Благотворительность в дни войны и мира

68
Среди материалов сайта ВО присутствует большое количество статей, авторы которых, сообщая, в общем-то, интересные сведения, не имеют обыкновение указывать их источник. И в принципе по большому счету это и не требуется, ведь это журналистские, а не научные публикации. Однако в некоторых случаях ссылки на источники необходимы. Пусть даже читатели и не будут их никогда проверять и к ним обращаться, но это важно с точки зрения достоверности приводимых фактов. Ну вот возьмем, например, тему «неблагоустройства» Российской империи. Совершенно очевидно, что устроена она была не лучшим образом, иначе бы и не развалилась в 1917 году. Но… утверждая это, следует иметь в виду, что существовали отдельные частности, которые дают нам основания считать, что, «нечто» было совсем плохо, что-то развивалось, но недостаточным образом. А вот в каких-то направлениях делалось всего даже много.
Например, это касается такого явления, как благотворительность. Сегодня, в новых экономических условиях, это явление переживает свой очередной расцвет, однако интересно сравнить, а «как оно было при царе»? Этой темой несколько лет назад заинтересовался мой аспирант Александр Чудайкин, подготовивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в которой собрал очень интересные факты относительно благотворительности в Пензенской губернии в конце XIX – начале ХХ века. Итак…


Благотворительность в дни войны и мира




«В публикации «Обзор деятельности Общества призрения сирот крестьянского сословия 1-го земского участка Пензенского уезда, с основания Общества 30 апреля 1895 г. по 1 января 1898 г.» был поднят болезненный вопрос помощи детям сиротам. Автор материала, неназванный земский начальник Пензенского уезда, описывает катастрофическое положение детей сирот крестьянского сословия. «Сиротство во всех сословиях есть ужасное бедствие и горе, но ни где оно так не тяжело как в крестьянском быту, правда, круглый сирота крестьянин с голода не умрёт; но и только, поскольку некому позаботиться о его здоровье, некому подумать о его воспитании, и лишь за редким исключением из числа их не выходят люди заморенные, озлобленные и подчас порочные, кончающие мальчики-сироты, а девочки и того хуже» [1]. Автор сетует, что земские начальники уделяют мало внимания для решения этой проблемы: «Слов нет, что земские начальники должны и могут быть так сказать высшими опекунами сирот, но разве мыслимо тому же земскому начальнику, следить за жизнью и развитием сирот, разбросанных по всему участку, почему и заботы его сводятся лишь на охранение материальных крох, принадлежащих несчастным детям… Служа с лишком 20 лет по крестьянским и земским учреждениям, всё вышеуказанное мной наблюдалось с великой грустью» [2]. Именно этот факт повлиял на то, что было создано Общество призрения круглых сирот. Как пишет автор: «Но бог не без милости, а свет не без добрых людей, и собрать скромное благотворительное общество, которое по утверждённому в декабре 1894 г. министерством внутренних дел уставу, 30 апреля 1895 г. открыло свои действия, и теперь по прошествии более трёх лет на средства Общества воспитывается и призревается около 20 сирот и за всё это время не только не было ни в чём необходимым недостатка, но и имеется в настоящее время небольшое сбережение» [3]. Автор приводит и другие примеры достижений Общества. «Для наглядности действий Общества, считаю долгом сообщить следующие сведения, почерпнутые мной из отчётов, утверждённых общим собранием членов… Действительных членов, ежегодно вносящих не менее 3 р., 100 лиц различных сословий обоего пола, в том числе 12 крестьянских сельских обществ» [4]. Таким образом, автор статьи отстаивает принцип социальной справедливости, и не только подводит итоги деятельности Общества призрения круглых сирот, но и подвергает критике тех лиц, которые ответственны за помощь сиротам, за их пассивность в данном вопросе.

Известному в исследуемый период частному случаю благотворительности посвящена статья «О благотворительной деятельности князя Оболенского по благоустройству Никольской Петровки». В этой статье рассказывается о деятельности князя А.Д. Оболенского на поприще благотворительности в с. Никольская Петровка Городищенского уезда. Вот что говорит автор об этом факте. «Никольская Петровка, Городищенский уезд. Это село издавна славится в губернии и за пределами её хрустальным заводом, принадлежащем ныне князю А.Д. Оболенскому. Князь и княгиня А.А. Оболенская сделали его значительным культурным центром Городищенского уезда; они расходуют значительные средства на устройство в Петровке учебно-воспитательных и благотворительных учреждений для рабочих и местных крестьян: их заботами устроены и на их средства содержатся больница, аптека, одно из многолюднейших в губернии начальных училищ (свыше 200 учащихся при 4 преподавателях), школа рукоделия для девочек, народная библиотека и народные чтения со световыми картинами. В настоящем году выстроено для училища новое здание: по красоте архитектуры, обширности, удобству расположения всех помещений, по своему положению на берегу красивого пруда – это лучшее школьное здание в губернии и могло бы служить украшением не только уездного, но и губернского города, стоимость его вместе с флигелем для учительских квартир простирается до 20 тысяч рублей» [5]. 2 сентября состоялось освещение здания. Совершенно понятно, что информация о такой школе вышла за пределы Городищенского уезда. Говор крестьян о необычайном школьном доме в Петровке уже далеко распространился по деревням – нам пришлось слышать его не только во многих селениях Городищенского уезда, но и в Мокшанском и Саранском уездах» [6]. Автор информирует нас и о дальнейшем развитии школы. «Ввиду того, что население Петровки не довольствуется курсом начальной школы, князь и княгиня Оболенские предполагают преобразовать своё училище с начала будущего учебного года в двухклассное ведомство министерства народного просвещения» [7].

Именно таким материалом является авторская статья А.Ф. Селиванова «Благотворительность в Пензенской губернии в 1896 г». Автор указывает «Ведомство учреждений императрицы Марии собрало к Нижегородской выставке сведения о благотворительных учреждениях России, и недавно их издало. Из благотворительного сборника мы извлечём некоторые сведения о Пензенской губернии. В неё входило 29 благотворительных обществ и учреждений и в них призревалось 1146 человек. Кроме того, в ночлежном доме в Пензе пользовались ночлегом около 45 тысяч человек. Из призреваемых 1146 человек было взрослых 764 человека и детей 382. Благотворительных обществ было 3, и они главным образом были заняты выдачею нуждающимся пособий. Кроме того, общества эти содержат на свои средства: 1 богадельню, 1 ремесленную школу и 1 детский приют. Средства этих обществ состоят из капиталов 23 350 р., частных взносов – 1050 р., разных поступлений и пожертвований 6300 р. и пособий 675 р.» [8]. В статье также описывается динамика роста благотворительных учреждений. «Самое раннее по времени основания из благотворительных учреждений губернии относится к 1845 г., а всего более их было основано в девяностых годах. Из всего этого краткого обзора видно, что число благотворительных учреждений недостаточно. В последние три года (1897-1899) мы видим, что число благотворительных учреждений в губернии всё увеличивается, и они расширяются. Открыто благотворительных обществ 20 и 11 из них при учебных заведениях… Ежегодно на благотворительность в Пензенской губернии тратится не менее 200 тысяч рублей. Нельзя не пожелать, чтобы в Пензе и других городах открывались бы городские участковые попечительства, как в Москве, Харькове и т.д.» [9].

