Россия может потерять монополию на Северный морской путь

49

«Как раз из-за глобального потепления может повыситься интерес других стран к Северному морскому пути. Сегодня эта трасса несколько месяцев в году освобождена ото льдов», – рассказывает газете ВЗГЛЯД первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.

В ближайшие дни Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

Согласно этому документу, транспортные операторы, в том числе и иностранные, должны иметь равный доступ на трассы Севморпути (СМП). Закон будет предусматривать введение арктического корабельного сбора, который должен идти на покрытие расходов на инфраструктуру.

Также рассматривается вопрос создания специализированного госучреждения – администрации Севморпути.

Кроме того, в 2009 году была разработана программа строительства Мурманского арктического узла, который призван повысить грузопоток через Севморпуть.

Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых), а также используется для перевозки международных грузов.

О том, на какой стадии сейчас находится реализация программы создания инфраструктуры Северного морского пути, газете ВЗГЛЯД рассказал первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.

ВЗГЛЯД: Одной из основных проблем СМП является отсутствие необходимой инфраструктуры для перевалки грузов. В свое время была принята программа развития мурманского транспортного узла. Какие основные мероприятия будут сделаны?

Алексей Тюкавин: Будут построены новые терминалы по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива. На восточном берегу Кольского залива предусматривается реконструкция существующего угольного терминала, строительство контейнерного терминала, логистического центра.

Будет также реализован масштабный подпроект – построена новая железнодорожная ветка на недостаточно освоенном западном берегу Кольского залива.

ВЗГЛЯД: На какой стадии сейчас находится проект?

А.Т.: Подрядчик – «НПО «Мостовик» – заканчивает проектные работы железнодорожной инфраструктуры, а также объектов акватории порта.Планируется, что уже к концу года будет получено положительное заключение государственной экспертизы на проектные работы, а с 2013-го начнется строительство.

ВЗГЛЯД: Используется ли сейчас Северный морской путь в качестве транзитного пути другими государствами?

А.Т.: Пока нет, но я думаю, что этот вопрос скоро возникнет. Дело в том, что правовая база очень старая – нет закона о Северном морском пути. Традиционно Россия рассматривала СМП как свою собственную транспортную артерию и для того, чтобы иностранное судно могло пройти по этому пути, необходимо соответствующее разрешение. Транзит предполагает свободный проход. Свободного прохода пока нет.


Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин (фото: gov-murman.ru)

ВЗГЛЯД: Хорошо, если возникнет вопрос о предоставлении СМП другим государствам, то может ли, допустим, Норвегия составить конкуренцию нашему ледокольному флоту? Или же безусловное право на СМП обеспечивает России сильный ледокольный флот?

А.Т.: Ни у кого в мире нет такого ледокольного флота, как у нас. И во второй части вопроса есть доля правды. Но как раз из-за глобального потепления может повыситься интерес других стран к Северному морскому пути.

Сегодня эта трасса на несколько месяцев освобождается ото льда. 20 лет на всем пути круглогодично дежурили атомные ледоколы, и обычные суда там не могли пройти. Сейчас стало проще – в августе, сентябре льдов мало. Поэтому летом могут пройти большие танкеры, балкеры. Появился интерес – поскольку все понимают, что этот путь короче, чем через Суэцкий канал.

Но даже летом, когда льда практически нет и можно пройти без ледокола, тем не менее мы требуем, чтобы суда, курсирующие по СМП, сопровождались ледоколами. Судно должно быть под контролем, чтобы ледокол смог быстро оказать необходимую помощь.

ВЗГЛЯД: Какие грузы перевозятся чаще всего?

А.Т.: Большую часть грузов составляют полезные ископаемые, рыба и рыбопродукция – всего 3% от общего объема.

Сейчас через СМП могут транспортироваться только массовые грузы – полезные ископаемые, биоресурсы. Но о транспортировке грузов с помощью контейнеровозов речи пока нет. Дело в том, что большие контейнеровозы могут проходить только летом. Перед ними не стоит проблема сэкономить время и быстрее привезти груз. Им нужно привезти груз вовремя и по графику, а так как СМП не может дать гарантии провозки грузов круглый год, то мощные контейнерные линии пока даже не рассматривают СМП.

Кстати, впервые в истории судоходства контейнеровоз совершил рейс по СМП без ледокольного сопровождения из Мурманска в Китай в 2010 году.

ВЗГЛЯД: Что приносит максимальный доход от эксплуатации СМП?

А.Т.: Сегодня нет такой организации, которая координировала бы всю работу СМП. Разрабатываемый закон о СМП как раз предполагает создание такой организации. Рассматривается вариант получения дохода от арктического путевого сбора, который будет направляться на поддержание инфраструктуры.

Сейчас все доходы от СМП собирает ФГУП «Атомфлот» через тарифы за счет использования ледокольного обеспечения.

