Баллада о доспехах для ног

41
Однажды Ноги очень гневно
Разговорились с Головой:
"За что мы у тебя под властию такой,
Что целый век должны тебе одной повиноваться;
Днем, ночью, осенью, весной,
Лишь вздумалось тебе, изволь бежать, таскаться
Туда, сюда, куда велишь;
А к этому еще, окутавши чулками,
Ботфортами и башмаками,
Ты нас, как ссылочных невольников, моришь…
(«Голова и Ноги», басня Дениса Давыдова, 1803 г.)


Что-то мы давно не обращались к теме средневекового оружия и доспехов. И, как мне на это недавно попенял один из посетителей ВО, это есть серьезное упущение. Нужен, мол, баланс между темами. Согласен, вот только найти интересную тему не так-то и легко. Многое уже рассматривалось. Шлемы, причем разных видов… РАССМАТРИВАЛИСЬ! Анатомические кирасы – РАССМАТРИВАЛИСЬ! Эпоха кольчуги и смешанной кольчужно-пластинчатой брони, а также «белые доспехи» и их украшение – все это было. А вот чего не было? Оказывается, практически ничего не было про доспехи, защищающие ноги. То есть было, конечно, как не быть. Но только в совокупности с другими доспехами, а не в виде одного материала, в котором бы данная тема рассматривалась бы «от и до». Ну, что ж – значит настало время и для ног!



Ну, а начнем мы с эпиграфа Дениса Давыдова, басни, сильно попортившей его дальнейшую карьеру и понятно почему. Действительно, подмечено очень верно. Голова – она всему голова! И воины уже в древности оберегали ее больше ног. Например, египтяне вообще сражались босоногими, кстати, так же, как и более тяжело вооруженные и одоспешенные ассирийцы. Вот всадники последних и цари носили сапожки. Например, царь Ашшурбанипал на рельефе, где он изображен охотящимся на львов, носит на ногах именно сапожки, причем они напоминают американские ботинки на шнуровке времен Первой мировой войны, однако это и все!


Рельеф из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Британский музей.

Баллада о доспехах для ног

Микенский воин. (Рис. Джузеппе Рава)

В ранний период своей истории греки времен крито-микенской культуры (хотя их вряд ли и греками-то можно было бы назвать, но пусть – греки и греки, так уж принято!) носили поножи, закрывавшие им ноги от стопы и до колен. Спартанцы на заре своей истории носили такие же поножи, напальчники, закрывавшие носок ступни с пальцами, а также цилиндрические набедренники, напоминавшие широкие браслеты. То есть, за исключением узких полосок кожи, эти их «латы» закрывали всю ногу до пояса, где верхняя часть бедер закрывалась «юбочкой» – зомой, с металлическими бляхами. Но потом они вообще от доспехов отказались и ходили в бой в одних только шлемах и с большими, диаметром 90 см щитами, побеждая не столько за счет снаряжения, сколько выучкой и тактикой.


Афинский гоплит, IV век до н.э. (Фигурка в масштабе 1/16 фирмы «МиниАрт»)


Устройство щита с фартуком. (Рука от фигурки в масштабе 1/16 фирмы «МиниАрт»)


Устройства поножей греческих гоплитов на фигурках фирмы «МиниАрт» выполнено совершенно правильно.

Правда, афиняне использовали на щитах защитный фартук, который защищал от стрел именно ноги, вернее бедра. Потому, что ноги афинских гоплитов традиционно защищали опять-таки поножи анатомической формы. Даже ремешков на них сзади не было! Просто раздвигали их края и надевали на ногу, где они держались за счет точной подгонки! Удобно, что и говорить.


Скифы имели обыкновение щеголять в кожаных набедренниках, покрытых чешуей. (Рис. Ангуса МакБрайда)


Кстати, Александр Македонский, судя по дошедшим до нас изображениям, тоже воевал «голоногим». Вот, например, каким он представлен одетым в доспехи работы американского реконструктора Мэтта Пойтраса.

На римских колоннах – Траяна и Марка Аврелия все римские воины – голоногие, ну, разве что в штанах наподобие облегающих бриджей. «Бракка» – так они назывались и от этого слова и пошли наши «брюки».


