Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10

71
Есть в истории советской военной техники действительно эпохальные машины. Машины, которые, с одной стороны стали логичным развитием военно-технической мысли того времени, а с другой стороны, появились явно раньше времени и потому были оценены только по прошествии определенного времени.





Именно о такой машине мы сегодня и расскажем. Речь пойдет о среднем бронеавтомобиле БА-10. Несомненно, лучшем бронеавтомобиле такого класса Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Бронеавтомобиле, который был предназначен не только для ведения разведки, связи и других задач по обеспечению, но и для реальной поддержки пехоты и (немаловажно!) конницы на поле боя.

Вообще, необходимость появления такого автомобиля командованием РККА признавалась уже в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века. И разработка велась многими КБ. Причем, в основным шасси всех разработок стал трехосный грузовик ГАЗ-ААА с двигателем мощностью 50 л.с.

БА-10 далеко не первый советский бронеавтомобиль, вооруженный пушкой. Первым в серию пошел разработанный в 1934 году Ижорским заводом автомобиль БА-3.



В принципе, автомобиль вполне соответствовал требованиям РККА. Имел башню от танка Т-26. Да и использовался вплоть до окончания Великой Отечественной. Правда к 1945 году сохранились лишь единичные экземпляры, но много машин оказалось в финской армии в качестве трофеев.



Кстати, многие путают БА-3 с БА-6. Обе реплики этих машин можно увидеть в музее Верхней Пышмы. БА-6 это практически тот же БА-3 с некоторыми изменениями в конструкции, размерах и весе. Визуально автомобили различаются кормой. БА-6 не имеет задней двери, подножки и смотровых лючков.

БА-3 из коллекции музея военной техники УГМК в Верхней Пышме.




БА-3 можно с полной уверенностью можно назвать первым советским серийным колесным танком. Утверждение, возможно, спорное. Однако, если сравнивать легкие танки того времени и бронеавтомобили, то различий в бронировании и вооружении, а также в тактике использования машин минимум.

Вооружение БА-3 (БА-6): башня от Т-26 с 45-мм противотанковой пушкой (модернизированная обр. 1934 г.), два курсовых 7,62-мм пулемета ДТ-29. Что соответствует вооружению танка. Да и бронирование автомобиля впечатляет – 8 мм (у БА-6 – 9 мм) броневые сварные листы. Экипаж 4 человека.

Ещё более роднит БА-3 и Т-26 наличие гусеничных цепей на задние колеса. А скорость, которую имел БА по хорошим дорогам, 45 км/ч, позволяла использовать его для наступления на населенные пункты точно так же, как и легкие танки. Фактически недостаток у БА-3 (6) был только один, но существенный. Это собственная масса.

Тут необходимо сделать ещё одно отступление, которое поможет читателям не «потеряться» в мире бронеавтомобилей РККА. Необходимо уточнить ещё одну деталь, касательно БА-6М (1936 г.). На БА-6 устанавливалась башня от Т-26, а вот на модернизированный вариант БА-6М башня БТ-7. Да и бронирование увеличили ещё на миллиметр (10 мм). Наверное, следует отметить и более современную радиостанцию этой машины.

Но, как бы хороши не были БА-3 и БА-6, надо признать, что это промежуточные модели для создания действительно выдающегося бронеавтомобиля БА-10. Кроме того, что учились конструкторы профильного КБ Ижорского завода, автомобили достаточно активно использовались военными. Они участвовали во всех военных конфликтах, где принимала участие наша армия. Даже в Испании, по некоторым источникам, было несколько таких автомобилей.

Все эти факторы и способствовали появлению в 1938 году бронеавтомобиля действительно нового поколения БА-10. Почему мы можем говорить о новом поколении колесных танков, имея ввиду именно "десятку"? Что нового получил этот бронеавтомобиль?

В качестве примера мы использовали автомобиль БА-10ЖД, который есть в коллекции пышминского музея. Но все отличие состояло именно в комплекте колес-ободов для движения по железнодорожным путям.





Прежде всего, БА-10 построили на укороченном шасси от ГАЗ-ААА с усиленной передней балкой, что позволяло улучшить проходимость и маневренность броневика.



Вместо рычажных амортизаторов одностороннего действия применили более современные гидравлические. Для достаточно тяжелой машины это действительно революция. Повысилась плавность хода машины, а, следовательно, точность стрельбы в движении.

Фары и ступицы передних колес прикрыли бронеколпаками. В машине применен центральный тормоз в трансмиссии. Улучшена система вентиляции и охлаждения двигателя и всего моторного отсека.

Для увеличения запаса хода поставили второй бензобак, а корпус машины сварили из листов брони, местами доходивших до 15-миллиметровой толщины. Это позволяло не только достаточно быстро перемещаться по полю боя, но и эффективно работать против легкой бронетехники противника.

Подобно своим предшественникам, БА-10 для улучшения проходимости был оборудован съемными гусеницами «Оверолл» (как у БА-3 на фото выше) и вращающимися запасными колесами, установленными на бортах машины.



Даже такая "мелочь", как петли бронедверей, которые из наружных стали внутренними дали экономию в весе!

Важным новшеством стало экранированное электрооборудование для установки более мощных систем радиосвязи. Бронеавтомобиль стал более эффективен как разведывательная и командирская машина. Да и сама возможность корректировки действий БА-10 извне значительно увеличивала именно боевые возможности машины.

В результате всех ухищрений, бронеавтомобиль длиной 4,6 метра весил 5 140 кг, а по шоссе уверенно разгонялся до скорости в 53 км/ч (по пересеченной местности -20 км/ч). А по железнодорожным путям БА-10 мог разогнаться до 90 км/ч!

Запас хода так же увеличен до 320 км по путям, 260 км по шоссе и 200 по пересеченной местности. В целом бронеавтомобиль обладал довольно неплохими ходовыми качествами и мог преодолевать подъемы до 24° и брод глубиной до 0,6 м.



