Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

38
Занятная штука эта наша жизнь. Например, приезжаешь куда-то и думаешь, что узнаешь одно, а узнаешь совсем другое, да еще такое, о чем бы иначе вовсе никогда бы и не узнал. Вот и со мной такое произошло прошлым летом, когда я вместе с группой туристов из России оказался в старинном польском городе Вроцлаве. Здесь на ВО я уже рассказывал о разных интересных моментах, связанных с посещением замков в Чехии, крепости и музеев города Брно, Оружейной палаты в Дрездене, города-музея Майсен, а вот теперь дошла очередь и до Вроцлава. Причем, разумеется, с уклоном в тему именно «Военного обозрения».


Картина Яна Матейко «Битва под Рацлавицами».



А было так, что… я почему-то забыл заранее посмотреть в Интернете, что именно ожидает меня в этом городе и какие достопримечательности «милитаристской направленности» следует мне там посмотреть. Ну вот как-то так закружился. Впрочем, подумал я, подъезжая к Вроцлаву, там же будет экскурсия по городу и уж хотя бы что-то интересное мне там покажут, а уж куплю карту города и сам во всем разберусь. Однако все оказалось не так, вернее, не совсем так. То есть правило, что «Бог свое, а черт – свое», следует нам всем помнить обязательно.

Автобус высадил нас в странном месте у огромной церкви из красного кирпича. Здесь-то наша экскурсия и началась, причем никаких киосков с туристическими картами в зоне прямой видимости, увы, не оказалось.


То самое место, с которого начался «мой Вроцлав». Сколько раз рассказывал студентам о том, как стены средневековых соборов укреплялись контрофорсами, а тут… вот они прямо перед глазами. И само здание буквально пропитано духом средневековья.

Тем не менее, ничего особо-то ведь страшного не произошло. Поляк-экскурсовод оказался очень приятным и эрудированным человеком, явно влюбленным в свой город, слушать которого оказалось одно удовольствие. Замечу, что некоторые «просто работают» и таких гидов я не очень люблю. Тут же человек явно подходил к «делу с душой» и, разумеется, это было очень приятно.

Мы прошли к величественному собору св. Иоанна Крестителя, разрушенного во время боев за Бреслау – так назывался этот город у немцев, практически на 70%, а затем мимо папского факультета теологии, по улице Кафедральной и через Тумский мост направились через реку Одер (или Одру по-польски) в центр города. Выяснилось, и личные впечатления это только лишь подтвердили, что Вроцлав можно смело называть самым романтичным и тихим городом в Польше. Интересен он и тем, что в черте города находятся целых 12 островов, на которые ведут красивые мосты, что делает его просто потрясающим местом для прогулок и отдыха.


Острова в городе соединяют вот такие мосты.

Ну, а сочетание самых разных культур и объектов архитектуры придают ему и вовсе уникальный и по-своему неповторимый вид. Но самое главное его преимущество, на мой взгляд, заключается в небольшом количестве туристов. Поэтому Вроцлав избавлен от людской толчеи и излишнего шума.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Собор Иоанна Крестителя.


Макет собора возле его входа, позволяющий увидеть его целиком.


Одно из зданий на улице Кафедральной…

По пути в центр гид рассказал, что нас ожидает поиск… гномов, миниатюрные фигурки которых сделаны из бронзы, и находятся по всему городу в самых разных местах. О такой достопримечательности Вроцлава я и слыхом не слыхал, поэтому выслушал рассказ гида с большим удовольствием.


Кстати, музеев в городе Вроцлаве очень много. Есть уникальный дворец медальерного искусства. Есть Военный музей, куда я, к сожалению, уже не попал, хотя там находится замечательная коллекция касок и много всякого другого вооружения, включая польские именные сабли.


А это Прусский королевский дворец и тоже музей, который рассказывает о тысячелетней истории города Вроцлава.

