«Мошка» ставшая для гитлеровцев москитом: подвиг СКА-065

63
25 марта исполняется 75-летний юбилей легендарного подвига малого охотника СКА-065 тип МО-4. В тот день малый (иногда «морской») охотник, который часто по-свойски именовался «мошкой», превратился в самого настоящего москита. Он не только принял бой с превосходящими силами противника, но и вышел из него победителем, так как выполнил поставленную задачу и смог добраться до пункта назначения, несмотря на фантастическое количество пробитий корпуса.





СКА-065

С виду это воспринимается как потрясающее везение. Но в реальной жизни это «везение» зиждилось на двух фактах. Во-первых, профессионализм и отвага личного состава. А, во-вторых, исключительная живучесть малого корабля, благодаря грамотной его конструкции и используемым материалам.

Как это иногда бывает, катера серии МО водоизмещением около 50 тонн проектировались в инициативном порядке на Судоверфи морпогранохраны ОГПУ. Правды ради стоит отметить, что проектирование «малых охотников» (так их начали называть официально) шло независимо друг от друга в различных конструкторских бюро, но в итоге серийное производство стартовало в 1934 году как раз на Ленинградских верфях морпогранохраны ОГПУ (1934 год стал последним для этой структуры). В новом сторожевом катере постарались удовлетворить все требования управления ВМС и управления погранохраны. Корабль должен был выполнять задачи по охоте за подводными лодками, охране госграницы, обладать высокой мореходностью, достаточно мощным вооружением, а также быть достаточно компактным, чтобы транспортировать его по железной дороге.

В ходе развития проекта и «обкатки» его на практике на свет и появился новый тип малого охотника – МО-4. У МО-4 увеличилась ширина (3,9 м) и длина (26,9 м) корпуса, но на 10 см уменьшился борт. Корпус был деревянный – трёхслойная обшивка с прокладками из перкаля (ткань повышенной прочности, используемая ещё с 19 века на флоте). При этом корпус был разделён на 9 отсеков водонепроницаемыми переборками, что как раз и сказалось на «удачливости» СКА-065, который был прошит чуть ли насквозь, но до зубного скрежета гитлеровцев не собирался тонуть.

«Мошка» ставшая для гитлеровцев москитом: подвиг СКА-065


Один из охотников, добравшийся до базы своим ходом, благодаря высокой живучести внесённой в конструкцию корабля

Силовая установка состояла из 3-х бензиновых двигателей ГАМ-34БС, позволявшие катерам давать скорость хода до 27 узлов. Война, правда, внесла коррективы. Флот требовал всё больше катеров, и, несмотря на тяжёлое военное время, отечественные заводы построили 74 корабля. Но ввиду дефицита различных комплектующих, в том числе и двигателей, на катера ставили и двигатели иных марок и мощности, что сказывалось негативно на скорости хода.



Орудия 21-К и их модификация справа 21-КМ, поднятые со дна Чёрного моря. Экспонируются в музее военной техники в Новороссийске

Вооружение для таких размеров было достаточно мощным. Вооружение состояло из двух 45-мм орудий 21-К (позже стали устанавливать 21-КМ), двух пулемётов – изначально пулемёт «Максим», а с 1938 года пулемёт ДШК. Также катера оснастили бомбосбрасывателями в корме и наличием глубинных бомб ББ-1 и БМ-1. Охотники для постановки дымзавес располагали дымовыми шашками МДШ, установленными в корзинах непосредственно над бомбосбрасывателями.



Корма малого охотника - видны дымшашки, а под ними глубинные бомбы

Конечно, вооружение на протяжении войны, да и до неё, пытались различным образом усилить. К примеру, устанавливали зенитные 20-мм автоматы «Эрликон» или 25-мм 84-КМ. Это была вынужденная необходимость, так как весомый урон катерам приносила вражеская авиация. Не обошлось даже без жгучего желания начальства увеличить артиллерийскую мощь корабля. Дошло до того, что на опытный образец установили 76-мм орудие. Это подняло водоизмещение с 54 стандартных тонн до 61-й, а испытания показали, что мореходность существенно снизилась до такой степени, что малейшая ошибка экипажа при волнении моря в 7 баллов легко опрокинула бы корабль. В итоге от идеи с 76-мм орудием отказались.



Пулемёт ДШК на МО-4

В марте 1943 года Павел Сивенко, получив очередной приказ командования образованной в 1941 году Туапсинской ВМБ, спешил на свой морской охотник СКА-065, входивший в 5-й дивизион сторожевых катеров ОВРа ТВМБ. Плацдарм «Малая Земля» в Новороссийске требовал постоянного снабжения, которое шло несколькими «ветками» - одна из Туапсе в Геленджик, а другая уже из Геленджика на плацдарм. Павел, которому к тому времени едва стукнуло 23 года, и должен был стать этой веткой.



Приказ состоял в том, чтобы сопроводить транспортник «Ахиллеон» с ценным грузом в целости и сохранности. Павел прекрасно понимал, что задание даже близко не представляется лёгким или хотя бы рутинным. Немцы отчаянно старались потопить любой, даже самый малый конвой снабжения. К тому же единственный транспортник под именем «Ахиллеон», который автору удалось отыскать, был допотопной паровой шхуной австрийского производства 1869 года со скоростью хода 7 узлов.





