Скоростной боевой вертолет

30
Не так давно министерство обороны России определило примерные пути развития боевых вертолетов. Перспективная техника этого класса должна отличаться от существующих образцов различными особенностями, в том числе увеличенной скоростью полета. В этой области уже были проведены некоторые исследования, и в обозримом будущем текущие работы приведут к новым результатам, пригодным для практического применения. В последние недели представителями промышленности были оглашены несколько любопытных новостей о перспективных проектах.

Напомним, в прошлом году была запущена научно-исследовательская работа, пока известная под названием «Скоростной боевой вертолет». В рамках этого проекта планируется проработать облик боевой машины будущего, а затем реализовать его в виде полноценного вертолета. Работы стартовали в середине 2017 года, но уже успели привести к некоторым результатам. В течение нескольких последних недель вопрос создания скоростного вертолета неоднократно поднимался представителями министерства обороны и промышленности.





6 февраля, во время визита на завод «Прогресс» (г. Арсеньев, Приморский край), заместитель министра обороны Юрий Борисов раскрыл некоторые подробности новой Государственной программы вооружений. В рамках Госпрограммы 2018-25 годов будет разрабатываться новая авиационная техника, в том числе имеющая особые характеристики. Ю. Борисов напомнил о желании военного ведомства получить перспективный боевой вертолет с крейсерской скоростью на уровне 350-400 км/ч. Также замминистра упомянул, что у промышленности есть определенные технические решения для выполнения такой задачи.

15 февраля информагентство «Интерфакс-АВН» опубликовало выдержки из интервью с генеральным директором холдинга «Вертолеты России» Андреем Богинским. Руководитель организации уточнил уже известные данные, а также огласил новую информацию. По его словам, в этом году специалисты нескольких вертолетостроительных организаций сейчас заняты формированием концепции нового скоростного вертолета. К этим работам привлечены лидеры отрасли в лице фирм «Миль» и «Камов». Фактически идет соревнование двух конструкторских школ, предпочитающих разные идеи и решения.

Текущие работы по формированию концепции вертолета ведутся в соответствии с контрактом, заключенным во время форума «Армия-2017». Их предполагается завершить в ноябре 2018 года. По результатам нынешней научно-исследовательской работы министерству обороны представят одну или несколько концепций перспективной винтокрылой машины.

Дальнейшее будущее многообещающего проекта пока не определено. «Вертолеты России» планируют начать испытания опытной боевой машины нового типа после 2025 года. При этом точные сроки первого полета зависят от массы факторов. На ходе проекта могут сказаться разные особенности выбранной концепции, технические требования, сложности и т.д.

Как следует из последних новостей, перед строительством полноценного военного вертолета авиационная промышленность изготовит и испытает экспериментальный образец. 22 февраля информагентство ТАСС опубликовало заявления генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Он отметил, что у промышленности имеются наработки по теме скоростных вертолетов, и в следующем году работы в этом направлении продолжатся. Более того, в 2019 году могут начаться летные испытания экспериментального вертолета, построенного с использованием новых идей. Точная дата пока не указывается, а начало испытаний может сдвинуться к концу следующего года.

С. Чемезов утверждает, что скорость опытной машины, предназначенной для отработки новых идей, будет превышать 400 км/ч. Нельзя не отметить, что в таком случае характеристики вертолета будут даже выше, чем требует министерство обороны. Удастся ли выполнить такие планы – станет известно позже.

25 февраля в эфире телеканала «Звезда» были оглашены новые подробности будущего проекта полноценной боевой машины. Начальник НИУ бортового радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения ЦНИИ военно-воздушных сил Павел Щавелев рассказал о намерениях создать две версии перспективного вертолета. Первый вариант техники будет представлять собой обычный вертолет, управляемый из кабины экипажем. Вторая версия проекта будет предусматривать строительство беспилотного вертолета. Пилотируемые и беспилотные образцы смогут взаимодействовать друг с другом и совместно решать поставленные боевые задачи.

Несмотря на большое количество новостей и заявлений, опубликованных в последние недели, основные сведения о перспективном боевом вертолете или хотя бы о его экспериментальном предшественнике пока остаются неизвестными. Причины этого очевидны. В настоящее время основные предприятия холдинга «Вертолеты России» занимаются проработкой концепций, и потому о конкретном облике нового скоростного вертолета пока говорить рано. Предварительную проработку облика машины планируется завершить до конца будущей осени, и, по всей видимости, именно тогда широкая общественность сможет узнать подробности проекта.

