Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 16. Кульминация

59
Итак, спустя целых 15 статей, не считая внецикловых, мы наконец-то вплотную подошли к моменту, который, по мнению автора, способен объяснить нам подавляющее большинство неясностей боя «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 г. Речь идет о событиях, происходивших в течение менее чем четверти часа, в период 12.03-12.15 по русскому времени, или 12.40-12.50 по японскому.

Мы оставили «Варяг» и «Кореец» в 12.38 (по японскому времени, опережающему русский хронометраж в Чемульпо на 35 минут). К этому моменту «Варяг» сражался 18 минут, из них первые 15 – только с «Асамой», потому что малый ход крейсера и о. Пхальмидо (Йодольми) воспрепятствовали ведению огня остальных японских крейсеров. «Варяг» уже получил некоторые повреждения, но, конечно, пока еще сохранял боеспособность, а канонерка и вовсе никакого урона не понесла. Но артиллеристы «Асамы» потихоньку пристрелялись, в 12.35 огонь открывает «Чиода», следом и другие крейсера, и далее повреждения «Варяга» начинают нарастать лавинообразно.

12.37 Огонь по «Варягу» возобновляет «Нанива», начав пристрелку левым бортом.

12.39 В бой вступает «Ниитака» - согласно «Боевому донесению» своего командира, огонь открыли носовая и бортовая 152-мм пушки, дистанция до «Варяга» составляла» 6 500 м (примерно 35 кабельтов). И, одновременно, в это же самое время по «Варягу» начинает стрелять и «Такачихо» - 152-мм орудиями левого борта с дистанции 5 600 м (30 кабельтов)



Тут хотелось бы вставить пару слов о точности определения дистанции японскими крейсерами. Как мы уже говорили ранее, в отличие от «Варяга» и «Корейца», вынужденных пользоваться микрометрами Люжоля-Мякишева, все японские крейсера были оборудованы оптическими дальномерами Барра и Струда, что, конечно же, давало им большие преимущества. В теории, потому что практически надо был еще уметь ими пользоваться. Мы можем смотреть абсолютно любую схему боя – хоть очень распространенную В. Катаева, хоть японскую из официальной «Мейдзи», хоть А.В. Полутова, хоть любую другую – везде в 12.39 «Такачихо» находился от «Варяга» дальше, чем «Ниитака». Но при этом «Такачихо» стреляет по «Варягу» с 5 600 м, а ближний к нему «Ниитака» - 6 500 м. Мы же ругаем исключительно мичмана графа А.М. Нирода…

12.40 Японцы фиксируют третье попадание в крейсер – предположительно, это был 152-мм снаряд с «Нанива», попавший, по мнению командира японского флагманского корабля, в середину корпуса «Варяга». И именно в это самое время, по всей видимости, «Варяг» прошел траверз о Пхальмидо (Йодольми). Вспомним, что запись в вахтенном журнале «Варяга» начинается: «12.05 (12.40 по японскому) «Пройдя траверз острова «Yo-dol-mi»…». Но перед тем, как мы продолжим эту фразу, попытаемся оценить повреждения «Варяга» к этому времени, тем более, что в их описание в одной из предыдущих статей, возможно, вкралась ошибка.

Как мы уже говорили раньше, первое попадание в «Варяг», зафиксированное японцами (и подтвержденное в ходе ремонта крейсера, после его подъема), достигнуто 203-мм снарядом в корму корабля. На «Асаме» его наблюдали как «попадание в район кормового мостика, где сразу же возник сильный пожар», и мы предположили, что речь идет о сильном пожаре на шканцах, описанном в вахтенном журнале, в ходе которого загорелись патроны с бездымным порохом. Но «Варяг» все-таки не парусный фрегат седых времен, а бронепалубный крейсер, и для кораблей этих времен «на шканцах» означало «в средней части палубы корабля, до кормовой мачты» (большое спасибо Александру под «ником» «Ищущий», указавшему на эту ошибку). Таким образом, расстояние от места попадания 203-мм снаряда до района пожара слишком велико, чтобы утверждать, что возгорание произошло вследствие данного попадания, хотя бывает, конечно, всякое.

Однако же вахтенный журнал «Варяга» содержит описание и других повреждений – помимо указанных уже пожара и попадания в правое крыло мостика, вызвавшее гибель А.М. Нирода, в этот период времени (до прохода траверза о. Пхальмидо-Йодольми) было также попадание в мачту: «Другими снарядами почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия №№ 31 и 32», возник «пожар в рундуках жилой палубы, вскоре потушенный», а кроме того, еще было «подбито 6” орудие № 3 причем вся прислуга орудия и подачи убита или ранена, одновременно тяжело ранен плутонговый командир Мичман Губонин, продолжавший командовать плутонгом и отказавшийся идти на перевязку, пока не упал».

Так вот, вполне возможно, что первое попадание 203-мм снаряда в корму крейсера вахтенным журналом не описано вовсе, или же вызвало упомянутый пожар в жилой палубе. Что же до пожара на шканцах, то вполне возможно, что он стал следствием попадания в грот-марс, которое японцы в ходе боя не зафиксировали. Это нормально, так как общее количество попаданий в корабль – 11, или даже 14 (все это по японским данным), но при этом «Боевые донесения» описывают только шесть из них.

Позднее, при подъеме «Варяга» японцы обнаружили 12 пробоин в верхней палубе крейсера, как раз в районе грот-мачты, в том числе и на шканцах, и их вполне мог оставить крупнокалиберный снаряд, попавший в грот-марс. Соответственно, не исключено что один из таких осколков (раскаленный металл) и вызвал пожар на шканцах, который тушил ревизор Черниловский-Сокол. Впрочем, не исключено, что пожар (и пробоины в палубе) вызваны разрывом другого снаряда, чей взрыватель сработал над крейсером, скажем, при контакте с рангоутом «Варяга». В общем, корма корабля оказалась осыпана осколками, не исключено, что какие-то из них заклинили шестидюймовые орудия №8 и №9, а также вывели из строя еще одну 75-мм и две 47-мм пушки. Правда, вахтенный журнал «Варяга» сообщает о том, что причиной пожара на шканцах и выхода из строя упомянутых орудий стало попадание вражеского снаряда в палубу, но (с учетом того, что бездымный порох мог и взорваться) тут легко можно было ошибиться.

Попадание в грот-марс вызвало людские потери (погибло четверо матросов), оба установленных на нем 47-мм орудия (№№32 и 32), а также второй дальномерный пост вышли из строя. Точно известно, что попавший в правое крыло мостика снаряд стал причиной гибели еще четверых человек. На корме крейсера было убито за весь бой 10 человек, но тут, к сожалению, нельзя сказать точно, когда именно это произошло – но очень вероятно, часть из них пала в ходе описанных выше событий.

А вот попадание с «Нанивы» представляет собой в некотором роде загадку. Японцы видели его, но точно привязать его к конкретным повреждениям не получается – в принципе, это могло быть либо попадание в третью дымовую трубу крейсера, либо же пробоина в фальшборте правого борта (размером 0,75 на 0,6 м)



В вахтенном журнале «Варяга» нет подходящего описания, но зато есть сведения о подбитом орудии №3. Точное время его повреждения не указано, теоретически, оно может совпадать с попаданием «Нанивы», но не совпадает по месту, и скорее всего, что оно было вызвано осколками другого снаряда, возможно даже не прямого попадания, а разрыва у борта. Следует отметить, что у орудия №3 погиб еще один человек.

Таким образом, на момент прохода траверза о. Пхальмидо (Йодольми) крейсер, по всей видимости, получил попадания 4 снарядов, и не исключено что еще один снаряд разорвался прямо над палубой в корме. По всей видимости, погибло не менее 10- 15 человек, а может и больше. Много это или мало? Отметим, что на бронепалубном крейсере «Аврора» за все время Цусимского сражения погибло только 10 человек, не считая тех, кто умер от ран позднее. На «Олеге» (также за все сражение) погибло 12 человек.

«Варяг» потерял как минимум столько же, а скорее даже больше, всего за 20 минут.

Но вот, ориентировочно в 12.38 «Варяг» проходит на траверз О. Пхальмидо (Йодольми), теперь впереди – относительно широкий плес. Выйдя на него, русские корабли могут маневрировать более-менее свободно, но только как можно этим воспользоваться?

К сожалению, не так просто указать местоположение японских кораблей в этот момент боя. Как мы уже говорили ранее, схемы боевого маневрирования кораблей очень грубы и содержат множество ошибок. Вот взять, например, общеизвестную схему В. Катаева.



Забегая чуть вперед, отметим, что в вахтенном журнале «Варяга» ясно сказано, что повреждение руля у крейсера возникло в 12.05 по русскому времени (и в 12.40 по японскому) после прохода траверза о. Йодольми, но у В. Катаева этот момент зафиксирован почему-то не в 12.05, а десятью минутами позднее, в 12.15 (12.50). Далее В. Катаев постарался отметить местоположение вражеских кораблей на то же время – увы, его предположения полностью опровергаются «Боевыми донесениями» японских командиров. Так, например, согласно схемы В. Катаева, «Асама» до 12.15 (12.50) могла вести бой только левым бортом, в то время как ее командир, Ясиро Рокуро, ясно указывает, что начиная с 12.00 (то есть с 12.35 по японскому) «Асама» стрелял правым бортом. Да, расхождения в минуту-другую, конечно, возможны, но… более чем в четверть часа?! «Чиода», следовавший за «Асамой», в 12.05 стрелял по русским кораблям правым бортом, согласно схемы В. Катаева, это невозможно.

