Соперничество линейных крейсеров. Большие лёгкие крейсеры типа "Корейджес"

51
Строго говоря, трем «белым слонам» флота Его Величества под названиями «Корейджес», «Глориес» и «Фьюриэс» не место в нашем цикле. Трудно утверждать наверняка, для чего именно Джону Фишеру понадобились эти корабли, но в одном сомневаться не приходится – никто и никогда не собирался противопоставлять «Корейджес» и его «систершипы» линейным крейсерам немцев. Тем не менее, рассказ о британских линейных крейсерах не будет полон без «Корейджеса», «Глориэса» и «Фьюриэса» и потому мы посвящаем данную статью этим, во всяком отношении странным кораблям.

История их создания началась практически одновременно с линейными крейсерами «Рипалс» и «Ринаун». Вернувшись в должность Первого морского лорда, Джон «Джеки» Фишер инициировал гигантскую кораблестроительную программу более чем из 600 кораблей. Подавляющее большинство из них было легкими – эсминцы, сторожевики и тральщики, подводные лодки… Д. Фишер был абсолютно прав, считая, что кораблей указанных типов на войне много не бывает. Справедливо указывая на недостаток легких сил флота, он в то же время принимал во внимание и нужды так называемого «Балтийского проекта», идеи которого ходили тогда в Адмиралтействе и правительстве Англии. Суть этого проекта заключалась в прорыве Королевского флота в Балтийское море с целью высадки крупного десанта русских или британских войск на побережье Померании – откуда до Берлина, в общем-то, рукой подать.

В предыдущей статье, посвященной линейным крейсерам «Рипалс» и «Ринаун», мы уже говорили, что Д. Фишер обосновывал необходимость их строительства в том числе и потребностью в быстроходных, сильно вооруженных кораблях с небольшой осадкой для действия в Балтике. Говорили и о том, что аргументация эта была весьма надуманной, и что сам Д. Фишер, получив «добро» на закладку пары линейных крейсеров, немедленно исключил малую осадку из приоритетов проекта, предлагая конструкторам обеспечить ее «по возможности». Вероятнее всего, «Балтийский проект» был использован Первым морским лордом всего лишь как «дымовая завеса» для протаскивания милых его сердцу линейных крейсеров, но это вовсе не означает, что к самому проекту он относился несерьезно. Судя по всему, Д. Фишер считал вторжение на Балтику и высадку десанта в Померании очень важной и вполне достижимой задачей.

А еще, Д. Фишер, судя по всему, никак не мог примириться с тем, что из более чем 600 кораблей новой чрезвычайной программы быстроходными и легкобронированными кораблями с самыми тяжелыми пушками являются всего лишь два – «Рипалс» и «Ринаун». Однако даже возможности Первого морского лорда все же имели пределы, и большее количество линейных крейсеров он «продвинуть» к строительству не мог. Причина была достаточно банальной – деньги. Понятно, что, вступив в войну, Англия стала нести огромные затраты на ее ведение, и лимиты, которые могло наскрести министерство финансов на кораблестроительные программы на 1915 г, были Д. Фишером исчерпаны. Поэтому министр финансов заявил, что закладка новых крупных кораблей невозможна, и в казне денег нет ни на что, крупнее легких крейсеров.

К огромному сожалению для британских финансистов, министр не уточнил, что именно следует считать легким крейсером. И Первый морской лорд, конечно, тут же этим воспользовался, включив в кораблестроительную программу три «больших легких крейсера»: именно так появились «Корейджес», «Глориэс» и, чуть позднее, «Фьюриес».

В соответствии с требованиями Д. Фишера начальник отдела военного кораблестроения д’Эйнкорт подготовил проект нового корабля. Его основными особенностями были:

1. Водоизмещение, достаточное для поддержания скорости хода до 32 уз. на волне средней высоты, свойственной Северному и Балтийскому морям;

2. Осадка, равная 6,71 м, то есть значительно меньше, чем у линкоров и линейных крейсеров Королевского флота. Это позволило бы «легкому крейсеру» оперировать в мелководной Балтике;

3. Вооружение из четырех 381-мм орудий;

4. Толщина брони на высоте от ватерлинии до полубака не меньше 76 мм;

5. Були, устанавливаемые таким образом, чтобы наиболее важные помещения корабля, включая машинные и котельные отделения, были отодвинуты как можно дальше вглубь корпуса, причём от борта их должно было отделять не менее трёх продольных переборок.

Отмечалось, что корабль этого проекта получит очень сильную защиту против мин и торпед, которых обязательно следует опасаться на балтийском мелководье. При этом тяжелые орудия сделают его опасным противником для корабля любого класса, а малая осадка позволит действовать там, куда тяжелым кораблям немцев ход заказан.

Разумеется, подобные качества никак не могли поместиться в размерения легкого крейсера – уже в первоначальных вариантах проекта его нормальное водоизмещение составило, по различным данным, от 17 400 до 18 600 т., а в окончательном варианте оно достигло 19 320 т у «Корейджеса» и «Глориэса», при этом осадка достигала 7,14 м. А вот у несколько более крупного «Фьюриэса» оно достигло 19 513 т.

Артиллерия


Башня "большого легкого крейсера" "Фьюриэс"


Главный калибр «Корейджеса» и «Глориэса» составляли две двухорудийные башни, по своему устройству аналогичные тем, что устанавливались на линейные крейсера типа «Ринаун». Поскольку высота осей орудий над ватерлинией составляла 10,06 м для носовой башни и 7,01 м - для кормовой, можно говорить о том, что их использование было возможно даже в весьма свежую погоду. Что же до «Фьюриэса», то этот корабль, единственный во всем Королевском флоте, получил на вооружение 457-мм артсистемы.

Надо сказать, что 457-мм пушки разрабатывались на основе 381-мм артсистемы, но оказались, конечно же, намного мощнее последний. Вес снаряда достиг 1 507 кг, его начальная скорость – 732 м/сек. Правда, следует учитывать, что данные приведены для «усиленно-боевого» заряда, содержащего 313 кг пороха – с обычным, 286 кг зарядом, начальная скорость снаряда составляла только 683 м/сек. Максимальный угол возвышения составил 30 град., что на 10 град. превосходило таковой у установок «Корейджеса» и «Глориэса», при этом дальность стрельбы 457-мм пушки составила 27 400 м или 148 кабельтов, а при усиленно-боевом – 32 000 м или почти 173 кбт. Интересно, что даже со столь высокими показателями живучесть ствола составляла вполне приличные 250-300 выстр.

Могущество 457-мм снарядов поражало воображение. Содержание взрывчатого вещества в бронебойном боеприпасе составляло 54 кг, в фугасном – феерические 110,2 кг. При этом удар бронебойного снаряда играючи сокрушал любую мыслимую броню – по некоторым данным, он преодолевал бронеплиту толщиной в собственный калибр (то есть 457-мм) на расстоянии 75 кбт!

Тем не менее, даже «Корейджес» и «Глориэс», имея четыре 381-мм пушки, испытывали определенные сложности с пристрелкой, причем даже в тех случаях, когда имели возможность вести бортовой огонь, то есть задействовать обе своих башни и четыре пушки. Если же нужно было преследовать врага, или бежать от него, то стрелять могли только два ствола, и этого для пристрелки было совершенно недостаточно. Ну а «Фьюриэс», который вместо двухорудийных 381-мм башен получил одноорудийные 457-мм, на сколько-то больших дистанциях мог попасть в неприятеля разве что случайно, тем более что максимальная скорострельность артсистемы составляла всего 1 выстрел в минуту.

Боекомплект главного калибра «Корейджеса» и «Глориэса» состоял из 480 снарядов, по 120 снарядов на орудие, первоначально - 72 бронебойных. 24 полубронебойных и 24 фугасных. «Фьюриэс» имел те же 120 снарядов на ствол – 40 бронебойных и 80 полубронебойных, фугасных на нем не было вовсе (кстати, с остальных «больших легких крейсеров» фугасные снаряды были сняты в 1917 г.).

