Самые дорогие шлемы. Часть шестая. Шлемы Александра Невского

34
Не надо думать, что редкие и очень дорогие шлемы находили и находят только за рубежом. И уж тем более глупо считать в их находках какое-то умаление нашей российской культуры. Ну, не было на наших землях римской культуры, не дошли сюда римляне. Поэтому и нет в наших археологических находках римских шлемов, пусть даже и самых безвкусных. До Англии они дошли, и до Франции дошли. А вот за Рейном их опять-таки не было, так что фиксируется четкая граница находок – река Рейн – и тут римляне, а вот тут – «дикие германцы». Зато после крещения Руси ее духовное развитие шло в едином русле европейской цивилизации, появились те же мечи из Европы, но, и конечно же, свои местные изделия, которые были ничем не хуже западных и скандинавских. И вот как раз шлем князя Ярослава Всеволодовича — одно из этих изделий. Это древнерусский шлем, который датируют второй половиной XII — либо первой половиной XIII века. Находится он в Оружейной палате Московского Кремля.


Хорошие костюмы у русских воинов были в фильме «Александр Невский»!



По типологии российского ученого А.Н. Кирпичникова относится к типу IV. Он же отмечал, что шлем Ярослава Всеволодовича является одной из первых находок, с которых «началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей».

Самые дорогие шлемы. Часть шестая. Шлемы Александра Невского

Копия шлема Ярослава Всеволодовича. (ГИМ, оригинал в Оружейной палате Кремля в Москве)

Ну, а нашли его совершенно случайно, причем довольно давно. Случилось так, что крестьянка А. Ларионова из села Лыкова, расположенного вблизи города Юрьева-Подольского осенью 1808 года «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это был шлем, лежавший поверх кольчуги, причем и она, и сам шлем сильно проржавели. Свою находку крестьянка отнесла деревенскому старосте, а тот увидел на шлеме святой образ и передал его архиерею. Тот в свою очередь послал его самому Александру I, а тот передал ее президенту Академии художеств А.Н. Оленину.


А.Н. Оленин. Он первым изучил шлем, который сейчас официально называется «шлем из Лыково»…

Тот начал шлем изучать и высказал предположение, что шлем вместе с кольчугой принадлежали Ярославу Всеволодовичу и были спрятаны им во время бегства с места битвы при Липице в 1216 года. Он обнаружил на шлеме имя Феодор, а это было имя князя Ярослава, данное ему при крещении. И Оленин предположил, что и кольчугу, и шлем князь снял, чтобы они не мешали его бегству. Ведь из Лаврентьевской летописи мы знаем, что князь Ярослав, когда потерпел поражение, то бежал в Переяславль, куда приехал лишь на пятом коне, а четырех коней загнал по дороге. Его брат Юрий тоже спешил сбежать с места битвы так, что приехал во Владимир лишь на четвертом коне, и летопись подчеркивала, что был он «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл». То есть в одном исподнем, бедняга, прискакал, в таком был страхе.

К сожалению, тулья шлема сохранилась в очень плохом состоянии — в виде всего лишь двух крупных фрагментов, из-за чего точную ее форму, а также конструкцию определить невозможно. Принято считать, что она имела форму, близкую к эллипсоидной.


Рисунок из дореволюционной книги про русские древности…

Снаружи поверхность шлема была покрыта серебряным листом и позолоченными серебряными накладками, с чеканными изображениями образа Вседержителя, а также святых Георгия, Василия и Феодора. Налобная пластина несла на себе изображение образа Архангела Михаила и надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Край шлема украшает позолоченная кайма, покрытая орнаментом.

В целом можно говорить о высоком художественном мастерстве изготовителей этого шлема, их техническом мастерстве и хорошем вкусе. В его оформлении дореволюционные российские историки видели норманнские мотивы, а вот советские предпочитали сравнивать их с белокаменной резьбой храмов владимиро-суздальской земли. Историк Б.А. Колчин считал, что тулья шлема цельнокованая и сделана из железа либо малоуглеродистой стали при помощи штамповки, после чего последовала еще и выколотка, и этим он отличается от других аналогичных изделий этого времени. Полумаска шлема почему-то закрывает часть надписи, сделанной по периметру иконы, что позволяет утверждать, что сначала ее не было, а добавили ее потом.

