Князь-воитель Владимир Мономах

26
Князь-воитель Владимир Мономах 905 лет назад, 4 мая 1113 года, в Киеве призвали на княжение переяславского князя Владимира Мономаха. Новый великий князь на время своего правления смог приостановить процесс феодального распада Руси.

Междоусобные войны



Великий русский князь Ярослав Владимирович, который сам захватил власть в ходе кровавой усобицы, отставил после себя тревожное наследие. Русь оказалась на грани развала. Удельные князья рвали страну на части. Личные и групповые интересы – княжеские, боярские, торговой верхушки крупных городов, ставились выше национальных.

Ярослав, пытаясь избежать усобиц, ввёл систему лествицы (лестницы). Устанавливалась иерархия городов и княжеских престолов. Первый по рангу – Киев, второй – Чернигов, третий – Переяславль, четвертый – Смоленск, пятый – Владимир-Волынский. Все сыновья получили уделы по старшинству. При этом Русь не разделялась, оставаясь общим владением Ярославичей. Казалось, что система прочная. Младшие князья подчиняются старшему, киевскому, важные вопросы решаются сообща. Уделы даются не в вечное пользование. Умрет великий киевский князь, его заменяет черниговский, и остальные князья двигаются по лестнице. Когда умрут все братья, точно таким же образом правят дети. Сначала Киев достается сыновьям старшего, за ним шли сыновья второго по рангу и т. д. Однако эта система стала быстро распадаться и вызвала целую серию свар и междоусобных войн.

Киев после Ярослава получил Изяслав – самый слабый из братьев Ярославичей. Хотя Святослав и Всеволод лучше подходили к роли великого князя. Святослав получил Чернигов, Всеволод – Переяславль, Вячеслав – Смоленск, Игорь – Владимир-Волынский. Изяслав Ярославич быстро попал под влияние своего окружения и боярско-торговой верхушки Киева. Это привело к разорению казны и усилению налогового бремени на простой народ. Преуспевали бояре, тиуны, собиравшие подати, евреи-ростовщики, а страдали простые люди. Вельможи из окружения Изяслава прибирали к рукам земли, села и деревни. Крестьяне, ещё вчера бывшие вольными землепашцами, становились боярскими. «Русскую правду» изменили в пользу знати. А то по старым законам получалось, что если боярин пришибет непокорного смерда, то правда будет на стороне простого человека. По «Русской правде» за смерть следовало мстить смертью. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и смертную казнь, заменив их вирой (денежным штрафом). Бояре могли откупиться. А если простой человек нарушит закон и не сумеет заплатить, то его можно продать в уплату долга. Таким образом, при великом князе Изяславе Ярославиче и его сыне Святополке Изяславиче резко ухудшилось положение простого народа в Киевщине. Социальная справедливость была нарушена, что вызвало ряд народных восстаний.

Правление Изяслава, а он два раза терял и трижды занимал киевский стол – 1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078 гг., было наполнено усобицами и войнами с внешними врагами. В 1054 году на Русь навалилась орда торков, потеснивших печенегов, ослабленных в прежних войнах с русами. Главным городом тогдашней южной пограничной системы был Переяславль, удел Всеволода Ярославича (отец Владимира Мономах). Лежащий на левом берегу Днепра небольшой город, защищенный высокими валами, глубоким рвом и дубовыми стенами, в числе первых принимал удары степняков. В результате всё детство и юность Владимира Мономаха прошли в ратной науке. Он учился управлять личной дружиной и княжеством. Князь до конца своих дней оставался профессиональным воином, предводителем дружины, а в случае серьёзной опасности и народного ополчения. От личного мастерства и воинских навыков во многом зависел авторитет князя среди дружинников. Сначала княжича опытные дядьки-дружинники учили ратному труду – искусству верховой езды, умению владеть любым видом оружия. В то время не было долго взросления. В первый раз в поход Владимир отправился в тринадцать лет. Совершив путь от родного Переяславля в далёкий от Днепра в Ростов, через земли непримиримых язычников-вятичей. А самостоятельно Мономах стал править в шестнадцать лет в граде Чернигове, одном из самых больших городов Руси. Затем сменил отца в Переяславле. В это время он и прославился как большой полководец, на плечи которого легла оборона южных границ Руси. В итоге князь-воитель Владимир Мономах сумел не только отстоять границы Руси, но заставил половцев отступить.

