«Повелитель грязи». Часть 1

56
«Повелитель грязи» — это почти дословный перевод названия единственного серийно выпускаемого шнекохода MudMaster MM6. Его производит австралийская фирма Residue Solutions Pty Ltd, которая, по некоторым данным, поставила около 20 таких машин. Ни один обзор шнекоходов не обходится без упоминания машины этого типа.





MudMaster крупным планом. У этой машины привод на шнеки не механический, а электрический, то есть дизель работает как генератор

Мы также начнем с упоминания этой машины в контексте изучения возможностей военного применения шнекоходов, поскольку более близкое знакомство с ней открывает некоторые весьма неожиданные стороны шнекохода.

Все же ясно! Не совсем…

Со шнекоходами в военном применении, казалось бы, все явно и вердикт об их непригодности давно вынесен и особо обжалованию не подлежит. Да, шнекоход весьма хорош на жидкой грязи, но не может передвигаться по твердому грунту, по дорогам с твердым покрытием. Я даже не стану приводить обычного списка контраргументов против шнекоходов, поскольку, если рассматривать именно с военной точки зрения, они очень смехотворны.

Реальные причины, почему шнекоходы так и не стали широко распространенным типом машин, состояли, на мой взгляд, в двух моментах.

Момент первый. В момент зарождения бронетанковой техники, и шнек, и гусеница были хорошо известны конструкторам. Есть даже сохранившийся образец «Фордзона» со шнековым двигателем. Компания Форда предлагала своим покупателям дополнительный комплект шнеков, которые устанавливались на серийный трактор. Это техника 1920-х годов.

«Повелитель грязи». Часть 1

Один из немногих сохранившихся до наших дней тракторов со шнеками

Но дело в том, что все части и детали гусеничного движителя могли быть изготовлены относительно простыми и распространенными в машиностроении методами: литьем, ковкой, штамповкой. Колеса и катки обычно отливались, гусеничные траки могли отливаться или штамповаться. А вот для шнека требовалась куда более сложная технология. Основу шнекового движителя составляла труба большого диаметра, на которую наваривался винтовой гребень шнека (по-английский blade – лезвие). Массовое производство труб большого диаметра было освоено только в 1960-е годы, когда появились методы сваривания труб либо из двух стальных полос – штрипсов, либо из одной полосы, сворачиваемой спиралью. До Второй мировой войны таких технологий еще не было, и трубы диаметром более 300 мм почти не выпускались. Даже самые крупные (а, стало быть, редкие и дорогие) трубы не подходили для сколько-нибудь крупной шнекоходной техники.

Второй момент. Как следует из диссертации, защищенной в 2010 году Джоном Т. Фрибергом в Университете Южной Флориды, первое исследование шнекоходов, конструкции и сравнительной эффективности шнеков разного типа было выполнено только в 1961 году доктором Б. Колом (B. Cole) в Великобритании. Он исследовал и испытал различные конструкции шнеков и установил наиболее выгодные соотношения размеров диаметра, длины, высоты и угла гребня.

Это очень интересный момент. По сути дела, ранние попытки создать шнекоход, будь то фордовский Fordson, или проект шнековой снегоходной машины для Армии США M29 Weasel (разрабатывался Джеффри Пайком – Geoffrey Pyke), строились на чисто эмпирических попытках, и эффективность этого типа техники могла получиться лишь случайно. Неизвестность принципов конструирования эффективных шнеков в сочетании с технологическими трудностями изготовления трубы достаточных размеров, сделали шнекоход неконкурентным по сравнению с гусеницей.

Доктор Кол выяснил, что наилучшее соотношение диаметра шнека к длине составляет 1:6, то есть при длине машины в 6 метров, диаметр шнека должен быть 1 метр. Оптимальная высота гребня составляет 0,125 к диаметру шнека, то есть, при диаметре шнека в 1000 мм высота гребня должна составлять 125 мм. Оптимальный угол наклона гребня к оси шнека лежит в пределах 30-40 градусов.

