Поршневые Як-152 для обучения лётчиков. Революция или шаг назад?

40
Министерство обороны России определилось с тем, какие же самолеты придут на смену легендарным, но весьма устаревшим учебно-боевым «летающим партам» Л-39. И тут, если верить утечкам в СМИ, нас ожидает сенсация – это будут не реактивные машины, а поршневые Як-152.

Первые отклики на эту новость очень противоречивы: многие отмечают рациональность такого решения, но много и тех, кому оно откровенно не нравится. Аргументы есть у каждой из сторон, и давайте попробуем в них разобраться.





Прежде всего нужно хотя бы примерно понимать, как сейчас происходит обучение пилотов тактической авиации (будущих истребителей и штурмовиков). В соответствии с некоторыми международными обязательствами (проще говоря, чтобы диплом нашего Краснодарского высшего военного училища летчиков признавался в других странах), учебный процесс в единственном в России летном училище переведен на «пятилетку». Теперь курсанты в первый год обучения углубленно изучают общие дисциплины, и до летной подготовки дело не доходит вообще.

Усиленное обучение теории летного дела начинается только на втором курсе. А до первых полетов дело доходит лишь на третьем. И при существующем авиапарке училища иначе, вероятно, нельзя – реактивные машины являются отнюдь не самыми простыми в эксплуатации и пилотировании, и сажать за их штурвал курсанта, получившего только ускоренный теоретический курс обучения, просто преступно, что бы там ни говорили про «летающую парту».

Казалось бы, ничего страшного в этом нет, если в итоге курсанты за время обучения все равно успевают получить требуемую практику пилотирования в размере 200 часов общего налета. Но есть, как говорится, и нюансы. В частности, из-за крайне высоких требований к будущему летчику истребителю или штурмовику, на этапе углубленной подготовки происходит некоторый дополнительный отсев (по данным КВВАУЛ, порядка 5-8%) курсантов. Согласитесь, обидно потратить два года на обучение человека, который в силу каких-то определенных особенностей своего организма не выявленных на медкомиссии, оказывается просто негоден для профессии военного летчика?

В то же время опыт наших западных «партнеров» показывает, что для первоначальной летной подготовки неплохо подходят и поршневые машины: на них можно дать курсанту необходимый набор первоначальных навыков, но в то же время и провести необходимый «отсев». При этом такая практика гораздо дешевле во всех смыслах, чем использование реактивных машин.

Нужно отметить, что раньше это было реализовано и у нас, но через систему ДОСААФ. В советские военные летные училища редко приходили курсанты, не имеющие практики налета на поршневых самолетах в аэроклубе. Это позволяло заранее отсеивать заведомо профнепригодных и не тратить на их обучение время и средства в самом училище. Поэтому то, что предлагается сейчас, в известном смысле всего лишь возвращение к «хорошо забытому старому», пусть и на новой организационной платформе.

Не пострадает ли от этого качество обучения курсантов их основному ремеслу? По всей видимости, нет: на третьем курсе и далее, как и прежде, курсанты будут «пересаживаться» на реактивные машины, и основной рабочей лошадкой тут должен стать Як-130. Эта современная учебно-боевая машина имеет так называемый «цифровой борт», унифицированные с более старшими «собратьями» (типа Су-30) приборы управления и наведения, а значит, поможет будущим пилотам не только освоить реактивную технику, но и подготовит их к освоению более сложных боевых машин, которые им предстоит принять в строевых частях.

Основным аргументом противников перехода на поршневые машины для начального периода обучения является то, что это все-таки шаг назад. Экономические аргументы они считают не очень относящимися к делу, потому что экономить на армии нельзя.

Наверное, с этим можно было бы согласиться, если бы мы не видели примеров и значительно более серьезной экономии. Когда государство тратит миллиарды и миллиарды на разработку истребителя пятого поколения, а в итоге не покупает его, возникает резонный вопрос: а по средствам ли нам не считать денег при обучении летчиков? Или все-таки рациональность не всегда синоним скаредности, и разумная экономия нам не помешает?

