Авиадесантный «Скорпион»

11
Во время Второй мировой войны проявилась устойчивая тенденция к увеличению калибра противотанковой артиллерии. Так, американская армия вступила в войну с 37-мм пушками, а заканчивала её с орудиями калибров 76 и 90 мм. Увеличение калибра неминуемо влекло за собой возрастание массы пушки. Для пехотных дивизий это не было критичным (пришлось лишь внедрить более мощные тягачи), однако в воздушно-десантных частях дело обстояло иначе.

Уроки Арнемской операции, в ходе которой британским десантникам пришлось сражаться с немецкими танками, были приняты во внимание американским командованием. С 1945 года на вооружение воздушно-десантных дивизий США поступала 90-мм противотанковая пушка Т8, представлявшая собой ствол 90-мм зенитки М1, совмещённый с противооткатными приспособлениями 105-мм гаубицы М2А1 и облегчённым лафетом. Получилось орудие массой 3540 кг, подходившее для парашютного десантирования с самолётов С-82 «Пэкит», но на земле начинались проблемы: расчёт не мог перемещать столь тяжёлую систему по полю боя. Требовался тягач, а значит, вдвое увеличивалось количество рейсов военно-транспортной авиации, необходимых для переброски противотанковой батареи (дивизиона).



Выходом могло стать создание компактной самоходной противотанковой артустановки. Впервые такая идея была высказана в октябре 1948 года на конференции в Форт-Монро, посвящённой перспективам развития противотанковых средств, а в апреле следующего года заказчик представил тактико-технические требования. Главным из них являлась масса, которая не должна была превышать 16 000 фунтов (7260 кг) — предел грузоподъёмности «Пэкита» и разрабатывавшегося в то время (но так и не принятого на вооружение) тяжёлого десантного планера.

Разработку авиадесантного истребителя танков поручили фирме «Кадиллак Мотор Кар», входившей в концерн «Дженерал Моторс». В основу конструкции шасси были положены решения, опробованные на амфибийном гусеничном транспортёре М76 «Оттер». Ввиду ограниченных габаритов грузовой кабины самолёта самоходку не удалось снабдить рубкой, не говоря уже о крыше — пришлось ограничиться небольшим орудийным щитом. Последний предназначался для защиты экипажа от пороховых газов при выстреле, но не для защиты от пуль или осколков.


Первый прототип Т101, вид сверху.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


Прототип, получивший индекс Т101, был готов в 1953 году. Два года спустя машина успешно прошла войсковые испытания в Форт-Ноксе, и её приняли на вооружение под обозначением М56 Gun Self-Propelled Anti-Tank — «самоходное противотанковое орудие М56». Широко встречающееся наименование «Скорпион» утвердили в 1957 году, менее распространённым было неофициальное название «Спат» (от аббревиатуры SPAT — Self-Propelled Anti-Tank). Серийное производство М56 продолжалось с декабря 1957 до июня 1958 года, его объём составил 160 единиц.

Конструкция

Самоходка М56 является небронированной малогабаритной гусеничной боевой машиной, приспособленной для парашютного десантирования с самолётов С-123 «Провайдер» и С-119 «Флаинг Бокскар» (и, конечно же, с более тяжёлых военно-транспортных самолётов) и перевозки вертолётами на внешней подвеске. Корпус машины — алюминиевый сварной, экипаж состоит из четырёх человек.


Экипаж М56 размещался открыто.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


Моторно-трансмиссионное отделение с шестицилиндровым оппозитным четырёхтактным карбюраторным двигателем воздушного охлаждения «Континентал» AOI-402-5 мощностью 165 л. с. и механической коробкой передач «Аллисон» CD-150-4 (две передачи вперёд и одна назад) находится в передней части корпуса М56. Остальное пространство занимает боевое отделение, совмещённое с отделением управления. В центре него на тумбовом лафете М88 установлена 90-мм пушка М54. Слева от орудия расположено рабочее место механика-водителя (для него в щите орудия имеется застеклённое окно со стеклоочистителем-«дворником»), справа — место наводчика. За механиком-водителем размещается командир, за наводчиком — заряжающий. В кормовой части машины находится боеукладка на 29 унитарных снарядов. Для удобства работы заряжающего за боеукладкой имеется откидная ступенька.


