Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64

59
Сложно писать о бронеавтомобиле, история которого известна, наверное, большинству интересующихся этим видом бронетехники. Причина такой известности понятна. Это первый полноприводный бронеавтомобиль РККА и в то же время это последний советский бронеавтомобиль классического типа.

Да и военная судьба этой машины, несмотря на довольно короткий период производства, впечатляет. Кроме этого, эта машина имеет столько реализованных и не реализованных модификаций, что дух захватывает.





Год назад «Военное обозрение» уже детально описывало этот автомобиль (БА-64Б). Возвращаться к теме вроде бы рано. Но своим появлением эта статья обязана читателям. Прочитав комментарии к статье о БА-10, мы поняли, что есть необходимость детального разбора этой известной машины.

Так что данный материал будет не столько историческим, сколько техническим. Хотя полностью отказываться от истории мы тоже не собираемся.

Итак, начнем с истории. Тем более что история эта неразрывна связана с появлением в СССР полноприводных автомобилей. Рассказывать историю появления полноприводного ГАЗ-64 сегодня мы не будем. Достаточно сказать, что приказом наркома среднего машиностроения В. А. Малышева создание автомобиля нового типа было поручено главному конструктору ГАЗа В. А. Грачёву. 3 февраля 1941 года работы начались.

Новый автомобиль уже на этапе создания просто просился на военную службу. Хотя именно для армии он и создавался. Но создавался именно как автомобиль. И варианты модификаций были строго оговорены: командирский, разведывательный и легкий артиллерийский тягач. Разговоров о создании легкого броневика даже не велось.

Но лично Грачев и инженеры КБ ГАЗа начали по собственной инициативе работы по конструированию новой бронированной машины. Работы были замечены руководством и 17 июля 1941 года В. А. Грачев получает от директора завода прямое указание начать проектировать новый легкий бронеавтомобиль.



Война требовала быстрых решений. Потому первоначально было решено перенести бронеавтомобиль БА-20 на новое шасси. Но на момент начала разработки новой конструкции появилась возможность изучить трофейные бронеавтомобили вермахта.

Да и сами конструкторы понимали, что БА-20 уже не соответствует новым требованиям. Прежде всего по бронезащите. Именно эту проблему и стали решать конструкторы КБ Грачева.

Огромным достижением конструкторов ГАЗа стала резкая дифференциация бронезащиты машины. Инженеры ушли от равнопрочного бронирования, что существенно уменьшило вес машины.

Задачей было не просто создать современный бронеавтомобиль. Необходима была машина, минимальная по габаритам и в то же время способная принимать участие не только в оборонительных, но и в наступательных операциях. Таким образом, необходимо было создавать бронекорпус минимально выступающий за пределы рамы.

Задача была архисложная. Поэтому именно к разработке корпуса и были привлечены лучшие силы КБ.

Б. Т. Комаревский, В. Ф. Самойлов, Ю. Н. Сорочкин и Г. А. Носов, а также конструктор танкового ОКБ А. С. Маклаков, занимавшийся проектированием башни бронеавтомобиля, и Н. А. Астров, осуществлявший консультацию работ.

Корпусу было присвоено название ГАЗ-125. Утверждать, что конструкторы пользовались наработками танкостроителей (Т-34) в бронировании и расчете углов наклона брони, мы не рискнем. Но очевидно, что машина именно по этим пунктам отработана почти идеально, и конструкторы танков незримо присутствовали при «рождении» автомобиля.

Уже в конце ноября 1941 года были представлены два корпуса различной компоновки! 27 ноября корпуса были показаны маршалу К. Е. Ворошилову. Далее начались работы по адаптации корпусов шасси ГАЗ-64 (комплектующие индекса 64-Е и 64-Ж).



Уже 9 января 1942 года первый прототип был представлен для испытаний. Первый пробег совершил лично Грачев. Однако в первый же день выяснилось, что машина имеет слабую подвеску. Сложно поверить, но проблема была решена... за сутки! И машина вновь была представлена руководству, лично К. Е. Ворошилову, 10 января!

