие в арсеналах в течение нескольких следующих лет. Они будут оставаться на вооружении, как минимум, до того момента, когда все свои возможности покажет перспективный боеприпас B61-12, оснащенный системами наведения. Поступление этой бомбы на вооружение запланировано на 2020 год.

«Обзор» напоминает, что в начале восьмидесятых годов стратегические бомбардировщики США стали носителями новых крылатых ракет воздушного базирования, однако к настоящему времени последние потеряли весь свой потенциал. Для сохранения требуемых ударных возможностей самолетов B-52H разрабатывается перспективная крылатая ракета большой дальности Long-Range Stand-Off (LRSO). В перспективе она может войти в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика B-21. Наличие такого боеприпаса обеспечит сохранение требуемых возможностей по прорыву комплексной системы противовоздушной обороны вероятного противника.

К настоящему времени Пентагон и компания Northrop Grumman успели раскрыть некоторые подробности перспективного проекта B-21 Raider. Согласно утвержденным планам, новый самолет должен стать своеобразным развитием идей, заложенных еще в проекте B-2. В основе проекта лежит концепция дозвукового малозаметного самолета, построенного по схеме «летающее крыло» и способного нести ракетное или бомбовое вооружение. Одной из главных задач такого бомбардировщика станет скрытый выход в район пуска ракет или сброса бомб с целью уничтожения основных объектов противовоздушной обороны противника. Оставив врага без значительной части систем защиты, бомбардировщики B-21 Raider позволят тактической авиации начать свою работу.

По разным данным и оценкам, перспективный B-21 будет меньше и легче существующего B-2. Размах крыла может не превышать 35-40 м, а нормальная взлетная масса окажется в пределах 100 т. Самолет получит турбореактивные двигатели от компании Pratt & Whitney. При помощи такой силовой установки он сможет летать с дозвуковой скоростью и показывать высокие значения дальности полета и боевого радиуса. Точные сведения о боевой нагрузке машины пока отсутствуют.

В соответствии с контрактом 2015 года, определявшим условия создания нового самолета, общая стоимость всей программы разработки и строительства должна была достичь 80 миллиардов долларов. Как нередко случается со смелыми проектами, уже в ходе проектных работ была определена необходимость увеличения финансирования. В ноябре прошлого года Конгресс утвердил новую стоимость программы – 97 миллиардов. Большая часть этих денег уйдет на производство серийных самолетов.

Согласно текущим планам, которые, однако, могут быть скорректированы по экономическим и организационным причинам, первый опытный самолет нового типа должен будет подняться в воздух не ранее начала следующего десятилетия. Несколько следующих лет уйдут на испытания и доводку машины, после чего компания Northrop Grumman сможет приступить к серийному производству техники для поставок военно-воздушным силам.

Утвержденный график работ требует передать войскам серийные B-21 в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности. Впоследствии военно-воздушным силам поставят несколько десятков серийных машин, освоение которых будет продолжаться в течение длительного времени, вплоть до конца тридцатых или начала сороковых.

Количество необходимых бомбардировщиков LRS-B / B-21 на протяжении нескольких лет оставалось темой споров на всех уровнях. Одной из задач этих машин станет, как минимум, частичная замена самолетов существующих типов. Кроме того, Пентагон желает нарастить качественный и количественный потенциал дальней авиации. Как следствие, в разные периоды называлась возможность закупки значительного числа новых бомбардировщиков, вплоть до 130-140 единиц.

К настоящему времени подобные планы были пересмотрены и стали заметно скромнее, но все еще выглядят внушительно. Начиная с середины двадцатых годов, ВВС США желают получить, как минимум, сотню новых самолетов. В дальнейшем не исключается возможность появления нового заказа на несколько десятков машин. Тем не менее, подобный контракт – если и будет подписан – появится только в отдаленном будущем.

Многочисленные заявления официальных лиц и разнообразные документы наглядно показывают, что военное и политическое руководство Соединенных Штатов прекрасно понимают необходимость программы LRS-B и ее результата в виде бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider. Уже запущено проектирование этого самолета, и в обозримом будущем оно приведет к желаемым результатам. В то же время, разногласия в определенных кругах и отсутствие единого мнения по распределению бюджетных денег способно привести к известным проблемам.

Несколько недель назад заместитель министра ВВС указал, что текущие споры вокруг финансирования государственных структур способны ударить по проекту B-21 и сдвинуть сроки появления его реальных результатов. Январские проблемы бюджета были решены за несколько дней, и это может быть поводом для оптимизма. Тем не менее, специфическая ситуация в Вашингтоне может привести к новым подобным ситуациям, а разногласия среди законодателей только ухудшат обстановку. Очевидно, что Пентагон сможет довести проект B-21 Raider до желаемого финала, но когда это произойдет и какой будет окончательная стоимость всей программы – пока остается только гадать. Слишком много проблем может оказаться на пути важнейшего, но сложного и дорогого проекта.


