Ручной пулемет «Виккерс-Бертье» и авиационный пулемет «Виккерс»-К

0
Еще в 1908 году французским офицером Бертье (Berthie) был представлен легкий пулемет, имеющий газоотводный двигатель автоматики, запиранием канала ствола при помощи качающейся личинки, непрерывным и одиночным режимами огня, оригинальной системой принудительного охлаждения ствола и коробчатым магазином, однако добиться успеха он не смог. Бертье после Первой мировой отвез свою систему в Великобританию, где ему удалось продать права на пулемет концерну «Виккерс». Таким образом, в 1925 году появился ручной пулемет «Виккерс-Бертье».

Ручной пулемет «Виккерс-Бертье» и авиационный пулемет «Виккерс»-К


Фирма «Виккерс» в течение 20-30-х годов активно предлагала данный пулемет на рынке, продавая партии пулеметов в различные страны. В конструкцию вносили различные изменения. В первую очередь был внедрен сменный ствол, на замену которого требовалось около 5 секунд. К достоинствам пулемета «Виккерс-Бертье» относились очень плавная работа автоматики, малое количество подвижных деталей, возможность разборки без использования дополнительных инструментов.

В автоматике пулемета реализовали схему отвода пороховых газов через газоотводное отверстие снизу ствола. Поршень имел длинный ход. Регулятор, ввинченный в газовую камеру, имел отверстия диаметром 1,2 и 3 миллиметра, изменявшие количество газов, которые сбрасывались из камеры. Ствольная коробка и ствол сцеплялись сухарным соединением и фиксировались флажковым замыкателем. Запирание канала ствола осуществлялось при помощи перекоса затвора вверх. С заднего шептала производился выстрел. Фигурный выступ затворной рамы во время перемещения подвижной системы в переднее положение поднимал заднюю часть затвора. При этом опорная плоскость затвора устанавливалась на опорную плоскость вкладыша в ствольной коробке. Ударник на стойке затворной рамы проходил через сквозной паз затора и разбивал капсюль патрона. Стреляные гильзы выбрасывались через окно находящееся в левой стенке ствольной коробки, которое закрывалось щитком.



Сзади ствольную коробку закрывала спусковая рама с прикладом.

Спусковой механизм, собранный в спусковой раме, позволял вести одиночный и непрерывный огонь. Флажковым переводчиком-предохранителем, находящимся над спусковой скобой справа, ограничивался поворот спускового крючка. Если флажок установлен на одиночный огонь (позиция S), спусковой крючок поворачивали на большой угол, срываясь со спускового рычага. Если флажок устанавливался на непрерывный огонь (положение А), зацепление спускового крючка и спускового рычага увеличивалось, и не срыва происходило. В нижнем положении D (на предохранитель), спусковой крючок блокировался. Данная упрощенная схема УСМ действовала вполне надежно.

Артиллерийский тягач Vickers-Carden-Loyd с пулеметом Vickers-Berthier

Питание осуществлялось из секторного коробчатого магазина установленного сверху (в связи с этим «Виккерс-Бертье» часто путали с «Брэном»). В качестве боеприпасов, как и в других пулеметах британского производства, использовали в патрон Мк 7 имеющий тяжелую пулю. Органами управления являлись узкий приклад, имеющий откидной наплечник и пистолетная рукоятка.

Стоечный прицел переставлялся при помощи барабана с зубчаткой. Рукоятка заряжания находилась справа, во время стрельбы оставалась неподвижной. Конструкция пулемета состояла из 140 деталей, включая 25 винтов и 15 пружин. В целом конструкцию считали удачной, однако слишком легкий ствол (масса с мушкой и газовой камерой 2,76 кг) ограничивал боевую скорострельность даже несмотря на его быструю замену.



На сравнительных испытаниях, которые провела британская армия, «Виккерс-Бертье» обошел BAR, «Мадсен» обр. 1924 года и ZB-26, однако выполненный по требованию Генштаба пулемет, имеющий тяжелый ствол и возможность установки на треножный станок показал низкие надежность и живучесть во время интенсивной стрельбы.

«Виккерс-Бертье» Мк 1 (обр. 1928 года) отличался крупным цевьем, к которому на антабках крепился ремень и стволом с оребрением. Цевье пулемета Мк 2 (29/30 годов) имело скругленные формы. В 1931 году данная модификация с некоторыми изменениями изготовили для испытаний в Индии.