Кроме того, в качестве аргумента используется и мобилизационное значение реактивных машин, даже учебных. Тот же Як-130, например, при определенных обстоятельствах вполне можно использовать для нанесения штурмовых и бомбовых ударов по противнику, да и перехватить некоторые типы целей он вполне в состоянии – позволят и скорость, и установленный приборный комплекс. Использовать же для этих целей поршневую машину, особенно такую, как Як-152, вряд ли получится. Однако этот аргумент по-настоящему актуален для государств с крайне ограниченными ресурсами, которые не в состоянии позволить себе полноценных ВВС. Скажем, в гипотетическом конфликте между Марокко и Алжиром это был бы весомый аргумент: если пропустили первый выпад и потеряли истребительный полк, частично можно компенсировать потери за счет пары учебных эскадрилий, и это будет вполне заметное усиление (если мы говорим о Як-130).

Но для России с её ВВС, уровнем решаемых задач и, главное, уровнем потенциальных угроз данный аргумент почти утрачивает свою актуальность. Увы, если мы пропустим первый удар, даже дивизия учебно-боевых машин, срочно мобилизованная на фронт, нам уже не поможет.



В настоящий момент говорится о том, что Министерство обороны готовится подписать контракт на 230 самолетов Як-152. Правда, нужно иметь в виду, что эта машина ещё не закончила программу государственных испытаний. Кроме того, формально у неё есть конкурент – самолет австрийской разработки Diamond DART-550. Но шансы последнего вызывают большие сомнения хотя бы в силу того, что на австрийской машине использованы американские двигатели General Electric GE H75-100. В то же время производство немецкого двигателя RED-A03T для Як-152 уже локализовано в России, и его использование в конструкции самолета не должно стать препятствием для закупки.

Вероятно, следует признать, что решение российского Министерства обороны является примером рационального компромисса. И если оно приведет всего лишь к экономии средств без ущерба для качества обучения летчиков, его уже можно будет назвать оправданным.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    12 октября 2018 12:08
    думаю что "летающие парты" просто необходимы, курсанты должны "почувствовать небо",так что ЯКи-нормальный ход.
    1. +2
      12 октября 2018 12:43
      Вы не совсем правы. Учебный поршневой самолет после реактивного учебного Л-39 - это шаг назад, от бедности нашей. В России просто нет нужного авиационного реактивного двигателя, мощность которого позволяла бы поставить один двигатель на самолет, как на Л-39, чтобы самолет был экономичным.
      Что до 5 лет обучения, это непонятный шаг, и ссылка на "международный стандарт" диплома для этого - не объяснение. В СССР военных летчиков готовили 4 года и сразу на реактивных самолетах, с Л-39, обычно на МИГ-21, сразу после школы, редко после ДОСААФ. И всё было прекрасно.
      ЯК-130 сложная машина для первичного обучения летчиков, и не экономичная, а самолета типа Л-39, у нас нет, из -за отсутствия двигателя. Потому и пришли к варианту поршневого учебного самолета. Выхода другого нет. А все разговоры, объясняющие целесообразность этого шага, от безнадеги.
      1. -2
        12 октября 2018 14:10
        Один двигатель на учебный самолет в два раза снижает возможность выжить двум летчикам в нештатной ситуации...
        1. +8
          12 октября 2018 16:09
          Глупости не пишите! Многолетняя эксплуатация того же Л-39, а до него ещё многих других самолетов, того же пассажирского АН-2, с одним двигателем, выпускающегося серийно с 1949 года, доказало, что количество двигателей для безопасности не столь критично!
          Кроме того, такой самолет - ВОЕННЫЙ учебный самолет, обеспеченный средствами аварийного покидания самолета, БЕЗОПАСНЫЙ для летчиков, пусть и курсантов.
          1. +2
            13 октября 2018 07:08
            Есть ведь прямая замена Л-39. Это СР-10, который почему то не хотят производить.
            1. +3
              13 октября 2018 08:39
              Цитата: Stas157
              Есть ведь прямая замена Л-39. Это СР-10, который почему то не хотят производить.


