Реабилитирован посмертно. Часть 1. «Вы заставляете нас летать на гробах!»
От воздушного змея до самолета
Павел Васильевич родился в начале ноября 1911 года в маленькой деревушке Нижние Лихоборы неподалеку от Москвы (сейчас, кстати, это уже территория столицы). Его родители – обычные крестьяне, поэтому ничего выдающегося в детстве Рычагова не было. Он был как все деревенские мальчишки – помогал родителям, а свободное время проводил с друзьями. Но уже тогда у Павла Васильевича появилось серьезное увлечение – воздушные змеи. Запуская «штуковину» в небо, он представлял, будто это самолет, а он – летчик. Друзья посмеивались над ним, ведь никто тогда и представить не мог, что Павла ждет блестящее будущее, связанное как раз с небом.
После окончания неполной средней школы Рычагов устроился на местную фабрику упаковщиком. Но проработал недолго и в 1928 году отправился служить в армию. Сначала он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем – Борисоглебскую военную школу летчиков. Причем Павел Васильевич стал лучшим ее выпускником. И благодаря этому его отправили в 109-ю истребительную авиационную эскадрилью 5-й Житомирской истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Поначалу Рычагов числился лишь младшим летчиком, но продвижение по карьерной лестнице не заставило себя долго ждать. Вскоре он стал командиром звена, а затем начал командовать уже отрядом.
Своей смелостью, граничащей с безумством, Рычагов удивлял и восхищал сослуживцев. Вот что писал о нем Дмитрий Панов в книге «Русские на снегу»: «Летал Пашка Рычагов здорово: смело, расчётливо и в то же время раскованно. Он одним из первых стал осваивать истребитель И-15 с мотором М-25 и вскоре пообещал показать нам, на что он способен. Мы его подначивали в ответ, утверждая, что на наших "гробах" много не покажешь. Но на следующий день, во время полётов, я сразу уже на взлёте узнал лётный почерк Рычагова. Именно этот плотный крепыш всегда так резко и уверенно поднимал машину вверх. Старт аэродрома был разбит в сторону Поста - Волынского, на запад. Рычагов долетел до Поста - Волынского, сделал коробочку вокруг Жулян и, зайдя со стороны бомбохранилища, положил самолёт на бок, с креном в 90 градусов, мотором слегка вверх при немного опущенном хвосте. Именно в таком положении Пашка промчался на высоте 20 метров над стоянкой наших самолётов на аэродроме, поднимая продолговатое облако пыли - дело было в Июле 1936 года. Потом, поднявшись метров на 50, Пашка сделал 2 бочки».
Приходилось Рычагову и ремонтировать свой самолет прямо в полете. Однажды, вместе с напарником он совершил вылет на У-2. Выполнив задание, собирались идти на посадку, но вдруг выяснилось, что одна лыжа находится не в горизонтальном, а в вертикальном положении. Тут уж не до приземления. Второй пилот взял в руки штурвал, а Рычагов отправился устранять неисправность. Вылез из кабины, схватился за стойку и ногой «починил» закапризничавшую лыжу. А потом вернулся на место.
О пируэтах и выкрутасах Павла Васильевича среди пилотов ходили легенды. Вот что вспоминал его сослуживец Иван Рахилло: «Ни один лётчик не в состоянии выдержать такой сумасшедшей нагрузки, которую выдерживал Рычагов. За один вылет без посадки он выполнял в воздухе до 250 фигур высшего пилотажа. 40 фигур на высоте в 5000 метров. Затем забирался на 6000 - и здесь опять 40, 7000 - ещё 40. Полёт - без кислородной маски, другой бы и без фигур потерял бы сознание на этой высоте. Выполнив положенные 40 фигур, Рычагов немного отдыхал и выполнял ещё 40 петель, переворотов, виражей и боевых разворотов: с земли в бинокль было видно, как его крошечный самолёт неистовствует в прозрачной, недосягаемой высоте. Затем он опускался на 6000 метров и здесь вновь крутил 40 фигур. Этажом ниже - ещё 40! У земли, в порядке отдыха и лёгкого развлечения, он легко выполнял 20 - 25 фигур и, наконец, садился. Какое же надо иметь могучее здоровье, чтобы выдержать такой полёт!»
