Бартини Роберт Людвигович - один из малоизвестных героев советской авиаконструкторской школы

26
«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». (Роберт Бартини)

Малоизвестный для широко круга общественности Роберт Бартини был не только выдающимся ученым и авиационным конструктором, но и одним из тайных вдохновителей советской космической программы. Известный всем Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем, также считали и многие другие известные советские авиаконструкторы. В разные годы с Бартини были связаны: Яковлев, Ильюшин, Антонов, Мясищев и многие другие. Всего на счету данного конструктора было более 60 законченных проектов самолетов, все из которых отличались особой оригинальностью и новизной идей. Помимо авиации и физики, Бартини достаточно много занимался философией и космологией. Им была разработана уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и окружающее нас пространство, обладало 3-мя измерениями. Данная его теория получила известность, как «мир Бартини».



Биография Роберта Бартини по-настоящему удивительна. Его настоящее имя Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini). Потомственный итальянский аристократ, родился в семье барона 14 мая 1897 года в Фиуме на территории Австро-Венгрии. В 1916 году Бартини заканчивает офицерскую школу и отправляется на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва попадает в плен и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.
Бартини Роберт Людвигович - один из малоизвестных героев советской авиаконструкторской школы
Бартини Роберт Людвигович

В 1920 году Роберто возвращается на родину, к этому времени его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив при этом многие привилегии и звание государственного советника, но сын отказывается пользоваться возможностями отца, в том числе и финансовыми. Он идет работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдает экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера. Примерно в это же время в 1921 году он вступает в итальянскую коммунистическую партию (ИКП). После фашистского переворота в Италии в 1923 году Роберто Бартини по решению ИКП отправляется в СССР для помощи молодой республике в области авиастроения. Так начинается советский этап истории «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе.

Советская карьера Роберто Бартини берет начало на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность начальника отдела и главного инженера. В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу, которая занималась проектированием гидросамолетов. Работая в данной группе, он предложил проект экспериментального истребителя «Сталь-6» и 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Однако в 1930 году его группа была включена в состав ЦКБ, откуда Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же году по рекомендации М. Н. Тухачевского Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. Знакомство и покровительство Тухачевского позднее сыграют с конструктором злую шутку.

В 1933 году на созданном Бартини самолете «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако данный проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения, которым и занималось ОКБ. Уже в работе над истребителями «Сталь-6» и «Сталь-8» Бартини показал себя как очень дальновидный конструктор-новатор, который не боится предлагать смелые и неординарные идеи.
Экспериментальный истребитель Сталь-6

В конструкции своего экспериментального истребителя «Сталь-6» Бартини применил следующие новшества:

1. Убирающееся шасси, которое снижало общее сопротивление. При этом шасси было одноколесным.
2. Использование сварки, что позволило снизить трудоемкость конструкции и значительно аэродинамическое сопротивление самолета. В некотором роде сварка снижала и вес конструкции.
3. Материал – особо легкие сплавы алюминия и магния, более коррозостойкие материалы покрывали самолет снаружи, защищая менее корозостойкие от вредного воздействия внешней среды.
4. Испарительное охлаждение с радиатором, который был вынесен в крылья. Для повышения боевой живучести машины отсеки радиатора делались независимыми, то есть они могли работать даже при пробитии крыла. Позднее данная система охлаждения была использована на немецком самолете Хе-100, однако там система отсеков не использовалась, что снижало боевую живучесть машины.

Осенью 1935 года Бартини разрабатывает 12-местный пассажирский самолет, получивший название «Сталь-7» и имеющий крыло «обратная чайка». Данный самолет в 1936 году был продемонстрирован на Международной выставке в Париже, а в августе на нем удалось установить международный рекорд скорости. На дистанции в 5000 километров средняя скорость составила 405 км/ч. Также в конце 1935 года конструктором был спроектирован дальний арктический разведчик (ДАР), который одинаково легко мог садиться на воду и лед. На базе своего самолета «Сталь-7» Бартини начал работы по созданию дальнего бомбардировщика ДБ-240, который позднее был классифицирован как Ер-2. Его разработку заканчивал уже другой главный конструктор В. Г. Ермолаев, так как Бартини к тому моменту был арестован НКВД.