Второй прототип Т101, вид сзади. Хорошо видна боеукладка для унитарных выстрелов к пушке.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


Ходовая часть самоходки состоит (применительно к одному борту) из четырёх опорных катков большого диаметра с торсионной подвеской, снабжённых пневматическими покрышками. Покрышки имеют специальные вкладки, позволяющие в случае их пробития проехать до 24 км (15 миль) со скоростью до 24 км/ч. Ведущее колесо — переднего расположения. Гусеницы резинометаллические, шириной 510 мм. Каждая гусеница состоит из двух лент, изготовленных из прорезиненной ткани и армированных стальными тросами. Ленты соединены между собой стальными штампованными поперечинами с резиновыми подушками. Давление на грунт у «Скорпиона» составляет всего 0,29 кг/см2 (для сравнения: у танков М47 и М48 этот показатель составляет 1,03 и 0,79 кг/см2 соответственно), что обеспечивает хорошую проходимость машины.

Установленная на «Скорпионе» 90-мм пушка М54 (длина ствола — 50 калибров) была разработана на основе орудия М36, применяемого на танках М47. По сравнению с прототипом она облегчена на 95 кг. Диапазон углов наводки в вертикальной плоскости составляет от −10° до +15°, в горизонтальной — по 30° вправо и влево. Ствол пушки — моноблок с навинтным казёнником и односекционным дульным тормозом. Затвор клиновой, полуавтоматический, вертикальный. Сверху на казённой части пушки крепятся два цилиндра гидравлических противооткатных устройств. Механизмы наведения пушки имеют ручные приводы, заряжание ручное. Орудие комплектуется телескопическим прицелом М186 с переменным увеличением (4-8-кратным).

Ассортимент применяемых боеприпасов достаточно широк и включает все типы унитарных выстрелов для танковых пушек М36 и М41; допускается также использование 90-мм снарядов противотанковых пушек немецкой фирмы «Рейнметалл». Для решения главной задачи — борьбы с танками — могут применяться: бронебойно-трассирующий снаряд M82 с бронебойным наконечником и разрывным зарядом; бронебойно-трассирующие снаряды M318 (T33E7), M318A1 и M318A1С без разрывного заряда; подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды M304, М332 и М332А1; кумулятивные не вращающиеся (оперённые) снаряды M348 (T108E40), M348A1 (T108E46) и M431 (T300E5). Кроме того, САУ может вести огонь осколочно-фугасным снарядом М71, осколочно-трассирующим М91, картечным М336, осколочным (со стреловидными поражающими элементами) М377 и дымовым М313.

Машина оборудована УКВ-радиостанцией AN/VRC-10, которую обслуживает командир. Средства ночного наблюдения представлены лишь нашлемным прибором ночного видения механика-водителя.


Опытный образец самоходного миномёта на шасси М56.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


На базе М56 были созданы две опытные самоходки. В 1958 году в Форт-Беннинге испытывалась противотанковая САУ, на которой вместо 90-мм орудия установили 106,7-мм безоткатку М40 — с транспортировкой такого оружия легко справлялся и обычный джип, поэтому на вооружение её не приняли. Другая самоходка, также не попавшая в серию, вооружалась 106,7-мм миномётом М30. На бумаге также остались варианты перевооружения М56 противотанковыми управляемыми ракетами SS-10 и «Энтак».

Служба и боевое применение

Согласно первоначальным планам, каждая из трёх американских воздушно-десантных дивизий (11-я, 82-я и 101-я) должна была получить по батальону «Скорпионов» (53 машины в каждом). Но принятие М56 на вооружение совпало с реорганизацией пехотных и воздушно-десантных дивизий — переводом их с обычной «троичной» на «пентомическую» структуру. Теперь дивизия включала не три полка, а пять боевых групп — по сути, усиленных пехотных (воздушно-десантных) батальонов. В результате «Скорпионы» поступили на вооружение противотанковых взводов, входивших в состав рот управления воздушно-десантных боевых групп (ВДБГ). Такой взвод включал в себя управление (командир взвода (лейтенант), его заместитель (сержант) и радист с джипом, оборудованным радиостанцией AN/VRC-18) и 3 огневые секции (в каждой 8 человек и 2 самоходки М56). Таким образом, взвод насчитывал 27 человек личного состава, 6 «Скорпионов» и 1 джип.


