Под северным сиянием

18


Октябрь 1941 г. Шел пятый месяц войны, враг оккупировал республики Прибалтики, большую часть Белоруссии и Украины, вплотную подошел к Москве. Линия фронта растянулась от Баренцева до Черного моря. На карельском направлении фашист рвался к Мурманску и Кандалакше, стремясь отрезать Кольский полуостров от материка и лишить Северный флот военно-морских баз.



5 октября 1941 Архангельский комитет партии обратился в ЦК ВКП(б) с предложением использовать на северном участке фронта в качестве транспортных средств ездовых оленей. В Москве инициативу поддержали. И постановили поставить из Ненецкого округа для нужд Карельского фронта 6000 ездовых оленей,1200 грузовых и ездовых нарт с упряжью, а также организовать 600 каюров не позднее 01 января 1942 г.

Под северным сиянием


22 ноября 1941 г. военный комиссар ненецкого автономного округа Панов С.Е. получил приказ, согласно которому мобилизации подлежали олени, люди и даже собаки.

Первыми приступили к выполнению приказа в Канино-Тиманском районе, там одновременно стали формироваться 1, 2 и 3-й эшелоны. Командирами были назначены: Детятев И., Панюков С., Талеев И. У каждого из них находилось в подчинении по 100 человек, которые обслуживали под 1000 оленей. Им предстояло пройти путь от Нижней Пешы до Архангельска, темп движения был задан 50 км в сутки. Шел ноябрь, месяц большой темноты, стояли страшные морозы. Выбиваясь из сил, люди и олени шли к фронту, в условиях полного бездорожья эшелонам удавалось пройти по 10-15 км в день. Каждый день, каждая минута этого пути были подвигом.

В это время в Коткино начал формироваться 4-й эшелон, начальником которого назначен Преображенский Б.В. За трое суток были сформированы четыре команды. Преображенский довел к месту сбора 2 500 ездовых оленей.

Ученый зоотехник Борис Вениаминович выпустил большое количество статей и трудов об оленеводстве, был лауреатом Сталинской премии 2-й степени (1951 г.), кавалером ордена "Знак Почета", кандидатом сельскохозяйственных наук (1954 г.). Он гордился медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", полученной "за организацию оленно-лыжных батальонов для РККА".


По нормам питания на каждого участника эшелона в день полагалось хлеба 900 гр., муки 20 гр., крупы 140 гр., макарон 30 гр., мяса 150 гр., масла растительного 20 гр., сахар 35 гр., чая 1 гр., махорки 20 гр., на месяц выдавалось по три коробки спичек. Однако рацион был рассчитан с учетом того, что все эшелоны должны были прийти в Архангельск к первому января. Но даже первые три эшелона, которые формировались ближе всех к Архангельску, добрались с опозданием в полмесяца.

Сейчас немногие способны преодолеть дорогу, которым шли олени и люди. Тяжелейший путь продолжался тысячи верст. Эшелоны шли по бескормным местам, олени падали без сил и их укладывали на нарты, а сами пастухи шли рядом, пешком. По законам военного времени потеря оленя каралась сурово. Только в середине января, когда эшелоны подошли под Архангельск, люди и олени получили восемь дней отдыха.

Для дальнейшего обучения людей и оленей определяют в 295-й полк, который формируется в Рикасихи и Шихарихи, здесь же находятся мобилизованные бойцы лыжных батальонов.



За время боев Карельского фронта оленно-лыжные батальоны прошли по тылам противника 16 тыс. км, взято в плен 47 «языков», уничтожено более 4000 фашистов, вывезено оленьими упряжками 10 тыс. раненых, перевезено более 17 тыс. военных грузов, доставлено из тундры 162 поврежденных самолета. Переправили для выполнения боевых заданий около 8000 партизан и военнослужащих, многих - в дальние тылы врага.



Оленеводы спасли много жизней солдат и командиров 14-й армии и Северного флота. Армейское руководство высоко оценивало вклад оленьего транспорта в достижении победы.