Возьмем теперь схему из официальной японской историографии «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)». Анализ японских боевых донесений позволяет предположить, что в 12.38, когда «Варяг» проходил траверз о.Пхальмидо (Йодольми) положение японских кораблей было примерно следующим



А затем берем лоцию водного района Чемульпо, которую мы уже приводили ранее, и вырежем из нее нужный нам участок. Отметим на нем синим границы отмелей, куда «Варяг» не мог бы войти, и сопоставим ранее приведенной схеме. Необходимо отметить, что при сопоставлении японскую схему (как, кстати, и схему В. Катаева) необходимо разворачивать по диагонали, так как при обычном расположении листа направление на север на них не совпадает. Положение «Варяга» к 12.38 показано сплошной черной стрелкой, приблизительное расположение японских кораблей и направление их движения – красными стрелками.



Поставим себя на место Всеволода Федоровича Руднева. Что он видел? Крейсера Сотокичи Уриу ринулись перегораживать дорогу к Восточному каналу, и сейчас она, конечно, надежно перекрыта. Но зато открылся проход к Западному каналу: две двойки японских крейсеров все еще идут на юг, и только «Асама» и «Чиода» повернули назад, похоже сообразив, что русским не следует давать прохода. И если сейчас повернуть вправо, то есть в сторону Западного канала (на схеме – черная пунктирная стрелка)…

Разумеется, японцы ни за что не дадут прорваться, но дело в том, что теперь, для того, чтобы перехватить «Варяг» и «Кореец», им придется разворачиваться и «бежать» на север. При этом управление маневрированием трех «двоек» крейсеров на относительно небольшом плесе – очень непростая задача. Малейшая ошибка – и отряды будут створиться, мешая вести огонь друг другу. Собственно говоря, уже и сейчас «Нанива» и «Ниитака» близки к тому, чтобы оказаться на линии между «Варягом» и двойкой «Такачихо»-«Акаси». Следуя на запад «Варяг» и «Кореец» смогут вести огонь по противнику полными бортовыми залпами, но далеко не факт, что это получится у всех японских крейсеров. Кроме того, японцы уже немного «промахнулись», уйдя южнее, чем следовало бы, так кто знает, может хотя бы один из их отрядов не сразу среагирует на движение «Варяга» вправо, на запад, продолжая движение к югу?

Иными словами, поворот вправо не сулил какой-то победы или прорыва, результатом его в любом случае становилось сближение с японцами – но сближение, если можно так выразиться, на своих условиях. Не бежать вперед, под бортовые залпы противника, отвечая ему только огнем носовых орудий, но попытаться заставить поступить так его самого.

Альтернативы? Их не было. Дорога влево (на восток) – путь в никуда, там отмели и залив Императрицы, из которого для крейсера не было выхода. Дорога в сторону Восточного канала – «героическая» атака в лоб шести японских крейсеров, при том что, следуя этим курсом, «Варяг» мог использовать только носовые орудия. То есть то же самое сближение, как и при движении в Западный канал, но на максимально невыгодных для себя условиях.

Таким образом, поворот вправо являлся единственным разумным выбором, но при одном условии – если командир крейсера все-таки собирался вести бой, а не имитировать его. И вот тут мы как раз и подходим к одному из краеугольных столпов теории «ревизионистов»: по их мнению, В.Ф. Руднев к этому времени уже вовсе не собирался сражаться – решив, что крейсер уже достаточно «натерпелся» вражеского огня, он хотел «с чувством выполненного долга» вернуться на рейд в Чемульпо.

Однако, всего лишь один взгляд на лоцию полностью опровергает эту гипотезу. Дело в том, что если Всеволод Федорович собирался вернуться на рейд, то поворачивать вправо ему было категорически нельзя.

Как мы помним, крейсер шел малым ходом – его собственная скорость не превышала 7-9 узлов, еще сколько-то (до 9-11) «Варягу» придавало течение. При этом справа у крейсера был о. Пхальмидо (Йодолми), а вот течение в том районе было направлено под углом в левый борт крейсера.

Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 16. Кульминация


Если мы принимаем в качестве гипотезы, что «Варяг» не собирался разворачиваться, а должен был пройти на запад вдоль острова, то мы увидим, что направление течения практически совпадает с направлением его движения – то есть крейсер получал дополнительно около 3 узлов хода за счет течения, которое бы при этом еще немного сносило бы его от о. Пхальмидо (Йодольми). А вот если бы он собирался разворачиваться…

Надо сказать, что корабль при сколько-то резкой циркуляции всегда теряет скорость – это естественный физический процесс. Кроме того, при развороте в Чемульпо, то самое течение, которое до этого подталкивало корабль вперед и добавляло ему скорости, теперь, наоборот, препятствовало бы его движению к рейду. В общем, разворот вправо на 180 градусов у о. Пхальмидо (Йодольми) привел бы лишь к тому, что крейсер практически потерял скорость, двигаясь едва на 1-2 узлах, при этом сильное трехузловое течение сносило бы его на камни острова. То есть разворот вправо, попросту говоря, вел отнюдь не к скорейшему возвращению на рейд, а к созданию полноценной аварийной ситуации, выкрутиться из которой было бы совсем непросто. И это не говоря уже о том, что почти потерявший скорость корабль становился отличной целью для японских артиллеристов.

Правда, есть еще вариант - к западу от о. Йодольми лоция вроде бы показывает наличие узенького прохода, чисто теоретически позволяющего обойти островок с севера и вернуться на рейд. Но по факту это совершенно нереальная возможность, потому что проход слишком узок, и соваться на него при сильном боковом течении, да еще и почти потеряв скорость, это форменное самоубийство. Тем более все знали о наличии подводных камней у о. Пхальмидо, и не было никакой гарантии на то, что их на этой узенькой полоске не будет. Авария японского судна (отмечено на схеме) отлично иллюстрирует, куда мог завести подобный оптимизм. Да и, собственно говоря, «Варяг» и не делал попытки обойти остров этим путем (показано на схеме бирюзовым).

Таким образом, если бы В.Ф. Руднев собирался прервать бой и вернуться на рейд, крейсер «Варяг», конечно, повернул, но не вправо, а влево, как раз туда, куда чуть позже повернет «Кореец» (на схеме отмечено зеленой стрелкой). Подобный разворот не создавал никаких навигационных проблем, потому что в этом случае течение сносило бы крейсер от отмелей, ограничивающих фарватер с востока, но до о. Йодольми при этом оставалось бы достаточно пространства. Да и вообще, если мы собираемся выходить из боя, то логичнее было бы отворачивать ОТ противника (поворот влево), но никак не НА противника (поворот вправо) не так ли?

А вот поворот вправо практически лишал «Варяг» возможности нормального возвращения на рейд Чемульпо. Поворачивая в этом направлении, крейсер мог далее следовать только в сторону Западного канала (черная стрелка на схеме) и на сближение с японскими крейсерами, которые, конечно, пойдут его перехватывать (а «Асама» уже шла). Попытка развернуться «через правое плечо» так, чтобы вернуться на фарватер, ведущий на рейд, автоматически приводила к аварийной ситуации, которую В.Ф. Руднев, естественно, всеми силами должен был избегать.

Собственно говоря, именно поворот «Варяга» вправо автор настоящей статьи считает основным доказательством того, что «Варяг» на самом деле собирался воевать, а не имитировать бой.

Но что произошло дальше? Читаем вахтенный журнал «Варяга»:

«12 ч. 5 м. (японское время – 12.40, прим. авт.) Пройдя траверз острова «Yo-dol-mi» была перебита на крейсера труба в которой проходили рулевые приводы, одновременно с этим осколками другого снаряда разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход были: контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, ранен тяжело в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снигирев и легко ранен в руку ординарец командира квартирмейстер Чибисов».


В том, что как минимум два японских снаряда попали в «Варяг» как раз в это время, никаких сомнений не имеется. Вспомним, что японцы зафиксировали попадание 152-мм снаряда с «Нанивы» в центральную часть крейсера, но кроме того, в 12.41 на «Асаме» наблюдали попадание 203-мм снаряда между передним мостиком и первой дымовой трубой. Уже после подъема «Варяга» в палубе у этого мостика была обнаружена крупная пробоина 3,96 м на 1,21 м и десять мелких пробоин рядом с ней. В это же время на «Такачихо» наблюдали попадание 152-мм снаряда вблизи орудия перед носовым мостиком, а на «Асаме» - 3 или 4 попадания снарядами того же калибра в середину корпуса (это сомнительно, так как соответствующих повреждений не обнаружено, но, с другой стороны, могло быть попадание в рангоут).

И вот… как мы уже говорили в прошлой статье, есть подозрение (но не уверенность!) в том, что на самом деле рулевое управление из строя не выходило, и данный факт есть лишь фантазия В.Ф. Руднева. Рассмотрим обе версии: №1 «Конспирологическая», согласно которой рулевое управление оставалось целым, и №2 «Официальная» - что рулевая колонка все же оказалась повреждена.

