Земля Адыгеи – родина бронзового века?

21
Некоторое время тому назад на страницах сайта «ВО» прошел целый ряд публикаций, посвященных культуре бронзового века, вызвавших самый неподдельный интерес его посетителей, но так уж получилось, что, рассмотрев достаточно подробно предшествовавший бронзовому веку энеолит и так называемый бронзовый коллапс, мы как-то упустили из вида культуры собственно бронзового века, ну разве, что рассказали про изогнутые мечи из Рорби. Однако судя по комментариям и письмам читателей «ВО», они хотели бы видеть продолжение этой темы. Что ж, тема эта действительно очень обширная и интересная, поэтому-то она и будет продолжена. Ну, а начнем мы свое знакомство с культурами бронзового века с рассказа о майкопской культуре, культуре во многом загадочной и очень интересной.


Национальный музей Республики Адыгея в городе Майкопе. Если вы интересуетесь майкопской культурой бронзового века, то… вам будет на что там посмотреть, хотя все самые ценные из найденных там предметов и находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.



Всем хороши земли нашего солнечного юга, будь то Краснодарский край или, скажем, лежащая в центре него, республика Адыгея. И, конечно, все знают, что это и житница, и кузница, и «нефтяные поля», и санаторий, соединенные в одном месте. Достоинства этих мест ценили и люди древних цивилизаций, бежавшие сюда по каким-то причинам с Ближнего Востока еще в эпоху меднокаменного века. С собой они принесли свои знания, обычаи, но также и свою керамику, и технологии металлообработки. Но самое главное для нас это то, что эти люди оказались еще и смелыми экспериментаторами, и не побоялись добавить в расплавленную медь различные присадки. А еще они были и достаточно наблюдательны и умны, чтобы увидеть и понять, насколько сильно это сразу же изменило свойства затвердевшего металла. И – вот именно так и появилась первая бронза, которая в ту пору представляла собой сплав меди отнюдь не с привычным для нас сегодня оловом, а… с ядовитым мышьяком! Оказалось, что этот сплав прочнее собственно меди, а главное – он обладает большей текучестью, поэтому из него легче отливать различные изделия.


Экспозиция музея оформлена очень современно.

Вот так и возникла здесь древняя культура бронзового века, получившая название Майкопской, причем назвали ее так не в честь столицы республики Адыгеи, а… по Большому Майкопскому кургану, раскопанному в этих местах еще в 1897 году археологом Н.И. Веселовским. Раскопав курган, профессор Веселовский нашел под ним богатейшее захоронение сразу трех человек: жреца (или вождя) и двух его «сопровождающих», предположительно женщин.


Дольмен. Ну если уж он есть в экспозиции ГИМа, то как его может не быть здесь?!

Вряд ли будет преувеличением сказать, что погребение было прямо-таки переполнено золотыми и серебряными предметами, поскольку количество их действительно очень велико. Так, голову главного погребенного украшала золотая диадема, а все его тело покрывали 37 крупных золотых пластинок, изображающих львов, 31 пластинка, изображающая более мелких львов, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток, 38 золотых колец, и судя по их положению, все это было нашито на его одежду! Здесь же нашлось множество золотого бисера и бусин разной величины и формы из золота, сердолика, и бирюзы. Здесь же у стены рядком лежали 17 сосудов: два золотых, один из камня, но с накладным золотым горлышком и такой же крышкой, и 14 из серебра. Причем у одного из них были золотыми ручки-ушки, а другого — золотой ободок в основании шейки. Здесь же нашли и две золотые и две серебряные фигурки бычков, оказавшиеся одними из самых древних изделий подобного рода на земле!

Земля Адыгеи – родина бронзового века?

Вот они – золотые бляшки-нашивки из Майкопского кургана!