Командующий 14-й армией Карельского фронта генерал-лейтенант Владимир Иванович Щербаков:
Оленьи транспорта, существующие в составе 14 Армии, за два года Отечественной войны полностью себя оправдали и являются жизненно необходимыми, как дополнение к остальным видам транспорта.



Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 537, Документ 387

Свои впечатления об оленьих частях отразили военкоры того времени, Константин Симонов и Евгений Петров.
Или, проходя в непосредственной близости от передовой линии, вы вдруг остановитесь перед зрелищем, от которого забьется сердце любого мальчика или любителя географии: с горы со скоростью мотоциклета спускается на лыжах человек в островерхой шапке и меховой малице. Он проносится мимо вас, на мгновение, обернув к вам скуластое коричневое морщинистое лицо без признаков растительности. Это погонщик оленей, ненец, который пришел со своими оленями за три тысячи километров из Большеземельской тундры, чтобы воевать с немцами. Потом вы видите стадо оленей. Они запряжены в длинные высокие нарты. Олени здесь подвозят разведчикам боеприпасы и увозят в тыл раненых.
Евгений Петров ЗАПИСКИ ИЗ ЗАПОЛЯРЬЯ



фото Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 2190, Документ 6

После проведения Петсамо-Киркенесской операции оставшихся оленей передали в польский совхоз, лишь семь ездовых быков вернулись в родную ненецкую тундру.
Загляните в эти глаза, они смотрят внимательно чуть печально. Олень знает, что рожден служить человеку, быть ему помощником, другом. Они прошли трудный путь от родных тундр до Мурманска и Карельский фронт. Каюры гордятся своими животными!


Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны», Нарьян-Мар.


По материалам:
https://pamyat-naroda.ru/
http://www.nexplorer.ru/news__12277.htm
http://soldatnao.blogspot.ru/2014/12/3_13.html
http://www.soldat.ru/doc/gko/gko1941.html
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 февраля 2018 07:05
    Загляните в эти глаза, они смотрят внимательно чуть печально. Олень знает, что рожден служить человеку, быть ему помощником, другом. Они прошли трудный путь от родных тундр до Мурманска и Карельский фронт. Каюры гордятся своими животными!
    Спасибо! О войне на Севере очень мало известно, я имею ввиду сухопутный фронт.Кое-что об об обороне полуостровов есть уПоночёвного и Кабанова. У Пикуля,в романе "Океанский патруль" есть немного Вот и приходиться собирать крупицы. Спасибо автор что открыли ещё одну, малоизвестную страницу ВОВ.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      23 февраля 2018 08:38
      Цитата: амурец
      О войне на Севере очень мало известно,

      "Заполярье Война на скалах " Ссылка :
      https://www.youtube.com/watch?v=j59Smmg5q9E В фильме есть упоминание о " оленьих частях ".
  2. +4
    23 февраля 2018 07:43
    После проведения Петсамо-Киркенесской операции оставшихся оленей передали в польский совхоз, лишь семь ездовых быков вернулись в родную ненецкую тундру.

    После проведения Петсамо-Киркенесской операции оставшихся оленей передали в польский совхоз, лишь семь ездовых быков вернулись в родную ненецкую тундру.
    Наверное, кольский?
    Сейчас немногие способны преодолеть дорогу, которым шли олени и люди. Тяжелейший путь продолжался тысячи верст.
    Интересно, кто-нибудь после войны повторил этот путь?
    1. +1
      23 февраля 2018 07:48
      Цитата: Ольгович
      передали в польский совхоз