В 1904 г. были размещены две заметки «О пожертвованиях на военные нужды, в связи с началом русско-японской войны», где сообщалось, что «лишь только слух о начале военных действий на Дальнем Востоке достиг сёл и деревень, сельские общества четырёх волостей Городищенского уезда Вороновской, Шугуровской, Бортяневской и Н. Борнуковской, тотчас же стали собирать сходы, для обсуждения средств, которые они могли бы пожертвовать на нужды войны… Так как за последнее трёхлетие почти все сельские общества второго участка путём сбережения доходов образовали у себя запасные капиталы, общая сумма которых… простирается до 10000 р., то пожертвования на нужды войны, не вызывая никаких обложений, не представили затруднения, и выразились в общей сумме 4500 р., кроме того, крестьянки этих волостей, желая внести и свою лепту на помощь доблестному воинству, собрали 35000 аршин холста, полотенец, валенки, бельё и т.п. Денежные пожертвования земский начальник представил начальнику Губернии вместе с ходатайством крестьянских обществ повергнуть к стопам его императорского величества их верноподданнические чувства и готовность грудью постоять за Царя-Батюшку и Святую Русь» [10]. В другой заметке сообщалось «Учениками пензенской 1-й мужской гимназии пожертвовано в кассу управления Российского Общества Красного Креста 100 р. на помощь раненым и больным воинам на Дальнем Востоке, и, кроме того, служащие в гимназии ежемесячно согласились, отчислять из жалования 1% в это же Общество и на те же нужды впредь до окончания войны, причём за февраль месяц 1904 г. передано господину казначею Общества Красного Креста 20 и 21 февраля, под квитанцию за № 20 и 21» [11]. Также «Ведомости» сообщали, что «чины Пензенско-Симбирского управления Земских и государственных имуществ, а также местные чины Пензенской и Симбирской губерний постановили отчислять на потребность войны России с Японией, в течение этой войны, 2% от получаемого жалования» [12].

Остальные публикации ПГВ 1906 г. носили гражданский характер, что никоим образом не сказывается на их актуальности. В этой связи большой интерес представляет статья «О помощи голодающим в Мокшане». Материал рассказывает о деятельности Мокшанского уездного комитета общеземской организации по помощи голодающему населению. Вот что сообщается: «Уездный комитет общеземской организации оказывает помощь голодающему населению уезда в 65 пунктах за исключением столовых, открытых госпожой Андреевой, относительно которых сведений в комитет нет. Помощь оказывается 4250 лицам и главным образом детям, старикам и больным всякого возраста. В одних пунктах устроены столовые, где получают: щи с маслом или солониной, пшённую кашу с маслом и по 1 фунту хлеба на едока, в других же местах происходит выдача печёного хлеба от 1,5 до 2 фунтов на человека в день, и в третьих выдаётся мука по 30 фунтов взрослому и 20 фунтов детям на месяц…» [13]. Большую помощь в этом деле оказывал губернский благотворительный комитет «С января месяца губернским благотворительным комитетом отпущено 8000 р., выдано 6745 р. 23 к. и состоит на лицо 1254 р. 77 к.» [14]. Впрочем, автор статьи предостерегает, что несмотря на такую значительную помощь, голод может повториться вновь и в гораздо больших масштабах. «Благодаря большим запасам хлеба в общественных магазинах, щедрой ссуды от казны и своевременной помощи земской организации, прошлогодний недород хлеба прошёл для населения не особенно чувствительно…, но страшно подумать, что будет в этом году. От Пасхи до настоящего времени не было ни одного дождя. Палящее солнце сожгло всю траву; рожь выкосилась и начинает зацветать, а между тем она выросла на 10 вершков от земли, а яровые в большинстве случаев не взошли, а где и взошли, то не радуют. Если не пройдут дожди на этих днях, то можно с уверенностью сказать, что будет страшный голод, как для людей, так и для скота» [15]. В связи с этим, следует особо подчеркнуть, что угроза голода в Пензенской губернии сохранялась практически постоянно.

Издание также публиковало материалы, информирующие о достаточно оригинальных фактах благотворительной деятельности. Так, например, заметка «Счастливые невесты» рассказывает о случае, когда неизвестным благотворителем была пожертвована определенная сумма на замужество нескольким девушкам. «Ведомости» по этому поводу сообщали: «24 июня в 11 часов дня, в зале Городской Думы, причтом Кафедрального Собора была совершена панихида по неизвестному благотворителю Иванову, пожертвовавшему 20 тысяч р., на выдачу из процентов этого капитала пособия бедным невестам из жительниц г. Пензы по выходе в замужество. После этого дан был жребий на право получения пособия 45 девицам. По вынутому жребию это право получили: дочь цехового Евдокия Васильевна Алёхина 16 лет, дочь крестьянина Екатерина Васильевна Сироткина 18 лет, дочь мещанина Матрёна Григорьевна Окорокова 18 лет и дочь мещанина Елена Васильевна Разехова 23 лет» [16]. Поистине, удивительный случай, когда благотворительная помощь была оказана девушкам, не имеющим средств на сбор приданного.

