В РФ разрабатывается пассажирский самолёт на водороде

85
Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского ведет совместную разработку проекта пассажирского гиперзвукового самолета с двигателями на жидком водороде, передает ТАСС сообщение директора ЦАГИ Кирилла Сыпало.

В РФ разрабатывается пассажирский самолёт на водороде




Он рассказал, что работы ведутся совместно с европейским сообществом в рамках проекта RUMBLE, а также отдельно с КБ «Туполева» и Московским авиационным институтом. Это будет не один самолет – выстраивается концепция целой линейки машин, начиная от сверхзвукового пассажирского самолета до лайнера большей вместимости, а впоследствии и до гиперзвукового самолета, способного выполнять орбитальные полеты, который в разы сократит время доставки грузов и пассажиров на удаленные расстояния.

Совместный проект RUMBLE как раз и предполагает использование двигателя на жидком водороде. При этом крайне важны вопросы распределения энергии и энергосовместимости различных подсистем.

Одна из основных проблем, по его словам, является акустическое воздействие и звуковой удар как в аэропортовой зоне, так и на маршруте самолета. В настоящее время конструкторам, кажется, удалось найти компромисс между акустическим эффектом и энергетической эффективностью сверхзвуковой машины, которая определяется, прежде всего, сочетанием аэродинамики, расположением двигателей и их конфигурацией.

Сыпало добавил, что основной задачей, стоящей перед разработчиками, сделать сверхзвуковой самолет дешевым и безопасным.

Он добавил, что первая серийная машина может быть готова в 2030-2031 годах. А первые демонстраторы должны появиться в 2020-2021 годах.

Ранее в ОАК сообщали, что в сверхзвуковом пассажирском самолете могут быть использованы наработки Ту-160.

Напомним, над созданием сверхзвукового пассажирского самолета работали в Европе и США с конца 1950-х годов. В СССР такие работы начались в начале 1960-х. До серийного производства и коммерческого использования дошли только два проекта – российский Ту-144 и французско-британский Concorde. Правда, коммерческая эксплуатация Ту-144 продолжалась лишь 7 месяцев. Среди причин прекращения полетов были названы катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д и нерентабельность перелетов.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 октября 2018 09:22
    В свое время существовал проект Ту-154 на аналогичном топливе
    1. SSR
      0
      1 октября 2018 09:27
      Цитата: RoXX7
      В свое время существовал проект Ту-154 на аналогичном топливе

      Ну, гражданской и авиации в целом, так или иначе, всё равно надо делать следующий "скачок".
    2. +5
      1 октября 2018 10:01
      Чего уж там "проект". Был целый Ту-155, экспериментальная машина, где один двигатнль на водороде работал.
    3. +3
      1 октября 2018 13:10
      Да был такой проект. Даже летал
  2. +3
    1 октября 2018 09:23
    так и был ту155,летавший на водороде,всё уже разработано давно,проблема только в желании начать производить ,и эксплуатировать.а вот с последним проблемы,ибо гиперзвуковой пассажирский самолет будет в эксплуатации очень уж дорогим..
    1. +5
      1 октября 2018 09:27
      Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ
      так и был ту155,летавший на водороде,всё уже разработано давно,проблема только в желании начать производить ,и эксплуатировать.а вот с последним проблемы,ибо гиперзвуковой пассажирский самолет будет в эксплуатации очень уж дорогим..

      Теперь то у нас есть люди, которые могут платить... Сечин, как то летел с Москвы во Владивосток.. устал, седалище затекло.. ну и родилась идея.. вот бы до Владика за 1,5 часа.. так и решено было возродить этот проект.. Проект хороший, в любом случае, но сомнения, что медведьев денег найдет.. А вообще, вот ведь,сколько лет прошло, а каков задел у СССР .. до сих пор пользуются наработками.. а в России современной, к сожалению, ничего нового родить не в силах..
      1. +6
        1 октября 2018 09:34
        Причём здесь Сечин, этот проект о котором пишут в статье, совместная разработка ЕС, России и Австралии.
        1. +3
          1 октября 2018 12:16
          Интересна роль Австралии в проекте! Аборигенов поставлять?! wassat
          Советские инженеры давным давно все уже придумали, только бабки давайте! yes drinks
        2. 0
          1 октября 2018 18:25
          Причём здесь Сечин, этот проект о котором пишут в статье, совместная разработка ЕС, России и Австралии.
          Ну вот Сечин им и намекнул, мол задок затёк и натёрся, побыстрее бы надо. wink
      2. +1
        1 октября 2018 11:56
        Сейчас это не проблема. Современные коммуникации решают основную проблему -изолированность от бощества на время полета.....Можно провести кучу совещаний и видеоконференций прямо из самолета. Какая разница на земле это происходит или из летящего лайнера?
    2. +3
      1 октября 2018 09:52
      Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ
      так и был ту155,летавший на водороде,всё уже разработано давно,проблема только в желании начать производить ,и эксплуатировать.а вот с последним проблемы,ибо гиперзвуковой пассажирский самолет будет в эксплуатации очень уж дорогим..