Внутри погребальной камеры было найдено множество всякой утвари, включая и древнейшее на планете металлическое ведро, разнообразное оружие и орудия труда, а также предметы культового характера. Особенно поразили исследователей совершенно уникальные по технике исполнения золотые и серебряные сосуды, с изображениями неких гор, причем скорее всего Кавказских гор (так как на рисунке явно угадывается двуглавый Эльбрус), и силуэты зверей и птиц, изображенные в характерном «майкопском зверином стиле». Трудно себе представить, что этим уникальным шедеврам было не менее шести тысяч лет и все это время они пролежали здесь, в этом кургане под толщей земли и камней! Разумеется, что все это поистине бесценные сокровища были немедля отправлены в Санкт-Петербург, где на них можно и сегодня полюбоваться в «Золотой кладовой» Государственного Эрмитажа.


А вот это тот самый золотой бычок. В спине у него есть отверстие, так что можно предположить, что его надевали на какой-то длинный стержень или же такие бычки служили украшением для стоек навеса из ткани.

Затем уже в 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище Клады, невдалеке от станицы Новосвободной, раскопал еще два кургана майкопской культуры, с каменными гробницами и богатым похоронным инвентарем, содержащим золотые и серебряные украшения, котлы для приготовления пищи, посуду, оружие и орудия труда.


Серебряный сосуд с изображением шествия зверей.

А уже в XX в. в этом же месте была найдена еще одна каменная гробница, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами. Интересно, что кроме богатых захоронений здесь были обнаружены и погребения лишь с очень небольшим количеством положенных вещей, а то и совсем без них. Ну, а к настоящему времени на территории к югу от Таманского полуострова и до Дагестана учеными открыто уже около 200 памятников, принадлежащих майкопской культуре, включая и большую группу ее поселений в бассейне реки Белой и по течению реки Фарс южнее Майкопа, расположенных в предгорной и нагорной частях Адыгеи. Одно из них, возле хутора Свободный, было окружено мощной каменной стеной шириной четыре метра, к которой изнутри примыкали саманные постройки. Однако большая часть огражденной территории застроена не была, и можно сделать вывод, что туда в случае угрозы вражеского нападения загоняли скот. Судя по найденным костям, жители поселения разводили коров, свиней и овец.

То есть территория распространения майкопской культуры была очень обширной – это и равнины, и предгорья Предкавказья, начиная от Таманского полуострова и до границ современной Чечни, и все западное побережье Черного моря.

Самое интересно в этой культуре, видимо, то, что майкопцы эпохи бронзового века были не только прекрасными мастерами по металлу, но и умели с выгодой вести торговлю. В степях Причерноморья именно их бронзовые изделия заменили прежние медные, поставлявшиеся туда ранее из Балкано-Карпатской металлургической провинции, а подражания им встречаются на огромной территории вплоть до Алтая. Причем нужную им бирюзу и лазурит они получали из Ирана и Афганистана, то есть у них там были надежные торговые партнеры.


Реконструкция каменной гробницы, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами.

Нужно подчеркнуть, что открытие майкопской культуры, как, впрочем, и многих культур бронзового века, стало возможным исключительно благодаря раскопкам древних могил. Ну а те, как оказалось, отличались от всех прочих богатством бронзовых изделий и характерной формой. Встречались они и в других погребениях – начиная с правобережья Дона и далекой Сирии, и от Восточной Анатолии до не менее далекого Западного Ирана, что только подтверждает мнение ученых о древних майкопцах, как о хороших торговцах.


Бусы из золота, сердолика и бирюзы.

