Малокалиберный пулемёт Блюма для Осоавиахима

15
Еще одним очень интересным образцом оружия под патрон .22LR был наш советский пулемет Блюма. Он не отличался феноменальной скорострельностью американского пистолета-пулемета Ричарда Касулла, да это ему и не требовалось. Зато он содержал в своей конструкции множество необычных решений, делающих его по-настоящему уникальным, и единственным в своем роде, так что его, пожалуй, можно даже назвать «произведением оружейного искусства».

Малокалиберный пулемёт Блюма для Осоавиахима

Один из вариантов учебного пулемета Блюма.



Ну, а рассказ о нем следует начать с того, что в период между 1918 и 1939 годами основой огневой мощи пехоты стал пулемет. Вокруг него теперь строилась вся тактика пехоты. И командование РККА, это понимая, уже с середины 20-х годов все время увеличивало количество станковых пулеметов «Максим» в войсках. Затем в 1927 году к нему добавился ручной пулемет Дегтярёва, который стал придаваться каждому пехотному отделению. Так что количество пулеметов в армии все время увеличивалось, а это означало, что людей, способных метко из них стрелять, нужно было на чем-то обучать!

Но в стране действовал строгий режим экономии, поэтому учеба стрельбе боевыми патронами промышленности было не по силам. Ведь расходовались при этом не только патроны и порох, но и ресурсы стволов и механизмов боевого оружия. Нужны были полигоны и стрельбища, а все это требовало денег, денег и еще раз денег.

Выходом из положения могло стать использование маломощных малокалиберных патронов с кольцевым воспламенением, занимавшее в РККА важное место в системе допризывной подготовки. Под них были созданы и выпускались малокалиберные учебно-тренировочные револьверы, пистолеты и винтовки. Разница в баллистике пуль компенсировалась уменьшением размера мишеней и уменьшением дистанции стрельбы до такого расстояния, на котором данные малокалиберной пули соответствовали траектории пули боевого патрона. То есть нужно было в дополнение к уже имеющемуся арсеналу создать еще и малокалиберный пулемет для обучения личного состава и тех же самых допризвывников!

Дело, однако, осложнялось тем, что создание автоматического оружия под патрон от «мелкашки» задача очень даже непростая из-за целого ряда особенностей такого оружия. Прежде всего нужно обеспечить простой и надежный способ его боепитания, чтобы автоматический огонь из него можно было бы вести хотя бы в течение 3-4 секунд. Понятно, что однорядные коробчатые магазины на 5-10 патронов, применявшиеся в таком оружии, для пулемета не годились совершенно. Но были и другие требования, которые сам М.Н. Блюм – его конструктор, охарактеризовал так:
б) максимальное упрощение кинематики патрона;
в) простота механизма подачи, иначе даже при незначительном ухудшении условий работы (загрязнение, низкая температура и т. п.) будут неизбежны задержки;
г) минимальная затрата энергии подвижных частей на действие механизма подачи.


Патрон .22LR(5,6-мм)

Все эти задачи были решаемы. В принципе! Но на деле, технически, решить их было непросто. Дело в том, что гильза этого патроны сделана из тонкой, легко деформирующейся латуни, но при этом у нее в основании есть закраина, содержащая капсюльный состав. Поэтому даже не очень уж и сильный неосевой удар в момент подачи патрона может заставить его сдетонировать раньше времени, что приведет к ранению стрелка и поломке оружия. Ну и наличие закраины всегда осложняет работу над магазином. В особенности если он большой емкости. Пуля же из мягкого свинца вообще не имеет оболочки и может быть легко деформирована при контакте с деталями механизма подачи. А такая деформация может существенно ухудшить кучность боя. И потом в гильзе она держится очень слабо. Настолько слабо, что патрон можно легко сломать пальцами. Поэтому в «мелкашечном оружии» лучше не применять тех систем досылания, что повышают вероятность распатронивания, а их довольно много.

И то, что конструктору все эти сложности удалось преодолеть, говорит о его немалом таланте и конструкторской сметке.

