Как Мономах громил половцев

16
Попытка Владимира Всеволодовича Мономаха «сотворить мир» на Руси и объединить силы русских земель против половцев - запомнились не только современникам. Самым добрым словом вспоминали князя, пытавшегося остановить процесс распада, и русские летописи.

Междоусобица 1097 – 1100 гг.



Решения князей о братском союзе на Любечском съезде так и остались благими пожеланиями и не остановили братоубийственных войн. Сразу же после съезда князь Давыд Игоревич с согласия великого князя Святополка ослепил Василька Ростиславича. Давыд завидовал Васильку и хотел отнять у него Теребовль. Такого злодеяния на Руси ещё не знали. Кровавые битвы и схватки были обычным делом, но хладнокровные и подлые расправы казались дикостью.

Мономах, больше всех стремившийся к примирению, первым забил тревогу, и воззвал к вчерашним врагам Святославичам. Писал: «Нож ввержен в нас. Если этого не поправим, то большее зло явится среди нас». Давыд и Олег Святославичи отозвались, привели дружины. Объединенная рать вступила против Киева. У великого князя потребовали ответ. Тот струсил, стал сваливать всю вину на Давыда Игоревича. Мол, он оклеветал Василька и его ослепил. Князей такой ответ не устраивал – преступление было совершено с ведома великого князя, в его городе. Спас Святополка митрополит Николай. Он отправился в княжеский лагерь и обвинил их в развязывании новой усобицы. Князья уступили, оставили Святополка в покое. Но Давыда Игоревича великий князь должен был покарать.

Как Мономах громил половцев

Ослепление Василька. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Всё это вылилось в новую междоусобную войну на Западной Руси, в Волыни. На Давыда пошёл войной брат Василька, Володарь Перемышльский. Давыд пытался занять Теребовль, но по пути был встречен Володарем Ростиславичем и сел в осаду в Бужске. Володарь заставил Давыда выдать Василька. Затем они вдвоем принялись воевать с Давыдом, захватывать его города. Давыд в это время пытался оправдаться, сваливал всю вину на великого князя, говорил, что действовал по его указке. А из Киева на него пошёл сам Святополк. Давыд сбежал в Польшу, хотел нанять на помощь поляков, но Святополк откупился от них. Святополк посадил во Владимире-Волынском своего сына Мстислава, но не удовлетворился этим и выступил и против Ростиславичей, решив прибрать и богатое Прикарпать. Перемышль и Теребовль в своё время входили в волынский удел Ярополка Изяславича («то волость отца моего и брата»). Святополк решил отдать эти города второму своему сыну - Ярославу. Ростиславичи не испугались и вывели свои полки на бой. В 1099 году состоялась битва на Рожном поле. Слепой Василько перед битвой выехал вперёд, поднял крест и кричал великому князю: «Видишь ли мстителя, клятвопреступник?... Крест святой да будет нам судьей!» В кровопролитной битве рать Святополка потерпела поражение.

Святополк бежал во Владимир-Волынский, но не успокоился. Позвал союзников. Ярослав Святополчич привёл против Ростиславичей войско венгерского короля Коломана I, своего шурина. При этом венгры решили захватить Прикарпатье не для Святополка, а для себя. С войском шли епископы для нового крещения русских в католицизм и чиновники новой администрации. А Ярослав Святополчич был готов править в захваченных городах как вассал Венгрии. Володарь занял оборону в Перемышле. В это время Ростиславичи помирились с Давыдом Игоревичем, объединившись против общего врага. Давыд привёл на помощь войска половецкого хана Боняка. Решающая битва состоялась на реке Вяр (приток Сана). Половцы использовали древнюю тактику степных воинов: ложной атакой и бегством нарушили строй и заманили врага к месту засады. Там на расстроенные силы венгерского войска обрушились основные силы Боняка. Деморализованные венгры не выдержали и побежали. Множество венгров утонули в реке.

В результате Ростиславичи отстояли свои владения в Прикарпатье. Давыд Игоревич воспользовался разгромом противника, и перешёл в контрнаступление. Шли бои на Волыни, города переходили из рук в руки. Во время осады Владимира-Волынского погиб князь Мстислав Святополчич. Но на помощь осаждённым успели прийти киевский воевода Путята и отбросил Давыда. Тогда Давыд снова привёл половцев Боняка и отбил Луцк, а затем и Владимир.

