Леди-дракон. U-2 парит в небесах

62


Похоже, что самолет-разведчик U-2 намерен продолжить свою уже почти 60-летнюю службу, поскольку ВВС США планируют на ближайшие годы сохранить эту платформу в активной эксплуатации

Прослужив за линией фронта более шести десятилетий, почтенный разведывательный самолет U-2 Dragon Lady до сих пор является одной из самых востребованных систем американских ВВС. Посмотрим, что планируется сделать, чтобы оставить этого воина времен Холодной войны на службе еще на некоторое время.



Если формулировка, содержащаяся в оборонном бюджете на 2018 год, и заявление тогдашнего заместителя министра финансов Джима Мартина, сделанное в мае 2017 года о том, что «дата снятия с вооружения самолета U-2 не определена», верны, то судьба американского высотного разведывательного самолета U-2S наконец-то стала гораздо определеннее после волны слухов о его возможном снятии с вооружения в пользу беспилотных систем.

Самолет-разведчик в конфигурации U-2S, чьим знаменитого предком был U-2R по прозвищу «Большое крыло» (термин, используемый для различения самолетов первого и второго поколения), поступил на вооружение ВВС США еще в 1994 году, и до самого последнего времени существовали планы по его замене примерно в 2022 году беспилотным летательным аппаратом (БЛА) RQ-4 Global Hawk разработки Northrop Grumman. Эти планы всегда были несколько противоречивы, ведь, по мнению многих экспертов, хотя заслуги Global Hawk несомненны (максимальная продолжительность полета более 32 часов остается одной из самых бесспорных), его полезная нагрузка не может сравниться с сенсорным комплектом пилотируемой платформы, которой он должен был прийти на смену. Необходимо заметить, что, несмотря на энергичные усилия производителя беспилотника RQ-4 - компании Northrop Grumman, подобное достижение U-2 было бы, наверное, почти невозможным без внедрения, по крайней мере, нового двигателя, который смог бы повысить грузоподъемность, обеспечить больше бортовой мощности и увеличить высоту полета платформы.

Одноместный высотный разведывательный самолет U-2S разработки Lockheed Martin конструктивно представляет собой свободно несущий среднеплан с опущенными законцовками крыльев. На нем установлен турбовинтовой двигатель мощностью 75,7 кН (взлетная тяга на уровне моря) от General Electric Fl 18-GE-101; размах крыльев составляет 31,39 метра (новейший вариант БЛА RQ-4 Block 30/40 имеет размах крыльев 39,9 метра); дальность полета 11265 км (перегоночная дальность RQ-4 составляет 22780 км); практический потолок более 21300 метров (по сравнению с 18300 метрами у RQ-4); и целевая нагрузка 2268 кг (1360 кг у RQ-4).

Заявляется, что беспилотник RQ-4 способен оставаться в районе патрулирования 24 часа на дальности 2222 км, тогда как в НАСА утверждают, что их самолет ER-2 (платформа U-2S доработанная под научные исследования) может оставаться в воздухе более 10 часов. Хотя может и грубое сравнение, но эти цифры говорят о том, что БЛА RQ-4 может оставаться в заданном районе по меньше мере в два раза дольше самолета U-2, но при этом последний может взять на 40% больше целевой нагрузки на высоту, по меньшей мере, на три тысячи метров больше. Опять же, если сравнивать объемы затрачиваемых усилий на запуск/возвращение, обслуживание и контроль боевой задачи соответствующих платформ, то необходимы дополнительные ресурсы на подготовку к полету и поддержание жизнедеятельности пилота, поскольку U-2 является пилотируемой платформой.

U-2S прошел, по крайней мере, две крупные модернизации с момента принятия на вооружение. Стоит отметить несколько проведенных изменений: интеграция оптоволоконных каналов передачи данных (с целью повышения стойкости к электромагнитным помехам); установка цельного лобового стекла кабины; интегрированная навигационная система GPS/INS; станция радиоэлектронных помех AN/ALQ-221 от BAE Systems (нет информации по установке на БЛА RQ-4 какого-либо комплекса радиоэлектронной защиты); установка в варианте «2А» радиолокационной системы с формированием изображений ASARS-2 (Advanced Synthetic Aperture Radar System-2) от Raytheon; и новая конфигурация кабины RAMP (Reconnaissance Avionics Maintainability Program).

Станция AN/ALQ-221 представляет собой интегрированную систему предупреждения о радиолокационном облучении и постановки радиоэлектронных помех, совместимую с компьютером и дисплеями кабины RAMP. В ее состав входят различные подсистемы, включая установленные на фюзеляже передатчики и приемники, а также направленные вперед и назад радиопеленгаторные антенны, размещенные в корпусах на законцовках крыльев.

Raytheon описывает свою систему бокового обзора ASARS-2 (оригинальная разработка компании Hughes) как радиолокационную станцию с синтезированием апертуры антенны Х-диапазона (8-12,5 ГГц), которая генерирует изображения в реальном времени с высоким разрешением «при любой погоде, днем и ночью, на дальностях существенно превышающих дальности оптико-электронных систем». Станция обнаруживает и определяет точное местоположение неподвижных и движущихся наземных объектов (в режимах съемки полосы местности и отдельных участков) и после сбора детализированных данных форматирует их и передает по каналу передачи данных в виде изображения с высоким разрешением. Дальность передачи данных на наземную станцию в пределах прямой видимости составляет порядка 354 км. Загоризонтные операции упрощены за счет спутниковой системы связи «Senior Spur».

Базовая станция ASARS-2 состоит из бортовой подсистемы сбора данных и наземной подсистемы обработки данных. Первая подсистема включает антенную решетку, жидкостную систему охлаждения, теплообменник, блок контроля/состояния системы,расположенный в кабине, передатчик, приемник/облучатель, блок управления энергопитанием и низковольтный источник питания. Радар работает в нескольких рабочих режимах: поиск движущихся целей, селекция движущихся целей, поиск неподвижных целей и селекция неподвижных целей.