Впрочем, определенные предположения о техническом облике будущей винтокрылой машины были высказаны еще прошлым летом, вскоре после подписания контракта о проведении работ по «Скоростному боевому вертолету». По данным госкорпорации «Ростех», в этом проекте можно будет использовать перспективный турбовальный двигатель ВК-2500М, разработанный предприятием «ОДК-Климов». Это изделие будет отличаться от предшественников большей мощностью и сниженной массой; его можно будет использовать как на скоростных вертолетах, так и на обновляемой технике существующих типов.

На тот момент проект ВК-2500М продвинулся достаточно далеко, и его полная реализация уже не требовала больших затрат времени. Утверждалось, что в случае получения реального заказа предприятие «ОДК-Климов» сможет в течение года завершить проектирование и построить опытный образец двигателя. Будет ли новый ВК-2500М использоваться на перспективном вертолете – неизвестно. «Вертолеты России» пока не оглашали свои планы в отношении силовой установки.

Необходимо отметить, что перспективный боевой вертолет создается не на пустом месте. Так, с начала текущего десятилетия было проведено несколько научно-исследовательских работ, целью которых изучались особенности вертолетной техники с повышенными летными характеристиками. Два исследовательских проекта были выполнены в 2011 и 2013 году, а с 2014-го велись новые работы, подразумевавшие строительство и испытания полноценной летающей лаборатории. Любопытно, что проект 2014 года финансировался не военным ведомством, а министерством промышленности и торговли. Новый вертолет разрабатывался в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года».

К осени 2014 года были получены определенные результаты, но их сочли неприемлемыми. Оказалось, что вертолет будущего действительно способен развивать скорость более 400 км/ч, однако для этого требуются определенные технические решения, приводящие к серьезному росту стоимости эксплуатации. На некоторое время программа была остановлена.

Вскоре исследования продолжились. Кроме того, «Вертолеты России» продолжили строительство новой летающей лаборатории, разработанной на базе боевого Ми-24. От серийного боевого вертолета экспериментальный образец под названием ПСВ отличался формой и конструкцией фюзеляжа, новым профилем лопастей несущего винта, измененными системами управления и т.д. Первый полет опытного образца состоялся в конце 2015 года. За несколько месяцев горизонтальную скорость полета удалось довести до 405 км/ч. Было показано, что новые лопасти могут использоваться и в других проектах, давая заметный прирост летных характеристик.



Несколько дней назад глава «Вертолетов России» А. Богинский напомнил об экспериментальном проекте, а также рассказал о его влиянии на другие разработки. По его словам, сейчас опытный вертолет применяется для испытаний новой несущей системы. Также испытывается трансмиссия, рулевой винт и другие агрегаты. Летающая лаборатория фактически используется в целях создания задела для разработки будущего боевого вертолета. Конструкторские бюро, задействованные в новом проекте, учитывают результаты испытаний опытного ПСВ и используют новые данные в своей работе «Скоростной боевой вертолет».

Работы по гражданскому и военному вертолетам с повышенной скоростью полета идут параллельно. По всей видимости, такой подход будет сохраняться в течение определенного времени. Будущей осенью «Вертолеты России» намерены закончить работы по формированию концепции боевой машины, что обязательно окажет определенное влияние на дальнейший ход проектов.

Пока программа «Скоростной боевой вертолет» находится на стадиях теоретической проработки с использованием некоторых результатов предыдущих проектов. Осенью специалистам министерства обороны предстоит ознакомиться с представленными вариантами технического облика будущей боевой машины, после чего стартует ее проектирование.

Согласно недавно оглашенным планам, уже в следующем году «Вертолеты России» могут поднять в воздух новый опытный образец, предназначенный для отработки тех или иных технических решений. Полноценный скоростной вертолет, пригодный для эксплуатации в войсках, появится только через несколько лет. Его испытания пока относят к периоду после 2025 года. Когда новая техника начнет поступать в войска – остается только гадать. Вероятно, при успешном выполнении всех требуемых работ, армия получит новые вертолеты в начале тридцатых годов.

По мнению специалистов военного ведомства, в будущем вооруженным силам могут понадобиться боевые вертолеты, отличающиеся высокой скоростью полета. Достаточно давно такие идеи были взяты в работу, а также изучались на уровне теории и практики. В ближайшем будущем будут получены очередные реальные результаты, а через несколько лет новая техника поступит на службу.


По материалам сайтов:
http://russianhelicopters.aero/
http://interfax.ru/
http://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
https://iz.ru/
http://arms-expo.ru/
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 марта 2018 06:23
    Если коротко: ясно,что ничего не ясно!
  2. +1
    1 марта 2018 06:29
    Хотелось бы, что бы он был похож на Ка-50. Уникальный аппарат, который опередил своё время.
    1. +8
      1 марта 2018 09:23
      Цитата: кедр
      Хотелось бы, что бы он был похож на Ка-50. Уникальный аппарат, который опередил своё время.