      С водородом у них что то не срослось (трудно было поддерживать такую низкую температуру (−253 °C) и впоследствии двигатель НК-88 на Ту-155 проходил испытания на сжиженном природном газе.
    3. +9
      1 октября 2018 09:58
      Проблема была в слишком дорогой и сложной наземной водородной инфраструктуре. Утечки, сложность хранения, пожароопасность. Одно дело один самолет-экспериментатор, а представьте себе парк хотя бы в 10 единиц. Какой уровень обслуживания должен быть. И потом: у водорода самая маленькая молекула, поэтому утечки будут всегда.
      1. +2
        1 октября 2018 10:27
        Самая маленькая молекула (по размеру) у гелия.
        Поэтому и прибор был - гелиевый течеискатель.
        1. +1
          1 октября 2018 10:45
          Цитата: mavrus
          0
          Самая маленькая молекула (по размеру) у гелия.

          Вы это точно знаете? А водород? Гелий очень текучий, но не маленькая молекула....
        2. +3
          1 октября 2018 14:08
          Цитата: mavrus
          Самая маленькая молекула (по размеру) у гелия.
          Поэтому и прибор был - гелиевый течеискатель.

          Правильно - потому что гелий одноатомный газ, в нормальных условиях, а водород - двуатомный. He ; H2.
          1. 0
            2 октября 2018 10:09
            Цитата: aristok
            Правильно - потому что гелий одноатомный газ, в нормальных условиях, а водород - двуатомный. He ; H2.

            Прошу прощения, но молекула гелия - двухатомный газ...
    4. +1
      1 октября 2018 10:22
      Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ
      гиперзвуковой пассажирский самолет будет в эксплуатации очень уж дорогим

      В данном случае ключевой вопрос в топливе. Водород к 2030 году будет в разы дешевле авиационного керосина. В пассажирской авиации цена на 30 - 50% складывается из стоимости топлива, а в транспортной еще больше. Кроме того, эта технология задел на будущее, кто первый освоит тот и будет конкурентоспособен.
  3. +1
    1 октября 2018 09:25
    Только что в метро на мониторах было про поезда на водороде. Видимо будет на смену "инновациям" в инфополе нашем.
    1. +2
      1 октября 2018 11:23
      Точно! На водороде, в вакууме, особенно в мозгах некоторых.
  4. 0
    1 октября 2018 09:33
    А что не на метане? Чуть хуже эффективность, но в разы дешевле. И экологичнее, чем на водороде.
    1. 0
      1 октября 2018 09:51
      ГПВРД на керосине и жидком кислороде - более приемлемым будет, чем жидкий водород. Кубометр керосина стоит 51000 рублей, кубометр жидкого кислорода 9000 рублей, кубометр жидкого водорода 52000 рублей.
      1. +1
        1 октября 2018 10:59
        Только в кубометрах неправильно считать, правильно в единицах массы, в тех же тоннах. А тут получается интересно, за счёт меньшей плотности жидкий водород получится раз в 10 дороже.
        1. +1
          1 октября 2018 16:58
          Тогда правильнее в кДж на единицу массы. Тут ведь важна будет масса горючки и произведенная работа. И энергозатратами на получение этого топлива можно будет пренебречь для достижения цели.
    2. +1
      1 октября 2018 09:54
      Цитата: Rzzz
      И экологичнее, чем на водороде.

      Каким образом, не поясните? При сгорании водорода - только вода. При сгорании метана - вода и СО2.
      1. +6
        1 октября 2018 10:22
        А вы не только про сгорание думайте, надо мыслить ширше.
        1. Водорода в чистом виде не бывает, его надо как-то вырабатывать (из того же метана) => энергозатраты.
        2. Водород надо сильно охлаждать => энергозатраты.
        3. Даже сжиженный водород имеет крайне низкую плотность, => нужны огромные баки с сильной теплоизоляцией => сложность компоновки аппарата и увеличение его габаритов => энергозатраты.
        4. Несгоревший водород поднимается в верхние слои атмосферы и безвозвратно улетает в космос (гуглить "диссипация"). Его конечно много на земле, но не бесконечно.