      да, если это не ошибка, понятно куда делись тысячи пленных поляков )))) Это им за тухольские лагеря самое место.
    2. +2
      23 февраля 2018 09:04
      Интересно, кто-нибудь после войны повторил этот путь?
      Мотопробег по пути оленетранспортных эшелонов "Дорогой оленной армии"
      http://dorogavnao.blogspot.ru/2014/03/72.html
  3. +5
    23 февраля 2018 08:01
    Северные труженики войны...Спасибо, автору!
  4. +5
    23 февраля 2018 09:08
    Всегда было жаль лошадей, страдающих в человеческих разборках. А тут ещё и олени...
  5. +2
    23 февраля 2018 09:34
    Олень --- друг человека! С Юбилеем,товарищи!
  6. +4
    23 февраля 2018 09:37
    Всех с Днем Советской Армии и Военно-морского флота.
  7. +5
    23 февраля 2018 10:10
    Олени актуальны и сейчас.В составе отдельной арктической мотострелковой бригады Северного флота есть специальное подразделение мотострелков на оленьих и собачьих упряжках. Они регулярно проводят учения на базе оленеводческого хозяйства в районе поселка Ловозеро (Мурманская область), где с помощью местных оленеводов и каюров практикуют навыки управления традиционными видами транспорта коренных народов севера.

    1. 0
      23 февраля 2018 12:19
      К сожалению не нашёл фото где курсанты осваивают такой транспорт
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        23 февраля 2018 13:06
        Цитата: амурец
        К сожалению не нашёл фото где курсанты осваивают такой транспорт

        Видео. https://www.youtube.com/watch?v=a-M5URpFrF0
        Фото.https://structure.mil.ru/structure/forces/na
        vy/media/photo/gallery.htm?id=27570@cmsPhotoGalle
        ry
        1. +1
          23 февраля 2018 13:55
          Вы дали ссылки на североморцев, а я искал подобные кадры курсантов ДВОКУ. Вот нашёл на телеканале "Звезда".https://tvzvezda.ru/news/forces/conten
          t/201802081619-v74w.htm
    2. +2
      23 февраля 2018 12:23
      Цитата: bionik
      Олени актуальны и сейчас.В составе отдельной арктической мотострелковой бригады Северного флота есть специальное подразделение мотострелков на оленьих и собачьих упряжках.

      Так в ДВОКУ начали готовить курсантов на Арктическом факультете.
    3. +3
      24 февраля 2018 00:45
      Цитата: bionik
      на базе оленеводческого хозяйства в районе поселка Ловозеро

      Вот спасибо, вот уважили ! hi Как будто на двадцать лет назад вернулся. У нашей части с ловозёрскими оленеводами были налажены "культурные и деловые контакты". yes Ездили к ним регулярно по различной надобности. А из самого Ловозера к нам приезжали местные артисты. Радует,что хозяйство существует и поныне. Ещё раз спасибо!
  8. +4
    23 февраля 2018 12:28
    Воевали и собаки и лошади и олени и верблюды ,они все внесли свой вклад в Великую Победу. И тоже заслуживают доброй памяти.
  9. +5
    23 февраля 2018 20:28
    Уважаемый автор! В соответствии с правилами русского языка написать нужно было в "РикасихЕ и ШихарихЕ". Поделитесь, пожалуйста, ссылками на документы, о том, что 295 запасной полк стоял именно в этих деревнях: Рикасиха и Шихариха Приморского района Архангельской области. Я слышал с детства, что стоял полк в районе станции Рикасиха (справа и слева от железной дороги Северодвинск (в годы войны Молотовск) - Архангельск) и в деревне староверов Корода (там сейчас СНТ "Беломор" от Севмаша), на западном берегу Кородского озера. Между деревней Рикасиха и станцией Рикасиха около 10 км...
    Уважаемый амурец! В Северодвинске живёт журналист и морской историк Олег Борисович Химаныч, многие годы он работает в городском еженедельнике "Вечерний Северодвинск",ведёт в газете раздел "Корабельная сторона" , прошёл он сотни миль на кораблях и судах по морям Арктики, знает о чём пишет . Несколько лет назад Олег Борисович издал книгу "Забытые страницы великой войны на Севере. Алтарь Победы." , на обложке фото знаменитого Евгения Халдея "Заполярье, олень Яша, 1941", кажется, эту книгу можно заказать через интернет.
    1. 0
      24 февраля 2018 01:58
      Цитата: Тестов
      В Северодвинске живёт журналист и морской историк Олег Борисович Химаныч,

      Спасибо. О Химаныче не только слышал, но и читал отдельные его работы, в основном про Новоземельский полигон.Книгу поищу.