      Как то страшновато представлять себе скоростным вертолёт, у которого на одной и той же стороне находятся одновременно и отступающие, и наступающие лопасти. "Камовы" и на "вертолётных" то скоростях имели проблемы с перехлётом лопастей, а если добавить ещё сотню км/ч...
      "В общем, страшновато..." © Камиль.
  3. +4
    1 марта 2018 08:08
    Прошу прощения, весь этот бред....Это дележ денег, всего навсего... Были 2 фирмы - Миля и Камова, их попытались объединить, ничего не вышло... Все эти "объединенные компании" двигателей, вертолетов, самолетов, кораблей и т.д. - это распил госсредств, вершки достаются вершкам, а мы "хаваем", прошу прощения....
  4. +5
    1 марта 2018 09:29
    Мне кажется, что какие то +50-70 км\ч к маусимальной скорости не сильно скажутся на реальных боевых возможностях машины. А вот хороший комплекс разведки, эффективный прицельный комплекс, наличие "длинной руки", акустическая , радиолокационная , тепловая и визуальная скрытность - дали бы машине много больше.
    А вертолет-спринтер - это услада для состоятельных нуворишей.
    1. +5
      1 марта 2018 09:58
      Цитата: tchoni
      Мне кажется, что какие то +50-70 км\ч к маусимальной скорости

      Вообще то, в статье говорится о крейсерской и не о "+50-70", а о "350-400км/ч". А крейсерские скорости нынешних вертолётов не превышают 200...250км/ч. Так что, "+100...200км/ч" это серьёзная прибавка.
      Другой вопрос, что лично мне непонятно как этого они надеются достигнуть не на вылизанном рекордном экземпляре, а на серийной боевой машине, даже если всю полезную нагрузку упрячут внутрь.
      1. 0
        8 августа 2018 22:09
        Цитата: Avis-bis

        Другой вопрос, что лично мне непонятно как этого они надеются достигнуть не на вылизанном рекордном экземпляре, а на серийной боевой машине, даже если всю полезную нагрузку упрячут внутрь.


        Может посмотреть на тех, кто уже такой сделал?
        Локхид-Мартин - S-97 RAIDER ?
    2. -1
      1 марта 2018 15:43
      Полностью с вами согласен.Надёжность.неуязвимость .огневая мощь вот.что нужно вертолёту.А гонятся за истребителями-это не его область.Главное-неуязвимость.Вот на чём надо сосредотачивать все средства.
      1. +5
        3 марта 2018 13:48
        Цитата: Ищущий
        А гонятся за истребителями-это не его область.

        А кто говорил об этом? Скорость это ещё и время подлёта к цели и выхода из-под её ПВО. А неуязвимость в наше время решается методами БРЭО, они скорости не мешают.
      2. 0
        8 августа 2018 22:12
        Цитата: Ищущий
        Полностью с вами согласен.Надёжность.неуязвимость .огневая мощь вот.что нужно вертолёту.А гонятся за истребителями-это не его область.Главное-неуязвимость.Вот на чём надо сосредотачивать все средства.


        Скорость - это сверхважно.
        Когда на Ми-24 выход в атаку. сама атака и уход - занимает более 3 минут.
        а на сверхскоростном все вышеуказанное будет занимать 30 секунд - то ни одна Стрела, Игла, Стингер и прочие - тебе не достанутся..
        ну подумайте хоть чуточку дальше...
  5. 0
    1 марта 2018 09:59
    Если коротко, то придумали как решить проблему потери подъемной силы ротора при движении лопасти по ходу вертолета на скоростях выше 340 км/ч. Мое мнение что это невозможно на однороторной схеме, либо это великое колдунство, либо это двухроторная схема. Не зря камов упомянут.
    1. +1
      1 марта 2018 10:24
      Там проблема в том, что лопасть, движущаяся по направлению полета, выходит на сверхзвуковую скорость, и начинаются проблемы со скачками уплотнения, аналогичные крылу первых реактивных самолетов. В принципе, проблемы решаемые подбором аэродинамики лопасти или снижением частоты вращения несущего винта.
      1. +1
        1 марта 2018 12:22
        Вы очень правильно акцентируете главную проблему. Но эта проблема решается на фундаментальном уровне. Поэтому могу только сказать ,что крыло должно взаимодействовать с воздухом ,как уругой средо только в других плоскостях и алгоритмах взаимодецствий. Решение найдено.Вопрос в том кто захочет и сумеет воспользоваться первым .
      2. +5
        3 марта 2018 13:56
        Цитата: Snakebyte
        Там проблема в том, что лопасть, движущаяся по направлению полета, выходит на сверхзвуковую скорость, и начинаются проблемы со скачками уплотнения, аналогичные крылу первых реактивных самолетов. В принципе, проблемы решаемые подбором аэродинамики лопасти или снижением частоты вращения несущего винта.