САУ М56, подготовленная к парашютному десантированию.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016



«Скорпион» мог транспортироваться на внешней подвеске тяжёлого транспортного вертолёта Н-37 «Мохаве».
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


В первой половине 1958 года взводы «Скорпионов» сформировали в пятнадцати воздушно-десантных боевых группах — по пять в каждой дивизии. Однако уже в июле 1958 года 11-ю ВДД расформировали — две ВДБГ из её состава вместе со штатными М56 передали в 24-ю пехотную дивизию, но в январе 1959 года перевели в подчинение 82-й ВДД. Последняя же передала две свои ВДБГ в 8-ю пехотную дивизию. Наконец, в июне 1960 года одна боевая группа из 82-й ВДД была передана в 25-ю пехотную дивизию, а для доукомплектования 82-й дивизии восстановили одну из ВДБГ, расформированных в 1958 году. Некоторое количество «Скорпионов», оказавшихся излишними для воздушно-десантных боевых групп, поступило в пехотные боевые группы 1-й пехотной дивизии в Германии, а также 1-й кавалерийской и 7-й пехотной дивизий в Республике Корея.


САУ М56 из состава 101-й ВДД на учениях. Под казённой частью орудия видны гильзы холостых выстрелов. Форт-Кэмпбелл, апрель 1960 года.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


Авиадесантный «Скорпион»

Самоходки М56 из состава 1-й боевой группы 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии на учениях в ФРГ. Февраль 1961 года.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 201


В 1961 году «пентомическая» структура была признана несостоятельной и непригодной для ведения боевых действий в условиях не ядерных конфликтов, и армия США начала очередную реорганизацию. В соответствии с ней воздушно-десантная дивизия включала три штаба бригад и девять воздушно-десантных батальонов, а также части поддержки, в том числе танковый батальон. Предполагалось, что он получит новые авиадесантные танки М551 «Шеридан», но в качестве временной меры (до поступления «Шериданов» на вооружение) танковым батальонам 82-й и 101-й ВДД в 1964 году передали по 47 «Скорпионов» — машин, не только не являвшихся танками, но и не имевших никакого бронирования. Средств на содержание экипажей этих машин не выделили, так что вплоть до получения «Шериданов» эти батальоны оставались «виртуальными».

Единственным бронетанковым подразделением, эксплуатировавшим «Скорпионы» и воевавшим на них, стала рота D 16-го танкового полка (D-16), которую сформировали в 1963 году в составе развёртываемой на острове Окинава 173-й отдельной воздушно-десантной бригады (ВДБр). Рота состояла из четырёх взводов по четыре М56, секции управления (четыре БТР М113) и миномётной секции (три 106,7-мм самоходных миномёта М106 на шасси М113).


Самоходки М56 роты D-16 во Вьетнаме.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


В мае 1965 года 173-ю ВДБр перебросили во Вьетнам. В условиях войны в джунглях ярко проявились сильные и слабые стороны М56. С одной стороны, хорошая проходимость самоходки позволяла передвигаться по «танконедоступной» местности, с другой — для 90-мм пушки было мало подходящих целей. Главной задачей «Скорпионов» стала непосредственная поддержка воздушно-десантных батальонов и рот, действовавших в пешем строю, и тут чрезвычайно остро проявился серьёзнейший недостаток М56 — полное отсутствие бронирования. Каплей, переполнившей чашу терпения десантников, стали события 4 марта 1968 года, когда в одном бою рота потеряла 8 человек. После этого «танкисты» из D-16 сменили свои М56 на более универсальные и гораздо лучше защищённые бронетранспортёры М113.


«Скорпионы» испанской морской пехоты на параде в Мадриде. 12 октября 1967 года.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 2016


После снятия с вооружения американской армии часть самоходок М56 отправилась на склады, часть — была передана союзникам. Пять машин в 1965 году получила Испания — до 1970 года они служили в противотанковом взводе полка морской пехоты. Соседнему Марокко в 1966-1967 годах передали 87 «Скорпионов». Согласно справочнику «Джейнс Ворлд Армиз», в 2010 году армия Марокко располагала 28 самоходками М56, находившимися на хранении.


Марокканские «Скорпионы» участвовали в боевых действиях в Западной Сахаре.

В 1960 году два прототипа Т101, доработанных до серийного стандарта М56, передали ФРГ. Немцы не соблазнились небронированной машиной и на вооружение её не приняли. После коротких испытаний оба экземпляра переоборудовали в учебные машины для подготовки механиков-водителей, сняв пушки и установив застеклённые кабины.