Эпизодов, демонстрирующих его зашкаливающий профессионализм, множество. Вот еще один пример. Как-то зимой один из сослуживцев Рычагова совершил неудачное приземление. Но свою ошибку признать не захотел, вместо этого обвинил в конфузе лыжи. Мол, из-за них точную посадку выполнить невозможно. Рычагов лишь усмехнулся, а затем, бросив на полосу свою перчатку, запрыгнул в кабину самолета. Описав круг, Павел Васильевич посадил машину. И сделал это так мастерски, что впечатал лыжей ту самую свою перчатку в снег. Пилоту пришлось перед всеми сослуживцами извиняться за просчет…
Карьера, личная жизнь и война в Испании
В конце мая 1936 года старший лейтенант Павел Васильевич удостоился ордена Ленина. Рычагов отпраздновал награду оригинально. Он совершил полет в перевернутом положении всего лишь в 5 метрах над землей! После шоу сослуживцы спросили у него: «не страшно ли?». А гордый Рычагов ответил: «Страшно тому, кто не уверен в своей машине и в самом себе».
Успехи ждали его не только на профессиональном поприще, но и в личном. Вот отрывок из книги «Русские на снегу»: «Вскоре в жизни Пашки произошло 2 серьезных события. Во-первых, он женился на пилотессе Марии Нестеренко, щупленькой, черненькой и смуглой, не ахти красивой женщине, направленной в их отряд, в ходе начавшейся тогда шумной кампании по овладению женщинами тракторами и самолётами. По идеологической задумке, эти противоестественные и опасные для здоровья женщины занятия, зато очень полезные на случай войны, должны были означать полное торжество женского равноправия в первой в мире стране победившего социализма, недавно принявшей такую славную Конституцию, которую, впрочем, мало кто читал и обращал на неё внимание. Во-вторых, Пашку послали в Испанию, где он пробыл недолго, но успел неплохо себя показать в бою. Наши политрабочие с пеной на губах плели, что Пашка сбил в Испании не то 10, не то 20, не то 30 самолетов».
Рычагов отправился в Испанию в октябре 1936 года, возглавив отряд из 14 летчиков. На Пиренейском полуострове у него появился псевдоним «Пабло Паланкар». Рычагов вместе со своим отрядов вошел в состав авиагруппы Пумпура. И к ноябрю в ней числилось порядка полусотни истребителей И-15 и И-16. Рычагов же возглавил одно из подразделений, действовавших возле Мадрида.
Боевое крещение не заставило себя долго ждать. Уже 4 ноября Павел Васильевич провел свой первый бой. В этот день он и его группа совершили несколько боевых вылетов, в которых сумели сбить 5 вражеских самолетов. На следующий день советские летчики уничтожили еще 4 крылатых машины противника. А 6 числа уже лично Рычагов сумел выиграть пару воздушных дуэлей.
За 4 месяца, которые провел Рычагов в Испании, его сбивали 3 раза. Но это не помешало ему стать лучшим снайпером среди советских летчиков – он сумел сбить 6 самолетов неприятеля. И для уничтожения одной вражеской машины ему требовалось порядка 7 часов налета. Это являлось рекордным показателем продуктивности. Надо сказать, что доподлинно так и неизвестно, сколько точно он сбил вражеских самолетов. Поскольку встречается информация и о 8, и 15, и даже о свыше 20 крылатых машин.
Вот отрывок из книги Панова, который хорошо демонстрирует ту ситуацию: «Сам Пашка, вернувшийся из Испании в звании капитана, побывавший в самом Париже, где заглянул, по его рассказам в публичный дом (и такое там видел), на гимнастерке которого сверкал эмалью орден Ленина и светилась «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, в ответ на наши вопросы отмалчивался и только махал рукой. Это говорило о порядочности Пашки и его трезвой голове, хотя он и любил выпить. Слишком много товарищей погибло рядом с ним: мой хороший друг Ковтун, многие другие наши общие знакомые. На этом фоне трескучие рассказы о подвигах «испанцев» звучали святотатством. Хотя некоторые из этих летчиков, которых вытащили из испанской воздушной мясорубки в качестве образцово - показательных экспонатов совсем потеряли голову и плели невероятное».