По мнению А.Н. Кирпичникова, этот шлем переделывали по крайней мере три раза и что у него были хозяева и до князя Ярослава. Причем сначала он мог и не иметь никаких украшений. Затем к нему приклепали серебряные накладки. И только после этого к нему добавили его навершие и полумаску.

Историк К.А. Жуков отмечает, что у шлема не было нижних вырезов для глаз. Но, по его мнению, шлем переделке не подвергался, а сразу так и был сделан с полумаской. Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н.В. Чеботарев указывает на нем на то место, где его налобная икона стыкуется с полумаской, и обращает внимание, что она почему-то закрывает часть надписи, обрамляющей икону, чего, в общем-то, быть не должно.


Его рисунок, сделанный в дореволюционное время.

Ведь если бы шлем делал один мастер и, так сказать, единовременно, то нет никаких сомнений в том, что тогда надпись на иконе соответствовала бы месту ее размещения. Но могло быть и так, что полумаску со шлема временно снимали, чтобы закрепить на нем икону, точно размеров ее не вымеряли, ну а потом «в силу традиции» надеяться «на авось», решили, что… «сойдет и так».


Почему-то шлемов у Александра в фильме два. Причем носит он их в ходе действия ОДНОВРЕМЕННО. Отличия в том, что на втором приделана полумаска с острым носом! Так сказать, у него «более боевой вид».

В любом случае форма этого шлема с налобной иконой и полумаской нашла свое отражение в искусстве. Именно такой шлем (причем в двух вариантах!) водрузил на голову своему герою режиссер Сергей Эйзенштейн в художественном кинофильме «Александр Невский». Наборы открыток с изображением князя Александра в этом шлеме печатались тысячными тиражами, так что неудивительно, что долгое время все так и думали, что «киношный шлем» делался по образцу реально существовавшего, хотя на самом деле это и было совсем не так.


Турецкий шлем начала XVII в. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Обратите внимание, как сильно он похож на древнерусские шлемы. Понятно, что это не из-за того, что «Русь-Орда-Атаманская империя» (именно «Атаманская», потому что «атаманы», то есть «военные вожди», то есть князья/каганы - атаманы!). Просто форма эта рациональна, вот и все. Еще ассирийцы имели такие шлемы, и что они тоже славяне? А затем к таким шлемам добавили козырек, «стрелку-наносник», которую можно было поднимать вверх-вниз, «наушники», назатыльник и получилась… «шапка ерихонская» или как этот шлем называли на Западе – «восточный бургиньот» (бургонет).


Западноевропейский бургонет в восточном стиле. Конец XVI в. Изготовлен в Аугсбурге. Вес 1976 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Второй шлем, приписывавшийся опять-таки Александру Невскому, также является экспонатом кремлевской Оружейной палаты, и не просто экспонатом, а одним из самых известных и знаменитых!

Официально он называется «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича» - то есть того самого Михаила Романова, который как раз и стал основателем... царского дома Романовых. А почему он считается шлемом благоверного князя Александра Ярославича? Просто в XIX веке существовала легенда о том, что шлем царя Михаила представляет собой переделку шлема Александра Невского. Вот и все!

Откуда появилась эта легенда не вполне ясно. В любом случае, когда в 1857 году утвердили Большой герб Российской империи, то его гербовый щит увенчали изображением «шлема князя Александра».

Однако совершенно очевидно, что этот шлем никак не могли сделать на Руси в XIII веке. Однако доказать, что он был сделан в начале ХVII века смогли окончательно только после Великой Отечественной войны, когда у историков в руках появились соответствующие технологии. То есть все, что так или иначе связывает этот шлем с именем Александра Невского – всего лишь легенда и не более.

Ну, а о том, что же все-таки собой представляет этот шлем, подробно изложил кандидат исторических наук С. Ахмедов в статье «Шлем работы Никиты Давыдова». По его мнению, этот шлем выполнен в восточной традиции, хотя наряду с арабской надписью на нем есть и православная символика. Кстати, очень похожие шлемы имеются в коллекции Метрополитен-музей в Нью-Йорке и о них точно известно, что они… из Турции!