Но ижорцы не останавливались на достигнутом. Практически параллельно с БА-10 велась работа и над модернизированным вариантом машины БА-10М. Модернизация проводилась именно для машины поля боя. Улучшено бронирование двигателя, установлен новый механизм управления. Машина появилась уже в 1939 году.

В этом же году БА-10 прошли боевое крещение. Причем, участвовали в конфликте у реки Халхин-Гол новые машины с самого начала. Более того, количество колесных танков БА-10 в этом районе позволяет говорить о целенаправленном использовании именно этой техники в конфликте. В этом районе было сосредоточено примерно половина всего парка этих автомобилей РККА! 203 единицы!


Халхин-Гол, 1939 год, БА-10 на заднем плане.


Мы практически не знаем о конкретных эпизодах той войны. Да, был такой конфликт, и мы вроде бы победили. Вот и все знания большинства нашего поколения. А ведь там воевали прадеды, возможно, и наших читателей. Вспомним...

20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го автобронебатальона 8-й мотобронебригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бои с японо-маньчжурскими частями северо-восточнее Халхин-Гола в районах Халхин-Сумэ и Дебден-Сумэ (территория Маньчжурии).

В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.

Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.

Нас часто пытаются уверить в том, что советская, да и российская тоже, манера вести войну бесчеловечна. Мы не думаем о потерях собственной армии и стоимости победы. Мы просто побеждаем не смотря ни на что. Мерзко это. Командир бронероты не человек? Потерять столько собственных подчиненных и техники ради каких-то там пехотинцев?

Нет, господа "человеки". Командир и бойцы бронероты и артиллеристы этих двух орудий — вот это люди! Пожертвовать собственной жизнью ради товарищей — это самое что ни на есть человеческое качество. Героизмом это называется. Только у нас есть бессмертное "Сам погибай, а товарища выручай"! Но это так, эмоциональная вставка от авторов...

Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады.

В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских войск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков, насчитывавших в своём составе более 70 танков. При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить.

Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 – 1000 м и бронемашины открыли огонь.

Рассказы об оружии. Колёсный танк БА-10



В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю шесть бронеавтомобилей БА-10! Как вам результат? Как "бесчеловечный комбриг" полковник Олейников?

Всего за время конфликта РККА потеряла, в основном от огня противотанковой артиллерии и бутылочников (японский аналог наших "коктейлей Молотова"), 41 машину типа БА-10. Всего же к 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10.

По окончании конфликта в РККА был проведен тщательный анализ боев. Итоги анализа в части, касающейся конкретно БА-10:

1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.

2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли танки Тип 89, вооруженные 57-миллиметровой пушкой Тип 90 с длиной ствола в 14,9 калибра) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.

3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.

4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.

5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций.

При вроде бы вполне удовлетворительной оценке работы БА-10 на советско-японском фронте фактически командование РККА подписало в следующей части доклада приговор прекрасной машине. Связано это, по нашему мнению, с концепцией будущей войны, которую активно внедряли в головы нашим военным в то время.

Итак, бронеавтомобили оказались малоэффективными в наступлении. Их практически невозможно использовать на пересеченной местности из-за большого веса и слабого мотора. Машины вязнут в грунте и не могут преодолеть подъем свыше 18 градусов.

Итог? Машины прекратили выпускать в 1941 году. А наработанную конструкторскую и производственную базу использовали при создании санитарного БА-22. Автомобиля, который был безусловно необходим, но уже не являлся колесным танком...



Но колесные танки РККА внесли свой вклад в победу над Германией. Да, большинство из этих машин героически погибли в первый год этой войны, но были и те, кто прошел войну полностью. Вспомним эпизоды Великой Отечественной...



5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева.

Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.

В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200–300 м.

Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10.

Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно.

С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.

Не заслуженно забыт вклад БА-10 в оборону Ленинграда и прорыв блокады. Это отдельная страница в истории войны, Ленинграда, Ижорского и Путиловского заводов.



Когда фашисты подошли к городу и Ижорский завод фактически находился на линии фронта, 10 сентября 1941 года производство БА-10 перенесли на Балтийский завод.

Там было выпущено несколько десятков колесных танков! В условиях блокады!

Ещё один рассказ о конкретном бое. Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года. Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л. Легезы.



Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами, надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

БА-10 участвовали даже в Курской битве! Накануне Курской битвы — 1 июля 1943 года — в танковых частях Воронежского фронта числилось 8 бронемашин БА-10 — по 3 в составе 6-й гвардейской армии и 6-го танкового корпуса и 2 в "прочих частях фронта".

Отдельные экземпляры средних бронемашин были в войсках вплоть до окончания войны в Европе. Как правило их использовали в ротах охраны штабов фронтов и армий, а также как командирские машины и машины связи в некоторых танковых и стрелковых частях.

Но война в Европе для БА-10 всего лишь эпизод. Боевая жизнь в нашей армии у этих машин закончилась на востоке. Заключительным аккордом БА-10 стала советско-японская война 1945 года — в войсках, стоявших на Дальнем Востоке оставалось множество танков Т-26, БТ-7 и бронеавтомобилей БА-10.

Вся эта техника с успехом использовалась против японцев, а по окончании боевых действий была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Применялся он также во время войны в Корее.

В конце статьи некоторые сведения о том бронеавтомобиле, который вы видите на фото. Увы, но на сегодня в России известен лишь один колесный танк БА-10, который собран из двух. В Верхней Пышме мы видим реплику, максимально соответствующую оригиналу. Это железнодорожный вариант БА-10ЖД.

Реальные машины можно увидеть в Финляндии (сняты с вооружения в 1959 году), на Украине в Полтавской области (корпус) и в Монголии.