        Ну, и ещё чего-нибудь можно накопать.
        1. +3
          1 октября 2018 11:58
          Основная проблема -получение водорода дороже, чем работа, которая делается при его сгорании....ну затраты при хранении и транспортировке.
  5. 0
    1 октября 2018 09:33
    Гражданское авиастроение тоже не должно стоять на месте, как говорится следующий шаг....
  6. +11
    1 октября 2018 09:33
    У меня есть подозрение, что верхние у нас что-то очень сильное вкуривают.
    1. -1
      1 октября 2018 09:43
      Ага, вместе с ЕС и Австралией..
      Обманул Путин доверчивых европейцев, втюхал им неосуществимый проект.
      Так?
      1. +1
        1 октября 2018 10:02
        Вы забывает, что доля участия государств в таких проектах мизерная. Думаете в А-380 вложилось правительство Франции? Да куда там. Там у Qantas и Lufthansa интереса больше, чем у государств.
      2. +2
        1 октября 2018 11:27
        Пассажирский на гиперзвуке - это для жителей палаты №5. А ко кому втюхал, так это их проблемы. Хотя, может и наши, опять попиарят, попилят денежку, а потом все стихнет, как и не было.
        1. 0
          1 октября 2018 11:48
          В мавзолей сходите, помолитесь
          Может отпустит
          Давай, задвинь про тихналогии ссср
          И чт РФ Путена ничо не может
          1. 0
            2 октября 2018 16:10
            Технологии СССР до сих пор нас на плаву держат. Про гаранта ничего задвигать не буду, он не мой президент, я за него ни разу не голосовал. И про Мавзолей - это не про меня, я атеист и молиться никому не собираюсь, да и коммунистом никогда не был. Хотя именно Ленин и Сталин и сделали Россию сверхдержавой.
            1. 0
              2 октября 2018 21:29
              Это какие же технологии?
              1. 0
                4 октября 2018 09:22
                Цитата: Вадим237
                Это какие же технологии?

                Ну, если задуматься, то.. все. Все, что мы еще выпускаем и в чем конкурентоспособны - это прямое развитие советских технологий. Ракетостроение, атомная энергетика, оружие - ничего из этого либеральная буржуазная экономика современной России не изобретала.
        2. 0
          1 октября 2018 17:27
          Подобные самолеты у нас были. Но тут в самом деле зачем его снова изобретать? В принципе при СССР и незачем кроме престижа, а сейчас разве что членовоз ( это не в ругательном )
    2. +2
      1 октября 2018 11:59
      То, что курят - так сильно не вставляет.....
  7. +6
    1 октября 2018 09:42
    Жидкий водород - имеет очень низкую плотность. Всего 70 гр/литр. Баки не только криогенные, но и очень объемные - как собираются с этим бороться?
    Насчёт звуковой волны - это основное ограничение. Победили? Законы аэродинамики никто не отменял. Кажется... wassat
  8. +3
    1 октября 2018 09:51
    Вопрос, где взять столько водорода? Или из нефти его гнать? Пока водород - чрезвычайно дорогое топливо. Двигатели сколхозить можно, они уже есть. А вот производство/транспортировку/хранение водорода в промышленных масштабах осилить очень сложно технологически.
    1. 0
      1 октября 2018 10:00
      Цитата: Yrec
      Вопрос, где взять столько водорода? Или из нефти его гнать?

      А почему не из воды?
      1. 0
        1 октября 2018 10:04
        Из воды не просто.
        1. +4
          1 октября 2018 11:14
          А что сложного? Мы у себя, на охлаждение генератора, гоним на электролизной без проблем. Энергозатратно это да, плюс потери в цепочке газ-пар-электричество-водород - экономичнее тот же газ в двигателе самолета жечь. Но если энергетику увести от сжигания углеводородов, то получение водорода электролизом из воды заметных сложностей не составляет.
          1. 0
            1 октября 2018 17:31
            Тем более что-тут важно соотношение масса топлива и кол.-во теплоты при сжигании, что может нивелировать энергозатратность получения водорода
        2. +1
          1 октября 2018 13:35
          Цитата: Yrec
          Из воды не просто.