В «Древностях Российского государства, изданных по Высочайшему повелению» (1853 г.), - откуда и взята приведенная здесь литография, - дан такой перевод 13-го Аята 61 Суры: "Помощь от Бога и близкая победа и возвести [это] благо верным". 61 Сура носит название Сура Ас-Сафф ("Ряды"). Сура ниспослана в Медине. Она состоит из 14 Аятов. В самом начале Суры говорится, что Аллаха славят и на небесах, и на земле. И что ему угодно, чтобы все верующие в него сплотились и стали бы как одна рука. В ней же Муса и Иса клеймят сынов Исраила, объявляют их упрямыми неверными и обвиняют в том, что они хотят потушить свет веры Аллаха. В этой же суре Аллах обещает сделать свою религию выше всех остальных, пусть это и придется не по нраву язычникам-многобожникам. В самом конце Суры верующие призываются к борьбе за веру в Аллаха, к защите его религии, чтобы они жертвовали и своим имуществом, и даже жизнью. А в качестве примера приводятся апостолы, являвшиеся последователями Исы, сына Марийам.
13 Аят :
وَأُخْرَىٰ تُحِبُّونَهَا ۖ نَصْرٌ مِنَ اللَّهِ وَفَتْحٌ قَرِيبٌ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ
Один из переводов этого аята выглядит так:
«Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!»;
«И другое, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. И обрадуй же верующих!»;
«И ещё для вас, о верующие, другая милость, которую вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа, благом которой вы будете наслаждаться. Обрадуй, о Мухаммад, верующих этим воздаянием!»
И вот вопрос, как мог русский мастер Никита Давыдов сделать такой шлем (примерно в 1621 году), да еще и будучи православным, написать на нем по-арабски: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»?

В приходно-расходной книге Оружейного приказа от 18 декабря 1621 года есть такая запись: «Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову поларшина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом». То есть отделывал он золотом некий шлем, даденный ему для украшения и за то получил от государя плату «натурой».


Рисунки шлема из книги «Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению» (1853 г.). Тогда вот так подавали информацию о культурных ценностях Российской империи! Вид спереди, сзади.


Вид сбоку.

То есть не сам Никита Давыдов его делал, а только украшал. А украшать его нужно было, потому, как это был явный подарок царю с Востока. Возможно, что подарок непосредственно от государя, который нельзя не принять. Но, как же его носить, если вы православный царь, а на шлеме написаны цитаты из Корана. Восточного правителя обидеть отказом от его подарка никак нельзя. Но и подданные… они такие… Гришку Отрепьева признали самозванцем за то, что после обеда не спал, в баню ходить не любил и даже сказать такое стыдно – «любил жареную телятину». А тут еще и слова из книги «поганых» на голове у царя… Православный народ такого просто не поймет, еще и бунт поднимет.


Украшения, сделанные насечкой.

Поэтому-то Никита Данилов и был приглашен, чтобы привести этот шлем в «употребительный вид». Так на носовой стрелке шлема и оказалась миниатюрная фигурка архангела Михаила из цветных эмалей. На куполе же мастер при помощи насечки «набил» золотые короны, а на самом верху, то есть на навершии, укрепил золотой крест. Правда он не сохранился, но известно, что он был.


Вид изнутри.

И это, кстати, далеко не первый случай, когда оружие с Востока находило себе на Руси новых хозяев. С Востока на Русь попали сабли Мстиславского (шлем его, кстати, тоже восточный, турецкий!), Минина и Пожарского, хранящиеся в той же Оружейной палате и точно так же содержащие на себе восточные клейма и надписи арабской вязью.

П.С. Вот как интересно бывает в жизни. Написал я этот материал по заказу одного из постоянных читателей ВО. Но в процессе работы столкнулся с целым рядом «интересных моментов», которые легли в основу продолжения темы, так что…

Продолжение следует…
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    28 апреля 2018 06:03
    Дорогой Вячеслав Олегович, пока слов нет одни эмоции!!!!!!!!!!
    Поэтому пока чистый плагиат, думаю Николай (NF-68) меня грешного простит ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++!!!!!
    !