Леди-дракон. U-2 парит в небесах

Самолет U-2S на взлетно-посадочной полосе. Хорошо видны размах крыльев, «супергондолы»/подвесные контейнеры, надфюзеляжный обтекатель антенны спутниковой связи, антенные обтекатели системы РЭП на законцовках крыльев (фото внизу)

В настоящее время все РЛС бокового обзора ASARS-2 сконфигурированы до стандарта ASARS-2A, который по сравнению со своим предшественником включает доработку оборудования (в том числе готовый коммерческий приемник/облучатель/контроллер и мощный бортовой процессор на базе ПК), обновленное программное обеспечение наземной станции и новые инструменты анализа. По данным производителя, станция стандарта ASARS-2A увеличивает зону обзора системы (функция названа «улучшенное обзорное покрытие большой зоны»), а это в четыре раза больше зоны охвата базового варианта ASARS-2; обеспечивает разрешение от 30 см до 3 метров (в зависимости от моды) и селекцию движущихся наземных целей GMTI (ground-moving target indication) с возможным добавлением селекции движущихся целей к режиму точечной развертки радара; задействует все мощности платформы по обработке данных (генерирование комплексных видеоотчетов). Также система способна передавать данные с сенсоров на наземную станцию при помощи бортовой системы DDL-2 (Dual Datalink 2 - двойной канал передач данных) на скорости до 274 Мбит/с.

Для сравнения радиолокационный комплекс AN/ZPY-2 Х-диапазона с технологией АФАР (активная фазированная антенная решетка) и режимом синтезированной апертуры запрещено устанавливать на беспилотник RGM Global Hawk в конфигурации Block 40 (как один сенсор; U-2S может нести ASARS-2 наряду, по крайней мере, с еще одной единицей оборудования). Рабочие режимы многофункциональной радиолокационной станции AN/ZPY-2 разработки Northrop Grumman/Raytheon включают самостоятельный воздушных поиск, параллельную селекцию движущихся целей, поиск по управляющему сигналу, высокое разрешение по дальности, селекцию наземных движущихся целей.

Кроме того, по программе RAMP оригинальная аналоговая кабина самолета U-2 «Большое крыло» модернизирована до стандарта «glass - стеклянная». В соответствии с ней были установлены новый главный процессор, три цветных многофункциональных дисплея размером 15x20 см с активной матрицей от L-3 Technologies; интегрированная панель управления от Honeywell; и независимый вспомогательный пилотажный дисплей от Meggitt Avionics. В модернизированной по стандарту RAMP кабине также были проведены мероприятия CARE (Cabin Altitude Reduction Effort), в рамках которых были улучшены условия жизнедеятельности пилота самолета (за счет снижения физиологического напряжения от продолжительного полета на высотах более 21000 метров) и снижена вероятность возникновения декомпрессионной (кессонной) болезни. У доработанного подобным образом самолета давление в кабине составляет 0,54 кг/см2 (по сравнению с 0,27 кг/см2 в немодифицированной платформе), а при полетах на рабочих высотах эквивалентная высота в кабине - 4500 метров.

Кроме радара ASARS-2A варианты целевой нагрузки U-2S включают/недавно включали комплексы радиотехнической разведки Remote Avionic System TR (RAS-1R) от Raytheon и AN/ASQ-230 Airborne Signals Intelligence Payload (ASIP) от Northrop Grumman; оптическую камеру ОВС (optical bar camera) массой 229 кг и с фокусным расстоянием 762 мм от ITEK (оригинальный разработчик); гиперспектральный сенсор SPIRITT (Spectral Infrared Imaging Technology Testbed) (нет подтвержденной информации об установке) от BAE Systems; и две оптико-электронных/инфракрасных станции видовой разведки SYERS («Senior Year» Electro-Optical Reconnaissance System) от UTC Aerospace Systems. Из всего этого оборудования компания Northrop Grumman продемонстрировала способность беспилотника Global Hawk нести камеру ОВС, разведывательную систему SYERS-2 и мультиспектральную камеру UTC MS-177 (за счет универсального адаптера полезной нагрузки); при этом на данный момент комплекс ASIP - это единственная из перечисленных систем, штатно устанавливаемая на U-2S и RQ-4. Станция AN/ASQ-230 с модульной и открытой архитектурой обнаруживает, определяет и локализует источники радиолокационного излучения и другие типы «современных» электронных коммуникационных сигналов.


Повышению возможностей самолета U-2 также способствуют шлем и высотно-компенсирующий костюм пилота

В варианте для самолета U-2S комплект радиотехнической разведки (РТР) ASIP включает двухблочный высокочастотный элемент, трехблочный низкочастотный элемент, интерфейсный блок, несколько антенн, которые работают также на систему РТР RAS-1.

Со своей стороны, комплект ASIP для беспилотника RQ-4B Block 30 может работать в нескольких режимах, включая радиоразведку и радиотехническую разведку, радиопеленгацию, получение координат излучателей и перехват специальных сигналов. В этом комплекте подсистема High Band System Production Configuration Unit (HBS PCU) способна обнаруживать, определять местоположение, идентифицировать и анализировать радиолокационные и другие специальные сигналы с высоты до 18000 метров.

HBS PCU описывается производителем как модульная масштабируемая система и включает мультикомпьютеры RACE++(R) Series стандарта Versa Module Eurocard (VME) от компании Mercury Computer Systems. Комплект Global Hawk ASIP размещается в так называемых мультиплатформенных корпусах МРЕ (multiplatform enclosure) с охлаждением прямым распрыскиванием, что упрощает использование готовых компонентов в неблагоприятных условиях. В нашем случае решение с использованием МРЕ упрощает использование готового оборудования в условиях больших ускорений и вибраций, кроме того, например, система с 20 слотами для плат (плотность энергии на плату от 30 до 60 Вт) может работать при 30-50°С при температуре окружающей среды от -65°С до 71°С. Использование этого подхода упрощает установку электронных блоков МРЕ в негерметичных отсеках корпуса беспилотника Global Hawk.