За торками шли половцы. Началась длительная война с этим обломком древнего скифо-сарматского населения степи. На Руси этих степняков прозвали половцами от слова «полова», солома – по цвету волос, половцы были светлоглазыми блондинами. Они, как и печенеги, торки, не были монголоидами, вопреки распространенному мифу (как и будущие «монголо-татары»). Эти степняки, как и русы-русские, были европеоидами, наследниками Великой Скифии.

Очень быстро была нарушена первоначальная система лествицы. Старший из Ярославичей, Владимир, умер раньше отца. После него в Новгороде правил его сын Ростислав. А Новгород был богатым городом, центром торговли и ремесла. Великий князья Изяслав со своим окружением решили забрать у Ростислава Новгород. Вскоре скончались Вячеслав и Игорь Ярославичи. В соответствии с лествицей, когда братья умирают, по лестнице начинают передвигаться их сыновья. А отец Ростислава, Владимир , был старше Изяслава. Получалось так, что племянник великого князя был четвертым в очереди на киевский стол и должен был занять его раньше родных сыновей Изяслава. Понятно, что это не устраивало Изяслава, его жену Гертруду и ближнее окружение князя. В результате дело повернули так, что когда Ярослав Мудрый составлял свой ряд и распределял уделы, то в этом участвовало только пять братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь). А Владимир в это время уже умер. Поэтому Ростислав вообще выпадает из системы лествицы. Кроме того, Изяслав получал возможность вычеркнуть из системы лествицы детей Вячеслава и Игоря. А их уделы – Смоленск и Владимир-Волынский переходили в непосредственное управление великого князя.

Таким образом, на Руси появились князья-изгои, то есть без уделов, возможности передвижения по лествице. Ростиславу дали в пользование Владимир-Волынский. Так, появился повод к новой усобице. Ростиславу было обидно. Он – сын прославленного Владимира Новгородского, стал простым вассалом своего дяди, которого можно в любой момент подвинуть, захотел – дал Волынь, захочет – отберет. И потомки Ростислава уже не могли претендовать на Смоленск, Переяславль, Чернигов и Киев. Ростислав заключил союз с венгерским королем. Вскоре король Бела погиб и Ростислав оказался под ударом. Тогда он захватывает Тмутаракань (она входила в удел черниговского князя), и начинает собирать войско. Большой войны удалось избежать. Греки, обеспокоенные действиями отчаянного князя, который мог повести дружину на Херсонес, отравили Ростислава.

Однако началась другая междоусобная война. Война Ярославичей с полоцким князем Всеславом Брячиславичем (Всеслав Чародей). Воинственный Всеслав в 1065 году совершил набег на Псков, а в 1067 году на берегу реки Черехи он разбил войско новгородского князя Мстислава Изяславича и занял Новгород. Новгород был частично сожжён, часть горожан была взята в плен, а с новгородского Софийского собора были сняты колокола. Колокола, иконы и утварь новгородских церквей были увезены в Полоцк. Трое Ярославичей вступили против полоцкого князя и разорили Минск. В битве на Немиге 3 марта 1067 года Всеслав потерпел поражение и бежал в Полоцк. Ярославичи не стали снаряжать за ним погоню, разорив южную часть Полоцкой земли. Спустя четыре месяца Ярославичи пригласили Всеслава на переговоры, целовав крест, что не сделают ему зла. Однако Ярославичи нарушили крестное целование, захватили Всеслава и двух его сыновей. Полоцкого князя привезли в Киев, где посадили в «поруб» (тюрьму).