Испытания дали следующие результаты. На твердых и сухих грунтах, шнекоход действительно показал себя неважно. На сухом песке скорость движения составляла 4 км в час, а на сухом и твердом грунте – 8 км в час. Шнекоход ездит и по твердому грунту, но медленно, и при этом на сухом песке подгребает его перед собой, подобно бульдозеру. Добавление воды кардинально меняло все дело, и шнекоход показывал уже хорошие показатели скорости: по грунту с водой — 32 км в час, по снегу – 40 км в час, по воде до 10 км в час.


Советский шнекоход ЗиЛ-29061 продирается через заболоченный лес. Танкам в такой местности делать нечего.

Поздние машины, такие как ЗиЛ-2906, DAF Amphirol и Riverine Utility Craft, созданные с учетом этих достижений, показывали среднюю скорость по заболоченной местности в 30 км в час, а Riverine Utility Craft фирмы Chrysler с алюминиевыми шнеками развивал скорость даже до 46 км в час. Это уже вполне соответствует скорости передвижения танков. Для сравнения, Т-72 развивал по пересеченной местности скорость 35-45 км в час.

Однако, результаты исследований доктора Кола уже мало на что повлияли, хотя и открывали возможность создания эффективных шнекоходов. К 1960-м годам гусеницы боевых машин и танков давно были отработаны, избавились от многих "детских болезней", стали привычными и распространенными.

Сегодня можно снова вернуться к конструированию шнекоходов, поскольку появились необходимые технологии, позволяющие делать трубы большого диаметра (трубы для газопроводов имеют, к примеру, диаметр 1620 мм, что дало бы оптимальную длину шнека в 9720 мм), появились технологии, позволяющие делать шнеки из алюминия или композитов, что позволило бы облегчить их, а также есть теоретический задел, подсказывающий, как именно их нужно конструировать.

Возможности MudMaster

MudMaster — довольно простая по конструкции машина, основу которой составляет рама из стальных балок, по углам которой крепятся узлы подвески шнеков. На раме установлена площадка, на которой установлен дизель и кабина для водителя.

В русскоязычном Интернете широко разошлись статьи, в которых этот шнекоход изображается некоей универсальной машиной, платформой, на которую можно якобы установить любое оборудование. Трудно сказать, было ли это следствием неверного прочтения материалов или это была такая фантазия автора, написавшего об этом шнекоходе. Дело в том, что в английских материалах ничего такого нет. На сайте Residue Solution вообще нет ни слова об установке на шнекоход какого-либо оборудования.

У него совсем другие задачи. MudMaster укатывает хранилища шламов и хвостов. Собственно само слово residue из названия австралийской компании означает "хвост, отход" — отходы горнодобывающего или металлургического производства. При переработке бокситов на глинозем остается большое количество жидкой грязи — красного шлама, который сливают в специальные водоемы, обнесенные валами. Чтобы подольше не строить новые шламохранилища, был придуман способ утрамбовки шлама шнекоходом. MudMaster неспешно ездит по шламохранилищу туда и сюда, перемешивая шлам и выжимая из него своим весом воду, которая испаряется. За 40 дней такой работы шнекоход превращает жидкую грязь в плотный и твердый грунт. Утрамбованный шлам освобождает место в шламохранилище и в него можно дальше сливать отходы. Необходимая, но весьма малопочтенная работа.

Надо сказать, что это небогатый, но стабильный бизнес. Производителю шнекохода не нужно убеждать алюминиевые компании в полезности своего изделия, поскольку шлам — типовая проблема и повод для постоянных стычек с экологами и местными властями. Жидкий шлам, переполнивший хранилище, может прорвать дамбы и устроить "красный потоп". В октябре 2010 года в венгерском городе Айка, на хранилище шлама завода Ajkai Timföldgyár Zrt из прорыва плотины вылилось 1,1 млн. кубометров шлама, который затопил город Колонтар и три прилегающих района. Погибло 10 человек, отравления получили еще 140 человек. Для компании, владеющей алюминиевым заводом, эта история кончилась национализацией, а глава компании Золтан Баконьи некоторое время сидел в тюрьме, но потом был отпущен без предъявления обвинений.