Армия Индии, которая пользовалась определенной самостоятельностью при выборе вооружения, в 1933 году приняла на вооружение пулемет «Виккерс-Бертье» Мк 3 имеющий тяжелый ствол, хотя еще до этого отдельные британские индийские части приобрели Мк 1 и Мк 2. Пулемет «Виккерс-Бертье» Мк 3 выпускался как «Виккерс-Армстронг» в Великобритании, и в Индии в Ишапуре на заводе «Индиан Смол Армз». Сверху ствольной коробки имелась маркировка включающая надпись VICKERS-BERTHIER и заводской номер. В Ишапуре была создана собственная модификация 3В, которая отличалась повышенной надежностью работы регулятора газа в сложных климатических условиях. Всего в Великобритании и Индии было произведено 30 тыс. пулеметов «Виккерс-Бертье» (в 1937-1945 годах пулеметов «Брэн» было выпущено в 10 раз больше). Определенное количество данных пулеметов имелось в британских резервных частях.

«Виккерс-Бертье» на вооружении войск Индии оставался и после того как она получила независимость. Вероятно, некоторые пулеметы и в настоящее время остаются на складах Индии и Пакистана. Ручной «Виккерс-Бертье» долгое время встречался в различных странах третьего мира.



Еще в 1928 году на основе пулемета «Виккерс-Бертье» создали авиационную модель «Виккерс»-К, также известная как VGO (Vickers Gas Operated, то есть «Виккерс» с газоотводной системой автоматики). Большинство «Виккерсы»-К (VGO) было передано в армию, однако в войсках успехом они не пользовались поскольку были громоздкости и имели слишком высокий темп стрельбы (хотя была предпринята попытка его уменьшить). Спаренные «Виккерс»-К устанавливались на зенитные установки. Спаренную установку с дисковыми магазинами емкостью 96 патронов (изначально магазин был рассчитан на 100 патронов, однако стрелки предпочитали недоснаряжать магазин) устанавливали на «Лендроверы» для подразделений SAS и «пустынных групп дальней разведки». Результаты их использования в Северной Африке считались настолько хорошими, что данные установки использовались до середины 60-х годов. Спаренные установки также монтировали на американские джипы «Виллис» для ВДВ.

Порядок разряжания «Виккерс-Бертье»: Включить предохранитель. Отделить магазин нажав на его защелку. Осмотреть патронник, убедиться в отсутствии патрона в нем. Выключить предохранитель. Плавно освободить с боевого взвода затворную раму. Нажать спусковой крючок. Закрыть окно выводное окно для стреляных гильз и магазина щитком.

Порядок неполной разборки пулемета «Виккерс-Бертье»:
1. Разрядить пулемет.
2. Отвести назад рукоятку заряжания, повернуть вверх флажок замыкателя ствола и отделить его, повернув вверх.
3. Освободить затворную раму с боевого взвода.
4. Повернуть флажок замыкателя спусковой рамы вниз, извлечь замыкатель. Отделить спусковую раму и приклад.
5. Извлечь затворную раму и затвор, разделить их.
6. Движением вперед отделить от ствольной коробки направляющую трубку с сошками.

Для того чтобы собрать пулемет все действия производились в обратном порядке.

Технические характеристики пулемета «Виккерс-Бертье» Мк 3:
Патрон – 303 «бритиш сервис» (7,7x56 R);
Масса оружия – 9,43 кг (без магазина);
Масса пустого магазина – 0,34 кг;
Полная длина оружия – 1180 мм;
Длина ствола – 607 мм;
Нарезы – 5 правосторонних;
Начальная скорость пули – 745 м/с;
Прицельная дальность – 1600 ярдов (1463 м);
Эффективная дальность стрельбы – 600 м;
Система питания - коробчатый магазин емкостью 30 патронов;
Темп стрельбы – 450-500 выстрелов в минуту;
Боевая скорострельность – 60/120 выстрелов в минуту.

Технические характеристики авиационного пулемета «Виккеро-К (VGO):
Патрон – 303 «бритиш сервис» (7,7x56 R);
Масса оружия – 8,86 кг (без органов управления и патронов);
Полная длина оружия – 1016 мм;
Длина ствола – 508 мм;
Нарезы – 5 правосторонних;
Начальная скорость пули – 745 м/с;
Система питания – дисковый магазин емкостью 100 патронов;
Темп стрельбы – 1050 выстрелов в минуту (позднее снизили до 950 выстрелов в минуту).