        Есть лопасти со стреловидной законцовкой.
    2. +5
      3 марта 2018 13:53
      Цитата: Silinvv
      Мое мнение что это невозможно на однороторной схеме, либо это великое колдунство, либо это двухроторная схема.

      Это решается с помощью ABC (Advancing Blade Concept) — отступающая лпасть увеличивает угол атаки, наступающая — уменьшает. Проблема, как ниже написали, в околозвуковых скоростях концов лопастей.
  6. 0
    1 марта 2018 10:24
    Лучше бы сделали нормальные системы ночного видения, чем рекорды скорости ставить.
  7. 0
    1 марта 2018 12:11
    А ничего что у вертолетов 'классических' компоновок(1несущий винт+1хвостовой, или соосной схемы) физический предел как раз где то ~400км/ч? И то это полет на пределе.
    Рекордсмен, ЕМНИП, был британский 'Линкс.
    Или ошибаюсь?
    1. 0
      1 марта 2018 13:50
      Не ошибаетесь, 444 км/ч, официальный мировой рекорд.
      1. 0
        1 марта 2018 15:34
        Eurucopter X3 07.06.2013 установил рекорд скорости 472 км/час.Пока идут дебаты НУЖЕН ЛИ ОН !ДОРОГОЙ!
        1. 0
          2 марта 2018 11:04
          X3 не вертолет, а винтокрыл.
          1. 0
            8 августа 2018 22:15
            Цитата: Snakebyte
            Eurucopter X3


            А они и будут винтокрылами...
            Толкающие/тянущие винты - это будущее вертолетов.
            Автоматы перекоса - это прошлое и настоящее.
            Их будущее - уже закрыто.
  8. 0
    1 марта 2018 12:25
    Заметил, что статья "ниочём".
    Очень напоминает школьные рефераты - без понятия о чем пишет, куски из разных источников... короче "каша".
    У "великого эксперта" индийского происхождения Раджумдара или как его там статьи и то повеселее и содержательнее.
    Автор, не пиши такую "жевачку" больше.
  9. -1
    1 марта 2018 15:37
    Есть даже такое понятие-МАНИЛОВЩИНА.
  10. 0
    2 марта 2018 00:35
    ЕМНИП, Ми-24 именно из-за стремления сделать его скоростным сильно проседает в чисто вертолётных качествах, у него плохо с висением и движением назад и вбок. Зачем такой недовертолёт, при том, что он всё равно будет уступать по скорости штурмовику?
    1. 0
      2 марта 2018 20:03
      Цитата: Narak-zempo
      ЕМНИП, Ми-24 именно из-за стремления сделать его скоростным сильно проседает в чисто вертолётных качествах, у него плохо с висением и движением назад и вбок. Зачем такой недовертолёт, при том, что он всё равно будет уступать по скорости штурмовику?


      Бредить не надо.
      1. 0
        3 марта 2018 00:47
        Отсюда: https://topwar.ru/127829-aviaciya-protiv-tankov-c
        hast-7.html

        на вертолёте с самого начала устанавливался «скоростной» несущий винт с невысоким коэффициентом полезного действия в режиме висения. В результате на «двадцатьчетвёрках» очень сложно применять ПТУР в режиме зависания, маневрировать на невысоких скоростях и реализовывать такой эффективный приём борьбы с бронетехникой, как кратковременный вертикальный подскок из-за естественных возвышенностей, с зависанием на месте и одновременным пуском управляемых противотанковых ракет. Более того, при полной боевой нагрузке пилоты предпочитают взлетать по «самолётному», с разбегом по ВПП 100-120 метров
        1. +1
          3 марта 2018 01:30
          Цитата: Narak-zempo
          Отсюда: https://topwar.ru/127829-aviaciya-protiv-tankov-c
          hast-7.html


          Ну вы хоть в профиль заглядывайте, прежде чем спорить. Для справки, у меня порядка 50 пусков ПТУР Штурм. А Серёжа Линник тот ещё специалист. bully

          на вертолёте с самого начала устанавливался «скоростной» несущий винт с невысоким коэффициентом полезного действия в режиме висения.