Прорыв шламохранилища в Венгрии

Так что утрамбовать шлам, пока он куда-нибудь не вылился — тут даже агитировать не нужно. Австралийская компания, должно быть, даже не продает свои шнекоходы, а, скорее всего, сдает их в аренду или сама выполняет трамбовочные работы.

Из способности MudMaster трамбовать грунт вытекает, пожалуй, одно из наиболее важных военных применений шнекоходов именно такой конструкции — сделать разбитые грунтовые дороги снова проезжими.

Опыт многочисленных войн, и особенно Второй мировой войны, весьма наглядно показывает, до какого состояния колесная и гусеничная техника может разбить грунтовые дороги.


Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер" слегка увязла под Винницей

До месива из жидкой грязи, в которой тонут грузовики, танки и даже тягачи, призванные всю эту технику вытаскивать из грязи. Живописанию картин распутицы посвящены многие страницы мемуаров участников той войны, причем с обоих сторон. В любой новой войне, хоть локальной, хоть крупномасштабной, подобная же ситуация несомненно повторится, просто в силу природно-климатических условий. К этому надо быть готовым и иметь для этого специальные инженерные машины.

Шнекоход типа MudMaster может с успехом применяться для восстановления разбитых до месива грунтовых дорог. Первая фаза такого восстановления состоит в том, чтобы с помощью нескольких или даже нескольких десятков шнекоходов проехать по такой дороге и пробить утрамбованную колею, по которой может пройти колесная или гусеничная техника. После шнекохода остаются две прекрасные полусферические в разрезе колеи.


Колеи от шнекохода после уплотнения грунта.

Вторая фаза состоит в том, что шнекоходы могут пройти один за другим, уступом, по всей ширине дороги, перемешать и утрамбовать грунт, а также подровнять его отвальными ножами, которые не так трудно навесить на каждый шнекоход. После этого дорога может быть окончательно выровнена грейдером и отсыпана щебнем, если в том есть необходимость. Также трамбовка дороги шнекоходом вполне может сочетаться с подсыпкой, поскольку на платформу шнекохода можно установить кузов с разбрасывающим устройством, заполняемый щебнем.

Подобную операцию можно повторять всякий раз, когда состояние дороги начинает ухудшаться. Также дороги можно улучшать не только летом, но и зимой, поскольку шнекоход прекрасно ездит по снегу и так же утрамбовывает его своим весом. Использование шнекоходов может быть альтернативой очистке дорог от снежных заносов. Помимо этого, шнекоход может пробить и утрамбовать новую дорогу по снежной целине, опционально укрепив ее намораживанием льда, что нетрудно сделать с помощью установленной на нем дождевальной установки, используемой для намораживания ледовых переправ.

Так что даже невооруженный (хотя не так трудно установить на нем крупнокалиберный пулемет) и небронированный шнекоход может быть очень полезен на дорожно-инженерных работах в военное время, когда дорогу надо исправить быстро, срочно и с минимально возможными усилиями.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    26 апреля 2018 06:04
    Дмитрий позвольте с Вами не согласится шнейковый привод узкоспецилизирован и не эффективен на твердых грунтах. В вооруженных силах иметь подобную технику просто не выгодно. Любой универсальный БАТ или ИМР на гуслях более припособлен для нашего климата и в разы универсален.
    Кроме того иметь специализированные транспортеры для шнекоходов просто расточительно.
    1. +2
      26 апреля 2018 17:54
      Гусеничный движитель также специализирован и не эффективен на мягких грунтах (не говоря уже о болоте). Иметь его тоже "просто не выгодно".
      Для танков имеются специализированные транспортеры (не говоря уже о том, что танки часто возят по железной дороге), и это не считается "просто расточительно".
  2. +2
    26 апреля 2018 09:14
    по большому счёту, шнековый привод имеет только один существенный плюс: простое и дешёвое совмещение плавучести и проходимости на слабых грунтах. По отдельности, преимуществ нет
  3. +3
    26 апреля 2018 10:49
    шнекоход может пробить и утрамбовать новую дорогу по снежной целине