Согласно информации из неподтвержденных источников, ВВС США приобрели, по меньшей мере, три системы AN/ASQ-230, которые дополнят стандартную аппаратуру РТР RAS-1R самолета U-2S. По данным разработчика, RAS-1R базируется на цифровых технологиях и включает различные радиочастотные конвертеры, микропроцессоры, процессоры цифровой обработки сигналов и радиопеленгаторную подсистему. Как и другая аппаратура самолета U-2, ASARS, ASIP и SYERS [см. далее], RAS-IR управляется дистанционно с наземной станции.

Целевая нагрузка самолета U-2S размещается в следующих местах: взаимозаменяемые носовые секции (радар ASARS) или (оптическая аппаратура (SYERS), два отсека в фюзеляже (340-500 кг отсек «Q-bay» и центральный отсек «Е-bay») и две подкрыльевых съемных «супергондолы» грузоподъемностью 290 кг.

Все вместе эти разные полезные объемы позволяют самолету U-2 нести смешанную целевую нагрузку, которая может быть оптимизирована для соответствия требованиям конкретной задачи и при необходимости заменена другой конфигурацией. Касательно того, что подобная аппаратура может «видеть» с рабочей высоты, предполагается, но не подтверждено, что система SYERS может снимать объекты на расстоянии более 185 км, радар ASARS имеет дальность действия как минимум 370 км, а система ASIP может определять источники излучения на дальностях 185 км и обнаруживать сигналы на дальностях до 483 км.

Возможности U-2S еще больше расширяются за счет его способности нести продвинутый коммуникационный комплект вдобавок к своей сенсорной нагрузке. В его состав может входить оборудование передачи данных в прямой видимости DDL-2 в разных вариантах: система спутниковой связи Extended Tether Program (ЕТР) фактически с глобальным охватом; комплект голосовой связи, состоящий из радиостанций высоких частот, очень высоких и сверхвысоких частот (HF, 3-30 МГц; VHF, 30-300 МГц; и UHF, 300 МГц-3 ГГц); система с открытой архитектурой «Einstein Box», которая помимо других функций способна устанавливать связь между истребителями пятого поколения и существующими платформами. Кроме того, на самолеты U-2 «Большое крыло» устанавливается комплект голосовой связи, в который в разное время входили приемопередатчики Rockwell Collins 718U и AN/ARC-217(V) на 3-30 МГц, приемопередатчик AN/ARC-109 на 225-400 МГц и приемопередатчик Raytheon AN/ARC-164(V) на 225-339,975 МГц.



Носовой обтекатель самолета U-2S с РЛС ASARS-2 на 76 см длиннее стандартной установки. Выступ сверху закрывает теплообменник радара

Возможно, всё вышеизложенное может показаться кому-то некоторой идеализацией, но это далеко не так. Цель лишь в том, чтобы указать на некоторые причины, почему американские военные хотят наряду с беспилотником RQ-4 оставить этот самолет, который в 2017 году совершил 3500 вылетов с эффективностью выполнения задач 95%, в составе своей глобальной системы наблюдения, разведки и сбора информации.

Касательно того, что потребуется, чтобы сохранить востребованность U-2S и в дальнейшем, ВВС США ввели в бюджетный запрос на 2018 год (опубликован в мае 2017 года) пункт, предусматривающий поддержание самолета и его полезной нагрузки в нынешнем состоянии, а также работы по их совершенствованию, включая работу над ASARS, модернизацию «мультиспектрального сенсора» и средств РЭП самолета, каналов передачи данных и систем радиотехнической разведки наряду с повышением уровня безопасности полетов.

Предложения по РЛС ASARS направлены на расширение его возможностей по сбору данных наряду с увеличением производительности с целью соответствия современным потребностям разведки и наблюдения, тогда как в случае с мультиспектральным сенсором акцент делается на оптике и фокальных плоскостях. Работы по системам защиты платформы направлены на их возможности по борьбе с существующими и возникающими угрозами.

Что касается совершенствования каналов связи, то акцент здесь делается на возможность установления связи за линией прямой видимости, тогда как вопросы безопасности полета включают доработку системы покидания самолета и техническое обновление шлема и высотно-компенсирующего костюма пилота. К другим интересующим направлениям относится поддержание технического состояния корпуса самолета, доработка системы навигации/астроориентатора. доработка комплекса РТР ASIP и обновление сенсорного и другого наземного оборудования.

В американских СМИ, затрагивающих тему возможного продления срока эксплуатации самолета U-2S, часто обсуждалась возможность того, что радар ASARS будет модернизирован до стандарта 2В (имеет большую дальность обнаружения по сравнению с моделью 2А). Также упоминалось об интеграции в состав целевой нагрузки астроориентатора и новых систем передачи данных с большей пропускной способностью, модернизации системы РЭП и (что, наверное, важнее всего) реализации концепции «тройного сбора информации», когда в одном самолете U-2S РЛС бокового обзора ASARS-2B устанавливается в носовом обтекателе, оптико-электронная система SYERS в одной из его «супергондол», а аппаратура РТР в другой.

В этих же СМИ утверждается, что в бюджет на 2018 год включены расходы в размере 248 миллионов долларов на закупки непосредственно для самолета U-2 и примерно 156 миллионов долларов на исследования и разработки, связанные с U-2.

При наличии финансирования вполне гарантировано продление срока эксплуатации самолета U-2 в кратко- и среднесрочной перспективе. Менее ясно то, каким образом парк самолетов U-2 ВВС США будет эксплуатироваться в обозримом будущем. В настоящее время эти самолеты приписаны к 9-му разведывательному крылу Авиационного боевого командования, базирующемуся на авиабазе Бил в Калифорнии. В этом Крыле находящиеся в боевой готовности самолеты U-2S (включая двухместный учебный самолет TU-2S) приписаны к 5-й и 99-й разведывательным эскадрильям этого Крыла. Из них 5-я эскадрилья развернута на авиабазе Осан в Южной Корее. Самолеты U-2 этого Крыла работают/работали и в других районах, включая авиабазу Аль-Дафра в Объединенных Арабских Эмиратах (99-я экспедиционная эскадрилья/380-е экспедиционное авиакрыло), авиабазу Андерсен на Гуаме, английскую авиабазу Акротири на Кипре и авиабазу Ферфорд в Великобритании.