Римский легионер III в. н.э. (рис. Ангуса МакБрайда) На этом рисунке он уже в длинных штанах, но ноги, как и раньше, доспехами не защищены.


Римский трибун эпохи империи. (Реконструкция Мэтта Пойтраса)

В эпоху гибели Рима и последовавших за этим периодом «темных веков» воинам было не до своих ног. Штаны есть, и ладно. Поскольку все доспехи в основном носили на себе, да и всадники, не знавшие стремян, старались воевать пешими, а на лошадях лишь добирались до места боя. Во всяком случае на миниатюре с воинами эпохи Карла Великого из «Золотой псалтири» доспехов на ногах у всадников нет.


Воины «Золотой псалтири» (Библиотека монастыря Сен-Гален)

Следующий исторический источник – это знаменитый «ковер из Байё». На самом деле это, понятно, никакой не ковер, а вышивка шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. На его изображениях хорошо видно, что воины Гарольда и Уильяма (Вильгельма Заввоевателя) одеты в кольчуги с разрезом спереди. На ногах у них обмотки и лишь у Уильяма и графа Юстаса – кольчужные прикрытия в виде полос из кольчуги. Даже епископ Одо и тот не имеет подобного «доспеха». То есть очевидно, что особой пользы от прикрытия ног тогда еще всадники не видели. В свою очередь это позволяет говорить о тактике боя. Вблизи вражеские воины, понятно, били бы всадников в самые незащищенные части тела, то есть… по ногам! Что вызвало бы «бронирование» ног. Но поскольку ничего такого мы не наблюдаем, можно сделать вывод, что сражались всадники с той же пехотой… на расстоянии. Что и показано на «ковре». То есть они метали в нее копья! И лишь потом, расстроенных пехотинцев всадники рубли мечами. Причем, рубили, когда тем было почему-то не до их ног… Впрочем, все это хорошо показано на сценах из вышивки, причем очень даже натуралистических. По ногам никто противников не бьет. Даже не пытается!


Сцена с «байесской вышивки».

А дальше начинается процесс развития защиты колена и голени, то есть… в боях им стало, наконец-то, «доставаться. Прежде всего увеличилось количество простейшего вида защиты: кольчужной полосы, закрывавшей голень до колена и закреплявшейся завязками на икре сзади. Это уже эпоха первых крестовых походов, когда такой вид защиты стал широко распространенным. Затем появились кольчужные «гольфы» (до колен) и кольчужные чулки на всю ногу. В 1195 году такие доспехи представляли собой кожаные чулки, на которые спереди, опять-таки, пришнуровывалась такая кольчужная полоса, но уже на всю ногу, от стопы до верхней часть бедра.


Тамплиеры 1195 г. (Рис. Вайна Рейнольдса)


Рыцарь1210 г. (Рис. Грэхема Тёрнера) Англии, такая защита для ног широко применялась и в XIII веке.


Госпитальер 1230 г. (Рис. Вайна Рейнольдса)

Если судить по миниатюрам, то нога до колена могла защищаться и кожаной накладкой, которая также завязывалась на икрах шнурками, но только вместо кольчуги на нее, одна к одной, наклепывались металлические бляшки (кружочки). Такая форма защиты, видимо, применялась реже, чем кольчужная «броня». Однако, уже к 1250 году кольчужные «чулки» стали именно чулками, то есть обтягивать ногу от стопы до бедра. Надевались они поверх льняных чулок-шоссов, на которые надевались кожаные чулки, после чего на них уже надевались кольчужные (все это привязывалось к поясу!). Но самые модники поверх кольчужных чулок надевали еще и чулки из яркой ткани, например, шелка, так что кольчуга под ними была и не видна!

В это же время, прежде всего в Италии и в государствах крестоносцев на Востоке, усиливать защиту ноги до колена стали путем наложения на кольчугу тисненых кожаных пластин из так называемой «вареной кожи». «Сапожной кожи», вываренной еще и в масле!


Рыцарь Аутремера 1285 г. (Рис. Кристы Хук)

Видимо, в боях стали страдать колени. Поскольку кроме кольчужных шоссов на них стали надевать стеганые трубчатые наколенники с коваными выпуклыми умбонами.