«Конспирологическая» - здесь все очень просто. Около 12.38 Всеволод Федорович принял решение развернуться вправо, чтобы идти к Западному каналу. На «Варяге» подняли сигнал «П» (поворот вправо) и, повернув руль в соответствующее положение, приступили к повороту. Однако уже после начала поворота, примерно в 12.40 осколками снаряда контужен командир крейсера и тяжело ранен рулевой старшина. В результате управление крейсером ненадолго потеряно, и корабль, вместо того, чтобы повернуть примерно на 90 град., чтобы пройти вдоль о. Пхальмидо (Йодольми), поворачивает едва ли не на 180 град., то есть непосредственно в остров.

Командир приходит в себя, вот только что он тут может теперь сделать? Ситуация именно такая, как мы описали ее раньше: «Варяг» идет на остров, имея самый малый ход, а течение сносит его на камни. Очевидно, что Всеволод Федорович начинает принимать энергичные меры по спасению корабля. Что было сделано точно, мы, увы, вряд ли когда узнаем.

Командиры «Ниитаки» и «Нанивы» в своих «Боевых донесениях» отметили, что «Варяг» укрылся за о. Пхальмидо (Йодольми) в 12.54-12.55. Русским источникам это не противоречит, и с учетом того, что попадание, вызвавшее временный паралич управления крейсером, случилось в 12.40-12.41, с момента попадания до ухода за о. Пхальмидо (Йодольми) прошло менее 15 минут. Вероятнее всего, что крейсеру за это время действительно пришлось давать задний ход, и затем, отойдя от острова на достаточное расстояние, снова двигаться вперед.


Схема боя из вахтенного журнала "Варяга"


Возможно, что при сближении с островом «Варяг» коснулся камней, но быть может, этого на самом деле не случилось. В сущности, достоверно известно лишь одно – где-то в промежутке с 12.40 и до 12.55 крейсер получил роковую пробоину в левый борт, на уровне ватерлинии, площадью около 2 кв. м причем нижний ее край находился на 80 см ниже ватерлинии. Нельзя исключать, что именно это попадание было замечено на «Наниве» как попадание 152-мм снарядом в среднюю часть корпуса в 12.40, или несколько попаданий туда же, наблюдаемых на «Асаме» 12.41, но скорее всего, что оно случилось позднее, когда крейсер на самом малом ходу пытался как-то маневрировать у о. Пхальмидо (Йодольми).

Изучив вахтенные журналы «Варяга» и «Корейца», а также иные документы, автор предполагает наиболее вероятной такую реконструкцию:

12.38-1240 – где-то в этом промежутке «Варяг» начинает поворот вправо, на запад;

12.40-12.41- попадание 203-мм снаряда приводит к тому, что на крейсере утрачивают управление кораблем;

12.42-12.44 – где-то в это время В.Ф. Руднев приходит в себя, управление крейсером восстановлено, но его тащит на камни о. Пхальмидо (Йодольми») и Всеволод Федорович приказывает «Полный назад». Естественно, выполнить его команду одномоментно нельзя – паровые машины крейсера, это не двигатель современного автомобиля;

12.45 – «Варяг» получает еще одно серьезное попадание 203-мм снарядом в корму, прямо за кормовыми 152-мм орудиями, при этом начинается сильный пожар. Из «Боевого донесения» командира «Асамы»: «12.45 8-дм снаряд попал в палубу за кормовым мостиком. Возник сильный пожар, стеньга фок-мачты свесилась на правый борт». Примерно тогда же (плюс минус пять минут) «Варяг» получает пробоину в борт на уровне ватерлинии, и его кочегарка начинает заполняться водой;

12.45-12.50 Крейсер отходит от острова на достаточное расстояние для того, чтобы дать ход вперед. В.Ф. Руднев принимает решение выйти из боя для оценки повреждений;

12.50-12.55 – «Варяг» начинает движение вперед и скрывается за о. Пхальмидо (Йодольми), чем на некоторое время препятствует ведению огня по нему.

После этого крейсер отступает к якорной стоянке (но к этому мы еще вернемся).

Казалось бы, ну и что же во всем это такого предосудительного? Да, трагическая случайность, с потерей управления, но крейсеру все же удалось выкрутиться, а что получил при этом тяжелое повреждение, исключающее прорыв – ну так в бою корабль был, не на прогулке. Однако… давайте посмотрим на все это под другим углом. Ведь кто-то мог охарактеризовать действия русских моряков, например, вот так:

«Командир крейсера «Варяг» В.Ф. Руднев повел вверенные ему силы на прорыв против превосходящих сил противника. Однако, едва преодолев фарватер, в результате неправильно исполненного маневра, создал аварийную ситуацию ввиду неприятеля, в результате чего последний смог причинить крейсеру повреждения, исключающие возможность дальнейшего прорыва».


И ведь в каком-то смысле это было правдой, потому что разворот «Варяга» к о. Пхальмидо действительно создал аварийную ситуацию, в результате которой крейсер то ли касался камней, то ли нет, но, что совершенно наверняка, потерял скорость и вынужден был давать задний ход прямо перед приближающимся неприятелем. И именно в это время «Варяг» получил дыру в борту в два квадратных метра, вызвавшую затопление кочегарки и крен в 10 градусов на левый борт. Продолжать бой в таком состоянии, корабль, конечно, не мог.



Конечно, Всеволод Федорович получил ранение, так что ему вполне извинительно было утратить ненадолго контроль над обстановкой – а много времени на разворот в о.Пхальмидо и не требовалось. Рулевой старшина также был ранен, а если бы и нет, не его дело самостоятельно менять курс корабля. Но, во-первых, все-таки рана В.Ф. Руднева не была серьезной, а во-вторых, в боевой рубке крейсера вообще-то находился старший штурманский офицер «Варяга» Е.М. Беренс – и вот он никак не должен был позволить кораблю развернуться на камни.

Строго судить Евгения Михайловича достаточно сложно. Только что он занят был прокладкой курса по фарватеру Чемульпо, весьма непростому в плане навигации, и вдруг – попадание снаряда, ранение командира, гибель матросов и т.д. Кто знает, что он делал в этот момент, возможно – кинулся на помощь В.Ф. Рудневу, но вот того, что он должен был делать – проследить, чтобы крейсер не развернуло на камни, он не сделал. А Всеволод Федорович, все-таки, «первый после Бога», и за все, происходящее на корабле, отвечал именно он.

Автор настоящей статьи вовсе не утверждает, что В.Ф. Руднев действительно лгал в рапорте относительно поврежденного рулевого управления. Но, рассуждая в рамках «конспирологической» теории, у него были к тому основания, потому что повреждение руля в результате угодившего в корабль вражеского снаряда, очевидно, снимало ответственность за создание аварийной ситуации (развороту «Варяга» к о. Пхальмидо).

Вот и вся «конспирологическая» версия: что же до «официальной» версии, то в ней все то же самое… за тем исключением, что рулевая колонка «Варяга» действительно была повреждена и что разворот к о. Пхальмидо не мог быть предотвращен ни командиром, ни старшим штурманским офицером крейсера.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Пройдя траверз о. Пхальмидо (Йодольми) и поворачивая вправо, «Варяг» не имел возможности развернуться, чтобы уйти на рейд Чемульпо – с учетом его малой скорости и течения, попытка такого разворота автоматически приводила к аварийной ситуации, в которой крейсер почти полностью терял скорость и с высокой долей вероятности садился на камни у Йодольми. Очевидно, что Всеволод Федорович не мог не понимать этого.

2. Поворот вправо (без разворота) приводил «Варяг» и следующий за ним «Кореец» на курс на Западный канал и на сближение с кораблями японской эскадры.

3. Если бы В.Ф. Руднев желал бы выйти из боя, ему следовало поворачивать влево – двигаясь таким образом, он мог вернуться на фарватер, не создавая аварийной ситуации.

4. С учетом вышесказанного, можно утверждать, что сам факт поворота «Варяга» на запад (вправо) после выхода с фарватера Чемульпо свидетельствует о желании В.Ф. Руднева вести решительный бой с эскадрой противника.

5. Также с учетом сказанного выше, с высочайшей долей вероятности разворот к о. Пхальмидо являлся не следствием осознанного решения, а произошел либо в результате повреждения рулевой колонки, либо в результате кратковременной потери управления кораблем по причине ранения его командира и невыполнения своих обязанностей старшим штурманским офицером Е.М. Беренсом (возможно, верно и то, и другое одновременно).

6. В результате разворота к о. Пхальмидо (Йодольми) и связанной с этим потери скорости «Варяг» получил критическое повреждение.

7. Рассуждая в рамках «конспирологической» теории, допускающей осознанную ложь В.Ф. Руднева в написанных им рапортах, мы приходим к выводу, что если Всеволод Федорович и лгал, то смысл его лжи заключался не в том, чтобы скрыть свое нежелание сражаться, а в том, чтобы «заретушировать» неудачный разворот у о. Пхальмидо и связанное с ним критическое повреждение «Варяга».