На рисунке показаны компоненты полезной нагрузки, которые может нести U-2 «Большое крыло». Подписи «Senior Spear» и «Senior Ruby» относятся к системе РТР RAS-1R

Подробнее о полезной нагрузке самолета U-2S

Со времени принятия на вооружение самолет-разведчик U-2 выполнил множество стратегических и тактических разведывательных задач; платформа и сенсорное оборудование прошли доработки с целью сохранения эффективности и оперативного преимущества. Вариант U-2S/TR-1 может нести различную аппаратуру в своих носовом отсеке и отсеках Q-bay и Е-Вау, расположенных в нижней части фюзеляжа. Модульный принцип конструкции дает возможность менять сенсоры и конфигурацию платформы под специфические задачи, а доступные технологии, включая оптико-электронные системы и радиолокационные станции, позволяют вести разведку в любую погоду и получать изображения высокого качества. Например, одна из штатных оптико-электронных систем, гиростабилизированный кадровый фотоаппарат HR-329 (H-cam) с изломанной оптической осью и фокусным расстоянием 1676 мм, позволяет получать изображения с очень высоким разрешением.

Разведывательное оптическое оборудование также включает панорамную камеру IRIS (Intelligence Reconnaissance Imagery System) III. Оптическая система IRIS III имеет фокусное расстояние 610 мм и использует изломанную оптическую ось; система вращается на 140° по курсу полета, позволяя сканировать широкие боковые полосы.

Панорамная оптическая камера ОВС от ITEK Corporation (в настоящее время UTC Aerospace Systems) устанавливалась на самолеты U-2, SR-71 и в космический корабль Apollo 17, летавший на Луну. Она разработана специально для высотной разведки и отличается фокусным расстоянием 762 мм. ОВС дает панорамные изображения с очень высоким разрешением и имеет вращающийся объектив, который использует щель для экспонирования полосы мокрой пленки. На бобины камеры наматывается по 10 тысяч футов цветной или черно-белой пленки. Компания Kodak, тогдашний поставщик неэкспонированной пленки, химических реагентов и технических решений, используемых для разведывательных задач американских военных, разработала первую цифровую камеру еще в 1975 году. Быстрый прогресс в цифровых технологиях привел к появлению цифровых решений для задач видовой разведки. Цифровые системы позволяют осуществлять передачу данных с самолета в сеть почти в реальном времени, а это дает возможность быстро обрабатывать, анализировать и доводить информацию по цепочке «сенсор-командир», что весьма важно в современной войне.

Носовая секция самолета U-2 вмещает цифровую станцию видовой разведки SYERS также разработки компании UTC Aerospace Systems, которая считается основным оптическим сенсором U-2. В эту систему входят собственно сенсорный комплект, электронный интерфейс, вентиляторный блок, электронный сервоузел и вращающийся передний входной оптический канал, позволяющий направлять объективы влево, вправо и вниз. Система SYERS имеет фокусное расстояние 3658 мм.

Оригинальная система SYERS обеспечивала съемку в двух диапазонах: видимом и средней ИК-области спектра (MWIR). Последний же вариант системы может вести съемку в более чем в шести спектральных диапазонах. Система SYERS захватывает изображения больших прямоугольных зон вдоль маршрута полета самолета и одновременно передает непрерывную последовательность стоп-кадров каждой прямоугольной области на наземную станцию контроля для обработки и анализа. Оптико-электронная станция видовой разведки SYERS состоит из рукоятки управления в кабине, устройства регистрации данных в отсеке Q-bay, мобильной наземной станции «Senior Blade» и наземной системы сбора, анализа и распределения данных DCGS (Distributed Common Ground System). Системная архитектура включает наземную станцию «Senior Blade» с каналом связи, используемую для контроля работы камеры и распределения данных.

Вращающаяся в обе стороны и вниз камера SYERS с высоты более 21 километра имеет зону обзора от горизонта до горизонта, предоставляя ключевую возможность видеть через границы и делать снимки запретных зон без необходимости пролета над ними. Было проведено несколько модернизаций системы SYERS; по сравнению с предшественником характеристики каждого последующего варианта улучшались, обеспечивая более высокое разрешение, лучшую чувствительность, больший спектральный диапазон и увеличение дистанции от изучаемых объектов.

В 2001 году в эксплуатацию поступила новая камера с мультиспектральными характеристиками SYERS-2. Вариант SYERS-2 позволяет вести почти одновременную съемку в большем числе спектральных диапазонов, чем прежде, включая видимый, дальнюю (коротковолновую) ИК-область спектра и среднюю (средневолновую) ИК-область спектра. По сравнению с предыдущим двухдиапазонным вариантом съемка камерой SYERS-2 в дальней и средней ИК-областях спектра позволила улучшить работу в неблагоприятных условиях, включая туман, дым и низкую освещенность. Другие варианты SYERS включают SYERS-2A, развернутый в 2007 году, и SYERS-2B, развернутый в 2012 году. В марте 2014 года появился вариант SYERS-2C, оптимизированный для морских задач и отличающийся большим спектральным покрытием.

Оптические системы обеспечивают превосходные возможности визуализации, но их характеристики ухудшаются при наличии облачности и атмосферных осадков. Чтобы иметь возможность вести разведку в плохую погоду, самолет U-2 может также оборудоваться РЛС бокового обзора высокого разрешения, что позволяет формировать изображения в любую погоду. В носовой обтекатель U-2 может устанавливаться РЛС ASARS-2 разработки компании Raytheon. Многорежимная система разведки в реальном времени ASARS-2 состоит из двух АФАР. Система обеспечивает формирование изображений в любое время суток и в любую погоду, она эффективна в дыму, туману и при наличии других атмосферных явлений, которые ухудшают характеристики оптических систем. Направленные в стороны радиолокационные антенны захватывают изображение с высоким разрешением, производя радиолокационный обзор земной поверхности по левому и правому борту. АФАР работает в нескольких режимах, включая функцию радара с синтезированной апертурой, позволяющую захватывать изображения объектов в почти фотографическом качестве, и режим наблюдения за обширным районом, который обеспечивает селекцию наземных движущихся целей.