А вот дальше – и это самое интересное, именно ноги первыми получили полное латное прикрытие, то есть «анатомическую броню», форма которой точно следовала контурам тела. Даже на руках использовались еще пластины «полуцилиндры» и «диски», перешнуровывавшиеся на локтях, а вот ноги – те стали прикрывать доспехами уже во времена альбигойских войн и затем Столетней войны, чему подтверждением является знаменитая эффигия графа Танкавеля из Каркассона и «Черного Принца» Кентербери.


Эффигия графа Транкавеля из замка Каркассон. В подписи под ней написано, что она относится к XIII в. и это правильно, ведь когда были Альбигойские войны. Но обратите внимание на ноги. Латные прикрытия голеней не отличаются от тех, что носили и столетие спустя. То есть вот как рано появилась броня для ног!


Эффигия «Черного принца» в Кентербери.


А вот это уже классика 1410 года! (Рис. Грэхема Тёрнера)


Доспех 1450 г. (Рис. Грэхема Тёрнера) На нем слева изображен в деталях весь «кюис», или набедренник, который также дополнялся кожаным элементом с отверстиями для крепления его лат к дублету. Наколенник, снабженный по итальянским традициям большим боковым крылышком, дополнялся «ламе», или металлическими полосками вверху и внизу, что позволяло сгибать ногу без опасности открыть какую-то часть тела для удара. «Грив» — поножа, или наголенник, — соединялся ремешками, к которым крепился заклепками, с внутренней стороны. Скреплялись эти детали прежде всего крючками и ремешками, которые затягивались на тыльной стороне ноги.


Гринвичский латный доспех 1580 г. (Рис. Грэхема Тёрнера) Справа устройство «кьюис» доспеха, принадлежавшего сэру Генри Ли.


Польский гусар этого же года. (Рис. Вайна Рейнольдса)

Бедро защищалось только спереди и понятно почему. Экономия металла и добраться до него было сложно. Пехотинцы тоже в основном имели наколенник со спуском на голень и с пластиной несколько выше колена и все.


Доспех «деми-лэнс» («полукопейный») сэра Джеймса Скьюдамора 1590 г. (Рис. Грэхема Тёрнера) Как видите, ниже колен доспехи отсутствуют вообще!

То есть с головы все началось, перешло на торс и в итоге головой, то есть каской на ней и кирасой на теле все и закончилось. Правда, те же кирасиры отличались высокими ботфортами из прочной кожи с выступающими наколенниками. Но это и все, что могло предложить новым панцирным всадникам Новое время!


Самураи 1185 года в характерных поножах сунеатэ раннего образца без наколенников. (Рис. Ангуса МакБрайда)

На Востоке в обычае было защищать ноги кольчужным плетением с напуском на колени, которые дополнительно «бронировались» металлическим умбоном. В Японии до ХII века поножей вообще не использовали. Там в моде были сапоги до середины икры из прочной кожи. В середине ХII века появляются первые образцы поножей сунеатэ из металлических пластин, обычно трехстворчатые, а для стопы была придумала особая, «самурайская» обувь – башмаки куцу из жесткой кожи, обшитые сверху медвежьей шкурой (или кабаньей, если кто победнее). Под поножами носили обмотки кахян, чтобы они не натирали кожу. Поножи покрывались черным лаком (неважно были они из кожи или из металла!) и расписывались золотом. Колено защищено еще не было, что для всадника являлось большим упущением со стороны оружейников.


Доспех о-ерой XVIII в. с характерными цуцу-сунеатэ с очень большими наколенниками. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Исправили его, однако, только в XVI веке, когда к верхнему краю сунеатэ прикрепили наколенники татэ-огэ (от слова «татэ» – щит). На некоторых сунеатэ, называвшихся бисямон-сунеате (в честь бога войны Бисямона) колено защищало продолжение средней пластины, выступающей далеко вверх и получившее название какудзури. От меховой обуви к этому времени уже отказались, а носить стали плетеные сандалии варадзи и даже деревянные сандалии гэта.