По словам гида, Польша 80-х годов XX века представляла собой малоприятное зрелище: всепоглощающая цензура, нарушения прав человека, пустые полки магазинов, лицемерие политиков и серая удушающая реальность. Все это вызвало рождение небольшого сообщества несогласных с режимом. Но действовать они решили не силой, а методами «оранжевой революции», из-за чего общество и получило название «Апельсиновой Альтернативы». Поскольку милиция тут же замазывала появляющиеся то тут, то там на стенах антикоммунистические лозунги, члены «Альтернативы» начали рисовать на этих местах оранжевых гномов с цветами в руках.

Первый оранжевый гном был нарисован на трансформаторной будке 31 августа 1982 года. А вскоре их изображения появились на улицах уже всех пяти крупнейших польских городов. Так люди показывали, что они против власти, но привлечь их к ответственности по серьезным статьям было невозможно. Ну, это как сейчас в Каталонии, где все трансформаторные будки исписаны надписями «Каталония не Испания и «Fuck polizia!» Своего апогея интерес к этим гномам и «Альтернативе» достиг в День Защиты Детей 1 июня 1987 года. Тогда стражи социалистического правопорядка города Вроцлава принялись арестовывать активистов движения, раздававших прохожим конфеты на улице Свидницкой. В ответ на милицейский произвол толпа стала скандировать «Гномы существуют!». И вот это событие и вошло в польскую историю под названием «Революция гномов». Ну, а когда коммунистический режим в Польше пал, на улице Свидницкой в память об этом событии установили памятный знак в виде… бронзового гнома. И теперь они стоят по всему городу в самых разных местах и изображают гномов, занятых самыми разными делами, причем точного их количества не знает никто!


Самый первый памятный гном – «борец с тоталитарным режимом».


А вот такой гном встретился мне. Собственно, встретилось-то их много, но главная тема этой статьи все же военная, поэтому тему гномов развивать дальше вряд ли имеет смысл. Хотя еще парочку показать, думаю, можно.


И такой...


И эти... гномы-пожарники.

И вот тут уж не помню с какого места, на противоположном берегу реки я увидел странное цилиндрическое здание в авангардистском стиле и, конечно, тут же спросил гида, а что это такое? «Ах это, – ответил он, видимо, не очень интересуясь такими вещами, – панорама боя под Рацлавицами, где в 1794 году польские косиньеры разгромили русские войска генерала Тормасова». Больше я спрашивать не решился, потому как застыдился своего невежества. Вроде знал всю историю трех разделов Польши, какие земли кому, когда отошли, что диктатор восстания Тадеуш Костюшко попал в бою с русскими войсками в плен, содержался под стражей при Екатерине, но был прощен Павлом Первым, и потом просил помощи у Наполеона, что Суворов за подавление Польского восстания получил чин фельдмаршала, а вот про эту битву ничего не знал. И захотелось мне ее тут же посмотреть. Выяснить, где нас будет ждать автобус и в какую гостиницу он нас отвезет, было делом минуты, после чего «мои женщины» (жена, дочь и внучка) пошли в одну сторону, а я наконец-то купил туристическую карту, нашел на ней точку рандеву возле оперного театра и со всех ног побежал в другую – смотреть вожделенную диораму. И посмотрел…


Вот она какая – эта диорама, вернее – здание, в котором она находится. Почему-то напоминает плетеную корзинку.

Прежде всего личное впечатление. Еще в 1962 году я впервые увидел «Севастопольскую панораму» Рубо, и также диораму «Штурм Сапун-горы» и они произвели на меня потрясающее впечатление. Музей-панорама «Сталинградская битва», вернее, то, что на ней нарисовано, не очень понравилось, а вот «Бородинская битва» - панорама просто потрясающая. Диорама «Героическая Пресня. 1905 год» показалась мне очень оригинальной. Там на предметном плане присутствуют человеческие фигуры, что вообще-то для диорам нетипично. А вот эта диорама тоже очень интересна. Она не такая многолюдная, как «Бородинская», однако нарисована просто мастерски.

Создана она была в 1893 – 1894 годах по заказу совета города Львова, принадлежавшего тогда Австро-Венгрии, в связи со столетием этой битвы. Длина живописного полотна 114 м, высота 15 м, диаметр диорамы 38 м.