          А в чем сложность? Помно, в 80-х годах в журнале "Моделист-конструктор" было подробное описание и технология изготовления в домашних условиях простого газосварочного аппарата, в котором вода методом электролиза разлагалась на водород и кислород, которые подавались по отдельным трубкам в горелку, там соединялись и сжигались. Могу чертеж по памяти восстановить hi
      2. 0
        1 октября 2018 11:59
        Основное - получение из Газа и дизтоплива....
    2. +1
      1 октября 2018 10:11
      2025 в России откроют новое производство жидкого водорода в Магаданской области, мощностью 300 тонн в сутки.
    3. 0
      1 октября 2018 14:24
      Разлагать воду!
      1. 0
        2 октября 2018 07:43
        Я так полагаю это от нас уже не зависит
  9. +4
    1 октября 2018 10:08
    Да да да, пусть не забудут разработать и построить для него аэродромы. Это будет чисто внутрироссийский рейс, за рубежом его никто не примет. Опыт конкорда ничему не учит...
  10. +4
    1 октября 2018 10:24
    Среди причин прекращения полетов были названы катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д и нерентабельность перелетов.

    !!!
    С Конкордом та же история, внимание, вопрос: нафига разрабатывать то, что НЕ окупается?!
    1. 0
      1 октября 2018 13:01
      Да потому что на этих самолётах стояли ТРДФ - самые сложные, прожорливые и дорогие двигатели, сверхзвуковому самолёту нужна комбинация двигателей, взлёт на трд, а полёт - на ПВРД, тогда будет топливная эффективность.
  11. +3
    1 октября 2018 10:25
    Классная штука, одна искра и огромная братская могила. Чего только не придумают, чтобы бабла хапнуть.
    1. +2
      1 октября 2018 12:01
      Самолет сам по себе и с керосином штука горючая...
  12. +3
    1 октября 2018 10:36
    Все перечисленные в статье "трудности" таковыми не являются. Забавно, но ни одна из настоящих трудностей даже не упомянута. Водород не так текуч, как гелий, но тоже лезет везде кругом. Главная проблема - его накопление везде, где есть для этого условия. Представляю себе пассажирский салон с дожигателями) Вот это будет картина! Да и заправочный комплекс, стоянки для таких машин и прочее подобное, задача так задача.
    Радует однако, что авиация наконец стала искать хоть какую то дорогу в будущее...
    1. +3
      1 октября 2018 10:54
      Цитата: михаил3
      Все перечисленные в статье "трудности" таковыми не являются

      Прошу прошения, водород плюс кислород (даже атмосферный), кажется, называется "гремучим газом"? Это Вам ни о чем не говорит? Гибель "Гинденбурга" ничего не напоминает?
      1. 0
        1 октября 2018 17:34
        С воздухом еще не опасно, но с большим содержанием кислорода...
      2. 0
        1 октября 2018 17:59
        А керосин что, не горит? И его пары не взрываются? В чем принципиальная разница? Надуй мы дирижабль керосиновыми парами, он не бабахнул бы при случае? Все топлива опасны. Такова их суть.
        А вот воздухоплавание... Эх. Такой шанс у России зря пропадет.
      3. +2
        1 октября 2018 23:01
        Цитата: ССИ
        Гибель "Гинденбурга" ничего не напоминает?

        На "Гинденбурге" взрыва не было. Был пожар. Чтобы водород взорвался нужны определенные условия, как то - процентное содержание водорода и кислорода в смеси и закрытая емкость с этой смесью. А подожгите выходящий из трубы водород и он будет гореть, как обычный природный газ без всяких взрывов.
    2. 0
      1 октября 2018 14:29
      Почти на всех электростанциях с турбогенераторами 200 мвт и больше, все охлаждение генератора -водородное! ГРОМАДНЫЕ объемы водорода и НИЧЕГОстрашного! Не было ни одного случая взрыва водорода,
      1. +2
        1 октября 2018 15:10
        Цитата: вадим dok
        Почти на всех электростанциях с турбогенераторами 200 мвт и больше, все охлаждение генератора -водородное! ГРОМАДНЫЕ объемы водорода и НИЧЕГОстрашного! Не было ни одного случая взрыва водорода,
        Истинно, подтверждаю. 220МВт, охлаждаем генератор водородом. Но объемы от ГРОМАДНЫХ весьма далеки, все-таки зазоры между обмотками ротора и статора стараются минимизировать. За утечками следить приходится очень внимательно, опасная концентрация водорода от 5 до 95%. При 1% следует останавливать турбину, продувать азотом и искать утечку. Поэтому и ничего страшного :). Но как это реализовать в авиационном двигателе, как авиационный техник (по первому образованию) представляю с трудом. Одно дело контролировать утечку из заполненного агрегата, другое весь путь подготовки и доставки топлива к двигателю. Герметизировать двигатель и заполнить инертным газом?
        1. +2
          1 октября 2018 18:02
          Да как на ТЭЦ. Просто напросто организовать постоянную продувку, чтобы водород уносило из закрытых обьемов. Не даром в турбинных цехах гуляют могучие сквозняки. Другого пути просто нет, при существующих материалах лучших уплотнений не будет, учитывая температуры и вибрации авиасистем.
  13. +3
    1 октября 2018 10:49
    А в каких аэропортах будут заправлять данный аппарат?
  14. 0
    1 октября 2018 10:50
    Цитата: Вадим237
    2025 в России откроют новое производство жидкого водорода в Магаданской области, мощностью 300 тонн в сутки.