Конец этой резне положил Владимир Мономах. По его предложению в 1100 году в город Уветичи (Витичев) на правом берегу Днепра в окрестностях Киева прошёл новый княжеский съезд. Сначала князья «сотворили мир меж собою». Ради примирения решили сделать крайним только Давыда Игоревича, оставив тёмные дела великого князя Святополка в тени. Давыду объявили братскую волю: «Не хотим тебе дать стола Владимирского, ибо вверг ты нож в нас, чего не бывало ещё в Русской земле». Он был лишён Владимира-Волынского (туда был посажен сын Святополка — Ярослав). Взамен получил от Святополка городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и виру в 400 гривен от остальных братьев (200 от Владимира и 200 от Святославичей). Позднее Святополк передал Давыду ещё Дорогобуж. В отношении Ростиславичей было принято решение лишить Василька его стола — Теребовля. Видимо, потому что ослепший князь считался недееспособным. К Володарю были отправлены послы с приказом либо взять ослепшего брата к себе, либо отправить в Киев, где князья обещали о нём позаботиться. Однако Ростиславичи не подчинились. Василько оставался князем теребовльским до самой смерти.

Конфликты продолжались. Против великого князя Святополка взбунтовался собственный племянник Ярослав Ярополчич, попытавшийся претендовать на какие-то владения на Волыни. Великий князь смог его одолеть и сгноил в тюрьме. В 1102 году Святополк захотел отправить на княжение в Новгород своего сына Ярослава, что соответствовало бы старой традиции – Новгород должен принадлежать тому, кто владеет Киевом, и потребовал обмена уделами. Пусть сын Мономаха Мстислав возьмёт разорённую войной Волынь, а в Новгород сядет Ярослав Святополчич. Но новгородцы объявили: «Не хотим ни тебя, ни твоего сына». Великий князь разгневался, стал угрожать. А новгородцы отвечали: «Если у твоего сына две головы, пусть приезжает». В итоге новгородцы настояли на кандидатуре Мстислава, сына Владимира Мономаха.


Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова

Война с половцами

В 1101 году Святополк, Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи на съезде у Сакова заключили мирное соглашение с половцами. Принесли клятву о мире «во веки веков» и обменялись знатными заложниками. Но прошёл год и Боняк внезапно вторгся в Переяславские земли, переправился на правый берег Днепра и прошёлся по Киевщине, взял полон, добычу и смог уйти в степь. Русские дружины не успели перехватить степняков. Заложники оказались бесполезными, у степных князей были такие же русские заложники.

В начале 1103 года Мономах организовал съезд у Долобского озера вблизи Киева. Переяславский князь наметил поход на раннюю весну. Киевские бояре возражали. Мол, время неудобное, придётся брать в хозяйствах лошадей, а они нужны для пахоты. Отвечал им Владимир: «Удивляюсь я, дружина, что лошадей вы жалеете, которыми пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчанин ударит в него стрелою, а лошадь его заберет, а в село его приехав, возьмёт жену его, и детей его, и всё его имущество? Лошади вам жаль, а смерда не жаль ли?» Бояре Святополка вынуждены были дать согласие.

Собрали большое войско – киевлян, черниговцев, переяславцев, волынян, новгородцев и т. д. Пришла рать даже из далекого Залесья. Только князь Олег Святославич, владетель Новгород-Северского, отказался выступить в поход. Заявил: «Не здравлю». В 1103 году ранней весной союзная рать русских князей двинулась в степи. Расчет был сделан на ослабление половецкой конницы. После долгой зимы кони не успели ещё набрать сил, русское же воинство включало в себя помимо конных княжеских дружин и крупные силы пехоты. Пешее войско двигалось по Днепру на ладьях, конница шла параллельно. Пришли по Днепру ниже порогов и стали у острова Хортица. Затем вся армия повернула вглубь степей. Владимир решил навязать степнякам свою волю, выйти к их селениям-вежам и заставить их сражаться в прямом бою. Старейший из половецких князей Урусоба предложил замириться: «Попросим мира у руси, ведь крепко они будут биться с нами, ибо много зла сотворили мы Русской земле». Но он оказался в меньшинстве, другие ханы надеялись на большую победу и богатую добычу. А после победы сразу совершить большой поход на Русь: «Перебив этих, пойдем на землю их и завладеем городами, и кто избавит их от нас?»