Противоминный калибр «Корейджеса» и «Глориэса» представляли все те же ужасные трехорудийные 102-мм установки, которые получили на вооружение «Ринаун» и «Рипалс» и недостатки которых мы подробно разбирали в предыдущей статье. На «большие легкие крейсера» удалось установить аж по шесть таких установок, но это был тот случай, когда количество не могло перейти в качество. Англичане отлично понимали это и сами, но 152-мм пушки были слишком тяжелыми для «легких» кораблей, а других артсистем не было. В выигрышном положении оказался «Фьюриэс» - при его проектировании вспомнили о том, что у флота есть шестнадцать 140-мм артсистем, реквизированных со строящихся для Греции кораблей. Эти 140-мм пушки были весьма грозным морским оружием, и способны были стрелять 37,2 кг снарядами с начальной скоростью 831 м/сек. на дальность до 16 200 м или 87 кабельтов. Они по всем параметрам превосходили 102-мм установки, так что «Фьюриэс» в своем итоговом варианте получил 11 140-мм пушек.

Зенитные орудия были представлены двумя 76-мм артсистемами, салютных пушек на «большие легкие крейсера», судя по всему, не устанавливались (по крайней мере, упоминаний об этом в источниках нет), за исключением «Фьюриэса», получившего четыре 47-мм пушки.

Торпедное вооружение составляли два бортовых торпедных аппарата калибром 533-мм, размещенных у барбета носовой башни. Боекомплект составляли 10 торпед. Удивительно, но факт – уже после вступления в строй, торпедное вооружение было значительно усилено. Так, «Корейджес» получил дополнительно аж 12 торпедных труб в сдвоенных торпедных аппаратах, установленных на верхней палубе!

Бронирование

В целом уровень бронезащиты «Корейджеса», «Глориэса» и «Фьюриэса» незначительно превосходил таковой у обычных легких крейсеров той эпохи.



Основу цитадели составляли 51-мм «бронеплиты», уложенные поверх 25 мм обшивки борта. Слово «бронеплиты» взято в кавычки по той причине, что 51 мм листы, собственно, не были броней – они изготавливались из так называемой высокопрочной стали (НТ или High Tensile). Подобная защита, в отличие от настоящей брони, не рассчитывалась на полноценное противостояние снаряду, а предполагала только то, что его взрыватель сработает непосредственно в процессе преодоления стального листа – в этом случае энергия взрыва могла быть удержана переборками внутри корпуса корабля. Но все же сочетание 25 мм конструкционной и 51 мм усиленной стали не были такой уж плохой защитой и вполне могли отразить 105-мм снаряды немецких крейсеров, а на больших дистанциях – вероятно и 150-мм. Цитадель начиналась примерно от середины барбета носовой башни и до конца барбета кормовой. Единственным достойным похвалы показателем была, пожалуй, ее высота – 8,38 м, из которых в нормальном водоизмещении 1,37 м находилось под водой. То есть бронеплиты цитадели прикрывали погреба, машинные и котельные отделения и практически весь надводный борт вплоть до палубы полубака. В корме цитадель «закрывалась» траверзом, перпендикулярным диаметральной плоскости корабля, в вот в носу два ряда бронеплит шли под углом от борта к началу барбета 381-мм башни. Траверзы имели толщину 76 мм.

От цитадели в нос защита утоньшалась до 51 мм (вероятно, 25,4 мм обшивки и столько же стали НТ поверх нее), при этом она была меньшей высоты и заканчивалась задолго до форштевня, замыкаясь траверзом той же 51 мм толщины, плиты которого также сходились «домиком», то есть под углом к диаметральной плоскости корабля.

Броневая палуба по проекту должна была стать еще слабее, чем у «Ринауна» - вместо 25 мм в горизонтальной части и 51 мм на скосах «Корейджес» получал 19 и 25 мм соответственно. Однако после Ютландского сражения проект спешно переработали, добавив броневой палубе еще 25 мм, таким образом она достигла 44-51 мм. Интересно, что подобное нововведение, значительно усилившее защиту крейсера, «обошлось» корабелам всего лишь в 116 т.

Надо сказать, что горизонтальная защита «Корейджесов» вообще была довольно неплохой – помимо вышеупомянутой броневой палубы, имелась еще главная палуба, толщиной в дюйм (25,4 мм) над цитаделью. Палуба полубака тоже получила местное усиление бронирования – вне цитадели ее толщина составляла 25 мм, а в пределах цитадели ее толщина достигала 19-25 мм, но не по всей площади палубы, а только у бортов. Нижняя палуба располагалась ниже ватерлинии вне цитадели – в нос она имела 25 мм толщины, в корму – те же 25 мм, которые увеличивались до 76 мм над рулевым управлением.

Корабли получили также противоторпедные переборки толщиной 38 мм, протянувшиеся по всей цитадели, от барбета и до барбета – с торцов они «закрывались» 25 мм траверзами.

Башни главного калибра имели сходное бронирование с теми, что устанавливались на крейсера типа «Ринаун» - 229 мм лобовая плита, 178 мм боковые плиты и барбеты. Последние, впрочем, были неоднородны – в части, обращенной к дымовой трубе их толщина уменьшалась до 152 мм. Надо сказать, что такую толщину барбеты имели вплоть до главной палубы, то есть, на значительном протяжении подачные трубы защищались не только 178 мм барбетом, но и 25+51 мм сталью бортов или 76 мм траверзами. 457-мм башенные установки «Фьюриэса» имели сходную защиту, за исключением того, что боковые стенки башен, как и лобовые плиты, имели 229 мм толщины.

Рубка имела вполне внушительные 254 мм броню боковых стенок, 76 мм настила пола и крыши толщиной 51 мм. Кормовая рубка (управление торпедами) имела 76 мм стенки и 19-38 мм крыши.

Энергетическая установка


"Глориэс", 1917 г.


В отличие от «Ринауна» и «Рипалса», «позаимствоваших» конструкцию машин и котлов у линейного крейсера «Тайгер», энергетическая установка «Корейджесов» копировала (с небольшими изменениями) установки легких крейсеров типа "Каллиопа" – только в удвоенном варианте, четыре турбинных агрегата вместо двух и 18 котлов против 9. За счет использования тонкотрубных котлов, эта энергетическая установка имела лучшую удельную мощность, чем та, что была на «Ринауне», что самым благотворным образом сказалось на ее весе. Номинальная мощность должна была составить 90 000 л.с., при этом «Корейджесы» должны были устойчиво развивать 32 узла, а более крупный и широкий «Фьюриэс» - на пол узла меньше.

По поводу того, что произошло в действительности, существуют разные мнения. Так, О.Паркс пишет, что «Корейджес» и «Глориэс» в повседневной эксплуатации легко развивали 32 узла, не сообщая при этом никакой конкретики, а вот В.Б. Мужеников приводит результаты пробега на Арранской мерной миле (на которой испытывался только «Глориэс»). Согласно его данным, энергетическая установка «большого легкого крейсера» не достигла плановой мощности, показав только 88 550 л.с., что обеспечило кораблю скорость 31,25 уз. Однако на размышления наводит следующий факт – В.Б. Мужеников указывает, что данную скорость корабль развил, будучи в своем проектном нормальном водоизмещении, то есть 17 400 т. Но ведь фактическое нормальное водоизмещение корабля составило 19 320 т, и даже О. Паркс указывает 18 600 т! Очевидно, что в таком нормальном водоизмещении скорость «Глориэса» была бы еще ниже, по всей видимости, она находилась бы где-то между 30 и 31 узлом, вероятно не более 30,5 уз. С другой стороны, В.Б. Мужеников указывает, что на «Корейджес» при мощности механизмов 93 700 л.с. показывал 31,58 уз, а при 91 200 л.с. – 30,8 уз, при этом водоизмещение корабля составляло 22 100 т.

Иными словами, данные относительно скорости «больших легких крейсеров» очень противоречивы, хотя, вне всякого сомнения, они были очень быстроходны.