14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини (при том, что в свое время он бежал в СССР от его режима). Решением внесудебного органа, так называемой «тройки», Роберт Бартини был приговорен к типичному для таких дел сроку в 10 лет лишения свободы и пяти лет в – «поражении в правах». Заключенный Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, такие конструкторские бюро в СССР называли «шарашками». Находясь в заключении, он принимал активное участие в работах по созданию нового бомбардировщика Ту-2. По своей же просьбе он был переведен в группу заключенного Д. Л. Томашевича (бюро 101), которая занималась проектированием истребителя. Это сыграло с ним злую шутку. В 1941 году всех, кто работал вместе с конструктором Туполевым освободили, в то время как сотрудники бюро «101» освободились только после войны.
Дальний бомбардировщик Ер-2

Уже в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, которое работало над 2-мя проектами. Сверхзвуковым одноместным истребителем «Р» типа «летающее крыло» и Р-114 – зенитным истребителем-перехватчиком, который должен был оснащаться 4-мя ЖРД конструкции В. П. Глушко и иметь стреловидное крыло. Для 1942 года истребитель Р-114 должен был развивать невиданную скорость в 2 Маха, но уже осенью 1943 года ОКБ было закрыто.

В 1944-1946 годах Бартини работает над проектированием транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Т-117 представлял собой магистральный транспортный самолет, который планировалось оснащать 2-мя двигателями АШ-73 мощностью по 2300 л.с. каждый. Схема самолета – высокоплан с достаточно широким фюзеляжем, поперечное сечение которого было образовано тремя пересекающимися окружностями. Данный самолет был первым в СССР позволяющим перевозить грузовики и танки. Также разрабатывался пассажирский и санитарный варианты, которые обладали герметичными салонами. Проект данного самолета был готов уже к осени 1944 года, весной 1946 года он был представлен в МАП, после чего получил положительные заключения ГВФ и ВВС. После того как было подано несколько ходатайств и писем от ряда выдающихся советских авиационных деятелей (М. В. Хруничева, А. Д. Алексеева, Г. Ф. Байдукова, И. П. Мазурука и др.) проект был утвержден и в июле 1946 года был дан старт постройке самолета. В июне 1948 года самолет был закончен практически на 80%, но работы по нему были свернуты, так как Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, которые были необходимы для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-4, непозволительной роскошью.

Позднее Бартини начинает работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Это был высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого создавались крыльевым профилем. Задняя кромка, которая раскрывалась вверх и вниз, между 2-мя хвостовыми балками, образовывала широкий проход высотой 3 метра и шириной 5 метров, который идеально подходил для погрузки крупногабаритных грузов. Силовая установка машины была комбинированной и состояла из 2-х турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги и 2-х поршневых двигателей АШ мощностью в 2800 л.с. Данный проект разрабатывался в 1947 году и даже был утвержден, самолет был рекомендован к постройке, но так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке транспортных самолетов Антонова.
Проект стратегического бомбардировщика А-57 (летающая лодка)

В 1948 году Роберт Бартини освобождается и по 1952 год работает в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА – Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Здесь в это время осуществлялись исследования по профилям, управлению пограничным слоем на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, по теории пограничного слоя, сверхзвуковому крылу с самосбалансированием при переходе на сверхзвук. У такого крыла балансировка происходила без потерь в аэродинамическом качестве. Бартини был выдающимся математиком и ему удалось буквально вычислить данное крыло, не прибегая к особо большим затратам и дорогим продувкам. Тогда же он представляет проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Помогло Бартини обращение к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.