Тема распространения нищенства, постоянно поднимавшаяся на страницах издания, была затронута в статье «Пензенские нищие». По поводу повального распространения этого социального явления в губернском центре автор пишет следующее: «В вашей газете уже неоднократно говорилось о том, что Пенза в последние годы подверглась нашествию и осаде со стороны нищих и вообще всяких попрошаек, отравляющих жизнь горожан. Не только на Московской улице, но и на Лермонтовском сквере, даже на других улицах вас постоянно останавливают, то пропойца какой-нибудь, то «отставной канцелярист», то «административно-высланный» или «бежавший из ссылки», то попросту хулиган-расшибайло, около которого вы даже днём побоитесь вынуть кошелек, то учитель «сгоревший из Сызрани, и вот уже который год никак не могущий доехать до какого-то города, хотя у него не хватает нескольких копеек». А вот и прилично одетый господин, у него, видите ли, на хлеб есть, но не хватает пяточка на чай. Здесь юродивые: или с клюками, или с обвязанной головой, или даже на животе ползущий по тротуарам Московской улицы. Тут с топором и пилой безработный рабочий – ему нужно на «хлеб и постоялый» [17]. Автор считает, что органы внутренних дел лишь отчасти могут повлиять на исправление ситуации. «Мы готовы спросить, а что может сделать одна полиция с указанным злом? Да почти ничего. Разве что остановить чересчур назойливого попрошайку. В самом деле, представьте, что полиция войдёт во все свои права и в один прекрасный день задержит сразу всех нищих. Вот прекрасно-то, подумает обыватель. Но позвольте, а дальше-то что? Полиция задерживает, скажем, 100 человек. В участке их разбирают. Выясняется, например, что 50 из них иногородние, а остальные 50 – пензенские мещане. Иногородних полиция высылает по этапу, по месту жительства, а местных отпускает в мещанскую управу для дальнейших распоряжений. По закону мещанская управа должна призревать неимущих и немощных своих членов [18]. По мнению автора, такой разгул нищенства связан с тем, что «…у нас в городе нет органа, который бы специально ведал дело борьбы с попрошайничеством и объединял бы в этом отношении деятельность общественных и благотворительных учреждений. А между тем, создание такого органа весьма необходимо» [19]. В статье критикуется и деятельность благотворительных учреждений «… в Пензе действует много частных благотворительных обществ. Только нет у нас такого прекрасного в идее учреждения, как дом трудолюбия. Но деятельность всех этих обществ и учреждений не отличается взаимной согласованностью и цельностью. А между тем объединение деятельности всех указанных общественных и благотворительных учреждений решительно необходимо. Только будучи приведена в систему и направлена в одно общее русло, деятельность их даст плоды, и достигнет своей цели» [20].

В статье автор ссылается на опыт других городов по борьбе с нищенством. «Для борьбы с нищенством в Петербурге и Москве существуют особые комитеты для разбора нищих. В состав этих комитетов входят представители городских, земских и сословных учреждений, а также представители благотворительных обществ. Полиция задерживает на улице всех попрошаек и отправляет их в комитет для разбора нищих. Там их действительно разбирают: те, кто в самом деле не может работать и ничего не имеет, отправляются в богадельни или получают ежемесячные пособия, а тунеядцы привлекаются к ответственности, причём пришлые непременно высылаются по этапу с воспрещением обратного приезда в столицы» [21]. В статье предлагается и ряд репрессивных мер по борьбе с нищенством. «Разумеется, радикальной борьбы с нищенством не может быть до тех пор, пока не будут приняты в этом отношении решительные законодательные меры. Большинство нищих – здоровые и трудоспособные люди, просто не желающих ничего делать. Они избрали нищенство своей профессией не по нужде, а в следствии лени и нравственной распущенности… Для борьбы с такими нищими разумеется нужна не благотворительность, а репрессии, для сего необходимы соответствующие законы. Необходимо всех трудоспособных тунеядцев подвергнуть заключению и принудительному труду в особых работных домах» [22]. Достаётся в статье и обществу в целом за чрезмерно мягкое отношение к такому феномену, как нищенство. «Большая вина в развитии нищенства падает и на наше общество, в массу которого ещё очень слабо проникли трезвые и здоровые взгляды. Вместо них у нас везде царит либеральная маниловщина и тенденции ложной филантропии, в действительности являющейся малодушием и большим злом» [23]. Статья подытоживается следующим предложением: «Учреждение в Пензе комитета для разбора нищих улучшило бы положение дела и в этом отношении, так как тогда население знало бы, что комитет исследует положение всех нищих, и те из них, кто действительно нуждается и не может работать, получают необходимую помощь. А если бы население знало, то оно менее бы покровительствовало тунеядству и менее поощряло бы его, относясь с большой разборчивостью, чем ныне, к пристающим на улице попрошайкам».

П.С. Таким образом очевидно, что многие задачи прошлого решались так же, как и сегодня, то есть перекладываются на плечи общественности… А многие явления в обществе оказались неизжитыми более чем за 100 лет!

1. Пензенские губернские вести. «Обзор деятельности Общества призрения круглых сирот крестьянского сословия 1-го земского участка Пензенского уезда, с основания Общества – с 30 апреля 1895 г. по 1 января 1898 г». № 60. 1898. С.3.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. ПГВ. «О благотворительной деятельности князя Оболенского по благоустройству Никольской Петровки». № 224. 1898. С.3.
6. Там же.
7. Там же.
8. Селиванов А.Ф. «Благотворительность в Пензенской губернии в 1896 г.». ПГВ. № 218. 1899. С.3.
9. Там же.
10. ПГВ. «Пожертвования на военные нужды, в связи с началом русско-японской войны». № 54. 1904. С.3.
11. ПГВ. «Пожертвования на военные нужды, в связи с началом русско-японской войны». № 54.1904. С.4.
12. Там же.
13. ПГВ. «О помощи голодающим в Мокшане». № 110. 1906. С.2.
14. Там же.
15. Там же.
16. ПГВ. «Счастливые невесты». № 136. 1908. С.3.
17. ПГВ. «Пензенские нищие». № 145. 1908. С.2.
18. Там же
19. Там же.
20. Там же.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же.
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 мая 2018 05:41
    Общий принцып благотворительности ... Дают рыбу... А не удочку... Тем самым намертво убивая желание рыбачить...
    1. +2
      8 мая 2018 05:58
      А дом трудолюбия это что?Где принудительно трудились? Как в Англии---работный дом? Вот такой штрих. Про приданое. По 5000 дали четырем. А могли бы по 1000---20 девушкам.
      1. +4
        8 мая 2018 06:33
        Принудительно в системе благотворительных организаций никто не мог трудиться в принципе. Это вполне доступно до понимания даже современному россиянину. Так что прежде, чем расставлять "штрихи" надо просто немного подумать над прочитанным. А приданое... а могли бы и вообще не давать. "Нафиг мне чужие девки!"
        1. 0
          8 мая 2018 08:46
          "Нафиг мне чужие девки!"[/quote]-----Просто, если речь о самых бедных---то появилось бы 20 претенденток.-невест. Но я не знаю, какие были рубли, какая может быть величина приданого. Например, другой штрих.Я раньше думал, что мещане, это те, кто побогаче, но не купцы. А оказывается, что это , вроде как все, кто не купцы, не рабочие, не крестьяне и тогда действительно, они могут быть разные, вплоть до нищих.
          В тоже время, по статье видно, что нищенство, или попрошайничество, было серьёзной проблемой.
          1. +3
            8 мая 2018 10:33
            Рубли были такие: 1,50 - гимназическая фуражка (1905 г.), 50 коп - полтинник - 2 цыпленка, 5 яиц, 2 булочки-франзольки. Зарплата - прапорщик - 25 р. Грузчик - 14, токарь первой руки в Питере - 40 рублей, мастеровой в Пензе -28 р. классная дама без уроков - 30 р. Генерал (минималка) 4000 р. В 1901 году Корней Чуковский начал печататься как журналист в газете ОДЕССКИЕ НОВОСТИ. Так вот за первую статью на философскую тему (!) он получил гонорар 7 рублей. На них он купил приличные брюки и рубашку!
            1. +1
              8 мая 2018 11:16
              Цитата: kalibr
              ......Так вот за первую статью на философскую тему (!) он получил гонорар 7 рублей. На них он купил приличные брюки и рубашку!
              5000р----таким образом большие деньги, это я и хотел узнать.ЗДесь возникает такой вопрос----а за кого выходили с такими придаными? Ведь были на этот счёт правила какие-то по слоям населения и о приданом вроде объявляли громогласно. ? В своей среде, естественно. Какую-то книгу читал давно про деревню, там в приданое давали подушки, одеяла....А ещё Чехов писал про приданое тоже рассказ был.....А Помяловский писал про соотношение денег и продуктов, как бурсачи на 3 копейки упились компанией....Также читал, что деньги были предпочтительней всего.На этом уровне, конечно.
            2. +2
              8 мая 2018 11:36
              Иконников-Галицкий, наш питерский публицист, писал, что годовой оклад дворника при столе и проживании во второй половине 19-го века составлял около 100 р. (эх, вспомнить бы точно, при каком царе!). Правда, курс, насколько я понимаю, был неустойчивым. hi
              1. +2
                8 мая 2018 15:06
                Так ведь дворник-то питерский... был ой-ой, человек какой! С бляхой! Следил не только за чистотой, но и за порядком. Все дворники еще и в штатах сыскной полиции числились и чуть что - "докладывали". А заработки? Собрались, Вы, Николай, допустим... в Париж, вызываете дворника - "Принеси-ка, милай, мне паспорт!" Тот - "Рады стараться!" Пойдет в полицейский участок, все про Вас доложит и - пачпорт Вам на квартиру, а Вы ему целковый! Опять же на день ангела он к Вам: "Будьте здоровы!" , а Вы ему полтинник не меньше. Елку под Рождество... Кто Вам принесет? Дворник! Мебель занести - кто грузчиков организует? Он же... опять же полы мыть, кого нанять, кто скажет и порекомендует "девку добрую"? Все он! Идете Вы на работу... Он Вам - "Наше Вам почтение..." и руку к фуражке. Мелочь, а приятно.
                1. +3
                  8 мая 2018 15:16
                  Все дворники еще и в штатах сыскной полиции числились и чуть что - "докладывали".