    Ваще-то для этого уже давно используют ДТ-30 yes :

    И никакой экзотики request .
    1. +5
      26 апреля 2018 12:24
      А чем плох "Объект 279 " ? request

      Или....:Даёшь суб.террину (или,подземный танк)! fellow
      .
      И никакой грязи ! yes
      1. +2
        26 апреля 2018 17:58
        Чем плох? Сложностью производства и сложностью обслуживания.
        Ну представьте себе, что это чудо подорвалось на мине средними гусеницами. laughing
        1. +2
          27 апреля 2018 01:01
          Цитата: wehr
          Ну представьте себе, что это чудо подорвалось на мине средними гусеницами

          А кто ж его теперь пошлёт....на минное поле то....?! request
          Цитата: wehr
          Чем плох? Сложностью производства и сложностью обслуживания.

          А "понты"...чё,ничего уже теперь не значат ?! what Зато в России есть такое "Чудо Великого Мониту"! good А у других-нема....может быть... request
  4. +1
    26 апреля 2018 11:48
    Цитата: злой партизан
    шнекоход может пробить и утрамбовать новую дорогу по снежной целине

    Ваще-то для этого уже давно используют ДТ-30 yes :

    И никакой экзотики request .

    Это десятка....
    1. +2
      26 апреля 2018 12:25
      Цитата: Dead Hand
      Это десятка...
      sad
      Согласен fool . Не критично подошёл к Гуглу.... recourse
      hi
      1. +3
        26 апреля 2018 16:33
        Не мужики, лучше бульдозера чем лопата еще никто не придумал!
        1. +3
          26 апреля 2018 17:59
          Это последний довод, последняя надежда laughing
      2. +1
        26 апреля 2018 20:29
        ))) Я на них работаю просто)))
  5. +4
    26 апреля 2018 12:45
    "...то есть дизель работает как генератор".
    Автор, статья хорошая, только дизель может генерировать исключительно акустические колебания. В данном случае имеется ввиду дизель-электрический привод, который состоит из приводного электродвигателя, связанного с исполнительным механизмом, генератора, питающего этот электродвигатель, и дизеля, приводящего во вращение генератор.
    1. 0
      26 апреля 2018 22:00
      Зануда. laughing Я же не написал, что профиль колеи не может быть:"После шнекохода остаются две прекрасные полусферические в разрезе колеи." Для этого надо шариками наступать. smile
  6. BAI
    +3
    26 апреля 2018 12:52
    образец «Фордзона» со шнековым двигателем.

    Не двигатель, а движитель.
  7. +4
    26 апреля 2018 14:22
    Шнек диаметром 1м оставит после себя колею, в которую не поместится практически ни одно колесное шасси. Разровнять дорогу вторым проходом шнекоход не может, если он эффективно отработал, то колея уже слишком сухая для него.То есть подсыпка - острая необходимость. К тому же - вот дождь прекратился. Через какое время шнекоход придется глушить? Перемещение его по твердым грунтам - увольте. Это уже смешно. Шнеки протрутся так быстро, что ахнуть не успеете.
    На выходе имеем систему, состоящую из шнекоходов, грузовиков со щебнем, экскаваторов для погрузки щебня, платформы для перемещения шнекоходов, тягачи для платформ... чем воевать будем? Все шнекоходами заняты. Буде у нас есть время, средства и техника для таких масштабных дел, то проще пустить в работу классическую дорожную технику.
    1. +2
      26 апреля 2018 18:08
      По твердому грунту (если только это не сплошная скала) шнекоход тоже идет. Не забывайте, что машина тяжелая и ее веса хватает, чтобы вдавить гребни шнека в землю и обеспечить тем самым нужное для движения сцепление.
      Есть стали, очень устойчивые к истиранию. Например, 110Г13л, или А3, идущая на вагонные оси, она не пулестойкая, и есть еще другие марки износостойких сталей. Есть из чего выбрать. Они выдерживают абразивное воздействие твердых горных пород в дробилках, так что перенесут и песок с суглинком.