Еще одна реконструкция доспеха эпохи Эдо, XVII в. (Токийский национальный музей)


Отметим, что разновидностей сунеатэ было много. Так, уже в XV веке появились такие разновидности, как цуцу-сунеатэ из трех больших пластин, обычно на шарнирах, и сино-сунеате – из узких пластин на тканевой либо кольчужной основе. Вдобавок металлические пластинки начинают нашивать на штанах, чтобы защитить бедра, с которых у сидящих на конях самураев, спадали кусадзури – отдельные сегменты «юбки» панциря и пластины набедренника – хайдатэ. Кстати, наколенники были толстыми, на вате, а спереди чаще всего обшивались шестигранными металлическими пластинками кикко. Кусари-сунеатэ в качестве защитного имели кольчужное плетение, но они плохо защищали от удара и не были популярными в такой же степени, как пластинчатые.


Набедренники хайдатэ. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В эпоху «новых доспехов» появились лишь эттю-сунеатэ – те же сино- сунеатэ, но без матерчатой подкладки. Считалось, что носить их следует в дождь или если приходится часто форсировать реки, потому что намокнуть на них могли лишь завязки. Появились сапоги когакэ из прочной кожи и с подошвой из такой же кожи или даже металлических пластин. Пятки у них не было и на ней они закреплялись на завязках. Пехотинцы асигару могли носить обмотки кахян и даже вставлять в них пластинки бамбука. Но специально им давать какие доспехи для ног считалось непозволительной роскошью.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 сентября 2018 06:37
    Штаны есть, и ладно.

    Штаны бывают разные. Например, стеганые штаны древних тюрков. В подкладку добавляли речной песок или железные опилки...
    1. +4
      5 сентября 2018 09:49
      У скандинавов эпохи викингов практиковалось добовлять железные полосы в сапоги. Да и кольчуги носили длиной ниже колена.
      1. +4
        5 сентября 2018 13:52
        Только ярлы! Гребцы носили короткие!
    2. +4
      6 сентября 2018 12:29
      А трусы из свинца когда появились ? what
      1. +1
        6 сентября 2018 21:26
        когда космонавтов в космос начали запускать. drinks До этого из свинца делали только пули, трубы и косметику wink хотя можно спросить многоуважаемейшего В.Н. Куриоса, он немедленно прочтет лекцию по свинцу на три листа с картинками и иронией. fellow Что поделаешь, уважаемый профессиональный металлург! request drinks
  2. +5
    5 сентября 2018 06:54
    Спасибо за статью, Вячеслав Олегович! Уточните, пожалуйста, приведенная эффигия которому Транкавелю принадлежит?
    1. +5
      5 сентября 2018 14:00
      Ой, какой интересный вопрос! В подписи об этом не было вообще и я и не подумал поинтересоваться. Съездил только в аббатство Ла-Грас - думал там этих эффигий... А тама нету! Уже в Пензе на испанском сайте прочитал, что это... Симон де Морнфор. Не согласился с этим, поскольку у того на гербе лев. Начал смотреть - а это герб Транкавелей! Но... КТО? На гербовом щите (два нашиты на груди) башня имеет щитовую окантовку. Значит, это не старший сын, у того ламбель, и не второй, полумесяц, и не третий, четвертый... Но окантовка? Так что пока я этого не установил. Не зная испанского трудно. Я же не знал всего этого, когда был в замке. А мог бы спросить тамошних специалистов. А писать теперь? Вообще-то, мысль! Ясно, что Транкавель и что начало 13 века. Но кто именно? Обязательно поинтересуюсь!
      1. +2
        5 сентября 2018 22:40
        Посмотрел... и вот что нашлось! На груди у этой эффигии НЕ ГЕРБ ТРАНКАВЕЛЯ!!! Но... герб Каркассона или один из его вариантов. Но Каркассон был замком Транкавелей... И как это понять? Пока ничего больше сказать не могу. Но это и не герб Симона де Монфора!
        1. +1
          7 сентября 2018 12:08
          Я тоже поинтересовался. Знаете, Вячеслав Олегович, а ведь вполне возможно, что эффигия Симона де Монфора. Последние 14 лет жизни он был виконтом Каркассона и, после гибели при осаде Тулузы похоронен в Каркассоне же. Что до инакости герба, то причины могут быть разные, от банального незнания геральдики скульптором, до скрытой неприязни горожан к виконту.
  3. +7
    5 сентября 2018 08:52
    На римских колоннах – Траяна и Марка Аврелия все римские воины – голоногие, ну, разве что в штанах наподобие облегающих бриджей. «Бракка» – так они назывались и от этого слова и пошли наши «брюки».


