Экспорт российских вооружений. Апрель 2018 года

1
В апреле основные новости, касающиеся экспорта российских вооружений и военной техники, были связаны с Индией. Одной из самых обсуждаемых тем стал возможный отказ Дели от участия в совместной с Москвой программе по созданию истребителя пятого поколения FGFA. Наряду с этим индийские делегации посетили в апреле различные российские предприятия оборонно-промышленного комплекса. В частности, Индия рассматривает возможность закупки истребителей МиГ-29, возможность серийного производства автомата АК-103, также ожидается подписание контракта на постройку 4 фрегатов проекта 11356. Контракт на поставку кораблей долгоиграющая история, ожидалось, что он будет подписан еще в 2016-2017 годах.

В апреле в очередной раз в прессе появилась информация о выходе Индии из совместной с Россией программы по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation FighterAircraft). Об этом пишет авторитетное издание «Jane». В данном журнале вышла статья «India withdraws from FGFA project, leaving Russia to go it alone», в которой говорится о том, что Индия приняла решение о приостановке своего участия в имеющей уже 11-летнюю историю совместной российско-индийской программе по созданию перспективного истребителя пятого поколения на основе российского проекта ПАК ФА (Т-50, сейчас – Су-57). Причинами возникновения между странами «непреодолимых разногласий» называют стоимость и технические решения программы.



В статье со ссылкой на официальные высокопоставленные индийские источники говорится о том, что индийские официальные лица, включая секретаря министерства обороны Санджайте Митру и советника по национальной безопасности Аджита Довала, недавно сообщили о выходе Индии из данной программы. Сообщение было сделано представителям российской делегации министерского уровня во время их посещения Индии. При этом считается (без раскрытия деталей), что Дели еще может «пересмотреть» свое решение по реализации программы FGFA или рассмотреть возможность покупки полностью разработанных и готовых истребителей ПАК ФА после того, как они поступят на вооружение российских ВВС.

По словам представителей индийской промышленности, программа FGFA и ее реализация не обсуждались в рамках визита в Москву министра обороны Индии Нирмалы Ситхмаран в начале апреля 2018 года. В то же время, по словам индийского маршала авиации в отставке В. К. Бхатия, дальнейшая реализация данной программы не пошла бы на пользу индийским ВВС, которые изо всех сил стараются противостоять быстрому сокращению численности парка имеющихся истребителей.

Су-57, один из прототипов

В Jane's Defence Weekly отмечают, что в ВВС Индии считают истребитель пятого поколения Су-57, который Минобороны Индии определило перспективным многофункциональным истребителем, не отвечает их требованиям по авионике, малозаметности, РЛС и установленным датчикам. Прототипы нового истребителя пятого поколения проходят в настоящее время летные испытания в России, однако пока нет никаких указаний относительного того, когда новые боевые самолеты будут запущены в серийное производство.

Стоит отметить, что сама программа FGFA началась еще в 2011 году, когда Индия и российская компания «Сухой» договорились об условиях равного финансового и частичного технического партнерства. Данная программа испытывала проблемы с самого начала. Финансирование и технические аспекты программы длительное время были предметом споров и никак не решались. При этом известно, что компания «Сухой» брала на себя обязательства по поставке Индии до 2019-2020 годов трех 30-тонных одноместных прототипов истребителя FGFA для проведения испытаний перед созданием производственной линии для серийного производства данных самолетов на предприятии HAL в Насике в западной части Индии. Первоначально, ВВС Индии рассчитывали приобрести 200-250 одноместных и двухместных истребителей FGFA, однако позднее их количество было сокращено до 127 одноместных самолетов. Теперь же реализация всей программы находится под большим вопросом.

Возможные индийские контракты

В Индии может быть развернуто производство автомата АК-103

Достаточно долгая индийская история с многочисленными тендерами на новую автоматическую винтовку для замены не самой удачной 5,56-мм автоматической винтовки INSAS, по всей видимости, подходит к финалу. По информации издания «Jane», Минобороны Индии готово запустить в стране лицензионное производство модернизированного автомата АК-103 под патрон 7,62х51 мм (скорее всего, в статье «Indian MoD plans to licence-build upgraded AK-103 assault rifles» опечатка и речь идет о стандартном советском/российском патроне 7,62х39 мм).