      И Ваша картина раз - и распалась. laughing
      1. 0
        26 апреля 2018 19:27
        Нет, не распалась. Даже стойкая к истиранию сталь протрется в считанные дни. Я менял била в дробилках. Они были из износостройкого чугуна, ии выдерживали неделю. А рычаги, на которых они крепились, были из той самой стали. Висящая в воздухе угольная пыль убивала их за полтора месяца.Толщина их была где то 50мм.Площадь шнека себе представляете? А толщину? Увы... Советские инженеры исследовали шнекоходы в 70х. Вывод - только тундра и тамошние болота. Но шнек так сильно портит под собой почву, что наносит невосполнимый вред тому и другому. Извините.
        1. +1
          26 апреля 2018 19:58
          А откуда у Вас такая уверенность, что в считанные дни? MudMaster ездит по абразивной пасте (шлам содержит порядка 30% кремнезема), и у него не просматривается проблем с быстрым износом шнеков.
          1. +3
            27 апреля 2018 17:13
            Еще раз. Я эксплуатировал молотковые мельницы, те самые "дробилки" на которые вы ссылаетесь. В дробилках, вообще то, чугунные шары используются... ну это чуть иная тема. Привел вам в пример билодержатели, которые вообще в воздухе висят.
            А знаете, как выглядит прочнейшая броня, по которой трется билами уголь? Причем уголь абсолютно не абразив, пластинки углерода вообще используются как часть смазочных масел... Как полупротертый лист бумаги она выглядит. А была толщиною в 5-7см.
            Есть у меня уверенность. А так же я уверен, что ваших MudMaster проблемы просматриваются, да еще и какие. Скорее всего, ротора и несущие подшипники ребята меняют минимально раз в месяц-полтора, как мы потрошили мельницы.
            Просто их шнекоходы - часть цепочки получения прибыли, и прибыль покрывает расходы. А война - это бешеный расход ресурсов, без покрытия. И главные ценности в ней - те самые ресурсы. Кто ими лучше распорядится, то есть самый экономный и эффективный, тот и будет иметь большое преимущество.
            Строить небоевую технику узкой и невероятно узкой специализации, с огромной линейкой вспомогателей, без малейшего шанса как то использовать все это вне ниши - так можно разорить любую экономику и остаться без патронов в кратчайший срок.
            Идея ваша забавна. И все.
      2. +1
        26 апреля 2018 19:48
        Цитата: wehr
        Есть стали, очень устойчивые к истиранию. Например, 110Г13л

        Работал со сталью 110Г2Л (проводил химанализ по ходу плавки спектральным методом). Целая эпопея в марганец попадать...Представляю: как хреново попадать в марганец ...13Л. sad А уж как обрабатывать пробу... what
        Цитата: wehr
        Они выдерживают абразивное воздействие твердых горных пород в дробилках, так что перенесут и песок с суглинком.

        Да, действительно "броню" в дробилках делали именно из подобных сталей (сталь Гартфильда).
        drinks
  8. +4
    26 апреля 2018 16:59
    Берём шнекоход. Навешиваем отвальные ножи, крепим кузов с разбрасывающим устройством, монтируем дождевальную установку с намораживателем, закрепляем пулемёт, лёгкую броню. Логично установить сразу и GPS. Спальное место, кондиционер, стереосистема, интернет, миникухня и биотуалет сделают комфортной тяжёлую и муторную работу водителя. А наличие установки вертикального взлёта и реактивные двигатели на крылышках по бокам кабины вполне решат сложности с транспортировкой этой сложной, но такой полезной техники. Единственной проблемой останется не столкнуться с другими шнекоходами, идущими уступом, клином, в колонну по три или развёрнутым строем, особенно в ночное время. Но это решается при помощи радара и прибора ночного видения, которые тоже вполне возможно установить на эту чудотехнику.
    1. +2
      26 апреля 2018 19:59
      Цитата: Tarasios
      А наличие установки вертикального взлёта и реактивные двигатели на крылышках по бокам кабины вполне решат сложности с транспортировкой этой сложной, но такой полезной техники.