ВЗГЛЯД: Скажите, почему тарифы на транспортировку рыбы в 10 раз выше, чем на транспортировку леса – провезти тонну рыбы стоит более 1500 рублей, а тонну леса – около 200 рублей?

А.Т.: Эта история старая. Самые высокие тарифы платил «Норильский никель», потому что раньше это было основное предприятие, которое активно работало в Арктике и платило деньги ледокольному флоту на его содержание. Примерно 80% ледокольного флота содержалось на деньги «Норильского никеля». Соответственно, «Норникель» задавал примерную планку тарифов.

Понятно, что для многих предприятий, которые никак не связаны с полезными ископаемыми, такие тарифы не по силам. В свое время лесники подняли большой шум из-за высоких тарифов. В итоге им были сделаны специальные тарифы на уровне 200 рублей за тонну груза. При этом все остальные компании платили по высоким тарифам – рыбаки больше 1000 рублей, а у «Норильского никеля» тарифы переваливали за 2000 рублей.

Но даже такой тариф лесники не смогли потянуть, они все равно стали возить по железной дороге.

В свою очередь «Норильский никель», который тратил ежегодно 80 миллионов долларов на оплату тарифов ледокольного флота, принял решение построить свой собственный ледокольный флот. Сейчас большинство грузов перевозится собственными силами компании.

ВЗГЛЯД: Какие перспективы использования СМП в туристических целях?

А.Т.: Ежегодно в порт Мурманск осуществляют заходы суда иностранных круизных компаний. В 2011 году в Мурманск осуществили заходы 11 круизных судов. На их борту в Мурманск прибыло около 5 тысяч круизных туристов. В 2012 году в порту Мурманск ожидается 15 круизных судозаходов.

К сожалению, в настоящее время в морском порту, несмотря на увеличение туристического потока, у нас отсутствует современная инфраструктура. Все порты предназначены для перевалки грузов.

В целях интенсификации пассажирского потока правительство Мурманской области инициирует проект, который получил название «Арктическая гавань». Он предусматривает реконструкцию портовых объектов федеральной собственности, а также строительство инфраструктуры частными инвесторами.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    27 мая 2012 12:04
    Каким образом мы теряем монополию? Путь работает и он наш.
    1. Сосед
      +7
      27 мая 2012 12:23
      И .... мы кому его отдадим! am
      Замучаются забирать! am - так дадим, что мало не покажется, потом ещё и догоним - додаём! am
      1. ЯРЫЙ
        +6
        27 мая 2012 16:00
        Хлопцы вы че непоняли? Наша Думка сама хочет его отдать!!!
        Так как Шеварднадзе отдал кусок нашего Окияна и так же как Норвегам отдали !!! Это наглое и открытое предательство тех хряков что сейчас "ВЛАСТЬ" angry
        В статье ясно говорится ;
        В ближайшие дни Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

        Согласно этому документу, транспортные операторы, в том числе и иностранные, должны иметь равный доступ на трассы Севморпути (СМП). Закон будет предусматривать введение арктического корабельного сбора, который должен идти на покрытие расходов на инфраструктуру.


        КАКИЕ ЕЩЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НУЖНЫ???!!! angry
        Исудя по тому что США поставили задачу строительства ледокольного флота 2!!!года назад-это становится еще более вопиющим!!! angry angry angry
        1. 3412
          +1
          27 мая 2012 17:58
          ЯРЫЙ одобряю двигаетесь в правильном направлении.Долой эту еврейскую власть.
        2. CC-18a
          +8
          27 мая 2012 22:33
          Читать не умеете.
          1. Дают всего лишь равный доступ торговым флотам нашим и не нашим. То есть в случаи чего иностранное торговое судно сможет пройти по нашему торговому пути, пока что они этого не могут делать либо делают это в разовом виде и как исключение.
          2. Морские границы никто ещё не отменял, таможня, погранцы и прочее остаются так же.

          Если кто не понял... а как обычно плевать на суть главное кричать караул... иногда мне кажется что людей с мозгами тока 1%, остальные кричащие курицы и петухи.
          Кароче, В думе рассматривают законопроект который станет регулировать северный морской путь в международном аспекте, морской торговый путь это деньги это инвестиции, те кто против этого те враги России даже просто по своей глупости это с вас не снимает ответственности.
          1. Fox 070
            -1
            28 мая 2012 05:34
            Цитата: CC-18a
            иногда мне кажется что людей с мозгами тока 1%,

            Ну-ну, дружище, с одним процентом Вы явно погорячились. Не стоит оскорблять коллег. А насчет инвестиций и всего прочего я Вас поддерживаю. Забрать это у нас не получится ни у кого, а немалых денег заработать на транзите вполне реально.
            1. CC-18a
              -1
              29 мая 2012 12:12
              Судя по тому что тут пишут то 1% это ещё оптимистично.
              Зы: я не кого не оскорбляю, просто так есть. У нас принято почему то считать что какой нить малолетка куда больше знает в вопросах экономики и политики нежели дипломированный и реально умный экономист или политик. НУ а кричать как должно быть правильно в экономике например не имея экон образования это разве не есть тупость? откровенная тупость на самом деле, и этим грешат почти все. Просто так есть
        3. +3
          28 мая 2012 01:18
          Цитата: ЯРЫЙ
          Хлопцы вы че непоняли? Наша Думка сама хочет его отдать!!!



