Куда и в кого плюют сегодня "артековцы"?
И снова знакомые слова: Крым, Севастополь, "Артек". Но увы, ничего радостного в них нет. И в том не наша вина. Наша вина в том, что мы не можем остановить изменение ценностей в головах молодежи.
Что не сделаешь за лайки?! Даже на таком вроде бы серьезном ресурсе, как «ВО», время от времени возникают индивидуумы, готовые на все ради красивых, но виртуальных погон.
Нормальному человеку зачастую понять это сложно, потому что мы в основной своей массе люди умные и серьезные. Но бывают и исключения.
Другой вопрос, когда человеку 18 или, не дай Бог, 14 лет, в его жизни одним из ключевых определяющих критериев является общественное одобрение.
Переводим на нормальный язык – стадный инстинкт. Современное молодое стадо живет по своим законам и в соцсетях.
И, как бы ни бунтовала молодая кровь, как бы не шла против традиционных ценностей, принцип «свой — чужой» является ключевым. В среде же, где главенствует этот принцип, важно нарушать табу. Причем, по-хитрому. Нарушать закон, рискуя получить штраф или срок, не очень принято.
Принято нарушать традиции, неписаные заповеди отцов, раздвигать рамки этических ограничений – это и действенно, и не опасно, так как срок за такое не дадут, максимум – пожурят. Все молодежные комедии и сериалы рисуют образ «возмутителя спокойствия» – примера для подражания – он не боится быть непонятым, он не считается с мнением старших, он плевать хотел на стариков.
И за эти «подвиги» он получает лайки, популярность, узнаваемость.
Собственно, то, чем живет наша смена. Вуаля.
Не так давно мы изрядно всколыхнулись. Кого-то возмутил ролик будущих пилотов из Ульяновска, кого-то (несколько раньше) танец-задотряс из Новороссийска.
И вот получите — новый виток процесса избавления от совести и души – танцы артековцев в катакомбах «35-й батареи».
Равнодушные и убогие, как всегда, спишут все на детство и импульсивность. А мы, как люди въедливые, попробуем разобраться в феномене танцев на костях.
Особенно, если в этом присутствует самый известный лагерь «Артек» и уже столько раз упоминавшийся нами немузей «35-я береговая батарея» из Севастополя.
Хроники вандализма
Мы уже писали о том, что чаловцы с 35-й батареи устраивают рок-концерты на некрополе, драпируют обелиски черными тряпками, играют шутейные сценки у входа в батарейные казематы, проводят молодежные квесты и прочая, и прочая… Также мы приводили прямую речь директора псевдомузея «35-я береговая батарея» (официально не зарегистрирован в РФ) Валерия Володина, в которой он, как заядлый гид, рассказывал, что в казематах погибли тысячи защитников Севастополя.
Но именно с попустительства руководства псевдомузея и произошли эти творческие «съёмки» артековцев.
Дети из международного лагеря оказались в казематах не просто так. Жители Крыма часто видят голубые автобусы «Артека», курсирующие по достопримечательностям полуострова. В них возят детей из глубинки России, открывающих для себя Крым. Казематы 35-й батареи входят в список таких мест.
Группу товарищей в красно-желтых костюмах сопровождала в тот день методист по связям с учащейся молодежью псевдомузея Наталья Железнякова, женщина своеобразных взглядов на жизнь (она же организует и квесты на территории батареи, где дети бегают на скорость).
Во время экскурсии часть детей… разбрелась по коридорам героической батареи, несмотря на то, что рядом с ними были вожатые, методист и охранники.
Вообще, перемещение по помещениям батареи без сопровождения запрещено. Съёмка в казематах по каким-то причинам тоже запрещена. Помнится, когда я снимал экскурсовода на телефон, меня несколько раз попросили этого не делать. Но гостей из «Артека» не коснулось ни одно из правил прохождения экскурсии, выполнения которых с таким рвением требуют от обычных посетителей.
К слову сказать, система видеонаблюдения охватывает все маршруты батареи. Также на каждом из маршрутов находятся охранники. Таким образом, работников «чусмимка» (единственная правовая форма псевдвомузея – частное учреждение содействия музейному историко-мемориальному комплексу, которого документально не существует) рядом с детьми было предостаточно и возможностей для прекращения вульгарного поведения было с излишком. Но… за память не вступился никто.
«Герои-артековцы»
Чтобы попытаться разобраться в причинах асоциального поведения подростков, о котором последние месяцы пестрят СМИ, познакомимся поближе с «героями» артековских кривляний в сердце памятника русского военного духа.
Знакомьтесь, Юлия, участник артековской смены из небольшого города Лысьва Пермского края (в аккаунтах соцсети в качестве города проживания указан, правда, Manchester), и Нелля, жительница города Нытва того же Пермского края.
Фотографии взяты из свободного доступа – девочки разместили их в специально созданной группе в соцсети под названием «Хлебушки». Ими было добавлено около 500 фотографий с экскурсий. В основном девчонки обнимаются, кривляются, держат друг друга… за ноги.
Из аккаунта Юлии в соцсетях мы узнали, что она получила знак отличия «Гордость Пермского края» (номинация «Культура и искусство»), вручаемый лучшим ученикам лысьвенских школ, также мы увидели, что девочка очень грамотно пишет.
Из аккаунта Нелли мы узнаем, что девочка буквально живет «Артеком». Ну и находим на ее странице такие вот заметки:
Ну и закономерный творческий итог.
500 (ПЯТЬСОТ) фотографий подобного толка.
Комментарии? А они реально нужны?
Противно.
