Одинокий «Беркут»: почему Су-47 оказался не у дел

23
Август 1999 года, город Жуковский, Московская область. Четвертый международный аэрокосмический салон МАКС. Среди российской авиатехники, которая уже в том же составе выставлялась годом ранее на МАКС-97, неожиданно появился уникальный гость – экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности.

В начале 80-х годов ведущие державы США и СССР начали исследования по возможности применения в авиатехнике крыла с обратной стреловидностью. Первые в этом деле оказалась американцы. В 1981 году авиастроительная компания Grumman получила от Пентагона заказ на постройку двух экспериментальных самолетов, которые получили обозначение Х-29. Спустя три года состоялся первый полет. Однако американцы довольно быстро пришли к выводу о бесперспективности такой конструкции крыла и все работы были свернуты к началу 90-х годов.



Примерно в то же самое время в СССР была дан старт аналогичному проекту. Это была личная инициатива руководства ОКБ Сухого. Но в связи с развалом Союза, работы по необычному самолету существенно замедлились. Тем не менее, в 1997 году Су-47, прозванный "Беркутом", впервые поднимается в небо.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    31 марта 2018 18:55
    Первые в этом деле оказалась американцы. В 1981 году авиастроительная компания Grumman получила от Пентагона заказ на постройку двух экспериментальных самолетов, которые получили обозначение Х-29.
    В Америке так же летал Ф-16 с обратной стреловидностью...
    А вообще первопроходцами были немцы, создавшие еще в годы ВМВ Junkers Ju-287
    1. 0
      1 апреля 2018 14:14
      Ну про немцев когда-то слышал,НО про F-16 впервые!!!
      Хотя и похоже на монтаж,но всё равно СПАСИБО!!!
      1. 0
        1 апреля 2018 14:27
        Цитата: donnick74
        Хотя и похоже на монтаж,

        Еще школьником, в начале 80-х, в "Зарубежном Военном Обозрении" читать о нем приходилось. Если интересно, то у него на киле нанесен шифр проекта "SFW/F-16", наберите его в нэте, да почитайте...
    2. +1
      2 апреля 2018 09:07
      ну, до немцев был наш планер и бомбардировщик Беляева, но конечно же первопроходцами были немцы, куда там нам...
      1. 0
        2 апреля 2018 09:17
        Цитата: Инжeнeр
        ну, до немцев был наш планер и бомбардировщик Беляева, но конечно же первопроходцами были немцы, куда там нам...