Фото и модель транспортника "Ахиллеон"

Далее некоторые информационные источники несколько разнятся в данных, не давая разъяснений. Во-первых, дата знаменитого боя в наградном листе одного из старшин катера – 23 марта, когда как в других источниках безапелляционно заявляется 25-е. Это можно объяснить тем, что в наградном листе значится дата выхода из Туапсе, а если накинуть время в пути при волнении моря, различные форс-мажорные обстоятельства и прочее, то бой состоялся 25-го. Во-вторых, также различные источники спорят друг с другом, на каком отрезке пути и куда двигался малый охотник, когда принял бой - он шёл с «Малой Земли» в Геленджик, разгрузился в самом Геленджике и уже сопровождал «Ахиллеон» обратно в Туапсе или же вовсе был атакован ещё до прибытия в Геленджик. Однако, согласно опять-таки наградным листам и, увы, донесениям о безвозвратных потерях, после боя СКА-065 зашёл всё же в Геленджик.

По сути, атакам катер подвергался практически на протяжении всего перехода. И досталось СКА-065 и от десятков Ю-87, и от немецких торпедных шнелльботов. Однако, именно шнелльботы большой угрозы конвою не составили. Павел Сивенко, окончивший Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова и наработавший немалый опыт службы за 2 года войны, сорвал все заходы катеров на торпедную атаку «Ахиллеона». В итоге, поставив дымзавесу, увёл транспортник от угрозы. Тем более, что торпедные катера гитлеровцев опасались подходить близко к берегу из-за береговых батарей, также они боялись ответных мер нашего флота, потому и действовали стремительными быстрыми набегам с таким же стремительным отходом.

А вот после встречи с торпедными катерами настало время встретиться с люфтваффе. Естественно, командир Сивенко, ожидал этой встречи, но даже он не мог предположить, что их крохотный конвой может атаковать такое количество пикирующих бомбардировщиков Ju-87. По разным данным на морского охотника и его транспортник обрушились от 30 до 50 боевых машин.



Ju-87 над морскими волнами

Охотник постоянно маневрировал, отчаянно огрызаясь пулемётным огнём, чтобы сбить заходящие на боевой курс бомбардировщики и не дать им прицельно сбросить бомбы на транспортник. Но как бы катер не вертелся – ранения получили практически все члены экипажа. Вдруг стало ясно, что остервеневшие от такой стойкости малого охотника немцы уж и забыли про транспортник и со всей силой накинулись на катер.

Катер просто осыпало крупными и мелкими осколками. Весь расчёт носового орудия – старшина 1 статьи Степан Скляр, Григорьев и Перевозников – получили ранения разной степени тяжести, но огня не остановили. Боцман Даниил Антоненко продолжал работать по цели из своего ДШК, даже когда его ранили в обе руки. Увидев как флажной фал перебило, и знамя малого, но очень гордого охотника затрепетало простой тряпкой, краснофлотец Василий Потапов, уже будучи раненым, заново связал фал и знамя катера, чтобы враг видел с кем он ведёт войну.

Несмотря на залитую кровью палубу и ливень осколков и пуль, рулевой старшина 2 статьи Павел Жован смог сохранить хладнокровие и в этом багряном балете чётко исполнял приказы Сивенко по маневрированию и уклонению от авиабомб.

Старшина 2 статьи Григорий Куропятников с первых же минут боя не выпускал из рук пулемёт. Не изменилось это даже тогда, когда крупным осколком Грише буквально отсекло левую руку выше локтя, а мелкие осколки посекли голову и грудь. Он продолжал вести огонь правой рукой, пока не заметил, что от очередного вражеского града на корме загорелись дымшашки, а они-то располагались прямо над уже потрепанными боем глубинными бомбами. Куропятников бросился на корму и, как чёрным по белому написано в наградном листе, перекусил конец, которым были принайтованы дымшашки. Тем самым Григорий спас корабль от гибели.



Григорий Куропятников

Увидев, что Куропятников пытается спихнуть дымшашки за борт, его место у пулемёта занял помощник командира лейтенант Яков Мазлер. Уже получивший достаточно тяжёлые ранения, Яков вёл пулемётный огонь до тех пор пока не получил последнее смертельное ранение. Он скончался в геленджикском госпитале от ран 26 марта 1943 года. За эту смерть гитлеровцы заплатили двумя пикирующими бомбардировщиками (соответственно 2-мя пилотами и стрелками), но главное так и не смогли пустить на дно ценный груз, предназначенный для плацдарма «Малая Земля».

Изрешечённый катер, а до него защищаемый им транспортник, наконец, прибыли в Геленджик (тогда там располагалась Новороссийская ВМБ), когда на подмогу подоспели наши самолёты. СКА-065, казалось, был готов вот-вот утонуть, давая 15-градусный дифферент на нос и зарываясь в волну. Левый двигатель глох, форштевень был разбит, рулевая рубка смещена, разрушена левая скула корпуса, многократные пробития трубопроводов и т.д. По одним сведениям было насчитано около 200 пробоин, по другим целых 1600, возможно, это с учётом мелких осколочных повреждений и прочего, так как катер, как уже указано, осыпало настоящим градом смертоносного металла. В Геленджике остались только тяжелораненые, а сам охотник подлатали, поставив временные «заплатки», и он отправился своим ходом в Туапсе. Там СКА-065 стал на полноценный ремонт.