    Спасибо!!!!!!!!
    1. +9
      28 апреля 2018 07:21
      Доброе утро Владислав! Просто я всегда стараюсь выполнять обещания. Как говорили наши предки: "Давши слово держишь, не давше крепись!" Да и сама по себе тема очень интересная. В принципе будь у нас страна побогаче, возможно было бы появление книг: "Самые известные шлемы мира", "Самые известные мечи"... "Замки"...Но пока, что издательства согласны только на "Самые известные танки", самолеты и корабли.
      1. +4
        28 апреля 2018 08:06
        Ну лиха беда начало!!!
        К слову о Вас я узнал, выписывая в детстве журнал "Танко-мастер" приложение к ТМ. Дай бог мне памяти, со статьи про немецкую САУ "Ферденанд" которая до кучи и "Элифант".
        Каково было мое удивление когда купив в 2000-х гг энциклопедию про танки, я повторно в введении прочитал знакомую историю про модели танков, которые Вы сделали к 70-летию то ли Ленина, то ли Октябрьской революции.
        Но какова моя радость была, когда на единственном сайте который я посещаю, повезло в третий раз с Вами "сталкнуться" как автором статей и собеседником!!!
        За сегодняшнюю статью искреннее спасибо!!! В прочем, как и за другие.
        С уважением, Ваш Котище!
        1. +7
          28 апреля 2018 08:32
          К 110-й годовщине со дня его рождения на Всесоюзный конкурс игрушек, сидя в своей деревне Покрово-Березовке... Это было нечто... чертежи из Т-М. А как быть с гусеницами? Купил планетоход, снял с него, придал форму "как на танке". Под нее по клеточкам перечертил проекции. Потом все сделал из полистирола, а его оклеил тонкой листовой латунью, прочеканив заклепки изнутри... Так вот и попал в призеры...
          1. +3
            28 апреля 2018 20:45
            Большой труд!
  2. +16
    28 апреля 2018 08:26
    А почему шлемы эти дорогие, оценивали?
    1. +5
      28 апреля 2018 08:33
      Ну, я не могу Вам ответить на этот вопрос. Но раз они в Оружейной палате Кремля, то... ясно не дешевые. По сути это национальные сокровища!
      1. +6
        28 апреля 2018 09:41
        Они бесценны для нас с Вами, так как они наша история!
        К слову Вячеслав Олегович начинал писать цикл именно о дорогих зарубежных находках проданых за башенные деньги с аукционов. Сегодняшняя статья написана Автором по моей просьбе. Так что название цикла статей осталось, а стоимость отечественных шлемов просто неоценима!!!
    2. +2
      28 апреля 2018 20:44
      Простите, а Вы все в жизни измеряете в "фантиках"? "Ведь дело не в деньгах, и не в количестве женщин..."(Б. Гребенщиков)
    3. +2
      29 апреля 2018 14:02
      Цитата: BRONEVIK
      А почему шлемы эти дорогие, оценивали?

      Ну, князья вообще-то обычно не имели привычки дешевку носить. А уж когда речь идет об оружии и доспехах, от качества которых зависит твоя драгоценная жизнь... С учетом тогдашней технологии изготовления железа, т.н. рафинированная сталь была во много раз дороже обычной, но зато более или менее надежное оружие и доспехи можно было сделать только из нее! Для справки: миланский панцирь "держал" со 100 шагов мушкетную пулю, а ширпотреб-"шайзенпанцер" пробивался "на раз" как мечом, так и крестьянским топором - зато и сттоил миланский панцирь в 30-35 раз дороже. Аналогично, меч работы Ульфберхта стОил 1000 динаров (4,25 кг рыжья, т.е. не на вес золота, а втрое дороже), зато гнулся в полукруг и рубил доспехи - а меч "массового производства" стоил всего 3 динара, зато: "Кьяртан наносил страшные удары, однако меч никуда не годился. Ему приходилось все время бросать его на землю и расправлять клинок ногой...".
  3. +4
    28 апреля 2018 08:48
    и о них точно известно, что они… из Турции!
    Вот как раз в этом ничего удивительного, как и в этом
    оружие с Востока находило себе на Руси новых хозяев
    потому что на территории современной Турции находится очаг наиболее древнего производства железа. Именно железа. там раньше других научились выплавлять пригодное для дальнейшего передела и обрабатывать железо.
    1. +3
      29 апреля 2018 14:33
      Цитата: Begemot
      на территории современной Турции находится очаг наиболее древнего производства железа.