Запасы топлива составляли при нормальном водоизмещении 750 т для всех трех кораблей, при полном – 3 160 т для «Глориэса» и «Корейджеса», и 3 393 т для «Фьюриэса». Предполагалось, что полный запас обеспечит им дальность хода в 6 000 миль при скорости 20 уз., что было бы крайне выдающимся результатом.

Оценка проекта


"Корейджес" при вступлении в строй


Как мы уже неоднократно говорили до этого, оценивать корабль следует по его способности выполнять поставленные ему задачи. И вот с этим у «больших легких крейсеров» дела обстоят не просто плохо, а очень плохо – и не потому, что они не соответствовали своим задачам, а потому что при их создании никто так и не сформулировал перечня задач для кораблей столь странного класса.

Известно, что "большие легкие крейсера" появились благодаря воззрениям Первого морского лорда, но, увы, сам Д. Фишер озвучил для них лишь одну задачу – обстрела берегов:

««Фьюриэс» и его племя предназначались не для боя с вражескими кораблями. Они строились для Берлина и должны были проникать в мелкие воды, именно поэтому они были столь хрупкими… их орудия были столь мощными, а снаряды столь огромными. Эти корабли должны были сделать невозможным противодействие русской высадке на побережье Померании.» Воронки от их снарядов «должны были быть столь огромны, что человеческий глаз не мог охватить из полностью, при этом точность огня должна была быть очень высокой… Это зрелище должно было сопровождать германскую армию во время ее бегства из Померании к Берлину».


Первый морской лорд высказался очень поэтично - человеческий взгляд легко охватит даже воронку от мегатонного ядерного взрыва, и, при всем уважении к британской 381-мм артиллерии, ее снаряды все же были чуть менее разрушительны. Но рассуждая логически, для обстрела побережья наиболее полезными являются две характеристики боевого корабля – это дальность стрельбы и осадка. Очевидно, что чем дальше корабельные орудия могут забросить свои снаряды, тем больше времени продвигающийся вперед десант будет получать их поддержку. Не менее очевидно, что чем меньше осадка корабля, тем ближе он сможет подойти к береговой черте.



Безусловно, по совокупности этих качеств, «большие легкие крейсера» превосходили любые «капитальные» корабли Королевского флота (за счет осадки) и легкие крейсера (за счет мощных орудий), но при этом очевидно проигрывали такому достаточно необычному классу боевых кораблей, как мониторы. Возьмем для сравнения мониторы типа «Эребус», заложенные позднее «Корейджесов», но все еще в том же 1915 г.


Монитор "Эребус"


Их нормальное водоизмещение составило 8 000 т, осадка – всего лишь 3,56 м против более чем 7 м «Корейджеса», и даже если сравнивать проектную осадку «легкого крейсера» - 6,71 м, то все равно преимущество монитора очевидно. При этом «Эребусы» имели вооружение из двух 381-мм орудий, размещавшихся в одной башне, однако максимальный угол возвышения был увеличен с 20 до 30 град., что дало существеннейший прирост дальности стрельбы, который, к сожалению, различные источники указывают по-разному. Известно, что дальность стрельбы 381-мм пушек при угле возвышения 20 град составляла порядка 22 420 м или 121 кабельтова. Что до мониторов, то им приписывается дальность 29 260 м (158,5 кбт) или даже 33 380 – 36 500 м (180-197 кбт). Возможно, последние цифры соответствуют использованию усиленно-боевого заряда, но, вне всякого сомнения, орудийные установки «Эребусов» обеспечивали значительно большую дальность стрельбы, чем башни «Корейджеса» и «Глориэса».

Таким образом, мы можем констатировать, что «большие легкие крейсера» не были оптимальным классом кораблей для обстрела побережья. Но какие еще задачи они могли решать? В.Б. Мужеников указывает, что по мнению англичан (скорее всего – одного англичанина по имени Джон Фишер), «Корейджесы» были нужны для форсирования Датских проливов и для поддержки легких сил флота. Что ж, давайте посмотрим.

Датские проливы – это весьма узенькие участки моря между Ютландским и Скандинавским полуостровами. Чтобы прийти из Северного моря в Балтийское, сперва нужно преодолеть пролив Скагеррак (порядка 240 км в длину и 80-90 км в ширину), затем – Каттегат (длиной около 200 км, ширина на различных участках – от 60 до 122 км). Обращает на себя внимание то, что даже относительно мелкий Каттегат все же имеет глубину от 10 до 30 м и очевидно, что для их форсирования быстроходные корабли с малым водоизмещением совершенно не нужны.

Соперничество линейных крейсеров. Большие лёгкие крейсеры типа "Корейджес"


Однако, проследовав проливом Каттегат, мы утыкаемся в небольшой архипелаг, перекрывающий проход из пролива в Балтийское море. В обход его островов в Балтику ведут три пролива – Малый Бельт, Большой Бельт и Эресунн, минимальная ширина которых составляет, соответственно, 0,5; 3,7 и 10,5 км.



Очевидно, что именно здесь англичан ждала бы самая «жаркая» встреча – защищать подобные проливы с опорой на береговые позиции весьма удобно, оборона будет чрезвычайно эффективной. А вот прорывать подобную оборону, используя быстроходные, но слабозащищенные корабли типа «Корейджес» попросту бессмысленно – здесь нужны сильно вооруженные и тяжело бронированные корабли, способные подавлять крупнокалиберные береговые батареи, выдерживая их ответный огонь. Другими словами, для прорыва Датских проливов нужны были линкоры, и трудно придумать, какой класс кораблей отвечал бы этому назначению меньше малых линейных крейсеров, каковыми по сути своей являлись корабли типа «Корейджес». Следовательно, для прорыва через проливы «большие легкие крейсера» не были нужны.

И, наконец, последнее – это поддержка легких сил. На этом вопросе хотелось бы остановиться подробнее. Строго говоря, существует две концепции такой поддержки.

Вариант 1 – мы априори считаем, что наши легкие силы должны уметь «разобраться» с кораблями противника того же класса и вменяем им это в обязанность. В этом случае задача кораблей поддержки заключается в том, чтобы не дать «обидеть» наши легкие силы кораблям поддержки неприятеля. Так, например, легкие крейсера и эсминцы англичан и немцев поддерживались линейными крейсерами, соответственно, и тем, и другим нужны были линейные крейсера или аналогичные им корабли в противовес «поддержке» противника. Это не означает, конечно, что линейные крейсера не должны были принимать участия в разгроме легких сил неприятеля, если им выдастся такая возможности, но основная их функция все же не в этом.

Вариант 2 – мы создаем корабли не для того, чтобы на равных воевать с кораблями поддержки противника, а для того, чтобы быстро уничтожить вражеские легкие силы и тем самым обеспечить своим легким силам выполнение возложенных на них задач. Возьмем, к примеру, такой интересный класс кораблей, как лидеры эсминцев. В те годы, когда они появились, поддержку эсминцам оказывали легкие крейсера. Лидеры, будучи, по сути, более крупными, быстроходными и сильно вооруженными эсминцами, все же не были способны на равных воевать с легкими крейсерами, но зато они могли достаточно эффективно уничтожать эсминцы противника, не отвлекая собственные эсминцы от поставленных им задач.

Понятно, что подобное деление очень условно, но суть в том, что корабли типа «Корейджес» не отвечали первой, и не были оптимальны для второй из изложенных выше концепций.

Как мы уже говорили выше, поддержку легким силам Англии и Германии обычно оказывали линейные крейсера, но «Корейджесы», в силу крайне слабой защиты (сравнительно с линейными крейсерами), не могли сражаться с ними на равных. Соответственно, они не отвечали первой из описанных выше концепций. С другой стороны, «Корейджесы» обладали практически «неубиваемой» цитаделью для среднекалиберной артиллерии при очень высокой скорости (превосходившей таковую у легких крейсеров) и ультимативно-мощных орудиях. Таким образом, хотя они и не были способны прикрыть свои легкие силы от линейных крейсеров неприятеля, они могли (по крайней мере – в теории) быстро сокрушить легкие крейсера противника, то есть разогнать легкие силы противника и тем сберечь свои – таким образом «Корейджесы» как будто бы соответствовали второй из изложенных нами концепций.