Однако и конструкторы, и командование РККА прекрасно понимали, что боевая машина будет работать в экстремальных условиях. Потому и гоняли прототип по самым сложным препятствиям и дорогам беспощадно. И совершенствовали практически постоянно.

17 февраля в Москве новую машину осматривал нарком Малышев. После осмотра бронеавтомобиля нарком утвердил окончательное название — БА-64.

Но главное испытание ожидало БА-64 3 февраля 1942 года. Именно в этот день автомобиль представляли в Кремле руководителям советского государства. БА-64 демонстрировался вместе с легким танком Т-70. Отзыв Сталина был положительным.

Таким образом, с некоторыми доработками ГКО своим постановлением от 14 марта 1942 года принял новый бронеавтомобиль на вооружение. А главный конструктор ГАЗ-64 и БА-64 Виталий Андреевич Грачёв получил первую Сталинскую премию 3-й степени (постановление СНК от 10.04.1942 г.).



Переходим к технической части нашего повествования. Начнем с бронирования.

Изначально бронирование было противопульным. Как мы писали выше, противопульная броня сделана по дифференцированному типу. Бронелисты между собой сваривались. Использовалась катаная броневая сталь. Все части имеют наклон не менее 30 градусов.

Тут необходимо сделать отступление по толщине брони. Дело в том, что толщина бронелистов варьировалась в зависимости от расположения листов и года выпуска машины. Поэтому говорить о едином стандарте нельзя.

Наиболее часто вопросы вызывает различный наклон бронелистов. Неужели конструкторы заботились о дизайне корпуса? Да, заботились. Но не о дизайне, а о защите экипажа. Дело в том, что различный наклон листов обеспечивает повышенный уровень защиты от винтовочных и бронебойных пуль. Это главное!

Кстати, в улучшенной модификации бронеавтомобиля-БА-64Б, использовалась другая сталь, марки 77, что ещё больше усилило бронезащиту.

Посадка и высадка экипажа производилась через два люка-дверцы, расположенных в нижних листах бронезащиты. Верхние листы при этом не использовались. Командир машины мог покинуть автомобиль через башню.



О башне вообще говорить нужно отдельно. Чувствуется, что разрабатывалась она именно "танкистом". Это усеченная восьмигранная пирамида с наклоном стенок 30 градусов. Толщина бронелистов от 9 мм на первых моделях до 10 мм на последующих.

Имеется поворотная колонка, обеспечивающая вращение башни. На последних экземплярах на крыше крепили ролики опоры для повышения устойчивости. Поворотную колонку можно зафиксировать с помощью ручного зажима.

Башня, открытая сверху. Для защиты от осадков и в зимнее время используется брезентовый тент. Вообще, башня скорее служит своеобразной площадкой обзора при разведке, чем боевым отделением бронеавтомобиля.

Командир осматривал местность либо высунувшись из башни, либо через амбразуру пулемета. По бокам башни есть щели, защищённые триплексным стеклом и заслонками. В 64Б триплексные стекла заменили на зеркальные перископические устройства.

Вооружен БА-64 пулеметом ДТ-29. Причем крепление пулемета разработано так, что у стрелка имеется возможность снятия оружия для использования как зенитного пулемета или вообще за пределами машины.



Для защиты стрелка на башне установлен броневой лист в котором проделана амбразура для стрельбы. Наведение пулемета осуществляется за счет турельной установки по вертикали и за счет поворота башни по горизонтали.

Прицел диоптрический. Прицельный механизм имеет несколько режимов настроек и позволяет вести прицельную стрельбу на дальности до 1500 метров. Наводка на воздушные цели производится при помощи кольцевого прицельного механизма. Что позволяет вести прицельный огонь на расстояние до 500 метров.

Переходим к корпусу. Лобовой лист имеет люк, через который водитель осматривает местность. При ведении боя используется триплексное защитное стекло, способное выдержать пулевое поражение. Предусмотрена броневая задвижка.