      Точнее - в турецкой Армении, причем традиция не прерывается уже 4000 лет! Изобретатели технологии железа - халибы - уже ко временам Плутарха были ассимилированы армянами, и именно потомки халибов - армяне-амшенцы (они же хемшилы) были лучшими оружейниками Османской империи. Большинство амшенцев приняли ислам (так что цитаты из Корана на шлеме мог гравировать и его непосредственный изготовитель), поэтому их геноцид 1915-22 не коснулся - и многие из них и сейчас живут в тех же местах и работают с металлом
  4. +5
    28 апреля 2018 08:55
    Очень интересно. Спасибо автору! hi
  5. +7
    28 апреля 2018 10:40
    На мой взгляд очень удачная статья, автору большое спасибо. Даже интересно как будут ее извращать в рамках новохроноложества и иных истЕрических конфессий. smile После выпадов автора в сторону ассирийцев, которые, оказывается, не славяне и Атаманской империи статья приобретает общественный резонанс.
    Предвижу что-то типа
    Автор, прикрываясь ржавыми железками, искажает историю Великой Скифо-Русской Империи (ВСРИ) и пытается лишить нас заслуженного прошлого величия

    Ну что, коллеги, подождем? laughing
  6. +3
    28 апреля 2018 11:33
    "Зато после крещения Руси ее духовное развитие шло в едином русле европейской цивилизации", - развитие славян всегда шло в общем тренде развития европейской цивилизации (внезапно):

    - до 862 года развитие шло в родо-племенном русле (так же как и у соседей по Европе германцев и кельтов);
    - после 862 года в государственном русле (опережая скандинавов и поляков);
    - после 988 года в русле христианской религии (крещение малой части Польши произошло в 966 году, но польская христианская община была практически вся вырезана язычниками в 1035-37 годах, после чего жителей Польши пришлось крестить заново; большинство скандинавов долгое время были язычниками - в столице Швеции главный языческий храм был разрушен только после 1060 года).

    Не надо путать южно-европейскую римскую/византийскую цивилизацию с северо-европейской германо-славяно-скандинавской цивилизацией. Единой европейской цивилизация стала только после крещения Литвы в 1387 году (через 400 лет после Руси).
  7. +5
    28 апреля 2018 11:35
    Да, Вячеслав Олегович! Вот и Вы пали жертвой аферистов-мистификаторов, которые историками официальными называются. Притом действуют как изощренно. Вроде со всех сторон шлем Александра Невского исследовали, запись в "Приходно-расходной книге Казенного приказа" нашли, отсутствие имени мастера Давыдова установили. Одним словом - восточная работа. А вот саму надпись арабскую тщательно не осмотрели! А дьявол, как известно, кроется в мелочах!
    И только настоящий ученый Чудинов, ведущий специалист по некоей (им самим выдуманной, так как официальная наука от этого отказывалась) древнерусской письменности, человек, установивший, что обитатели Североамериканского континента говорили и, естественно, писали по-русски 80 000 лет назад, эту надпись осмотрел, провел эпиграфическое исследование. И что он увидел? Смотрите сами.

    То есть никаких там арабских писмен нету. Просто русский мастер стилизовал русский язык под арабский. Надписи МИМ ХРАМА ЯРА, РОДОВ ЯРА ХРАМ ЯРА, МОСКВА, МИР ХРАМА ЯРА, ХРАМ ЯРА МАРЫ говорят о том, что это ритуальный шлем для сопровождения в загробный ведичиский мир. А сделан он был в Москве, в храме Яра Рода, и принадлежал миму Яра. Являлся ли Александр Невский мимом Яра, пока неизвестно, но не исключено. Академик Чудинов над этим вопросом работает.
    Таким образом, высочайшая культура изготовления шлемов, умение писать надписи по-арабски так, что они могли быть прочитанными и по-русски, показывает что ведисты, обладали более высокой культурой по сравнению с жившими с ними одновременно католиками. И под лозунгом "борьбы с языческими суевериями" христианами, этими послушными слугами Хозяев Запада, уничтожалась предшествующая более высокая ведическая материальная и духовная культура.
    1. +11
      28 апреля 2018 12:26
      Я просто убит пулей калибра 19,05 из мушкета Браун Бесс навылет! Ошарашен турецкой булавой из Оружейной палаты и вдобавок сам себя порубил непальским кукри. И, кстати, теперь понял смысл песни: "Эх, ямщик, гони-ка к Яру...."
      1. +2
        29 апреля 2018 18:51
        «Яр» — название нескольких знаменитых ресторанов в Москве XIX — начала XX века.