Павел Сивенко, фото курсантских времён

Все военные моряки этой героической драмы, а большинству из них не исполнилось не то что 30, а и 25 лет, были награждены орденами и медалями. Яков Мазлер был удостоен Ордена Отечественной войны I степени посмертно. Григорий Куропятников стал Героем Советского Союза. Командир корабля старший лейтенант Павел Сивенко был награждён орденом Красного Знамени. Как это ни удивительно драматическая история того, как один малый охотник отбился от целой стаи стервятников, взбешённых таким упорством, дошла до наших заклятых союзников в США. В одной из газет журналист столь трогательно описал черноморский бой, что кого-то в правительстве это растрогало. В итоге Павла заочно наградили медалью «За выдающуюся службу».



Павел Павлович Сивенко

Григорий Куропятников умер в Кировограде (небратья недавно переименовали город в Кропивницкий) в 1982 году. Павел Сивенко после войны перебрался поближе к своей альма-матер в Севастополь. Он прожил долгую и достойную жизнь, пережил развал Союза, за который дрался, марши бандеровских недобитков на Украине… Умер Павел Павлович в 2015 году в возрасте 95 лет, словно всё время ожидал лишь одного – воссоединения со страной, которая не забыла и не предала анафеме ни его дела, ни дела его экипажа СКА-065.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    15 марта 2018 06:56
    Первая моделька,построенная мной в детстве,была как раз МО.Продавались наборы деревянных полуфабрикатов с резиномоторным приводом,задолго до пластмассовых наборов!
    А по реальным катерами я бы добавил ещё пару ДШК!
    1. +7
      15 марта 2018 14:24
      Да и у меня был такой набор.правда тогда уже и прочие пласстмасовые наборы появились.А эти наборы кстате очень толкают детей узнавать историю своей Родины.А месте с тем и про тех героев что воевали на этой технике...Это дополнение к теме патриотического воспитания подрастающего поколения...
    2. +5
      15 марта 2018 15:17
      Добавляли, только пару Браунингов М2 калибра 12,7мм.Вот из "М-К" за 1975г №4:
      "...Бои с самолетами показали необходимость вести огонь из пулеметов на оба борта. Пулеметы могли вращаться как угодно, но на узком катере наводчику мешали леерные стойки. Тогда моряки разрезали леерное ограждение и установили откидную площадку у планширя. В бою наводчик, пристегнутый к тумбе ремнем, мог свободно «выходить за борт», вращая тяжелый ДШКа на 360°. Таким же способом были установлены дополнительно два авиационных пулемета, что заметно увеличило огневую мощь корабля. На некоторых МО появились щиты у орудий.
    3. +5
      15 марта 2018 17:22
      Детство... мне батя тоже купил этот набор, но я свой "охотник" так и не покрасил в "шаровый цвет"-запускал его в ванной, а потом в пруду... хорошее, доброе время было smile ! Ещё со времён "перестройки" тот колхозный пруд ото всех жителей огорожен всяческими "арендаторами"-теперь ни покупаться, ни рыбу половить, ни просто посидеть с семьёй у воды.
      Юность...мама в воскресенье ходила на рынок за продуктами, а мне купила "Моделист-конструктор" с рассказом о "малых охотниках" и чертежами "МО-4( кстати, с усиленным, дополнительной установкой пулемётов ШКАС, вооружением)" капитана Игоря Петровича Чернышева( я потом его книжку воспоминаний нашёл в библиотеке и прочёл). Так мне этот катер понравился( после прочтения этой статьи), что решил сделать его картонную модель( опыт "малымоделяжный" пригодился- концептуально и технологически smile )...в моё отсутствие племяши запустили этот катер в корыто с водой и остались только хорошие воспоминания smile .
      Теперь вот, на нынешнем "уровне" конструкторско-технологического опыта и технической оснащённости, просто "для себя", как бы для успокоения нервов и "подводя итоги" , раз мышляю, "а не замахнуться ли мне" на изготовление модели какого-нить из моих любимых исторических кораблей? winked
      А так как начинать лучше с более простых моделей, то я сейчас и подумываю об эсминцах "Страшный" и "Карл Либкнехт", или же о "мошках-москитах"...но главное в любом деле-это перейти от бесплодных "размышлений" к воплощению! yes
      hi
  2. +4
    15 марта 2018 07:08
    Удивительный бой на фоне того ,что именно Ю-57 потопили разом три советских эсминца именно на Чёрном море 6 октября 1943г.!
    1. +2
      15 марта 2018 10:09
      Цитата: andrewkor
      Удивительный бой на фоне того ,что именно Ю-57 потопили разом три советских эсминца именно на Чёрном море 6 октября 1943г.!

      Советским кораблям доставалось от Ю-87 и на Балтике, вспомните линкор "Марат": "16 сентября 27 пикировщиков Ю-87 и Ю-88 нанесли удар по «Марату». Одновременно на него обрушился огонь четырех батарей противника. Когда нападение было отбито, оказалось, что хотя сам корабль почти не пострадал, но потери в личном составе и технике зенитных расчетов были значительными.

      На следующий день «Марат» перебазировался в Кронштадт. Ошвартовавшись в Средней гавани, линкор продолжил артиллерийский обстрел позиций противника.