                  более того, одно время они чуть ли не к МВД и относились. Правда, при образовании министерств при Александре I в структуру МВД впихнули столько, что можно было за голову хвататься. То есть, чуть ли не "все внутренние дела" страны, включая здравоохранение и Добрых Докторов лично. Потом, естественно, постепенно обязанности урезались и перераспределялись.
                  Дворник также подчинялся квартальному. Более того, при задержании тех же самых уличных преступников дворники же играли важнейшую роль своей помощью. Тогда народ всем миром вора хватал. fellow
                  Пойдет в полицейский участок, все про Вас доложит и - пачпорт Вам на квартиру, а Вы ему целковый!

                  с паспортами во второй половине 19-го века была отдельная эпопея. Половина из тех, кто сидел в местах предварительного заключения.. были те, кто приехал на заработки, и у кого был просрочен паспорт! Система паспортов тогда была очень неповоротлива, а если ты хотел получить его быстро.. это ты целковый должен был дать своему местному канцеляристу! hi
                  1. +4
                    8 мая 2018 19:12
                    Она и сейчас неповортлива. Меняю паспорт. Час назад звонок из МФЦ : "ой, а мы циферку перепутали.... Вы не могли бы зайти?" Вашу ж за ногу!!!!!!! А вдруг я уже в Белорусии?, а вдруг вы мне обломали лучшую любовь в жизни? А вдруг я уже паспортный контроль в Пулково прошел?
                    1. +4
                      8 мая 2018 19:52
                      А вдруг я уже паспортный контроль в Пулково прошел?

                      Вы бы тогда, Антон, как тот Добрый Доктор из "Приключений итальянцев в России", летали бы по всему миру, и ни одна страна Вас бы ни принимала. laughing Даже до дьютика с алкоголем бы не пустили! request
                      1. +1
                        9 мая 2018 05:53
                        Это комедия, есть более жесткий фильм на этот сюжет: "Терминал", с Томом Хэнксом в главной роли.
                2. +4
                  8 мая 2018 16:33
                  Вы правы об этом ещё у Ильфа и Петрова есть, когда горе слесарь взялся чинить ворота и лишили дворника зароботка: он открывал ворота жильцам,а они ему монетку. После революции ВСЕ дворники сотрудничали с ОГПУ-НКВД. Я знакомым относил ксерить Домовую книгу, а там была инструкция НКВД 1934(?):домовладелец ( дворник) обязан был прописать каждого жильца и тыры пыры. У Хруцкого упоминается, что дворники были первые помощники милиции, а теперешние дворники.... хорошо если русский, а если какой гастарбайтер который и по русски не бе не ме
                  1. +3
                    8 мая 2018 20:08
                    хорошо если русский, а если какой гастарбайтер который и по русски не бе не ме

                    К сожалению, тогда, думается, профессия дворника была гораздо более уважаемой. Я смотрю на свой двор.. Гастарбайтеров, кстати, не видно! hi Два тщедушных мужика и.. женщины, наши! Почему женщина должна делать мужскую работу? Вот такой у нас.. постперестроечный менталитет-с.. hi Причем, обратите внимание, их работа, пожалуй, самая незаметная, и самая же важная. Что бы с нами было, если дворников не было? Я всегда здороваюсь, и желаю доброго дня! soldier да, уважение!
      2. +3
        8 мая 2018 07:41
        Цитата: Reptiloid
        А дом трудолюбия это что?Где принудительно трудились?

        Автором такой передовой идеи,своего рода социальной технологии,как Дом Трудолюбия был батюшка Иоанн Кронштадтский,который в газетах опубликовал воззвание,где призывал обратить внимание не только на обилие нищих,но и на пути решения этой проблемы.
        По мысли батюшки,нищим надо было предоставить возможность честного заработка,и для этого предоставить им общее жилье,научить ремеслу,предоставить работу.
        И такой Дом был создан впервые в Кронштадте.
        1. +3
          8 мая 2018 07:48
          Ну Вы же понимаете, что при царе было все плохо. Абсолютно! Это было абсолютное зло, что и нужно подчеркивать всеми силами. Было одно абсолютное зло и оно... развалилось! Было второе абсолютное добро... Но оно почему-то тоже развалилось! Как страшно жить! Но зато теперь у нас и зла и добра поровну, может быть так понемногу и сдюжим?
          1. +2
            8 мая 2018 08:05
            Цитата: kalibr
            может быть так понемногу и сдюжим?