Ну и традиционные ТТХ бронеавтомобиля БА-10:



Экипаж, чел.: 4
Компоновочная схема: с кормовым расположением боевого отделения
Количество выпущенных, шт.: 3 413

Вес, т: 5,1

Размеры:
— Длина корпуса, мм: 4450
— Ширина корпуса, мм: 2100
— Высота, мм: 2470
— База, мм: передней и средней осями — 2730 мм, задней тележки — 940 мм
— Клиренс, мм: 230

Бронирование:
— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 10
— Борт корпуса, мм/град.: 10
— Корма корпуса, мм/град.: 6—10
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 6
— Лоб башни, мм/град.: 10
— Борт башни, мм/град.: 10
— Корма башни, мм/град.: 10
— Крыша башни, мм: 6



Вооружение:
— Калибр и марка пушки: 45-мм обр. 1938 г. (20К)
— Боекомплект пушки: 49
— Прицелы: перископический ПТ-1, телескопический ТОП
— Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ-29, боекомплект 2 000 патронов.



Двигатель:
— Тип двигателя: рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 50 при 2800 об/мин

— Скорость по шоссе, км/ч: 52
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20
— Запас хода по шоссе, км: 260
— Запас хода по пересечённой местности, км: 200

— Колёсная формула: 6×4
— Тип подвески: зависимая на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами
— Преодолеваемый подъём, град.: 20
— Преодолеваемый брод, м: 0,6



Что хотелось бы сказать в итоге? А подводя итог, можно сказать, что все семейство БА-3, 6, 10 были выдающимися для того времени машинами. Более того, мы бы сказали — просто опередившими свое время.





Конечно, разница есть. И существенная. Но — через 50 лет. Без обид, конечно. Обиды могут быть только к нашей промышленности, которая была не в состоянии выпускать более мощные двигатели. Хотя бы в 100 л.с. Потому 50-ти сильные движочки с барского плеча Генри Форда и таскали на себе многотонные машины. Плоховато таскали, но тем не менее.

У нас в стране было множество мест, где можно было успешно применять эти быстрые (по танковым меркам) и мобильные (100-километровый марш для ходовой танка это одно, а для БА — совершенно другое) машины. И применяли.

Более того, если заглянуть в интернет, то можно найти просто огромное количество фотографий немцев и финнов, вместе с БА-10. И на лицах нет какой-то обреченности или негодования, что они должны использовать эту машину. Наоборот.





Так что получается, что наш колесный танк был вполне себе боевой, "рабочей" машиной. Вопрос, наверное, стоял исключительно как со многими другими машинами — в умении правильно и с наибольшей эффективностью применить БА. С этим согласимся, были проблемы.







Странно, наверное, но вот никакого негатива к машине в истории не осталось. И три с половиной тысячи этих колёсных танков сделали всё, что могли, в условиях грянувшей войны. Наверное, к машинам никаких претензий не стоит предъявлять?
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    25 сентября 2018 06:42
    Более того, если заглянуть в интернет, то можно найти просто огромное количество фотографий немцев и финнов, вместе с БА-10. И на лицах нет какой-то обреченности или негодования, что они должны использовать эту машину. Наоборот.

    Немцы и сами любили и одобряли концепцию пушечных бронеавтомобилей, наклепав немало собственных моделей (ещё до Второй Мировой - у них тоже был испанский опыт).
    Да и в войну не забывали разрабатывать новые. Одна "Пума" чего стоит.
    1. +5
      25 сентября 2018 10:45
      вот эта машина на колесный танк тянет, а ба 10 как по мне нет
      1. +7
        25 сентября 2018 10:54
        ну между пумой и семейством БА-3/6/10 почти 10 лет..., вы Т-35 с ИС-2 сравните при том же разбеге времени... hi
      2. +2
        25 сентября 2018 22:32
        В сравнении с основными советскими танками БТ и Т-26, немецкими Т-1 и 2, чешскими 35-ми и 38-ми, японскими и итальянскими танками - это вполне себе колесный танк. Неплохое вооружение, подвижность, относительная простота, неплохая живучесть (иск. проблемы с бензобаком) - БА был как боевая машина и с т.з. ВПК на порядок лучше машин серии БТ.

        Кстати, в статье это не указано, но самым уязвимым местом для советских пушечных БА был бензобак - во многих источниках указано, что последний был расположен весьма специфически, что вело к снижению выживаемости экипажа. Кроме того, все пушечные советские БА страдали из-за проблем с охлаждением двигателя.
    2. 0
      26 сентября 2018 11:23
      В статье скорее бронеавтомобиль нежели колёсный танк
  2. +5
    25 сентября 2018 06:56
    """Ещё один рассказ о конкретном бое. Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года. Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург """
    забористая трава....
    1. 0
      25 сентября 2018 17:34
      ну наложился комментарий к иллюстрации на текст. И чё? Я сразу, как и многие, понял что к чему. hi
  3. +1
    25 сентября 2018 07:22
    Важным новшеством стало экранированное электрооборудование для установки более мощных систем радиосвязи.

    Просто ради интереса. Про какой экран говорится в статье; броневой или электромагнитный.
    Термин "колесный танк" мне не нравиться. Мне больше по душе термин "бронемашина", "бронеавтомобиль".
    Жалоб о малости и не выпуске БА в годы ВОВ считаю не уместными. Не забываем про БА-64, он делал то на что был способен(связь,разведка). На танки на нем ходили. И выпустили их столько, сколько нужно.
    Финны использовали по принципу - на безрыбье, и рак - рыба. Немцы для охраны, противопартизанских действий, ну может еще для диверсий в начальный период ВОВ.
    В общем, БА хорошие машины для определенных действий на определенной территории. Но на войне трудно создать определенные условия для БА, и они проиграли танкам. Лучше бы вместо БА, задумались о БТР.
    1. +3
      25 сентября 2018 07:31
      Цитата: igordok
      Просто ради интереса. Про какой экран говорится в статье; броневой или электромагнитный.

      Я думаю, что ваш вопрос уже должен содержать в себе ответ, ибо вы как раз и цитируете:
      Важным новшеством стало экранированное электрооборудование для установки более мощных систем радиосвязи.

      Цитата: igordok
      Лучше бы вместо БА, задумались о БТР.