В 1956 году Бартини был реабилитирован. В апреле 1957 года его откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в подмосковных Люберцах. Здесь до 1961 года он разрабатывает 5 проектов разнообразных самолетов массой от 30 до 320 тонн различного назначения. В 1961 году он предлагает проект сверхзвукового дальнего разведчика, который должен был оснащаться ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Именно в этот период карьеры у него рождается еще одна выдающаяся идея – создание крупного самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли, включая моря и океаны, регионы вечных льдов и пустыни. Начинаются работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. В 1961-1963 годах проводятся испытания небольшого самолета Бе-1, который можно назвать «первой ласточкой».

В 1968 году коллектив Роберта Бартини из Подмосковья перебирается на завод им. Димитрова в Таганрог, данный завод специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева ведутся работы над концепцией «безаэродромных самолетов». В 1972 году здесь были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающих амфибии). Работа над этим проектом была последней в жизни Бартини, в 1974 году он скончался в возрасте 77 лет, оставив после себя более 60 оригинальных проектов самолетов.
ВВА-14 - вертикально взлетающая амфибия, самолет был выполнен в металле, совершал полеты

51 год Роберт Бартини прожил в СССР, почти 45 из них он провел, работая главным конструктором. Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов («с ним», а не «у него» – он неизменно поправлял всех при подобного рода оговорках). Министры, директора, академики, начальники цехов и отделов, рядовые конструкторы, слесари, копировщицы, летчики – ко всем он относился с одинаковым уважением, как к своим коллегам по общему делу.

Использованы источники:
www.oko-planet.su/spravka/spravkamir/24464-robert-bartini.html
www.findagrave.ru/obj.php?i=5612
www.airwar.ru/history/constr/russia/constr/bartini.html
www.planers32.ru/mc_191.html
[media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=3y_uIVL9Scc]
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вот Блин
    +4
    14 мая 2012 09:40
    Если бы его проекты делались в СССР.То США,Англия стаяли бы в стороне и курили.
    1. vlaval1
      -8
      14 мая 2012 11:13
      А еслибы он убежал не в СССР а в США ?СССР не когда не ценил людей!!!!
      1. Вот Блин
        -1
        14 мая 2012 11:28
        Здравствуй valera
        А еслибы он убежал не в СССР а в США ?

        В том то и дело что не убежал,а уехал.Потому что СССР в то время была страной НОВОЙ,она была не похоже на страны США,Англии.
        СССР не когда не ценил людей

        СССР нет, а привычка не ценить людей осталась.
    2. +5
      14 мая 2012 14:08
      Цитата: Вот Блин
      Если бы его проекты делались в СССР.То США,Англия стаяли бы в стороне и курили.

      А они и делались, конструктивные особенности Ан-22 например подарок Антонову
      1. Вот Блин
        +2
        14 мая 2012 14:25
        Здравствуй Вадим.
        конструктивные особенности Ан-22 например подарок Антонову

        Согласен что его разработки легли в конструкции других самолетов.Но если бы
        америкосам пришлось увидеть самолет Т-107 хотя бы в 50-г.Я думая челюсть у них отвисла.
        1. +3
          14 мая 2012 14:36
          Добрый день Вениамин, полностью согласен, а Т-117 широкофюзеляжный красавец? Если бы не военные приоритеты в то время.....
          1. Вот Блин
            +3
            14 мая 2012 14:41
            Мне что больше всего нравиться что внутри без проблем помещались два газ-67.Этот самолет ну проста мечта для ВДВ тех лет.
            1. +2
              14 мая 2012 16:29
              Ну да, только после ВОВ, ВДВ большого внимания не уделяли поэтому и не пошел
              1. Вот Блин
                +2
                14 мая 2012 16:43
                Мне не понятно только вот что, по бомбардировщикам СССР отставал от США, вроде проект бомбардировщика А-57 был в тему, при чем если он не мог дотянут на своем топливе до США и обратно то подзаправиться от ПЛ в океане запросто мог. Почему его ну хотя бы в одном экземпляре не собрали. Ведь на самолет Т-100 ресурсы как то нашлись.
                1. +3
                  15 мая 2012 08:56
                  Цитата: Вот Блин
                  Почему его ну хотя бы в одном экземпляре не собрали.