По всей видимости, Всеволоду Федоровичу просто не повезло (или, наоборот, повезло, тут уж как посмотреть). С высочайшей долей вероятности, если бы не японский снаряд, поразивший крейсер в 12.41 и на время выбивший «из игры» В.Ф. Руднева (а также, возможно, повредивший рулевую колонку корабля), то мы бы сегодня читали в источниках о крейсере и канонерской лодке, принявших свой последний бой на плесе за фарватером Чемульпо и героически погибших в неравном бою на пути к Западному каналу. Однако же кратковременный «выход из строя» В.Ф. Руднева в сочетании с ошибочными действиями Е.М. Беренса или же повреждение рулевой колонки привело к тому, что крейсер едва не сел на камни и получил повреждения, делающие продолжение прорыва совершенно нецелесообразным.

В обсуждениях данного цикла статей много было сказано о «договорняке» между В.Ф. Рудневым и офицерами крейсера и канонерской лодки. Мол, вахтенные журналы заполнялись уже после боя, так что господа могли договориться между собой о том, что именно туда вписать. В следующей статье мы попробуем оценить вероятность такого развития событий на основании описаний боя, данных в вахтенных журналах обоих русских кораблей.

Продолжение следует...
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    18 октября 2018 06:53
    Бодро придумано, чтобы некомпетентного Руднева оправдать. Только вот сигнал о повороте вправо, без указания числа румбов, значил поворот на обратный курс. Именно так его поняли и на "Корейце", повернув в порт, но влево(чтобы не створится с крейсером).
    Кроме того, диаметр циркуляции крейсера, позволял повернуть в порт с правым поворотом.
    1. +10
      18 октября 2018 08:36
      Цитата: Юра 27
      Только вот сигнал о повороте вправо, без указания числа румбов, значил поворот на обратный курс

      Врете, Юра. По своду 1901 г сигнал "П" означает "Держать правее", а "Поворот" обозначал другой сигнал, "Рцы"
      Цитата: Юра 27
      Именно так его поняли и на "Корейце", повернув в порт, но влево(чтобы не створится с крейсером).

      Рапорт Беляева этого не подтверждает. Так как прямо пишет, что повернул на рейд ПОСЛЕ того как это сделал Варяг, а он пошел в порт, естественно, позднее поворота в остров.
      Цитата: Юра 27
      Кроме того, диаметр циркуляции крейсера, позволял повернуть в порт с правым поворотом.

      Угу. По факту, правда, чуть не сели на камни, но Юре, конечно, виднее. Юра же взял машину времени и свой любимый транспортир, слетал в прошлое, замерил расстояние от камней Йодольми до Варга, проделал сложный расчет циркуляции с учетом течения у о Йодольми...
      1. -1
        19 октября 2018 09:54
        [/quote]Врете, Юра.[quote]

        Тогда три варианта :
        1. На "Корейце" разобрали сигнал как "повернуть налево, на обратный курс", - что и сделали.
        2. Беляев, "подлый трус", вместо того, чтобы идти направо за "Варягом" в бой с японцами, повернул влево, почти на обратный курс. "Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, поднял (П.) и начал поворачивать вправо с уменьшенным ходом, я изменил курс влево и, избегая соствориться, по отношению к неприятелю, с «Варягом», уменьшил ход и описал циркуляцию в 270 градусов влево." - Действия флота, Документы. выпуск 1-ый. Беляев.
        3. Врет, как дышит, пан Андрий.
        "Угу. По факту, правда, чуть не сели на камни".
        Типичная некомпетентность, делая поворот на поперечном течении, надо увеличивать скорость, тогда и время поворота, и соответственно, диаметр циркуляции будут минимальными и руль будет действовать. На скорости 7 узлов, крейсер почти не управляется(якобы перебита труба приводов), диаметр циркуляции огромен из-за сноса течением в 3 узла. Итог, всей этой безграмотной деятельности : здравствуй остров Иодольми, прямо по курсу "Варяга"; задний ход, расстрел, еле двигающегося крейсера противником, громадные потери, без малейшего ущерба для японцев.
        В целом, "конспирология" ТС нелогична. Если бы Руднев хотел повернуть правее и учинить баталию левым бортом, то он, так и написал бы об этом(тем более, что сказки писать он умел) : хотел, мол повернуть направо и биться, но перестал действовать привод руля и крейсер уткнулся в остров, далее пришлось вынужденно идти в порт, из-за полученных повреждений около острова.
        Но Руднев ничего такого не пишет, а пишет, что решил идти в порт из-за повреждения руля (и других) и именно поэтому поворачивает на обратный курс. Цитата : "В 12 час. 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами,".
        1. 0
          19 октября 2018 11:11
          Цитата: Юра 27
          На "Корейце" разобрали сигнал как "повернуть налево, на обратный курс", - что и сделали.

          Вахтенные журналы разберем дальше, в том числе и
          Цитата: Юра 27
          Беляев, "подлый трус", вместо того, чтобы идти направо за "Варягом" в бой с японцами, повернул влево, почти на обратный курс.

          А пока, так сказать, авансом, могу только отметить (и уже в который раз!) Вашу полную неспособность работать с историческими документами.
          Цитата: Юра 27
          Типичная некомпетентность, делая поворот на поперечном течении, надо увеличивать скорость, тогда и время поворота

          Во-во. Вообще говоря, здравый смысл подсказывает, что В.Ф. Руднев все таки был знаком хотя бы с азами кораблевождения. Тем у кого он (здравый смысл) есть, конечно.
          Можно долго спорить о тактических и иных боевых умениях русских морских офицеров, но факт в том, что само кораблевождение они понимали достаточно хорошо. И за редчайшим исключением, грубых ошибок не делали. Поэтому сама по себе абсурдность и без двух минут самоубийственность разворота на камни Йодольми подсказывает, что это произошло вопреки желанию командира Варяга.
          Подсказывает всем, кроме тех, кто априори полагает что русские офицеры не могли сосчитать сколько будет 2+2 без посторонней помощи. Но это уже не лечится
          1. +2
            19 октября 2018 16:39
            "Вахтенные журналы разберем дальше, в том числе и "

            Это не из ВЖ, если вы не в курсе.

            "А пока, так сказать, авансом, могу только отметить (и уже в который раз!) Вашу полную неспособность работать с историческими документами"

            Так поработайте с ними правильно, - превратите левый поворот "Корейца" в правый. tongue

            "Вообще говоря, здравый смысл подсказывает, что В.Ф. Руднев все таки был знаком хотя бы с азами кораблевождения"

            Может и был знаком когда-то, но только не смог их применить в бою. Одна только скорость крейсера менее 10 узлов, говорит о незнании Рудневым того факта, что на таких скоростях, крейсер плохо управляется. И стоило течению (ранее попутному) изменить направление после прохождения траверса о.Иодольми, скорость КР упала ниже критической отметки и сразу посыпались жалобы Руднева на потерю управления(в его версии, - перебита труба приводов; ага трёхдюймовая стальная труба, - взрывом 6"-ого снаряда, причём неблизким).


            "Можно долго спорить о тактических и иных боевых умениях русских морских офицеров, но факт в том, что само кораблевождение они понимали достаточно хорошо. И за редчайшим исключением, грубых ошибок не делали. Поэтому сама по себе абсурдность и без двух минут самоубийственность разворота на камни Йодольми подсказывает, что это произошло вопреки желанию командира Варяга. "

            Конечно вопреки желанию, он в остров крейсер воткнул, просто "забыл" приказать, передвинуть машинный телеграф вперёд. Чтобы восстановить управляемость корабля и уменьшить диаметр циркуляции.
    2. 0
      19 октября 2018 04:29
      Цитата: Юра 27
      Кроме того, диаметр циркуляции крейсера, позволял повернуть в порт с правым поворотом.

      В тех условиях это рискованно, один из японских крейсеров в бою у Чемульпо сел на мель. Наверное, тоже на диаметр циркуляции понадеялся :-) Сколько на мели японцы просидели, мне не известно, источники пишут, что "много часов".
      1. 0
        19 октября 2018 10:11
        [/quote]
        В тех условиях это рискованно, один из японских крейсеров в бою у Чемульпо сел на мель. Наверное, тоже на диаметр циркуляции понадеялся :-) Сколько на мели японцы просидели, мне не известно, источники пишут, что "много часов".[quote]

        Воевать, вообще рискованное дело.
        А какой КР на мели долго сидел ?
  2. +3
    18 октября 2018 06:56
    Статье несомненно плюс yes good
    Андрей hi , так Руднев "прорывался" или " дал бой"( ч.12)? Это ,как говорят, две большие разницы wink Потому что для "прорыва" одни действия могут трактоваться,как несоответствующие намерениям,но для "дать бой" эти же действия вполне ничего так подходят request Времени нету более подробно выразить мыслю request Касательно лжи. По-моему,никто не утверждал что ВЕСЬ рапорт Руднева ложь. Вопрос касался только некоторых нюансов в оценке боя winked,которые стали основой мифа о "Варяге". hi
    1. +12
      18 октября 2018 09:33
      Цитата: рюрикович
      Андрей hi , так Руднев "прорывался" или " дал бой"( ч.12)?