          что за непонятная истерика?....прочитайте ещё раз статью и попытайтесь уловить её смысл..который состоит в том, что для прохода по СВП будут допускаться все желающие при условии уплаты соответствующего сбора, без сопровождения ледокола...пусть кто хочет и как хочет плывёт, но деньги вперёд..и это правильно, т.к. на каждое судно ледоколов не напасёшься, а если люди хотят и могут пройти то почему бы их не пропустить и не взять за это деньги?...что неправильно в этой идее, которая на самом деле давно лежит на поверхности?...
        4. Йошкин Кот
          +1
          28 мая 2012 09:35
          гм, чем дальше читая ваши посты, тем в большее недоумение прихожу? уважаемый Ярый! то вы выглядите зрелым человеком со зрелыми суждениями, то извините напоминаете подростка, как в данной сфере? нет вы серьезно настаиваете, что англичане, должны были через суэц пропускать только свои корабли? или ы через панамский канал?
      2. 0
        27 мая 2012 19:21
        А кроме воплей и смайликов, какие либо мысли по статье есть?
        1. +1
          28 мая 2012 00:34
          тут что-то не чисто laughing

          я как обычно со своими нововстями

          Дизельная подводная лодка Б-800 «Калуга» проекта 877.

          Построена на ССЗ «Красное Сормово» (Горький) в 1989 году.

          Прошла средний ремонт на ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка» в 2012 году.

          2 февраля и 26 мая 2012 года:








          ОСК за год увеличила объем заказов на 30%



          Объем заказов "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) вырос в 2011 году на 30%, до 191 млрд рублей по сравнению с 2010 годом.

          Как сообщил вице-президент компании Анатолий Тюков, доля заказов гражданского судостроения в общей доле заказов компании в настоящее время составляет лишь 16%, но стратегией компании предусмотрено ее увеличение до 50%.

          "В последние годы в России отмечается существенный рост гражданского судостроения, в 2005-2011 годах объем производства гражданских судов вырос в 4-5 раз. В настоящее время активно осуществляются проект строительства серии сухогрузов класса "река-море", проект строительства "супертраулера" для ловли минтая и ряд других проектов гражданского судостроения. До 2020 года запланировано построить до 1,4 тыс. судов. Для этого необходимо взаимодействие ведущих судостроительных предприятий, отраслевых научных центров и федеральных органов власти", - отметил заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Андрей Курасов.
          Читайте также: На СП ОСК и STX Finland заложен ледокол для работы на Сахалине

          В соответствии с Федеральной целевой программой развития гражданского морского судостроения из бюджета запланировано выделить до 67 млрд рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, пишет АРМС-ТАСС.


          Потенциальный портфель заказов может составить 1,47 трлн рублей, в том числе 880 млрд рублей планируется выделить на морскую технику для работ по освоению арктического шельфа.




          http://www.sdelanounas.ru/blogs/17846/
          1. 0
            28 мая 2012 01:09
            Сердюков пилит флот! belay laughing
          2. CC-18a
            0
            28 мая 2012 01:19
            Название АПЛ - дата сдачи после модернизации/ремонта/или новой постройки: (без учёта контрактных заказов, только уже существующие и уже строящиеся).

            667БДРМ «Дельфин»:
            1. К-51 «Верхотурье» - 2011 ремонт
            2. К-84 «Екатеринбург» - 15 января 2003 года(средний ремонт) с 2011 г. в ремонте
            3. К-64 (БС-64) - переоборудование по проекту 09787
            4. К-114 «Тула» - С июня 2000 года по 21 апреля 2004 года прошла средний ремонт и модернизацию на заводе "Звездочка" в Северодвинске.
            5. К-117 «Брянск» - С ноября 2002 года по 10 октября 2007 года прошла средний ремонт и модернизацию на заводе "Звездочка" в Северодвинске.
            6. К-18 «Карелия» - С 2004 по 2009 год прошла ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе "Звездочка".
            7. К-407 «Новомосковск» - С января по июль 2003 года прошла поддерживающий ремонт на заводе "Звездочка" в Северодвинске. В ноябре 2008 года прибыл на завод "Звездочка" в Северодвинске для среднего ремонта и модернизации.