          Заглядываем во вторую часть инструкции экипажу Ми-24В, смотрим и удивляемся, максимальный вес перевозимый на внешней подвеске, оказывается есть и такая возможность, - 2400 кг, вот такой неэффективный винт.


          В результате на «двадцатьчетвёрках» очень сложно применять ПТУР в режиме зависания,


          Никакой сложности нет, просто нафиг не нужно.


          маневрировать на невысоких скоростях


          Пилотировать на втором режиме сложно всякий вертолёт.

          и реализовывать такой эффективный приём борьбы с бронетехникой, как кратковременный вертикальный подскок из-за естественных возвышенностей, с зависанием на месте и одновременным пуском управляемых противотанковых ракет.



          Бред сивой кобылы. Хоть и растиражированный в Интернете.
          - Во-первых, вертолёт не снайпер, чтобы часами висеть за укрытием дожидаясь подходящую цель.
          - Во-вторых, даже в условиях пересечённой местности, найти подходящее укрытие на заданном рубеже практически невозможно.
          - В-третьих, наиболее уязвим вертолёт как раз на режиме висения и малых скоростях. Да и не мячик он для пин-понга, подняться из-за укрытия, зависнуть, пустить ПТУР, опять уйти за укрытие, это всё время, за который успеют сбить несколько раз.
          - В-четвёртых, противник тоже не и все потенциальные укрытия для вертолётов возьмёт под контроль. Может просто банально провести дистанционное минирование.
          - В-пятых, вся эта лабуда, то есть тактика укрытий, муссируется на западе. Причина проста, они очень долго отставали в области ПТУР (впрочем, отстают и сейчас, из новейшие разработки дорогие, но бестолковые). У нас уже успели забыть "Фаланги", вовсю сверхзвуковые "Штурм" шли, а у них всё ещё "ТОУ" на шнурочках запускали.
          А особенность проводных ПТУР такова, что энергичное маневрирование противопоказано, вот и уцепились за пуски с висения.
          - В-шестых, то что на Ми-24 основной режим пуска с ходу, не недостаток, а преимущество.


          Более того, при полной боевой нагрузке пилоты предпочитают взлетать по «самолётному», с разбегом по ВПП 100-120 метров


          Тоже бред. Подобное использовали только в Афгане, когда жара под 40 да превышение аэродрома за 1000. И то, только для того чтобы лишний раз не насиловать двигатели.
          При том, что если взлёт посадка с полосы, пр взлёт/посадка как правило с пробегом. Просто в целях тренировки.
          1. +2
            3 марта 2018 13:14
            Благодарю за аргументированный ответ.
  11. 0
    5 марта 2018 01:26
    Цитата: вадим dok
    Eurucopter X3 07.06.2013 установил рекорд скорости 472 км/час.Пока идут дебаты НУЖЕН ЛИ ОН !ДОРОГОЙ!

    Точно! даже 487км/ч. Но он экспериментальный, и гибрид к тому же, имеются еще два тянущих винта.
    1. 0
      5 марта 2018 10:37
      Цитата: trahterist
      Цитата: вадим dok
      Eurucopter X3 07.06.2013 установил рекорд скорости 472 км/час.Пока идут дебаты НУЖЕН ЛИ ОН !ДОРОГОЙ!

      Точно! даже 487км/ч. Но он экспериментальный, и гибрид к тому же, имеются еще два тянущих винта.


      На самом деле вопрос спорный. Классический гибрид имеет воздушный винт предназначенный исключительно для создания силы Тх в горизонтальном полёте и по сути работающий в холостую на висении.
      Eurucopter X3, это вертолёт с двумя рулевыми винтами. Весь вопрос в том, что расположение оных позволяет как работать на компенсацию реактивного момента НВ, а также разворот на режиме висения, так и в качестве обычных воздушных винтов с горизонтальном полёте.
      Другими словами, на гибриде ни в коем разе не осуществляется управление воздушным винтом посредством педалей. Здесь же оно наличиствует.
      Но есть другой момент, управление. Собственно оно в первую очередь и препятствует широкому внедрению гибридов.
      У лётчика только две руки. И одна занята ручкой управления, вторая шагом несущего винта.
      Третьей, для управления тягой воздушного винта нет.
      Конечно, на малых и более, высотах можно управлять по очереди. Но на пределе шаг уже не бросишь.
      На Eurucopter X3 эта проблема тоже присутствует. И насколько помню, решена электронным способом, что не очень хорошо.
      Лично я бы, задействовал для этого такой уже анахронизм как рукоять коррекции.