            Наверное вряд ли, на мой взгляд - не сдюжим, если только Дома Трудолюбия по-открывать.
            Кстати, о.Иоанн разработал целую классификацию бедности,которая хорошо известна .......бедность от рождения,бедность от разных бедственных случаев,от болезни,от ............
            Это и есть абсолютное зло,тысячелетия проходят - ничего не меняется.
          2. +2
            8 мая 2018 09:16
            Цитата: kalibr
            ...... теперь у нас и зла и добра поровну, может быть так понемногу и сдюжим?
            Что это Вы такое говорите, Вячеслав Олегович! Империя зла распалась!Теперь наступило долгожданное идеальное время, никакого зла нет и не может быть и пенсии правильные капиталистические, и зарплаты также.
            А меня вот заинтересовала цифра 45000 применительно к ночлежке. Значит бомжи. Цифра большая. Но, получается,в Петербурге должна быть ещё больше.
            Причем, бомжей ведь больше, чем мест в ночлежке.
            1. +1
              8 мая 2018 10:27
              Дмитрий, не надо так шутить, это можно очень дурно истолковать. Я уже писал и не раз, что перемены в обществе происходят медленно, что нужно смениться 3(трем!) поколениям людей, которые должны жить примерно в одних условиях и являться носителями одной культуры. Сейчас тем, кто родился в 1991 году по 27 лет. У них только-только заводятся дети. Вот они будут на 80% адаптированы к современности. То что мы имеем в обществе сегодня на 80% последствия 74 лет "совка", потому, как носители его сознания никуда не ушли. Что касается хорошего и плохого, то оно есть всегда и везде. В фашистской Германии был фашизм, но дороги хорошие!!!
              1. +2
                8 мая 2018 11:30
                Я, кончно, мог бы с Вами спорить, но не буду, поскольку предпраздничный день.Должен же быть какой такт у людей. Но напомню, что Победа в ВОВ----это СССР!!!!Именно СССР.
                К тому же мне интересно про деньги РИ, приданое, как форму благотворительности. Вот я знаю про теперешнюю благотворительность в Спб. Но не всю и от людей, а не из газет.
          3. +1
            8 мая 2018 16:38
            В. О, ох Вы и язва. Смотрите, а то в ГеПеУ попадете. Шутка, а если серьезно то некоторые камрады Вашу язвительность не воспринимают
        2. +1
          10 мая 2018 00:30
          Цитата: bober1982
          И такой Дом был создан впервые в Кронштадте.

          Забыл рассказать об этом заинтересованному лицу----моей родственнице из Кронштадта. вот что было: ходила она по разным делам по Петроградской стороне и дела не складывались. Как-то оказалась она на набережной реки Карповки, напротив Свято-Иоанновского монастыря.(он связан с Иоанном Кронштадским).Был колокольный звон как раз. Она обратилась , помолилась просила управить её дела. Как-то всё стало делаться само собой, быстро, беспроблемно. Дела сложились так, что вскоре переехала в хорошую новую 100метровую квартиру в Кронштадте. Кронштадт небольшой и до собора недалеко.Это было 8 лет тому назад.
          Следует добавить, что когда я был маленький, то был в здании этого монастыря вместе с бабушкой. Это были 90е годы.Не могу точно сказать, что там было, но 100% это было административное учреждение, помню, сидели в очереди долго. Вот такая история.
      3. +3
        8 мая 2018 08:02
        Ну уж тогда ЛТП в при советской власти... у алкашей и тунеядцев там воспитывали любовь к труду...
        1. +2
          8 мая 2018 09:49
          Цитата: Vard
          Ну уж тогда ЛТП в при советской власти... у алкашей и тунеядцев там воспитывали любовь к труду...

          В советское время тунеядцев приучали к труду в ИТК , как пример - знаменитый поэт- тунеядец (по версии властей), Иосиф Бродский.
          В ЛТП были законченные алкоголики,к труду их в данных учреждениях было невозможно приучить,людей таким образом просто изолировали.
          1. +2
            8 мая 2018 09:53
            Цитата: bober1982
            В ЛТП были законченные алкоголики,к труду их в данных учреждениях было невозможно приучить,людей таким образом просто изолировали.

            А Раиса Максимовна вообще своего брата-детского писателя в психушку засадила, до сих пор, вроде как, бедолага там обитает.
            1. 0
              8 мая 2018 10:10
              Цитата: мордвин 3
              А Раиса Максимовна вообще своего брата-детского писателя в психушку засадила, до сих пор, вроде как, бедолага там обитает.

              А с этого места, поподробней пжлста! Уважаемый Владимир.
              1. +1
                8 мая 2018 10:15
                АиФ. "Узник семьи Горбачевых". Статья четырехлетней давности, правда.
                1. +4
                  8 мая 2018 10:27
                  на прошлой неделе скончался он, кажется. Видал что-то такое в новостях. Мельком, не читая.
                  1. +1
                    8 мая 2018 10:33
                    Цитата: Микадо
                    на прошлой неделе скончался он, кажется.

                    Ага, нашел. Поэтому и написал:
                    Цитата: мордвин 3
                    вроде как
                    1. +2
                      8 мая 2018 10:49
                      генсекам вообще иногда, к сожалению, не везло с родственниками. Что поделаешь, все мы смертны и подвержены страстям.... request
                      1. +2
                        8 мая 2018 10:51
                        Я бы сказал, что это писателю с родственниками не повезло.
    2. +2
      8 мая 2018 06:27
      Цитата: Vard
      Общий принцып благотворительности ... Дают рыбу... А не удочку... Тем самым намертво убивая желание рыбачить...

      Если бы Вы прочитали статью, то увидели бы, что речь идет о тех, кто НЕ мог "удить" рыбу: о круглых сиротах, немощных, калеках, голодавших.

      По статье:
      «Благодаря
      большим запасам хлеба в общественных магазинах, щедрой ссуды от казны и своевременной помощи земской организации
      , прошлогодний недород хлеба прошёл для населения не особенно чувствительно

      В этой фразе выражена суть успешной политики по борьбе с голодом: государство, община, земство и , добавлю, благотворительность совместно сумели обеспечить то, что после 1891 г голодных смертей в России в годы недорода -НЕ было.
      ВОР эта система была уничтожена, другой- создано не было, что привело к огромным миллионных голодным смертям и людоедству в России в середине...20 века, и это в стране, в которой ранее никогда такого не было.