Художник Ян Стыка на лесах, работает над полотном панорамы.


Художник Войцех Коссак за работой.

Главными ее авторами были художники Ян Стыка и Войцех Коссак. Панораму открыли для обозрения в сотую годовщину битвы 5 июня 1894 года во польской всеобщей отечественной выставки, проходившей тогда во Львове.


Здание львовской панорамы в Стрыйском парке.

В 1944 году в результате бомбардировки Львова от немецких оккупантов получила повреждение. В 1946 году ее передали властям Польши и перевезли в город Вроцлав. Однако злоключения панорамы на этом не закончились. Экспонировать ее не стали, а свернули в рулон и спрятали в подвале Национального музея во Вроцлаве.


Польский художники неоднократно изображали эпизоды этой битвы, и почему так понятно. Бой под Рацлавицами. Рисунок Михала Стаховича, впервые опубликованный в 1894 г.

Причина заключалась в нежелании тогдашних властей социалистической Польши лишний раз демонстрировать Москве свою «нелояльность», поскольку демонстрацию панорамы, прославлявшей победу поляков над русскими (хотя бы и в эпоху Екатерины Великой), вполне можно было бы тогда расценить как недружественный акт. Поэтому с решением о строительства для нее нового здания все тянули и тянули. Только в 1980 году, в так называемый период «Солидарности», появилась возможность начать строительство во Вроцлаве нового здания для этой панорамы, а также саму реставрацию полотна, которая продолжалась до 1985 года, когда 14 июня панорама наконец-то была открыта.

Что касается истории самой этой битвы, то после знакомства с комплексом панорамы мне захотелось познакомиться с ней поподробнее. И вот что в итоге удалось про нее узнать.


Карта сражения из истории Ахтырского гусарского полка.

А было так, что немала часть польской шляхты, как и шляхты Великого княжества Литовского, хотя внешне выражала полную покорность Российской Империи, на самом деле готовилась поднять восстание, имея ввиду, что Франция, где в это время революция была на подъеме, поможет ей в борьбе с тиранией. Руководить восстанием был избран литовский шляхтич Тадеуш Костюшко, участвовавший в войне американских штатов против Англии за независимость. Восстание началось с того, что польский генерал Мадалинский отказался распустить конную бригаду, которой он командовал, после чего неожиданно напал на русский полк и захватил его полковую казну. После этого он разогнал прусский эскадрон, находившийся в Силезии, и двинулся на Краков. Уже 16 марта 1794 года жители Кракова провозгласили Тадеуша Костюшко диктатором, а он принес народу публичную присягу. Принятый тут же Акт восстания наделял его полномочиями верховного главнокомандующего всеми вооруженными силами Речи Посполитой и передавал ему в руки всю полноту власти в стране. Тут же и в Польше, и в Литве повсеместно начались мятежи. На что российский посол и командующий русскими войсками в Варшаве, генерал Игельстром, отреагировал немедленно и отправил против Мадалинского отряды под командованием Денисова и Τορмасова; кроме того, в Польшу тут же вступили еще и прусские войска.


За что мне всегда нравились панорамы и диорамы, так это наличие предметного плана. Такие отличные макеты в натуральную величину, вот как здесь, например. Диорама «Битва под Рацлавицами».


А вот этот крест на этом самом месте стоял тогда, стоит он тут же и сейчас!


Один из памятников на поле брани, воздвигнутый уже в наши дни.

Продолжение следует…
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 марта 2018 05:36
    Поляки и сейчас мутят воду... Добиваясь им одним понятных целей....
  2. +2
    17 марта 2018 07:37
    Особо понравились бронзовые гномы
    Спасибо за заряд бодрости с утра!
    1. +6
      17 марта 2018 08:30
      Цитата: Albatroz
      Особо понравились бронзовые гномы

      Самый первый памятный гном – «борец с тоталитарным режимом», почему-то напоминает как_ашку.
      1. +2
        17 марта 2018 09:00
        А я то думаю - на что он похож laughing
      2. +4
        17 марта 2018 09:36
        Меня тоже очень удивило почему он такой. Ну, художник так видит...
      3. +1
        17 марта 2018 19:28
        Самый первый памятный гном – «борец с тоталитарным режимом», почему-то напоминает как_ашку.