Т101, переделанный в машину для подготовки механиков-водителей.
Омелянюк П. «Скорпион» — самоходка для десанта // Арсенал-коллекция. – 2013. – №5


Некоторое количество списанных М56 приобрёл американский флот. Машины переделали в радиоуправляемые мишени QM-56 и в 1966-1970 годах использовали на полигонах Фаллон, Уоррен-Гроув и Черри-Пойнт для боевой подготовки пилотов штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков.

Общая оценка

Самоходка М56 обладала неплохой подвижностью и мощным для своего времени вооружением. Кумулятивные снаряды её 90-мм пушки могли уверенно поражать любые советские танки первой половины 60-х годов. В то же время пушка была чересчур мощной для семитонного шасси, передние катки которого при выстреле отрывались от земли. Кроме того, отсутствие какого-либо бронирования позволяло использовать САУ против танков только в обороне (из засад), делая «Скорпион» малопригодным для поддержки десанта в наступательных действиях.

По сравнению с советским аналогом — авиадесантной самоходной установкой АСУ-57 — М56 более чем вдвое тяжелее (7,14 т против 3,35 т). К тому же, АСУ-57 компактнее своего визави (высота её составляет всего 1,46 м против 2 м) и, в отличие от «Скорпиона», имеет бронирование спереди и с боков — впрочем, его толщина (4-6 мм) на малом расстоянии не обеспечивала даже защиту от обычных 7,62-мм пуль. Что же касается вооружения, то превосходство М56 было подавляющим: дульная энергия её 90-мм пушки М54 составляла 4,57 МДж, а 57-мм пушки Ч-51, устанавливавшейся на АСУ-57, — всего 1,46 МДж. По параметрам подвижности (скорости и запасу хода) обе самоходки были примерно равноценны.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 февраля 2018 06:52
    Странно,что имея развитые ВДВ с богатым боевым опытом,мощный ВПК, американцы не стали развивать дальше тему увеличения подвижности и огневой мощи десанта.Неужели эти вопросы военными не поднимались?На мой взгляд все упирались в концепцию применения ВДВ:захватить и удержать объект, кусок побережья, подвижность и не нужна.С другой стороны именно в обороне эта АСУ осень даже кстати!
    1. +4
      11 февраля 2018 08:48
      Почему? Все как раз наоборот, за Скорпионом на вооружение был принят танк Шеридан, который был "жнец, плавец и на трубе дудец"! Особенно по бумажным ТТХ: мог плавать, перевозится по воздуху, даже десантироватся. Кроме того имел супер-пупер 152мм пушку-пусковую установку. Правда она его и похоронила.
      1. +3
        11 февраля 2018 11:00
        А после похорон вообще то неплохого дивайса поминки что то затянулись.Именно лёгкой бронетехники американцы разработали много,ну и где она,в частности в ВДВ?
    2. +8
      11 февраля 2018 11:27
      Цитата: andrewkor
      Неужели эти вопросы военными не поднимались?

      Поднимались, я думаю) Только решались более прагматично. В отличии от наших "войск дяди васи" , упертых в десантирование парашютным способом и рейды по тылам проттвника силами дивизии, американцы очень вовремя пришли к выводу о невозможности , да и ненужности массовых десантов и, соответственно пересмотрели роль и место ВДВ в реальной жизни. Оставили две дивизии 101 и 82 дивизию , заточенные под парашютные операции (типа захвата аэропортов и доугих плацдармов для развертывания), а остальные задачи возложили на легкие , авиатранспортабельные подразделения, оснащенные обычной сухопутной техникой
      1. +3
        11 февраля 2018 13:53
        Цитата: tchoni
        В отличии от наших "войск дяди васи"

        Цитата: tchoni
        решались более прагматично

        Однако, совершенно недавно в "82-й аирборне" (ежели память не изменяет) с "Глоуба" испытательно швырялись "25-й лавкой". И надо заметить, в отличии от того пресловуто известного "хаммера" швырнули ее вполне себе удачно... Правда, пушечку перед десантированием с "лавки" сняли. После поставили...