      Сначала - не могли, ресурсы на более важные вещи направлялись. А потом - американские М3 получили, так что тоже смысла развивать совершенно новое для Советской Армии направление тогда смысла особо не было.
      1. +1
        25 сентября 2018 08:14
        Зачастую для электрооборудования создают дополнительную броню, на слабобронированных машинах.
        А БТР всегда не хватало, от слова постоянно.
        1. +4
          25 сентября 2018 08:17
          Нам тогда куда сильнее не хватало обычных грузовиков.
          Так что "Студебеккеры" в итоге для армии оказались куда полезнее тех же М3.
          Да и сейчас основная проблема всех современных армий - в первую очередь логистика.
  4. +6
    25 сентября 2018 08:01
    Цитата: Окорок
    """Ещё один рассказ о конкретном бое. Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года. Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург """
    забористая трава....

    Я сам на этом споткнулся, когда читал. Авторы, вы повнимательнее будьте, а то нагородили" сорок бочек арестантов"
  5. 0
    25 сентября 2018 08:43
    БА-3 можно с полной уверенностью можно назвать первым советским серийным колесным танком... hi
  6. Комментарий был удален.
  7. +7
    25 сентября 2018 09:24
    Машина своего времени относительно неплоха. Правда первым пушечным БА был не БА-3, а БА-27. И основным недостатком наших БА был слабый двигатель. Думаю будь эти БАшки на базе ЗИС-5/ЗИС-6, они были бы практичнее. Ну и конечно стоит отметить что наши просчитались с концепцией, будь все это семейство БА-3/БА-6/БА-10 зенитными с 25-37мм орудиями цены бы им не было, но наши не дооценили роль авиации перед 2МВ. Ну нам спустя 80лет легко так судить... hi
    1. +1
      25 сентября 2018 09:59
      Попытки использовать шасси ЗИС -6 не увенчались успехом!
      Опытный образец бронеавтомобиля БА-5 изготовили в октябре 1935 года. Благодаря использованию более прочного, чем ГАЗ-ААА, шасси ЗИС-6 толщину основных бро-нелистов корпуса и башни довели до 9 мм. Вооружение состояло из 45-мм пушки 20К и трех пулеметов ДТ. Масса машины с экипажем из 5 человек достигла 8,5 т, поэтому, даже несмотря на наличие кормового поста управления, проходимость и маневренность броневика оставляла желать лучшего.
      В ходе заводских пробегов выяснилось, что новый бронеавтомобиль не имеет больших преимуществ перед серийным БА-6. Поэтому БА-5 не заинтересовал военных и не проходил полигонных испытаний. А так как материалы Ижорского завода по проектированию этой машины погибли во время Великой Отечественной войны, автору не удалось обнаружить в архивах подробного описания БА-5.
      В конце 1936 года бронеавтомобиль передали на Ленинградские курсы усовершенствования командного состава танковых войск. Дальнейшая его судьба неизвестна.

      Так же созданный позднее БА-11 имел много недостатков даже перед БА-10М! Но его решили выпускать с 1 июня 1940 года ! Однако завод ЗИС не наладил массовое производство шасси ЗИС-6К и производство БА-11 после сборки 16 машин отложили до создания полноприводного шасси 6х6!
    2. +2
      25 сентября 2018 14:37
      Цитата: faiver
      Думаю будь эти БАшки на базе ЗИС-5/ЗИС-6, они были бы практичнее

      Возможно. Но шасси ЗИС-6 не хватало даже для нужных армии как воздух автоцистерн, ПАРМ и прочих спецмашин.
      Цитата: faiver
      Ну и конечно стоит отметить что наши просчитались с концепцией, будь все это семейство БА-3/БА-6/БА-10 зенитными с 25-37мм орудиями цены бы им не было

      Откуда только взять эти орудия... и как их поставить в БА, сохранив возможность ведения эффективного зенитного огня?
      Вы, вообще, в курсе - сколько человек в расчёте той же 61-К?
      Цитата: faiver
      но наши не дооценили роль авиации перед 2МВ.

      Роль как раз оценили. А толку? Выпуск 20-мм "рейнметаллов" - сорван (при наличии всей КД, ТД и немецких спецов). Выпуск 37-мм МЗА Шпитального - тоже сорван. Более-менее у нашего ВПК что-то начало получаться по части МЗА только в самом конце 30-х.
      1. 0
        25 сентября 2018 16:51
        Вы, вообще, в курсе - сколько человек в расчёте той же 61-К?
        - на зсу Wirbelwind у немцев экипаж 5 человек на 4 ствола 20мм, у БА-10 4 человека, да пришлось бы ставить полуоткрытую рубку, но смысл сейчас фантазировать если бы да ка бы? hi
    3. +2
      25 сентября 2018 17:58
      Цитата: faiver
      И основным недостатком наших БА был слабый двигатель.

      И отсутствием полного привода. Но это была не вина, а беда нашей промышленности, вынужденной за 5-10 лет пробежать расстояние, которое другие страны прошли за 50-100 лет.
    4. +1
      25 сентября 2018 23:19
      А ещё были БАИ с 37-мм пушкой и двумя пулемётами.
      В период 1932-1934 годы на Выксунском заводе ДРО было построено более сотни этих бронеавтомобилей.


      И бронеавтомобили Д-13 с аналогичным вооружением.
      В 1933 году на Московском железнодорожном ремонтном заводе (Можерез) в Люблино было построено около дюжины этих машин.
  8. +2
    25 сентября 2018 09:26
    В качестве некоторого уточнения, среди фото в конце статьи есть и фото БА-10М, их легко отличить от БА-10 по коробчатым топливным бакам на полках крыльев задних колёс.
  9. +2
    25 сентября 2018 09:27

    Красноармейцы и броневики БА-10 в освобожденном Шлиссельбурге
    Источник: waralbum.ru
  10. +1
    25 сентября 2018 09:31

    Экипаж бронеавтомобиля БА-10 с овчаркой Джульбарс.
    Место съемки: Ростов-на-Дону
    Время съемки: 1943
    Источник: waralbum.ru
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    25 сентября 2018 12:06
    https://topwar.ru/118451-kolesnaya-bronetehnika-vremen-vtoroy-mirovoy-chast-7-sovetskiy-broneavtomobil-ba-10.html