            Проект 667БДР:
            8. К-129 (КС-129 «Оренбург» - был модернизирован в носитель сверхмалых ПЛ[26], в ремонте (СФ)
            9. К-44 "Рязань" - В 2005 – 2007 годах прошла сервисное обслуживание по продлению межремонтных сроков на заводе "Звездочка" в Северодвинске.
            10. К-433 "Святой Георгий Победоносец" - С февраля 1993 года по июль 2003 года прошла средний ремонт на заводе "Звезда" в поселке Большой Камень Приморского края.(реальный ремонт начался тока с 2001, до этого финансирование отсутствовало)

            Проект 941 "Акула":
            11. ТК-208 «Дмитрий Донской» - В 2008 году прошла ремонт и модернизацию на "Севмаше". В 1996 году проходила модернизацию, на Севмаше в 2008 году говорили что лучшеб в 96 году не трогали лодку, ибо в 2008 пришлось переделывать то что сделали в 96 году потом делать то что не доделали в 96 году и после этого только начать модернизацию плановую на 2008 год(тройная работа)
            12. ТК-17 «Архангельск» - Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв, экипаж сокращен. Возможно, будет модернизирован по проекту 941УМ.
            13. ТК-20 «Северсталь» - В октябре 2001 года – декабре 2002 года прошла поддерживающий ремонт на заводе "Севмаш" в Северодвинске. Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Возможно, будет модернизирован по проекту 941УМ.

            Проекта 955 «Борей»:
            14. К-535 «Юрий Долгорукий» - 19 июня 2009 На испытаниях
            15. К-550 «Александр Невский» - 24 октября 2011 Ходовыe испытания
            16. Владимир Мономах - 19 марта 2006(закладка)
            17. «Святитель Николай» - 18 марта 2012 (ожидается закладка)
            18. (неизвестный) - создаётся задел

            Проекта 885 «Ясень»:
            19. К-329 «Северодвинск» - 2012(ввод в строй) На испытаниях
            20. «Казань» - 2015(ввод в строй) Строится
            21. (неизвестный) - заложен в 2012

            Проект 949А:
            22. К-119 «Воронеж» - В 2004-2006 годах неоднократно ремонтировалась на заводе "Звездочка". В декабре 2006 года прибыла в Северодвинск для планового ремонта и модернизации. В декабре 2008 года поставлена в док-камеру. В марте 2009 года на заводе "Звездочка" начались ремонт и модернизация лодки. 26 мая спущена на воду после прохождения курса восстановления технической готовности с элементами среднего ремонта.
            23. К-266 "Орел" - В октябре-декабре 2004 года прошла восстановительный ремонт. 2008 год находился в ремонте
            24. К-456 "Вилючинск" - С 1997 по 2001 год прошла средний ремонт на заводе "Звезда" в поселке Большой Камень Приморского края.(при этом до 2000 года финансирования не было)
            25. К-442 "Челябинск" - В мае 1999 года выведена в резерв. По некоторым данным, в 2002 году завершила средний ремонт на заводе в Вилючинске. По состоянию на март 2009 года находится в резерве.

            Проект 945:
            26. Б-276 "Кострома" - По состоянию на 2008 год находилась в ремонте.

            Проект 971:
            27. К-317 "Пантера" - 28 января 2008 года вернулась в строй ВМФ после ремонта, в ходе которого модернизированы гидроакустические системы, системы связи и управления.
            28. К-154 "Тигр" - С 1998 года по 2002 год находилась на ремонте на судостроительном заводе "Севмаш".
            29. К-391 "Братск" - В настоящее время находится в ремонте.
            30. К-322 "Кашалот" - В настоящее время находится в ремонте.

            Проекта 971М:
            31. К-335 "Гепард" - по состоянию на 2007 год находится в ремонте(не точно)

            Проект 877:
            32. Б-445 "Святой Николай Чудотворец" - В 2002 году находилась в ремонте на СРЗ-49 в бухте Сельдевая
            33. Б-808 "Ярославль" - В 1995 – 2003 годах прошла средний ремонт на СРЗ-35 в Мурманске.
            34. Б-806 - С 2000 по 2003 год прошла средний ремонт на заводе "Адмиралтейские верфи".

            Проект 677 "Лада":
            35. Б-585 «Санкт-Петербург» - 22 апреля 2010 года(Дата подписания приёмного акта)
            36. Б-586 «Кронштадт» - 28 июля 2005 года(закладка)
            37. Б-587 «Севастополь» - 10 ноября 2006 года(закладка)

            Проект 06363:
            38. "Новороссийск" - Заложена 20.08.10, сдача 2013 год.
            39. "Ростов-на-Дону" - Заложена 21.11.11 , сдача 2014 год.