      laughing
      good drinks
      1. +1
        26 апреля 2018 20:48
        ГТД шнекоходу совсем не помешал бы
  9. +1
    26 апреля 2018 17:01
    По твердой поверхности можно попробовать передвигаться боком, если реверсировать один из шнеков.
  10. +2
    26 апреля 2018 20:53
    Блин, шнекоход для ремонта дорог? Даа!!! Сей агрегат в шламохранилище работает. Там физика процесса иная. Он проехал, в колеи вода выдавилась. Через много часов, вода испарилась, шнекоход едет поперёк своих колей, нарезая новые. С последующим многочасовым испарением, и так недели, месяцы... Может дорогу осушить? Может! Но участок длинной километров десять- как раз за месяц-два два!
    1. +1
      26 апреля 2018 22:08
      Да, именно так, для ремонта дорог. laughing
  11. +3
    27 апреля 2018 00:10
    В Нижегородской области их выпускают, называется: транспортно-технологическая платформа с роторно-винтовым движителем (ТП с РВД).
    ТП с РВД предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства, оснащенного различным технологическим оборудованием (экскаватор, манипулятор, грунтовый насос и т.п.) для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и др. работ. В базовой комплектации ТП оснащена 2-х местной кабиной, подогревателем двигателя, валом отбора мощности (100% от мощности ДВС) для привода технологического оборудования, водооткачивающим насосом.


  12. +1
    27 апреля 2018 09:39
    В русскоязычном Интернете широко разошлись статьи, в которых этот шнекоход изображается некоей универсальной машиной, платформой, на которую можно якобы установить любое оборудование.


    И у этого есть основания. Посмотрите, например, вот это видео с представителями компании
    https://www.youtube.com/watch?v=I9o7HmKLjjY

    За ваши деньги - любые желания.
    1. 0
      27 апреля 2018 18:07
      Я не видел ни одного такого шнекохода с навесным оборудованием. К тому же, чтобы что-то такое установить, надо внести достаточно серьезные изменения в конструкцию.
      1. 0
        28 апреля 2018 04:59
        Сейчас просто нет необходимости или дорого использовать такие шнекоходы с навесным оборудованием. Вот и не используют.
        "Достаточно серьёзные изменения..." - это отговорки... Согласитесь, что вы просто ошиблись, когда написали строки про статьи из русскоязычного Интернета.
        1. 0
          28 апреля 2018 13:43
          Не вопрос. Предъявите тогда хоть одну фотографию MudMaster с установленным на нем навесным оборудованием (ну там, вроде крана).
          1. 0
            29 апреля 2018 04:49
            Фотографий нет. Потому что нет сейчас необходимости использовать MudMaster с каким-либо навесным оборудованием. Но если заказчик пожелает, то компания-производитель такую машину сделает. Конструкция вездехода позволяет это сделать. В чём вопрос-то? wink
            Понимаю, психология. Любой человек крайне неохотно признаёт свои ошибки и заблуждения. В лучшем случае промолчит. В не очень лучшем случае начнёт словоблудие... Какой вариант для вас предпочтительнее? wink
            1. 0
              29 апреля 2018 04:58
              Вот ещё что прочитал. Оказывается,еще с 1972 года на очистительных сооружениях Москвы использовались шнекоходы. Например, ГПИ-3906.
              1. 0
                29 апреля 2018 14:21
                Бросается в глаза, что он конструктивный собрат MudMaster
            2. 0
              29 апреля 2018 14:21
              Вот отсутствие хотя бы одного примера использования навесного оборудования и побудило меня так написать. Был бы хоть один пример - был бы факт. А так нет.
              К тому же, конструктивно MudMaster не годится для навески оборудования, у него нет для этого места. Чтобы поставить, к примеру, кран придется передвигать в сторону дизель и кабину, то есть переделать шнекоход.