Русские дружины уничтожили половецкие авангарды под началом хана Алтунопы, который славился воинским умением. На реке Сутени русы обнаружили большое войско противника: «И пошли полки половецкие как лес, конца им не было видно…». Решающий бой состоялся 4 апреля на Сутени. Мономах использовал тактику великого русского воителя Святослава. Тот умел бить хорошо вооруженную конницу хазар и закованную в броню византийскую кавалерию – катафрактов. Мономах выставил против сильной и стремительной половецкой конницы «стену» пехоты, вооруженной копьями и длинными щитами. За копейщиками стояли лучники и бойцы с топорами, палицами, клевцами, не давая врагу прорвать переднюю линию. Пехотинцы в центре («челе») должны были отразить первые, самые яростные наскоки вражеской конницы, а затем в бой вступали княжеские конные дружины, стоявшие на крыльях, опрокидывая утомленного противника. Получилось так как и планировал Мономах. Русская пехота приняла степняков на копья, половецкая конница не смогла опрокинуть русскую «стену». С флангов ударили тяжелые княжеские дружины. Половцы смешались и побежали. Многие всадники на уставших конях не смогли уйти и были порублены. Это была великая победа. Погибло 20 половецких князей, а одного – Белдюзя-князя, взяли в плен. Половецкий князь предлагал большой выкуп – золото, серебро, коней и скот. Мономах выкуп не взял, решил наказать за нарушение клятвы: «Да будет кровь твоя на голове твоей!» Половца казнили. Русские войска прошлись по половецким селениям (вежам), взяли огромную добычу и вернулись на Русь с полоном великим, и со славою.

После страшного поражения половцы на некоторое время притихли. Три года ни один всадник не нарушил границы. Но это было лишь затишье перед новыми битвами. Русский поход не затронул владений самых могущественных половецких владык – Боняка, владевшего землями у Днепра и Буга, и Шарукана – на Дону. В 1105 и 1106 гг. Боняк и Шарукан совершили несколько набегов на русские земли, провели «разведку боем». Стало ясно, что половцы готовят большой поход. Об этом же сообщали пленные, приграничные торки и дружественные половцы. Весной 1107 года Боняк провёл ещё один набег.

Летом 1107 года степняки вновь перешли в наступление. Князь Боняк с приднепровскими половцами и Шарукан Старый с донскими вторглись в пределы Переяславского княжества. Половцы осадили город Лубен.Но Мономах был готов к этому. В Переяславле собирались дружины нескольких князей, готовые немедленно вступить в поход. Среди них была и дружина князя Олега Святославича, который раньше уклонялся от боев с половцами. Набег Боняка весной, чтобы русские после ответного рейда распустили войско, не обманул Мономаха. Переяславский князь ждал нового удара и не распускал дружины по домам. Получив известие о приходе к Лубену врагов, дружины немедленно выступили. С ходу форсировав Сулу, русичи ударили по степнякам. Удар наносился со степной стороны, от границы и стал неожиданным. Половцы не выдержали схватки и бежали. Большинство бегущих половцев были порублены конными дружинами, или взяты в плен. Среди убитых был брат хана Боняка Таз, а хан Сугр с братьями попал в плен. Сам Боняк и «великий хан» Шарукан смогли уйти.

Это поражение заставило многих половцев отказаться от набегов на Русь. Князья Аепа Осеневич и Аепа Гиргеневич прислали посольства. Предлагали вечный мир и союз, хотели породниться. В результате сын Олега Святославича Святослав и сын Владимира Мономаха Юрий женились на дочерях половецких ханов. Мономах не был против такого союза, получив союзные половецкие отряды. Кроме того, на Руси ценили «красных девок половецких». Вопреки мифу о степняках, они не были монголоидами. Они были с русскими-русами одного арийско-индоевропейского рода. Русь и половцы, а позднее ордынцы («татаро-монголы»), были прямыми наследниками и частями Великой Скифии. Половцы были представителями белой расы, их девушки – высокие, статные блондинки считались первыми красавицами, и были верными, преданными женами. Да ещё и воительницами-поляницами – великолепными наездницами, стрелками из лука.

Продолжение следует…
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 мая 2018 05:45
    Третий абзац и недоумение?
    Сразу же после съезда князь Давыд Игоревич с согласия великого князя Святополка ослепил Василька Ростиславича. Давыд завидовал Васильку и хотел отнять у него Теребовль. Такого злодеяния на Руси ещё не знали. Кровавые битвы и схватки были обычным делом, но хладнокровные и подлые расправы казались дикостью.