      Дал бой, уважаемый Рюрикович:). То есть пошел в море, имея намерение сражаться, действуя по обстоятельствам, и, в случае неслыханной удачи (всплыл Годзилла, сжевал "Асаму"), прорываться. Как мы знаем, неслыханной удачи не случилось.
      1. +3
        18 октября 2018 22:30
        "Вернувшись на крейсер, я собрал офицеров и объявил о начале военных действий, причем было решено прорываться, а в случае неудачи взорвать крейсер; для чего впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда."
        Слова В.Ф. Руднева из приснопамятного рапорта feel
        1. +4
          19 октября 2018 00:32
          Нда!!! И опять Руднев противоречит сам себе!!! То решили прорываться таща за собой тихоходный Кореец то дать бой и при ретираде при встречном течении развить скорость больше чем при попытке "прорыва" Как то не согласуеться все это со здравым смыслом! Может все же стоит остановиться на версии слабой компетентности Руднева о чем писали его современники. Хотя Руднев не является чем то из ряда вон выходящего. Это была общая тенденция офицеров РИФ что и показала собой вся РЯВ
          1. 0
            19 октября 2018 07:00
            Цитата: Nehist
            То решили прорываться таща за собой тихоходный Кореец

            Который непременно нужен был для прорыва в случае, если бы японцы все-таки решили блокировать выход фарватера Чемульпо
            1. +1
              19 октября 2018 23:16
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Который непременно нужен был для прорыва в случае, если бы японцы все-таки решили блокировать выход фарватера Чемульпо

              Мы уже говорили что расположение японцев было видно прямо со стоянки Варяга. Не совсем понятно тут слово "если". Не было японцев в главном фарватере, они все во втором проходе стояли.
              1. 0
                20 октября 2018 09:24
                Цитата: Saxahorse
                Не совсем понятно тут слово "если".

                Корабли, саксахорс, иногда имеют свойство перемещаться:)))) Кстати, со стоянки все они видны не были.
    2. +1
      19 октября 2018 20:54
      Цитата: рюрикович
      Касательно лжи. По-моему,никто не утверждал что ВЕСЬ рапорт Руднева ложь. Вопрос касался только некоторых нюансов в оценке боя ,которые стали основой мифа о "Варяге".


      До начала Великой Отечественной войны к бою крейсера "Варяг" в СССР относились спокойно и не пытались сильно героизировать. Ниже приведён скан из энциклопедического издания вышедшего в 1939 году.


      Издавалось оно под редакцией уважаемых академиков того времени.
  3. +5
    18 октября 2018 10:52
    мы бы сегодня читали в источниках о крейсере и канонерской лодке, принявших свой последний бой на плесе за фарватером Чемульпо и героически погибших в неравном бою на пути к Западному каналу.

    Что-то мне подсказывает, что критики и в этом случае нашли бы в чем обвинить Руднева...
    Хотя, такой исход, конечно, более однозначен.
  4. 0
    18 октября 2018 11:10
    в данной ситуации прорваться и не дать при этом бой возможно было ?
    1. +5
      18 октября 2018 12:04
      По узкому фарватеру, против эскадры из нескольких кораблей, с ненадежной машинерией? Нет, ну чисто теоретически возможность была (немногим отличимая от нуля) - к примеру, на японские команды всех кораблей дружно напал понос, и им было сильно не до заряжания орудий и точной стрельбы, или у всех кораблей разом сломалась машинерия.... Тогда да, тогда можно было. А так - практически невозможно. У японцев хватало и кораблей, и географических условий, выгодных конкретно для них, чтобы в любом случае навязать "Варягу" бой на выходе, а скрытный ночной выход был сродни самоубийству.
      1. +1
        18 октября 2018 13:13
        целая эскадра и с диареей . да японцы бы сами от такого позора утопились fellow
        1. +1
          18 октября 2018 23:23
          Хорошая идея для "альтернативщиков"... Попаданец подсыпает касторки в котлы на японских камбузах и тем самым Варяг успешно прорывается... Свежий (хоть вонючий) взгляд на вещи... ;-)
          wassat
  5. +3
    18 октября 2018 13:16
    Андрею . за цикл большой Рахмет . особенно за схему попаданий . вообще такого не видел нигде.
  6. +2
    18 октября 2018 17:57
    Доброго дня, Андрей и спасибо!

    Думаю, что Ваши предположения о событиях на Варяге очень близки к вероятности. Но кто теперь узнает... Я тоже склоняюсь к тому, что Руднев действительно вёл крейсер именно в бой, но этот снаряд и ранение командира всё решили за него самого. Хотя, не было бы этого снаряда -- был бы другой, слишком много орудий было у противника. Тут уж вероятность больших чисел рулит. Как сказал один персонаж в одной книге: "Талант талантом, но пушки есть пушки".
    Отдельное спасибо за схему попаданий! Я-то всегда считал, что Варяг бвл буквально "засыпан" снарядами. Ну как же, один против "цельного японского флота", а их-то, оказывается было не так уж и много. Хотя как раз именно ОДИН из них и явился той самой "золотой пулей" которая поставила точку на замыслах Руднева да и на исходе боя тоже.
    Теперь о якобы "лжи" командира: если всё обстояло так как Вы предполагаете, то это в общем-то и не ложь, но, опять же, этого ничем не подтвердишь и ничем не опровергнешь.

    Ещё раз спасибо. Всех благ! hi
    1. +2
      19 октября 2018 07:01
      Цитата: Морской Кот
      Отдельное спасибо за схему попаданий! Я-то всегда считал, что Варяг бвл буквально "засыпан" снарядами.

      Но Вы обратите внимание - это попадания только до момента, когда крейсер прошел траверз Йодольми, а не за весь бой:))) hi drinks
  7. +4
    18 октября 2018 19:25
    Очень хорошая версия, автору +++. Ложка дегтя- скорость Варяга. Зачем разсуждать сколько там узлов добавить течение (при отливе!), раз сам держишь 7узлов (состояние машин здесь ни причем) Если раньше была версия (тоже неплохая, но очень уж многоходовка)) что Руднев хотел пройти япам под хвост, то перед поворотом самое время обороты увеличить. Однако...
    1. +2
      18 октября 2018 20:00
      Хороший вопрос.
    2. 0
      19 октября 2018 07:03
      Цитата: anzar
      Зачем разсуждать сколько там узлов добавить течение (при отливе!), раз сам держишь 7узлов

      В том-то и дело, что мы не знаем, сколько Варяг дал по выходе с фарватера. Он начал поворот, и вполне мог добавить скорости или сделать это после того как лег на новый курс - но не слишком много, взяв Корейца на 17 узлах, конечно, идти не мог
  8. +2
    19 октября 2018 00:42
    Довольно хорошее описание, хотя и есть несколько непонятных моментов. Ну и конечно можно поспорить с выводами.

    отметим, что в вахтенном журнале «Варяга» ясно сказано, что повреждение руля у крейсера возникло в 12.05 по русскому времени (и в 12.40 по японскому) после прохода траверза о. Йодольми, но у В. Катаева этот момент зафиксирован почему-то не в 12.05, а десятью минутами позднее, в 12.15 (12.50)

    Со временем действительно есть непонятки, (Катаев тоже эти 10 минут упоминал). Ясиро докладывает что Варяг сразу повернул после попадания в 12:41 (12:06), а вот другие видели что флаг "П" подняли не то в 12:08 не то в 12:12, а Беляев докладывает что начал поворот увидев в 12 1\4 (12:15) поворот Варяга, а Руднев докладывает что уже начал поворачивать когда попал снаряд Ясиры. Тут они эти 10 минут и болтаются.

    Дело в том, что если Всеволод Федорович собирался вернуться на рейд, то поворачивать вправо ему было категорически нельзя.

    А в этом эпизоде есть вопрос к схеме наверное. Заметьте что и на схеме Катаева, и на схеме из вахтенного журнала Варяга, крейсер выкатился за остров Пхальмидо гораздо дальше чем на вашей схеме с пунктирами. Тут могут быть и объективные причины, у острова нет ярко выраженного траверса (т.е. перпендикуляра) в случае когда фарватер огибает остров по дуге нельзя точно сказать время прохождения этого траверса. А при раскладе как у Катаева например, поворот назад-вправо за островом уже вполне безопасен.

    С учетом вышесказанного, можно утверждать, что сам факт поворота «Варяга» на запад (вправо) после выхода с фарватера Чемульпо свидетельствует о желании В.Ф. Руднева вести решительный бой с эскадрой противника.

    А вот это очень спорный вывод. Напомню что при подходе к острову, Руднев дополнительно снизил скорость и принял левее, в сторону мелей. Это скорее говорит о подготовке разворота. Ну и самый главный вопрос это конечно 7 узлов Варяга. На это уже не раз внимание обращали. Невозможно прорываться на 7 узлах но мы не видим даже попытки ускорится на подходе к острову.

    что если Всеволод Федорович и лгал, то смысл его лжи заключался не в том, чтобы скрыть свое нежелание сражаться, а в том, чтобы «заретушировать» неудачный разворот у о. Пхальмидо и связанное с ним критическое повреждение «Варяга».