Самолет в варианте U-2S может принять сенсоры в носовой обтекатель и отсек Q-bay. то есть, возможна установка одновременно камеры SYERS и панорамной камеры. Конфигурация с двумя сенсорами позволяет захватывать изображения от горизонта до горизонта и под линией пролета, при этом SYERS добавляет также мультиспектральные возможности.

В соответствии с еще одной схемой размещения камера SYERS устанавливается в носовой обтекатель, а РЛС ASARS-2 в доработанный отсек Q-baу. Подобная конфигурация позволяет в одном самолете обеспечить захват изображений с помощью оптико-электронных/инфракрасных и радиолокационных систем, тем самым, для выполнения альтернативных задач высвобождается одна платформа.


Общий вид кабины RAMP самолета в варианте U-2S Block 20

Перспективы

ВВС США имеют на вооружении в общей сложности 25 самолетов U-2S, тогда как, по некоторым данным, на их балансе стоят 48 беспилотников RQ-4. Интересно будет посмотреть на то, как ВВС распорядятся этим количеством U-2 и Global Hawk после 2022 года в предположении, что нынешние бюджетные запросы касательно самолета U-2 будут удовлетворены.

Понятно, что если ВВС США в среднесрочной перспективе оставят в эксплуатации платформы U-2 и RQ-4, то они окажутся в гораздо лучшем положении и смогут справляться с возрастающим числом разведывательных задач, которые включают мониторинг событий на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, на восточном побережье Китая, в Северной Корее и Восточной Европе.

По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.lockheedmartin.com
www.northropgrumman.com
www.raytheon.com
www.utcaerospacesystems.com
www.flightglobal.com
www.airwar.ru
fas.org
bastion-opk.ru
www.clubhyper.com
ru.wikipedia.orgo
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 мая 2018 05:35
    Интересная статья. А у нас есть подобные машинки?
    1. +7
      1 мая 2018 08:40
      Были... Мясищевская М-17/М-55"Геофизика"
      1. +4
        1 мая 2018 10:07
        Цитата: Spez
        Были... Мясищевская М-17/М-55"Геофизика"

        Это не разведчик, и по составу разведывательного оборудования аналогов в РФ нет.
        1. 0
          1 мая 2018 10:28
          Ага.. Курица не птица, Монголия не заграница))))
        2. Kir
          0
          1 мая 2018 10:40
          Вопрос только всегда Один: нет потому что не могут создать аналогичное, или те-же сведения-данные можно получить иным путём, а не следовать в кильватере "самой прогрессивной".
          1. +2
            1 мая 2018 10:55
            Не всё. Иногда воздушная разведка похожа на ловлю на живца. Его облучают, а он записывает и передаёт информацию. Или, опять же, создание профиля поверхности для наведения тех же КР. Спутник не всегда и не везде может заглянуть. И не у всех есть Глобал Хоуки...
          2. +1
            1 мая 2018 23:27
            задача стратегических разведчиков по сути это оперативная разведка - но есть одно но - их легко обнаружить и сбить , в отличии от тактических разведчиков которые в разы меньше и менее заметны . То есть если мы говорим о разведке территории противника у которого нет средств ПВО - то да подобные самолеты и БПЛА рулят - потому как дают возможность получать оперативные данные - но блин у нас тем же самым занимаются самолеты типа Ту-22МР который несет на борту как оптику так и РТ средства разведки . Тушка тоже долго способна находится в небе и благодаря своей скорости быстро выходить и покидать район разведки .
            Вообще для разведчиков по сути важна малозаметность - но в таком случае мы можем испольовать исключительно оптический диапазон и фотовидеоаппартуру и РТ средства в пасивном режиме приема . Есть так же на службе у ВМС Ил-38Н («Новелла») .
            Думаю будущее стратегической разведки это высотные беспилотники с высотой полета порядка 30 и более при этом питание будет от солнечных батарей - вопрос только в полезной нагрузке в массогабаритных размерах фотовидеоаппаратуры , тепловизоров , РТ средств разведки . При этом необязательно данный БПЛА должен иметь на борту полный спектр оборудования можно использование нескольких машин одновременно . Но то такое . А пока что в реальных боевых условиях рулят малые и средние разведовательные БПЛА .
            Стати еще хотелось бы добавить проблематику стратегов - полученная ими инфа не будет оперативной если мы говорим о большой территории - даже оцифрованная на борту информация занимает очень много места и через достаточно узкий канал спутниковой связи передача будет медленной - то есть такой разведчик быстрее передаст информацию когда прилетит на базу приписки и сольет ее с жестких дисков - вот в чем дело .
            Хотя конечно можно организовать РРЛ связи через ретранслирующие БПЛА .
      2. +7
        1 мая 2018 10:39
        Можно ещё вспомнить Як-25ВР. Проблема в том, что состав и возможности разведывательного оборудования наших машин не идут ни в какое сравнение с возможностями стратегических разведчиков ЦРУ.
        1. 0
          1 мая 2018 10:46
          Да. Но это было ооочень давно.
  2. +6
    1 мая 2018 05:44
    Второе такое фото хотят увидеть...
    1. mvg
      +20
      1 мая 2018 06:20
      Чтобы получить это фото, половина Уральского ПВО была поднята "на уши", сбито 2 наших самолета (один сам упал) и полетела куча звездочек. И это после того, как 8 лет эти "зверюги" безнаказанно летали над самыми секретными территориями СССР.
      1. +1
        1 мая 2018 08:35
        А они над СССР и после Пауэрса летали?
        1. mvg
          +3
          1 мая 2018 09:54
          Да кто же вам об этом скажет? Может и летали.
          Вот товарищ ниже нарисовал, что и над Китаем глумились...
          Самолеты, уверенно набиравшие 21000 м появились гораздо позже, Е-266 (МиГ-21 будущий). А до этого прикрыть все объекты С-75 не было возможности.
          1. +3
            1 мая 2018 10:33
            Над Китаем Тайваньские в основном летали, им одного раза не хватило, потеряли что-то около десятка вместе с пилотами. Сейчас эти U-2 числятся в составе китайских ВВС, после объединения с Тайванем.
            А через границу СССР больше не совались, так что только 4 года. Хотя и за это время много всего накопали.
            1. +7
              1 мая 2018 11:04
              Цитата: Spez
              . Сейчас эти U-2 числятся в составе китайских ВВС, после объединения с Тайванем.