      Статья интересна как слепок тогдашней повседневной жизни обычного города России, спасибо.
      1. +3
        8 мая 2018 09:43
        Цитата: Ольгович
        что после 1891 г голодных смертей в России в годы недорода -НЕ было.

        Жбанков совсем другое писал.
        "до сих пор мы слышим только о паллиативах, и ни слова о радикальной борьбе с голодом". Это 7-ой съезд врачей в 1899-ом году.
        А результаты 9-ого съезда в прямом смысле заглушили две роты трубадуров.
        1. 0
          8 мая 2018 10:20
          Цитата: мордвин 3
          Жбанков совсем другое писал

          Приведите же его слова о миллионах умерших от голода, людоедстве и трупоедстве.
          1. +2
            8 мая 2018 10:25
            Я где то писал про трупоедство? Не перевирайте. Может где и есть, но... Российская национальная библиотека по трудам Жбанкова "временно недоступна". В Москве правда была забегаловка, где мясом детей кормили, выдавая за отборную телятину.
            1. 0
              8 мая 2018 18:32
              Цитата: мордвин 3
              Я где то писал про трупоедство? Не перевирайте

              belay Это Вы писали
              Жбанков совсем другое писал.
              в ответ на мое
              после 1891 г голодных смертей в России в годы недорода -НЕ было.
              ?
              ЧТО же другое?
              Цитата: мордвин 3
              Может где и есть, но... Российская национальная библиотека по трудам Жбанкова "временно недоступна"

              Оп-па: Жданков говорил, но уже -неизвестно что. lol
              Цитата: мордвин 3
              . В Москве правда была забегаловка, где мясом детей кормили, выдавая за отборную телятину.

              Это замечательно , что -детей кормили мясом. yes
              1. 0
                8 мая 2018 18:40
                Цитата: Ольгович
                Это Вы писали
                Жбанков совсем другое писал.
                в ответ на мое
                после 1891 г голодных смертей в России в годы недорода -НЕ было.

                Голодная смерть и трупоедство - не одно и тоже.
                Цитата: Ольгович
                Оп-па: Жданков говорил, но уже -неизвестно что.

                Да вот охота Вас в первоисточник носом ткнуть, да не получается по "техническим причинам", другие ведь не будете читать не так ли?
                Цитата: Ольгович
                Это замечательно , что -детей кормили мясом.

                Господ кормили. Мясом убиенных детей.
                1. 0
                  9 мая 2018 18:28
                  Цитата: мордвин 3
                  Голодная смерть и трупоедство - не одно и тоже.

                  Так а ЧТО же , все-таки ,писал"другого" Жданков?
                  Цитата: мордвин 3
                  Да вот охота Вас в первоисточник носом ткнуть, да не получается по "техническим причинам", другие ведь не будете читать не так ли?

                  Не во что тыкать-в этом Ваша проблема. Никто и никогда, даже в сов времена, ничего подобного НЕ нашел
                  Цитата: мордвин 3
                  Господ кормили. Мясом убиенных детей.

                  До какого же чтива Вы опустились.... request
                  1. +2
                    9 мая 2018 19:10
                    Цитата: Ольгович
                    До какого же чтива Вы опустились....

                    Мемуары одного высокопоставленного чиновника. А вот какие - не скажу. Из вредности. Так то. feel
                    1. +1
                      10 мая 2018 11:32
                      Цитата: мордвин 3
                      Мемуары одного высокопоставленного чиновника. А вот какие - не скажу. Из вредности. Так то.

                      как американцы: у нас доказательства есть , но мы их не покажем. yes
                      Порочный опыт..... lol
  2. BAI
    +2
    8 мая 2018 13:23
    Все изложенное в статье понятно, но не дает общей картины. То что сделано - это много или мало? Здесь надо показать еще, а сколько вообще человек нуждалось в помощи?
    Да и благотворительность была разная. По Гиляровскому можно сделать вывод, что многие купцы относились к благотворительности, как к индульгенции - сначала грешили, потом на престольные праздники в церковь замаливать грехи, по выходе из церкви - разбрасывать нищим деньги не глядя и не считая - этакий специфический купеческий шик и т.д.
    1. +3
      8 мая 2018 14:52
      Да именно так и было. Это своего рода менталитет. Насчет общей картины тоже верно. Но все вот так сразу не дашь.
  3. +6
    8 мая 2018 13:55
    Например, это касается такого явления, как благотворительность. Сегодня, в новых экономических условиях, это явление переживает свой очередной расцвет, однако интересно сравнить, а «как оно было при царе»?
    Как только в тексте появляется формулировка типа «как оно было при царе», можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что обсуждение превратится в "классовое противостояние". Что характерно, если в эпоху СССР многие дискутирующие с обеих сторон жили, то в эпоху "кисельных берегов и молочных рек" Российской Империи не жил никто, но у определенной части населения адлеровский мотив "стремления к превосходству" выливается в своеобразное "движение хрустобулочников", собирающее под свои знамена как людей достаточно развитых, так и примитивных "аллилуйщиков", которые свою нереализованность в нынешней жизни пытаются компенсировать мечтами о том, что "при царе" они бы чем то там были.
    Поэтому очевидно, что статьи на указанную тему стоит предварять хотя бы кратким ликбезом. В данном случае, стояло бы, по моему мнению, начать с того, что же такое благотворительность как социальное явление вообще и его социально-экономические, социально-культурные, социально-религиозные, социально-политические предпосылки. И тогда бы читатель не ангажированный, но жаждущий знаний, мог бы узнать, что общественной функцией благотворительности является восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации.
    То есть благотворительность - реакция общества на издержки собственной жизнедеятельности, а наличие благотворительности в обществе говорит о том, что общенство далеко от идеала. Поэтому благотворительность - это неотъемлемая часть экономической формации, а не некое абстрактное высокоморальное явление. Благотворительная деятельность требует приложения таких же менеджерских и предпринимательских талантов, как и обретение капитала, и так же подчиняется общим социально-экономическим законам, как всякая свободная предпринимательская деятельность.Поэтому благотворительность в разных странах имеет свою историю и специфическую культуру, на появление которой влияет множество факторов.
    Поэтому надо начинать "от печки". А потом уж можно и про Пензу. и даже про Мусохраново, где тоже были свои благотворители. Как по мне, при таком подходе историческая наука начнет выполнять одну из своих функций - функцию социальной памяти, а не примитивную функцию "социального наброса".
    1. +1
      8 мая 2018 15:43
      За первый абзац огромная вам благодарность и уважение. Только ради справедливости давайте туда же включим и пишущих с придыханием "всё было" о советском времени. Чтобы никому обидно не было... wink

      Остаётся только пожелать, чтобы в дискуссиях на историческую тему каждая из сторон не забывала одну фразу И.В.Сталина, которую в своих мемуарах привёл У.Черчилль:
      «Премьер Сталин говорит, - перевел Павлов, - что все это относится к прошлому, а прошлое принадлежит богу».
      1. +1
        8 мая 2018 19:47
        Цитата: тасха
        За первый абзац огромная вам благодарность и уважение. Только ради справедливости давайте туда же включим и пишущих с придыханием "всё было" о советском времени. Чтобы никому обидно не было...