Сборка АК-103 в Индии должна покрыть потребности индийской армии в замене 768 тысяч автоматических винтовок. Потребности ВВС и ВМС Индии оцениваются еще примерно в 50 тысяч винтовок. Предположительно Минобороны Индии прибегнет к прямому импорту 150 тысяч автоматических винтовок для покрытия первоочередных потребностей, перевооружив ими «фронтовые» части первой линии, а производство остальных АК-103 будет развернуты уже в самой Индии по лицензии.

АК-103

Предложение о покупке российских автоматов АК-103, одобренное индийской армией, стало следствием подробных переговоров между высокопоставленными российскими чиновниками и министром обороны Индии Нирмалой Ситхараман во время ее поездки в российскую столицу в начале апреля 2018 года. Данное предложение является частью реализуемой индийской инициативы «Make in India». Известно, что Москва предлагала автоматы АК-103 Индии и в 2017 году, однако тогда предложение принято не было, теперь же индийские военные пересмотрели требования к оружию для замены автоматической винтовки INSAS.

Российские АК-103 заменят в индийской армии именно национальную винтовку INSAS калибра 5,56х45 мм, которая начала поступать на вооружение в середине 1990 годов, но в 2010 году перестала удовлетворять требованиям индийских военных, которые признали оружие «оперативно неадекватным» современным реалиям. Минобороны Индии рассчитывает собирать российские автоматы АК-103 на двух специальных предприятиях, которые будут построены концерном «Калашников» в сотрудничестве с компанией ОFB на ее производственных комплексах Rifle Factory Ishapore в Ишапуре на востоке Индии и Тиручирапалли на юге Индии.

Во второй половине апреле делегация Минобороны Индии во главе с гендиректором ведомства по закупкам господином Апурвой Чандрой посетила Ижевск, где познакомилась с производственной площадкой концерна «Калашников», об этом 25 апреля сообщал официальный сайт «Ростеха». В столице Удмуртии представители Индии познакомились с современной организацией производства знаменитых автоматов Калашникова различных серий, а также получили возможность испытать различные модификации производящегося в Ижевске оружия.
По словам Александра Михеева, занимающего пост генерального директора «Рособоронэкспорта», концерн «Калашников» готов оказать содействие индийской стороне в постройке в Индии завода для производства представленного вооружения и последующих модификаций автомата Калашникова. В качестве партнера «Рособоронэкспорт» готов сотрудничать с любыми индийскими предприятиями как государственными, так и частными по выбору Минобороны Индии, добавил Михеев.

Индия может приобрести истребители МиГ-29

По информации индийских сетевых ресурсов, в частности timesnownews.com, Индия серьезно рассматривает предложение российской стороны о поставке ВВС Индии 21 истребителя МиГ-29. Предложение было сделано 2 апреля 2018 года в Москве во время визита в российскую столицу министра обороны Индии Нирмалы Ситхамаран. Высокопоставленные индийские военные готовы рассматривать данное предложение, так как перед ВВС Индии стоит острая проблема сокращения численности истребительного парка.


В настоящее время индийские ВВС имеют потребность в 40 истребительных эскадрилиях, по факту же их имеется 32. При этом к 2027 году их количество уменьшится до 27, а в 2030-е годы может еще сократиться, даже несмотря на закупку 36 французских истребителей Dassault Rafale. В настоящее время индийская истребительная авиация представлена 12 эскадрильями Су-30МКИ, тремя – МиГ-29, двумя – МиГ-27, 11 эскадрильями морально и физически устаревших МиГ-21, тремя – Mirage 2000 и шестью Jaguar. При этом ожидается, что уже к концу 2022 года из 11 эскадрилий, вооруженных истребителями МиГ-21, в строю останется лишь одна.