      Стоянка на новом месте оказалась ничуть не спокойнее. И здесь вода дыбилась от взрывов бомб и снарядов, и сюда устремлялись армады бомбардировщиков люфтваффе с единственной целью — уничтожить боевое ядро Балтийского флота и прежде всего крепко досаждавший гитлеровцам «Марат». 23 сентября пилоты немецких пикировщиков впервые отправились на задание, неся под фюзеляжами 1000кг бомбы, доставленные специально для борьбы с линейными кораблями.
      https://masterok.livejournal.com/1207992.html
      А на Чёрном море 21сентября 1941года. Ранним утром 21 сентября командующий эскадрой вышел из Севастополя на эсминце «Фрунзе», чтобы согласовать с командующим Одесским оборонительным районом план взаимодействия при высадке десанта. В 14 ч, находясь в районе Тендровской косы, сигнальщики «Фрунзе» обнаружили горящую канонерскую лодку «Красная Армения». В нее попала вражеская авиабомба. Эсминец быстро пошел на сближение с терпящим бедствие кораблем, открыв огонь одновременно из орудий всех калибров по самолету, который заходил со стороны солнца для повторной атаки." В этот день в районе Тендровской косы, от действия пикировщиков Ю-87 ЧФ потерял канлодку "Красная Армения" эсминец типа Новик "Фрунзе",буксир ОП-2. Юрий Григорьевич Степанов, Игорь Федорович Цветков
      Эскадренный миноносец «Новик»
    2. +2
      15 марта 2018 14:25
      Цитата: andrewkor
      ,что именно Ю-57

      Правильно писать Ю-87(Ju-87)
      1. +1
        15 марта 2018 18:13
        Извините ,промазал по нужной цифре на планшете и не исправил!
    3. +2
      15 марта 2018 18:25
      ну как бы СКА-065 в разы меньше эсминцев, так что вполне логично
  3. +4
    15 марта 2018 07:49
    Это реально про таких наших солдат и матросов-в огне не горят и в воде не тонут и при этом укладывая на дно фашистских летунов!!
  4. +6
    15 марта 2018 07:50
    В Великую Отечественную войну сторожевые катера - охотники за подводными лодками - зарекомендовали себя как корабли универсального назначения, выполнявшие самые различные задачи. Это были настоящие труженики моря. Спасибо автору за статью...
  5. +16
    15 марта 2018 08:26
    У нас в училище был Зам начальника капитан первого ранга Шеголев. Во время войны он командовал на Балтике торпедным катером. После одной операции его катер подошел к пирсу в Кронштадте и затонул. У катера был оторван нос. А дошел он до базы потому что шел катер на редане при большой скорости. Честь имею.
  6. +2
    15 марта 2018 08:47
    Автор. Спасибо. Ещё одна тема о малоизвестных или забыты эпизодах ВОВ на Чёрном море. К сожалению мало было у нас написано о моряках "Москитного флота", торпедных катеров.
    1. +5
      15 марта 2018 12:47
      Но известно тоже немало. В основном благодаря как ни странно юнгам.
      Т.к. их подвиги все таки освещали, а они в большинстве своем служили как раз на малых кораблях: торпедные катера, тральщики, МО.
      Саша Ковалев (спас ТК), Иван Зорин (участвовал в абордаже (ага в 20 веке), Дудоров Иван (повторил подвиг Саши Ковалева), Валерий Лялин (отремонтировал двигатель и потом довел ТК с раненной командой добезопасного места), Владимир Моисеенко (ГСС. отличился на берегу на Тихом океане).

      Да, еще про юнг сняли фильм "Юнги Северного флота". Там они как раз на ТК и МО воюют.
      1. +4
        15 марта 2018 13:25
        Цитата: alstr
        Да, еще про юнг сняли фильм "Юнги Северного флота". Там они как раз на ТК и МО воюют.

        Ну ещё В.Пикуля можно вспомнить, его мемуары о Соловецкой школе юнг "Мальчики с бантиками". О подготовке юнг.
        1. +1
          15 марта 2018 13:46
          Из писателей еще были В. Зыслин, В. Гузанов.
          У Гузанова тоже есть автобиографическая книга - Соловецкие паруса.
  7. +3
    15 марта 2018 08:54
    Удачный корабль получился -дешевый и , в то же время, сильный.
    А уж непобедимым его делали наши люди!
    1. +4
      15 марта 2018 11:21
      Цитата: Ольгович
      Удачный корабль получился -дешевый и , в то же время, сильный.

      Не совсем удачный - впрочем, как и все универсальные корабли. У МПО НКВД главной претензией к МО была плохая управляемость на малых ходах, крайне важная при подходе к досматриваемому или задерживаемому судну. У ВМФ - отсутствие какой-либо защиты л/с и ЖВЧ, отсутствие резервов на модернизацию. В журнале "Гангут" была статья по военным модернизациям МО - ситуация была из серии "хвост вытащили - голова увязла". Поставили противопульную броню на мостик и бензобаки - пришлось снимать щиты с "сорокопяток", лишая расчёты орудий хоть какой-то защиты. Попытались воткнуть хотя бы один "эрликон" - появились проблемы с остойчивостью + пришлось сокращать и так невеликий запас глубинных бомб.
      Самой же главной проблемой МО было то, что его основными противниками в классе лёгких сил стали более крупные и лучше вооружённые шнелльботы и раумботы.
      1. 0
        17 марта 2018 09:14
        Цитата: Alexey RA
        Не совсем удачный - впрочем, как и все универсальные корабли.