1068 году половцы разбили Ярославичей в битве на Альте. Киевляне потребовали от Изяслава лошадей и оружия, чтобы снова биться с половцами. Изяслав отказал, тогда 15 сентября 1068 года вспыхнуло восстание, в ходе которого горожане выпустили Всеслава из поруба и возвели его на великокняжеский престол. Изяслав бежал в Польшу, где правил его племянник Болеслав. Братья Изяслава Святослав и Всеволод не стали поддерживать его. Великим князем Всеслав Брячиславич пробыл всего семь месяцев. Узнав, что Изяслав возвращается с польским войском, Всеслав не решился на битву и бежал. Киевляне попросили защиты у Святослава и Всеволода. Ярославичи согласились вернуть брату Киев при условии, что тот не приведёт поляков и не будет мстить горожанам. Изяслав согласился, но часть польского войска вошла в Киев. Кроме того, Впереди Изяслава и Болеслава в Киев приехал его сын Мстислав Изяславич и замучил множество киевлян. Польские войска были разведены на постой по городам, начались бесчинства. В ответ русичи стали убивать поляков и Болеслав вывел войска. Изяслав отобрал у Всеслава Полоцк, назначив туда сначала своего сына Мстислава, а после его смерти — Святополка. В 1071 году Всеслав выгнал из Полоцка Святополка Изяславича и вернул свой удел. В дальнейшем война Киева и Полоцка продолжалась.

Святослав и Всеволод, разозленные политикой Изяслава, сами изгнали его. В 1073 - 1076 годах в Киеве княжил Святослав Ярославич. Изяслав вновь бежал в Польшу, но в этот раз Болеслав ему не помог и даже ограбил, возмещая прежние убытки. Изяслав стал просить помощи у императора Генриха IV и папского престола. Под влиянием папы Болеслав был вынужден помириться с Изяславом и обещать ему помощь. После смерти Святослава Всеволод не стал претендовать на Киев и вернул его Изяславу.

Правление Всеволода

В 1078 году началась новая междоусобная война. Против дядей — Изяслава и Всеволода — восстали их племянники Олег Святославич и Борис Вячеславич. Соединившись с половцами, они разбили Всеволода на р. Сожице. Всеволод бежал за помощью в Киев, вернулся вместе с Изяславом. В решающем сражении на Нежатиной Ниве князья Изяслав и Борис погибли. Киевский престол занял Всеволод, правивший до 1093 года. Уделы на Руси в очередной раз перераспределялись. Великий князь Всеволод не обидел сыновей погибшего Изяслава – Святополка оставил в богатом Новгороде, Ярополку отдал всю Западную Русь – Волынь и Туровское княжество. Левобережье осталось за детьми Всеволода. В Переяславле сел Ростислав, Владимир Мономах в Чернигове. При этом Всеволод сохранил за Мономахом управление Смоленском, Ростов-Суздальской землей. Мономах был правой рукой отца, его главным помощником и полководцем. Фактически он тогда стал соправителем отца.

Всеволод был разумным правителем, но на старости лет часто болел, мало занимался делами, чем и пользовались приближенные, бояре, продолжая разорять народ. Семена раздора были посеяны давно, поэтому междоусобные войны продолжались. В 1079 году Олег с братом Романом вновь двинулся из Тмутаракани на Киев, но половцы убили Романа, а Олега выдали грекам. Продолжалась ожесточённая борьба с полоцким князем Всеславом. На рубеже 1070 - 1080-х годов Всеслав провёл поход под Смоленск, после чего Владимир Мономах провёл опустошительный поход на Полоцкую землю, а затем второй поход с союзными половцами, во время которого был захвачен Минск. В начале 1080-х годов было проведено два подряд зимних похода против племенного союза вятичей. Земля вятичей окончательно вошла в состав Черниговского княжества. Продолжалась упорная и тяжелая война с половцами.