Рычагов так и не рассказал, сколько именно он сбил самолетов. Он считал это глупым хвастовством. Что касается Героя Советского Союза. Этой награды «за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами», Павел Васильевич удостоился 31 декабря 1936 года. Вместе с «Золотой Звездой» он получил и второй орден Ленина.
Сослуживец Рычагова в Испании Георгий Захаров вспоминал в мемуарах (он, кстати, говорит о 20 сбитых самолетах): «С ведущим нам повезло. Многие умели прекрасно летать и отменно дрались, но далеко не каждый летчик мог быть ведущим. Павел самой природой был создан для этой роли. То, что он делал в бою, совершенно не поддавалось объяснению. Павел умел определить единственно верный момент, когда следует нападать, всегда выбирал направление удара в самое уязвимое место противника, и способности ведущего сочетались в нем с высоким мастерством рядового бойца - об этом наглядно свидетельствовали 20 сбитых им самолетов. Едва Рычагов появлялся в поле зрения, его сразу же окружало множество людей. Я могу с уверенностью сказать, что в 1937 году вряд ли нашелся бы еще один такой командир эскадрильи, который пользовался таким авторитетом у своих летчиков и известностью в стране. «Золотая Звезда» Героя, два ордена Ленина, орден Красного Знамени за боевую работу - в те дни людей с такими наградами у нас было немного». При этом нужно помнить, что на тот момент Рычагову было всего-то 26 лет…
В начале февраля 1937 года Павла Васильевича неожиданно отозвали из Испании. Вместе с ним на родину необходимо было вернуться и остальным пилотам его отряда. Когда Рычагов прибыл в СССР, ему, помимо наград, присвоили и внеочередное звание майора. Затем Павел Васильевич занял должность командира 65-й истребительной эскадрильи 81-й авиационной бригады. А в декабре все того же года он был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Но мирная жизнь для Павла Васильевича кончилась так же внезапно, как и началась. В декабре его отправили в Китай, в роли старшего советника по использованию летчиков-добровольцев из СССР во время войны с Японией. Здесь он получил псевдоним «Генерал Баталии». Правда, самому Рычагову летать на сей раз не пришлось. Он командовал с земли. Павел Васильевич планировал и координировал внезапные и неожиданные для японцев удары. Он командовал авианалетами на аэродромы в Ханьчжоу и Тайване. Причем, атака на базы японцев на Тайване 23 февраля 1938 года была очень болезненной. Противник потерял порядка полусотни крылатых машин и запасы топлива, рассчитанные на несколько месяцев. Поэтому на протяжении нескольких недель самолеты оттуда не взлетали.
А летом 1938 года он сумел проявить свой выдающийся профессионализм во время боя с японцами у озера Хасан. На сей раз противник отважился напасть на территорию Советского Союза. Японцы сумели занять сопки Безымянную и Заозерную. Павел Васильевич, занимавший должность командующего ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта, хотел как можно скорее расправиться с врагом. Поэтому он попытался добиться разрешения на проведение массированного удара. Сил бы хватило, поскольку Рычагов располагал 180 бомбардировщиками и 70 истребителями.
И 6 августа советские самолеты все-таки вылетели на позиции неприятеля. Пилоты сбрасывали бомбы на японцев с предельно малой высоты, несмотря на плотный огонь зенитных батарей. Кстати, за действием авиации лично наблюдал Василий Константинович Блюхер. И по телефону отчитался об атаке на сопку Заозерная, сказав, что она «производит впечатление не только взрытой, но буквально скальпированной». Успех советской авиации сильно помог и наземным войскам.
За успешные операции в Китае Павел Васильевич получил орден Красного Знамени, а также медаль «XX лет РККА». После этих событий и его карьера резко устремилась ввысь. Он получил звание комбрига. В том же 1938 году Рычагов был принят в члены ВКП(б) по предложению Сталина. Причем он миновал период кандидатского стажа, сказались рекомендации самого Иосифа Виссарионовича, а также Ворошилова.
Продолжение следует…
Информация