Генуэзцы. Пираты Чёрного моря. Часть 1

14
Генуя, как и любое государство, оставившее яркий след в истории, окружена множеством мифов и стереотипов. К примеру, рядом с этим именем часто фигурирует понятие формы правления – республика. На самом деле республикой она была только для самих генуэзцев, а вот для всех остальных она была скорее ловкой империей с минимум принципов и максимум манипуляций, не гнушавшейся самой грабительской политики. К примеру, после очередного подъёма Генуи в 16 веке по Европе ходила характерная пословица – «золото рождается в Америке, умирает в Испании и погребено в Генуе».

Ещё одним стереотипом является убеждённость, что генуэзец – это непременно торговец. Впрочем, учитывая широкий характер термина «торговля», за которым часто скрывается военная оккупация, политические манипуляции и банальный грабёж, это отчасти правда.



Генуя, словно гигантский осьминог, опутала своими колониями огромные территории, из которых по-европейски принялась высасывать все соки. Её колонии располагались на северо-западном побережье Африки (нынешнее Марокко) и во Фландрии, на Корсике и Сардинии, на Лесбосе и Крите, в Валенсии и Тунисе, в Александрии и на Крите…



Руины Кафы

В 1261 году император Византии Михаил Палеолог в уплату за оказанные Генуей услуги финансовой и прочей помощи империи даровал генуэзцам исключительное право торговли на Чёрном море. Вскоре крымский хан разрешил Генуе построить морскую факторию Кафу (Феодосия), ставшей только началом. В итоге образовалась своеобразная провинция Генуи – заморская территория – Газария. Началась самая настоящая экспансия, вытеснявшая Византию. В 1340-х годах без всякой оглядки на Византию генуэзцы строят крепость Чембало (Балаклава). Это было только репризой к настоящему противостоянию с империей. Крымские ханы же были благосклонны к Генуе – результат хитрой военно-политической игры генуэзцев.

К примеру, на Куликовом поле в рядах войск Мамая стояла в том числе и генуэзская пехота. Однако, когда в Золотой Орде началась междоусобица между Тохтамышем и Мамаем, генуэзцы бывшему беглому союзнику укрытия не дали.



Крепость Чембало

Так или иначе, но достаточно быстро Генуя построила свои крепости практически по всему крымскому побережью – Кафа, Чембало, Воспоро (Керчь), Солдайя (Судак) и т.д. Стоит указать, что аппетиты Генуи только Крымом не ограничивались. Крепости и более менее защищённые фактории строились по всему побережью. К примеру, на месте современного Новороссийска в 13 веке располагалась крепость Батарио в районе бывшего греческого города Бата. Влияние распространялось – Матрега на Тамани, Мапа на месте Анапы, Мавролако на месте Геленджика, Лияш на месте Адлера, Каво-ди-Буксо на месте Гудауты и так далее. Даже в устье Дона на территории современного Азова стояла генуэзская торговая колония Тана (Танаис), укреплённая и окружённая крепостной стеной. Кстати, часть этой стены сохранилась до сих пор.



Крепостная стена колонии Тана

Такая неуёмная жажда и отсутствие принципов в ведении дел не могли не разродиться пиратством. А ввиду того, что Генуя периодически мирилась и враждовала со всеми черноморскими государствами и народами, включая и Византию, и своих «деловых конкурентов» венецианцев (которые тоже промышляли пиратством), и турок (а до того сельджуков) из Синопа, разгул пиратства имел большие масштабы, переходя в боевые действия.

Конечно, пиратство порой начинают классифицировать, разделять каперством и т.д. Но с точки зрения торговца, будь он из Синопа, Крыма или побережья Кавказа, капер или пират – не имеет никакого значения. Бить физиономию, а возможно кормить рыб и грабить будут в любом случае, без всякой оглядки на классификацию.

Правды ради, всё же должен указать, что пиратство генуэзцев шло полномасштабно в рамках генуэзской экспансии, т.е. каперство или, так именуемое, корсарство имело место. При этом Генуя и не особо скрывала свои экспансионистские намерения. Уже в 13 веке, т.е. практически сразу с обретением права на торговлю, генуэзские пираты заявили о себе дерзко и крайне опасно, в том числе для себя самих.

Византийский историк, писатель и философ Никифор Григора, автор «Истории ромеев» (её ещё называют «Римской историей»), писал о дерзости генуэзских пиратов: «Некоторые из племени генуэзцев построили две триеры, чтобы заниматься морским разбоем, и, тайно прошедши византийский пролив (Босфор), вышли в Эвксинский Понт (Черное море), не отдав царю чести по принятому обычаю. Царь нашел нужным не оставить этот поступок без наказания. Взяв значительное число триер и один большой корабль, он становится у замка Иера (возможно имеется ввиду крепость Иерапетра на Крите, использовавшаяся порой как пиратская база) в ожидании появления пиратов, чтобы эти дерзкие и негодные люди не ускользнули невредимо. В скором времени сверху понесся сильный борей, и на море показался пиратский корабль со множеством вооруженных людей, словно город, скользящий по волнам.