    Римские легионеры во времена Пунических войн. III-II вв. до н.э. Художник Angel Garcia Pinto.
    Тогда на основании, каких данных некоторые художники изображают легионеров и их командиров с одной или двумя поножами на ногах?
    К тому же форма щитов легионеров неплохо защищала туловище воина до колен.
    1. +5
      5 сентября 2018 09:46
      Меня напрягло другое. На приведенных Вами изображениях римские войны имеют овальные скутумы, что не характерно для вооружения римских легионов времен республики. Хотя остальное вооружение и доспехи: гладусы, пилум, кольчуги имеют прямое отношение именно до христианской эпохе Рима.
      К слову, Пунические войны и триумфы Трояна разделяют несколько веков. Кроме того можно предположить, что колонны Марка Аврелия и Трояна могут быть не настолько информативны, как нам этого хотелось. Примеры мы уже приводили ранее, например "рыцарь с плюмбатой"! А может просто римский легионер в лорике сигменте с плюмбатой?
      Единственное нигде в статье не увидел святое-святых рыцарских доспехов - сабатон!
      С уважением!
      1. +2
        5 сентября 2018 09:55
        А, какой щит был характерен для легионеров времён республики?
        Римский щит эпохи Пунических войн известен в описании Полибия:
        «В состав вооружения прежде всего входит щит шириною в выпуклой части в два с половиною фута, а длиною в четыре фута; толщина же щита на ободе в одну пядь. Он сколочен из двух досок, склеенных между собою бычьим клеем и снаружи обтянутых сначала холстом, потом телячьей кожей. Далее, по краям сверху и снизу щит имеет железные полосы, которые защищают его от ударов меча и позволяют воину ставить его наземь. Щит снабжен еще железною выпуклостью, охраняющею его от сильных ударов камней, сарисс и всякого рода опасных метательных снарядов».

        1. +3
          6 сентября 2018 01:24
          Цитата: hohol95
          А, какой щит был характерен для легионеров времён республики?

          Разные подразделения римской армии в разные временные периоды имели щиты совершенно различных форм и размеров, так будет краткая форма ответа.
      2. +3
        5 сентября 2018 10:01

        Фото: Римский щит II – I веков до н.э. из Каср эль-Харит, археологический музей, Каир
        1. +6
          5 сентября 2018 10:46
          Если кратко, по истории римского скутума.
          Изначально щиты римлян ничем не отличались от греческих. Круглые диаметром 90см.
          Плутарх упомнает, что классический выгнутый прямоугольный скутум появился при последних царях Рима. В дальнейшем щит эволюционировал только в сторону технологичности. К концу Пунических войн он продолжал представлять выгнутый щит прямоугольной формы из двух частей с вертикальной планкой усилителем. Овальную форму римские щиты принимают к второму столетию н.э. К третьему - римский сукутум утрачивает выпуклую форму.
          Где-то так!
          С уважением, Котище.
          1. +3
            5 сентября 2018 11:11

            Алтарь Домиция Агенобарба.
            Возведен, возможно, Гнеем Домицием Агенобарбом, римским консулом, в 121 г. до н. э. По иной версии — другим Гнеем Домицием Агенобарбом — консулом 202 г. до н. э. Третья версия сообщает еще об одном консуле, в 32 г. до н. э., под тем же именем… От алтаря сохранились четыре рельефа из пентелийского мрамора.
      3. +4
        5 сентября 2018 10:02
        Цитата: Котище
        Меня напрягло другое. На приведенных Вами изображениях римские войны имеют овальные скутумы, что не характерно для вооружения римских легионов времен республики.

        Кажется во времена республики они как раз были овальными. Прямоугольными они стали уже ко временам империи. Хотя возможно я ошибаюсь.
        Цитата: Котище
        Единственное нигде в статье не увидел святое-святых рыцарских доспехов - сабатон!

        Сабатонов нет, латных юбок тоже, а после кольчужной защиты сразу следует латная, хотя был период шинной защиты конечностей. В целом статья скорее обзорная.
      4. +1
        5 сентября 2018 10:10
        римский легионер в лорике сигменте с плюмбатой


        Lingua latina non verpa canina est.
        1. +3
          5 сентября 2018 21:23
          Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
          римский легионер в лорике сигменте с плюмбатой

          Lingua latina non verpa canina est.