        Ну-у-у, если бы все авторы и комментаторы, в том числе и сам Шпаковский, придерживались провозглашенного здесь, им же, принципа:
        Ну вот возьмем, например, тему «неблагоустройства» Российской империи. Совершенно очевидно, что устроена она была не лучшим образом, иначе бы и не развалилась в 1917 году. Но… утверждая это, следует иметь в виду, что существовали отдельные частности, которые дают нам основания считать, что, «нечто» было совсем плохо, что-то развивалось, но недостаточным образом. А вот в каких-то направлениях делалось всего даже много.
        и в отношении РИ, и в отношении СССР, то... Но мы имеем то, что имеем. К сожалению.
    2. +3
      8 мая 2018 16:55
      Язвительно, но верно. Существует много литературы по истории благотворительности в России. Я сейчас могу вспомнить лишь Радугиных,а если покопаться в памяти в" чердаке"( как говорил Ливанов в т/с Шерлок Холмс и доктор Ватсон) еще, что-то найдется
  4. +3
    8 мая 2018 14:54
    Цитата: Curious
    что же такое благотворительность как социальное явление вообще и его социально-экономические, социально-культурные, социально-религиозные, социально-политические предпосылки.

    Вы правы, но статья про благотворительность, как раз с самого начала здесь была. И всякий раз начинать "сначала" не хочется.
  5. +3
    8 мая 2018 15:32
    П.С. Таким образом очевидно, что многие задачи прошлого решались так же, как и сегодня, то есть перекладываются на плечи общественности…


    Историческая часть - это всегда интересно. Только выводы у вас какие-то.
    Предложите методы государственной борьбы с индивидуумом, который каждый день просит денежку у прохожих на опохмелку. Документы у него в порядке, пенсию получает. Ваши предложения?

    А многие явления в обществе оказались неизжитыми более чем за 100 лет!

    Не за 100 лет, а поболее наверно. Когда на Руси обратили внимание на проблему "сирых и убогих"?
  6. BAI
    +2
    8 мая 2018 16:43
    Прочитал статью еще раз (когда нет ярой антисоветчины действительно интересно получается) и хочется отметить вот что.
    При Советской власти в маленьком городке Загорск Московской области (ныне Сергиев Посад) и прилегающей территории находились (и сейчас находятся):
    1. Школа-интернат немослепоглухих детей.
    2. Интернат детей с ДЦП.
    3. Интернат прокаженных.
    Школа благодаря фотогеничности детей на фоне которых так хорошо фотографироваться и протекции Ельцина (очень выгодно и удачно этих детей можно использовать в PR компаниях) сейчас имеет большое количество благотворительных взносов и не имеет материальных проблем,чего нельзя сказать о других заведениях (2 и 3).
    Возникает вопрос - 100 лет назад благотворительность была из чистого альтруизма или были попытки извлечь из нее какую-то материальную или политическую выгоду?
    1. BAI
      +2
      8 мая 2018 17:04
      Почему-то произошел сбой,
      есть и второй вопрос,как вообще до Октябрьской революции решались проблемы вышеуказанных категорий людей - были государственные программы, благотворительные программы или один путь - нищенство?
      Легко и приятно собрать приданное молодым симпатичным девушкам,а с неприятными по внешнему виду заболеваниями как дело обстояло?
      1. 0
        8 мая 2018 18:30
        Цитата: BAI
        Легко и приятно собрать приданное молодым симпатичным девушкам,а с неприятными по внешнему виду заболеваниями как дело обстояло?
        и вспомнился фильм Жестокий романс.Там тоже приданое меценат-благотворитель обеспечил. Всё ясно, яснее не скажешь, а ведь это современник написал.
      2. +3
        8 мая 2018 18:40
        Возникает вопрос - 100 лет назад благотворительность была из чистого альтруизма или были попытки извлечь из нее какую-то материальную или политическую выгоду? есть и второй вопрос,как вообще до Октябрьской революции решались проблемы вышеуказанных категорий людей - были государственные программы, благотворительные программы или один путь - нищенство?
        Ваш вопрос тянет на статью, и не одну, так как благотворительность в Российской империи - тема обширная.
        Если кратко, можно взять для примера Ведомство учреждений Императрицы Марии. Оно было образовано в 1797 г. после того, как Император Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне проявить покровительство и заботу в отношении
        Петербургского и Московского Воспитательных Домов.
        Ведомство учреждений Императрицы Марии осуществляло собственную деятельность по следующим направлениям.

        1. Призрение как незаконнорожденных детей, так и детей, от которых отказались родители. Ежегодно в Петербургский и Московский Воспитательные Дома принимались на попечение более 20 тыс. незаконнорожденных детей и до 500 человек так называемых «отказников». Помимо этого, в округах призревалось до 80 тыс. детей, оставшихся на попечении домов до достижения ими 21-летнего возраста. Для получения образования в процессе стационарного содержания детей содержалось более 100 школ. Для детей младенческого возраста в 10 городах России были открыты ясли.

        2. Призрение бедных детей. Эта деятельность осуществлялась в приютах, существовавших во многих городах. В них содержалось до 14 тыс. детей. В рамках начальной школы их обучали грамоте и различным ремеслам.

        3. Призрение глухонемых. Данный вид благотворительности оказывался в специальном училище. В нем одновременно воспитывалось до 250 детей обоего пола с обучением грамоте и различным ремеслам.

        4. Призрение взрослых осуществлялось в 36 богадельных домах. В них ежегодно содержалась до 4 тыс. престарелых, немощных и физически неполноценных лиц обоего пола.