Но дело в том, что для уничтожения вражеских легких сил «большие легкие крейсера» были совершенно избыточны. Вспомним, что, когда перед Англией встала задача защиты своих коммуникаций от легких крейсеров противника, она создала первые тяжелые крейсера типа «Хокинс».


Тяжелый крейсер "Эффингам", 1936 г


Эти корабли, имели достаточное сочетание защиты, скорости и мощи своей 190-мм артиллерии, чтобы не оставить шансов никакому из легких крейсеров, вооружаемых 105-152-мм пушками, но при этом их водоизмещение не превышало 10 000 т (фактически порядка 9 800 т). Таких крейсеров было бы вполне достаточно для лидирования легких сил – как и «Корейджес» они были способны громить легкие крейсера неприятеля, как и «Корейджес» не могли противостоять линейным крейсерам, как и «Корейджес» могли от них убежать вместе с прочими легкими силами.

С одной стороны, тут можно возразить, что один «большой легкий крейсер» может выполнять функции и монитора, и тяжелого крейсера, а вот монитор и тяжелый крейсер заменить друг друга не могут. Но один монитор (8 000 т) и один тяжелый крейсер (9 800 т) вместе по всей видимости имели бы сопоставимую цену с «Корейджесом», при этом Королевский флот получил бы два корабля вместо одного. А это давало известное преимущество: да, «Корейджес» мог выполнять функции и того и другого, но не мог делать это одновременно. При этом меньшая, чем у монитора дальность стрельбы серьезно ограничивала круг задач по обстрелу берега, которые он мог выполнять. Так, например, огромная дальность стрельбы «Эребуса» был продиктована желанием получить корабль, который мог бы обстреливать береговые цели, находясь за пределами германских 280-мм и 380-мм береговых орудий, размещенных во Фландрии, а «Корейджес», очевидно, таким преимуществом не обладал (или обладал, но в заметно меньшей степени). Он, пожалуй, мог уничтожать вражеские легкие крейсера несколько эффективнее, чем это сделал бы «Хокинс», но его размеры и стоимость не позволяли рассматривать «Корейджес» в качестве расходного материала, каковым, по большому счету, признавались английские крейсера. Другими словами, это был слишком большой корабль, чтобы рисковать им так, как могли бы рискнуть более легкие.

Карманные линкоры Англии и Германии

Автор настоящей статьи неоднократно встречал «в интернетах» такую точку зрения: возможности «больших легких крейсеров» типа «Корейджес» и германских «карманных линкоров» типа «Дойчланд» вполне сопоставимы. Однако «Дойчланды» считаются весьма удачными кораблями, в то время как «белые слоны» типа «Корейджес» - оглушительным провалом, и это некорректно по отношению к британскому кораблестроению.

Безусловно, некое рациональное зерно в таких рассуждениях имеется, но все же их нельзя признать верными, и дело тут вот в чем. Как известно, немцы, проектируя свои «карманники», желали получить на выходе рейдеры-«разрушители» британской торговли, способные справиться с ее «защитниками». В те годы сильнейшими кораблями, на которые возлагалась защита британских коммуникаций, были «вашингтонские» крейсера типа «Кент», имевшие стандартное водоизмещение до 10 000 т и вооружение из 8*203-мм орудий, способные развивать скорость до 31,5 уз.

Что сделали немцы? Они создали корабль несколько большего водоизмещения (стандартное водоизмещение «карманных линкоров» колебалось от 11 700 до 12 100 т), который за счет более низкой скорости получил куда более сильное вооружение (6*283-мм) и обладал существенным, если не сказать – подавляющим преимуществом над «вашингтонским» крейсером в огневой мощи. В результате «карманный линкор» Германии представлял собой тип корабля, который действительно был быстрее почти всех, кто мог его уничтожить и сильнее всех, кто мог его догнать – исключение составляли только три линейных крейсера Англии, но нужно понимать, что их отправка на защиту коммуникаций, в общем, не гарантировала успеха в поиске рейдеров, зато существенно ослабляла флот Метрополии.

Конечно, корабли типа «Дойчланд» не были идеальными кораблями – тут и особенности дизельной энергетической установки, и относительная слабость брони, которая не гарантировала защиты от 203-мм снарядов, да и количество быстроходных тяжелых кораблей, способных нагнать и уничтожить «карманные линкоры», в британском и французском флотах постоянно росло. Но все же они еще долго сохраняли свое боевое значение, хотя бы как корабли, способные «раздергать» силы Гранд Флита и тем обеспечить действия линкоров кригсмарине. А самое главное – будучи действительно сильнее «вашингтонских» крейсеров, они, в лучшем случае, были на 10-15% крупнее последних. Фактически, «карманные линкоры» являлись достаточно специфической разновидностью тяжелых крейсеров – и только.

А что же «Корейджес»? Конечно, его дальность хода, мореходность и скорость делали его весьма грозным кораблем для контррейдерской борьбы. Он был быстроходнее, лучше вооружен, сильнее защищен… Но какой ценой были куплены все эти улучшения? Начиная с 1914 г немцы закладывали легкие крейсера типа «Кенигсберг», которые оказались самыми современными, но также и самыми крупными среди всех германских кораблей этого класса. Их нормальное водоизмещение составляло 5 440 т. А «контррейдер» «Корейджес», как мы помним, имел нормальное водоизмещение 19 320 т, то есть не на 15% и даже не на 30%, но более чем в 3,5 раза большее, чем имели германские легкие крейсера, за которыми ему следовало бы охотиться. И автор настоящей статьи совершенно уверен, что если бы немцы вместо своих «карманников» создали корабли в 35 тыс. тонн, способные уничтожать «вашингтонские» крейсера, но при этом абсолютно беспомощные перед быстроходными линейными кораблями и линейными крейсерами, то никто не назвал бы их большим достижением германского кораблестроения.

Продолжение следует...
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 июня 2018 15:18
    В результате «карманный линкор» Германии представлял собой тип корабля, который действительно был быстрее почти всех, кто мог его уничтожить и сильнее всех, кто мог его догнать.. (из текста)
    Очень остроумно подметил это автор. По такому же пути шла матушка Природа в процессе эволюции, "создавая" например леопарда. Самое главное, что такие "карманные линкоры" могли догнать практически любое гражданское судно (танкер, сухогруз..) и тем более его уничтожить. hi
    1. +1
      21 июня 2018 22:06
      Цитата: Проксима
      В результате «карманный линкор» Германии представлял собой тип корабля, который действительно был быстрее почти всех, кто мог его уничтожить и сильнее всех, кто мог его догнать..

      Лукавая формулировка однако. Как говорят - "Толпа зайцев и льва порвет". "Шпее" у Ла-Платы об этом забыл и тут же поплатился. Одинокий, тихоходный рейдер не имеет шансов против группы быстроходных хоть и более слабых кораблей.
      1. +6
        22 июня 2018 14:11
        Цитата: Saxahorse
        Одинокий, тихоходный рейдер не имеет шансов против группы быстроходных хоть и более слабых кораблей.