По материалам:
https://defensenews.com/
http://janes.com/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872877/-1/-1/1/EXECUTIVE-SUMMARY.PDF
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 февраля 2018 16:16
    "Шеф, все пропало". Кроме того, что новый бомбовоз не полетит, так еще и более трети американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II больше никогда не взлетят, нет денег на замену крыльев.
    Как всегда, корреспонденты ВО употребляют осетрину второй свежести. Все уже решили. Лидеры республиканцев и демократов в сенате достигли компромисса по бюджетным параметрам на 2 года. Об этом сообщил лидер демократического меньшинства в сенате Чак Шумер, передает DW. По его словам, бюджет дает необходимые ресурсы нашим военным, повысит расходы и покончит с перманентным состоянием секвестра.Расходы бюджета, в том числе на оборону, возрастут на 300 миллиардов долларов в последующие два года.
    Так что В-21 продолжают разрабатывать, крылья сменят. Вправо сроков пока не двигають.
  2. +3
    8 февраля 2018 16:37
    Сдаётся что этот ЭЙР ЗАМВОЛТ и по цене тёзке будет равен...
    1. +1
      8 февраля 2018 17:29
      А бомбер то полосатым, очень нужен. Россия производство модернизированного Ту-160 возобновила, Китайцы, своими желтыми лапками, что нибудь украдут и тысячи штук наксерят. А янкесам что В-52 или В-1 восстанавливать.
      1. 0
        11 февраля 2018 12:25
        В-21 - развитие В-2. Меньше общие размеры, меньше грузоподъемность,
        больше стелс.
        1. 0
          11 февраля 2018 15:40
          По русски напишу, Уилли ???
  3. +3
    8 февраля 2018 16:47
    дешевая замена шпырыту,
    в принципе все верно, стоимость шпырыта и его эксплутации заоблочная, менять концепцию и уходить от малозаметного бобра-рокетоносца которого вовремя хрен перехватишь, пингвины не хотят,
    так что заменить чересчур дорогие шпырыты на более дешевый аналог с тем же функционалом, идея здравая,
    другой вопрос что из этого получится,
    в данный момент все крупные программы у сша вылезают из начального бюджета очень сильно, если сама суть программы - экономия средств, то как бы можно и провалить тему.
    хотя - ничего кардинально нового вроде не предлагается, если не изобретать велосипед и использовать наработки из программ ф35 и самого б2 то наверно при грамотном подходе можно получить современную стэлсину за вменяемые деньги.
  4. Kir
    0
    8 февраля 2018 16:47
    f-117/b-2/... видимо судьба b-21 пополнить ряды этих дорогих утюгов, если только сделают, да и то вон только на старикашке в-52 смогли поставить карусель для крылатых ракет, и то с трудом вписали.
  5. +1
    8 февраля 2018 20:12
    LCS, F-22, F-35, B-2, рельсотрон, Замволт, модернизация старых Абромсов по цене постройки новой Арматы - ну и далее везде.
    Однако лихо у них пилят! Нифига не взлетело, но пилят - лихо!
    1. 0
      9 февраля 2018 20:41
      впрочем как и у вас в минобороне
  6. +1
    8 февраля 2018 20:59
    Кстати, предлагаю сразу заложиться в проектировании на боевой лазер или рельсотрон одновременно. Чтоб уж прям вот... как надо...
  7. +1
    9 февраля 2018 00:46
    Вне всякого сомнения, из озвученной цены "вылезут". Как и везде, в последнее время. Что, однако, не мешает строить им изрядно подорожавшие "Вирджинии", "Лайтнинги", "Форды", "Берки" и др.
  8. 0
    9 февраля 2018 00:55
    Нет, я конечно верю, что в США очень толковые, умные, гениальные конструктора. Не менее гениальные менеджеры, а также в то, что им помогает инопланетный разум. Но кто мне объяснит: каким образом более совершенный самолёт (потому как: В-2 рассчитывался на противодействие максимум "Букам" и С-300) может стоить (причем порядочно - более чем вдвое) чем "Спирит"? У меня была тройка по экономике, может чего важное пропустил и не знаю?
    1. 0
      9 февраля 2018 07:11
      Наверно на фанеру и матерчатый каркас перейдут :)
      Если серьезно, то сделать то они его конечно сделают, но вот полная его стоимость точно будет выше чем у B2. И втюхиванием союзникам по аналогии программы F-35 цену никак не снизить. Да и в случае F-35 это просто маркетинговый ход с виртуальными ценовыми махинациями, а не реальное удешевление продукта). Разве что у них полный коммунизм наступит и они отменят деньги... :)
      1. 0
        9 февраля 2018 11:31
        Цитата: g1washntwn
        И втюхиванием союзникам по аналогии программы F-35 цену никак не снизить.