    Вопрос Автору?
    Захват Киева Вещим Олегом и убийство Аскольда и Дира - это пример рыцарской доблести? Или история "сватовства древлянского князя Мала" к княгине Ольге - пример христианского смирения? К слову, княгиня Ольга причастна к лику христианских святых.
    Так и хочется воскликнуть - может стоит побольше фактов и поменьше утвердительных домыслов.
    1. +3
      17 мая 2018 09:19
      Можно подумать, автор сам придумывает). Немногочисленные источники, написанные и отредактированные победителями, более-менее упорядочивают и оправдывают весь тот гадюшник, что представляла из себя тогдашняя Русь с княжескими ОПГ и правом сильного.
      Да и всё европейское средневековье с точки зрения современного человека выглядит тем ещё ужастиком.
      1. +2
        17 мая 2018 11:25
        Так возможно необходимо давать полную и взвешенную оценку событиям тех лет? А клепать или множить штампы!
        1. 0
          18 мая 2018 07:06
          а Россия не европа
          князья до ярослава "мудрого" были выборными судьями
          ослеплять любили греки им за это еще Святослав мстил
    2. +1
      17 мая 2018 09:27
      Цитата: Котище
      Третий абзац и недоумение?
      Сразу же после съезда князь Давыд Игоревич с согласия великого князя Святополка ослепил Василька Ростиславича. Давыд завидовал Васильку и хотел отнять у него Теребовль. Такого злодеяния на Руси ещё не знали. Кровавые битвы и схватки были обычным делом, но хладнокровные и подлые расправы казались дикостью.

      Вопрос Автору?
      Захват Киева Вещим Олегом и убийство Аскольда и Дира - это пример рыцарской доблести? Или история "сватовства древлянского князя Мала" к княгине Ольге - пример христианского смирения? К слову, княгиня Ольга причастна к лику христианских святых.
      Так и хочется воскликнуть - может стоит побольше фактов и поменьше утвердительных домыслов.

      В то время были иная мораль, современному человеку ее не понять. А по поводу примеров рыцарства, так почитайте как братья рыцари творили в Прибалтике, на Востоке, на Руси . Так что вы там писали на счет домыслов?
      1. +2
        17 мая 2018 11:28
        При всем к Вам уважении! Стоило ли передергивать слова и факты? Вы прекрасно поняли, о чем я!
    3. +1
      17 мая 2018 17:15
      Цитата: Котище
      К слову, княгиня Ольга причастна к лику христианских святых.

      А Мал ей кем приходился? А Аскольд - Олегу? Вот-вот...Вы забываете, что все эти князья были Рюриковичами, то есть Семьей: с чужими что хочешь делай, а своим родственникам глаза выжигать - это беспредел!
      1. 0
        17 мая 2018 23:28
        Цитата: Weyland
        Цитата: Котище
        К слову, княгиня Ольга причастна к лику христианских святых.

        А Мал ей кем приходился? А Аскольд - Олегу? Вот-вот...Вы забываете, что все эти князья были Рюриковичами, то есть Семьей: с чужими что хочешь делай, а своим родственникам глаза выжигать - это беспредел!

        Мал был хазарским князем. Не надо забывать, что во времена Игоря Рюриковича Русь практически потеряла все, что получила благодаря Вещему Олегу. Был ряд поражений от хазар и неудачных походов в Византию. Приходилось как и раньше платить страшную ежегодную дань хазарину-змеевичу живым товаром: девушками и отроками. Веверица и шеляга оказались неподъемными для крестьянского дыма. Веверица (беличья шкурка) бралась в качестве издевки, а вот на золотой эквивалент шеляги в те времена можно было купить боевую ладью или молодую рабыню.
        Аскольд не был родственником Олега. Судя по Иакимовой летописи Аскольд был сыном Рюрика от старшей жены и пасынком Ефанде, матери Игоря. А Олег являлся родным братом Ефанды и, соответственно шурином Рюрику и дядей Игорю. Кстати, насчет Дира очень загадочная история. Дело в том, что византийцы прекрасно знали Асколда, но понятия не имели о Дире. У Татищева следующее объяснение: Аскольд был пасынком, по сарматски "дирар", и отсюда возможная ошибка позднего летописца, который принял "дирара" за имя собственное.
    4. +1
      17 мая 2018 17:18
      Котище Сегодня, 05:45
      история "сватовства древлянского князя Мала" к княгине Ольге - пример христианского смирения? К слову, княгиня Ольга причастна к лику христианских святых.