          Наверное все-таки, тогда: Lingua latina non penis canis est!
      5. 0
        30 октября 2018 17:07
        Художник меньше всего заморачивался тем, что когда нибуть по его картинкам кто то попытается историю изучить. Так что брал он в рисунок то, что ему казалось симпатичнее, вот и все. Видел где нибуть такой вот щит, ну и рисовал его, раз понравился. Ровно то же касается любых иных исторических рисунков, и всех деталей, на них изображенных. Интересна история с "древнегреческими" поножами.
        Разумеется, если предполагается маневренные действия пехоты в бою, никаких поножей надевать не стоит. Просто не сможешь их таскать, двигаясь с потребной скоростью. Оружие и снаряжение и так тяжело, в нем и стоять непросто, а еще и по полю бегать... Увесистые гири на ногах абсолютно ни к чему.
        Что это было? Какая то странная история. Мягкие листы металла, которые можно разогнуть руками, а потом невозмутимо согнуть по ноге. От удара чем они могут защитить вообще? На ум приходит только деревянный кол, с каленым в костре острием. Парень этот в медных трубах...
        Впечатление такое, что эти воины воевали не с равными себе, а исключительно с какими то дикарями. И снаряжение мгновенно сменилось, когда начались схватки между собой. Если к этому еще вспомнить длиннющие мечи из "черной бронзы", одномоментно появившиеся вдруг на полях сражений, после чего так же, практически одномоментно исчезнувшие, прихватив с собою эту самую "черную бронзу", которую вдруг почему то перестали изготовлять, несмотря на все ее выдающиеся качества...
        Хоть ты книжку фэнтези пиши, про войско из параллельного мира, со своим оружием оттуда, напавшее на местных дикарей. Но без промышленной базы, которая позволила бы изготовить и черную бронзу, и многое иное, мелькнувшее и исчезнувшее. Мало данных! Очень и очень мало!
    2. +2
      5 сентября 2018 14:01
      hohol95 (Алексей) Источник у меня указан, а какими пользовался этот художник надо искать...
      1. 0
        31 октября 2018 11:48
        Да никакими! На кой предмет ХУДОЖНИКУ лазать по источникам? Что ему там искать и зачем? Он просто рисовал как умел то, что у него купят. И как художник - ходил по улицам, заходил к в дома, куда пускали, рассматривал что мог и потом рисовал. Увидел на стене щит занятный - изобразил, если нужен был щит в картине.
        Какие требования были издавна у заказчика? А ну изобрази меня покрасивше! Нарисуй вон ребят из моего войска, чтобы выглядели покруче! Изобрази битву, в которой мы давим жалких врагов, при этом мы ужасные и крутые, а враг неукоснительно бежит!
        Вот и все. Никто и никогда из заказчиков не требовал никакой достоверности. Зачем она на картине? Максимум - некоторое портретное сходство (и то - бородавки убери, синий нос не вздумай рисовать, росту мне добавь и камушки на перстнях побольше...), ну и лучеметы не рисовали, потому что ничего про них не слышали.
        Можно сделать некоторые выводы на основе картин, конечно. Но очень некоторые...
  4. +9
    5 сентября 2018 11:04
    В 2011 году некто Иоган Матцке провел исследования более около 1300 останков людей, погибших в период с XII по XVI века из различных захоронений. Цель исследования - определить характер травм, приведших к смерти и сравнить их современными данными от ХЕМА (HEMA, Historical European Martial Arts. Исторические Европейские Боевые Искусства), чтобы определить насколько близко современной историческое фехтование к реальному средневековому.
    Сама постановка вопроса, конечно, странная и спорная - Хема занимается, фактически, дуэльным фехтованием, а исследовались останки погибших в различных битвах. Ну, да это ладно. Тут интересна статистика повреждений, полученная Матцке при исследовании останков реальных воинов, погибших в разные периоды средневековья. Данные привожу по материалам статьи с сайта ХЕМА "Куда били в средние века? Анализ ранений" http://allhema.ru/index.php/stati/obshchie-voprosy/68-kuda-bili-v-srednie-veka-analiz-ranenij
    Пять поселений, выбранных для изучения травм: останки 1185 тел в битве при Висбю на о. Готланд, Швеция в 1361 году; 29 тел периода 6 (с середины XIIвека до конца XV) на кладбище церкви св. Андрея в Фишергейт, Йорк; 24 погибших в битве при Тоутоне, Англия, в 1461 году; 60 погибших в «Стокгольмской кровавой бане», Уппсала, Швеция, 1520 год; и, наконец,71 тело из церкви св. Марии в Осло, Норвегия.