    А вот здесь я пожалуй с автором частично согласен. Вероятность контузий, потери ориентации или просто растерянности после попаданий сразу нескольких снарядов вполне могли привести к потери управления на некоторое время. Когда "ребра и внутренности графа Нимрода" лежат на 2-й пушке прямо перед носом, трудно не занервничать. Три попадания подряд за 3-5 минут и все буквально в считанных метрах, за огромными амбразурами броневой рубки. Это можно понять.
    1. +2
      19 октября 2018 06:37
      Цитата: Saxahorse
      А вот это очень спорный вывод.

      yes Даже логически с поднятием сигнала "Принять правее" "Кореец пошел бы за "Варягом" правее(на запад) и повернул бы назад убедившись, что крейсер не управляем. Но на всех схемах начало поворота совпадает по времени,притом "Кореец" явно не поворачивает согласно поднятому сигналу типа правее, а в противоположную сторону what Даже если повреждение руля случилось с попаданием снаряда в момент поднятия сигнала,"Кореец" ОБЯЗАН БЫЛ пойти в поворот направо за "Варягом",ибо Беляев не знал о повреждении "Варяга"...
    2. 0
      19 октября 2018 07:08
      Цитата: Saxahorse
      Ясиро докладывает что Варяг сразу повернул после попадания в 12:41 (12:06), а вот другие видели что флаг "П" подняли не то в 12:08 не то в 12:12, а Беляев докладывает что начал поворот увидев в 12 1\4 (12:15) поворот Варяга, а Руднев докладывает что уже начал поворачивать когда попал снаряд Ясиры. Тут они эти 10 минут и болтаются.

      Да,я собирался поразбираться в этом в следующей статье, взяв рапорты и вахтенные журналы Варяга и Корейца
      Цитата: Saxahorse
      Заметьте что и на схеме Катаева, и на схеме из вахтенного журнала Варяга, крейсер выкатился за остров Пхальмидо гораздо дальше чем на вашей схеме с пунктирами.

      Все схемы очень условны. Но у нас есть факт, что Варяг, с рулем на развороте, в итоге уперся в Йодольми:)))) Это стоит схем:)))
      Цитата: Saxahorse
      Напомню что при подходе к острову, Руднев дополнительно снизил скорость и принял левее, в сторону мелей.

      Скорости он как раз не снижал при подходе к острову, а принял левее - да, это позволило ему ввести в бой все орудия правого борта (что, кстати, отмечается японцами)
      1. 0
        19 октября 2018 23:28
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Все схемы очень условны. Но у нас есть факт, что Варяг, с рулем на развороте, в итоге уперся в Йодольми:)))) Это стоит схем:)))

        Есть даже версии что снаряд Асамы в 12:41 попал в Варяг, в фок-мачту, уже после разворота. Что якобы объясняет необычно большое количество осколков попавших внутрь рубки. Осколки обычно вперед летят большей частью. Но вот японцы эту версию не подтверждают. Там все непросто и непонятно в эти 10 минут.
  9. +4
    19 октября 2018 04:12
    Уважаемый Андрей,
    толковая, добротная работа, с большим интересом прочитал + !
    О некоторых вещах ранее вообще не задумывался, а тут вот они, на блюдечке :-)
    Но артиллеристы «Асамы» потихоньку пристрелялись

    Согласно рапорта командира "Виксбурга", между первым и вторым выстрелом "Асамы" прошло десять минут, так что фактически пристрелка была непродолжительной, попали довольно быстро. Калибр первого выстрела американцы не знали, но второй был точно 8'' (судили по столбу воды после падения снаряда).
    Рассуждая в рамках «конспирологической» теории, допускающей осознанную ложь В.Ф. Руднева в написанных им рапортах

    Вы не против, если однажды я выложу небольшой опус, посвящённый рапортам Руднева (когда именно, затрудняюсь сказать, материал собран, но банально нет времени оформить работу, вдобавок, ещё тема по броненосцам "висит" ) ? Тему то Вы "копаете"..
    За истёкшую неделю мне кое-что открылось, и теперь я считаю, что именно в сознательной лжи обвинять Руднева (во всяком случае, по ряду интересующих меня вопросов) не совсем корректно. Во всяком случае, по целому ряду эпизодов. Если и предъявлять претензии Всеволоду Фёдоровичу, то по другому поводу.
    1. +3
      19 октября 2018 06:25
      Цитата: Товарищ
      ы не против, если однажды я выложу небольшой опус, посвящённый рапортам Руднева

      Не знаю, как автор, но я точно не буду против fellow good hi
      Цитата: Товарищ
      вдобавок, ещё тема по броненосцам "висит"

      Это не обещанная ли? what
      1. +1
        20 октября 2018 04:55
        Цитата: рюрикович
        Это не обещанная ли?

        Она самая. Всё, что мне нужно, это оказаться на необитаемом острове на пару дней, в тишине и покое. Но по нынешним временам это несказанная роскошь.
    2. +1
      19 октября 2018 07:12
      Цитата: Товарищ
      толковая, добротная работа, с большим интересом прочитал + !

      Спасибо, уважаемый Товарищ!
      Цитата: Товарищ
      Согласно рапорта командира "Виксбурга", между первым и вторым выстрелом "Асамы" прошло десять минут

      НЕ-ВЕ-РЮ!. То есть верю, что с Виксбурга "так видели" но совершенно не верю, что такое могло быть в действительности, так как полностью опровергает все, что мне известно об артиллерийском бое. Кроме того, Рокуро в своем рапорте наверняка отметил бы столь существенный перерыв в стрельбе, как он отмечал другой (когда Варяг на отходе сховался за Йодольми)
      Цитата: Товарищ
      Вы не против, если однажды я выложу небольшой опус, посвящённый рапортам Руднева (когда именно, затрудняюсь сказать, материал собран, но банально нет времени оформить работу, вдобавок, ещё тема по броненосцам "висит" ) ? Тему то Вы "копаете"..

      Я только за. Как Вы понимаете, я "ЗА" двумя руками, вне зависимости от того, совпадают ли мои выводы с Вашими, или нет. hi
      1. +3
        20 октября 2018 04:45
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Как Вы понимаете, я "ЗА" двумя руками, вне зависимости от того, совпадают ли мои выводы с Вашими, или нет.

        Я под другим углом взглянул на рапорты Беляева и Руднева, и у меня другая документальная база, поэтому не будет так, что вот Вы пришли к определённым выводам, а тут выхожу я и начинаю Ваши выводы оспаривать. И мои, и Ваши рассуждения - две различные части одного пазла.
  10. +1
    19 октября 2018 04:54
    Андрей, с интересом прочел все серии о бое в Чемульпо и предшествующим этому событиям, с нетерпением жду продолжения.
    Есть один вопрос. Недавно на глаза попались воспоминания офицера «Корейца» де Франка, где он пишет, что во время боя «Варяг» сел на мель, а потом снялся с нее, как раз перед разворотом в порт. Так ли это?
    Вот текст воспоминаний, они опубликованы в «Морских записках» в 1944 году. Там еще описывается интересный эпизод с идеей захвата японского миноносца в порту 26 января. Конечно, надо это все делить на десять, особенно утверждение о том, что кормовая башня «Асамы» была подбита орудиями «Корейца» и т.д.
    Ссылка: https://dropmefiles.com/8LuPx
    1. +1
      19 октября 2018 07:16
      Цитата: Iwan
      Ссылка: https://dropmefiles.com/8LuPx

      Огромное спасибо!
      Цитата: Iwan
      Есть один вопрос. Недавно на глаза попались воспоминания офицера «Корейца» де Франка, где он пишет, что во время боя «Варяг» сел на мель, а потом снялся с нее, как раз перед разворотом в порт. Так ли это?

      Очень сложно сказать. Лично мое мнение - посадки на мель не было, но не исключено, что крейсер все-таки задел камни у острова
      1. 0
        21 октября 2018 12:50
        А какое дно у острова Иодольми - каменистое, песчаное или илистое?

        И, кстати, что стало бы с "Варягом" после потери управления во время поворота вправо, если бы его скорость была бы 20 узлов, как того требуют от Руднева его критики в интернете?

        В "Морском сборнике" есть еще воспоминания о Порт-Артуре. Надо?
        1. 0
          21 октября 2018 19:40
          Цитата: Iwan
          А какое дно у острова Иодольми - каменистое, песчаное или илистое?

          Дно - не знаю, а вот камни есть. То бишь скалы выше уровня дна, но ниже поверхности моря
          Цитата: Iwan
          И, кстати, что стало бы с "Варягом" после потери управления во время поворота вправо, если бы его скорость была бы 20 узлов

          Ну как же?:) Таранил бы остров в духе истинного камикадзе:))
          Цитата: Iwan
          В "Морском сборнике" есть еще воспоминания о Порт-Артуре. Надо?

          С удовольствием!
  11. +2
    19 октября 2018 10:06
    Многие ставят в вину Рудневу то, что Варяг не был взорван, а просто потоплен.
    На мой взгляд упускается такой факт:
    Идет первый день войны РИ с Японией. Все сопоставляют - "Слон и моська". Т.е. Ни у кого из российских офицеров и мысли не возникало, что война будет долгой и не победоносной.
    Тогда, утопленный крейсер можно поднять и поставить в строй победителю (а кто будет победителем - смотри выше).
    Вывод: Не взорванный крейсер - это плюс к "рачительности" Руднева.
    1. +3
      19 октября 2018 23:39
      Цитата: Сяк
      Вывод: Не взорванный крейсер - это плюс к "рачительности" Руднева.