Что касается руды для своих изделий, то ее они брали неподалеку, здесь же на Северном Кавказе, где были собственные меднорудные месторождения. Поэтому жившие к северу от Кавказских гор племена не только никоим образом не зависели от ее импорта с Ближнего Востока, но и металл Закавказья им также был не нужен. Хотя, и технологические приемы работы с металлом, и даже сам художественный стиль майкопских изделий – все это возникло не здесь, а на Ближнем Востоке в конце IV—первой половине III тыс. до н. э. Показателен и уникальный состав их металла – искусственно созданные сплавы меди с мышьяком и даже с никелем. То есть мышьяк этот не попал в них случайно из руды, а был намеренно введен во время плавки, чтобы получить металл с новыми, ранее не присущими ему свойствами. Эти сплавы отличаются хорошими литьевыми качества и хорошо куются. Поэтому майкопские мастера широко использовали такие технологические приемы, как литье по восковым моделям, ковку мышьяковистых бронз с последующим отжигом, и даже инкрустацию бронзы золотом и серебром, а также покрытие одного металла другим. Например, посуду из чистой меди и сплава меди с мышьяком покрывали оловом (то есть занимались ее лужением), изделия из медно-серебряного сплава серебрили под чистое серебро, а вот свое оружие покрывали мышьяком!

Предметов, найденных в погребениях майкопской культуры, много, и они весьма разнообразны. Это и орудия труда, начиная от топоров и до тесел, и оружие, включавшее опять-таки топоры, но только уже военные, с более узкими топорищами, ножи-кинжалы с ребрами и долами на клинке и как с черенками, так и без них. Заметной особенностью клинкового оружия является закругленной на конце, а не заостренный клинок. Наконечники майкопских копий были черешковыми, с длинными шейками. Свои бронзовые котлы (которые использовались для варки мяса) и другую посуду майкопцы украшали давленным орнаментом, аналогичным штампованному рельефу на керамике. Весьма характерной находкой являются крюки… двурогие, реже однорогие, с помощью которых это мясо из котлов извлекалось. Нашли также и один единственный черпак с длинной ручкой. А вот бронзовых украшений в погребениях майкопцев почему-то не найдено, и это необъяснимо, поскольку украшений из золота и серебра в богатых погребениях находят обычно очень много. Причем, стиль этих украшений является чисто ближневосточным, а их аналоги находят и в Месопотамии, и в Египте, и даже… в легендарной Трое!


Большой бронзовый котел для варки. Экспозиция ГИМа.

Керамика майкопской культуры также очень интересна. Она также сохранила облик своих ближневосточных предшественников и также, как и они, выделывалась без применения гончарного круга. Сосуды были самые разнообразные по форме, но при этом имели тщательно заглаженную поверхность охристо-желтого, красно-оранжевого и серого цвета. В тех случаях, если применялось покрытие ее ангобом или лощение, то цвет поверхности мог быть и красным, и черным. Археологам очень повезло найти гончарную печь и домашние очаги, имевшие сплошные глиняные бортики. Так что их устройство нам известно.

Интересно, что, имея столь развитую металлургию, майкопцы, как, впрочем, и другие народы бронзового века по-прежнему широко применяли орудия из камня. Например, каменными были их наконечники для стрел ромбовидной формы с ретушью по краям и листовидные кремневые кинжалы с пильчатыми краями. Известны и принадлежавшие этой культуре сверленные каменные топоры. Но здесь мы видим, что теперь они подражают бронзовым топорам, а не наоборот. А еще миниатюрность этих поделок из камня наводит на мысль, что их применяли в кузнечно-ювелирном деле (например, для чеканки) или в каких-то ритуальных целях.


Сейчас на месте, где находился этот курган, установлена каменная плита с надписью следующего содержания: «Здесь находился знаменитый в мировой археологии Майкопский курган "Ошад", раскопанный в 1897 г. профессором Н.И. Веселовским. Сокровища из Ошада — часть культуры племен Кубани 2500 г. до н.э.» Памятник этот стоит в Майкопе на пересечении улиц Подгорная и Курганная.