        Это уже разбирали - если бы Лангсдорф воевал как надо, Харвуд там бы и остался со всеми своими загонщиками
        1. +1
          22 июня 2018 15:57
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Это уже разбирали - если бы Лангсдорф воевал как надо, Харвуд там бы и остался со всеми своими загонщиками


          Ну ну покритикуйте командера... Штурвал держали Андрей? Прежде чем делать замечания о том или ином командире? :)
          Воевал он отлично, а вот нервишки сдали - купился на дезинформацию, не перепроверил.
          1. +8
            22 июня 2018 16:21
            Цитата: DimerVladimer
            Ну ну покритикуйте командера... Штурвал держали Андрей? Прежде чем делать замечания о том или ином командире? :)

            Владимирович, ну блин, что за детские подначки?:)))) ОК, не вопрос, только будьте последовательным - не критикуйте обсчитавшего Вас продавца в магазине - Вы же за прилавком поди не стояли? Не критикуйте зубного врача, который Вам нерв без анестезии удаляет - Вы же бор-машину в руках не держали? Не критикуйте портного, который рукава пиджака на фалды пришил - Вы же в ателье, поди, никогда не работали?
            И, да, а чего это Вы меня критикуете? Вы же ни одной статьи на ВО не написали! laughing drinks
            Цитата: DimerVladimer
            Воевал он отлично

            Воевал он отлично первые 7 минут, а потом героически удирал от 2 КРЛ умудрившись развести огонь 2 башен по разным целям, постоянно зигзагуя, ставя дымзавесы и занимаясь прочими действиями, которые были бы уместны если бы он воевал против "Ринауна" с "Рипалсом"
            1. Комментарий был удален.
              1. +1
                23 июня 2018 19:09
                Цитата: DimerVladimer
                Да и не располагаю временем, что бы писать бесплатно

                Да я как бы тоже:))))) Вы что, полагаете весь эти статьи я выкладываю исключительно из любви к искусству?:)))
                Цитата: DimerVladimer
                Таким статьям у историков есть конкретный термин

                Так приведите его, что ж Вы застеснялись-то на самом интересном месте?
                Цитата: DimerVladimer
                Давайте не будем повторяться дискуссии к Вашей статье по карманному линкору - весьма интересной, но с совершенно одиозным выводом, который странно слышать от теоретика, не бывавшего под огнем. Такой вывод никоим образом не поддерживается практиками - военными моряками.

                Под практиком Вы, как я понимаю, предлагаете себя?:))) Ну-ну. Честно говоря, после Ваших эпических ляпов с геометрическими размерами, площадью цели и неумением прочитать элементарную схему я бы на Вашем месте постеснялся вспоминать ту дискуссию. А Ваше умопотрясающее заявление о разделении стрельбы главным калибром, как о единственно верном решении?:)))
                Кстати, немецкие офицеры, оценившие поведение Лангсдорфа как недостаточно агрессивное, как я понимаю, Вам тоже не указ.
                Цитата: DimerVladimer
                Т.е. сам в море не ходил, за людей/судно не отвечал, но судить берусь - Андрей, самому не кажется это через чур одиозное заявление для человека, который вообще не держал штурвала, даже рыбацкой шаланды или парусной яхты?

                Абсолютно нет. Лангсдорф нарушил азы правил ведения военно-морского боя, и никакими резонами "держания за штурвал" это не объясняется и не оправдывается.
                Цитата: DimerVladimer
                вчера ходили на двенадцати метровом катере к островам у побережья Кемера.

                Сожалею, но это не тот опыт, который поможет Вам в оценке морских боев старых или новых времен. Как и "ворлд оф воршипс", кстати
        2. 0
          23 июня 2018 19:41
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Это уже разбирали - если бы Лангсдорф воевал как надо, Харвуд там бы и остался со всеми своими загонщиками

          Именно что разбирали.. Напомню что никакой позитивной тактики за "Шпее" вы предложить так не смогли. Если бы не "Слабоумие и Отвага" коммандора Белла, не факт что "Шпее" и до Ла-Платы смог бы живым добраться. И уж тем более не осталось у него шансов после подхода "Камберленда".
          1. 0
            23 июня 2018 19:47
            Цитата: Saxahorse
            Именно что разбирали.. Напомню что никакой позитивной тактики за "Шпее" вы предложить так не смогли

            Свои предложения я сформулировал ЕМНИП предельно четко:)))
            Однако по прошествии этих 7-10 минут, вместо того, чтобы добить «Эксетер», и затем сконцентрировать огонь на одном из легких крейсеров, нервируя другой огнем 150-мм орудий

            и во многих иных местах статьи. Сколько-то толковой контраргументации, увы, замечено не было
            1. 0
              23 июня 2018 19:52
              Да да, я помню. Быстро сблизится и уничтожить. Правда как на 26 узлах "быстро сблизится" с 32-х узловыми крейсерами вы пояснить не удосужились.

              Лангсдорф выжал максимум из той ситуации, попробуй он встать на "боевой курс" (как это сдуру сделал Белл), тут же наловил бы чемоданов по самое "не хочу".
              1. 0
                23 июня 2018 20:05
                Цитата: Saxahorse
                Да да, я помню. Быстро сблизится и уничтожить.

                нет, не помните.
                1. 0
                  23 июня 2018 20:23
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  нет, не помните.

                  Вот как. Хмм.. Ну ладно, повторите пожалуйста вкратце ваши аргументы. Все ваши читатели будут вам благодарны.

                  Напомню что вам не удалось предложить тактику гарантирующую победу Шпее в бою против двух легких и одного тяжелого крейсера англичан каждый из которых обладает преимуществом в скорости. При любом раскладе, пока один крейсер уворачивается от огня главного калибра Шпее, два других безнаказанно расстреливают не очень то хорошо бронированный рейдер.

                  Результат мы видели. Серьезные повреждения и самоликвидация. Объясните почему этот результат неправильный.
                  1. +1
                    23 июня 2018 20:37
                    Цитата: Saxahorse
                    Вот как. Хмм.. Ну ладно, повторите пожалуйста вкратце ваши аргументы.

                    Они изложены в статье вот тут https://topwar.ru/135295-o-karmannyh-linkorah-cus
                    imskom-sindrome-i-sumrachnom-tevtonskom-strategic
                    heskom-genii.html
                    Статья маленькая, написано очень коротко. Вам вполне по силам:)))
                    Цитата: Saxahorse
                    вам не удалось предложить тактику гарантирующую победу Шпее в бою против двух легких и одного тяжелого крейсера англичан каждый из которых обладает преимуществом в скорости.

                    Вроде бы русским по белому описал ситуацию. "Эксетер" был выведен из строя примерно через 7-10 минут после начала боя, и Лангсдорф остался с двумя идущими в атаку на него крейсерами. Все, что ему нужно было - держась в пределах эффективного огня своих 283-мм (то бишь на дистанции до 80-90 кбт, но лучше меньше, конечно) сосредоточить огонь на одном из легких крейсеров англичан и уничтожить его, стреляя в это время из 150-мм орудий в сторону другого - просто, чтобы нервировать и снижать точность стрельбы.
                    Артиллеристы Лангсдорфа, пока им давали возможность работать нормально (то есть не дергали корабль зигзагом и не заставляли из стрелять каждой башней по своей цели) за 7 (максимум - 10, но вряд ли) минут вывели из строя тяжелый крейсер. С легким они бы справились быстрее:))) Если бы британские ЛКР бежали за 90 кбт - ну и аллах с ними, оттуда 152-мм снаряды бесполезны, попасть в цель ими нереально. В общем, сокращение дистанции позволило бы Лангсдорфу быстрее пристреляться по одному из крейсеров, увеличение - обесценило бы точность стрельбы британцев (у 152-мм крейсеров мизерный процент попаданий на дистанциях около 10 миль) - в любом случае немцы в выигрыше.
                    В общем, Лангсдорфу следовало добить Эксетер (или даже не добивать) и переносить огонь на ЛКР не суетясь и не вертясь, а действуя спокойно - именно так, как он воевал первые 7 минут
                    1. 0
                      24 июня 2018 21:32
                      Уважаемый автор кажется не обратил внимание что все эти аргументы были опровергнуты в комментариях еще к той, первой статье. И не только мною.

                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Вроде бы русским по белому описал ситуацию. "Эксетер" был выведен из строя примерно через 7-10 минут после начала боя

                      "Уничтоженный" Эксетер вышел из боя только в 7:40 минут, через 1.5 часа после начала боя, последний залп кормовой башни по Шпее сделал в 7:30. Другое дело что из-за потери СУАО стрельба стала медленной и неэффективной.