      Уриу официально сообщил что собирается войти в порт в 16 часов. Руднев так торопил команду что ни личных вещей ни взяли ни погибших своих не похоронили. Все спешно покинули корабль примерно до 15 часов. И корабль меедленно-меееедленно погружался аж до 18:01. Если б действительно вошел хоть один японский миноносец они бы взяли корабль почти целеньким.

      Это к теме о "рачительности" Руднева.
      1. -1
        20 октября 2018 04:34
        Цитата: Saxahorse
        Все спешно покинули корабль примерно до 15 часов.

        Там не было никакой спешки, это миф.
        Командир крейсера "Talbot" Бэйли (Captain Lewis Bayly) в своём рапорте отдельно отметил, с каким спокойствием и как дисциплинированно варяжцы занимали места в шлюпках. Чувствуется, что англичанин восхищался таким поведением русских моряков, "только что смотревших в глаза смерти".
        Цитата: Saxahorse
        Уриу официально сообщил что собирается войти в порт в 16 часов. Если б действительно вошел хоть один японский миноносец они бы взяли корабль почти целеньким.

        Не всё так просто, все три европейских крейсера приготовились открыть огонь в случае эксцессов. Орудия были заряжены, прислуга была начеку.
        Видимо, Сотокичи-сан принял это к сведению и воздержался от выполнения своего обещания войти на рейд Чемульпо.
        1. 0
          23 октября 2018 23:08
          Цитата: Товарищ
          Там не было никакой спешки, это миф.

          А брошенные личные вещи, в том числе офицеров? А брошенные тела погибших? Что вообще то сильно не комильфо.. В 13:50 Руднев вернулся с Талбота и объявил офицерам о своем решении, к 15:50 перевозка команды завершена. Беляев и вовсе объявил своим о совместном решении с Рудневым в 15:30, в 15:51 отвалила последняя шлюпка, в 16:05 уже взорвали. Вы заметили что везде старались уложится до 16 часов?

          Я не верю в сговор Руднева с англичанами и японцами, это слишком даже при моем критическом отношении к нему. Но вот то что Варяг не достался японцам тем же вечером не заслуга Руднева а косяк Уриу. Руднев пальцем не пошевелил чтоб хотя бы затопление крейсера ускорить.

          Цитата: Товарищ
          Не всё так просто, все три европейских крейсера приготовились открыть огонь в случае эксцессов.

          Не верю совсем. Нет у нейтралов причин вступаться за брошенный русскими крейсер. Напомню что в Чифу например японцы запросто разоруженные русские корабли захватили.
    2. 0
      20 октября 2018 01:19
      Руднев долго прожил после боя, чтобы объяснить, что и как.
      Его объяснения известны.
      Почему вы считаете, что он в этом вопросе врал?
      имхо, любое предположение , противоречащее Рудневу, нужно начинать с причин, по которым он соврал в том или ином вопросе.
      1. Комментарий был удален.
    3. 0
      20 октября 2018 08:47
      Тут такое дело, для нас с вами такой довод очевиден (уважаемый коллега Андрей, еще несколько лет назад на АИ его приводил), но вот сам Всеволод Федорович никогда ни о чем подобном не обмолвился.
      Хотя... темна вода в облацех!
  12. 0
    19 октября 2018 18:26
    Цитата: Сяк
    Многие ставят в вину Рудневу то, что Варяг не был взорван, а просто потоплен.
    На мой взгляд упускается такой факт:
    Идет первый день войны РИ с Японией. Все сопоставляют - "Слон и моська". Т.е. Ни у кого из российских офицеров и мысли не возникало, что война будет долгой и не победоносной.
    Тогда, утопленный крейсер можно поднять и поставить в строй победителю (а кто будет победителем - смотри выше).
    Вывод: Не взорванный крейсер - это плюс к "рачительности" Руднева.


    Слушайте, Саша, а это Мысль! Обидно, что самому не пришло в голову... good
  13. 0
    19 октября 2018 18:29
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Цитата: Морской Кот
    Отдельное спасибо за схему попаданий! Я-то всегда считал, что Варяг бвл буквально "засыпан" снарядами.

    Но Вы обратите внимание - это попадания только до момента, когда крейсер прошел траверз Йодольми, а не за весь бой:))) hi drinks


    Понятно. Об остальных поговорим потом? hi drinks
  14. +2
    20 октября 2018 00:44
    тема, конечно, сложная и полемическая, и респект автору, что он её подробно освещает, но в некоторых статьях есть ощущение, что любимчики и нелюбимчики были назначены изначально smile
    и сейчас для любимчика Руднева натягивают птицу на модель земного шара.
    Что в случае с рулевым приводом, труба которого однозначно не была перебита, именно так однозначно соврал Руднев (а не просто туманно вроде- перестал работать привод, как он умеет в случае с потерями японцев- Руднев не утверждает, что они были, а изящно ссылается на сплетни на эту тему).
    Так и в данном случае, с поворотом Руднева.
    Руднев черным по белому пишет, что поворот выполнялся для выхода из боя. Зачем нужно сочинять выдуманные маневры?
    И Руднев не в этом бою погиб, а Беренс так вообще в Советском ВМФ служил и умер только в 1928 году, у них у всех было множество возможностей написать, что и как.
    Зачем сочинять за них, множить сущности?
    Поворот Варяга вправо полностью подтверждает желание Руденко выйти из боя- так он быстро прикрылся бы островком и ушел обратно в Чемульпо. А вот если бы повернул влево, то этого не получилось бы. не говоря уж о том, что слева никаких ориентиров по глубинам нет, не лотом же промерять постоянно глубину, а линия глубин там неровная. А вот справа есть четкий ориентир- остров.
    Но не повезло, нахватался снарядов.
    Зачем выдумывать фантастические объяснения тому, что имеет простое объяснение?
    Контузия Руденко- тоже большой вопрос, она преувеличина, попадались воспоминания врача Варяга.
    Беренс на помощь Рудневу чего бы бежал, кстати, он же не на мостике был и не видел, кто там контужен.
    Даже если рулевые приводы были повреждены, спорный вопрос, почему нельзя было управляться ручными- они ж не голосом на корму орали, из центрального поста шли переговорные трубы.
    Отдельный вопрос- Руденко пишет, что они пошли именно на прорыв. Хотя сам же утверждает, что скорость крейсера ограничена была, а Корейца тем более. Можно ли так было прорваться? Никоим образом. Может, Руденко полный болван, неспособный оценить шансы? непохоже, эвон как ловко в рапорте написал о потерях японцев, так что его и упрекнуть не в чем, просто слухи передал, хотя он лучше всех этот бой видел.
    1. +1
      20 октября 2018 08:43
      Простите, а что должен был написать Руднев? Что у него был хитрый план (тм), но он не сработал?
      1. -1
        21 октября 2018 03:46
        Цитата: Старший матрос
        Простите, а что должен был написать Руднев? Что у него был хитрый план (тм), но он не сработал?

        Причём тут хитрый план. Командир КР делает поворот, чтобы продолжать бой неповреждённым бортом и почему он должен это скрывать ? И почему он вместо, указанной выше правды, пишет другую правду: выхожу из боя для исправления повреждений ? Какой для него от этого профит ? Никто, ему бы не поставил в упрёк то, что он хотел продолжить бой, но вследствии вражеского попадания, управление рулём перестало дейсвовать и КР совершил циркуляцию на обратный курс, вместо поворота на на несколько румбов. Всё выше описанное, полностью дезавуирует главную, антилогическую по сути, идею автора поста.
    2. 0
      20 октября 2018 11:26
      Цитата: Avior
      Руднев черным по белому пишет, что поворот выполнялся для выхода из боя

      Руднев этого не пишет. Зачем сочинять?:))))
      Цитата: Avior
      Поворот Варяга вправо полностью подтверждает желание Руденко выйти из боя

      Не подтверждает, так как на данном течении это абсурд, даже если бы не было Йодольми
      Цитата: Avior
      Зачем выдумывать фантастические объяснения тому, что имеет простое объяснение?

      Кто ж Вам мешает? Довольствуйтесь простыми. Вы пишете
      Цитата: Avior
      есть ощущение, что любимчики и нелюбимчики были назначены изначально

      ну вот давайте подумаем:)))) Варяг совершает совершенно ахиничный маневр - разворот в остров Йодолми.
      Я говорю - "поскольку сомнительно, что каперанг РИФ не знает элементарных правил кораблевождения, разворот произошел вопреки его воле"
      Вы говорите - "Руднев - полный лопух, поэтому и решил развернуться".
      Кто тут назначил любимчиков?:)))) Я всего лишь не оказываю Всеволоду Федоровичу в здравом смысле. А у Вас к нему такая личная неприязнь, что Вы ему даже фамилию коверкаете.
      Цитата: Avior
      Контузия Руденко- тоже большой вопрос, она преувеличина, попадались воспоминания врача Варяга.