            Всего прошли модернизацию/строительство/закладку с 2000 по 2010 31 АПЛ и 8 ДПЛ, при этом некоторые прошли ремонт/модернизацию несколько раз Скорее всего это не полный список.
    2. Зайка
      +8
      27 мая 2012 12:33
      Лёд тронулся!..А вот ясно то,что ничего не ясно! Одни слова.И почему ситуацию с Севморпутем комментирует зам губернатора Московской области? Или тоже проблемы с географией как у Меркель,где Москва и где Арктика!!! В общем,поживём - увидим..Кадры решают всё.А вот с кадрами у нас проблема.
      1. Алексей67
        +6
        27 мая 2012 12:37
        Цитата: Зайка
        .И почему ситуацию с Севморпутем комментирует зам губернатора Московской области?

        Екатерина, ну Вы же не Меркель с ее слабым зрением laughing
        Читаем внимательнее
        первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.
        1. Черчилль
          +7
          27 мая 2012 13:04
          Алексей67,
          Ущучили Зайку! Но смотрите,у неё в руках винтовка!
          Хотя по существу...мало что меняется...кто такой Тюкавин?..
          1. Алексей67
            +1
            27 мая 2012 13:07
            Цитата: Черчилль
            Ущучили Зайку! Но смотрите,у неё в руках винтовка!

            Она только волков отстреливает, а я белый и пушистый feel
            Цитата: Черчилль
            Хотя по существу...мало что меняется...кто такой Тюкавин?..

            Я так понял пока идет "пристрелка" , а главный калибр ждет своего "залпа" winked
          2. ЯРЫЙ
            -1
            27 мая 2012 18:41
            Все начинается с разговоров и намеков. При СССР кто-нибудь заикался об отдаче хоть какого-то кусочка нашей земли ( КИТАЙ ) ,наших вод (Норвегия США ) ???
            Все начинается с разговоров! В США в ЦРУ И АНБ есть такая дисциплина в обучении переговоров-первый пункт ее гласит что , если оппонент ненамерен даже произносить интересующую тему то переговариваться безполезно!
            А если оппонент хотя бы как-то реагирует наинтересующую тему-это сигнал его слабой позиции в переговорах.
            Как только начинаются разговоры-начинается предательство! Кто первый открыл рот тот и предатель! angry angry angry am
            1. Йошкин Кот
              0
              28 мая 2012 09:38
              угу, а договор по границе с китаем, по фарватеру амура кто заключил? а морские территории ам кто подарил? а кто во время образования ссср отдал польшу, финляндию, огромный кусок закавказья? прибалтику? инопланетяне?
    3. Алексей67
      +4
      27 мая 2012 12:41
      Цитата: Александр романов
      Каким образом мы теряем монополию? Путь работает и он наш.

      Слишком лакомый "кусок" и очень много на него претендентов. Биться за него придется и надо подключать и дипломатию и экологическое лобби и "недостойные" методы типа ареста судов и штрафы большие за "нарушения" (типа норвегов и наши рыболовные сейнеры). winked
      1. +5
        27 мая 2012 13:25
        Алексей,если не ошибаюсь,то большая часть пути проходит по нашим водам. Это говорит о том,что на чужой корешок не разивай роток. Однако, подавится можно.
        1. Алексей67
          +3
          27 мая 2012 13:30
          Цитата: Александр романов
          Алексей,если не ошибаюсь,то большая часть пути проходит по нашим водам.

          Сейчас многие страны пытаются дать Арктике юридический статус "мирового достояния" и это на фоне "грызни" стран, которые имеют на нее действительные права angry
          Цитата: Александр романов
          Это говорит о том,что на чужой корешок не разивай роток. Однако, подавится можно.