    ----------------------
    Тады ой! Это еще когда будет то?
    1. 0
      1 октября 2018 13:04
      Завод уже есть - его просто расширят с 10 тонн в сутки, до 300 - до 25ого года.
  15. +1
    1 октября 2018 10:51
    В РФ разрабатывается пассажирский самолёт на водороде
    Странно, зачем стране с левитацией и телекинезисом пассажирский самолёт на водороде. Ить министр заявлял не абы кто. Как там с телекинезисом продвигается?
    1. +2
      1 октября 2018 14:55
      . зачем стране с левитацией и телекинезисом пассажирский самолёт

      Так с левитацией и телекинезом в каждой стране пруд пруди. Я сам на ютубе видел angry
  16. 0
    1 октября 2018 11:39
    Цитата: Piramidon
    Цитата: Yrec
    Вопрос, где взять столько водорода? Или из нефти его гнать?

    А почему не из воды?

    Потому как потом будет как в "Кин-Дза-Дза"
    https://www.youtube.com/watch?v=pj0LUqUY89E
    1. 0
      1 октября 2018 11:53
      Возможно для вас это новость, но при сжигании водорода образуется таки вода.
      1. 0
        1 октября 2018 17:02
        Возможно для вас это новость, но ни в одном моторе топливо не сгорает полностью. Несгоревший водород поднимается в верхние слои атмосферы и улетает в космос. И постепенно количество водорода на этой планете будет уменьшаться. Оно и так уменьшается, это естественный процесс, но ускорять-то его зачем? Новый откуда возьмём?
        1. 0
          2 октября 2018 09:14
          Я комментил замечание, что так у нас вода закончится :). А с вашим замечанием в принципе согласен, но думаю на практике пара десятков таких самолетов, не много добавит к естественным процессам. Песец по имени "Глобальное потепление" придет раньше :)
  17. +2
    1 октября 2018 12:10
    Автор, проект Ту-144 не Российский, а Советский! wassat Историю нужно уважать!!! hi
  18. 0
    1 октября 2018 12:45
    Почему, как только водород, - так сразу сверх- или гиперзвук? А попроще движок, чтобы на имеющиеся самолеты поставить, никак? Немцы уже авто на водороде эксплуатируют.
    1. 0
      1 октября 2018 22:43
      Цитата: Rostislav
      Почему, как только водород, - так сразу сверх- или гиперзвук? А попроще движок, чтобы на имеющиеся самолеты поставить, никак? Немцы уже авто на водороде эксплуатируют.

      Ваша мысль про бессмысленность сверхзвука правильна.
      Про него талдычат потому , что оборудование,инфраструктура и обслуживание водородного ЛА настолько дороги, что для их оправдания приходится придумывать супер-пупер фичи типа сверх- и гипер звука.
      И напомню - опытный Ту-155 после первых опытных запусков быстренько перевели с капризного водорода на правильный метан.
      Так и сейчас вместо того чтобы гнаться за водородной химерой может попытаться сделать экономный конкурентоспособный дозвуковой вместительный самолет большой дальности на метане?
      ...
      Про авто на водороде - это давние пиарные басни жадных до денег зеленых бесов.
  19. 0
    1 октября 2018 13:24
    Цитата: Урал-4320
    И потом: у водорода самая маленькая молекула, поэтому утечки будут всегда.