Стоит отметить, что в свое время Индия стала первым иностранным экспортным получателем многоцелевого истребителя МиГ-29. В пользу того, что Индия действительно может рассмотреть вариант приобретения 21 истребителя МиГ-29 у России, эксперты называют низкую стоимость данных самолетов, что немаловажно для Нью-Дели, а также тот факт, что индийские летчики-истребители хорошо знакомы с этим самолетом. МиГ-29 находятся на вооружении ВВС Индии, истребители хорошо изучены, у страны нет проблем с их обслуживанием и эксплуатацией.

Готовится подписание контракта на постройку четырех фрегатов проекта 11356

Генеральный директор по закупкам министерства обороны Индии Апурва Чандра посетил в середине апреля судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде в сопровождении представителей Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и «Рособоронэкспорта». На предприятии гость познакомился с возможностями постройки фрегатов проекта 11356, шесть из которых уже находятся на вооружении индийского флота (три фрегата построены именно заводом «Янтарь»). «Безусловно, ключевым индийско-российским проектом, который обсуждался в Калининграде, стало предложение о строительстве для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356. Мы с удовольствием осмотрели производственные цеха и готовые корпуса будущих фрегатов», – цитирует пресс-служба «Рособоронэкспорта» Апурву Чандру.

Ранее высокопоставленные индийские чиновники, отвечающие за закупку вооружений и военной техники, посетили также подмосковный центр «Вертолетов России», где осмотрели вертолет Ка-226Т. В конечном итоге Чандра проинспектировал все российские компании, контракты на продукцию которых (фрегаты проекта 11356, вертолеты Ми-17 и Ка-226Т, системы ПВО С-400) ожидались к подписанию еще в 2016-2017 годах, пишет газета «Ведомости». В пресс-службе «Рособоронэкспорта» отметили, что насыщенная программа визита Апурва Чандра в Россию говорит о высокой заинтересованности Индии в поступательном развитии российско-индийских проектов, реализуемых в военно-технической сфере.

Фрегат ВМС Индии F40 «Talwar» проекта 11356

По словам менеджера предприятия ОСК, контракт на постройку четырех фрегатов проекта 11356 вполне вероятно будет подписан еще в первой половине 2018 года. При этом Индия сама сможет выбрать собственную верфь, где будут построены два из четырех заказанных фрегатов, после этого препятствий к заключению соглашения между странами больше не предвидится, отметил собеседник «Ведомостей». Менее вероятно, что уже в 2018 году между странами будет подписан объемный контракт по системам ПВО С-400, хотя данное соглашение (как и контракт на многоцелевые вертолеты Ми-17) не потребует выполнения условий Make in India по передаче технологий и производства в Индию, говорит источник издания, близкий к руководству Военно-промышленной комиссии.

Причина возникших задержек с российско-индийскими контрактами в военной сфере – паралич внутренних закупочных процедур в Индии, а также дистанцирование от покупок вооружений из России на фоне надежд на сотрудничество с США, так полагает Константин Макиенко эксперт Центра анализа стратегий и технологий. Поводом для откладывания решений по контрактам могут стать также американские санкции, допускает эксперт. При этом заключение контракта на постройку четырех фрегатов действительно возможно, так как ВМС Индии испытывают острую потребность в таких кораблях, отметил Константин Макиенко.

«Вертолеты России» продали в Турцию три многоцелевых вертолета Ка-32А11BC

Холдинг «Вертолеты России» в рамках состоявшегося международного авиасалона Eurasia Airshow, который проходил в Анталье с 25 по 29 апреля 2018 года, подписал с турецкой компанией Kaan Air соглашение на поставку в страну трех многоцелевых вертолетов Ка-32А11BC. Согласно подписанному соглашению поставка вертолетов будет осуществлена уже в 2018 году, сообщает пресс-релиз госкорпорации «Ростех». Планируется, что вертолеты будут использоваться в Турции для выполнения противопожарных операций.


«Подписанное соглашение открывает для холдинга «Вертолеты России» новый сегмент рынка, для компании это будет первая поставка гражданской вертолетной техники в Турцию. Гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский считает, что данная поставка будет не последней. Многоцелевые вертолеты Ка-32А11BC, созданные на основе поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС соосной схемы, отлично зарекомендовали себя в борьбе с пожарами по всему миру. Андрей Богинский считает, что они помогут и Турции, в свою очередь холдинг поможет обеспечить успешную эксплуатацию вертолета в данной стране. Он также подчеркнул, что в настоящее время в Турции эксплуатируется 19 российских вертолетов семейства Ми-17, все они находятся на вооружении турецкой жандармерии.