              причина одна,денег нет ,но вы держитесь,без самолётов.
      2. +1
        12 октября 2018 20:34
        Цитата: vladimirZ
        В СССР военных летчиков готовили 4 года и сразу на реактивных самолетах

        Вы мне порвали шаблон.
        Что, неужели действительно можно человека без навыков пилотирования сразу учить на реактивном?
        1. +1
          12 октября 2018 23:21
          Что, неужели действительно можно человека без навыков пилотирования сразу учить на реактивном? - Narak-zempo

          Да, ведь это было в Советской Армии 70-х годов!
          В 1975 году к нам в полк (МИГ-21) сразу прибыло 10 молодых летчиков - Черниговское летное военное училище, все после средней школы.
          А один даже в полку отмечал 20-летие, Голомако как помнится, 1974 года выпуска, поступил 16 летним в летное училище, как приняли не знаю. У нас жены дружили в гарнизоне.
          В соседнем полку на СУ-17 много летчиков было после ДОСААФ, так те вообще даже без военного среднего училища были. С ДОСААФ-овских самолетов перешли на МИГ-17 в полк, а затем после пересадки всего полка на СУ-17, летали на них.
          1. 0
            13 октября 2018 00:01
            Цитата: vladimirZ
            Да, ведь это было в Советской Армии 70-х годов!
            В 1975 году к нам в полк (МИГ-21) сразу прибыло 10 молодых летчиков - Черниговское летное военное училище, все после средней школы.
            А один даже в полку отмечал 20-летие, Голомако как помнится, 1974 года выпуска, поступил 16 летним в летное училище, как приняли не знаю. У нас жены дружили в гарнизоне.
            В соседнем полку на СУ-17 много летчиков было после ДОСААФ, так те вообще даже без военного среднего училища были. С ДОСААФ-овских самолетов перешли на МИГ-17 в полк, а затем после пересадки всего полка на СУ-17, летали на них.

            Не понял Вашего ответа.
            Если человек до поступления в училище ни разу не летал - на чём ему предстояло учиться азам пилотирования?
            1. +1
              13 октября 2018 03:55
              Если человек до поступления в училище ни разу не летал - на чём ему предстояло учиться азам пилотирования? - Narak-zempo

              На Л-29 и Л-39 - реактивных учебных самолетах с летчиком инструктором.
              1. 0
                13 октября 2018 08:31
                Ясно.
                Я почему-то думал, что учиться летать все обязательно начинали на поршневых.
                1. 0
                  13 октября 2018 16:33
                  думал, что учиться летать все обязательно начинали на поршневых. - Narak-zempo

                  Необязательно. Учеба на поршневых лишняя трата учебного времени на изучение, освоение, и на полеты. И навыки на поршневых отрабатываются при низких скоростях, которые затем нужно будет ломать при переучивании на высоких реактивных скоростях полета и посадки.
                  Не может пока Россия производить однодвигательный реактивный учебный самолет, к сожалению. Остальное всё пустые разговоры, чтобы показать, что у нас всё хорошо, и везде: в авиации, космосе, экономике и пр. пр.
      3. +2
        13 октября 2018 07:02
        Цитата: vladimirZ
        Что до 5 лет обучения, это непонятный шаг, и ссылка на "международный стандарт" диплома для этого - не объяснение. В СССР военных летчиков готовили 4 года


        в Израиле курс для лётчиков вообще длится 3 года, за это время также получают 1 степень.
        и начинают с поршневых. первых не могущих летать отсеивают на них.
  2. +3
    12 октября 2018 12:22
    Статья на пустом месте. Вместо Л-39 идет Як-130.
    Меняется только тип самолетов из-за устаревания.
    Раньше была цепочка Як-18 или Як-52 ---> Л-39 ---> Учебно-Боевой вариант боевого
    Теперь, как бы будет Як-152 ---> Як-130 ---> ---> Учебно-Боевой вариант боевого
    Но, как все в реальности уй знает :)
    1. +2
      12 октября 2018 12:24
      Цитата: Setavr
      Статья на пустом месте. Вместо Л-39 идет Як-130.
      Меняется только тип самолетов из-за устаревания.
      Раньше была цепочка Як-18 или Як-52 ---> Л-39 ---> Учебно-Боевой вариант боевого
      Теперь, как бы будет Як-152 ---> Як-130 ---> ---> Учебно-Боевой вариант боевого
      Но, как все в реальности уй знает :)