        5. Оказание врачебной помощи. Для этого Ведомство учреждений Императрицы Марии содержало 40 больниц с 4 200 кроватями. В них в течение года стационарную медицинскую помощь получали до 24 тыс. больных, а амбулаторную - до 400 тыс. больных.
        Второй пример - «Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых». В 1906 г. попечительство имело в разных регионах России 27 отделений и 6 комитетов. Общее число членов попечительства составляло 7 034 человека, бюджет Попечительства превышал 4 млн рублей.
        1. BAI
          +1
          8 мая 2018 19:30
          Призрение глухонемых. Данный вид благотворительности оказывался в специальном училище. В нем одновременно воспитывалось до 250 детей

          Очень интересный момент. Где располагалось училище? В Загорске интернат слепоглухонемых создавался с нуля или на базе существующего?
          1. +1
            8 мая 2018 21:11
            Вы задаете хорошие вопросы. Специальное учебное учреждение для слепоглухих детей в г. Загорске было создано в 1963 году известным советским психологом и дефектологом Александром Ивановичем Мещеряковым, который вместе с Иваном Афанасьевичем Соколянским создал научную систему обучения слепоглухих детей.
            Что касается "Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых" - право слово, материала много, посмотрите для начала соответствующую статью в Брокгаузе и Ефроне (т. XXIVa), или http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object
            =2811804742.
            1. +1
              8 мая 2018 21:18
              Меня тут.. "Товарищи коммунисты" вынудили на стихи перейти.... recourse Звиняйте! request Уважению моему к Вам предела нет! good но..

              Ах, Виктор Николаич, Вы – шалун!
              С любовью к опыту, со знаньем Вашим чистым.
              Не создан был еще такой валун,
              Что б Вы не сдвинули своим полетом мысли!
              good drinks

              Могу писать таким слогом. Могу японским. Могу косить под Гомера. Заказы есть? hi я жду! soldier
              1. +4
                8 мая 2018 22:03
                "Могу японским. Могу косить под Гомера. Заказы есть?"
                Есть заказ на туюг. Можете?
                1. +1
                  8 мая 2018 22:15
                  Есть заказ на туюг. Можете?

                  Туюг я не изучал.
                  Не говорил, не мерил! stop
                  Сегодня работу кончал,
                  И в счастье общее верил. fellow
                  1. +2
                    8 мая 2018 22:36
                    Вы в стихотворчестве Гром-камень, глыба!
                    За стих огромное, от всей души спасибо!
                    Талант пиита с Вас Ниагарой прет!
                    Пускай и он Фальконе своего найдет.
                    1. +2
                      8 мая 2018 22:43
                      "Пускай" на "пусть" Вам заменить бы стоит,
                      Слоги стиха же это и ускорит request
                      Ведь складно высказать угодно нам,
                      Чтоб музы полетели по словам! love (М.В. Ломоносов, хрен знает, какой год)
                    2. +2
                      8 мая 2018 22:51
                      Чем славу воздавать, так заглянул бы в личку.
                      Стихов хороших там не счесть для Вас fellow
                      Вот это - творчество, но этим я не кичусь,
                      Да, вот такой я классный без прикрас!
                      feel
                2. +2
                  8 мая 2018 22:38
                  Туюг хочет он.
                  Смешно.
                  О счастье пролетариата бы думал!

                  (Хэйко Карламарксазаки, 1591-й год, предсмертное хокку)
            2. BAI
              +2
              8 мая 2018 21:46
              Тут оказывается длинная и интересная история.
              https://cyberleninka.ru/article/v/istoricheskiy-o
              pyt-sotsialnogo-prizreniya-gluhonemyh-detey-v-dor
              evolyutsionnoy-rossii

              История со слепоглухенемыми имеет длинные корни

              Авторы почему-то совсем не осветили участие церкви.


              Спасибо,что посоветовали взглянуть на историю вопроса.
              Т.е. история интерната в Загорске шла по спирали -из 16 века в 20-й.
              Но училище в Павловске было не единственным.
              1892 г.Церковно-приходская школа глухонемых была учреждена в Малинах

              Киевской губернии приходским священником Моисеем Моисеевичем Яворским, посвятившим служению глухонемым под влиянием сокрушения о собственных детях, родившихся глухонемыми.

              Желая дать для них доступное образование, он посетил школы в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. Но они оказались дорогими для бедного священника.

              И он решил открыть школу в своем приходе, но такую, в которой кроме его детей, могли воспитываться другие дети бедного состояния.

              1 ноября 1897 года он открывает школу для глухонемых в селе Максимовичи Радомысльского уезда, где он состоял на службе. Через несколько лет школа переезжает в благоустроенное здание в Малинах.

              были и другие.
  7. +2
    8 мая 2018 16:45
    Цитата: Микадо
    генсекам вообще иногда, к сожалению, не везло с родственниками. Что поделаешь, все мы смертны и подвержены страстям.... request

    А камрад Мордвин считает, что писателям не везло с родственниками. Значит надо сказать" известным людям не везёт с родственниками. Им " молоко за вредность давать надо"(" Иван Васильевич меняет профессию" управдом Бунша")
    1. +1
      8 мая 2018 18:47
      Цитата: Монархист
      А камрад Мордвин считает, что писателям не везло с родственниками.

      Ловко Вы с Ольговичем всё с ног на голову ставите. laughing Речь шла о конкретном писателе. Ну, держите наводку, у Брежнева тоже родственничек-писатель был, сказки про партизан писал, хотя всю войну на Ташкентском фронте сражался. tongue Только он в отличие от Титаренко до больших чинов дорос.
    2. +1
      8 мая 2018 19:30
      Цитата: Монархист
      А камрад Мордвин считает, что писателям не везло с родственниками.
      Значит надо сказать" известным людям не везёт с родственниками.
      Им " молоко за вредность давать надо"(" Иван Васильевич меняет профессию" управдом Бунша")

      А, уж, если вспомнить как не везло с родственниками, всем этим, Рюриковичам, Гедеминовичам, Платагенетам, Капетингам, Габсбургам, Валуа и прочим приличным людям... lol Отморозки-ж, поголовно, были, что твой Чикатило! Вот и приходилось, бедолагам, жить по принципу: "Зарежь ближнего, пока тебя не зарезал дальний!" (с) (почти). laughing
    3. BAI
      +1
      8 мая 2018 19:37
      известным людям не везёт с родственниками.

      Не сказал бы. Посмотрим на нашу эстраду -кругом сплошные родственники. Талант,так сказать, явно передается по наследству:
      Пугачева - дочь - внук.
      Пъеха - дочь- внук и т.д.
      Очень сильно подозреваю, что дети Киркорова окажутся великими певцами.
      1. +3
        8 мая 2018 19:54
        Посмотрим на нашу эстраду -кругом сплошные родственники.

        Как говорит Котище: "Угу". Или это Мордвин-Владимир говорит? Не помню, не судите строго!
        Посмотрим на нашу связку "политика - крупный бизнес". Кругом то же самое! drinks
  8. +1
    9 мая 2018 17:20
    Цитата: Монархист
    Монархист (Лабинский Слава) Вчера, 16:38 ↑
    В. О, ох Вы и язва.

    Увы! Настрадался в жизни от ... и под старость продолжения банкета не хочется.