    Вот такие скелетные травмы обнаружились и погибших в битвах при Вюсбю, Таутоне и ряде других средневековых конфликтов:
    Лицо 17 %
    Череп, слева 13 %
    Череп, справа 9,3 %
    Затылок 7 %
    Макушка 1 %
    Шея 1,7 %
    Торс 12,3 %
    Плечо, левое 1,3 %
    Плечо, правое 1,1 %
    Предплечье, левое 2,6 %
    Предплечье, правое 2,5 %
    Бедро, левое 3,1 %
    Бедро, правое 3 %
    Голень, левая 14,2 %
    Голень, правая 10 %

    Итого:
    Голова - всего 47,3% - почти половина.
    Ноги - 30,3% тоже очень прилично, причем основное - голени (24,2%).
    Торс и руки - 22,4% - меньше всего.
    То, что голове достается больше всего - понятно, но то, что чуть не треть скелетных повреждений от холодного оружия относится к нижним конечностям, меня несколько удивило. А ведь логично - отрубил или повредил противнику ногу - уже не боец. С отрубленной или подрубленной рукой еще можно сопротивляться, а на одной ноге это немыслимо. Тем не менее, ноги защищались как-то небрежно. По логике нужно бы защищать голову и голени, а не тело, а получается, что, кольчуги и кирасы - во вторую после шлемов очередь, а голени - в последнюю.
    Забавно.
    1. +5
      5 сентября 2018 14:06
      Самое популярное название меча у викингов - Ногокус!
    2. +4
      5 сентября 2018 14:20

      Миниатюра из манускрипта 1290 г с изображением приемов фехтования на мечах с применением щита баклера. (Королевский Арсенал, Лидс)
      Как видно га рисунке удары по ногам были вполне распространены в те времена.
    3. +4
      6 сентября 2018 01:22
      Цитата: Хозяин Трилобита
      То, что голове достается больше всего - понятно, но то, что чуть не треть скелетных повреждений от холодного оружия относится к нижним конечностям, меня несколько удивило.

      В этом исследовании есть один, но очень большой минус, - оно проведено ПО СКЕЛЕТАМ, т.е. анализируются ранения, которые оставили на костях след (а очень многие ранения, особенно в корпус, таковых не оставляют).
      1. +1
        6 сентября 2018 21:28
        интересно, что рассматривались и результаты Стокгольмской кровавой бани. Но, насколько я понимаю, там была именно что казнь! request или анализировали остатки тех, кто сопротивлялся до нее? what
    4. 0
      8 сентября 2018 15:32
      Учитывая, что основными военными долгое время были рыцари - тяжеловооруженные всадники, первостепенное бронирование торса и головы оправдано. Так-как нужно пережить таранный удар копьем. Развитие бронирования конечностей как раз совпадает с ростом роли пехоты. Сталкиваясь с копейной стеной, всадник во-первых, терял скорость, во-вторых, пехотинцу легче добраться до ног рыцаря.
      Столкновение же пеших бойцов неизбежно приводит к приоритетным атакам головы и конечностей. То есть того, что выступает из-за щита. Руки как и торс прикрыты щитом или активно работают оружием. То есть являются сложной целью.
      Анализ травм убитых в битве при Визбю это только подтверждает.
    5. 0
      31 октября 2018 11:54
      Вот это то, что я называю исследованием! Скорее всего, дело в том, что в бою строй на строй ноги повреждаются редко. До них просто не добраться, руку не опустишь. А в индивидуальной схватке, когда посвободнее, приличный щит и меч могут прикрыть хозяина целиком. До тех пор, покуда он бьется и перемещается правильно. Будь воин в поножах, его "перебегают" и поразят сбоку. А без поножей проиграет тот, кто хуже работает щитом и мечом. Не успел убрать ногу под щит при перемещении - вот и получил свое. Вполне логично.
  5. +3
    5 сентября 2018 12:15
    Хм, интересно, а как правильно: Грэхем или, всё-таки, Грэм (Тёрнер, который)?
    1. +3
      5 сентября 2018 14:07
      Сам он пишет Грэхем!
      1. 0
        7 сентября 2018 08:12
        Имелось в виду правильное у нас произношение написания Graham. Википедия (куда уж без нее) и тот же гугел-переводчик дают и так, и так. А вот, например, Barham у нас читают как Барэм, а Beckham - Бэкхем...
  6. +2
    5 сентября 2018 13:10
    А дальше начинается процесс развития защиты колена и голени, то есть… в боях им стало, наконец-то, доставаться.