      логично.
  3. +1
    12 октября 2018 12:23
    Спасибо за статью , не слышал что бы Австрия производила самолеты пусть и поршневые .
  4. +2
    12 октября 2018 12:27
    Статья какая то непонятная, вначале громкое заявление что на смену Л-39 придут Як-152, затем выясняется, что как и задумывалось заменой Л-39 будет Як-130
    1. 0
      13 октября 2018 10:41
      Л - реактивный, поэтому замена как реактивному будет 130-й, а как первому учебному - 152-й.
  5. +6
    12 октября 2018 12:33
    В "нищем" СССР была сеть аэроклубов, в капиталистической РФ обуждают перевод обучения на поршневой самолет.
    1. +17
      12 октября 2018 12:54
      Мало того в "нищем" СССР чуть ли не в каждом крупном населённом пункте был хотя бы грунтовой аэродром и советские люди "рабы" летали куда хотели. И не беда что часто это был Ан-2 зато куда быстрее чем на автобусе.И санитарная авиация и пожарная была не чета современной "капиталистической".И самолёты собственной постройки поставлялись массово на экспорт за рубеж.
  6. +8
    12 октября 2018 12:33
    Все равно не снимается вопрос об аэроклубах и создании для них дешевой и простой машины, даже может быть подешевле чем Як-52 или Як-18. В этих ваших "заграницах" малая и частная авиация исчисляется тысячами "Цессн", которые там стоят смешные деньги и практически в каждой деревне имеется свой небольшой аэродром, где молодой пацан может потрогать небо за небольшие деньги. А с этого всё начинается - люди влюбляются в полёты и идут дальше. А у нас поппуляризация авиации просто разгромлена. Советские самолеты при всём к ним уважении сложны в эксплуатации, и даже они в основном уже не летают, аэроклубы разгромлены. Выжившие самолеты возят людей почти подпольно, т.к. лицензия на перевозки людей, запросы на вылет, расходы на всякое обеспечение делают ценник на полёт совершенно неподъемным для простого российского студента или школьника. Если Як-152 хотя бы есть, а для аэроклубов вообще ничего нет и не делается.
    Видели бы вы как пацаны открыв рты залезают в старый Ил-14, давно не летающий, просто посмотреть, потрогать "большой самолет". Они к нему как к чуду идут. Я им показывал, пускал внутрь. Глаза у них горят. А полетать им даже на стареньком Як-52 - дорого, родители не оплатят.
    1. +16
      12 октября 2018 12:49
      Цитата: Alex_59
      А полетать им даже на стареньком Як-52 - дорого, родители не оплатят.

      А когда то, в проклятом совке, за три рубля можно было до соседнего села долететь. Из полторы тысячи аэродромов меньше двухсот пятидесяти осталось. Менеджеры, мать их, эффективные. На одной Аляске аэродромов больше, чем во всей России.
      1. 0
        13 октября 2018 07:19
        Цитата: мордвин 3
        А когда то, в проклятом совке, за три рубля можно было до соседнего села долететь

        Три рубля это между прочим средний заработок за полдня или как минимум за 3-4 часа. Очень многие в СССР получали не 250-300 руб, а 90-120.
      2. +2
        13 октября 2018 10:40
        Цитата: мордвин 3
        Цитата: Alex_59
        А полетать им даже на стареньком Як-52 - дорого, родители не оплатят.

        А когда то, в проклятом совке, за три рубля можно было до соседнего села долететь........