              а когда Тайвань вошол в состав КНР?ГОНКОНГ да
              1. +2
                1 мая 2018 12:05
                Бл... Мой косяк, перепутал. КНР и Китайскую Республику. Впердь буду читать вынимательнее.
                1. +2
                  1 мая 2018 12:24
                  Цитата: Spez
                  Бл... Мой косяк, перепутал. КНР и Китайскую Республику. Впердь буду читать вынимательнее.

                  не страшно формально Тайвань КНР, фактически Китайская Республика drinks
            2. mvg
              0
              1 мая 2018 11:58
              У меня такой же вопрос, когда это Тайвань объединились с КНР, и откуда у них U-2? В смысле у КНР.
              Да, тайваньские У-2 падали, при чем действительно с десяток, и на Кубе один сбили, уже после Пауэрса. Но вряд ли что то дееспособное с неба падет, после зенитной ракеты и 20 000 м.
              1. 0
                1 мая 2018 12:12
                Да, извиняюсь, в переводе перепутал КНР и Китайскую республику. Сделал ошибочный вывод.
            3. -1
              1 мая 2018 21:45
              В 1962-1967 гг ПВО НОАК сбила 5 U-2
              1. mvg
                0
                2 мая 2018 16:03
                Больше, откройте википедию.
          2. +1
            1 мая 2018 10:38
            И ещё, не все полёты шли по максимальному потолку, разрешение камеры хоть и было феноменальным, но после 18-ти тысяч эффективность сильно снижалась. Т.е. вместо определения марки и модели самолёта на стоянке, уже было сложно посчитать даже их количество. Не помню, кажется в журнале "Военное оборзение" в середине восьмидесятых статья была.
            1. +2
              1 мая 2018 14:35
              в журнале "Военное оборзение"
              - оборзел журнал lol А если серьезно у самого так бывает часто
              1. 0
                1 мая 2018 14:52
                Это не описка, я его так всегда называл. "Зарубежное военное оборзение" laughing
      2. +5
        1 мая 2018 09:06
        Ну да, первый блин был комом. Научились.
        9 сентября 1962 года китайским расчётом ЗРК С-75 сбит U-2 в районе Наньчан
        27 октября 1962 года в районе города Банес (Куба) расчётом ЗРК С-75 был сбит U-2
        1 ноября 1963 года китайским расчётом ЗРК С-75 сбит U-2
        7 июля 1964 расчётом ЗРК С-75 в районе Фуян сбит U-2
        10 января 1965 года расчётом ЗРК С-75 юго-западнее Пекина сбит U-2
        8 сентября 1967 г. U-2C сбит зенитной ракетой ВВС НОАК в районе Цзясина.
  3. +9
    1 мая 2018 08:01
    На нем установлен турбовинтовой двигатель мощностью 75,7 кН (взлетная тяга на уровне моря) от General Electric Fl 18-GE-101

    Косяк... Правильно было бы турбовентиляторный
  4. +6
    1 мая 2018 08:39
    Одноместный высотный разведывательный самолет U-2S разработки Lockheed Martin ......... На нем установлен турбовинтовой двигатель мощностью 75,7 кН (взлетная тяга на уровне моря) от General Electric Fl 18-GE-101;

    Турбовинтово́й дви́гатель — тип газотурбинного двигателя, в котором основная часть энергии горячих газов используется для привода воздушного винта через понижающий частоту вращения редуктор, и лишь небольшая часть энергии составляет выхлоп реактивной тяги. Наличие понижающего редуктора обусловлено необходимостью преобразования мощности: турбина — высокооборотный агрегат с малым крутящим моментом, в то время как для вала воздушного винта требуются относительно малые обороты, но большой крутящий момент.
  5. 0
    1 мая 2018 09:26
    Леди-дракон. U-2 парит в небесах

    Прочитал заголовок и почему то подумалось, что статья
    про "Ночных Ведьм". lol
    http://russian7.ru/post/kak-voevali-nochnye-vedmy
    -na-veliko/
  6. Kir
    +3
    1 мая 2018 10:24
    Для кого как, а по мне данная статья очередной Большущий Гвоздь в крышку гроба орущих, что де там вообще прогресс и процветание, но что-то по части того-же планера их машины, порой с каких мохнатых годов, но видят подобное только если это в России.
  7. +3
    1 мая 2018 11:43
    ...разведывательных задач, которые включают мониторинг событий на Ближнем Востоке,...

    hi В качестве силовой установки использовался двигатель Пратт-Уитни J57 с переработанной системой подачи топлива, а крыло самолета имело большое удлинение (как у планера) и позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования на длинные дистанции. Предназначенный для работы на высотах, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 оснащался большим количеством устройств для сбора данных. То, что разведчик U-2 являлся обнаруживаемым и уязвимым, было продемонстрировано 1 мая 1960 г.
    ...ВСЕХ С ГОДОВЩИНОЙ! МИР! ТРУД! МАЙ! drinks
    8 июл. 2014 г.
  8. 0
    1 мая 2018 12:04
    Каждый U-2 несет на борту балласт - пилотскую кабину с пилотом laughing
    1. 0
      1 мая 2018 13:56
      Безпилоту ведь тоже место надо
      1. 0
        1 мая 2018 14:57
        Да, но без кресла-катапульты, парашюта, приборного оборудования для визуального контроля, человеческих систем связи, кислородного генератора( или что там у них для нормального дыхания), туалета и остекления фонаря.
      2. 0
        1 мая 2018 18:02
        Цитата: Tuzik
        Безпилоту ведь тоже место надо

        U-2 уже сейчас под завязку оснащен всем необходимым оборудованием и на эщелоне летает полностью в автоматическом режиме. Пилот включается в работу только на взлете и посадке.
        1. +3
          2 мая 2018 00:38
          Цитата: Потребитель=Оператор
          U-2 уже сейчас под завязку оснащен всем необходимым оборудованием и на эщелоне летает полностью в автоматическом режиме. Пилот включается в работу только на взлете и посадке.