        В том и дело, что единственным покупателем этого чудного аэроплана станут только ВВС США. Финансовых влияний со стороны не будет.
        Даже если учесть, что будут широко использоваться наработки по В-2, F-22, F-35 - "Рэйдер" должен будет отвечать требованиям будущего. Это новые оешения и огромные средства. Тут можно сделать два вывода:
        1. Либо В-2 оказался совсем не так хорош, как его преподносят, и американцы знают о его недееспособности, решив срочно провести "работу над ошибками", причем осознали, что модернизацией никак не обойтись. По сути, зачем им еще один бомбер, причем так скоро? У них итак сейчас изрядный перевес, В-52 и В-1 будут стоять до 2040, В-2 - до 2060 годов.
        2. Все (разработчик, военные, Конгресс) друг друга обманывают, причем прекрасно это знают, но делаю вид, что ничего не замечают, и готовятся к очередному осваиванию изрядно распухшего военного бюджета. Причем создание реального самолета вовсе необязательно - можно имитировать бурную деятельность, например, смонтировав видеоролик, написать доклад, как В-21 в одиночку сокрушает врагов и его эффективность на 500% выше, чем у В-2, пригласить рукастого столяра, чтоб тот сделал прекрасный деревянный макет, и всем его показывать, и все будут глубоко проникаться и восхищаться американским гением. Выделяя под это, естественно, деньги
        1. 0
          9 февраля 2018 11:36
          Старая схема одесских сантехников: Мадам ваш ватерклозет засорился, нужно срочно менять на новый! Но для этого надо ломать стену и проводить трубы... кстати мой брат все это может организовать и сделает вам немного приятной скидки.
        2. 0
          12 февраля 2018 19:29
          Цитата: Григорий_45
          В том и дело, что единственным покупателем этого чудного аэроплана станут только ВВС США. Финансовых влияний со стороны не будет.



          А они когда-то продавали свои бомберы другим странам? Ни B-52, ни В-1, ни тем более В-2 на экспорт не поставлялся. О каких вливаниях со стороны может идти речь?

          А проблемы будут постоянно в печати всплывать и неважно как на самом деле будут обстоять дела с разработкой. Как же стоимость то ограниченна в 500 млн. Будут правдами неправдами деньги выбивать. Дело уже привычное.
        3. -1
          9 августа 2018 06:48
          "не так хорош" только в одном- томагавки нести не в состоянии он( как говорится тут либо малозаметность, либо быть хорошим бомбером как наш Ту-160 несущий до 42 тонн вооружения, но при такой схеме Ту-160 просто нельзя сделать по технологии стелс, даже если всего обшить радиопоглощающими материалами, как б-2( у того даже фонарь кабины с добавлением золота в стекло, цена за один самолет полтора миллиарда долларов( для сравнения можно купить 450 танков Т-90 за эти деньги)
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
    4. -1
      9 августа 2018 06:50
      там деньги пилятся не хуже чем у нас
  9. +2
    9 февраля 2018 11:26
    Цитата: Kir
    f-117/b-2/... видимо судьба b-21 пополнить ряды этих дорогих утюгов, если только сделают, да и то вон только на старикашке в-52 смогли поставить карусель для крылатых ракет, и то с трудом вписали.

    С трудом? надо же. А я не знал. Не знал, что такая же "карусель" стояла на В-1В до того, как его вывели из состава ядерных и демонтировали эту карусель. И наверно аж 16 крылатых ракет AGM-129 ACM в бомболюке у В-2В навалом лежали (как и 16 крылатых AGM-158)
    И чего только не узнаешь на ВО
    1. -1
      9 августа 2018 06:43
      Б1 не может нести кр большой дальности( вики в помощь) томагавк просто не залазает внутрь, пробовали делать внешние держатели- так б1 стал плохо управляемым из-за пилонов, так что теперь он просто носитель ядерных бомб свободного падения( а против нашей ПВО включающей в себя Миг-31 с дальностью обнаружения до 320км и С-400 он даже войти не сможет близко к зонам сброса, разве что на папуасов бомбы кидать)правда еще есть ракеты воздух-земля у него малой дальности, но они без ядерной БЧ
  10. -1
    9 августа 2018 06:39
    Я так понимаю, что это будет тот-же Б-2, только с расширенным под длинные ракеты бомбоотсеком( б-2 сейчас несет только бомбы и ракеты малой дальности, так-же как и б-1)Ту-160 по концепции выстрелил издали-убежал за новыми ракетами, самолет вполне себе годный для нас( тем более с появлением вместо х-55 ракет с дальностью в 5000км)
  11. 0
    9 августа 2018 08:44
    Цитата: nikoliski
    Б1 не может нести кр большой дальности( вики в помощь) томагавк просто не залазает внутрь, пробовали делать внешние держатели- так б1 стал плохо управляемым из-за пилонов, так что теперь он просто носитель ядерных бомб свободного падения( а против нашей ПВО включающей в себя Миг-31 с дальностью обнаружения до 320км и С-400 он даже войти не сможет близко к зонам сброса, разве что на папуасов бомбы кидать)правда еще есть ракеты воздух-земля у него малой дальности, но они без ядерной БЧ