        У нас была зафиксирована сумма за билет на Ан-2 в два раза меньше - 1р58к!!!!!
        Были времена.))))
    2. +7
      12 октября 2018 15:15
      Алексей, а кто будет финансировать клубы, это первое. Второе, в нашем клубе остался 1 (ОДИН) Як-52, и тот надо в ремонт гнать, вопрос на какие шиши. Инструкторов нет, от слова совсем. Ну иногда поднимаются бывшие инструктора (2 остались), но работают в других местах. Только на похоронах и встречаемся, да на день авиации. Вот недавно(в начале апреля) еще одного отнесли. Некому работать и не за что( в смысле зарплаты). Парашютисты прыгают, если удается, на собственных парашютах. Ан-2 тоже (ОДИН) сдыхает, нужен ремонт. Не расстраивай меня, все практически убито, по сравнению с СССР.
      1. +3
        12 октября 2018 22:44
        Цитата: Ros 56
        а кто будет финансировать клубы, это первое.
        Если бы частникам на самолетах вроде Як-52 или Цесснах упростили процедуры по перевозке людей, обучении и т.д. то их бы становилось всё больше и без гос.финансирования. Но сейчас это либо подпольщики, либо люди весьма не бедные и летающие не ради кого-то, а для себя. Вывозить студентов последние не будут. А по самолету - речь о том, что при всем уважении к Як-52 сегодня он полностью устарел. В советское время, когда не шла речь о том как его обслуживать, ремонтировать и содержать так чтобы это было выгодно, он мог жить. А сегодня... Ну надо уже какой-то аналог той же Цессны, чтобы современный двигатель был, а не этот вот М-14. И вообще может быть даже послабее и поменьше пусть будет - и по дешевле. То есть Як-152 ну никак не сможет стать массовым аэропланов для поппуляризации авиации.
        Цитата: Ros 56
        Инструкторов нет, от слова совсем.

        Здесь я не силен, но насколько я знаю, чтобы стать инструктором сегодня с нуля надо пройти семь кругов административно-бюрократического ада. Кому это нужно? Вот и не будет молодых инструкторов.
        Цитата: Ros 56
        Не расстраивай меня, все практически убито, по сравнению с СССР.

        Так и есть, но появляется частник. Но ему очень тяжело жить в этой нашей системе законов, правил, лицензий и вообще ему проще пока-что для себя летать если деньги есть. На моем аэродроме про который речь идет иностранных самолетов уже больше наших. б/у из США или новые не дорогие. У людей есть деньги они летают в свое удовольствие, но учить или катать кого-то не станут.
        1. +2
          13 октября 2018 09:02
          Я вам даже больше скажу, авиамодельные кружки убили, а это та сфера, откуда выходили многие специалисты, не обязательно связанные с авиацией, а просто технически подкованные люди. Но авиация конечно для них на первом месте. Качество и количество, ниже городской канализации, поверьте, я знаю о чем говорю. В 80-х был пик развития, спортсмены СССР душили всех и была страшная конкуренция внутри страны. Впервые увидел в Тюмени на зональных соревнованиях как кордовая скоростная выдала под 300 км/час. Если не ошибаюсь Саня Калмыков из Новосиба выдал. Все аж рты разинули.
          1. 0
            13 октября 2018 10:46
            Цитата: Ros 56
            кордовая скоростная выдала под 300 км/час.

            А как же её водить? Голова не открутится? belay smile
            1. +3
              13 октября 2018 13:24
              Вообще-то мерная база 10 кругов по 100 м. через два круга с момента постановки ручки на вилку, но с учетом взлета, разгона до резонансного режима и посадки, кругов 15-20 проходит, иногда больше. Из круга пилот выходит как из парной, весь мокрый
  7. +1
    12 октября 2018 13:42
    Они нужны, но только как элемент системы первоначального обучения. Все остальное от лукавого и из-за разворованного бюджета страны.
  8. 0
    12 октября 2018 14:08
    Я смеюсь. Уважаемый автор решил сравнить ВВС Алжира и Марокко (уж не лез бы туда где не понимает). Сколько Сушек эксплуатирует Алжир, какой налет??? Сколько МиГов?
  9. 0
    12 октября 2018 14:41
    Летом,слышу звук,думаю что так приглушенно у соседей мотоблок зашумел,смотрю на небо а там пара чехов ,Типо Як-18,пролетело.А потом вспомнил что для института гражданской авиации закупили,да не только они приобрели,есть и полугосудаственный учебные центры начальной подготовки.