          Я вам по секрету скажу: U-2 всегда так летал. Вы зачем воздух испортили? Наверное америкашки не от бедности решили попользовать старичка
          1. 0
            2 мая 2018 02:22
            Цитата: Pete Mitchell
            U-2 всегда так летал

            http://www.yaplakal.com/forum2/topic631522.html

            "Дебилы", - С.Лавров (с)
            1. +3
              2 мая 2018 18:53
              Цитата: Оператор
              , - С.Лавров (с)

              О, да вы поклонник господина С.Лаврова: похвально, похвально... Вы продолжаете портить воздух, не камильфо...
              1. +2
                2 мая 2018 19:15
                Pete

                Оператор не только воздух портит... Он до сих пор не выучил " сверхзвуковую аэродинамику Як 52"... laughing
                1. +2
                  3 мая 2018 10:22
                  Цитата: NN52
                  Оператор не только воздух портит... Он до сих пор не выучил " сверхзвуковую аэродинамику Як 52"... laughing

                  Тут понимаешь "посиделки перед YouTube ом" не помогут: тута думать надо recourse
    2. +2
      2 мая 2018 00:10
      Оператор
      Опять ты остришь не по делу....
      Промолчи, умнее покажешься....
      Надеюсь аэродинамику ты выучил......
  9. 0
    1 мая 2018 16:11
    Интересная статья.
  10. +6
    1 мая 2018 18:02
    "Повышению возможностей самолета U-2 также способствуют шлем и высотно-компенсирующий костюм пилота."
    А чё, до сих пор летали в фуражке и в повседневной для строя, что ли? laughing
    1. +2
      2 мая 2018 02:19
      Цитата: Doliva63
      "Повышению возможностей самолета U-2 также способствуют шлем и высотно-компенсирующий костюм пилота."
      А чё, до сих пор летали в фуражке и в повседневной для строя, что ли? laughing

      Да не, в wallmarte отаваривались no . Перчатки только по заказу, от насы: по соточке за пару по заказу. Ну и все остальное тоже feel
  11. +2
    1 мая 2018 19:25
    Цитата: Spez
    А они над СССР и после Пауэрса летали?

    только вдоль границ. Летал Чёрный дрозд..
  12. +3
    2 мая 2018 01:18
    Пилот сбитого под Свердловском U-2, капитан Френсис Гарри Пауэрс, остался в живых после поражения нашей ракетой только потому, что нарушил инструкцию. По инструкции пилот должен воспользоваться катапультой, но в данном случае при нажатии соответствующей кнопки (или рычага) произошел бы взрыв, уничтоживший и пилота и основной корпус самолёта. Пауэрс же просто вывалился через открытый фонарь и благополучно приземлился в плену. Знал ли он о том, к чему приведёт запуск катапульты, или нет, я не в курсе. Информации в тогдашней нашей печати на эту тему не помню. Я был ещё мальчишкой, но на выставке в парке культуры им. Горького побывал. Отстоял длиннющую, как в Мавзолей, очередь и посмотрел на обломки самолёта, парашют красного цвета и личные вещи пилота. Пояснения там интересующимся гражданам давали подтянутые молодые люди в строгих серых костюмах и при галстуках. Они и обратили внимание всех присутствующих на пузырёк с иголкой с цианидом и на пистолет Хай Стандарт 22-го калибра с несъёмным глушителем. Пилот хотел жить и так и не воспользовался ни ядом, ни пистолетом. Потом, перед открытым судом, Пауэрса возили по стране на встречи с "рабочими коллективами" и "знатными колхозниками". Слышал от старших, что его изрядно переубедили во мнении, что в СССР живут одни враги и агрессоры. Не помню сколько он получил, но обменяли его довольно быстро на нашего разведчика Абеля. Дома, в Америке ему присвоили майора, наградили то ли орденом, то ли медалью, но из ВВС он ушел. Насколько знаю, потом он служил в полиции пилотом вертушки.
    hi
    1. 0
      2 мая 2018 13:13
      Цитата: Морской Кот
      из ВВС он ушел