Когда же неприятельский корабль приблизился, то и царский распустил свои паруса и начал тревожить его, то с боков, то с кормы, преследуя упорно. Таким образом, большую часть дня та и другая сторона крепко боролись, продвигаясь от устья пролива. Сначала перевес, казалось, был на стороне латинян (т.е. генуэзцев), но потом ветер встретил себе препятствие в парусах царского корабля, который непрерывно и ровно плыл вперед. Вот уже один ромей (византиец) прыгнул внутрь неприятельского корабля, за ним другой, за другим третий и т.д., пока не овладели кораблем окончательно, после чего вывели оттуда тех из неприятелей, которые были еще живы, - одних раненными, а других связанными».

Борьба Византии с пиратством Генуи шла систематично с переменным успехом. Но полностью избавиться от генуэзцев Византия не могла в принципе, т.к. каперство по сути предполагало предоставление пиратам безопасных баз. В данном случае генуэзских портов на Чёрном море, которые были обустроены генуэзцами по столь недальновидному попустительству Византии.



Триера

Среди кораблей, используемых генуэзцами для опасного бизнеса, были и триеры, и фусты, и галеры. При этом отличные генуэзские флотоводцы быстро перенимали передовые идеи, поэтому архаичные триеры быстро уступали место более передовым кораблям. К примеру, уже в 14 веке появляются первые упоминания о вооружённых артиллерией кораблях. По некоторым данным, одним из первопроходцев в применении артиллерии на флоте был как раз генуэзский флотоводец Раниеро Гримальди, правда, последний находился далеко от черноморских берегов. Разумеется, это были крайне примитивные орудия, которые порой вовсе стреляли арбалетными стрелами. Но не будем отклоняться…

Генуэзцы в грабеже не были привередливы. Грабили и византийцев, и венецианцев, и турок. Более того, совершали длительные рейды на, уже к тому времени, турецкие берега в районе Синопа, который был захвачен двумя волнами тюркского вторжения.

Однако прямые конкуренты венецианцы оставлять такой куш какой-то там Генуи не собирались. И торговля, и корсарство, и наличие крепостей, а соответственно и влияния на весь регион «северного пути» (с точки зрения средиземноморья, разумеется) по Чёрному морю и Азову, оставаясь в руках Генуи, лишали Венецию колоссального дохода. Решение было найдено мгновенно. Город бесконечной романтики и водоплавающих гондольеров, заручившись «кредитной» поддержкой богатых семей Европы, быстро построил флот и в октябре 1294 года вышел в поход на генуэзцев.

Морские сражения достаточно скоро переместились на Чёрное море. В 1296 году венецианцы при поддержке ещё существующей Трапезундской империи (столица которой не раз и не два служила приютом для морских бармалеев разного пошиба) прорвали генуэзскую блокаду Босфора. Эскадра под командованием Джованни Соранцо направилась к Кафе. А так как данный флот действовал по корсарским правилам, то Кафу ждало разграбление и сожжение. То же ожидало и стоявшие у Кафы генуэзские корабли. Во время опомнившийся Соранцо попытался было закрепиться в крепости, но крымское ханство к венецианцам было менее благосклонно и быстро выбило их в море.



Галера

Стоило Венеции ретироваться, как Кафу заново отстроили, и она снова стала столицей Газарии. В итоге, потерпев поражение при Кафе, генуэзцы одолели Венецию в Адриатике и подписали выгодный для себя мирный договор. Генуя продолжила расширять своё влияние. Корсарские рейды совершались даже на, казалось бы, далёкий Каспий.

Важной статьёй дохода была работорговля. Сначала работорговцев, среди которых было немало пиратов, обложили налогом. Позже генуэзцы и вовсе стали контролировать этот людоедский бизнес, заключая самые настоящие контракты с корсарами на человеческий товар. Продавали всех пленных – от турок до кавказских народов и венецианцев, а тех, кто из знатного рода освобождали за выкуп. Кафа столь обросла жирком, что пришлось возводить вторую крепостную стену.

Генуя торжествовала! Главный конкурент, казалось, был повержен. Венецианских купцов, которые стремились на Чёрное море и Азов, генуэзские корабли грабили без всякого стеснения. Более того и в самих портах Чёрного моря венецианцев побивали камнями, захватывали в плен и всячески унижали. Генуя чувствовала себя настолько могущественной, что совершила пиратский набег на Керасунт (ныне Гиресун на турецком побережье), принадлежащий Трапезундской империи, пускай и дряхлеющей, но империи.