          А вот для этого нужно демонстрировать силу и присутствие там и активно наращивать ледокольный флот и "чинить неприятности" любого типа другим "прэтэндэнтам" wink
          1. +2
            27 мая 2012 15:40
            Заголовок статьи несколько паникёрский, а содержане вполне адекватное.Само собой не следует уповать на имеющуюся мощь ледокольного флота, а следует наращивать своё присутствие и обозначать границы своих владений. Конвенция, которая была подписана рядом государств и декларирующая запрет на разработки в Арктике фактически приказала долго жить. У кого морда наглее, тот и прётся со своим уставом в этот район. Пора и влияние употребить России.
            1. 755962
              +1
              27 мая 2012 21:26
              Не слишком ли новость громкая?И с какого перепугу мы должны потерять СМП?Похоже на глубокий мониторинг в отношении некоторых партнёров.Несмотря на все проблемы, интенсивность использования Северного морского пути будет возрастать, и это сомнений не вызывает. Дело даже не в географических преимуществах. Куда больший интерес вызывают арктические запасы полезных ископаемых. По некоторым подсчетам, на территории, очерченной Северным полярным кругом, сосредоточено около четверти всех неразведанных запасов углеводородов. Есть там залежи других полезных ископаемых. Возможность за счет арктических запасов решить энергетические проблемы привлекает внимание не только северных соседей, но и стран, где лед можно встретить разве что в стакане виски. Уже не кажется странным желание китайских полярников пройти на собственном ледоколе «Сюэлун» Северным морским путем в Ирландию. Наверное, скоро название полярной станции «Хуанхэ» для нас будет звучать так же обыденно, как и «Северный полюс».
  2. Кадет787
    +5
    27 мая 2012 12:26
    Приветствую вас Александр. Полностью с вами согласен, название статьи не соответствует её содержанию. Северный морской путь это наше богатство, в скором времени развернётся борьба за шельф, богатый полезными ископаемыми, У нас приступили к формированию арктической бригады, а достаточно ли этого, с военной точки зрения нет. Для такой территории одна бригада это капля в море. При начавшейся войне за ресурсы, компромиссов со стороны наших заклятых друзей не будет. Стоит всё детально переосмыслить.
  3. +2
    27 мая 2012 12:35
    Некоторые ученые, те которые занимаются климатом, считают, что потепления не будет еще лет 150 как минимум. Но все равно, как представляется, необходимо повышать свой потенциал, чтобы ни у кого не возникало желания даже поднимать вопросы о СМП и арктическом шельфе.
  4. PatriotizTAT
    -2
    27 мая 2012 12:42
    да успокойтесь,единая россия рулит...и причём как хочет!!!кстати не возмущайтесь на счёт Сердюкова и остальных воров,у вас нет морального права если вы отдали голос за сеньора Путина! am так что не бесите народ!!!
    1. +1
      27 мая 2012 14:32
      Ты сейчас о чём?
  5. +2
    27 мая 2012 12:43
    У нас на Северном пути, постоянно патрулируют подлодки класса "охотник" и если память не изменяет одна или две ударные. Так что мы прекрасно знаем и понимаем стратегическую важность этого пути.
    1. Алексей67
      +3
      27 мая 2012 12:47
      Цитата: Averias
      У нас на Северном пути, постоянно патрулируют подлодки класса "охотник" и если память не изменяет одна или две ударные. Так что мы прекрасно знаем и понимаем стратегическую важность этого пути.

      Еще бы не продавать ледоколы иностранным компаниям. Запрет на государственном уровне, у нас в ледоколостроении хороший "задел" еще со времен СССР. А то ради сиюминутной "копейки" проср...м "миллионы" в будущем. Не стоит самим создавать конкурентов am
      1. -1
        28 мая 2012 16:38
        Амерам раз продали ледокол , они хотели в Северный Ледовитый океан идти , он у них на пол пути сломался. Развели лохов , ломаное старьё продали. request laughing
  6. +1
    27 мая 2012 13:24
    Пока на СМП работает флот "Норникеля" 5 сухогрузов ледового класса и танкер, из иностранных судов пару раз в год заходят финны или шведы в Дудинку за газовым конденсатом,да один раз "Норникель" "Мончегорск" в Шанхай гонял с никелем и медью,вот и все перевозки.А из ледоколов только "Таймыр" и "Вайгач" на проводке по Карскому морю ходят и то в марте на "Вайгаче" пожар был.сейчас в ремонте.Суда ходят с Мурманска и Архангельска,все перевозки в основном для "Норникеля" и Норильска. В Тикси и Хатангу ходят суда река-море по Лене северный завоз осуществляют.А по-поводу обороны могу сказать, при Союзе да было,сейчас гуляй кто хочет.
  7. С_мирнов
    +5
    27 мая 2012 13:26
    Раньше доход от тогоже Норникеля доставался государству и можно было не только содержать ледокольный флот но и строить новые ледоколы. Сейчас прибыль норникеля находится в частных руках и утекает зарубеж, поэтому нет денег у государства не только строить, но и ремонтировать старые ледоколы сделанные в СССР на народные деньги и проданные в частные руки. А частникам не выгодно вкладывать деньги в ледоколы, проще добить старые, а заработанное на них бабло вывести зарубеж, где налоги меньше и чиновникам столько башлять не надо.
    А тему севеного морского пути можно мусолить до бесконечности, только толку от этого НОЛЬ!
  8. +7
    27 мая 2012 13:32
    Раньше ходил атомный контейнеровоз "Севморпуть",потом "зелёные" вой подняли,что фонит сильно и его на прикол поставили.Жаль, сауна там классная была и бассейн с морской водой.

    А это "Вайгач" по Енисею в Дудинку идёт.
    1. Алексей67
      +9
      27 мая 2012 13:36
      Цитата: Кэптен45
      Раньше ходил атомный контейнеровоз "Севморпуть",потом "зелёные" вой подняли,что фонит сильно и его на прикол поставили