        Не зря я упомянул ДЕШЕВИЗНУ, т.е. за ТЕ деньги, что он стоил-это было наилучшее решение.
        Любое улучшение увеличивало стоимость, сроки и уменьшало количество.
    2. +4
      15 марта 2018 12:15
      В результате, в 1942 ВМФ пришлось дать заказ на разработку новых проектов универсальных МО, в которых были бы исключены проблемы МО-4: слабое вооружение, малая остойчивость, малая скорость хода.
      На Большой земле под это ТЗ создали деревянный ОД-200 с 37-мм автоматом и парой 12,7-мм пулемётов. А на Балтике, в блокадном Ленинграде, выяснилось, что в городе и на Ладоге нет специалистов по дереву, способных организовать производство деревянных корпусов. И тогда было принято решение - строить стальной МО, благо что брони в городе хватало. Скоростью получившийся катер не блистал, зато 8-12 мм бронезащиты и вооружение из 45-мм и 37-мм пушек + 2-х спаренных ДШК моряков крайне обрадовало. Плюс к тому БМО мог работать даже во льдах:
      При участии в десантных операциях у Нарвы в феврале 1944 г. БМО отличались, высокой живучестью. Без повреждений преодолевали они ледяную корку толщиной 6-7 см. Был случай, когда БМО № 502 у Толбухина маяка выскочил на камни. После стаскивания на обшивке были обнаружены только незначительные вмятины.
    3. avt
      +3
      15 марта 2018 12:20
      Цитата: Ольгович
      Удачный корабль получился -дешевый и , в то же время, сильный.

      wassat Удачный для кого и чего ?? Для службы в
      Цитата: Alexey RA
      МПО НКВД
      по заказу которого собственно этот проект и появился ? Ну скорее всего -да. А
      Цитата: Alexey RA
      универсальные

      они стали от лютой нехватки катеров и сторожевых кораблей и действительно
      Цитата: Ольгович
      А уж непобедимым его делали наши люди!

      Но когда на том же Севере попадали под те же FW-190 , шансов при всём героизме и опыте экипажей практически не было , о чём в мемуарах и писал генерал майор Кабанов .
      Цитата: andrewkor
      А по реальным катерами я бы добавил ещё пару ДШК!

      request За ДШК не знаю,но дополнительно пару ШКАСов побортно ставили , но это как слону припарка.Явно не хватало проекта 122а.и БМО пр.194, который собственно на Балтике и появился по итогам боевой работы на
      Цитата: Ольгович
      Удачный корабль
      ну в смысле катерах МО.
      Цитата: Alexey RA
      Самой же главной проблемой МО было то, что его основными противниками в классе лёгких сил стали более крупные и лучше вооружённые шнелльботы и раумботы.

      Всё таки скорее авиация и конкретно с появлением 190 -го шансы уцелеть при встрече с ним исчислялись в единицах процентов и явно не свыше 10%. request Если прикрытия своего с воздуха не было.
      1. +3
        15 марта 2018 14:42
        Цитата: avt
        Всё таки скорее авиация и конкретно с появлением 190 -го шансы уцелеть при встрече с ним исчислялись в единицах процентов и явно не свыше 10%

        Ну, авиация тут вне конкуренции. Поэтому я рассматривал только надводных одноклассников, с которыми МО сталкивались в дозорах и во время десантов. ЕМНИП, на ЧФ попытки воткнуть на МО-4 что-нибудь автоматическое покрупнее ДШК начались именно по результатам встреч с немецкими катерами, а не самолётами - в скоротечной стычке на большой скорости попасть из 21-К в катер противника было крайне сложно.
      2. 0
        17 марта 2018 09:15
        Цитата: avt
        Удачный для кого и чего ??

        Для соотношения "цена-качество"
        1. avt
          0
          17 марта 2018 09:23
          Цитата: Ольгович
          Для соотношения "цена-качество"

          Этот критерий, весьма важный кстати, работает только при точном соответствии применения изделия по его первоначально определённому предназначению. В данном конкретном случае - исключительно МорПогранОхрана НКВД.
    4. +2
      15 марта 2018 16:01
      Не булкохрусты, настоящие советские герои.
  8. +3
    15 марта 2018 09:17
    Да , были люди в наше время ..... !

    Когда то в детстве видел фильм о МО . К сожалению не помню название , кто знает напомните пожалуйста , с великим удовольствием посмотрю еще раз .
    Помню только , взяли они в плен немецкого врача , но он оказался зубным врачом .

    Заранее благодарен тем читателям ВО кто поможет с названием .
    1. +3
      15 марта 2018 09:56
      Не этот ли фильм? Где 047?
      1. +2
        15 марта 2018 10:30
        "Где 042?" там про бронекатер который прорывался из Азовского моря в Черное... а про этот подвиг я ещё в детстве читал рассказ "Держись, старшина"...вот как раз про него - про Григория Куропятникова
        1. +2
          15 марта 2018 10:44
          Спасибо , обязательно посмотрю , и почитаю , для меня книга лучше фильма .
      2. +2
        15 марта 2018 11:12
        Но там не морской охотник. В фильме речной бронекатер с танковой башней.
        1. 0
          15 марта 2018 22:04
          Именно броник речной Камский в Перми стоит поздней версии
      3. 0
        15 марта 2018 11:23
        по-моему так и назывался фильм«морской охотник»
    2. 0
      15 марта 2018 23:51
      "Морской охотник". Фильм снят в 1954 г. по одноименной повести Николая Чуковского.
  9. +1
    15 марта 2018 10:45
    Из интервью с П.П. Сивенко -
    Наш героический катер «СК-065» за свой подвиг приказом наркома Военно-Морского Флота СССР Николая Герасимовича Кузнецова удостоился чести называться гвардейским.

    https://iremember.ru/memoirs/krasnoflottsi/sivenk
    o-pavel-pavlovich/
  10. +4
    15 марта 2018 11:42
    ,,,немного исторических фотографий






  11. +1
    15 марта 2018 12:14
    Цитата: Alexey RA
    Самой же главной проблемой МО было то, что его основными противниками в классе лёгких сил стали более крупные и лучше вооружённые шнелльботы и раумботы.