        В первый день января 1826 года, в Москве «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой «ресторации» с гостиницей был француз Транкиль Ярд

        Потом фамилию Ярд сократили до Яр
        https://a-dedushkin.livejournal.com/789583.html

        поехать к Яру - это не поехать в какое -то то место, а поехать к Яру(Ярду) - то есть типа поехать к Васе, Пете, Коле - или к Яру (Ярду)

        Романс "Эй, ямщик, гони-ка , к Яру " первый исполнитель Юрий Морфесси Музыка А. Юрьева Слова Б. Андржиевского
        В романсе слова ЭЙ, ЯМЩИК, ГОНИ-КА К «ЯРУ» Что так грустно… Взять гитару, Запеть песню про любовь. Иль поехать лучше к «Яру» Разогреть шампанским кровь… Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» и т.д.
      2. 0
        2 мая 2018 22:53
        Когда-то по интернету гуляла фотка старинной каменной плиты с надписями на неизвестном нерасшифрованном языке. Ведисты включились в расшифровку и получили подробный текст о древней битве. Но кто-то обратил внимание, что если плиту поставить вверх ногами, то получится простой текст на идише: "такой-то честный ремесленник жил и славил Бога и помер,и похоронен , дата - первая половина 19 века." yes
    2. +4
      28 апреля 2018 14:01
      Цитата: Curious
      Надписи МИМ ХРАМА ЯРА, РОДОВ ЯРА ХРАМ ЯРА, МОСКВА, МИР ХРАМА ЯРА, ХРАМ ЯРА МАРЫ говорят о том, что это ритуальный шлем для сопровождения в загробный ведичиский мир. А сделан он был в Москве, в храме Яра Рода, и принадлежал миму Яра. Являлся ли Александр Невский мимом Яра, пока неизвестно, но не исключено.

      Предупреждать надо. wassat
      Нет, я, конечно в курсе, что полное имя и титул Рюрика на самом деле были следующими: Рарог Иван Имануилович Соколов-Синеусов, хараон Яра, Император и главнокомандующий военно-воздушных сил Руси (так раньше называлась планета Земля), умерший и воскресший, святой и богоподобный, похороненный на небе (на Марсе, если кто не знает). Знаю также, что европейское христианство суть искаженное истинное учение рюрикарианства. Но чтобы вот так... wassat
      Виктор Николаевич, уважаемый, вас-то как на Чудинова вынесло, каким лихим ветром? Лично я пока специально не стал разыскивать откровения фриков от истории на него не попадал. В те поры я был счастлив, но теперь мир для меня никогда не будет прежним... Вот Вячеслав Олегович понял смысл песни про ямщика, а я на своей несчастной шкуре прочувствовал всю глубину и мудрость изречения "многия знания - многия печали".
      1. +3
        28 апреля 2018 15:11
        Вы помните бессмертное творение Ильфа и Петрова "Золотой теленок"? " "И один лишь рынок особой категории жуликов, именующих себя детьми лейтенанта Шмидта, находится в хаотическом состоянии. Анархия раздирала корпорацию детей лейтенанта, и они не могли извлечь из своей профессии тех выгод, которые она несомненно могла принести."
        Как ни странно, но корпорация традиционных историков, никогда не оличавшаяся монолитностью, удара перестройки и гласности просто не выдержала и пришла в такое же хаотическое состояние, как и корпорация непутевых лжеотпрысков героического революционера.
        Притом к началу 90-х в среде ученых, в том числе и историков накопилось большое количество всяких астральных сущностей, которые были никем в истории, но зато хорошо чувствовали исторический момент и то, какие выгоды могла принести история, если правильно ею пользоваться.
        Чувствовалась необходимость в реформах, так как всякие коммерческие начинания в виде новейших революционных открытий официальная наука безжалостно душила и мешала плодотворно сбирать в закрома, обирая доверчивых сограждан.
        И тут, на счастье неоднозначных деятелей от истории ученые - минералоги во главе с Дмитрием Минеевым учредили Российскую академия естественных наук. Обозвать Минеева Балагановым я не могу, так как РАЕН задумывалась как место, где минералоги могли непринужденно побщаться на предмет разных камушков. Как уж эта идея стала жертвой любителей блэкджэка и шлюх от науки, я не знаю, но РАЕН очень быстро превратилась в "малину" для различных неоднозначно оцениваемых личностей. На этой "малине" я Чудинова и нашел, совершенно случайно, зайдя по какой то ссылке в поисках уж не помню чего.
        1. +5
          28 апреля 2018 16:27
          я вот кстати, к Михаилу присоединюсь! Предупреждать надо. Утром глянул, чуть умом не повредился. Нет, я понимаю, у Вас выходной, у Калибра тоже, но первая мысль была - налито уже у обоих! drinks
  8. +3
    28 апреля 2018 13:09
    интересно. посмотрим что будет во второй части. :)
    1. +6
      28 апреля 2018 14:18
      Даже и не угадаете! Но интересно будет, обещаю!
      1. +2
        28 апреля 2018 14:51
        Вячеслав, а вы не хотели б сделать статью (статьи) о русских доспехах?варианты кольчуг и прочее. в инете либо полный шлак либо написаны откровенно скучно.
        1. +3
          28 апреля 2018 16:25
          Вот видите, Андрей, а Вы все: "Не для ВО, не для ВО!" wink drinks
          Вячеслав, а вы не хотели б сделать статью (статьи) о русских доспехах?