В первых образцах водитель не имел возможности осматривать местность по бокам машины. На модификации 64Б уже предусмотрены лючки с броневыми задвижками.

Связь. Увы, но большинство машин не имело средств связи. Но на командирских и разведывательных машинах все же устанавливали радиостанции. Для первых машин это были РБ-64-142200 или 12РП. На автомобилях 64Б — радиостанции 12РПБ.

В целом радиостанции обеспечивали связь максимум на 15 километров при идеальных условиях. В условиях фронта максимальная дальность связи редко превышала 8 километров во время стоянки и 4 километров на марше.

На очереди сердце автомобиля. На БА-64 устанавливали карбюраторный двигатель ГАЗ-ММ, имевший четыре цилиндра. Максимальная мощность — 50 л.с. при 2,8 тыс. оборотов. Охлаждение двигателя жидкостное. Емкость топливного бака 90 литров.

Но была в этом двигателе и своя "изюминка". Дело в том, что конструкторы, понимая возможности фронтовой логистики, заложили в двигатель возможность использования низкосортных бензинов и масел. Фактически же автомобили заправляли всем, что напоминало бензин или автомобильное масло!

Естественно, модификация 64Б получила более мощный двигатель. Вместо 50-сильного там устанавливался двигатель мощностью 54 л. с. Немного, но и то хлеб. Мощность увеличили в основном за счет усовершенствования конструкции карбюратора и некоторого изменения конструкции самого мотора.

Сцепление сухого типа состояло из одного диска. МКПП имела четыре передние и одну заднюю скорости. Бронеавтомобиль оснастили раздаткой с одной ступенью. С помощью неё деактивировался передний мост. Мосты соединили с раздаткой с помощью двух карданных валов.

Как видите, трансмиссия была проста и надежна. Что и требовалось фронту. А если добавить сюда механизм, исключающий одновременное включение первой и задней передачи, добавленный в трансмиссию в 1943 году, то...

Колёсная формула 4х4 определяла высокий уровень проходимости. Две четвертьэллиптических рессоры и гидравлические амортизаторы (имеются на каждом колесе) являются основой передней подвески.

На заднюю подвеску инженеры установили полуэллиптические рессоры и два гидравлических амортизатора.



Для повышения устойчивости добавили стабилизатор торсионного типа. В начале 1943 года переднюю подвеску оснастили двумя дополнительными амортизаторами, а также повысили прочность рессор.



БА-64 получился хорошим. Но все равно ходовая этой машины страдала теми же недостатками, что и большинство бронемашин. Вес машины "давил" на ходовую часть. А наличие "надстройки" в виде башни влияло на устойчивость БА.

Решение пришло неожиданно. Если нарком запретил увеличивать корпус бронеавтомобиля габаритами шасси, то сами габариты-то увеличивать никто не запрещал!

Таким образом, модернизированный БА-64Б получил чуть большую колею, чем предшественник. Выиграли в устойчивости и в ликвидации стабилизатора. А в конечном итоге после проведения в 1944 году комплекса работ увеличили прочность всей ходовой части!

Интересное решение было найдено и для колес. Дело в том, что использование защиты колес для легкого бронеавтомобиля практически невозможно. Каждый килограмм веса ведет к ухудшению боевых характеристик машины.

Именно поэтому конструкторы предложили комбинированные колеса. При движении по дорогам вне фронта использовались обычные пневматические колеса. Это позволяло увеличивать скорость движения и давало некоторый комфорт экипажу. А в бою использовались колеса с губчатым наполнителем. Правда, скорость при этом существенно падала.

В целом же машина получилась действительно хорошей. И как у всех хороших машин, у неё появилось достаточно много "дочек". О первой вы уже читали сегодня — БА-64Б (1943 г.).

Была еще штабная модификация этого бронеавтомобиля — БАШ-646. Интересна она тем, что в зависимости от поставленных задач здесь применялись разные виды бронекорпуса.