Первый пулемет М.Н. Блюм сконструировал еще в 1929 году. Он был предназначен для установки внутри пулемета Максима, вместо его штатного механизма, поэтому и получил название «пулемета-вкладыш». У него были габариты ствольной коробки «Максима», а вот скорострельность была явно излишняя — 3 500—4 000 выстрелов в минуту. Поэтому в конструкцию ввели замедлитель темпа стрельбы, дававший 450—800 выстр./мин, правда, цена решения заключалась в усложнении конструкции оружия. Автоматика пулемета действовала на основе отдачи свободного затвора, а боепитание происходило из рейки с гнездами на 25 патронов. Спусковой механизм давал возможность стрелять как одиночными выстрелами, так и очередями. Интересно, что когда пулемет вкладывался внутри короба «Максима», создавалась полная иллюзия работы пулемета при его боевом использовании. Но в серийное производство он не пошел, так как Блюм в 1930 году создал еще более совершенный вариант, но уже не в виде вкладыша в короб пулемета, а установку, укреплявшуюся на «Максиме» справа-сверху. Ствольная коробка этого пулемета имела большую длину, что давало более длинный пробег затвору и соответственно снижало темп стрельбы да необходимых 600 выстр./мин.

На базе этого пулемета были разработаны варианты, которые заменяли танковый, ручной, авиационный и другие виды пулеметов, находящимся на вооружении РККА. Все они очень широко использовались для подготовки пулеметных расчетов, чем внесли немалый вклад в дело укрепления обороноспособности страны в довоенный период. Сам Блюм писал об этом так:

«Малокалиберные пулеметы в состоянии заменять боевое оружие во всех без исключения видах учебных пулемётных стрельб, включая и стрельбы с закрытых позиций, стрельбы по движущимся целям, и т. д. На малокалиберном пулемете можно практически подготовить пулеметчика, начиная с основ пулеметного дела и кончая выполнением в полевой обстановке (дистанция 200—300 м) сложных пулеметно-тактических задач со стрельбой по фигурным мишеням нормальных размеров.»

Также им был сконструирован и малокалиберный «карабин-пулемет», представлявший собой тренировочный вариант пистолета-пулемета. Он имел простую деревянную ложу и ствол длинной 400 мм.

Блюм был опытным охотником и предлагал использовать это оружие в качестве охотничьего карабина. Опыты с ним показали, что очереди по 5-8 выстрелов являются оптимальным видом огня. Пули при этом ложились очень кучно и создавали эффект, аналогичный попаданию картечи из дробовика 12-го калибра. Блюм предлагал свой карабин-пулемет для охоты на птицу и некрупных зверей, например, волков. И оказался совершенно прав! После войны его списанные карабины-пулеметы передали в охотхозяйства, где их стали применять для отстрела волков с самолета, что было и эффективным, и безопасным средством контроля за их популяцией.


Пулеметы Блюма на пулеметах «Максим».

Предлагалось это оружие использовать и в качестве основы для развития в стране массового пулеметного спорта (вот даже как!), который стал бы серьезной составной частью для допризывной подготовки молодежи в рамках работы системы ОСОАВИАХИМа.

В 1933 году Ковровским инструментальным заводом № 2 (ныне Завод им. В.А. Дегтярева) было выпущено 33 пулемета Блюма, в 1934-м — 1150, в 1935-м — 1515. В целом пулеметы Блюма сыграли значительную роль в подготовке стрелков-пулеметчиков в РККА и сэкономили стране немало ценных ресурсов.

Что касается конструкции пулемета Блюма, то самым оригинальным в нем был его магазин. А так ничего особенного в нем не было. Стрельба со свободного затвора, спусковой рычаг соединен со спусковым механизмом на пулемете. Но были варианты и с обычным спусковым крючком. Что же касается магазина на 40 патронов, то это по сути дела был револьверный барабан с гнездами для патронов. Причем, когда магазин вставлялся в пулемет, каждое очередное гнездо его внутреннего патронного диска оказывалось при стрельбе поочередно перед патронником, становясь его продолжением, так что находящийся в нем патрон имел возможность двигаться лишь только вперед. Соседних патронов он, кстати тоже не касался и никаких деформирующих воздействий не испытывал. Затвор двигался через гнездо патрона в диске таким образом, что при этом досылал патрон в патронник, а затем при помощи двух бойков наносил удар по капсюлю и производил выстрел. Затем давление пороховых газов отбрасывало затвор вместе с гильзой назад. Гильза оказывалась, таким образом, в своем гнезде и сохранялась, а диск далее проворачивался на 1/40 часть своей окружности, после чего очередной патрон вставал перед патронником. Обычно в магазин заряжали 39 патронов, так как одно гнездо оставляли пустым, поскольку стрельба происходила с открытого затвора, а предохранители на пулемете отсутствовали. Ну и потом 40-й патрон мог легко выпасть из магазина через отверстие в крышке магазина, ведь там его ничто не удерживало.