    Николай! Вики, конечно достаточно мобильная энциклопедия, но увы, не истина в последней инстанции. Если б ы вы всерьез занялись бы историей этого бомбера, то знали бы, что
    1. До того, как бомбардировщик был выведен из состава стратегических ядерных сил США два его первых бомбоотсека были объединены в один. Туда спокойно помещалась роторная пусковая установка, на которой размещались крылатые ракеты AGM-86
    2. У него были в том числе и пилоны, на которые можно было бы подвесить те же крылатые ракеты
    3. Да, сейчас он не является "стратегическим" по классификации договоров СНВ. Проблема очень долго рассматривалась совместными комиссиями США и РФ. Наша старана была не удовлетворена тем, что переделки, сделавшие В-1В "нестратегическим" были косметическими. То есть наружные пилоны могли быть возвращены на место, поскольку посадочные места этих пилонов не были уничтожены так, чтобы невозможно было бы возвратить их. Перегородка, делящая сдвоенный бомбоотсек так, что сейчас туда КР не помещается была такой, что эту перегородку можно было бы демонтировать достаточно быстро, придав В-1В вновь возможности "стратегического"
    4. Миг-31 и С-400 - это коечно очень хорошо. Но задайте себе вопрос, как много МИГ-31 находится в строю во всей России. И как много С-400 быдет находиться в войсках. И та, и другая система не является войсковой, они скорее относятся к ПВО страны, а не войсковой. И функции В-1В не будет нанесение ударов по стратегическим объектам, а исключительно против второстепенных. А вот в этой ситуации проблема уничтожения В-1В становится достаточно проблемной. Ведь современные ядерные боеприпасы способны поражать цели даже при сбросе с расстояния в 20-30 км
    5. Так что, как принято говорить в отношении В-1В не "все однозначно". Сейчас это бомбардировщик "второй линии", выполняющий отнюдь не стратегические цели. А что касается папуасов. То поверьте, то и наша авиация, и авиация США предназначена в основном не для "войны на уничтожение", когда будет ядерное месилово. В основном и у нас, и у них основа войн - война против папуасов. Согласитесь, что хоть вонйна в Афганистане, хоть сейчас война в Сирии - это не война с равным по силе противником. А именно с "папуасами"
    1. -1
      9 августа 2018 10:16
      Со многими вещами соглашусь, а вот насчет Миг-31 -они находятся как раз в зонах возможного прорыва-патрулируют север страны, где нет постоянных позиций ЗРК( базы Миг-31 Архангельск и Котлас)10 Мигов своими мощными радарами( кстати могут обмениваться данными) создают зону сплошного обнаружения и контроля длиной в тысячу километров, а при их скорости в 3000 км ч и благодаря ракетам дальнего боя, думаю будь они подняты по тревоге начнись война проскользнуть мимо них такие солидные цели как Б-1 вряд-ли смогут, если один и просочится то не станет же он бомбить просто дикие территории а по мере приближения к городам или иным обьектам " встретит" еще что-нибудь в лице например ЗРК Бук хотя-бы( коих у нас около 300 штук) помимо сотен С-300 и С-400 есть еще сотни Тунгуссок ЗРК Стрела зрк Оса( поскольку Б1 должен прорывать оборону на высоте в 60 метров они его тоже вполне могут подбить и "уронить")Американцы не зря провели исследования и сказали что нормально действовать их авиация против нас не сумеет( они слишком считаются с потерями)Так что основным их оружием которое действительно для нас страшно-это трайденты на 14 АПЛ Огайо эти ракеты и без бомбардировщков способны уничтожить большую часть городов нашей страны( на каждой лодке по 24 трайдента сейчас по СНВ не более 4 боеголовок стоят по 475килотонн но в "перевесе" можно на каждую ракету нацепить до 14 100 килотонных боеголовок с КВО в 130 метров.) Я читал что они боеголовки снимаемые по СНВ лишь держат на складах а не как мы продавали их им на АЭС поэтому теоретически на одни Огайо можно водрузить столько боеголовок что нам с лихвой хватит...