    А как шли,красиво чуть не в крыло.
    1. +2
      12 октября 2018 20:41
      Это Текнамы итальянские. Хороший, но слабенький самолёт (100 лс) и не для нашего климата - летом мощности не хватает, а зимой отопления.
  10. -1
    12 октября 2018 15:20
    У амеров вроде досихпор летают на «туканах»! Так что норм.
  11. +2
    12 октября 2018 15:41
    Странно ,что не поднимается вопрос о катастрофическом положении с летным составом в ВКС.. КВВАУЛ в 2017 г. выпуск 85 человек..путь от лейтенанта до пилота 1 класса..7-10 лет..отрицательный баланс в ВКС 1500 человек...вот и посчитаем..!? Сержанта в Су-35 не посадишь..как в Як-3.. Тема взята от просмотра ролика с Магомедом Толбоевым...
    1. 0
      13 октября 2018 10:54
      Цитата: plotnikov561956
      ..........путь от лейтенанта до пилота 1 класса..7-10 лет.....

      Однако, в нашем полку за три года трое вчерашних выпускников (82 г,в) получили 1 класс на Як-28р !!! Правда, это единственный случай на моей памяти.
  12. Fox
    +4
    12 октября 2018 21:15
    Как было в ДОСААФ СССР, когда им Покрышкин командовал.
    1 этап - планер
    2 этап - учебный самолет с поршневым двигателем
    3 этап - учебный самолет с реактивным двигателем
    4 этап - учебно-боевой самолет с реактивным двигателем
    5 этап - боевой самолет с реактивным двигателем
    В военных училищах начинали сразу с 3 этапа, и очень зря!
    Что касается конкурса: в качестве учебного вполне подходит Як-52, который уже есть, и который отлично себя зарекомендовал. Як-130 - это учебно-боевой самолет, сложный и дорогой в эксплуатации, и на роль летающей парты не годится: на эту роль подошел бы СР-10, но с ним все заглохло. В итоге как всегда!
  13. +1
    12 октября 2018 22:13
    Статья в стиле "от этой новости содрогнулся весь мир...". Сначала о замене реактивного на поршневой, чтоб народ привлечь, а потом оказывается, что ничего подобного. А на самом деле все правильно вместо аэроклубов, хотябы в училище " летающая парта".
  14. +7
    13 октября 2018 08:39
    В соответствии с некоторыми международными обязательствами (проще говоря, чтобы диплом нашего Краснодарского высшего военного училища летчиков признавался в других странах), учебный процесс в единственном в России летном училище переведен на «пятилетку».

    Задам глупый вопрос, а зачем для будущих ВОЕННЫХ лётчиков диплом с международным признанием? Чтобы другие государства, пусть даже не враждебные, могли получить пилотов, подготовленных за бюджетные деньги (привет пенсионной реформе), не вкладывая ни копейки в их обучение, а просто поманив чуточку лучшими условиями жизни? Как сейчас Китай переманивает пилотов гражданской авиации.
  15. 0
    18 октября 2018 20:17
    В СССР в летных училищах первоначальная подготовка велась только на реактивной технике Л-29, Л-39 и все было хорошо без поршневых самолетов. В 80-х годах планировалось в Тамбовском, Балашовском, Оренбургском ВВАУЛ первоначальную подготовку вести на Л-410, двухдвигательном турбовинтовом самолете. Но распад СССР не позволил довести это дело до конца. А Як-152 надо производить в таких количествах и по такой цене, чтобы в каждом мало мальском городке был аэродром, где мальчишки и девочки при желании учились летать. Это должна быть простая и дешевая машина.