Устройство магазина.

Передняя часть затвора представляла собой длинный тонкий стержень с двумя ударниками на переднем срезе, который проходил через магазин и осуществлял подачу из него патронов «напрошив». Вращение патронного диска магазина осуществлялось при помощи храпового механизма, приводимого в действие движением затвора вперед-назад.


Детали магазина.

Ни выбрасывателя, ни отражателя не было, а экстракция стреляной гильзы происходила за счет сохранявшегося в канале ствола остаточного давления пороховых газов. Для разряжания при возникновении осечки патрон или застрявшую стреляную гильзу извлекали, сняв магазин, выбрасывателем с ручным приводом от кнопки под стволом оружия.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    22 июля 2018 06:30
    "Стволик" для "Максима", чего только не было в нашей истории...
    Автору +++
    1. +8
      22 июля 2018 11:42
      Цитата: svp67
      hi ...чего только не было.
      1. +1
        23 июля 2018 15:27
        без комментариев good
        1. +1
          23 июля 2018 15:33
          Цитата: алекс-сп
          без комментариев good

          ...А вот ещё самопал под ружейный патрон 12 калибр. 800 выст/мин, на 100 м, лента на 100 патр.
          ...Только автоматика, клинит...Задержки recourse
  2. +7
    22 июля 2018 07:56
    Спасибо за статью ,интересное решение проблемы подготовки кадров и экономии боеприпасов.
  3. +6
    22 июля 2018 09:13
    Фотография:"пулеметы Блюма на пулемета"Максима" мне попадалась в конце 70-х в какой-то статье и там говорилось примерно так:" матросы- черноморцы на позициях под Одессой",а я гадал:"странный"Максим": без щитка, вместо ленты - дисковой магазин и на стволе ещё какая-то фигня".
    Было прекрасно, чтобы автор хоть чуть-чуть сказал о Добре: кто он , сколько всего было выпущено пулеметов? Допускаю такую возможность,что летом 1941 эти "Блюмы"использовались и на передовой. В начальный период войны, когда всего не хватало и они могли пригодится
  4. +3
    22 июля 2018 09:32
    Спасибо, за отличнейшую статью. Ещё пулемёт системы "Блюма" использовался на учебных самолётах Поликарпова Р-1.
    http://military-photo.com/unsorted/2872-photo.htm
    l smile
  5. +7
    22 июля 2018 09:37
    ОСОАВИАХИМ внёс значительный вклад в укрепление обороноспособности страны: сколько тысяч людей получили начальные навыки владения оружием! Когда мне было лет 13-14,я встречал многих ветеранов и переодически задумывался: как вчерашние школьники и школьницы ,когда записывались в истрибительные отряды, сразу знали как обращаться с винтовкой? Как массово была организована подготовка к армии?
    Сейчас подумал: сколько тысяч ребят осваивали пулеметную "грамоту" на Блюме?
    1. +7
      22 июля 2018 18:55
      Буду груб, но неоднократные реформы образования в школах, привели к тому, что родители искренне радуются если из чадам на ОБЖ достался "однорукий военрук", а не дама бальзаковского возраста - последний раз бывшая в лесу в третьем классе начальной школы, да и то в пределах пионерского лагеря!
      Если честно тесть искренне радовался "простым и наивным" вопросам внучки (моей дочери). Когда после уроков ОБЖ, его пытали перед походом в лес "дед ты карту взял"?
      - зачем?
      - чтобы не заблудится?
      - где?
      - в лесу.......))))
      - это разве лес?
      - но мы с тобой идем куда?
      - в лес?
      - в лесу необходима карта?
      - зачем?
      - чтобы не заблудится?
      - где?
      - в лесу?
      и д.т. по кругу!!!
      В 6 классе, детям внушили, что они выросли и в лес им необходимо брать гаджеты!