          ЕМНИП, Вячеслав Олегович уже писал циклы по русским доспехам и оружию и в 16-м, и в 17-м. Но я почему-то уверен, что напишет! yes
          1. +2
            28 апреля 2018 16:53
            я не все статьи критикую. и не из злобы :) видимо про русские доспехи пропустил. а вот западные да,была статья.
            1. +6
              28 апреля 2018 17:11
              он напишет, не сомневайтесь. hi Многоуважаемый Калибр вообще различается большим разнообразием в творчестве. Кстати, это реально дорого! soldier Почему? Надо писать о том, к чему душа лежит, иначе и творчество - не творчество, и статьи неинтересными выйдут, как из-под палки. no А без вдохновения, как Вы понимаете, даже ночь с девушкой не проведешь! request wink
            2. +5
              28 апреля 2018 17:20
              По западным писать просто. Вот сейчас у меня открыт сайт музея в Лидсе. "Ползу" по архиву, скачиваю картинки на основе "паблик домайн", к каждому артефакту текст... если что "не так" - запрос в музей и разрешение на использование. Но я не представляю, например, как я буду фотографировать кольчугу в моем пензенском краеведческим музее. Я злому врагу не пожелаю проведения этой "операции"!
        2. +4
          28 апреля 2018 17:16
          А вот прочитаете продолжение этой статьи и узнаете, почему это... сложно. То есть написать-то я могу, но есть моменты, которые не позволяют эту тему развернуть достаточным образом. Еще в советское время была отличная статья "К истории пластинчатого доспеха на Руси." историка Медведева в журнале "Советская археология", была статья Кирпичникова про шлемы... нашел бы и про кольчуги, но... есть но.
  9. +3
    29 апреля 2018 13:44
    Возможно, что подарок непосредственно от государя, который нельзя не принять. Но, как же его носить, если вы православный царь, а на шлеме написаны цитаты из Корана.
    С учетом того, что не случайно цитата именно из Суры 61, где "Муса (=Моисей) и Иса (=Иисус) клеймят сынов Исраила (=сынов Израиля, т.е. евреев), объявляют их упрямыми неверными и обвиняют в том, что они хотят потушить свет веры Аллаха. В этой же суре Аллах обещает сделать свою религию выше всех остальных, пусть это и придется не по нраву язычникам-многобожникам. В самом конце Суры верующие призываются к борьбе за веру в Аллаха, к защите его религии, чтобы они жертвовали и своим имуществом, и даже жизнью. А в качестве примера приводятся апостолы, являвшиеся последователями Исы, сына Марийам (Иисуса. сына Марии)".
    Возможно, что шлем делался именно в подарок христианскому государю, и цитируемая Сура выбрана вполне целенаправленно как напоминание, что мусульмане также почитают Моисея и Иисуса Христа и это создает, так сказать, "площадку для переговоров"
  10. +1
    29 апреля 2018 13:50
    Просто форма эта рациональна, вот и все. Еще ассирийцы имели такие шлемы, и что они тоже славяне?

    А до ассирийцев их носили хетты, у которых ассирийцы и урарты их и позаимствовали. Да и "хеджет" (корона Верхнего Египта) имеет похожую форму.
    1. +2
      29 апреля 2018 21:19
      да, похоже, форма сверхрациональна. Даже монгольские шлемы были сходны, только что более приплюснуты. soldier
  11. +1
    1 мая 2018 21:49
    Однако, есть и другое мнение, что шлем из-под Юрьева-Польского никогда не принадлежал Александру Невскому. Если Вы рассмотрите этот вопрос во второй части, то я на время умолкаю.