По подсчётам историка С. М. Соловьева, ещё в княжение своего отца Владимир Мономах провел с половцами 12 удачных сражений. Почти все на порубежье Русской земли. Эти сражения дали ему ратную славу и любовь народа, увидевшего в молодом князе верного защитника земли от нашествий степняков и противника княжеских усобиц, которые разоряли Русь не хуже половцев. Мономах был настоящим князем-воином. Как он сам писал в «Поучении»: «Всех моих походов было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз при отце и после отца…». Свыше трех десятков лет – полжизни, пришлось провести Владимиру в Переяславле. Не было тогда на Руси града, который бы так часто подвергался нападениям степняков. Именно здесь Мономах понял жизненную необходимость единства всех военно-экономических сил русской державы, чтобы отразить внешнюю угрозу.

Тем временем на Руси выросли и возмужали ещё четверо князей-изгоев: сын смоленского Игоря Давыд, и дети отравленного Ростислава – Рюрик, Володарь и Василько. Давыд и Володарь захватили Тмутаракань, выгнав великокняжеского посадника. Но в это же время сменилась власть в Византийской империи. Власть захватил хитроумный и беспринципный Алексей Комнин. Он продолжил римскую (византийскую) политику в отношении Руси – создавать видимость дружбы и постоянно вредить. Император освободил из ссылки князя Олега Святославича, обласкал его, и заключил тайный союз. Олег признал себя вассалом Византии и за это получил материальную помощь, корабли и воинов. Он внезапно высадился в Тмутаракани и захватил её. Своих родственников Давыда и Володаря выгнал.

Давыд Игоревич захватил Олешье в устье Днепра, где проходил торговый путь по Днепру из Киеве и в Киев, ограбил город. А Рюрик, Володарь и Васильско Ростиславичи набрали дружины из различной вольницы, дождались, когда дядя Ярополк Изяславич покинет Владимир-Волынский, и захватили город. Великий князь Всеволод послал навести порядок Мономаха, Ростиславичи бежали. При этом великий князь всея Руси Всеволод попытался решить дело миром. Дал Давыду Дорогобуж на Волыни, Ростиславичам выделил прикарпатские города – Перемышль, Червень и Теребовль. Восстановил права сыновей Святослава, Давыду уступил Смоленск, за Олегом признал Тмутаракань. Но мир не наступил. Так, Олег, находившийся под покровительством Византии, с великим князем не считался. Его жена-гречанка считала себя «архонтессой Руси».

Ярополк Изяславич, которому вернули Волынь, и не думал быть благодарным. Вступил в союз с Польшей. Он собирался отделиться от остальной Руси, и папа должен был провозгласить его королем. Дальше Польша и Рим должны были помочь Ярополку захватить Киев, где Изяславичей поддерживало столичное боярство. Когда великого князя известили о предательстве, он отправил на Волынь Мономаха. Ярополк боя не принял, бежал в Польшу. За границей он поддержки не получил. Польский король был занят войной с поморянами и пруссами. Пользуясь тяжелым положением Польши, против неё выступили и германцы. В итоге Ярополк покаялся и его простили. Вернули Волынь. Но вскоре Ярополка убил его же дружинник. Удел убитого Ярополка великий князь разделил. Святополку Изяславичу, у которого забрали Новгород, дали только Турово-Пинское княжество, а Волынь отдали Давыду Игоревичу.

В 1093 году умер Всеволод и столичное боярство призвало на киевский стол не лучшего полководца и соправителя великого князя Мономаха, а его двоюродного брата – Святополка Изяславича, который в Новгороде «прославился» сребролюбием и алчностью. Правда, пригласили его на законном основании, по лестнице он был старшим князем. Бояре не желали оказаться под сильной и жесткой рукой Мономаха. Владимир правил и в Переяславле, и в Чернигове твердой рукой, и киевские бояре это знали. Владимир мог занять стольный Киев силой и получить полную поддержку народа, но не стал этого делать. По лествице первенство принадлежало детям старшего из Ярославичей, Изяслава, а из них в живых остался только Святополк. Владимир уступил и уехал в Чернигов.