      Тесть, который воспринимал до этого телефон только как "злобный неодушевленный предмет, а-ля пособник Тещи и Свекрови, который гремит когда не попадя", тихо впал в ступор. И выдал триаду "про учительницу ОБЖ, козу и баян"! Учитывая, что иерархии получателей от детей их старых телефонов он был, даже дальше чем я! И кроме старых нокий и моторол он нечего не видел. А ценил в их только большие клавиши и громкий звук. Дед тяжело принимал истину, что он под колпаком! Думаю даже пару раз топил свои телефоны на рыбалке, как раз от осознания истины - телефон это зло. Поичем уперся рогом довез свое бабье царство за Ревдель и доказал, "Джпиэс" это не панацея. Обратно его лендровер я притащил на Уазике с пробитым мостом.
      После всего этого уже в меня вкралось сомнение в "интелект" учительницы ОБЖ. И я просто поговорил с дочерью на эту тему. Сколько я узнал нового!
      1. У нас до сих пор есть время зимнее и время летнее, в связи с чем необходимо вносить поправки при определении сторон света по часам.
      2. Разборка АК, начинается - с доставания магазина из рукоятки пистолета. И далее по тексту из наставления даже не ПМ, а ТТ!
      3. ............ там было и 4, 5 и т.д.
      Кончилось это все скандалом, после того как на классном собрании задал наивный вопрос, что такое "картографическая улитка" учителя ОБЖ и географии "поплыли"! Попытка спасти товарок учительницы биологии - защитана не была.
      Тогда тетки учителя попытались решить вопрос "педпгогическим способом" а именно "хайлом" - то есть у них есть диплом педагога, а других нет, так что они умные и коасивые, а я - тупой и . Спас положение сосед по парте военком, который не сразу проснулся от воплей педагогического состава, не сразу врубился в тему, но когда осознал, что его Гришка не знает, что такое "улитка", "азимут" и как на тактичекой карте обозначался миноносец "Невозмутимый"! Назвал бабье так, как меня подмывало брякнуть еще минут десять назад, но мешало воспитание.
      После скандала, класс моей дочери по предмету ОБЖ ведет молодой учитель истории. Печально, но он знает, что время в России с летнего на зимнее не переводится, мох растет на севере и как обозначать на карте миноносец "Невозмутимый"! По работе с картой его натаскал военрук, хотя ыидимо перестарался. Что такое улитка он выдает влет, при этом выпучивает глаза и втягивает живот. Про сборку и разборку АК, знаю, что что-то делали. Зотя у меня есть кислое подозрение, что в школе не так все просто. Учитывая то, что моя дочь на уроки ОБЖ по очереди перетаскала всю мою коллекцию СПХ от ППШ до ПП "Томпсон". Хотя дочь радуется, это не "нудеж 60 летней бабки" про выходы в лес с айфоном и политичекой картой мира!
      С уважением, Влад!
      1. +5
        22 июля 2018 20:43
        О чем Вы? У меня в школе псы-рыцари (почему псы они не знают!) до сих пор тонут на уроках литературы и истории во льдах Чудского озера и это после того, как я читал всему коллективу лекцию о наиболее одиозных ошибках, допускаемых учителями. Понравилась лекция! Но это было давно и, видимо, забылось.
      2. +2
        22 июля 2018 21:59
        Мдааа.... А Виктор Николаевич еще пытался вещать что-то о навыках электротехники!
  6. +5
    22 июля 2018 13:37
    В 1960 на его основе выпускали охотничий автомат, так что их или переделывали из имеющихся на складах или что маловероятно делали новые. Значит, их было в нормальном количестве и использовалось это учебное пособие и после войны, раз дожило до переделки.
    1. 0
      23 июля 2018 04:42
      Хоть узнал, откуда "ноги растут" у охотничьего автомата. Но вот ни разу не слышал о его применении... только и была заметка в альманахе.
  7. +3
    22 июля 2018 15:25
    Символ эпохи, надо сказать. Сегодня серийные боевые патроны на складах лежат бесплатно, а мелкашечные надо делать за деньги.
  8. 0
    25 мая 2020 01:56
    Спасибо, познавательно good