    Стоимость шнелльботов на порядок вьише чем МО. Тем более что МО иногда не тонули после прямого попадения торпед с немецких подлодок и сумели немецкую семерку уничтожит глубинними бомбами в подводном положение. Не вспоминаю немецкий шнелльбот которой утопил советскую подлодку глубинними бомбами или не утонул после торпедного попадания.
    1. +3
      15 марта 2018 15:22
      "Тем более что МО иногда не тонули после прямого попадения торпед с немецких подлодок и сумели немецкую семерку уничтожит глубинними бомбами в подводном положение."
      Приведите пример, когда бы торпеда попала в МО, после этого взорвалась, а он уцелел.
      Вопрос второй. А в каком положении глубинными бомбами уничтожается подводная лодка - в надводном?
    2. +4
      15 марта 2018 15:27
      Цитата: Костадинов
      Тем более что МО иногда не тонули после прямого попадения торпед с немецких подлодок

      МО-107 и МО-304 очень повезло - торпеды попали практически в нос катеров.

      Причём командир МО-304 поначалу сообщил, что был обстрелян с берега артиллерией противника и получил прямое попадание 203-254-мм снаряда.
      Цитата: Костадинов
      и сумели немецкую семерку уничтожит глубинними бомбами в подводном положение

      Если Вы про U-250, то это был кооперативный мат. Командир ПЛ от отсутствия целей озверел настолько, что забрался на глубины, на которых лодку даже в подводном положении можно было обнаружить визуально. В результате, дозорный СКА, увидев проходящее под ним нечто, оповестил остальные катера и сообщил примерный курс ПЛ - после чего подошедший МО-103 обнаружил ПЛ и утопил её. Глубина в месте потопления составила всего 36 метров!
      1. 0
        15 марта 2018 19:04
        Это были немецкие электрические самонаводящиеяся торпеды G7es (TV) «Zaunkönig». U-250 затем подняли.
        В книге "Ладинский Ю. В. Военная вахта. — М.: Воениздат, 1983" - все это очень подробно описано. Ладинский Ю. В - непосредственный участник событий.
        1. +1
          16 марта 2018 10:08
          Цитата: Curious
          Это были немецкие электрические самонаводящиеяся торпеды G7es (TV) «Zaunkönig». U-250 затем подняли.

          ЕМНИП, современные исследователи сомневаются, что это была самонаводящаяся торпеда - мол, Шмидт не настолько сошёл с ума, чтобы стрелять по МО парой дорогих"крапивников". smile
          1. +2
            16 марта 2018 14:19
            Все эти события, вплоть до поднятия U-250 и ее осмотра вместе с немецким капитаном, который спасся и обезвреживал ловушки, описан у Ладинского. непосредственного участника происходившего.
            Учитывая, что тот же «МО-304» был торпедирован, находясь в дрейфе, сомнения имеют под собой почву, поскольку акустическая система наведения "Крапивник" имела акустические датчики цели, что обеспечивало самонаведение торпед по кавитационному шуму гребных винтов. Однако устройство имело недостаток, заключавшийся в том, что при прохождении через турбулентный кильватерный поток оно могло сработать преждевременно. Кроме того, устройство было способно фиксировать кавитационные шумы только при скорости цели от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м.
            Очевидно, что против катеров могла применяться и торпеда типа G7 одной из модификаций, без системы наведения.
            1. 0
              16 марта 2018 15:52
              По описания потопленный в тот роковой для U-250 день МО-105 выходил в атаку на лодку и развивал скорость больше 10 узлов! Простой торпедой по движущемуся катеру?
              Ю. Дудников
              ТАК БЫЛА РАСКРЫТА ТАЙНА «ЦАУНКЁНИГА»
              У северного входа в пролив Бьёркёзунд 12-й дивизион катеров-тральщиков производил траление. Дымзавесчики «ДЗ-908» и «ДЗ-910» находились поблизости, готовые прикрыть тральщики от обстрела финских батарей… Все было спокойно. «МО-105» то двигался средним ходом, то стопорил машины, прослушивая толщу воды.

              Вернер Шмидт хорошо видел в перископ маленькое суденышко, залитое лучами солнца: оно светило прямо в глаза сигнальщикам «МО-105».

              — Отлично, — проговорил Шмидт, опуская перископ. — Штурман, запиши: «Обнаружен сторожевой корабль противника».

              — По докладу акустика это опять охотник русских! — возразил штурман.

              — Пиши: «сторожевой корабль», — с нажимом повторил Шмидт. — Сейчас он разлетится ко всем чертям, и тогда не докажешь, корабль это был или паршивый катер! Если бы не приказ «папы», я предпочел бы раздолбать эту деревяшку из нашей стопятки, а не тратить на нее «Цаункёниг».

              Через две минуты все было на «товсь». Подняв перископ, Шмидт вдруг обнаружил, что «МО» изменил курс и теперь почему-то шел прямо на лодку. Под его форштевнем рос белый бурун. «Узлов восемнадцать», — машинально отметил Шмидт и скомандовал:

              — Третий аппарат — пли!