Продолжение следует…
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    4 мая 2018 05:49
    Статью к сожалению принял неоднозначно. Печально но вместо песни истории Отечества, я читал сухие строки "абвгдейки".
    Если у Автора было бы желание донести до читателя душу - Владимира Мономаха необходимо начинать с его завещания!
    Заранеее прошу прощения за длинную цитату (завещание), но если честно, иначе не как!
    О дети мои, хвалите Бога! Любите также людей. Не пост не монашество спасает вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и помните, что все, что вы имеете, принадлежит Богу и поручено Вам только на время… Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны. Не призывайте напрасно имени Бога, дав же клятву, не преступайте ее. Не оставляйте больных, не страшитесь видеть мертвых: все умрем… Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы не вечны, сегодня живы, а завтра в гроб!
    Бойтесь всякой лжи. Почитайте старых людей как отцов, любите младших как братьев… Всего же более почитайте гостя и знаменитого, и простого, и купца, и посла. Гости распускают в чужих землях и добрую, и худую о нас славу… Все хорошее узнав, вы должны помнить; чего не узнаете, тому учитесь. Леность — мать пороков, берегитесь ее… Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охоте и на войне, днем и ночью, в жар летний и холод зимний не знал покоя, не надеялся на посадников, не давал бедных и вдов в обиду сильным, сам смотрел за церковью и за божественным служением, за домашним порядком, конюшнею, охотою, ястребами и соколами. Всех походов моих было восемьдесят три, а других, маловажных, не упомню. Я заключил с половцами девятнадцать мирных договоров, взял в плен и выпустил из неволи более ста лучших князей их, а более двухсот казнил и топил в реках. Кто ездил скорее меня? Выехав из Чернигова, я бывал в Киеве, у родителя, прежде вечерен. Любя охоту, мы часто ловили зверей с вашим дедом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней по нескольку.
    Два раза буйвол бросал меня на рогах, олень бодал, лань топтала ногами, медведь прокусил седло, лютый зверь однажды бросился и уронил коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не берег жизни в юности и не щадил головы своей. Но Господь хранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но будьте мужественны во всяком случае, посланном от Бога…

    Р.s. прочитав в очередной раз "Поучение" возникла нетривиальная мысль распечатать и повесить у себя над рабочим столом.
    С уважением, Котище!
    1. dsk
      +2
      4 мая 2018 12:21
      Цитата: Котище
      будьте мужественны во всяком случае, посланном от Бога…
      Золотые слова! Спасибо Владислав. hi
    2. +1
      4 мая 2018 19:13
      Очередной раз глажу Вас по детстве: Владимирово" Поучение"мудрая вещь:" мы не вечны сегодня живы а завтра в гроб.... Бойтесь всякой лжи"если бы люди почаще следовали "Поручению"была бы благодать. Но к сожалению это не так: есть "ненасытные" хапают и заработать вроде сто лет собрались жить. А ложь страшная вещь
  2. +1
    4 мая 2018 06:32
    Спасибо Александру за статью. Как всегда художественно и познавательно. Кстати описываемые события подробно упоминаются у Валентина Иванова в книге "Русь великая".
  3. +3
    4 мая 2018 06:53
    Время Ярославичей:

    "Но из любви он к детям
    Всю землю разделил.
    Плоха была услуга.
    А дети, видя то,
    Давай тузить друг друга -
    Кто как, и чем во что" (с)

    В целом - класссическое изложение. Без подробного разбора. И не обошлось без вставки про Скифию и русо-Русов.