    Обратите внимание на комментарии к статье по ссылке. Много интересного.
    1. +2
      25 сентября 2018 12:26
      У меня под этой статьёй 26 комментариев! hi
  13. -1
    25 сентября 2018 12:10
    БА-6 решили вооружать крупнокалиберными пулеметами. Интересно, в какую "светлую" голову пришла эта мысль?
    Осенью 1936 года в КБС Ижорского завода изготовили облегченный вариант БА-6м, вооруженный одним 12,7-мм пулеметом ДК в башне и одним ДТ в лобовом листе корпуса. Боевая масса машины, получившей обозначение БА-9, составляла 4300 кг, экипаж – 4 человека, боекомплект – 1000 патронов к ДК (20 лент по 50 штук) и 2583 (39 магазинов) к ДТ.
    После краткосрочных заводских испытаний материалы по БА-9 доложили наркому обороны К. Ворошилову, который распорядился начать в 1937 году выпуск броневиков и танков с 12,7-мм пулеметами вместо 45-мм орудий. Однако при размещении заказа на выпуск машин с крупнокалиберными пулеметами военные столкнулись с проблемой нехватки вооружения для них. В январе 1937 года помощник начальника АБТУ Свиридов в своем письме на имя начальника вооружений и технического снабжения РККА И. Халепского сообщал: «По Вашему указанию в соответствии с указанием Народного Комиссара Обороны СССР тов. Ворошилова планом заказов на 1937 год предусмотрено вооружение 100 бронеавтомобилей с конической башней пулеметом ДК (речь идет о БА-9. – Прим. автора), а также вооружение 50 БТ-7 и 50 Т-26 пулеметами ДК… Вопрос о выпуске бронемашин с пулеметами ДК уже согласован с промышленностью.

    Все необходимые заявки на ДК в свое время были сделаны Артиллерийскому управлению РККА. 9 января с.г. отдел стрелкового вооружения сообщил мне, что запланировал для АБТУ РККА только 50 пулеметов ДК. Это решение ведет к срыву намеченной автобронетанковым управлением программы по вооружению боевых машин крупнокалиберными пулеметами. Прошу Ваших указаний начальнику Главного Артиллерийского Управления о выдаче АБТУ РККА минимум 250 пулеметов ДК с установками».
    Но из-за проблем с производством пулеметов ДК вооружение ими броневиков и танков не состоялось. Поэтому после изготовления в марте 1937 года второго образца БА-9 работы по этой машине свернули.
    http://flib.flibusta.is/b/368944/read
    Как можно сравнивать противотанковую эффективность 45-мм пушки со снарядом весом 1430 г с 48-граммовой пулей?!!! Разница в массе в 30 раз!!! Это все равно как сравнивать 45-мм снаряд и снаряд 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20! Недаром после начала войны, Т-40 с пулеметным вооружением ДШК, сначала заменили на Т-60 с 20-мм пушкой, а потом на Т-70 с 45-мм пушкой. Т-70 мог хотя бы в борт пробивать немецкие Т-3, Т-4 и Т-5. Тогда как имея на вооружение ДШК, была бы абсолютно неспособной поразить эти танки врага.
    1. 0
      25 сентября 2018 18:16
      Цитата: Кот_Кузя
      Т-40 с пулеметным вооружением ДШК, сначала заменили на Т-60 с 20-мм пушкой, а потом на Т-7

      Сначала на Т-30 с ШВАКом.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        25 сентября 2018 23:32
        Т-30, это вариант Т-40, по факту он и есть Т-40, но без оборудования для движения по воде. Так же швак ставился на Т-40 после ремонта, удаляли ли там оборудование для передвижения по воде - неизвестно.
        Пушу это 2-й раз. Зачем это затёрли в первый раз - непонятно.
    2. 0
      25 сентября 2018 23:40
      Замена пулемётов ДШК на 20-мм пушку производилась из-за нехватки пулемётов ДШК.
      Бронепробиваемость пули Б-32 составляла 20 миллиметров по нормали со 100 метров и 15 миллиметров - с 500 метров. Этого вполне достаточно для гарантированного пробития брони немецких бронеавтомобилей и танков PzKpfw I и PzKpfw II, а также бортовой брони чехословацких танков LT vz.35 и LT vz.38.
  14. +3
    25 сентября 2018 12:40
    На мойвзгяд ищ предвоеных аналогов лудший в своем класе Французский бронеавтомобиль Panhard 178/AMD 35
    1. 0
      25 сентября 2018 13:22
      согласен с вами
    2. +2
      25 сентября 2018 16:08
      А чем вас семейство итальянских АУТОБЛИНД не приглянулось?
  15. +3
    25 сентября 2018 13:11
    Конструкторы не могли оторваться от идеи использования автомобильного шасси, а автомобильного шасси, которое бы позволило создать действительно конкурентный пушечный бронеавтомобиль просто не было. И двигателя не было.
    И по этому кругу ходили до 1956 года, до проектирования БТР-60, когда сделали оригинальное шасси. Но и на него пришлось ставить спаренный ГАЗ-40П, так как вопрос двигателей так и не решили.
    Вообще, привязка к автомобильному шасси была в 30-е архаизмом, но возможности промышленности диктовали свои условия.
    Немцы уже в 1932 выпустили Sd.Kfz.231 (6-Rad) на оригинальном шасси.
    1. +2
      25 сентября 2018 13:28
      Немцы уже в 1932 выпустили Sd.Kfz.231 (6-Rad) на оригинальном шасси
      - простите именно то что вы выложили делали на шасси коммерческих грузовиков, оригинальное шасси уже было восьмиколесным...
      1. +4
        25 сентября 2018 14:01
        Да, согласен, немцы уже в 1934 году сконструировали Sd.Kfz.231 (8-Rad) на оригинальном шасси.