              Это опасная болезнь нашего времени, когда рекламу и пиар не различают от действительности.
              1. 0
                29 апреля 2018 14:51
                Это - шнекоход... Его задача - проехать там, где другие не смогут. Очень узкая ниша...

                Обратите внимание на маленькую стрелу. Это - тоже навесное оборудование, вы не поверите! А каких чудес вы ждёте? 20-тонный кран? wink
                1. 0
                  29 апреля 2018 15:51
                  Ну да, 20-тонный кран, экскаваторный ковш, самосвал или еще что-нибудь в этом духе.
                  1. 0
                    29 апреля 2018 16:08
                    Увы.. Тут или шашечки или ехать..
                    Оказывается, несколько шнекоходов этой марки использует РУСАЛ на своих заводах. И по его заявке производители ставили утепленные кабины, подогрев двигателя, усиленные приводы шнеков...
                    Впрочем, согласитесь, закажи РУСАЛ австралийцам самосвал на этой базе - сделают ведь. wink Только зачем? Где ездить-то и что возить? Навскидку и не придумаешь...
                    1. 0
                      29 апреля 2018 16:28
                      Навскидку - дороги строить в труднодоступной местности, торф добывать и так далее.
                      1. +1
                        29 апреля 2018 17:27
                        Строить дорогу там, где кроме шнекохода ничего проехать не может - дорого и долго... На торфоразработках с успехом работает более дешевая техника.

                        Главный недостаток шнекоходов - низкая скорость движения при высоких энергозатратах.. И кроме того он себя чувствует хорошо только в однородной среде, как снег или описанный вами шлам...
  13. 0
    29 апреля 2018 17:35
    тасха,
    Вы можете это чем-нибудь подтвердить - про высокий расход и низкую скорость?
    У меня, например, другие данные (изложенные в статье).
    1. 0
      29 апреля 2018 18:14
      У вас в статье никаких данных о расходе нет вообще-то... wink

      Уже упомянутый вами Riverine Utility Craft массой около 5 тонн + около тонны полезной нагрузки разгоняли два двигателя по 380(!) л.с... Причем скорость 46 км/ч это на воде, наверное...

      "Пара двигателей по 180 л.с. обеспечивала ЗиЛ-4904 (7 тонн + 2,5 тонны нагрузки) великолепную проходимость, но недостаточную скорость – по снегу и воде шнекоход шел не быстрее 10 км/ч, а по болоту и того меньше – до 7,3 км/ч."
      1. 0
        29 апреля 2018 18:27
        У вас тоже. laughing
        Расход для Зил-4904 можно подсчитать (известно, что на нем стояли двигатели ЗиЛ-375) - 84,9 кг топлива в час. При этом я считаю, что выбор двигателя был далеко не оптимальным, а просто взяли то, что было.
        1. 0
          29 апреля 2018 18:38
          Расход топлива - величина переменная. Да и смысл от этого не поменяется...
          1. 0
            29 апреля 2018 19:17
            Зато не меняется то, что шнекоход пройдет там, где утонут танки.
            1. 0
              30 апреля 2018 04:33
              Разумеется.
              На войне могут использоваться шнекоходы вроде ЗВМ-2901 и то не всегда. Как аэросани.
              Применение же агрегатов подобных MudMaster при
              дорожно-инженерных работах в военное время, когда дорогу надо исправить быстро, срочно и с минимально возможными усилиями.
              - это, к сожалению не так.
              Куда быстрее использовать те же настилаемые покрытия.
              1. 0
                30 апреля 2018 18:25
                Ага! А теперь прикиньте вес настилаемых покрытий хотя бы в расчете на одну бригаду. laughing
                1. 0
                  1 мая 2018 05:00
                  https://topwar.ru/125017-volshebnaya-dorozhka-kom
                  pleks-kvd.html
                  1. 0
                    1 мая 2018 14:34
                    8 тонн на 50 метров. Итого 1 км пути - 20 комплектов и 160 тонн. 10 км - 200 комплектов и 1600 тонн. Это только один путь, а в масштабах большой войны таких путей потребуются сотни. Если принять, скажем, 100 таких путей каждый по 50 км, то выйдет 800 тысяч тонн стали только на покрытие, не считая техники, которой потребуется 100 тысяч единиц.
                    Военно-хозяйственно неэффективно. В небольших размерах, например, в качества допкомплекта к мостам и понтонам - пойдет. А для решения дорожной проблемы в больших масштабах - нет.