      "Зеленые" давно превратились в коммерческую организацию, которые за деньги своими акциями "устраняют", заказанных конкурентов. Оговорюсь, это высказывание о "головке" организации, в качестве исполнителей бесплатно отрабатывают фанатики активисты.
      1. КАРБОН
        +5
        27 мая 2012 22:22
        Для меня "зеленый" почти тоже самое , что голубой особенно пресловутая организация гринпис, русские АПЛ, ледоколы, заводы, ракеты и вообще все русское(окромя наверное водки) для них ...овно! А у покровителей с ястребинными носами все Олрайт! На остров Врангеля их добывать лед smile
    2. +3
      27 мая 2012 15:24
      Извините, уважаемый Кэптен45, но на снимке приведеном Вами не "Вайгач", а линейный ледокол типа "Арктика". Затрудняюсь сказать какой, но похож на "Сибирь"...
      "Вайгач" (и однотипный с ним "Таймыр") выглядит вот так. Судно финской постройки, и носит традиционные для них относительно низкий борт и высокую прямоугольную надстройку...
      1. Яромир
        0
        27 мая 2012 21:28
        Chicot 1,
        С каких это пор у финнов появились ядерные реакторы?!.Если корпус собрали,то сиё не значит,что ледокол финский!
        1. +2
          27 мая 2012 22:14
          Уважаемый Яромир, в тексте поста написано "судно финской постройки", а не "финское судно". Разницу улавливаете или "и чё"?.. Равно как и с реактором - смонтировать оный (доставленный из Союза) и установить его на строющийся корабль совершенно не означает вопрошаемых вами "с каких пор"...
          Надеюсь то, что вы все поняли, а не "потому что"?..
  9. +2
    27 мая 2012 14:10
    С_мирнов,
    Цитата: С_мирнов
    Раньше доход от тогоже Норникеля доставался государству и можно было не только содержать ледокольный флот но и строить новые ледоколы. Сейчас прибыль норникеля находится в частных руках и утекает зарубеж, поэтому нет денег у государства не только строить, но и ремонтировать старые ледоколы сделанные в СССР на народные деньги и проданные в частные руки. А частникам не выгодно вкладывать деньги в ледоколы, проще добить старые, а заработанное на них бабло вывести зарубеж, где налоги меньше и чиновникам столько башлять не надо.

    Так "Норникель" ЕБН с подачи Рыжего на залоговом аукционе в 96 продал в частные руки. Что в этом тоже Путин виноват?
    Цитата: Алексей67
    "Зеленые" давно превратились в коммерческую организацию, которые за деньги своими акциями "устраняют", заказанных конкурентов. Оговорюсь, это высказывание о "головке" организации, в качестве исполнителей бесплатно отрабатывают фанатики активисты.

    Согласен полностью,так же здесь очень активны представители коренных и малочисленных.Чуть что так- мы же коренные,нас мало,а в тундре только перед очередными выборами появляются да воду мутят.
    1. +3
      27 мая 2012 17:07
      Целиком и полностью согласен с Вами по поводу "Гринписа", уважаемые Кэптен45 и Алексей67.

      А это самое лучшее в мире средство от "зеленых писов" на море. Зимний вид... laughing ггГ
  10. +4
    27 мая 2012 15:35
    Глобальным потеплением народ стращают давно и плотно... Только вот почему то (парадокс то какой!!!) среднегодовая температура стала ниже, чем это регестрировалось в предыдущие годы... Такой вот сердимонокль, уважаемые пользователи сайта "Военное обозрение"... wink
    Так что для наших ледоколов, в особенности линейных работенка еще найдется... Да, и кричать сакраментальное "ШеФуСёУнАсПрОпАлОнАфИгГ!!!" еще ой как рано. А на нашем с вами веку уж точно врядли прейдется... smile
    К тому же помимо ледоколов гражданских у нас есть еще и совсем не мирные ледокрлы... bully
    1. Dust
      0
      27 мая 2012 17:06
      А что это за корытце такое любопытное? Нельзя ли поподробнее?
      1. 77bor1973
        +3
        27 мая 2012 18:06
        ПСКР 97П судя по бортовому номеру "Имени 26-го сьезда КПСС" теперь "Мурманск" ледокол!
        1. +2
          27 мая 2012 19:37
          Совершенно верно, уважаемый 77bor1973. Это ледокольный сторожевой корабль проекта 97П. Данные корабли строились на основе ледоколов проекта 97 (одним из которых был "Отто Шмидт" - научно исследовательское судно ледового класса). Кроме 97П была модификация 97АП. Всего было построено - серия 97АП -2 ед., серия 97П -8 ед.
          Помимо ледоколов серии 97П и 97АП в качестве сторожевых кораблей используются и ледоколы проекта 745П. Они меньше в размерениях и несут более скромное вооружение. Построено (если не ошибаюсь) 3 ед...