        Хотя шасси G3a Daimler-Benz, Büssing-NAG G 31 Sd.Kfz.231 (6-Rad) коммерческими никак не назовешь, и то и другое разрабатывалось для армии.
        1. 0
          25 сентября 2018 17:05
          немцы уже в 1934 году сконструировали Sd.Kfz.231 (8-Rad)
          - давайте не забывать про уровень технической культуры и конструкторской школы германии и уровень ссср в 30х годах..., плюс добавим немцы предпочитали строить сложно, дорого и качественно, но не быстро, за 8 лет около 1000 шт включая 234ые, а наши строили по проще но много тех же БА-10 3400шт за три года... hi
    2. +2
      25 сентября 2018 16:16
      Италия смогла "оторваться" и создать семейство АВ 40/41/43! А танки соответствующие времени страна не потянула...
  16. 0
    25 сентября 2018 14:12
    Цитата: Curious
    Конструкторы не могли оторваться от идеи использования автомобильного шасси

    Весь смысл и есть в создании бронеавтомобилей на автомобильном серийном шасси. Т.к. во время войны все автомобильные заводы переходят на выпуск мобилизационных военных образцов техники на базе существующего станочного парка, в рамках отработанных технологических процессов.
    Цитата: Curious
    И двигателя не было.

    И двигатели были, но все прекрасно понимали ценность броневиков в бою, поэтому ставить мощный танковый дизель (или его "половинку" В-4) на БА ещё надо было раскошелиться, а вот серийную бензинку - пожалуйста. И всё равно, что масса броневика больше, чем масса загруженного грузовика с тем же двигателем, да и условия эксплуатации несколько отличаются.
    Цитата: Curious
    Немцы уже в 1932 выпустили Sd.Kfz.231 (6-Rad) на оригинальном шасси

    Молодцы немцы! Только не слишком ли "жирно" для разведчика, да с ограниченными возможностями на пересечённой местности?
    1. 0
      25 сентября 2018 14:24
      мощный танковый дизель (или его "половинку" В-4)
      - ресурс этого дизеля в моточасах на 41 год?
      1. 0
        25 сентября 2018 16:29
        А это имеет значение?
        1. 0
          25 сентября 2018 16:35
          еще какое, ресурс дизеля В-2 в 41 году измерялся десятками часов, т.е. в пределах полутора месяца эксплуатации...
          1. 0
            29 ноября 2018 06:30
            Цитата: faiver
            еще какое, ресурс дизеля В-2 в 41 году измерялся десятками часов, т.е. в пределах полутора месяца эксплуатации...

            Даже на гражданке, уже в 60-е годы, на грейдерах, или на ДЭС-100 ресурс дизелей 1Д-6, 2Д-6, это гражданские "половинки" дизеля В-2 имели ресурс 2,500 часов до первой переборки, вот почему в ДСУ и других строительных организациях, при первой возможности стремились избавиться от этих двигателей стараясь заменить их на более надёжные на ярославские двигателя ЯМЗ-236/238 или алтайские шестёрки А-01м
    2. +2
      25 сентября 2018 16:14
      "Половинку" В-2 не смогли производить серийно для танка Т-50, а вы решили этот дизель ставить на БА! Занятно... hi
      1. -1
        25 сентября 2018 16:31
        Не смогли и был две разные вещи. Под дизель даже не проектировали, так как такой броневик стране был не нужен.
        1. +1
          25 сентября 2018 16:39
          Прочтите книгу - Коломиец Максим "Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг."
          Осенью 1940 года на один серийный БА-11 установили дизельный двигатель ЗИС Д-7 мощностью 97,5 л.с, при этом масса броневика возросла до 8650 кг. В октябре – декабре этот бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-11Д (Д – дизельный), испытывался на НИБТ полигоне, пройдя 5051 км. В выводах отмечалось следующее:
          "1. Скорость БА-11Д (48,8 км/ч) ниже, чем у БА-11 (64,4 км/ч), что явно недостаточно для среднего бронеавтомобиля.
          2. Динамические качества лучше динамических качеств БА-11.
          3. Эксплуатационные показатели (средняя скорость движения, расход горючего и запас хода) лучше, чем у БА-11.
          4. Проходимость БА-11Д по грязным дорогам неудовлетворительная, а местами плохая. По проходимости БА-11 и БА-11Д одинаковы".
          Но из-за того, что производство Д-7 так и не было освоено, работы по дизельному бронеавтомобилю свернули весной 1941 года.

          Были попытки, но промышленность "подвела"...
          А для танка Т-50 так же не смогли освоить производство дизеля В-4 и ВОСЬМИ ступенчатой коробки передач! Выпустили 50 танков и затем завод эвакуировали. И после этого было решено все силы бросить на производство В-2 и снабжаемые им танки!
        2. 0
          25 сентября 2018 18:14
          Цитата: DesToeR
          Не смогли и был две разные вещи. Под дизель даже не проектировали, так как такой броневик стране был не нужен.

          БА-11Д.
          1. +1
            25 сентября 2018 18:39
            Дизель ЗИС-Д7, который установили БА-11Д в серию до войны запустить не успели.
    3. +2
      25 сентября 2018 16:51
      "Весь смысл и есть в создании бронеавтомобилей на автомобильном серийном шасси."
      Очевидно конструкторы и военные Англии, Германии, Италии, США этого смысла не понимали, потому их бронеавтомобили периода Второй мировой строились на оригинальном шасси. Притом что возможности автомобилестроения тех же США и СССР просто несопоставимы.
      Танковые двигатели на колесные бронеавтомобили никто не ставил.
      Насчет "раскошелиться", так В2В - модификация для тягача "Ворошиловец".
      1. +2
        25 сентября 2018 16:58
        Притом что возможности автомобилестроения тех же США и СССР просто несопоставимы.