        художник, думающий своими комплексами (личными, национальными, полоролевыми), никогда не изобразит что-то гениальное. Эта "скульптура" - более чем яркое подтверждение. soldier
  3. +18
    17 марта 2018 08:59
    Можно только позавидовать автору
    В хорошем смысле слова конечно
    Что он регулярно созерцает такую красоту
    Стоит позавидовать и нам (опять же в хорошем смысле слова), что смотрим и читаем такие статьи.
    Отличная статья
    Спасибо!
    1. +7
      17 марта 2018 11:41
      Тут есть маленькая заковырка.
      1. Вячеслав Олегович не зря обратил внимание где данная работа писалась!
      На территории Австро-Венгерской империи. Но особо важно для нас, что данная работа была выставленна во Львове.
      2. Необходимо особо обратить внимание на год и сроки подготовки рассматриваемой работы.
      К столетию сей победы - 1894 год!
      Вывод: глобальные делать не буду остановлюсь на частном - Австрийская верхушка кормя в конце позапрошлого века национальную ненависть славянских народов против России, выростила не только свою погибель, но и две мировые войны. Примечательно, что столетняя игрушка до сих пор играет, но на чьей скрипке и за кем останется последняя нота? Большой вопрос!
      1. +2
        17 марта 2018 12:37
        Мудро заметил... Отличие русских в России от других народов мира-очень великодушны, ну оч-чень. Что порой играет с нами плохую шутку. Но, по правилам восточных единоборств-ненависть ослепляет и ослабляет. Так что для нас лучше-посмотрим в будущем.
        1. +3
          17 марта 2018 17:06
          Примеров великодушия в мире много! Как примеров жесткости в пределах нашего Отечества за все его историю хватает.
          Исключительность России в том, что изначально ее строили не одни только русские.
          Да русские в России становой хребет, но не единственный. Так вместе со славянской основой, у истоков государственности стояли чудь и ижора. Вместе со Смоленском в государство Вещего Олега влились кривчи. И т.д.
          Часть народов ассемилировалась, кто-то и до сих пор живут рядом: мурома, зыряне, мордва, чуваши и многие другие.
          Некоторые вязались кровью и оружием: татары, чукчи и др.
          Кое с кем общий язык находили веками: башкиры, народы Кавказа и т.д.
          Одинаковых путей в Россию не было, но это говорит именно о уникальности России, ее самоидентичности и неповторимости. Этим надо гордится!
        2. +2
          17 марта 2018 17:33
          " лучше посмотреть в будущее", но не забывая прошлое,а наше прошлое было разным: грустным, порою трагичным и веселым
      2. +1
        18 марта 2018 19:27
        "Австрийская верхушка..." ////

        recourse Самая миролюбивая и просвещенная монархия (относительно других) в Европе была Австрийской. И при этом спасли в свое время Европу именно они, разбив турецкую армию и остановив продвижение Османской империи в Европу (австро-турецкие войны).
    2. +2
      17 марта 2018 17:28
      Согласен с Вами по всем пунктам
  4. +5
    17 марта 2018 09:35
    В плане своих маленьких побед поляки всегда становятся большими русофобами. К этому нужно всегда относиться с улыбкой и пониманием, тогда их спесь быстро пропадает. Нам у них нужно учиться очень бережному отошению к нюансам исторической правды, когда это касается их независимости и патриотического воспитания своего народа.
    Автору большое спасибо за статью. Был во Вроцлаве в конце семидесятых, когда оранжевые перемены были едва заметны, поэтому верить словам гида о тоталитаризме режима как-то не получается, но кое-что увидел глазами автора совсем иначе, чем представлял для себя раньше..
  5. +5
    17 марта 2018 12:05
    ...По словам гида, Польша 80-х годов XX века представляла собой малоприятное зрелище: всепоглощающая цензура, нарушения прав человека, пустые полки магазинов...