        К чему бы это?.. Я не про пушку, я про периодически возникающие на бескрайних просторах Северо-Американского континента эксперименты с десантированием техники парашютным способом... Прагматизм проходит?.. Или тоже по взрослому хотят в "войска дяди Васи"?..
        1. +4
          11 февраля 2018 14:36
          А чеб им лавками не кидаться? Судя по фильму "Человек с бульвара капуцинов" - вполне достойное для ковбоя занятие))))) laughing
          Они и "шериданами" кидались в свое время, и пушками-гаубицами-минометами, про молотки вашпе молчу)))
          Это как раз тот самый прогматичный подход : уметь надо все, использовать только полезное.
          В наших ВДВ наоборот, до недавнего времени сухопутная техника отсутствовала как класс. Что вышло боком во время наведения конституционного порядка в Ичкерии. Ибо техника, преспособленная к парашютному десантированию вдруг оказалась слабо преспособленна для ведения городского боя (люминевая броня хоиошо горит даже от коктеля молотова, да и пробивается весьма неплохо), длительных боевых действий (всякие марши бмд оч противопоказаны). Слава богу сейчас положение стало меняться)))
          1. +2
            11 февраля 2018 15:28
            Цитата: tchoni
            как раз тот самый прогматичный подход : уметь надо все, использовать только полезное

            Согласен...
            Цитата: tchoni
            В наших ВДВ наоборот, до недавнего времени сухопутная техника отсутствовала как класс

            Таки все же присутствовала. Но со своей спецификой...
            Цитата: tchoni
            техника, преспособленная к парашютному десантированию вдруг оказалась слабо преспособленна для ведения городского боя

            Вообще то любая бронетехника слабо приспособлена для боевых действий в условиях населенного пункта. Что в конце концов в последнее время привело к созданию опытных "городских танков". Направление конечно интересное, но вот даст ли оно какие то реальные результаты неизвестно...
            Цитата: tchoni
            люминевая броня хоиошо горит даже от коктеля молотова, да и пробивается весьма неплохо

            Оно и с не люминевой броней от "зажигалки" горит неплохо. И пробивается. Ибо нет ничего абсолютно неуязвимого и все дело в выборе средств поражения...
            Цитата: tchoni
            длительных боевых действий (всякие марши бмд оч противопоказаны

            А что еще ждать от машины, по сути рассчитанной на 15-20 минут современного боя?..

            Скажу избитую фразу, но все это последствия стратегии большого рывка к Ла-Маншу... Однако стоит сказать, что конструкторы справились с поставленной задачей блестяще. И не думаю, что у кого-то получилось бы лучше. И в принципе американцы со своими опытами это хорошо доказали... Да, и у немцев "Визель", отнюдь не шедевр...

            Цитата: tchoni
            сейчас положение стало меняться

            Я бы не сказал, что что-то меняется кардинально. На снабжение в войска идут БМД-4М и "Спруты", которые суть продолжение линейки БМД-1/2... И планы довооружения штурмовых подразделений танками выглядят немного странновастыми, на фоне наличия танковых войск, как таковых...
            Ну, да впрочем, им в штабах гораздо виднее. Пусть делают, что пожелают, лишь бы на пользу пошло...

            Цитата: tchoni
            А чеб им лавками не кидаться? Судя по фильму "Человек с бульвара капуцинов" - вполне достойное для ковбоя занятие)))))

            "Лавку" в студию!.. fellow Правда, ышшо без пушечки... lol
            1. +1
              11 февраля 2018 16:16
              Вообще то любая бронетехника слабо приспособлена для боевых действий в условиях населенного пункта. Что в конце концов в последнее время привело к созданию опытных "городских танков"


              Которые являются не более чем обычными ОБТ,но с дополнительным бронированием в котором нет ничего сверхъестественного. Ну и еще разве что бульдозерный нож крепят,но это очень спорно. В это же самое время во времена чеченских войн абсолютно не городские ОБТ,но защищенные ДЗ запросто могли держать по не одному попаданию из РПГ что были у боевиков. А БМД сгорит (а точнее горели) от первого же.

              Так что может быть и "любая бронетехника слабо приспособлена для боевых действий в условиях населенного пункта",но БМД к такому бою не приспособлена значительно сильнее существующих ОБТ как минимум,даже значительно сильнее чем некоторые модификации БМП и даже БТР-80 (имеется ввиду БТР-80РЭ).
      2. 0
        11 февраля 2018 15:06
        Так и я про разные концепции применения ВДВ в США и СССР.
  2. +17
    11 февраля 2018 07:45
    Интересная статья
    1. +2
      11 февраля 2018 08:55
      Как с языка сняли! Сегодняшний день искренне порадовал подборкой и качеством статей и материалов. За что Авторам, Редакторам и модераторам ВО искреннее спасибо.
      С уважением, Котище!