                  Мне кажется Хрущев и его ракетомания
  2. +7
    14 мая 2012 09:40
    Гениальный конструктор. Его проекты иногда слишком опережали время - Бартини работал на будущее.
  3. +10
    14 мая 2012 09:49
    и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.


    Предполагается- Да он настоящий а не липовый коммунист , умница Его слова- всю дальнейшую жизнь усвоил: партия — не учреждение. Революционная партия — это добровольный союз единомышленников, готовых идти на любые жертвы в борьбе за установление социальной справедливости: в старом обществе человек богат тем, что он сумел отнять у других, в новом — тем, что дал другим. Чем больше даст каждый, тем больше будет у всех.

    14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским,

    Ему предъявили шпионаж в пользу Муссолини и все. Было следствие и личный указ Сталина (после демонстрации Сталь-7 и просьбе Ворошилова ) о переводе в шарагу.


    К сожалению скромному и интеллигентному человеку былотяжело в нашем бардаке хоть его и защишали кто как мог

    Сотрудник авиапрома, кавказец, не выдержал такого и наорал, было дело, на замминистра, некоего Михайлова:

    — Вы что же делаете?! К вам гений приехал, а вы его… Знаете, есть такой глагол: вымирать? На русском он непереходный, а у нас — переходный. Вот я вам и скажу покавказски: вы здесь Бартини «вымираете»!


    ВВА-14 Впечатляет - он должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса состоящего из собственно самолета, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника находящихся в районах удаленных от места вылета на 1200-1500 км, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами и средствами ВМФ. Так он выглядит сейчас
  4. +3
    14 мая 2012 10:01
    Много чего было порублено ... am
  5. Dust
    +3
    14 мая 2012 11:21
    Интереснейшая судьба у человека, интереснейшие идеи!
  6. Rodver
    +2
    14 мая 2012 11:57
    Супер конструктор!..
  7. bambu
    +2
    14 мая 2012 12:04
    ГЕНИЙ!!!! такие идеи которые он выдвигал ещё актальны и посей день.
  8. black_eagle
    +2
    14 мая 2012 13:21
    Гениальный конструктор, но не оценен по заслугам, то того что он придумал и расчитал, голова до сих пор кружится, просто не укладывается что это все мог создать один человек! Если говорить так как есть то ему обязаны и полетами в космос, и реактивной авиацией, особенно гидросамолетами
  9. ДЫМитрий
    +2
    14 мая 2012 15:47
    Говорят в последние годы жизни очень интересовался темой экранопланов. И даже начал эскизный проект авианесущего экраноплана.
    1. Вот Блин
      +2
      14 мая 2012 15:54
      Здравствуй Дмитрий Паньков
      авианесущего экраноплана.

      Это страшный сон для амеров.Есть книга об экранопланах,там приведен
      эскиз такого авианосца.Правда не помню кто его автор.
      1. ДЫМитрий
        +2
        15 мая 2012 07:21
        Цитата: Вот Блин
        страшный сон для амеров

        Ага, представить такую дуру, метров 400 в длину, с атомной силовой установкой. И по паре штук у обоих побережий повесить, с длиной вахты месяца на три)))
  10. Nechai
    +5
    14 мая 2012 15:56
    Цитата: vlaval1
    А еслибы он убежал не в СССР а в США?

    Не мог он в США - человеческие убеждения НЕ ПОЗВОЛЯЛИ. Да же то, что как обошлись с ним - его не угнетало. Конструирование летательныз аппаратов, для себя считал ремеслом, позволяющим добывать хлеб насущный. Учитель, наставник. Давинчи ХХ века. Иного будущего кроме как коммунистического у человечества нет - твёрдое убеждение Роберта Людвиговича. Да, много наворотили, натыкались в тупики, "НО ВЕДЬ ЭТО ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА построения коммунизма" - вот его слова.
    1. +5
      14 мая 2012 16:32
      Цитата: Nechai
      НО ВЕДЬ ЭТО ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА построения коммунизма"


      А никуда человек не денется, когда нибудь все-равно подобие коммунистического общества будет, только строиться оно должно без крови и ущемления человека продавать свой труд, а от талантливых спекулянтов народ избавится
  11. +3
    14 мая 2012 18:46
    Нелегкая судьба была у этого поистине талантливого инженера и конструктора. К великому сожалению он малоизвестен, хотя его изобретения помогли поднятся в небо не одному самолету...
    Разработанный им проект военно-транспортного самолета послужил основой для Ан-8... Оживальное крыло, аэродинамику которого расчитал Бартини впоследствии подняло в небо Ту-144...