Из истории артековцев без кавычек
В 1941 году в «Артек», как обычно, заехали дети. А через день после начала Великой Отечественной войны артековцы отправили в Москву телеграмму: «Отдыхая в солнечном «Артеке», всегда готовы к защите Родины».
Эта смена потом была названа самой длинной в истории лагеря, длилась она три с половиной года. Двести детей из западных областей и республик, оккупированных фашистами, вместе с вожатыми, врачом и начальником лагеря были эвакуированы в глубокий тыл – алтайский курортный поселок Белокуриху. Там ребята и взрослые жили по артековским законам, помогали семьям фронтовиков, раненным в госпиталях, собирали металлолом на строительство танков и самолетов.
Найти на сайте «Артека» манифест или кодекс артековца не удалось, но по всему видно, что при создании в урочище Артек лагеря пионерии Зиновий Петрович Соловьев закладывал сакральный смысл, который обобщенно можно назвать «совестью».
Совесть – это и защита слабых, и уважение к старшим, и, уж тем более, память павших за свободу твоей страны.
Выводы?
Неутешительные выводы приходят в голову, когда на твоих глазах из святых и важных мест для миллионов людей делают цирковую площадку для кривляний и бесконечного КВН.
Не самые приятные мысли возникают в голове от вида холеных, хорошо одетых детей, награжденных грамотами за учебу, даже грамотно пишущих, но почему-то не воспитанных в уважении к героям-защитникам Родины от фашистов.
Жирно, очень жирно подчеркнем: это, черт возьми, «Артек»!
Становится горько от понимания того факта, что, даже прослушав рассказ о героических днях второй обороны Севастополя, эти дети под молчаливое безучастие вожатых уходят в соседний зал, где, может быть, и проходил последний военный совет Октябрьского.
И уходят не для того, чтобы послушать торжественную тишину стен, не для того, чтобы своей личной минутой молчания почтить память воинов-защитников, а уходят для того, чтобы задрать ноги на камеру, потому что «лайки» дороже всего, даже дороже своей собственной истории…
Удивительные дети удивительных родителей, не правда ли?
Не удивили в этой ситуации только работники «чусмимка», захватившие 35-ю береговую батарею. Никто из сотрудников данной организации не помешал осквернять память героев второй обороны, никто не объяснил невоспитанным детям, почему так делать нельзя. При том, что в распоряжении работников чаловского музея-фантома были все средства для этого.
Сразу хочется отметить, что «у них» тоже не все слава богу. Мы не об Украине, нет. Мы о Европе.
Год назад израильский художник и человек высокой морали Шахак Сафира объединил «селфи» улыбающихся людей на фоне мемориала жертвам холокоста в Берлине с фотографиями военных лет, получив в итоге жуткий диссонанс. Целью проекта был простой призыв к чувству такта и уважению памяти жертв фашистов.
Есть такой мемориал в Берлине. Сделан, честно скажем, на «отвали». То ли так, то ли специально сделали, но этот лабиринт используют по-всякому. В том числе и для фотосессий.
Работа израильтянина восхищает и бьет по лицу одновременно. И сразу дает ответ на вопрос о моральном состоянии молодчиков, подписывающих свои селфи «Прыгаем по умершим евреям». Понятно, что подобное фото мы здесь не опубликуем как раз из уважения.
А у нас сильно лучше? Вот именно. Не сильно.
Понятно, что зимой в «Артек» попадают те, кому летом «не светит». По остаточному принципу. Тем не менее, даже в таком случае господа вожатые, воспитатели и прочие обязаны РАБОТАТЬ! Помогать родителям ВОСПИТЫВАТЬ детей.
Мы говорим тут о памяти, о почитании истории, о том, что народ, не помнящий прошлого, не достоин будущего…
В муку, да?
Гордимся. От всей души «гордимся» родителями Юлечки и Нелечки. Мамы и папы действительно любят своих дочек, раз расшиблись на отправку их в «Артек». Здорово, особенно если учитывать, откуда. Лысьва и Нытва – это, конечно, не Москва и Питер, да.
Но через «гордость» пробивает другой вопрос: совесть не дешевле было привить?
Объяснить, что есть места, в которых не делают «селфи», а снимают головные уборы и молчат.
Просим прощения, приведем сейчас фразы одного Человека. Ну никак нам с ним рядом не встать, а лучше не сказать.
«Обязанность быть человеком не кончится вместе с теперешней войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.
Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них, как сыновья и дочери, гордитесь им, как великим человеком, который жил будущим.
Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.
Тот же, кто из праха прошлого хотел соорудить плотину и остановить половодье революции, тот – лишь фигурка из гнилого дерева, пусть даже на мундире у него сейчас золотые галуны!
Но и этих людишек надо разглядеть во всем их ничтожестве и подлости, во всей их жестокости и смехотворности, ибо и они – материал для будущих суждений».
Юлиус Фучик, «Репортаж с петлей на шее».
Очень обидно разглядывать людишек в России.
И здесь речь идет не о трех невоспитанных девицах (третья – это кто снимал, если что). Речь идет о их родителях, которые родили, да, воспитателях (которые не воспитывали), учителях (которые не учили) и так далее по списку.
Какое счастье, что в «Артек» приехала «гордость Пермского края» Юля. А не что-то рангом пониже. Представляем, что мы тогда смогли бы увидеть.
И на том спасибо всем. И работникам Пермского края, и сотрудникам «Артека», и непонятным до сих пор господам из «чусмимка» 35-я батарея.
Не хватает только последнего селфи. На фоне могилы гражданского воспитания России.
Информация