    Цитата: Хозяин Трилобита
    меня несколько удивило.

    раскопки той поры познавательны... любили по ногам "рубить", а потом добовить
  7. +5
    5 сентября 2018 13:35
    А на Руси ноги не защищались доспехами?
    Европа освещена, Япония освещена, а своя страна осталась в ТУМАНЕ...

    Южнорусский дружинник первая треть XIII века.
    Поножи: как и наручи, приводятся гипотетически. Исходный материал — находка в Новгороде в слоях 1200—1230 гг. Обнаружены узкие пластины с фигурным краем, соединенные между собой посредством склепывания. Внизу поножи имели от вальцовку для придания жесткости всей системе и предохранения ног от натирания жестким краем. Изнутри могла подклеиваться амортизирующая подкладка. Поножи имели прямоугольную или трапециевидную форму и закрывали голень спереди, фиксируясь на ней посредством ремней и пряжек. Толщина пластин 1 мм(в местах взаимоперекрытия — 2 мм) (Новгородский музей).

    Поножи-бутурлыки, или батарлыки бывали трёх видов: из трёх широких досок, соединявшихся металлическими кольцами таким образом, что бутурлык охватывал всю ногу от пятки до колена; из одной широкой доски и двух узких; из одной выгнутой доски, прикреплявшейся к ноге ремнями.

    Вы уж осветите тему отечественных средств защиты...
    1. +7
      5 сентября 2018 14:09
      Будет большой материал по русским доспехам допетровской Руси. Не все сразу...
      1. +3
        5 сентября 2018 14:14
        Будем ЖДАТЬ...
        Спасибо за ответы - по реконструкция и рисункам! У каждого художника или реконструктора может быть совё видение одного и того же предмета (вернее его остатков)! Не все же доспехи сохранились в первозданном виде!
        1. +5
          5 сентября 2018 21:05
          Да Вячеслав Олегович еще в прошлом году про русские доспехи писал циклы, его же любители гаплогрупп пытались собственным содержимым закидать, а на ВО зато появился термин "голозадые". laughing
          Вячеслав Олегович, есть прекрасная тема для статьи про линоторакс'ы (или я не видел ее), тем более что "Александр" именно в таком доспехе в данной статье у Вас есть))

          хм... благодаря упоминанию многоуважаемого Parma прочитал про линотораксы. yes Прообраз бронежилета! what
  8. +1
    5 сентября 2018 14:38
    Так неудобно же когда не эластичное железо колено так плотно и , видимо, довольно жестко закрывает . как ходит. бегать и биться? Сам футболом занимался. так вот, если щиток вот чуток колено задевает . умаешься . и неудобно . сковывает движение. и натирает очень.
  9. +3
    5 сентября 2018 14:52
    Вячеслав Олегович, есть прекрасная тема для статьи про линоторакс'ы (или я не видел ее), тем более что "Александр" именно в таком доспехе в данной статье у Вас есть))
    1. +5
      5 сентября 2018 16:22
      Про линтораксы было немного в материале про гоплитов. Но Вы правы, эта тема очень интересная.Надо будет заняться...Но даже если и займусь, то материал появится не скоро. Сначала надо прочитать о них, потом подобрать фото, потом написать, поэтом это попадет на модерацию...
  10. +1
    10 сентября 2018 07:59
    Вячеслав Олегович. Спасибо. Как всегда ваши статьи крайне интересны.