                    К тому же, на кадрах пиар-ролика в самом конце видно, что покрытие уже повреждено после нескольких проездов. Если по нему пройдут сотни машин и танков, от него ничего не останется.
                    Итого - не решение, а пиар, как у нас и водится.
                    1. 0
                      2 мая 2018 04:59
                      Вообще-то не сталь, алюминий wink
                      Зато время.... На испытаниях покрытие выдержало 160 проходов техники по болоту глубиной 2м. Результат? Результат...
                      Если принять, скажем, 100 таких путей каждый по 50 км, то выйдет 800 тысяч тонн стали только на покрытие, не считая техники, которой потребуется 100 тысяч единиц.

                      Нет слов... laughing Ну вы даёте...
                      1. 0
                        2 мая 2018 14:02
                        Еще хуже, поскольку алюминий в военной экономике будет еще большим дефицитом, чем сталь.

                        Самый обычный ориентировочный подсчет потребностей военного времени. laughing Или Вы полагаете, что десяток таких комплектов закроют все дорожные потребности?
  14. 0
    2 мая 2018 14:10
    wehr,
    Нет, я не полагаю.
    В современных инженерных войсках есть немало техники, которая решает большинство поставленных задач.
    Предлагаемый вами вариант применения шнекоходов не годится. Так подойдёт?
    Медленно, дорого и технически сложно. Тот же отвал для шнекохода - уже серьёзная нагрузка, из-за особенностей привода. Максимум - это сани за собой волочь.
    1. 0
      2 мая 2018 14:15
      Раз не полагаете, то это не решение проблемы.
      А проблема дорог, с учетом резко возросшей автомобилизации войск, будет намного острее, чем в прошлую войну. Но Ваша (и не только Ваша, кстати) позиция - ничего не делать, все и так есть. Именно с этой уверенности, что все и так есть, рождается неготовность к войне.

      Почему технически сложно? По своему устройству шнек и его подвеска несравненно проще, чем гусеница. Просто пересчитайте количество деталей гусенцы и шнека. laughing
      1. 0
        2 мая 2018 14:27
        Я не полагаю, что "десяток комплектов..."

        Технически сложно из-за большей энергоёмкости движителя.

        Где же ваше воображение? В очередной раз предлагаю полностью (!) продумать как будут строить, где будут строить и зачем....
        А на несогласных с вами ещё и ярлыки вешать начинаете. Носитесь со своими идеями как этот... с писаной торбой wink Есть же иногда здравые мысли, но в потоке вашего сознания и самолюбия теряется всё... Устал от вас. Трудный вы... Всё, потом. Вторую часть опубликуют - продолжим.
        1. 0
          2 мая 2018 15:15
          Энергоемкость движителя в решающей степени зависит от приближения к оптимальной конструкции шнека. Я об этом и написал - исследований особо не было, каждый строил, как ему Бог на душу положит, потому и эффективность была далека от предельной возможности.
          С гусеницами то же самое было: пока выработали оптимальную конструкцию, гусеничный движитель был и энергоемким, и весьма ненадежным.
          Потому, оптимальная конструкция шнека должна ощутимо понизить энергозатраты на движение.
          Следующий момент - выбор толщины стенки шнека. От этого зависит вес узла и расход энергии. Здесь тоже требуются расчеты и испытания. Каждый миллиметр толщины стенки сгоняет сотни килограмм веса. Вот для примера труба для шнека диаметров 1 метр и длиной 6 метров:
          10 мм - 1464,8 кг
          8 мм - 1174 кг
          6 мм - 882 кг
          4 мм - 589,5 кг.
          Вот здесь тоже нужно пройти по грани между минимальным весом и достаточной прочностью.

          Да, я трудный. laughing