    А ведь половцы действительно заслуживают внимания.
  4. +19
    4 мая 2018 08:27
    Владимир Мономах - выдающаяся личность, один из столпов отечественной истории.
    От себя хочу отметить: редакцию Русской Правды, Поучение (фактически один из первых документов эпохи, определяющих монархическую идею и проблему взаимоотношения государя и подданных) и ограничение ростовщического процента.
    После восстания закупов Владимир Мономах запретил ростовщикам выдавать ссуды под процент превышающий 13% годовых (можно сравнить с современными % по кредитам в РФ, а ещё говорят что история развивается только в плюс), а если упырь этот % превышал - надевали колодки и под замок.
  5. +2
    4 мая 2018 09:22
    Про странную смерть Святослава Ярославича, так называемого представителя "русской партии", практически ничего не сказано. Здесь и был шанс "выправить" династию. Правитель был порядочный, и дети талантливые, - один Олег чего стоил, его даже греки по достоинству оценили. А Мономах, на мой взгляд. единственно приличный вариант из наследства Изяслава / Всеволода, белая ворона в черной стае. Впрочем, за пресечение работорговли, расцветавшей на русско-половецких войнах и барышей княжеско-боярской верхушки , - за это ему спасибо. "Нулевую чеченскую" прекратил. Тут бы еще вспомнить, что это был период окончательного утверждения христианства на Руси, пик выжигания старой веры. А это очень и очень весомый фактор в между-княжеских "маневрах". "Правда Русская" именно тогда и рухнула окончательно. Каждый князёк под себя "Закон" стал писать, а на Покон - плевать.
    1. +4
      4 мая 2018 12:38
      Цитата: andrew42
      Про странную смерть Святослава Ярославича, так называемого представителя "русской партии"

      Уже интересно. А какие "партии" еще на Руси имелись? Подозреваю, что греческая, но может быть еще? Польская, например?
      Цитата: andrew42
      дети талантливые, - один Олег чего стоил,

      Чем вам так приглянулся именно Олег? Тем, что не в очередь на Черниговский стол лез? Тем, что кого попало на Русь водил? Тем что пятнадцать лет (пятнадцать ведь?) служил византийскому импертаору? Тем что на Руси только и покоя было, пока он на Родосе сидел? Да, Олег, пожалуй, русской кровушки пролил побольше, чем все остальные, беспокойный был в той же степени, что и беспринципный. Что и говорить - талант.
      Цитата: andrew42
      а на Покон - плевать.
      Что есть, по-вашему, "Покон"? Какие нормы он содержал? Из каких источников вы о нем знаете? Смею предположить, что кое-что о средневековой истории я знаю, и поэтому мне очень, знаете ли, интересно что именно вы имеет в виду.
  6. +1
    4 мая 2018 17:34
    История повторяется дважды: первый раз как трагедия, а второй раз как фарс. По моему это Гегель сказал. А ещё утверждают, что круги истории повторяются через 900 лет. Еврейского погром в Киеве и приход к власти Владимира Мономаха - 1113 год. 1113+900 = 2013.
    2013 год - это уже фарс. Всё как сказал Гегель.
  7. +7
    4 мая 2018 19:23
    Самое светлое пятно в нашей истории - Советский союз.
  8. +3
    4 мая 2018 19:27
    Автору упрек: о Ярослав упомянул вскользь, как и о Всеволоде, а о них можно было рассказать о подробнее. Согласен с мнением Чебуратора, что Владимир Мономах выдающаяся личность
  9. +3
    4 мая 2018 19:59
    Хазары улетели на Марс, после того, как их Святослав разогнал, а на смену им пришли :"За торками шли половцы. Началась длительная война с этим обломком древнего скифо-сарматского населения степи. На Руси этих степняков прозвали половцами от слова «полова», солома – по цвету волос, половцы были светлоглазыми блондинами. Они, как и печенеги, торки, не были монголоидами, вопреки распространенному мифу (как и будущие «монголо-татары»). Эти степняки, как и русы-русские, были европеоидами, наследниками Великой Скифии."
    Зачем придумывать ? Торки - Турки ,Чёрные клобуки - каракалпаки.. . Какие блондины голубоглазые ?
    1. 0
      4 мая 2018 20:13
      Хазары какие были ?
      1. 0
        4 мая 2018 22:53
        Цитата: Вояка Гамильтон
        Хазары какие были ?