Генуэзских корсаров Газарии вскоре ждёт ещё одна война с Венецией, и ещё одна, но не они выгонят этих специфических «торгашей» с Чёрного моря…

Продолжение следует…
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 сентября 2018 06:53
    Влияние распространялось – Матрега на Тамани, Мапа на месте Анапы, Мавролако на месте Геленджика, Лияш на месте Адлера, Каво-ди-Буксо на месте Гудауты

    Действовали генуэзцы не только в южном направлении от Крыма, но и в северном: они владели и строили одну из самых больших крепостей того времени Маврокастро (Белгород-днестровская крепость в Днестровском лимане) .
    Самая крупная крепость на территории украины

    ПС Сегодня на стене крепости растянут огромный украинский флаг: видимо, шумеры считают себя и ее строителями. lol
  2. +1
    3 сентября 2018 09:26
    Пиратское государство, "заклятый друг" Византии.
    Спрут Средиземноморья одним словом
    1. +1
      6 сентября 2018 01:44
      Цитата: Albatroz
      Пиратское государство, "заклятый друг" Византии.
      Спрут Средиземноморья одним словом

      Главными врагами византйицев были они сами, а итальянские морские республики - не более чем один из внешних факторов, часто между прочим помогавших Византии в критические моменты, просто про это забывают почему то...
  3. +1
    3 сентября 2018 11:33
    Разумеется, это были крайне примитивные орудия, которые порой вовсе стреляли арбалетными стрелами.

    Для гребных судов была очень важна слаженность работы гребцов. Особенно если это боевые корабли, вроде трирем, где гребцы упакованы как шпроты в консервной банке. В результате, чтобы догнать неприятельское судно или наоборот, уйти от погони, необходимо было попасть по гребцам или веслам.
    1. +2
      3 сентября 2018 13:10
      Что такое триера?
      Корабль, где три ряда весел? Как на 5 рисунке. Трудно, практически не возможно синхронизировать греблю.
      Корабль, где из одной уключины выходят три весла? Как на 6 рисунке. Трудно представить, как такое вообще может работать.
      Корабль у которого по три гребца на весло? В принципе реально, только большая длина весла.
      1. +4
        3 сентября 2018 16:44
        Не смотря на всю увлекательность цикла, в данном случае автор иллюстрациями вводит в заблуждение аудиторию. На рис. 5 приведена рекострукция классической античной триремы. На рис. 6 - изображение не менее классической средневековой триремы. Кроме названия и принципа тяговооружения две эти конструкции имеют мало общего. А, ну да, ещё способ управления "двигателем" - барабанный бой.
        1. +3
          3 сентября 2018 20:49

          Это из книги Боголюбов, Н.П. История корабля. В 2 т. Том 1. Общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен. Ч. 1. Судостроение и судоходство в древние времена. Ч. 2. Судостроение и судоходство в средние века / Соч. Н. Боголюбова. - М. : Тип. Л.Ф. Снегирева, 1879. - XVI, 354 с.
          В последнем абзаце говорится о саэтте - корабле, широко применявшемся в средние века на Средиземном море, в том числе и пиратами.
          1. +4
            3 сентября 2018 21:06

            Саэтта. Рисунок Рафаэля Монлеона из книги об испанском кораблестроении.
            1. +2
              3 сентября 2018 22:44
              Согласен. Собственно и последняя иллюстрация статьи не совсем Средневековье. Три весла на одну банку - модернизация эпохи Возрождения.
              1. +2
                3 сентября 2018 23:16
                Стиль alla sensile. Собственно однозначного определения о реальности такого способа так и нет. Как начали еще Гравьер с Финкати спорить, так до сих пор споры и продолжаются.
                1. +3
                  3 сентября 2018 23:35
                  Я не у компьютера, и не могу определить первоисточник последней иллюстрации, но судя по стилю живописи, он достаточно близок по времени создания к изображенным кораблям, следовательно относительно точен. При детальном рассмотрении можно заметить, что тройки весел не лежат в одной плоскости, а расположены ярусами. Таким образом, можно предположить, что банки гребцов тоже имели ярусность, давая возможность последним не мешать работать соседу.
  4. +3
    3 сентября 2018 20:33
    Кафа - известнейший рынок работорговли.

    А Византия слишком долго существовала, и периодически и Венеция и Генуя получали значительные преференции.
    1. 0
      6 сентября 2018 01:47
      Цитата: Korsar4
      Кафа - известнейший рынок работорговли.

      Коим она стала уже не будучи итальянской колонией...
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    4 сентября 2018 09:26
    Т.е., война Кьоджа и Итальянские войны - в следующем выпуске ? Ладно , подождем
    Хотя , вообще-то говоря , Венеция была еще более крутым грабителем .