Следующая интересная машина — БА-64Д (Ба-64ДШК). В этой модификации конструкторы установили вместо пулемета ДТ-29 пулемет ДШК. Что и видно в "конструкторском" названии машины.

Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64


А вот теперь модификация, которая позволяет говорить о БА-64 как о бронетранспортере. Ба-64Е (март 1943 г.).



В этой модели корпус увеличен и вмещает в себя не только экипаж, но и десант. 6 человек! Правда, увеличение корпуса лишило бронеавтомобиль башни и пулемета...

А теперь о той модификации, что вы видите на фото. Железнодорожный вариант машины. Конкретно эта машина БА-64В. Но если быть до конца честным, то на самом деле было да варианта для железной дороги. БА-64В и БА-64Г. Автомобили Выксинского и Горьковского заводов.

Различие у машин достаточно очевидны. БА-64В предполагает металлические колеса с ребордами. Проще говоря, бронеавтомобиль мог использоваться только на железной дороге. Именно этот образец вы и видите на снимках.















БА-64Г — вариант смешанный. Этот вариант машины имел, кроме обычных колес, ещё и 4 опускаемых и поднимаемых ролика с ребордами. Спереди и сзади автомобиля. Именно эти ролики и удерживали броневик на рельсах. Увы, но серийно машины не выпускались...



Ну и последняя, самая экзотическая модификация, так и не воплощенная в металле БА-643 (БА-64 СХ) (январь 1943 г). Не поверите, но это полугусеничный снегоход! На вооружение не принят из-за малого запаса хода.



В целом же, если учитывать время производства этих бронеавтомобилей (с 1942 по 1945 годы), выпущено просто огромное количество машин – 9 110 штук! И работали они в Советской Армии до 1953 года.



Парадокс! Машина, которая быстро пришла, оставила заметный след в истории Советской Армии и так же быстро ушла...
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 октября 2018 06:54
    Хороший броневичок.С современной связью для несения патрульной службы, в разведку, только вперед.
    1. +14
      20 октября 2018 07:47
      Цитата: gunnerminer
      Хороший броневичок.С современной связью для несения патрульной службы, в разведку, только вперед.

      А если без приукрас и объективно. Я понимаю - Наш значит самый лучший и точка!
      1. БА-64 появился в военное время и от нужды. Если серьезно, то я в эту "коробочку" не смог влезть.....! А как наши деды и прадеды в нем воевали.....! Особенно в мороз, когда в верхней одежде там нормальному человеку в телогрейке не развернутся. Тесно, низко, обзора у водителя нет. И ведь воевали и победили!!! Низкий им поклон!.
      2. Если бы война повременила. Заезженный лозунг, но в случае легкого бронеавтомобилястроения это аксиома. Стоит сравнить БА-64 с ЛБ-62. Последний имел вооружение легкого Т-40 с ДШК и в конечном итоге мог получить 20мм пушку. Про остальное ТТХ я просто молчу. Даже внешне ЛБ-62 "брутальнее" "шпунпанцеров" Сирии и Украины. Но увы не срослось. Газ уперся и не запустил в серию производство полноприводного ГАЗ-62 и естественно бронеавтомобиля на его базе.
      К слову первым отечественным бронеавтомобилем имеющим дифференцированное наклонное бронирование были БЛ-НАТИ и ЛБ-62, а не БА-64.
      С уважением, Котище!
      1. +2
        20 октября 2018 11:30
        Фотографии радуют и объясняют! К сожалению, пропустил некоторые статьи по теме. В выходные постараюсь наверстать .
      2. -2
        21 октября 2018 10:35
        За счет таких изделий можно порвысить мобилизационную готовность частей.Новая и новейшая техника будет уничтожена в первые дни боевых действий.Плюс высокая аварийность и низкие тыловые возможности из-за слабой подготовки срочников водителей и ремонтников.Учитывая клоунский срок службы в один год.
  2. +6
    20 октября 2018 07:10
    Увы "резануло по ушам" следующее
    О башне вообще говорить нужно отдельно. Чувствуется, что разрабатывалась она именно "танкистом".
    Далее описание башни "на колонне"! "Спросоня" не одного танка с подобной башней я не вспомнил. За то пару именно бронеавтомобилей "как с куста". Например, броневик Накашидзе-Шаррона!
    Вторая посетившая меня асациация - это устройство башни знаменитого Монитора!
    Так следуя логике Авторов! Конструктор башни БА-64 был максимум вероятно "преверженец традиций броневиков", минимум "моряком"!!!
    Хотя.... ?
    1. +4
      20 октября 2018 10:30
      Тут необходимо сделать отступление по толщине брони. Дело в том, что толщина бронелистов варьировалась в зависимости от расположения листов и года выпуска машины. Поэтому говорить о едином стандарте нельзя.