      Пауерс служил в ЦРУ, так же как и остальные пилоты U-2 (приписанных к ЦРУ) - с целью официального отрицания участия американских вооруженных сил в лице ВВС во вторжениях в воздушное пространство СССР.
  13. 0
    2 мая 2018 10:12
    Погиб . Вроде при тушении лесного пожара.
  14. +1
    3 мая 2018 05:29
    Вот в чем сильны США,так это в создании специализированных машин,тот же СССР и тем более Россия даже рядом не стояли.
    1. +2
      3 мая 2018 06:17
      laughing не стояли говорите?
      Вы это создателям "Марии" скажите, а так же создателям Бурана, Воеводы, проектам Анчар и Комсомольцу, Ми-12 и Ми-26 и т.д и т.п.
      1. +1
        3 мая 2018 07:09
        Я имею ввиду военную и разведывательную авиацию, такие как:U-2,SR-71,F-117,B-2,и даже F-22.Назовите хоть один аналог из СССР или России этим машинам, типа Су-57 пока не катит.
        1. +1
          3 мая 2018 07:29
          А зачем нужны такие сверхдорогие игрушки? Боевая эффективность этих аппаратов сомнительна против нашей ПВО, ещё 1 мая 1960 года доказано. Причём в Югославии это было повторно доказано. Тот же Су-35 может потягаться с тем же Раптором, смысл мастерить такие изделия за бешанные деньги? А разведывательную аппаратуру огромной эффективности можно всунуть и в обычный лайнер у Боинга масса примеров, причём у нашего Ту-214ОН думаю аналогичные возможности. Так что важно в чем эффект и не оболочка. А Ту-214Р вообще неизвестно чем напичкан...
          1. +1
            3 мая 2018 07:35
            Во-первых я не сравниваю эффективность того или иного образца,а говорю что янки могут позволить себе очень дорогие проекты.
            1. 0
              3 мая 2018 07:42
              В том то и дело, можно одинаково колесить на Бугатти Верон и на обычном Мерседесе, но разница в цене сравнению не поддается. Жить по доходу нужно, а восхищается соседом за его богатства это конечно личное дело каждого.
              1. +2
                3 мая 2018 08:12
                Да,есть чем восхищаться,с инженерной точки зрения.SR-71-95% из титана,турбопрямоточные ТРД,супер разведоборудование,спецтопливо,многочасовой полёт на 3М.Единственный аналог-прототип был Т-4(100) и то не пошёл в серию,и главная причина-дороговизна его.
                А про F-117 я промолчу,и я уверен была бы возможность иметь такой же в СССР,то многие военные были бы рады этому,а не скулили типа его можно увидеть и сбить,всё можно увидеть и сбить,но пока поймёшь что к чему он тебе на Бошку скинет гостинец.Я до сих пор не могу понять,почему в России игнорируют технологию Стелс,а если что-то и применяют то в урезаном составе,тот же Су-57 без плоских сопел,а ведь ИК системы уже приблежаються к РЛС по эффективности обнаружения,или там в соплах Су-57 устроены холодильники ЗиЛ-Москва.
                1. 0
                  3 мая 2018 08:55
                  Кстати из всех Вами перечисленных самолётов F-117 самый неудачный с точки зрения пилотирования, его можно пилотировать только с ЭДСУ. "Дроздом" конечно можно восхищаться, но час его полёта стоила баснословных денег. Какие задачи не может выполнить КР, которые выполняют В-2 или F-117. Я вот не вижу смысла когда В-2 заходит в зону ПВО и бомбит "чугунием". На те деньги что он стоит можно построить несколько сотен крылатых ракет. Я так думаю что наши военные не ставили аналогичных задач перед конструкторами, а если бы такая задача возникла решение было бы найдено более дешевым способом.
                  1. 0
                    3 мая 2018 09:53
                    Да в начале у F-117 были проблемы с ПО в ЭДСУ,но их решили и он летал и бомбил.По поводу что он мог летать только с ЭДСУ,так сейчас все самолеты и многие вертолеты летают на ЭДСУ и что.По поводу (Дрозда), откуда это название,имя ему Чёрная птица или на японский мотив Хабу,за сходство с гадюкой, на английском дрозд будет Catbird или Ouzel или Ousel или Thrush.Да дорогой,но дешевле и эффективней чем спутники.По поводу В-2,он создавался для прорыва самой совершенной системы ПВО в мире и уничтожения мобильных ПГРК типа Темп и Тополь а также БЖРК Молодец,очень амбициозная задача я бы сказал фантастическая,и у них это получилось,а цена их не испугала.То что ему навязали другие задачи,ну не стоять же ему все время в ангаре.По поводу крылатых ракет ,так у них их тысячи и они очень гармонично дополняют друг друга,прошу простить меня за цинизм и хладнокровие.По поводу симметричных и асимметричных ответов,я эту байку слышу уже 25 лет.
                    1. 0
                      3 мая 2018 10:32
                      У F-117 самая худшая аэродинамика из всех боевых самолётов на нышний день, сопоставимая с космическими челноками. Если обычный боевой самолёт в случае повреждения ЭДСУ можно пилотировать, то с этим самолётом такое исключено, поэтому управление там не дублированно, а имеет четырехкратный запас это совсем не +. По поводу Дрозда это не я ему такое прозвище дал, впрочем как у Ту - 160 не официально Белым лебедем кличут. И про В-2, что он успешно прорвет глубокоэшелонированную ПВО на мой взгляд "Сказочка про казявочку". А используют его как тот чемодан без ручки, даже их экономика потянула чуть больше 20 штук.
        2. 0
          6 мая 2018 12:40
          Цитата: merkava-2bet
          Я имею ввиду военную и разведывательную авиацию, такие как:U-2,SR-71,F-117,B-2,и даже F-22.Назовите хоть один аналог из СССР или России этим машинам, типа Су-57 пока не катит.

          Сударь, вы хотите сказать, что технические средства воздушной разведки на наших машинах хуже?
          Плиз, по подробней.
          1. 0
            6 мая 2018 15:32
            Вы не поняли меня,я говорю про специализированые машины а не созданные на базе серийных.В СССР были разведчики на базе Як-25,Як-28,Ил-28,Су-17,Су-24,Ту-16 и тд.Единственный стратегический разведчик был на базе Ту-95 и всё,но по начинки оборудования комплексной разведки был на уровне только Су-24МР,остальные даже не дотягивали.Для анализа состава разведоборудования самолётов в качестве примера эта статья а также другие отличные статьи на этом форуме.И последнее,я не пытаюсь очернить или принизить авиацию СССР или России а смотрю на возможности её,да сейчас в России создаются новые машины но о них практически ничего не известно ,а гадать на кофейной гущи как-то не прилично.
            1. +1
              7 мая 2018 14:42
              Як-25,Як-28,Ил-28,Су-17,Су-24,Ту-16 В этот ряд надо бы добавить Миг-21Р и Миг-25Р. Мне довелось служить в разведывательном полку на Миг-21Р, Як-28Р, Су-17М4Р и Су-24МР. Это всё фронтовые разведчики и сравнивать их с U-2 и SR-71 не корректно, другие задачи и методы ведения разведки.
              1. +1
                7 мая 2018 14:57
                Так я про что,у СССР а также России практически нет стратегических разведчиков,исключение Ту-95Р и то как я понял его сняли с вооружения.
  15. 0
    4 мая 2018 13:56
    И не думал что настолько мощной нашпигован он различным оборудованием . неказистый самолёт конечно, но своё дело знает