    1983-88гг когда я служил в СГВ,правда в Старгарде-Щецинском,но и пару раз во Вроцлаве был правда не с экскурсией.Самое пародоксальное:все кричат цензура-а по телевидению сплошной Голливуд,в кинотеатрах-фильмы которые в СССР ,в лучшем случае лет через 5,я в видиосалонах с польскими субтитрами видел.Та же "Греческая смоковница",или "Эмманюэль"-как за здрасте.Авто транспорт,каждое второе такси-Мерс,каждый первый Фиат,про Пежо,или Рено даже не заикаюсь.В госмагазинах да,шаром покати,кроме Милёнки(тушёнки)хлеба,там миринды-фанты и соли со спичками- не было.Зато в частных магазинах было всё ,правда вот советские продукты там колбаса,консервы,а тем более шоколадные конфеты на ура шло.Не зря для многих поляков попасть в наш Военторг -это как в страну чудес(конечно снабжение в авиагородках было на не один разряд выше чем у сухопутчиков-бывал в советском гарнизоне Борно-Сулиново-это как сельмаг с ГУМом в Москве)А так сказать что в ПНР были пустые полки-Грюндики,Шарпы,Сони ,я уж молчу про шмотки и прочее,что можно было купить в магазинах страны с пустыми полками,у нас в СССР можно было сдать за неплохие денюжки...То что было у нас в конце 80-х начале 90-х им даже в самые плохие годы бытия ПНР и не снилось...Просто перепродались как всегда, да только когда сейчас поставили их буквой ЗЮ-начали петь песни что тогда,люди жили хуже...
    1. +1
      17 марта 2018 12:53
      Это и есть их нац.особенность-подчеркивать свою исключительность на примере их "героического противостояния кремлю". Ну это как дал Ваське в ухо по пьяне, хоть он и сам напрашивался сильно, а он потом всю оставшуюся жизнь тебя в душе люто ненавидит, а при случае, обязательно подгадит, и никакие замирения ситуацию не изменят.
  6. +3
    17 марта 2018 12:17
    поскольку демонстрацию панорамы, прославлявшей победу поляков над русскими (хотя бы и в эпоху Екатерины Великой), вполне можно было бы тогда расценить как недружественный акт.

    Так и нам ..."помнят полские паны,конармейские наши клинки"-запрещали петь чтоб братьм-словянам не сыпать "соль на сахар" laughing
    1. +1
      17 марта 2018 21:51
      "Так и нам ..."помнят полские паны,конармейские наши клинки"-запрещали петь чтоб братьм-словянам не сыпать "соль на сахар"
      Ваша цитата прежде всего говорит о том, что мы относилсь к полякам, как дружественному народу и оккупантами на их территории не были. А ведь на телевидении Корейба неоднократно утверждал, что мы оккупанты со всеми вытеккающими последствиями. И куда только наша власть смотрит?
  7. +2
    17 марта 2018 12:29
    Цитата: igordok
    Цитата: Albatroz
    Особо понравились бронзовые гномы

    Самый первый памятный гном – «борец с тоталитарным режимом», почему-то напоминает как_ашку.


    У меня тоже, почему-то возникло такое же ощущение, и подумалось-позировал кандом какой-то.
  8. +1
    17 марта 2018 13:07
    Интересно
    Не каждый день увидишь
  9. +9
    17 марта 2018 15:50
    Интересно, есть ли еще в мире город, который бы сменил сколько "стран пребывания"? В разное время Вроцлав был частью Королевства Польши , Королевства Богемии , Королевства Венгрии , Габсбургской монархии , Королевства Пруссии , Германской империи , Веймарской республик, нацистской Германии и снова Польши.
    1. +1
      17 марта 2018 18:36
      "Интересно, есть ли еще в мире город, который бы сменил сколько "стран пребывания"
      У них вся страна такая из лоскутков. И это следовало бы знать нашим МИДовцам, когда выстраивают отношения с Польшей. Малейшее улучшение отношений России с Германией оборачивается для России ростом русофобии в Польше. А всё потому, что Германия для Польши самый злостный и самый ненавистный враг, а Россия не всегда надёжный партнёр.
      1. +2
        17 марта 2018 18:46
        Разговаривал в Германии с одним поляком, что там работает... Он сказал, что... прошлое вроде бы забыто.
        1. +1
          17 марта 2018 19:17
          Ещё раз спасибо за статью, очень интересно.
          В Германии заложить соседа - это норма. Там Вам правды не то что поляк, а даже и немец не скажет.
          1. +2
            17 марта 2018 19:53
            Цитата: kalibr
            Разговаривал в Германии с одним поляком, что там работает... Он сказал, что... прошлое вроде бы забыто.

