Судьба БМД-4М почти решена
Всего несколько лет назад решением сложившейся проблемы считалась новая БМД-4. Однако при всех своих достоинствах эта бронемашина имела и недостатки. Сначала было построено всего пара десятков БМД-4, а потом начальник Генштаба генерал Н. Макаров прямым текстом сказал, что это машина военных не устраивает. По его словам, стоит она дорого, почти как танк, а по боевым качествам не сильно лучше предыдущих модификаций. Кроме того, из ряда источников следует, что военные были далеко не в восторге от электроники БМД-4, которая в своей основе перешла к «Четверке» от БМД-3. Неприятная ситуация с БМД-4 вынудила руководство «Курганмашзавода» инициировать начало модернизации. Первый опытный экземпляр обновленной боевой машины с названием БМД-4М был представлен военным в марте 2008 года.
10 мая этого года командующий ВДВ генерал-лейтенант В. Шаманов поделился с журналистами подробностями нынешних планов на новую машину. По его словам, БМД-4М действительно планируется рекомендовать к серийному производству и закупке. В то же время, БМД-4М должна пойти в войска не в имеющемся виде. Десантников в настоящее время не устраивает архитектура бортовой электроники новой бронемашины. Дело в том, что работу ходовой части и боевого отделения обеспечивают две независимые системы. Это не имеет каких-либо фатальных последствий для проекта, но для повышения боевых качеств новой БМД, а также для создания задела для будущих модернизаций обе системы должны быть совмещены в единой АСУ (автоматизированная система управления). Для этого, кроме прочего, нужно заменить ряд компонентов управляющих систем на их цифровые аналоги. В результате очередной модернизации БМД-4 Воздушно-десантные войска надеются получить полностью современную и перспективную машину с цифровой электроникой на борту.
На проведение всех необходимых для модернизации работ и подготовку серийного производства в настоящее время отводится четыре года – первые полностью цифровые БМД-4М (вероятно, обозначение модификации изменится) пойдут в войска в 2016 году. При этом Шаманов отметил, что имеющиеся в войсках боевые машины десанта первых двух модификаций не только устарели, но и почти полностью исчерпали свой ресурс. Вдобавок к модернизации и ремонту старых машин командующий ВДВ предлагает начать закупку БМД-4М в ее нынешнем виде прямо сейчас. Свое предложение Шаманов объяснил просто и понятно: на модернизацию БМД-4М требуется время, а его в нынешних условиях не так уж и много. Поэтому можно начать закупать имеющуюся модификацию, тем более, она и так в целом устраивает военных. А что касается единой АСУ и повышения защиты, то переоснащение машин можно произвести уже после поставок.
В будущем, кроме единой АСУ, БМД-4М, по мнению военных, должна получить следующие системы. Систему слежения за параметрами движения, обновленную электронику боевого отделения, систему навигации (ГЛОНАСС/GPS) с возможностью построения маршрута, аппаратуру взаимодействия с системой управления войсками «Полет-К» и т.д. Относительно вооружения и ходовой части десантники претензий не имеют.
По-видимому, руководство ВДВ пока только формирует документацию с требованиями к модернизации. В пользу этой версии говорят заявления заместителя генерального директора концерна «Тракторные заводы» (в концерн входит «Курганмашзавод» и несколько аналогичных предприятий) А. Лосева, приведенные газетой «Известия». Он утверждает, что технического задания от Минобороны его концерн пока не получал и, как следствие, пока нельзя с уверенностью говорить о дальнейшем развитии проекта БМД-4М. В то же время, Лосев полагает, что требуемая модернизация не повлечет за собой серьезных конструктивных изменений. Всю новую аппаратуру, скорее всего, можно будет безо всяких проблем устанавливать на старые посадочные места. Что касается производства БМД-4М в нынешнем виде, то «Курганмашзавод» имеет все необходимые возможности для изготовления нескольких десятков машин в год. По словам Лосева, единственное ограничение по количеству связано с тульским КБ Приборостроения, которое поставляет боевые модули «Бахча-У». По ряду причин «Курганмашзавод» на данный момент способен производить больше ходовых частей, чем КБП боевых модулей. Касаемо перспектив единой АСУ замгендиректора «Тракторных заводов» сказал, что у «Курганмашзавода» есть определенные наработки в этой области. Правда, на их доведение и интеграцию в имеющиеся аппаратные условия БМД-4М потребуется время, около двух-трех лет.
Наконец, открытым остается вопрос стоимости модернизированной БМД-4М. По причине отсутствия технического задания об этом пока говорить рано. Тем не менее, некоторые эксперты и высокие руководители предприятий отрасли уже строят свои предположения. Согласно им, обновленная БМД-4М будет иметь примерно такую же стоимость, как и исходная. В то же время, не стоит забывать тот факт, что размер заказа напрямую влияет на стоимость конкретной машины. Поэтому чем больше новых БМД будет заказано, тем дешевле обойдется каждая из них. Что касается модернизации уже изготовленных БМД-4М в ходе ремонта, то стоимость этих работ оценивается в 5-7% от цены самой машины. Естественно, это все всего лишь примерные оценки и реальность 2016 года может сильно отличаться от них в любую сторону. Само собой, хотелось бы, чтобы итоговая стоимость строительства и модернизации оказалась меньше предполагаемой.
Иногда приходится слышать мнение о том, что бронетехнику для ВДВ следует делать на основе единой бронеплатформы «Курганец-25». По словам генерала Шаманова, это предложение бесперспективно, прежде всего, по весовым причинам. Теоретически, на базе «Курганца-25» можно сделать бронемашину с нужным для ВДВ составом оборудования и вооружения. Однако эта платформа имеет такие массогабаритные параметры, при которых БМД на ее основе можно будет десантировать далеко не со всех военно-транспортных самолетов. Причем разница в весе гипотетической машины десанта на базе «Курганца-25» и БМД-4М достигает десяти тонн, что ни при каких обстоятельствах не может быть признано подходящим для ВДВ.
По материалам сайтов:
http://www.ria.ru/
http://www.izvestia.ru/
http://gurkhan.blogspot.com/
Информация