      Она не преувеличена, просто не давала права на пенсию
      Цитата: Avior
      Даже если рулевые приводы были повреждены, спорный вопрос, почему нельзя было управляться ручными- они ж не голосом на корму орали, из центрального поста шли переговорные трубы.

      А вот на этот вопрос Руднев отвечает со вей четкостью - из за грохота боя в румпельном не слышали распоряжений
      Цитата: Avior
      Отдельный вопрос- Руденко пишет, что они пошли именно на прорыв. Хотя сам же утверждает, что скорость крейсера ограничена была, а Корейца тем более. Можно ли так было прорваться? Никоим образом.

      Можно. По этому поводу я написал очень много и конструктивной контраргументации не увидел
  15. +1
    20 октября 2018 01:15
    Добавлю.
    Объяснение поворота вправо Андреем , честно говоря, выглядит так же надуманно, как и якобы желание Руденко пропустить японцев вперед, по той же причине- сам Руденко ничего такого не писал.
    Если бы все так и было, как предполагает автор, не было ни малейшей проблемы написать это в рапорте.
    Фарватер узкий, условия боя с эскадрой- никакой проблемы в том, что корабль что-то там зацепил, никто бы Руденко в вину это не поставил, он не на мирных маневрах был. и претензии , если бы были, скорее к Беренсу- он же прокладку делал, а не Руднев.
    Да и вообще, никто не ждал бы, что он прорвется мимо эскадры японцев в таких условиях. и Руденко это прекрасно понимал.
    И ему совсем необязательно сочинять было в рапорте о перебитии трубы рулевого привода, попадании в Асаму или приводить сплетни о потоплении японцев.

    Дождя орденов не было бы, но и наказывать не стали.
    Имхо, просто автор пытается придать законченность изложению и, понимая, что официальная версия явно неверна, а от неофициальной он не в восторге, вынужден допускать объяснения, которые выглядят не очень веско, в том числе по причине того, что противоречат написанному самим Рудневым.
    Если принять эти объяснения, то придется согласится с тем, что Руднев был настолько патологический лжец, что врал к любви к искусству даже там, где не было в этом никакой нужды. Но на Руднева это явно не похоже.
    А вот на то, что жизненные обстоятельства поставили его в крайне сложное положение , из которого выходы были только плохой или еще хуже, и он выкручивался, как мог, в том числе привирая по ходу дела- в это поверить гарадо логичнее.
    зы.
    прочитал, что автор хотел бы рассмотреть вахтенные журналы.
    Написанные одним ровным аккуратным почерком с разными подписями и совпадающими в несуществующих событиях вроде попадания в Асаму и пожара на ней.
    Интересно будет почитать wink
    1. +1
      20 октября 2018 08:41
      Да и вообще, никто не ждал бы, что он прорвется мимо эскадры японцев в таких условиях. и Руденко это прекрасно понимал.

      Э... ото описка или ерничанье?
    2. 0
      20 октября 2018 11:30
      Цитата: Avior
      Объяснение поворота вправо Андреем , честно говоря, выглядит так же надуманно, как и якобы желание Руденко пропустить японцев вперед, по той же причине- сам Руденко ничего такого не писал.

      Естественно, ни один командир не будет описывать причины каждого своего маневра.
      Цитата: Avior
      Если бы все так и было, как предполагает автор, не было ни малейшей проблемы написать это в рапорте.

      Зачем? На самом деле есть некие действия Руднева, и есть разные трактовки этих действий. И очевидно, что даже если бы Руднев и написал это в своем рапорте, Вы бы ему все равно не поверили бы, как не верите другим его словам
      Цитата: Avior
      И ему совсем необязательно сочинять было в рапорте о перебитии трубы рулевого привода, попадании в Асаму или приводить сплетни о потоплении японцев.

      А он и не сочинял. Он предположил причину отказа работы рулевого, а может ему об этом доложили (как в случае с 1 105 снарядов) Попадание в Асаму "видели" , это естественно в бою.
      1. +1
        20 октября 2018 16:30
        [/quote]Естественно, ни один командир не будет описывать причины каждого своего маневра. [quote]

        Один всё-таки нашёлся, вопреки заявлению Андрея, - Руднев, его фамилия. И он чётко и недвусмысленно описал причину своего главного маневра в бою : желание выйти из боя, чтобы исправить повреждения. Полную цитату, я уже приводил.
      2. 0
        22 октября 2018 12:15
        Есть одно существенное обстоятельство, затрудняющее оценку событий.
        Отсутствие навигационной карты с прокладкой маневрирования.. Обязанность штурманов.
        Карта является документом юридическим и подтверждается записями судового журнала.
        То есть отсутствует важная часть (половина) доказательств.
        Далее - судовой журнал заполняется после событий.. что записать в журнал определяет командир, он же и подписывает страницы (каждую).
        Вахтенный офицер (либо иное назначенное лицо) ведет записи команд и распоряжений на мостике (в рубке) в черновом журнале.
        Отмечает время событий по судовым часам и т.п. В черновой можно всё писать..
        А вот что писать в чистовой журнал - скажет командир либо старшой.
        Не имея этих документов - нельзя обсуждать тему и делать выводы - ну никак.

        Второе - кто-нибудь представляет, КАК РАБОТАЕТ(ют) РУЛЕВОЕ(ые) УСТРОЙСТВО(а) на "Варяге" и как происходит процедура поворота крейсера?
        1. 0
          23 октября 2018 08:28
          [/quote]Есть одно существенное обстоятельство, затрудняющее оценку событий.
          Отсутствие навигационной карты с прокладкой маневрирования..

          Рудневу не было смысла врать в данном эпизоде, т.к. это, никак не вредило его репутации.

          Второе - кто-нибудь представляет, КАК РАБОТАЕТ(ют) РУЛЕВОЕ(ые) УСТРОЙСТВО(а) на "Варяге" и как происходит процедура поворота крейсера?[quote]

          Что именно вас интересует ? Работа по перекладке руля, системы Девиса или управление золотником паровой машины и электромотором ?
          1. 0
            25 октября 2018 07:19
            Инженерное устройство этих механизмов мне прекрасно известно...
            Только в бою они становились бессмысленными приспособлениями, что и показал бой Варяга, да и все эскадренные бои РЯВ. (управление из румпельного могло спасти от столкновения, посадки на мель и т.п., но в бою..).
            Первое - привод с мостика, а также из боевой рубки до румпельного отделения само по себе уязвимейшая часть системы управления кораблем при артиллерийском бое. будь она трижды дублирована. Допускаю, что рулевой привод на мостике, после разрыва снаряда мог повлиять на управление рулем из боевой рубки.. - привод к рулевому ОДИН и общий) ну разобщили валик, а механизм остался.. Через весь корабль тянулся..
            Второе - крейсер Варяг не был боеготов и не подготовлен к плаванию на узком фарватере, вблизи мелководья с управлением из боевой рубки и под обстрелом.
            Третье - (Я ПОЛАГАЮ) имела место ошибка ст. штурмана Беренса и командира Руднева (отвечает за всё). Смысл ошибки - преждевременный поворот вправо. Надо было еще 1 минуту подождать на курсе...
            Полагаю, что Беренс сообщил, что крейсер прибыл в точку поворота исходя из прохода траверза маяка... Траверз связан жестко с кораблем и его курсом...
            Но исходя из направления течения и его силе крейсер должен был брать поправку на снос.. градусов 10-15, ну и после поворота оказался на мелководье, тут же потерял управляемость и его развернуло носом на 180 градусов. Счастье, что он шел ходом 7-8 узлов, сумел отработать машинами(!) и не выскочить на отмель.
            Шансов прорваться у Варяга не было от слова совсем, ну только если бы Асама протаранил бы Чиоду (можно наоборот) или там метеорит в него попал..
            Как-то так..
            1. 0
              25 октября 2018 17:29
              [/quote]управление из румпельного [quote]

              В румпельном, никакого управления не было, оно доходило только до рулевого отделения, Руднев был ещё тот командир, - не знал устройства своего крейсера.
              На мостике(там где разорвался снаряд) никакого управления рулём не было.
              Тройное резервирование, было вполне достаточным, наряду с защитой этого тройного резервирования.
              Фарватер не был узким, при той высоте прилива и осадке "Варяга"; при хорошей видимости, править в тех условиях, было достаточно просто, по островам(береговым ориентирам), но конечно, течения необходимо было учитывать.
              Вряд ли была ошибка с точкой поворота, после прохода траверса острова прошло 10 минут(а вот влево, как раз поворачивать было уже опасно). Была ошибка, с не увеличением скорости при повороте, в результате, крейсер течением снесло и он уткнулся в остров. А потеря управления связана с переменой направления течения(после прохода траверза Иодольми) и опять же, малой скоростью. Пока течение было попутным и прибавляло к скорости до 3 узлов, с управлением проблем не было. Как только течение стало бить в борт и скорость упала, ниже, где-то 9 узлов, так Рудневу показалось, что снаряд перебил трубу приводов(что, крайне маловероятно само по себе и не подтверждается японцами).
              С таким командиром, как Руднев, конечно, шансов на прорыв у "Варяга" не было, хорошо ещё, что японский осколок, помог мыслям Руднева, сдвинуться в направлении выхода из боя, а то потери могли бы быть намного больше.