    Говорят, что есть так называемое "Завещание Бартини", которое по его настоянию должно быть вскрыто не раннее, чем через 300 лет после его смерти... Что в нем, проекты оперидившие свое время на три столетия?... Технические решения, которые невозможно воплотить в реальность сейчас?.. Да, и есть ли оно на самом деле это самое "Завещание Бартини"?.. Увы и ах, но мы с вами никогда доподлинно не узнаем ответы на эти вопросы...
    Может быть эти ответы получат наши потомки... Ответы от гения опередившего свое время и заглянувшего в будущее... А нам остается лишь гордиться тем, что этот человек выбрал именно нашу с вами страну. И в ней он жил, работал и творил не смотря ни на что... Низкий ему поклон и светлая ему память...
    1. +4
      14 мая 2012 20:40
      Согласен полностью с Вами, уважаемый коллега Chicot 1. Бартини Роберт Людвигович был гением, учёным, авиаконструктором. Но, как и любой гений, Роберт Лювигович жил в своём мире. Он изобретал, конструировал, но найдя решение задачи, терял интерес к этой теме и брался за другую. В результате его разработки доводили до ума уже другие люди. За свой труд Бартини Р.Л. был не раз награждён орденами, но к чинам и наградам он похоже был равнодушен.
      А вот в разработке Ту-2 Бартини Р.Л. отказался участвовать. Здесь уже сказались взаимоотношения Туполева и Бартини.
  12. Салават
    +3
    14 мая 2012 21:47
    Мама моей знакомой полвека назад поехала поступать из глубинки в
    ростовский университет, в соответствующем очень юном возрасте. Не помню
    уж зачем она остановилась по пути в Таганроге, как тогда часто водилось
    почти без денег, но с билетом – в Ростове её встречала родня. Погуляв по
    пыльному Таганрогу весь день, уже под вечер в местном автобусе она не
    выдержала и решила всё-таки съесть отложенный ещё дома последний
    бутерброд с сыром. К её огорчению, сыр оказался слегка заплесневелым –
    на дворе было лето. Девушка долго с сомнением разглядывала этот
    вожделенный бутерброд, и наконец стала бережно счищать плесень. Рядом
    стоял какой-то видный крепкий кавказец за пятьдесят. Он галантно сказал
    девушке, что хотя заплесневелые сыры входят в число самых дорогих в
    мире, именно этот есть всё-таки не следует. А ещё он как раз едет в
    спецмагазин, где сыр свежий и особенный, и что он хочет кусок этого
    замечательного сыра подарить ей.

    Пропустив типа мимо ушей его заманчивое предложение, девушка весело
    заметила, что это же ж сколько столетий надо выращивать такую породистую
    плесень, чтобы из неё получилось что-то вкусное. Кавказец расхохотался и
    заявил, что плесень в дорогих сырах самая обыкновенная, всё дело в сыре
    и в технологии. Вот тут в её голове и прозвенел первый тревожный
    звоночек на это откровенное враньё. Но мужчина был в возрасте и выглядел
    очень положительно. А потом всего за пару остановок произошёл наверно
    сеанс гипноза – она разглядела его медальный облик, статную значительную
    фигуру, жаркие глаза, трагические складки у губ, и была просто
    зачарована его речью. Они разговорились и долго гуляли потом по вечерним
    улицам вокруг обещанного спецмагазина, о котором она уже почти забыла.