        Ответ на ВСЕ вопросы о советских довоенных БА! А Италия "нормальных" танков не строила... drinks
      2. 0
        25 сентября 2018 17:14
        Англии, Германии, Италии, США
        - опять напомню про уровень технической культуры и конструкторские школы, плюс развитая промышленность. Для СССР немаловажным был вопрос стоимости вооружений - огромная территория и ее надо охранять и защищать, а БА на оригинальном шасси в разы дороже чем БА на шасси серийного грузовика...
        1. +1
          25 сентября 2018 17:28
          "В разы дороже" за счет чего?
          1. +1
            25 сентября 2018 17:34
            не полноприводного серийного обкатанного шасси
            1. +2
              25 сентября 2018 18:25
              В "полноприводных, необкатанных" шаси, двигатели, агрегаты трансмиссий и прочее использовались с серийных народнохозяйственных грузовых автомобилей.
              У БТР 60 двигатели, а у машин первых серий и карданы равных угловых скоростей были от ГАЗ-51, ШРУСы управляемых колес применялись от ЗИЛ-131, карданы привода лебедки и водометов от "Волги" ГАЗ-21 и т.д.
              И выпускался БТР 60 на Горьковском автозаводе.
              Поэтому про "в разы" речи не идет.
              1. 0
                25 сентября 2018 18:31
                давайте оставаться во временном отрезке конца 30х начала 40х годов, а то вас в разбег в 20 лет hi
                1. +1
                  25 сентября 2018 20:39
                  Если мы вернемся к предлагаемому Вами временному отрезку, то как раз и придем к моему первому комментарию, где я говорил о том, что конструкторы бронетехники СССР предвоенного времени были очень ограничены в своем "полете мысли" крайне куцыми возможностями промышленности по реализации их замыслов.
                  Что касается применения двигателей и агрегатов трансмиссий от коммерческих автомобилей на бронетехнике со специальным шасси, то на предвоенных образцах наблюдалась такая же картина, как на послевоенном БТР - 60.

                  Это знаменитый Chevrolet straight-6 engine, созданный в 1929 году и выпускавшийся в США до 1990 года, а в Бразилии до 1998.
                  Н что он только не ставился, от легковых автомобилей и до бронеавтомобилей.
        2. +1
          25 сентября 2018 18:12
          Цитата: faiver
          а БА на оригинальном шасси в разы дороже чем БА на шасси серийного грузовика..

          Да и заводы не резиновые. Не сравнить с теми же штатами, которые за 41-й год выпустили 4 миллиона 800 тысяч автомобилей.
      3. +2
        25 сентября 2018 18:16
        Выпуск:
        "Ворошиловец"- менее 1000
        "Коминтерн" (двиг.В-4) - около 1500, при плане в районе 6650 шт.
        Кстати, немцам нехватка этих тягачей очень была на руку - наши шли в бой с вторгшимися захватчиками, оставив артиллерию в местах дислокации. Вот и еще один камень в здание мифа об отсталости нашего командования в начале войны.
  17. 0
    25 сентября 2018 20:19
    Цитата: hohol95
    Прочтите книгу - Коломиец Максим "Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг."

    Спасибо за совет. Читал... лет 10 назад, примерно. Весь цикл.
    Цитата: hohol95
    Были попытки, но промышленность "подвела"...

    Вы смысл моего поста улавливаете? Или видите только то что вам хочется? Причём здесь двигатель В-2 или даже В-4? Да хоть дизель с торпедного катера в 1200л.с.! Да хоть авиационный дизель Чаромского! В СССР бронеавтомобили проектировались на агрегатной базе серийных автомобилей. В этом был смысл для того состояния промышленности СССР, местности страны и условий переброски войск на удалённые расстояния. А если разработать спец.двигатель, да уникальный кузов (несущий, например), да ещё и пушку в 57мм с возможностью стрельбы по самолётам, то в СССР такую бы машину поставили бы на гусеницы.
    Цитата: hohol95
    не смогли освоить производство дизеля В-4 и ВОСЬМИ ступенчатой коробки передач!

    Вы понимаете что "не смогли" и проектировали под перспективный двигатель это две разные вещи. В СССР под такие двигатели даже не проектировали перспективный БА, т.к. прекрасно понимали ценность такой машины. Что говорить если в танк поставили два двигателя бензиновых в спарку вместо одного дизеля. И проблема была не в доводке В-4 "до ума", просто руководство СССР прекрасно понимало боевую ценность лёгких танков. Они должны быть прежде всего дешевыми. И кстати, что мешало тогда установить на БА авиационный двигатель отработавший свой ресурс? На танки БТ ставили, причём вооружение у этого танка было аналогичным.
    1. +3
      25 сентября 2018 22:10
      И кстати, что мешало тогда установить на БА авиационный двигатель отработавший свой ресурс? На танки БТ ставили, причём вооружение у этого танка было аналогичным.

      Ни чего не мешало! Кроме отсутствия такого колличества двигателей! Вы предлагаете ставить на БА отработавшие ресурс двигатели. Их ствили на танки не только в СССР! Британцы так же решили съэкономить и ставили отработавшие двигатели на свои крейсерские танки! И британские танкисты, как и советские постоянно чинили эти двигатели! К тому же вы неучитываете храническую нехватку запасных частей в СССР! И забываете, что тогда бы ещё и БА приходилось бы заправлять не автомобильным бензином, а авиационным! А с ним опять таки были проблемы - хорошие (по советским меркам) бензины Б-70 и КБ-70 шли в авиацию, на заправку танков и о вашему предложению ещё и на несколько тысячь БА! Справилась бы наша нефтеперерабатывающая промышленность с увеличением выпуска таких бензинов? Не известно... Во время войны помогли бензины и светлые бензиновые фракции из-за океана!
      Но помимо двигателя нужно ещё и полноприводное шасси... А оно было? Это шасси могло производиться на автомобильных заводах? Шасси для среднего БА небыло и оно до войны так и не появилось...Ни 6х6, ни 8х8. Ни какого ...
      1. 0
        26 сентября 2018 18:50
        Цитата: hohol95
        И кстати, что мешало тогда установить на БА авиационный двигатель отработавший свой ресурс? На танки БТ ставили, причём вооружение у этого танка было аналогичным.