                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Артиллеристы Лангсдорфа, пока им давали возможность работать нормально (то есть не дергали корабль зигзагом и не заставляли из стрелять каждой башней по своей цели) за 7 (максимум - 10, но вряд ли) минут вывели из строя тяжелый крейсер. С легким они бы справились быстрее:)))

                      За полтора часа боя Шпее добился всего лишь одного единственного попадания по Аяксу. Попасть по энергично маневрирующим ЛКР на 70 кб это очень нетривиальная задача, так что "они бы справились быстрее" это всего ли ваше благое пожелание. В реальности 75% боезапаса улетело в море.

                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      В общем, Лангсдорфу следовало добить Эксетер (или даже не добивать) и переносить огонь на ЛКР не суетясь и не вертясь, а действуя спокойно - именно так, как он воевал первые 7 минут

                      Лангсдорфу пришлось начать суетиться поскольку оба ЛКР пристрелялись к Шпее на 7-й минуте и пошла серия накрытий и попаданий. Вам напоминали что средний процент попаданий в ПМВ - 3.5% а английские крейсера в некоторых боях достигали и 5-8% попаданий. Попытайся Лангсдорф соблюдать безмятежное спокойствие и Шпее светило ни 20 а от 70 до 300 попаданий 6" чемоданами. Напомню что Ослябю всего за 20 минут боя забили.

                      Все это вам уже писали в комментариях к вашей статье о Шпее, так что мы просто вернулись к тому с чего начали. Никаких вариантов гарантирующих победу Шпее нет. Невезучесть Ексетера просто оттянула неизбежную развязку, а так бы Шпее еще в первый час наловил бы дополнительно 10-20 8" снарядов которых, как выяснилось, его броня вовсе не держит.
                      1. +1
                        24 июня 2018 23:55
                        Цитата: Saxahorse
                        Уважаемый автор кажется не обратил внимание что все эти аргументы были опровергнуты в комментариях еще к той, первой статье

                        Саксахорс, Вы там не мои аргументы опровергали, а... ну я не знаю, чьи:)))
                        Я Вам пишу - Эксетер был выведен из строя в течении 7 минут. Вы пишете
                        Цитата: Saxahorse
                        "Уничтоженный" Эксетер вышел из боя только в 7:40 минут, через 1.5 часа после начала боя

                        Вот Вы с кем разговариваете сейчас?
                        Цитата: Saxahorse
                        Другое дело что из-за потери СУАО стрельба стала медленной и неэффективной.

                        Ага. Гибель всех офицеров, кто был на мостике кроме командира, вывод из строя трети артиллерии ГК, уничтожение всех навигационных средств и вышедшее из строя рулевое управление Вы не заметили
                        Цитата: Saxahorse
                        За полтора часа боя Шпее добился всего лишь одного единственного попадания по Аяксу

                        Правильно. Потому что вместо того, чтобы стрелять по Аяксу (или Ахиллесу, но кому-то одному) Лангсдорф устроил польку-бабочку. В общем, Вы не понимаете одного - Вам кажется, что отсутствие попаданий в британские КРЛ - это какие-то их маневры (даже не буду спрашивать, откуда эти фантазии) на самом же деле - это действия Лангсдорфа обнулившего мощь своей артиллерии бессмысленными маневрами. И доказательством этому служит отличная стрельба по Эксетеру, пока Лангсдорф стрелял ПРАВИЛЬНО.
                        Нет, ну я понимаю, что в Вашей вселенной тяжелый крейсер Эксетер в 8,5 Кт и скоростью 32 узла - это огромная неповоротливая цель, а вот легкие крейсера типа "Аякс" весом почти 7 Кт и скоростью 32,5 уз - это просто порхающие бабочки, в которых невозможно попасть laughing
                        Цитата: Saxahorse
                        Вам напоминали что средний процент попаданий в ПМВ - 3.5% а английские крейсера в некоторых боях достигали и 5-8% попаданий

                        А я объяснял, что КРЛ Англии времен ВМВ - это вот и разу не дредноуты ПМВ, потому что последние обладали на порядок лучшими СУО. И что британские КРЛ и близко не показывали подобных результатов, кроме севера, когда стреляли по радару.
                        Цитата: Saxahorse
                        Все это вам уже писали в комментариях к вашей статье о Шпее

                        И все это полная ерунда, увы
                      2. +1
                        25 июня 2018 07:28
                        В реальности 75% боезапаса улетело в море.

                        хм... если остальные 25% попали куда надо, то это просто фееричный результат:)
  2. +6
    21 июня 2018 15:43
    Автору +++, как всегда прекрасная статия.
    ...Воронки от их снарядов «должны были быть столь огромны, что человеческий глаз не мог охватить из полностью,

    Даа, видимо поетому Фишер снабдил их бронебойными снарядами- против танков... :))))
    1. +1
      22 июня 2018 14:10
      Цитата: anzar
      Даа, видимо поетому Фишер снабдил их бронебойными снарядами- против танков... :))))

      Не спора ради, уточнения для - боекомплект Корейджесам назначался уже после отставки Фишера
  3. +2
    21 июня 2018 15:48
    Таки шо вы такое говорите? Как так, почему плохие корабли? Они же могут всякую мелочь гонять невозбранно! Второй Гельголанд, и все такое laughing По-моему, лишний (а то и два) "Рипалс" за те же деньги был бы куда предпочтительнее.
    1. +1
      21 июня 2018 17:26
      17 ноября 1917 года действительно состоялся Гельголанд-2. Участвовали, помимо прочего, Рипалс, Корейджес, Глориес - результаты не впечатлили
      1. +1
        21 июня 2018 17:49
        Да это у меня сарказм был на тему одной... Дискуссии, в которой легкие линейные крейсера (большие легкие крейсера) объявлялись оружием массового поражения по результатам как раз 2-го Гельголанда. Коллега Андрей в ней тоже участвовал, потому я и написал так. А так - превосходство над легкими крейсерами, достигнутое за счет роста водоизмещения в 3-4 раза - это... Нет, я не буду ругаться))
        1. 0
          21 июня 2018 19:30
          Кстати Вильсон пишет что Корейджес получил повреждения от огня немецких лёгких крейсеров. А фон Ройтер докладывает аж о 5(!!) попаданиях. Интересно : сказки или как оно было на самом деле?
          1. +2
            22 июня 2018 14:09
            Цитата: alsoclean
            Интересно : сказки или как оно было на самом деле?

            Сам бы хотел знать - второй Готландский совершенно непопулярен в источниках request
  4. +2
    21 июня 2018 15:51
    Пожалуй, "Дойчланды" - это лучшая иллюстрация в военно-морской истории, как адмиралы готовятся к прошедшей войне.
    "Карманные линкоры" действительно были бы идеальным типом корабля-рейдера, но только в условиях ПМВ.
    1. +4
      21 июня 2018 16:30
      Цитата: тихоокеанец
      "Карманные линкоры" действительно были бы идеальным типом корабля-рейдера, но только в условиях ПМВ.

      Боюсь, что и в прошлой войне "карманники" оказались бы малополезными. У немцев тогда был сравнимый с британцами флот, приковавший главные силы RN к Северной Атлантике. Но даже в этом случае британцы смогли выделить на уничтожение эскадры Шпее пару ЛКР.
      Цитата: тихоокеанец
      Пожалуй, "Дойчланды" - это лучшая иллюстрация в военно-морской истории, как адмиралы готовятся к прошедшей войне.

      Дык... во второй мировой Атлантику бороздили тактические группы из ЛКР и АВ, которым "карманник" был на один укус. Собственно, "Шпее" взорвали при получении известий о подходе такой группы (в реале, правда, она была севернее - но уже шла на подмогу группе Харвуда).
      1. 0
        21 июня 2018 21:49
        Цитата: Alexey RA
        Боюсь, что и в прошлой войне "карманники" оказались бы малополезными. У немцев тогда был сравнимый с британцами флот, приковавший главные силы RN к Северной Атлантике. Но даже в этом случае британцы смогли выделить на уничтожение эскадры Шпее пару ЛКР.

