Индийские и российские специалисты согласовали общий дизайн истребителя пятого поколения

0
Индия и Россия намерены инвестировать в разработку истребителя пятого поколения в по 6 млрд долл США качестве залога. Этот истребитель по своему уровню должен быть на шаг впереди американского самолета F-22 Raptor, который сейчас господствует в небе.

Высокопоставленные источники в министерстве обороны Индии подтвердили, что после нескольких лет мучительных переговоров стороны завершили согласование предварительного дизайна машины (PDC - preliminary design contract). Это ключевой документ, который позволит сторонам наконец приступить к разработке самолета.

Индийские и российские специалисты согласовали общий дизайн истребителя пятого поколения


«Переговорщики сделали свое дело, и правительство, вероятно, в этом месяце рассмотрит этот документ», сказали в министерстве. Если документу будет дан зеленый свет, контракт, скорее всего, будет подписан в ходе предстоящего в декабре визита в Индию президента России Дмитрия Медведева.

Председатель совета директоров национальной авиастроительной корпорации HAL Ашок Наяк (Ashok Nayak) заявил, что если соответствующие доли сторон в участии в этой программе будут утверждены, и контракт по предварительному дизайну будет подписан, то проектирование самолета будет закончено в течение 18 месяцев. По его словам, полномасштабная разработка и создание истребителя может занять 8-10 лет.

ВВС России и Индии планируют закупить примерно по 250 истребителей из расчета цены машины в 100 млн долл США. Таким образом, каждая сторона должна будет потратить еще по 25 млрд долл.

Эти астрономические цифры стали еще более актуальными, когда в прошлом году США были вынуждены закрыть программу F-22 из-за ее чрезвычайно высокой стоимости – каждая машина обходится в 340 млн долл. Поскольку технологии F-22 были признаны исключительно важными для обеспечения технологического превосходства США, самолет был разработан и производился исключительно на территории США. В результате Пентагон отказался от дальнейших закупок F-22, ограничившись 187 истребителями – половиной того количества, которое планировалось закупить исходя из плана 2006 года.

«Если даже США не могут позволить себе действовать в одиночку по программе истребителя пятого поколения, то Россия и подавно не может. У России не было другого выхода, как попытаться кооптировать Индию в качестве партнера программы», отметил высокопоставленный офицер ВВС Индии.

Восемь лет назад Россия предложила Индии разработать истребитель пятого поколения, но не было ясности, по каким направлениям должна идти совместная разработка. В 2005-2007 годах, когда Индия начала сближение с США, ход переговоров замедлился. Прогресс возобновился в ноябре 2007 года, когда Россия и Индия заключили правительственное соглашение по этой программе.

Но источники HAL сообщает, что даже после подписания этого соглашения российские переговорщики на каждом этапе ждали указаний от высшего руководства страны, по каким сверхсекретным технологиям надо вести работу с Индией.

«Впервые Россия согласилась вести передовую военную разработку с другой страной, но перед каждым шагом российские переговорщики ждали, как они называют, президентских указов, как работать по этой сверхсекретной программе», говорит источник. Таким образом, на согласования ушло почти три года, прежде чем стороны вышли на переговоры по генеральному подряду и по отдельному договору по неразглашению информации. В марте 2010 года тактико-техническое задание по совместной разработке было подписано.



Между тем Россия с января 2010 года проводит испытания прототипа истребителя пятого поколения по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Этот прототип создан с учетом требований ВВС России.

Представители HAL полагают, что доля Индии в разработке конструкции самолета составит около 30%. В основном индийская сторона будет участвовать в создании новейшей электронной аппаратуры, таких как управляющий компьютер, авионика, дисплеи кабины и системы РЭБ. Кроме того, Индии придется перепроектировать одноместный ПАК ФА в двухместный вариант, который предпочитают ВВС. Как на Су-30МКИ, ВВС Индии желают, чтобы один пилот занимался пилотированием самолета, а второй управлял сенсорами, сетевыми системами и оружием.