        И забываете, что тогда бы ещё и БА приходилось бы заправлять не автомобильным бензином, а авиационным! А с ним опять таки были проблемы - хорошие (по советским меркам) бензины Б-70 и КБ-70 шли в авиацию, на заправку танков и о вашему предложению ещё и на несколько тысячь БА! Справилась бы наша нефтеперерабатывающая промышленность с увеличением выпуска таких бензинов? Не известно... Во время войны помогли бензины и светлые бензиновые фракции из-за океана!

        Если бы американцы исполнили договор до конца и построили 2-3 контрактных НПЗ вместо одного, проблем с бензином бы не было.
        1. +2
          26 сентября 2018 19:22
          Если бы американцы исполнили договор до конца и построили 2-3 контрактных НПЗ вместо одного, проблем с бензином бы не было.

          О каком договоре речь? Просветите людей несведущих!
    2. +1
      25 сентября 2018 22:16
      Цитата: DesToeR
      Что говорить если в танк поставили два двигателя бензиновых в спарку вместо одного дизеля.

      На М-4А3 Шерман стояло два бензиновых мотора, на М-4А4-ПЯТЬ бензомоторов. Видимо, американские танковые конструкторы считали танки Шерман никому не нужными. Хотя они же выпускали М-4А2 с дизелем. Видимо, его считали более нужным.
      По поводу "что мешало".
      Габариты М-17 прикиньте и все станет ясно.
      1. 0
        26 сентября 2018 03:10
        На М-4А3 Шерман стояла V-образная карбюраторная восьмёрка.
        Из Википедии: "M4A3 — специально разработанный бензиновый V8Ford GAA, 500л.с"
        На Ютубе полно видео с этим двигателем.
        Спарку двигателей ставили на А2, но это были двухтактные дизели.
        1. 0
          26 сентября 2018 17:19
          Цитата: Михаил28
          На М-4А3 Шерман стояла V-образная карбюраторная восьмёрка.

          Да, на А3 я перепутал.
  18. +2
    25 сентября 2018 23:52
    Бронеавтомобиле, который был предназначен не только для ведения разведки, связи и других задач по обеспечению, но и для реальной поддержки пехоты и (немаловажно!) конницы на поле боя.
    Нет, основная задача этих бронеавтомобилей - разведка, связь и боевое охранение. А для для непосредственных атак совместно с пехотой и поддержки частей огнем на поле боя БА-10 использовались из-за больших потерь танков на первом этапе Великой Отечественной войны. Решение несвойственных для них задач вело к тяжелым потерям данных бронеавтомобилей.
    Начиная с 1943 года, данные бронеавтомобили использовались на фронте все больше эпизодически. К концу войны некоторое количество БА-10 все еще сохранялись лишь в ротах охраны и связи.
    1. +1
      26 сентября 2018 17:22
      Цитата: Cannonball
      К концу войны некоторое количество БА-10 все еще сохранялись лишь в ротах охраны и связи.

      Достаточно известная фотка.
  19. -2
    26 сентября 2018 15:17
    Сразу бессмысленные поделки шумеров вспоминаются laughing
  20. 0
    26 сентября 2018 18:47
    Цитата: faiver
    Машина своего времени относительно неплоха. Правда первым пушечным БА был не БА-3, а БА-27. И основным недостатком наших БА был слабый двигатель. Думаю будь эти БАшки на базе ЗИС-5/ЗИС-6, они были бы практичнее. Ну и конечно стоит отметить что наши просчитались с концепцией, будь все это семейство БА-3/БА-6/БА-10 зенитными с 25-37мм орудиями цены бы им не было, но наши не дооценили роль авиации перед 2МВ. Ну нам спустя 80лет легко так судить... hi

    Откуда они бы взялись? Производство МЗА было ничтожным, производство снарядов к ним околонулевым. Единственный шанс был в крупнокалиберных пулеметах, этого бы хватило для оснащения МК.
  21. +1
    26 сентября 2018 18:52
    Цитата: Альф
    Цитата: DesToeR
    Что говорить если в танк поставили два двигателя бензиновых в спарку вместо одного дизеля.

    На М-4А3 Шерман стояло два бензиновых мотора, на М-4А4-ПЯТЬ бензомоторов. Видимо, американские танковые конструкторы считали танки Шерман никому не нужными. Хотя они же выпускали М-4А2 с дизелем. Видимо, его считали более нужным.
    По поводу "что мешало".
    Габариты М-17 прикиньте и все станет ясно.

    Дизельные танки специально были сделаны для морской пехоты, чтобы не вводить в логистику морской пехоты бензин. Гораздо проще и катера, и танки заправлять с одной бочки.
    1. 0
      26 сентября 2018 21:24
      Цитата: goose
      Дизельные танки специально были сделаны для морской пехоты, чтобы не вводить в логистику морской пехоты бензин. Гораздо проще и катера, и танки заправлять с одной бочки.

      Да это и ежу ясно. Дело в том, что я отвечал на вопрос коллеги DesToer о том, что бензиновые моторы якобы ставили на ненужные бронемашины.
  22. 0
    27 сентября 2018 09:02
    про БА-22- после испытаний единственный экземпляр был передан в эксплуатацию медико-санитарному институту, а полугусеничный БА-30 вместе с другими опытными был эвакуирован в Казань после начала войны
  23. 0
    29 сентября 2018 09:17
    """Ещё один рассказ о конкретном бое. Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 года. Утром 18 января 1943 года в атаку на Шлиссельбург """

    Вот что было бы при применении машины времени в военных целях!
    Вася! - радио в танке завел-прогрел?! Завел-прогрел! Машину времени в танке тоже завел-прогрел?! Завел-прогрел! А телепорт в танке тоже завел-прогрел?! Завел-прогрел!
    Тогда иди к доктору, уколись от радиации и "белочки", и иди в танк спать! И помни, как проснёшься утром 18 января 1943 года - в атаку на Шлиссельбург пойдёшь! Шлиссельбург будет строго на севере от тебя - тебя машина времени и телепорт доставят, пока спать будешь, южнее и раньше относительно города. Будь осторожен - наши доблестные авиаторы и ракетчики должны чуть раньше тебя по городу ядрён-батонами отработать.