            Вячеслав Олегович, проблема не в простых людях, а политической элите!
          2. +3
            17 марта 2018 20:54
            Яковлев, Вы, очевидно, долго жили в Германии?
            1. +1
              17 марта 2018 21:42
              Слава Богу, что нет, был только на учениях три дня. А вот один мой товарищ из Питера рассказывал, как он в нулевые купил там дом и пытался там пожить, и что из этого вышло с нашим то русским характером.
              1. +1
                17 марта 2018 22:11
                Характер там непричем. Вы менталитет путаете с характером. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
                1. +1
                  17 марта 2018 22:18
                  Почти что с Вами согласился. Под русским характером я и имел в виду менталитет.
                  С этим не все соглашаются, ссылаясь на воспитание, как основное действие в формировании характера и менталитета, но этносоционика утверждает то же, что и Вы.
                  1. +2
                    17 марта 2018 23:05
                    Я всегда объясняю разницу на примере. Если мы смотрим фильмы "Судьба человека", "Они сражались за Родину", "Отец солдата", там мы видим русский характер.
                    А исполнение бухим в сиську хором "Владимирского централа" в три часа ночи в гостинице - менталитет.
                    1. +2
                      18 марта 2018 00:38
                      золотые слова.... what надо записать! good
                      А исполнение бухим в сиську хором

                      я, единственно, поправлю несущественно, дорогой человек.... правильно и толерантно будет: "в сисейдо". Так, знаете ли, как-то.. моему японскому менталитету приятнее! laughing drinks
                      1. +3
                        18 марта 2018 01:25
                        Столь привлекательная для Вас часть женского тела в этой интерпретации по японски будет звучать примерно как "оппаи". Произнося, следует помнить особенности японской акцентуации.
  10. +1
    17 марта 2018 16:51
    не понял где суть отношений с поляками . видимо не надо
    или история. лишь впечатления
  11. +3
    17 марта 2018 17:46
    В. О.спасибо,что Вы не забывайте о нас и рассказываете,что увидели и узнали интересного.
    Однако я всего ожидал, но что милые гномики " борцы с тоталитарных режимом" это для меня НОВОСТЬ!
    Надеюсь, что в продолжение обойдется без сказочных персонажей, а то ещё выяснится,что Белоснежка- Польша, а баба Яга- Екатерина Великая, а Кощей собирательный образ русского самодержавия. Шучу
    1. +2
      17 марта 2018 18:44
      А Вы представляете себе мое удивление, когда я об этом узнал. До этого я об этом даже не слышал... был очень удивлен и гномами и панорамой. Век живи - век учись, а всего все равно не увидишь!
  12. +2
    18 марта 2018 09:48
    Curious,
    Столь привлекательная для Вас часть женского тела в этой интерпретации по японски будет звучать примерно как "оппаи". Произнося, следует помнить особенности японской акцентуации.

    я так буду называть другую столь прельствивую часть девичьего телаwink
    Слово "Акцентуация" у меня ассоциируется с типом личности по Личко. hi
    1. +1
      18 марта 2018 10:22
      Нет, это не из психиатрии, это из фонетики. В фонетике акцентуация - выделение посредством ударения отдельных элементов в слове или фразе. Японцы это делают совсем не так, как мы.
      1. +1
        18 марта 2018 10:44
        французы тоже всегда ударяют на последний слог. В каждом языке свои погремушки. hi