        "Белые" и "черные" (не в смысле "негры", а в смысле "черная кость")
    2. +1
      4 мая 2018 22:31
      А вот насчёт половцев есть разные версии. В том числе и приведённая автором. Только в орде они, похоже, окончательно растворились.
    3. +2
      4 мая 2018 22:52
      Цитата: Вояка Гамильтон
      Какие блондины голубоглазые ?

      не скажу насчет блондинов голубоглазых, но среди казахов из рода "кыпчак" (потомки половцев) очень много рыжих и сероглазых, а монголоидность весьма незначительная. Я в Казахстане 40 лет жил и знаю, что говорю!
      1. +1
        4 мая 2018 23:35
        У татар тем более, а кипчаки тоже среди предков отмечены.
        1. +1
          5 мая 2018 09:40
          Цитата: Korsar4
          Я в Казахстане 40 лет жил и знаю, что говорю!
          Привет из Алматы, тёзка.... laughing laughing laughing
          1. +1
            5 мая 2018 14:40
            Привет, земляк! drinks Из 40 лет 37 я жил в Алма-Ате!
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    5 мая 2018 07:16
    О военных конфликтах между киевской знатью и половцами в конце 11, начале 12-ого веков есть интересная версия, толково изложенная на http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/posleds
    tviya-prinyatiya-xristianstva.htm, где развитие событий трактуется, как столкновение уже киевлян-христиан с язычниками-степными кочевниками. Последние, будучи в основном данниками Киевской Руси, наотрез отказывались принимать христианство. Часто попытки навязать религию были насильственными.
    1. +2
      5 мая 2018 14:45
      Цитата: rimarch
      Последние, будучи в основном данниками Киевской Руси, наотрез отказывались принимать христианство.

      Вздор! Помните персонажей "Слова" - ханов Кончака, Кобяка, Гзу? А теперь гуглите - погибшие в битве на Калке половецкие ханы Юрий Кончакович, Данила Кобякович и Роман Гзич. Причем ханы это были достаточно могучие, так что вряд ли кто-то их мог силой принудить принять христианство!
  12. +1
    5 мая 2018 16:54
    Цитата: Weyland
    Последние, будучи в основном данниками Киевской Руси,
    ............
    Они были родственниками...... Например : Мстислав Удалой был зятем половецкого хана Котяна Сутоевича , князь Игорь женил сына на дочери Кончака ......и так далее ..т.п. bully
    1. +1
      5 мая 2018 19:09
      Цитата: Вояка Гамильтон
      князь Игорь женил сына на дочери Кончака ...

      Причем сговор был еще до похода Игоря, а женился его сын, ЕМНИП, еще находясь в плену у тестя laughing Кстати, цитату приводите из первоисточника ( rimarch (романа)), а то я могу ее так же и Вам приписать:
      Цитата: Вояка Гамильтон
      Последние, будучи в основном данниками Киевской Руси,
  13. 0
    7 мая 2018 11:57
    Половцы от слова полова (солома)... Русоволосые, как и будущие монголо-татары..... Гыыы. "искусство" Задорнова из слова х.. вывести слово пи...а, и подогнать нужное слово под нужный терми - бессмертно.... И опять та же песня - русы степняки мочат лесных русов....
  14. 0
    7 мая 2018 11:59
    И то я смотрю что крымские татары, европеоиды - потомки тех половцев - все с волосами как солома.... Кто же их очерноволосил......???
    1. 0
      8 мая 2018 17:41
      Династия Гереев Крымом правила. Может быть есть смысл поискать у кереев. Кереи в настоящее время - один из казахских родов....Да Вы , Джунгар, должны знать winked
      1. 0
        5 июня 2018 03:19
        Не Гереев, А ГИРЕЕВ..... Про Кеерев знаю раньше вас