Главным видом майкопских погребений были курганы, высотой от одного метра до 6—12 м, причем, как земляные, так и каменные. Сама могила обычно представляет собой прямоугольную яму, вырытую в земле, в которую погребаемого укладывали на боку, с поджатыми к животу коленями, и посыпали красной охрой. Затем могила засыпалась землей или забрасывалась камнями, а поверх нее насыпался курган. То, что в богатых погребениях много изделий из золота и серебра, говорит о том, что для упокоения своих соплеменников, в особенности с высоким общественным статусом, древние майкопцы этих металлов не жалели.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    9 сентября 2018 06:45
    Не знал, понравилось.
    Спасибо автору
  2. +5
    9 сентября 2018 06:53
    Спасибо Вячеслав Олегович за воскрестную изюминку!
    Если не секрет поделитесь творческими планами по предполагаемой серии.
    С уважением, Котище!
    1. +12
      9 сентября 2018 07:42
      По бронзовому веку материалы продолжатся, но частыми не будут - работаю над книгой по этой теме и это очень трудное дело. Про винтовки будет еще 2 материала и... все. Наверное, их больше не будет. Закончим на числе 25. Будет продолжение про пулеметы-картечницы, статьи по истории Венгрии, а затем пойдет Хорватия (с древности до наших дней). Разумеется, будет продолжена тема викингов - 2-ой материал про погребения и прочие интересные темы. Будет продолжение темы "Оспрей" - специально для Антона тема уйдет в отношения с российскими издательствами, а вот для некоего BAI будет рассказана интересующая его "тайная история". Понятно, что она заинтересует многих...
      Готовится очень большая серия по... ну, конечно - рыцарскому вооружению. Теперь уже по странам. Период 1050 -1400 гг. Вот такие планы на ближайшее время, а там - как Бог свят! В партархиве еще не был. Вообще по городу не хожу - дача отнимает все силы и время.
      1. +6
        9 сентября 2018 08:45
        Спасибо за интересную статью (представляю, как по утрам читатели с надеждой и нетерпением включаю свои планшеты, телефоны).

        Вместе с этим металлическим великолепием, вероятным ритуальным каменным, и керамикой, как часто встречались изделия из других материалов?
        1. +5
          9 сентября 2018 10:13
          Какой хороший вопрос!!! Действительно. другие материалы были, хотя дерево и ткань не сохранились. Были наконечники из кости... Бусы из стекла. Все-таки майкопское погребение очень древнее... В более поздних находят и дерево, и ткани, и кожу. А в болотах Англии и Дании так и вовсе мумифицированных людей, об этом была здесь статья.
          1. +5
            9 сентября 2018 10:54
            Да, про мумифицированные находки - это отдельная тема.
            Да, жаль, что дерево обычно плохо сохраняется, хороший источник, к географии привязывает.
            Хотя, некоторые растительные остатки долговечны почти как камень (если не брать в расчёт совсем микроскопические остатки кристаллов фитолитов), то в погребениях эпохи бронзы в Калмыкии встречаются не редко семена растения Воробейник (Lithospermum - "каменные семена"), предполагают, что они могли использоваться для инкрустации каких-то изделий или вышивки.

            Но растительные остатки не просто идентифицировать и интерпретировать.
      2. +4
        9 сентября 2018 11:01
        "...специально для Антона..." Спасибо, Вячеслав Олегович! Помимо чисто практических вопросов, подобные экскурсы чем-то сродни романам Хейли, так, лично для меня.
        1. +5
          9 сентября 2018 12:43
          В свое время на меня сильно подействовали его слова (Хейли) - хочешь стать писателем - пиши две страницы в день. Ну, это для талантов. Для себя принял норму в четыре. Только вот так чему-то и научился.
          1. +4
            9 сентября 2018 16:29
            А ещё Моэм со своей нормой в 500 строк или прототип Мартина Идена. А началось все с Плиния Старшего, за которым Олеша повторил: "Ни дня без строчки".