Поставка комплексов С-400 Турции будет ускорена

В начале апреля в секретариате оборонной промышленности Турции заявили о том, что поставка современных российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» начнется в страну уже в июле 2019 года, хотя изначально передача ЗРС была запланирована на март 2020 года. Источники «Коммерсанта» говорят о том, что данное решение – это беспрецедентная уступка России, решение о ней было принято в ходе переговоров между президентами двух стран. Для производителя данных систем ПВО – концерна ВКО «Алмаз-Антей» – новые сроки реализации российско-турецкого соглашения не должны стать проблемой, так как в 2018 году Минобороны России уже получит большую часть ранее заказанных ЗРС С-400 «Триумф».

Как отмечает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, близкие к системе ВТС, вопрос об ускорении поставок комплексов ПВО Турции был одним из основных во всей переговорной повестке Путина и Эрдогана. Выступая на пресс-конференции по итогам данных переговоров с турецким президентом, Владимир Путин подтвердил, что сроки поставки вооружения будут ускорены «по просьбе наших турецких партнеров и друзей». В своем выступлении масштаб ускорения контракта российский президент не назвал, однако заместитель главы секретариата оборонной промышленности Турции Исмаил Демир отметил, что поступление первой партии С-400 намечено на июль 2019 года. При этом в Федеральной службе по ВТС от официальных комментариев на этот счет воздержались, а Александр Михеев, возглавляющий «Рособоронэкспорт», отметил, что Россия сделает все необходимое, чтобы исполнить просьбу Турции.


Контракт на поставку турецким вооруженным силам четырех дивизионов зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» на сумму порядка 2,5 миллиардов долларов был подписан в июле 2017 года. Для реализации данного контракта будет использоваться кредитная схема: приблизительно 45 процентов стоимости контракта Анкара оплатит самостоятельно, оставшиеся 55 процентов будут покрыты за счет заемных средств, которые Турции выделит Минфин России. По информации журналистов «Коммерсанта», Анкара планирует закрыть данный заем в течение четырех лет, возвращая ежегодно по 15 процентов от суммы кредита. В первоначальной версии контракта было обозначено, что поставки комплексов С-400 в Турцию должны начаться не позднее 22 марта 2020 года. Теперь, по всей видимости, к контракту будет подписано дополнительное соглашение, которое скорректирует сроки поставок. По словам высокопоставленного военного источника «Коммерсанта», подобная уступка «в какой-то степени является беспрецедентной»: «Исполнение контракта в столь сжатые сроки свидетельствует о высоком уровне наших отношений».

Лаос заинтересовался модернизированными танками Т-72

По информации вьетнамского информационного ресурса baodatviet.vn, в конце 2017 года телеканал LAO PSTV, принадлежащий Минобороны Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР), показал поступившие на вооружение лаосской армии современные самоходные гаубицы CS/SH1 китайского производства. Они представляют собой 122-мм артиллерийские установки, смонтированные на автомобильном шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6х6. САУ представляют собой экспортный вариант PCL09, который выпускается китайской корпорацией China North Industries Corporation (Norinco) для нужд НОАК с 2010 года. Известно, что Лаос стал первым иностранным заказчиком китайских САУ CS/SH1.

Т-72Б «Белый орел»

Также сообщается, что в начале апреля 2018 года в России с визитом находился министр обороны Лаоса Тянсамон Тяннялат. Среди прочего он посетил и АО «61 бронетанковый ремонтный завод», расположенный в Стрельне (Санкт-Петербург). На заводе высокопоставленному гостю был показан образец основного боевого танка Т-72Б в модернизированном исполнении (известен как «Белый орел»). Ранее такие танки уже были поставлены в Никарагуа. В настоящее время Лаос проявляет интерес к данной модернизации танка Т-72Б. Приобретение новой техники вписывается в программу проводимой модернизации вооруженных сил Лаоса.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 мая 2018 20:32
    Спасибо за обзор.