      События связанные со смертью Игоря, сватовством Мала и местью Ольги древлянам, относятся к 945-946 годам. Крестилась она в 955 году.
      Кстати, всё её "житие", как христианской святой, строится на противопоставлении "зверств", творимых ею как язычницей, "благочестивым" деяниям после принятия христианства.
  2. +1
    17 мая 2018 12:46
    Собрали большое войско – киевлян, черниговцев, переяславцев, волынян, новгородцев и т. д. Пришла рать даже из далекого Залесья. Только князь Олег Святославич, владетель Новгород-Северского, отказался выступить в поход. Заявил: «Не здравлю».
    Залеская Русь , это там где сейчас Москва стоит... То есть очень далекие новгородцы и вятичи пришли и своей кровью заплатили за победу, а находящие рядом, фактически на границе с Диким Полем Новгород-Северские "откосили"...Молодца. Вообще Новгород-Северские князья были "себе на уме", будучи одной отдельной ветвью княжеского рода. Самый знаменитый из них, это конечно же князь Игрь, со своим полком.... Но он, наоборот пошел в Дикое поле не у кого разрешение не спросив, за что жестоко поплатился. Да и еще интересный факт, "молодые", но очень "перспективные" "историки" современной Украины, в поте лица работающие над древней историей Украины, под общим руководством заместители министра МВД, пана Геращенко, установили, что князья Новгород-Северские не имеют у себя скандинавских генов, у них гены БОЛГАРСКИЕ, То есть они доказывают, что "украинские" князья пришли из Европы...
    1. +1
      17 мая 2018 17:50
      князья Новгород-Северские не имеют у себя скандинавских генов, у них гены БОЛГАРСКИЕ

      Какое это имеет значение? Кака будто скандинавские гены менее "европейские" чем болгарские, или наоборот? Этим укро-ученные по моему ничего существенного не доказывают.
      1. 0
        18 мая 2018 09:49
        Цитата: alatanas
        Этим укро-ученные по моему ничего существенного не доказываю

        Это Вам так кажется, а по их мнению, это очередное доказательство, что Украина это не Россия
        1. 0
          18 мая 2018 20:21
          В те времена ни Украины, ни Росии, как таковых не существовало. Было множество княжеств. По моему мнению Россия, как единное госсударство появилось позже, при царе Алексее Михйаловиче.
          1. 0
            19 мая 2018 00:25
            Цитата: alatanas
            В те времена ни Украины, ни Росии, как таковых не существовало.

            Осталось об этом Геращенко с его группе и им подобным рассказать, а то они уже и Ахиллеса в Украинцы записали...
  3. +2
    17 мая 2018 12:48
    Хорошая статья! Ждемс следующую о походах Великого князя Святослава против поганой Хазарии
  4. +1
    26 июля 2018 19:21
    Я конечно извиняюсь, но вот как то пропустил этот материал, и к автору есть вопросы, т.к. после прочтения сложилось впечатление, что прочитал какую то "повесть для детей и юношества", а не аналитический военно-исторчиеский материал, которым и должна быть эта статья :

    Цитата: Александр Самсонов
    Предлагали вечный мир и союз, хотели породниться.
    Только вот оставалась одна малюсенькая проблемка - с кочевниками никакого "вечного" мира заключить было нельзя, и русские князья отлично это понимали.

    Цитата: Александр Самсонов
    Вопреки мифу о степняках, они не были монголоидами. Они были с русскими-русами одного арийско-индоевропейского рода.
    Да ну ? Эти слова говорят о том, что автор, по видимому, не разбирается в особенностях этногенеза средневековых народов. Чтобы понять, какими были половцы, проще всего посмотреть на современных казахов (именно они сохранили много половецких генов; среди русских половецкой генетики практически нет, а вот скифской довольно много).

    Цитата: Александр Самсонов
    Половцы были представителями белой расы, их девушки – высокие, статные блондинки считались первыми красавицами, и были верными, преданными женами.
    Неужели автор сам проверял преданность половецких женщин ? Ну как то не серьёзно...

    Цитата: Александр Самсонов
    Кроме того, на Руси ценили «красных девок половецких».
    Угу, разве что как рабынь. С учётом сохранявшихся вплоть до монгольского вторжения у восточных славян племенных делений официальные браки с иноплеменницами были примерно такой экзотикой, как браки современных россиян с девушками из Средней Азии или даже из Африки. Они конечно тоже есть, но их доля среди общего числа мизерна. А династические браки были вообще очень редкими исключениями.