        Вообще то интерес к "обратной стрелке" был проявлен еще до ПМВ, но до ладно. Видимо еще стоит не забывать и нашего "трудягу" Ил-14, у него то же "обратная стрелка"
    3. 0
      5 апреля 2018 12:22
      Ил-14 (по кодификации НАТО: Crate — «Ящик» или «Контейнер») — советский ближнемагистральный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов для замены устаревшего самолёта Ли-2. Угол стреловидности -3 градуса по линии 1/4 хорд.
  2. +7
    31 марта 2018 18:59
    Обратная стреловидность крыла известна с 30-40 годов прошлого века,самолеты безхвостки тоже новинка из 30 годов , массовое пременение подбных систем не дает особых преимуществ перед обычными схемами ,если бы были приимущества уровня реактивного над поршневым все бы давно летали на подобных самолетах.
  3. +6
    31 марта 2018 19:08
    Ну почему же не у дел!?? Самолёт же экспериментальный, и свою функцию выполнил достойно! Название статьи не соответствует содержанию...!
  4. +2
    31 марта 2018 20:27
    Я думаю, что наша промышленность разработает для этого самолета прочные пластические материалы и подобные самолеты пойдут у нас в серию. Наша наука не стоит на месте! yes
    1. +3
      31 марта 2018 21:30
      Да нет он в серию не пойдет. У него немало нерешенных проблем. Возможно лет так через ....надцать и вернутся к подобной схеме. Но это будет совсем другой самолет.
  5. mvg
    +2
    1 апреля 2018 00:00
    На этом самолете Сухой впервые в России испытывал большое применение углепластика при строительстве. До этого практически его в Союзе не было. То, что схема бесперспективна, к этому пришли быстро. Эксперимент.
    1. +3
      1 апреля 2018 03:17
      Я читал, что крыло обратной стреловидности испытывает уж слишком большие перегрузки на сверхзвуке, потому крылья Су-47 были сделаны из прочного композита. Но недостаток таких крыльев в том, что в случае боевых повреждений пробоины в них не заваришь, как в дюралюминиевом крыле, придется менять целиком все крыло, а это недопустимые расходы, это было одной из причин, почему проект был признан бесперспективным
      1. +3
        1 апреля 2018 14:25
        Уважаемый сейчас не 40_е годы!Заварил и в бой-не выйдет,поверьте,хоть я и не специалист по авиации,а спец по ремонту и хранению бронетехники,но,танк или БМП получив пробитие ВСЕГДА дешевле и проще пустить на металлолом!!!А композит заменить,да как 2 пальца..!
        1. +2
          2 апреля 2018 06:48
          Ладно бы танк с композитной броней, но БМП то заварить дырку в бронелисте в чем проблема?
  6. +3
    1 апреля 2018 06:05
    В том то все и дело : "американцы создают что то" - генконструктор Сухого, считая их наверно , за божества ( мы все тогда преклонялись, перед мощью мысли , ов, насмотревшись голливуда), начинает "копировать передовую науку". Сначала американцы клепали "стелсы", которые сегодня все на помойке - этот умник из Сухого, отрезал перед от су - 27, вроде, и прикрутил туда эту кабину - там была лесенка "а ля как пенды в стелз залазят" - типо наш ответ чемберлену. Потом наши американские гении занялись стреловидностью - генкотруктор Сухого , решил снова не отставать - его даже в "стелс цвет " покрасили, этого сухого - 57, краски ушло ,наверно не одна бочка. И теперь они создали "пятое поколение" - "Авиацию в воздух " - "Всю?" - "Обеи два!" Между прочим Миг - как летал на 30 км, - а его пилили, развивая показуху. Не хочу ничего сказать, но 90е - это был период бардака и , к сожалению предательства.
    1. +8
      1 апреля 2018 09:21
      Каких грибов объелся?
  7. 0
    1 апреля 2018 15:12
    Цитата: Arakius
    Я читал, что крыло обратной стреловидности испытывает уж слишком большие перегрузки на сверхзвуке, потому крылья Су-47 были сделаны из прочного композита. Но недостаток таких крыльев в том, что в случае боевых повреждений пробоины в них не заваришь, как в дюралюминиевом крыле, придется менять целиком все крыло, а это недопустимые расходы, это было одной из причин, почему проект был признан бесперспективным

    ...нахрена обратная стреловидность, когда прекрасно себя зарекомендовали двигунки с изменяемым вектором тяги..?
  8. +1
    1 апреля 2018 18:33
    [b][/b]Обратная СТРЕЛОВИДНОСТЬ крыла , ПОВЫШАЕТ МАНЕВРЕННОСТЬ летательного аппарата , НО и ПРОИЗВОДИТ массу проблем при ЕГО ПИЛОТАЖЕ ( также КАК у аппаратов с ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ . НЕСОМНЕННО , такая конструкция КРЕПЛЕНИЯ КРЫЛА потребует НОВУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОПОВОРОТНОГО Крыла ( смены Стреловидности прямо в ПОЛЁТЕ ) !
    1. 0
      1 апреля 2018 21:35
      Летают уголовный отражатель, нет у него будущего
  9. +1
    1 апреля 2018 23:21
    Вроде проходила информация о закупке подобного аппарата для обучения курсантов, СР-10 , производства какой то частной компании. Он должен был заменить "чеха" . Но что то затихло последнее время .
  10. 0
    6 апреля 2018 13:37
    Красивая машина,жаль что в жизнь воплотить не удалось.
  11. 0
    6 апреля 2018 17:56
    Крылья у него отваливаются от перегрузок...
  12. +1
    9 апреля 2018 15:59
    А орали - суперсамолет, суперсамолет. Модели везде продаются. А на деле - 1 модель для экспериментов