        В том-то и дело, что британцы за всю ПМВ лишь раз выслали в "дальние моря" линейное соединение: 2 ЛКр + 3 КР других классов под командой адм. Стреди. И выслано оно было против эскадры Шпее. Против одиночных германских рейдеров охотились, в основном, одиночные корабли.
        И как раз к противостоянию одиночному крейсеру-защитнику торговли (да и вообще - любому крейсеру кроме ЛКр) "карманные линкоры" были приспособлены лучше всего.
        Но англичане во ВМВ поломали немцам всю малину, посылая на защиту коммуникаций группы крейсеров, а то и ЛК в придачу.
        1. +1
          22 июня 2018 09:54
          Цитата: тихоокеанец
          В том-то и дело, что британцы за всю ПМВ лишь раз выслали в "дальние моря" линейное соединение: 2 ЛКр + 3 КР других классов под командой адм. Стреди. И выслано оно было против эскадры Шпее. Против одиночных германских рейдеров охотились, в основном, одиночные корабли.

          Одиночный германский рейдер в ПМВ - это бронепалубный или лёгкий крейсер с дюжиной 10,5-см орудий. Против него одиночного "Кента" или "Сиднея" вполне достаточно.
          При появлении на коммуникациях рейдера с 28-см пушками охотиться на него будет уже соединение. В которое, вполне возможно, будет включён ЛКР, потому как данный рейдер - это совсем другой уровень угрозы.
          1. 0
            26 июня 2018 04:42
            Так я и не спорю - в ПМВ рейдерством действительно занимались бронепалубные или легкие крейсера.
            Но концепция "Дойчландов" и их ТТХ как раз идеально укладываются в задачи, которые решали немецкие крейсера-рейдеры в ПМВ.
            1. 0
              26 июня 2018 23:38
              По мне так самым критичным ТТХ была скорость. В ПМВ 28 узлов в общем хватало.
      2. +4
        23 июня 2018 17:27
        Цитата: Alexey RA
        Боюсь, что и в прошлой войне "карманники" оказались бы малополезными. У немцев тогда был сравнимый с британцами флот, приковавший главные силы RN к Северной Атлантике. Но даже в этом случае британцы смогли выделить на уничтожение эскадры Шпее пару ЛКР.


        Ну это не верно - оба рейдера отвлекли на себя военных судов водоизмещением в десятки раз больше - от 7 до 12 вымпелов.

        Но вопрос даже не сколько рейдеры затопили, а сколько грузов не вышло вовремя по назначению, сколько судов дожидалось конвоя, простаивая в портах.Так что называть карманные линкоры не эффективными - не соответствует реальным событиям.
  5. +2
    21 июня 2018 17:42
    Интересная статья.
  6. +3
    21 июня 2018 17:42
    их орудия были столь мощными, а снаряды столь огромными




    Попадание такого 18 дюймового снаряда в корабль или береговое укрепление принесло бы мало радости экипажу или обороняющимся.
    1. +5
      21 июня 2018 18:56
      Цитата: 27091965i
      Попадание такого 18 дюймового снаряда в корабль

      Как уже сказал автор, такое реально невозможно, если только корабль не потерях ход или находится в бедственном положении, ибо на приличном расстоянии без толковой пристрелки с двух орудий можно только на удачу пулять. А по маневрирующей цели и подавно smile
      А вот по берегу да, с этим соглашусь - обстреливать какой-нить форт вне дальности стрельбы его орудий вполне хватит и двух больших дубин. Аргумент весомый....Вот только делать для этого дорогой быстроходный слабо бронированный корабль как то нерационально...Мониторы само то....
      1. +1
        22 июня 2018 13:29
        Цитата: рюрикович
        Как уже сказал автор, такое реально невозможно, если только корабль не потерях ход или находится в бедственном положении, ибо на приличном расстоянии без толковой пристрелки с двух орудий можно только на удачу пулять. А по маневрирующей цели и подавно


        " Эти корабли были предметом большой критики, но, тем не менее, их концепция была полностью обоснованной. В Германии было много легких крейсеров, имевших очень высокую скорость, и у нас было много подобных крейсеров с практически одним и тем же вооружением. Лорд Фишер стремился к превосходству, а легкие линейные крейсера были предназначен для преследования и уничтожения немецких легких крейсеров." Адмирал R. H. BEACON 1929 г.

        Как мы видем мнения расходятся, в то время считали, что в этом нет не чего сложного, нам трудно понять взгляды и мысли людей тех лет.
        1. +1
          22 июня 2018 14:07
          Цитата: 27091965i
          Как мы видем мнения расходятся,

          Они не то, чтобы расходятся, просто офицеры Королевского флота всерьез беспокоились за честь мундира и не выставляли свои ошибки на всеобщее обозрение. При этом, как я уже говорил выше, "Корейджес" совершенно неоптимален в качестве контррейдера. Сами англичане построили Хокинсы - и это были ч-ски хорошие корабли
          1. +1
            22 июня 2018 15:11
            Цитата: Андрей из Челябинска
            При этом, как я уже говорил выше, "Корейджес" совершенно неоптимален в качестве контррейдера. Сами англичане построили Хокинсы - и это были ч-ски хорошие корабли


            "Рассмотрение этой проблемы указывает на желание иметь в наличие дополнительные линейные крейсера, удобно расположенных для перехвата любых усилий вражеского линейного крейсера на наших линиях связи с Америкой."

            Это взгляд на действие направленные против рейдеров, опубликован он в 1922 году. Уже тогда понимали, что Хокинсы не решают проблему. В этих обзорах они рассмотрели возможные действия Германских рейдеров, интересно, что немцы во 2 мировую войну их повторили практически один в один.
            1. +1
              22 июня 2018 15:21
              Цитата: 27091965i
              Уже тогда понимали, что Хокинсы не решают проблему

              Против германского ЛКР Корейджесы не решали ее точно так же
              1. +1
                22 июня 2018 16:10
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Против германского ЛКР Корейджесы не решали ее точно так же


                Легкие линейные крейсера не планировались для боя с линейными крейсерами Германии. Закончив создание линейного флота, Фишер решил создать корабль, несколько попаданий с которого, выводили из строя слабо бронированные корабли противника. Слишком сильное впечатление на него произвело одно из попаданий в Японский крейсер " Мацусима", в Японо-Китайскую войну. Он сам об этом пишет в своих воспоминаниях.
  7. +3
    21 июня 2018 18:50
    Гм...Статье безусловный плюс! За своё мнение, высказанное аналитически good
    Апофеозом, как я понимаю, станет "Могучий Худ", являющиеся венцом развития английских линейных крейсеров ПМВ. Хоть и переработанный из идей Фишера после Ютланда в фактически быстроходный линкор, но всё же именуемый линейным крейсером.
    Немецкая линия закончилась( ну не считать же продолжением соперничества "Шарнхорст" и "Гнейзенау",которые были линкорами, хотя некоторые эксперды приписывают их к линейным крейсерам наравне с парочкой "Дюнкерк"-"Страсбург"),потому и сей прекрасный цикл фактически близится к завершению.Лично я бы его закончил на главе с "Макензенами", ибо всё ,что было после ,пусть и с 15" артиллерией,и даже с описанными сегодня 18" бабахами, серьёзными кораблями эскадренного боя не являются. В отличие от того же "Худа".... wink
    Ждём следующую главу!!! hi drinks
    1. +2
      21 июня 2018 21:55
      а ещё под закат ПМВ (или сразу после её окончания) начали строить Акаги, Саратогу.
      у островитян тоже какието проекты линйных крейсеров с 16-дюймовыми орудиями были.