    Но глядя в её сияющие глаза, темпераментный кавказец вдруг прокололся –
    его просто понесло. Он рассказал, что работает секретным
    авиаконструктором, но толку в этой секретности нет никакой, потому что
    всё равно его работы всю жизнь не идут в серию и поэтому неизвестны.
    Услышав это, девушка очнулась, глянула на часы и спросила насчёт
    обещанного сыра – её поезд скоро отправлялся. Мужчина нырнул в
    магазинчик, больше похожий на товарный склад, и вернулся оттуда сияющий
    с небольшим кругом сыра, по виду действительно свежего. Забрав сыр,
    девушка застенчиво поинтересовалась, женат ли он. «Нэт, нэ женат!» - с
    ходу растерянно ответил мужчина. Это был провал – вопрос девушки был
    контрольным выстрелом. Незнакомец выглядел ухоженным, опрятно одетым и
    вообще победителем женских сердец. Наскоро распрощавшись, она уже в
    поезде с сыром в зубах принялась повторять приготовленную к поступлению
    в университет басню «Сыр выпал, и с ним была плутовка такова…». Тут она
    рассмеялась – стремительно покинутый блатной кавказец действительно
    походил при расставании на наившегося озадаченного ворона.

    Так бы и осталась эта история в тихих семейных анналах, да ещё и не
    моих, но недавно я случайно увидел одну телепередачу и по свежим следам
    порылся в гугле. Как осторожно выражаются журналисты, девушка тогда
    встретила «человека, очень похожего на» Роберто Бартини. Этот человек,
    разговорившись, мог много ещё чего ей рассказать – что он например
    итальянский барон, отдавший всё своё состояние в размере десяти
    миллионов долларов в помощь голодающим советской республики. Как ни
    странно, и это было чистой правдой. А насчёт своих авиаразработок он
    поскромничал – из шестидесяти его моделей одна в серию всё-таки пошла.
    На ней были установлены мировые рекорды скорости, и построены шестьсот
    бомбардировщиков этой серии под именем ЕР-2, которые с начала войны до
    её конца бомбили Берлин. Бомбардировщик был этот настолько секретен и
    выглядел настолько необычно, что при аварийных посадках его время от
    времени сбивали наши. Сам конструктор тоже выглядел необычно и эффектно
    – в него часто влюблялись. Как и его самолёты, Бартини тоже сбили наши –
    перед войной ему влепили сталинскую десятку, которую он отсидел от
    звонка до звонка. Многое из того, чем мог бы похвастаться этот человек,
    девушке в то время рассказывать было вообще бессмысленно – другой
    совершенно секретный конструктор Сергей Королёв считал его своим
    учителем, и однажды сказал: «Без Бартини не было бы спутника». После
    отсидки Бартини был отправлен именно в Таганрог, где действительно ездил
    довольно долго на общественном транспорте. В автобусе он никогда не
    садился, несмотря на возраст. Окончательно меня добил поиск на тему
    дорогих итальянских сыров с плесенью. Плесень эта, как выяснилось, самая
    обыкновенная. Она действительно берётся прямо из воздуха, как и вся
    тюремная гниль, обрушенная на этого человека - всё дело, оказывается, в
    самом сыре…
    http://gb.anekdot.ru/gb.php?component=user_anekdot&author=13617&o=o2
  13. patline
    +1
    14 мая 2012 22:27
    Эбонуццо!!! Вот оно наследие. Интересно, сейчас что нибудь делают подобное у нас?
  14. IGR
    IGR
    +3
    14 мая 2012 23:55
    Жирный + статье. Люди опередивщие время: Бартини, Алексеев, Шухов ...
    1. ДЫМитрий
      +3
      15 мая 2012 07:25
      В этот же ряд можно добавить Гроховского.
  15. +3
    16 мая 2012 00:04
    Не смотря ни на какие плотские блага, Человек всегда был верен своим убеждениям, сила разума вот что было для Бартини главным.
    Бартини для меня пример совершенства человеческой воли в высоком смысле этого выражения.
    Я вообще в школе изучал бы историю судьбы этого человека, что-бы воспитывать настоящего гражданина своей страны.