              Торпедист привычно рванул рукоятку боевого баллона, и «Цаункёниг» с бульканьем вырвалась из тесной трубы аппарата. Торпеда неслась на минимальном углублении, и солнечные лучи высвечивали ее хищную ярко-желтую боевую часть, в которой затаились несколько сот килограммов взрывчатки. Для маленького деревянного катера это было более чем достаточно.

              …Как ни прятался в глуби Вернер Шмидт, командир отделения рулевых «МО-105» все же заметил перископ «V-250» и немедленно доложил об этом командиру.

              — Полный вперед! Бомбы — товсь! — последовала команда, и, взревев моторами, «Сто пятый» лихо понесся к тому месту, где показался на миг темный столбик перископа. Сейчас катер будет «в точке», за корму скатятся черные цилиндры глубинных бомб, грянут взрывы, и…

              И взрыв действительно грянул! Он вышвырнул «МО-105» из воды, далеко разбросав в стороны обломки корабля. Над водой взвился чудовищный фейерверк из вспыхнувшего бензина, взрывающегося боезапаса, сигнальных ракет.

              — Дороговатый фейерверк, — пробурчал Шмидт, следя в окуляр перископа за опадающим столбом воды, просвеченным пламенем. — Штурман, нужно потихоньку сматываться отсюда… Впрочем, повременим. Сейчас кто-нибудь явится сюда. Если это будет еще один катер, присоединим его к этому…
            2. 0
              16 марта 2018 15:54
              Вернер Шмидт, уже совершенно оправившийся от потрясения и понявший, что его не расстреляют, не повесят и даже не отправят в страшную Сибирь, присутствовал при вскрытии отсеков своей "V-250". Он подсказывал и показывал, как отдраивать двери, где что находится, где что искать. Он же принял и последний "парад" своего бывшего экипажа, стараясь не смотреть на своих "мальчиков", к спасению которых он не приложил никаких усилий.
              Были найдены секретные карты с нанесенными на них границами минных полей, с курсами подлодок, фарватерами транспортов. Были найдены секретные коды и шифры, журнал "V-250" с хвастливыми записями о потопленных "сторожевых кораблях"…
      2. 0
        15 марта 2018 21:37
        Ю. Дудников
        ТАК БЫЛА РАСКРЫТА ТАЙНА «ЦАУНКЁНИГА»
        Документальная повесть
        Гибель «Сто пятого» произошла на глазах у экипажей 12-го дивизиона катеров-тральщиков. Но они продолжали выполнять свою работу. Продолжал оставаться при них и «ДЗ-910» — катер-дымзавесчик размером чуть побольше шлюпки. Вся его «боевая мощь» состояла из дымовой аппаратуры и одного пулемета. Но служба на нем неслась четко, как и положено быть службе на боевом корабле.

        В 19.06 наблюдатель дымзавесчика матрос Н. Бондарь заметил появившийся и исчезнувший перископ и тотчас же доложил своему командиру главстаршине Б. Павлову. Тот немедленно повел катер к тому месту, где только что был замечен перископ. Надрывно тарахтя мотором, катер стал описывать циркуляцию, истошно завывая сиреной, а Бондарь выстреливал в небо ракету за ракетой, стремясь привлечь внимание моряков со «Сто третьего».
        — Наверху какая-то карусель, — доложил Шмидту акустик. — Кто-то в нас вцепился, ходит вокруг нас на циркуляции.
        — Командир, пора уходить в наш каньон, — тревожно предупредил штурман. — Мы на мелководье! Нас могут накрыть.
        — В самом деле, пожалуй, пора, — согласился Шмидт. — Поворачивайте к каньону… Нас пока не слышат…
        Так же осторожно работая винтами, лодка стала медленно разворачиваться…
        «ДЗ-910» лег в дрейф… Павлов видел, что «МО-103» заметил его сигналы и, развернувшись, спешил к ним. Павлов перевел взгляд на поверхность воды и едва не вскрикнул: косые лучи низкого солнца высветили водную толщу под каким-то таким углом, что в ее глубине было видно, как под катером медленно проплыла огромная сигарообразная тень. Это стальная акула кралась к глубине, уходя с опасного мелководья.

        — Она здесь! — что было силы закричал Павлов. — Только что прошла под нами! — И он показал рукой направление, по которому прошла субмарина.

        «МО-103» был рядом, и Коленко направил катер туда. Сейчас же сигнальщик В. Вяткин обратил внимание командира на дорожку, отчетливо видимую в косых лучах солнца. Она обычно образуется за идущим кораблем, но в эту минуту она была над вражеской субмариной, кравшейся на небольшой глубине.
        Еще через минуту последовал доклад акустика:
        — Прямо по курсу шум винтов подлодки!
        — Бомбы — товсь! — последовала команда. — Глубина взрыва — пятнадцать метров!

        Так был ДЫМЗАВЕСЧИК или СКА?
        1. 0
          16 марта 2018 10:00
          Цитата: hohol95
          Так был ДЫМЗАВЕСЧИК или СКА?

          И тот, и другой сразу - в одном флаконе корпусе. smile
          ДЗ-910 - это КМ-910: катер типа КМ, который проектировался как малый ПСКА и СКА. Так что изначально он был СКА, а потом стал ДЗ.
  12. +6
    15 марта 2018 13:57
    "Автор. Спасибо. Ещё одна тема о малоизвестных или забыты эпизодах ВОВ на Чёрном море. К сожалению мало было у нас написано о моряках "Москитного флота", торпедных катеров."
    Да я бы не сказал. О подвиге экипажа СК-065 узнал в очень далеком детстве вот из этой книги.