    Путаете с гелием
    1. 0
      1 октября 2018 15:57
      Цитата: Earnest
      Цитата: Урал-4320
      И потом: у водорода самая маленькая молекула, поэтому утечки будут всегда.

      Путаете с гелием

      Да водород на втором месте по текучести.
      Но это дела не меняет - проницаемость высочайшая и утечки будут всегда.
      Водород не окупится на транспорте из-за дороговизны инфраструктуры и обслуживания.
  20. +1
    1 октября 2018 13:55
    Надеюсь эти разработки частный проект без гос. финансирования
  21. 0
    1 октября 2018 14:43
    Сама идея сверхзвукового транспорта в нижних слоях атмосферы тупиковая.
    Это подтверждено временем — за последние 30 лет сколько
    было анонсов что вот-вот кто-то создаст сверхзвуковой лайнер…
    … и все тихо сдувалось.
    Даже такая радикальная идея как перевозка пассажиров с помощью баллистической ракеты с вертикальным стартом и посадкой
    имеет больше права на жизнь — и скорость больше и проблем меньше.
    1. 0
      1 октября 2018 14:44
      Цитата: aristok
      Сама идея сверхзвукового транспорта в нижних слоях атмосферы тупиковая.


      Американцы пусть резвятся на этом мертвом направлении.
      Одно меня пугает - как бы ,надежно и комфортно устроившиеся , попильщики бюджета рф не решили, указав на эти работы американцев, создать еще одну черную финансовую дыру, затеяв "ответ супостату" по надежной и проверенной временем схеме "ходжа ишак эмир"
      1. +1
        1 октября 2018 17:59
        Именно лишь бы не из бюджета. В частном порядке хоть к альфа-центавре. Часть цены правда все равно государством проплачена за счет пакета акций и как следствие недополучение прибыли из-за заведомо убыточного проекта. С одной стороны у нас много буржуев способных оплатить подобный перелет, с другой, как показывает практика, именно они готовы удавится за копейку и больше всех качают свои права в отличии от рабочего класса
  22. +2
    1 октября 2018 14:55
    у водорода есть ряд принципиальных недостатков:

    1) При контакте с баками ЖВ, осаждается жидкий кислород и азот из воздуха, поэтому баки и магистрали с ЖВ требуют теплоизоляции по всей поверхности.

    2) При температуре 20К многие конструкционные материалы теряют нужные свойства.

    3) Водород крайне пожаро- и взрывоопасен, тушение водородных пожаров требует специального оборудования так как, помимо прочего, факел горящего водорода прозрачен и не виден невооружённым глазом.
    4) Низкая плотность жидкого водорода требует значительно большего объёма баков .
    5) Ввиду крайней ограниченности применения (где ещё кроме ракетной техники используют жидкий водород?), спектр оборудования и специалистов работающих с ЖВ крайне ограничен.

    Для применения в авиатехнике(а тем более в пассажирской) водород точно не годится.
    Тем более он не годится в авто-технике, где зеленые бесы много лет упрямо пытаются пиариться на "водородном двигателе"
    1. 0
      1 октября 2018 18:05
      Да. Вопрос водородных двигателей - именно вопрос упаковки водорода. Предлагали сорбцию, химические реакции (упаковка-распаковка через промежуточные соединения). А вдруг придумают все таки что то рабочее?
  23. 0
    1 октября 2018 16:47
    Непонятно,крылатая вечнолетающая ракета с ядерным двигателем есть,развивали бы это направление для пассажирских самолетов.Весь мир бы в очередь встал.Зря секретят
    1. 0
      1 октября 2018 17:43
      Цитата: Flatter
      Непонятно,крылатая вечнолетающая ракета с ядерным двигателем есть,развивали бы это направление для пассажирских самолетов.Весь мир бы в очередь встал.Зря секретят

      зачетный троллинг :)
    2. 0
      1 октября 2018 17:47
      Цитата: Flatter
      крылатая вечнолетающая ракета с ядерным двигателем есть,развивали бы это направление для пассажирских самолетов

      Она, ракета, необитаемая. А комплект из свинцовых трусов - носков и прочего для пассажиров и экипажа может и не потянуть.
      Потому и не развивают.
      ИМХО, ессно.
    3. 0
      2 октября 2018 09:22
      Самолеты нет-нет, но имеют привычку, время от времени свергаться с небес на грешную землю. А чтоб сверху еще и реактор на голову свергался, настолько еще не нагрешили. :)
      ЗЫ. Это если признать технически реализуемой возможность ЯРД в атмосфере.