          На фото ниже - ПСКР "Волга" (проект 97П)...
          1. +3
            27 мая 2012 22:18
            А вот это ледокольный сторожевой корабль проекта 745П. Конкретно на данном фото ПСКР "Камчатка"...
            1. +3
              27 мая 2012 23:34
              Решил таки скинуть фото и ледокольного сторожевого корабля серии 97АП. На данном снимке ПСКР "Садко"...
  11. Арчер
    +1
    27 мая 2012 16:04
    Надо развивать северный флот, в том числе и военный. По сообщениям СМИ другие страны возле Севера и не очень (например Китай) либо уже увеличивают свои группировки, либо собираются это сделать в ближайшее время. Кстати уже раздаются иноголоса за "общее достояние мира - СМП"
  12. Dust
    +1
    27 мая 2012 17:08
    Если уж так кому-то сильно свербит, то пусть короткую дорогу над Канадой ищут - вот там пусть что хотят, то и делают, а на Севморпуть соваться не моги!
    1. 77bor1973
      0
      28 мая 2012 08:33
      я только не пойму какого тогда рожна 5лет назад "енко" списали,ежели сейчас лихорадочно начали флот строить, денег не наворовали что-ли?
  13. +5
    27 мая 2012 18:32
    То, что проталкивается идея свободного доступа за бабло, меня ни чуть не удивляет. Так как здавомыслие в ГосДуме отсутствует напрочь. Основная масса оных "товарищей" озабочена получением в свой карман "зелени" . И наср...ть им на Россию. У большинства уже и недвижка, да и семьи за "Бугром". Идёт окончательная распродажа России и мы увидим это собственными глазами, максимум в ближайшее десятилетие. Сформированное правительство, окончательное доказательство этого. С уважением.
  14. +5
    27 мая 2012 19:17
    В ближайшие дни Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты ......
    Согласно этому документу, транспортные операторы, в том числе и иностранные, должны иметь равный доступ на трассы Севморпути (СМП).

    Закон о коррупции принимают 10 лет и никак не могут принять. С педофилами боролись пятилетку. А здесь пожалуйста ,уже второе чтение. Что за хрень происходит? Зачем допускать иностранцев туда, где сами, при надлежащей организации, можем отлично работать? Прос...ем то, что благодаря Великим Предкам и Природе у нас есть. Приличных слов на такие вещи не хватает.
  15. +3
    27 мая 2012 21:49
    Привет всем лже-Патриотам из ЖЖ. Во, почти стихи - Патриоты -лже из журнала ЖЖ. А с чего весь сыр-бор - СМП уже продан? Если нет, то нечего истерики устраивать. А вот то, что Пограничная служба свое присутствие на данном участке государственной границы усиливает, то это точно известно. Так что господа хорошие , ручки не заламывайте, слезки крокодильи не пускайте, Родину не продают. Хотя какая она вам Родина?
    1. КАРБОН
      +1
      27 мая 2012 22:26
      они Родина с маленькой буквы пишут am
    2. +2
      27 мая 2012 23:40
      И вот тут я согласен с Вами, rexby63. А то ведь рисуют картину куда более худшую, чем та, что изображена даже на вот этом апокалиптическом краш-арте... laughing ггГ
  16. +1
    27 мая 2012 22:51
    всё верно здесь народ высказывается ! за державу обидно... но только нас не спросят сделают как захотят и пох на народ! am
  17. Другар
    +1
    27 мая 2012 23:18
    Могу сказать, что Мурманск в данный момент переживает очень странные метаморфозы: вечно раздолбанные дороги чиняться ЗА ОДНУ НОЧЬ(!) , причём довольно качественно и профессионально. Раньше все дорожные работы проводились в самую жуткую слякоть и столько ,сколько мэр на душу положит, квартиры растут в цене, как на дрожжах, в регион явно текут большие деньги. Ранее лично я связыл всё это с грядущей (возможно) разработкой шельфа, но вот теперь вижу, что к этому добавится ещё и вот эта перспективка...
    Что задумали Путин и компания не известно ,но , видать, светят тут им хорошие деньги...
  18. +2
    28 мая 2012 01:47
    Я тоже не заметил какой-то продажности в этом законе. Ну что-то вроде Панамского Канала или Суэцкого пролива получается, что тут плохого? Хай себе плавают, это выгодно и нашему ледокольному флоту и морским портам и геополитически- привыкнуть плавать, не охота лишний раз на нас тявкать будет.
    Другар, ну до такой подозрительности доходить тоже не стоит. Дороги ремонтируют, что тут плохого? Да даже если Путин что-то личное будет с этого Морского Пути иметь, в чем тут беда? Стране лишнее бабло капнет, никакого суверинитета мы тут не теряем, ресурсы не разбазариваем, а раз так, то пусть даже подворовывают кто где может, они ж новую дойнуб корову государству подарить могут, а мы тут развозмущались прям!
    1. ТехнарьМАФ
      +4
      28 мая 2012 05:16
      От Баренцева до Чукотского - терводы России. Пусть ходют,большой "панамский канал" получится,хорошие деньги можно получить на развитие тогоже СМП, а для страховки построить несколько атомных крейсеров ледокольного класса для "проводки" и "закатки" губенок на шельф.
  19. +2
    28 мая 2012 07:53
    Все жизнь этот путь был наш. Он останется нашим.