      конейчо все эти "прожекты" были зарублены Вашингтонскм соглашением, но всё равно было бы любопытно сравнить их...
  8. +2
    21 июня 2018 20:51
    Почему-то по прочтении статьи вспомнились японские бронепалубные крейсера типа "Мацусима". Тоже спорной концепции корабли...
  9. 0
    21 июня 2018 21:40
    Спасибо! Великолепное изложение и анализ.
    Впрочем, появление этих кораблей инициировало соявление совершенно нового класса кораблей - авианосцев! Надо же было найти применение для быстроходных и не очень прочных корпусов!
  10. +2
    21 июня 2018 22:03
    А вот этой статьи я дожидался. Закладку сделал, плюс поставил. Читать буду в субботу. С чувством, с толком, с расстановкой. Счас-не досуг к сожалению.
  11. +1
    22 июня 2018 06:21
    одно удовольствие читать статьи автора good
  12. +1
    22 июня 2018 09:56
    Корабли, предназначавшиеся для обстрела берега не имели фугасных снарядов (Фьюриэс), или четверть боекомплекта (остальные). recourse
  13. +4
    22 июня 2018 16:18
    Я собственно, не пойму сарказма.
    Корабли создавались для Балктики? Автор в статье дает этому ответ.
    Их корпуса были бы эффективны на мелководной Балтике? Пожалуй да - мореходные качества подходящие под условия Балтики.
    Могли бы эти корабли поддерживать высадку десанта? Вполне.
    А можно ли было переложить эту задачу на мониторы? Нет - у них ничтожная скорость, отвратительная мореходность, они сами требуют постоянной защиты - мониторы это обуза для флота. Они могут действовать только в условиях полного господства на Балтике - чего конечно же невозможно было бы добиться.
    А вот подобные "быстроходные мониторы" в корпусах крейсеров- очень даже.
    Очень узко специфические корабли.
    Подобный "быстроходный монитор" может отбиться от легких сил, и в случае необходимости, убежать от линейных крейсеров.
    Представьте - будь подобный 32 узловый "крейсер-монитор" у германцев\турков на черноморском театре, он теоретически, мог безнаказанно терроризировать черноморское побережье России - "императрицы" не успевали бы реагировать на набеги и вынуждены были бы блокировать Босфор постоянно, что невозможно.

    Если бы идея форсирования Каттегата была реализована - эти три крейсера-монитора - стали бы серьезной головной болью геманских сухопутных сил и береговых батарей.

    Корабли выглядят странными, если их не представить в навигации Балтики - вот там они смотрелись бы весьма органично.
  14. 0
    22 июня 2018 22:57
    Эресунн - это Зунд (так во всяком случае закрепилось название в Русской морской терминологии). Вы ведь правильный Русский вариант используете для названий "Бельтов", а Зунд на скандинавский манер "обозвали".
  15. 0
    23 июня 2018 22:20
    как всегда-интересно.как всегда-познавательно.как всегда-спасибо. и вопрос-а "Измаилы"-когда?)
  16. 0
    24 июня 2018 20:48
    Цитата: sds127
    как всегда-интересно.как всегда-познавательно.как всегда-спасибо. и вопрос-а "Измаилы"-когда?)

    Присоединяюсь! В своем изложении истории линейных крейсеров Вы затронули практически все как построенные, так и недостроенные суда. И только Измаил-Кинбурнская ветвь осталась нерассмотренной. А ведь немцы и англичане не могли не реагировать на постройку в Российской Империи столь мощных судов.
    Бортовой залп мощнее, нежили у 15-дюймовых линкоров Великобритании и Германии!
  17. 0
    24 июня 2018 22:00
    Присоединяюсь! В своем изложении истории линейных крейсеров Вы затронули практически все как построенные, так и недостроенные суда. И только Измаил-Кинбурнская ветвь осталась нерассмотренной. А ведь немцы и англичане не могли не реагировать на постройку в Российской Империи столь мощных судов.
    Бортовой залп мощнее, нежили у 15-дюймовых линкоров Великобритании и Германии!
  18. 0
    26 июня 2018 00:23
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Я Вам пишу - Эксетер был выведен из строя в течении 7 минут.

    Читаю вот и думаю, какими же словами вам можно объяснить то что другим очевидно. То что " выведенный из строя" Эксетер еще полтора часа энергично вел бой. Стрелял, пускал торпеды, маневрировал, даже попадал! Огромная, фотогеничная дыра в полубаке Шпее это как раз второе попадание 8" снаряда в 7:10, через час после того как вы окончательно списали его со счета. И каждое такое попадание смертельно опасно для Шпее с жалкой 20-30мм бронепалубой и узким поясом легко пробивающимся снарядами Эксетера.

    С чего вы вообще решили что добить Эксетер легко и просто? Несмотря на болезненные плюхи, машины крейсера не пострадали и корабль сохранил подвижность пусть и с некоторыми проблемами в управлении. О том что он не может больше идти быстрее 18 узлов, Белл сообщил только в 11:05, через 3.5 часа после боя! Шпее же был вынужден снизить скорость до 22 узлов еще в ходе боя. После последней серии в 16:42 до Белла наконец дошло что маневр полезен для здоровья и на этом успехи Шпее закончились, за час до конца боя больше ни одного попадания в Эксетер Шпее не добился. И сблизится не мог.. Так почему вы решили что добить Эксетер просто раз плюнуть??

    Цитата: Андрей из Челябинска
    Вам кажется, что отсутствие попаданий в британские КРЛ - это какие-то их маневры (даже не буду спрашивать, откуда эти фантазии) на самом же деле - это действия Лангсдорфа обнулившего мощь своей артиллерии бессмысленными маневрами. И доказательством этому служит отличная стрельба по Эксетеру, пока Лангсдорф стрелял ПРАВИЛЬНО.

    Написав такими большими буквами слово "правильно" вы однако поленились предварительно глянуть на схему боя. Иначе вы непременно заметили бы что свою вторую, и последнюю, серию отличных попаданий по Эксетеру в 16:40-16:42, Лангсдорф провел после головокружительного виража в 6:36 развернувшись с курса на восток чуть ли не на 180 градусов на северо-запад. Сам по себе маневр ни так уж сильно мешает стрельбе, не надо только палить прямо на циркуляции а стоит дождаться первой же площадки в 10-20 секунд. Прицел и целик уже рассчитан, только восстановить наводку и можно давать залп.

    Цитата: Андрей из Челябинска
    в Вашей вселенной тяжелый крейсер Эксетер в 8,5 Кт и скоростью 32 узла - это огромная неповоротливая цель, а вот легкие крейсера типа "Аякс" весом почти 7 Кт и скоростью 32,5 уз - это просто порхающие бабочки, в которых невозможно попасть

    Скорость 32 узла это примерно 16 м\с, время полета снаряда на 70-80 кбл примерно 30-40 секунд. Так что "бабочки" не "бабочки" но от рассчитанной точки попадания могут упорхнуть на расстояние до 480-640 метров в зависимости от выбранного курса. Заметьте что когда Белл об этом вспомнил то и Эксетер сразу стал "бабочкой". Больше по нему Лангсдорфу попасть не удалось.

    Цитата: Андрей из Челябинска
    А я объяснял, что КРЛ Англии времен ВМВ - это вот и разу не дредноуты ПМВ, потому что последние обладали на порядок лучшими СУО. И что британские КРЛ и близко не показывали подобных результатов

    Однако мы видим что не Шпее с его тремя КДП и двумя СУАО а британские ЛКР загнали немцу 18 снарядов в обмен на одно только попадание по Аяксу. Причем непрерывно маневрируя с предельных дистанций. Вам опять факты не нравятся? Почему вы считаете что если если Шпее прекратит уворачиваться то процент попаданий упадет? Первая же серия Аякса и Ахиллеса по плавно двигающемуся Шпее в 6:30 зашла очень хорошо. Простите но ваша теория о мужественном принятии кирпичей лбом выглядит неубедительной. Сильной прибавки в точности это не даст а вот 3.5-5% попаданий запросто станут реальностью.

    Цитата: Андрей из Челябинска
    И все это полная ерунда, увы

    Троллите помаленьку? :)
  19. 0
    20 января 2023 12:34
    Вряд ли Хокинс смог бы справиться с Блюхером или Гнейзенау, поэтому для уверенного уничтожения хорошо вооруженных рейдеров требовались линейные крейсера, которых даже Британская империя не могла иметь много.
    Корейджес это способ обойти проблему. Мореходность, скорость и дешевизна в постройке - отличные характеристики для корабля, способного утопить немецкий рейдер парой залпов.