            Но,
            " И лучше чем советчик сам,
            Его советам следуй" ( с).
            1. +3
              9 сентября 2018 16:35
              Как я уже писал - это для талантов! А нам надо брать тренировкой. И потом, я, например, когда роман пишу не могу больше двух страниц написать, такое это нервное занятие. Просто... плачу иногда, так вот.
              1. +2
                9 сентября 2018 16:39
                Верно. Тренировка, перерастающая в привычку.
                И тут хорошо помогает такая штука как дедлайн.

                А все потому, что "Пока гром не грянет....".
                1. +2
                  9 сентября 2018 17:06
                  Поясните, пожалуйста, про дедлайн
                  1. +2
                    9 сентября 2018 18:01
                    Это срок, к которому необходимо что-то сделать.

                    Примерно как у кузнеца из "Формулы любви": "За 10 дней не справиться. Помощник нужен".
                    1. +1
                      9 сентября 2018 23:02
                      А, это, это мне знакомо. "Сроки горят!!!" Страшный сон строителя. Я слышал другое определение выражения: количество потерь, при котором подразделение считается небоеспособным.
                      1. +2
                        9 сентября 2018 23:19
                        И ещё в дополнение к афоризмам Закон Паркинсона: "Всякая работа занимает время, которое для нее отведено". Или что-то похожее. Там ещё масса примеров убедительных.
  3. +3
    9 сентября 2018 09:11
    Роскошны земля Адыгеи и статья.
    Красота)
    Автору спасибо!
  4. +5
    9 сентября 2018 09:19
    Одно из самых больших скоплений дольменов в Европе находится в мостовском р-не краснодарского края-на полянах скалистого хребта вдоль речки кизинки...достаточно посещаемое место любопытствующим народом...понятно,что время и деятельность человека не пощадило большинство из них,но и то что осталось показывает сакральность местности и будит воображение.дольмены-как классические,так и малопосещаемые кувшинообразные(о них мало кто знает) в округе много курганов,описываемого автором статьи типа.большенство явно расскопано(либо от времени провалилась могильная камера),но встречаются и внешне не тронутые...понятно,что в свое время(до прихода казаков) эти земли принадлежали адыгам..ну а до майкопа там рукой подать.
    1. 0
      9 сентября 2018 22:40
      Цитата: besleney59
      .ну а до майкопа там рукой подать.

      Не только. Есть Куньша (ныне Горное) где пролегал Шелковый Путь. Искать и искать! А разговаривать о том, кто начал разговаривать, нужно оставить АН Украдины - там все точно распределят!
  5. +7
    9 сентября 2018 11:58
    Спасибо за статью.Может, буду не прав , но , думается , социальное неравенство - не /только/ сегодяшние реалии - потому , каменные орудия - орудия "пролетариата" winked , металл - тому,кто побогаче.Мелкие орудия / по крайней мере -некоторые/ могут быть игрушками - ведь,детскую смертность никто не отменял.А отсутствие бронзовых украшений в захоронениях - явно от сакральности отношения к вещам - если отправляешь имярека " к богам" ,будь добр ,снабди его так чтоб не стыдно ему там было. А бронза ,типа, - "человеческий" ,земной материал hi
  6. 0
    26 октября 2018 09:48
    Спасибо, Вячеслав Олегович! Про покрытие оружия мышьяком инфы еще не встречал. Что интересно, среди оружия майкопцев встречаются тычковые кинжалы с явно поперечным хватом ("рукоять" длиной ок. 5 см и навершье шириной в 7-8 см). Кроме древней Адыгеи, такое оружие типично только для Индии - и в этом свете стОит вспомнить о книге акад. О.Н. Трубачева "Indoarica в Северном Причерноморье". Москва: Наука, 1999. Походе, синды и меоты - таки протоиндийские племена, и именно в результате их экспансии на юг возникла страна Мэтаннэ (устар. тренслитерация "Митанни")
  7. 0
    18 ноября 2018 12:28
    Спасибо за статью. Часто езжу по м4, в следующий раз заеду в Майкоп хочу своими глазами увидеть это великолепие.