    Перля З.Н. Рассказы о боевых кораблях.(Москва: Воениздат, 1954) Очень рекомендую подрастающему поколению. Таких книг сейчас почему то нет. О доблести и героизме советских военных моряков в годы Великой Отечественной войны очень хорошо написано. В том числе и о катерниках.
    1. +3
      15 марта 2018 13:58

      А это иллюстрация из указанной книги к статье о "СК-065".
      1. +2
        15 марта 2018 17:10
        А это иллюстрация из указанной книги к статье о "СК-065".

        у них 37-миллиметровка. Ошибка в книге?
        1. +2
          15 марта 2018 18:34
          иллюстрация в детской книге :) они там что угодно могли нарисовать, будьте проще :)
          1. +1
            15 марта 2018 18:42
            ну да, Вы правы. А иллюстрация красивая.
            1. +2
              15 марта 2018 19:22
              Я специально эту иллюстрацию выбрал. Художник, чтобы передать напряжение боя, пренебрег, скажем так, техническими деталями.
              Что касается технической части, она иллюстрировано очень хорошо. Один из художников - К.Арцеулов.
              1. +1
                15 марта 2018 20:33
                запомнил название. Мне кажется, Арцеулов - один из самых недооцененных гениев. Можно энциклопедию творчества писать. Вот что значит - гены с обеих сторон. hi на "Уголке неба" написано, сбил 18 вражеских самолетов. soldier Виктор Николаевич, спасибо огромное!
                1. +1
                  15 марта 2018 21:10
                  Даже если бы он никого не сбил, его вклад в развитие авиации огромен. Арцеулов первый летчик, разработавший технику выхода со штопора и сам ее опробовавший - человек, победивший штопор. Сколько он спас жизней - трудно представить.
                  1. +1
                    15 марта 2018 21:16
                    а скольких обучил. Сколько облетал. Основоположником планерного спорта был... Рисовал при этом! Мало таких людей. soldier
  13. +4
    15 марта 2018 14:10
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Ольгович
    Удачный корабль получился -дешевый и , в то же время, сильный.

    Не совсем удачный - впрочем, как и все универсальные корабли. У МПО НКВД главной претензией к МО была плохая управляемость на малых ходах, крайне важная при подходе к досматриваемому или задерживаемому судну. У ВМФ - отсутствие какой-либо защиты л/с и ЖВЧ, отсутствие резервов на модернизацию. В журнале "Гангут" была статья по военным модернизациям МО - ситуация была из серии "хвост вытащили - голова увязла". Поставили противопульную броню на мостик и бензобаки - пришлось снимать щиты с "сорокопяток", лишая расчёты орудий хоть какой-то защиты. Попытались воткнуть хотя бы один "эрликон" - появились проблемы с остойчивостью + пришлось сокращать и так невеликий запас глубинных бомб.
    Самой же главной проблемой МО было то, что его основными противниками в классе лёгких сил стали более крупные и лучше вооружённые шнелльботы и раумботы.

    Всё дело в заложенных заказчиком требованиях для этого катера, что бы его можно было перевозить по железной дороге. Это ограничивало его ширину, и длину, а следовательно ухудшало и остойчивость при увеличении количества вооружения на верхней палубе.
    При совсем небольших изменениях в габаритах и водоизмещении можно было сделать гораздо лучший кораблик, НО - такие были условия, что бы его можно было перевозить по ж/д
    Такие жее требования были и к торпедным катерам, и вроде даже к подводным лодкам малого водоизмещения.А до революции по Ж/д даже миноносцы перевозили.
    1. +2
      15 марта 2018 15:35
      Цитата: myobius59
      Такие жее требования были и к торпедным катерам, и вроде даже к подводным лодкам малого водоизмещения.

      К подводным лодкам малого водоизмещения такие требования были абсолютно точно: "Малютки" проектировались из расчёта перевозки по ж/д в сборе (допускался демонтаж боевой рубки). Более крупные ПЛ тоже должны были иметь возможность транспортировки по ж/д, но уже посекционно.
  14. +3
    15 марта 2018 15:19
    Автор спасибо! Не знал про этот бой ничего, когда читал у меня волосы на спине шевелились, вот это люди! ! ! ! !
  15. Комментарий был удален.
    1. +1
      15 марта 2018 21:43
      Опять пришли "БЛЕСНУТЬ" дном "УТКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ"...
      Эх знать бы кем вы бы были в те годы...
      Великим конструктором или великим пройдохой, как Курчевский...
      1. +1
        15 марта 2018 22:26
        "...кем вы бы были в те годы..."
        Да тем же, что и в эти - " звонарь обыкновенный".
        1. +1
          15 марта 2018 22:47
          Не будем обижать настоящих ЗВОНАРЕЙ! Он просто - звонкий...Сам по себе. drinks
          1. +1
            15 марта 2018 22:51
            Пусть будет "пустозвон обыкновенный".
            1. +1
              15 марта 2018 23:19
              Точно так - это эволюционировавший ПОДКУСТОВНЫЙ ВЫПОЛЗЕНЬ. good
  16. 0
    15 марта 2018 19:41
    не мягкую мебель на распродаже урвать