      Броня БА-64

      - Тип брони: стальная катаная
      - Лоб корпуса (верх), мм/град.: 12 / 40°
      - Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 84°
      - Лоб корпуса (низ), мм/град.: 9 / 30—52°
      - Борт корпуса (верх), мм/град.: 6—9 / 30°
      - Борт корпуса (низ), мм/град.: 6—7 / 30°
      - Корма корпуса (верх), мм/град.: 9 / 30°
      - Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 35°
      - Днище, мм: 4
      - Крыша корпуса, мм: 6
      - Лоб башни, мм/град.: 9 / 30°
      - Борт башни, мм/град.: 9 / 30°
      - Корма башни, мм/град.: 9 / 30°
      - Крыша башни, мм: открытая
  3. +7
    20 октября 2018 08:51
    Радует что в последнее время в музеях можно увидеть технику , о которой знали только специалисты или любители .
    Но .... работники музея , подкачайте колеса , коробит глядя на шины .
  4. -18
    20 октября 2018 09:25
    совершенно бессмысленная дрянь, даже по меркам того времени
    1. +13
      20 октября 2018 11:32
      Вам надо громко произнести эти слова, глядя на себя в зеркало
      Цитата: prodi
      совершенно бессмысленная дрянь, даже по меркам того времени
      1. -3
        21 октября 2018 15:52
        м-да, думал порассуждать о технике, но судя по всему, не о чем
        1. +5
          21 октября 2018 16:25
          Начали то вы с раздачи "кличек", а не с рассуждений о технике!
          Такую же "кличку" можно дать и танку "МАУС"!
          И некоторым авиационным "произведениям"!
          Но этот БА был построен в большой серией! Воевал! И не заслуживает такого "КЛЕЙМА" на свою бронированную душу!
          Клеймить мы может только тех, кто создал и принял на вооружение сей БА!
          Но с ОГЛЯДКОЙ на возможности производства того времени и потребности армии в подобных БА!
          Мы в то суровое время не жили и не вправе навешивать "ярлыки" на всё, что тогда создавалось без понимания возможностей и трудностей производства тех лет!
          1. -5
            21 октября 2018 17:08
            "кличка" - это мягко сказано, потому как это полный отстой начиная с идеи, и то что он воевал этой сути не меняет
            1. +4
              21 октября 2018 18:11
              Поставьте свечку за то, что ВАМ лично не пришлось быть в экипаже этой машины!
              Да и в экипаже любой советской машины Великой Отечественной...
              Вы наверное выбрали бы "Кромвель" и британскую армию или "Шерман" и американскую армию!
  5. +6
    20 октября 2018 09:33
    На фото башни крупным планом видно, что вместо пулемета ДТ реконструкторы установили пулемет ДА.
    1. +13
      20 октября 2018 11:23
      Приветствую Виктор Николаевич!
      Пулемет ДА вместо ДП - это фишка именно этого макета в музее Боевой Славы Урала (г. В.Пышма). О ней знают только единицы из экскурсоводов музея и те кто стоял у основ "таскания машин из болот, со дна рек и озер, даже постаментов воинских частей! Иногда за "русскую валюту" - водку или сумашедшие бабки в "валюте забугорной"! Буквально каждый экспонат имеет музея имеет свою уникальную и интересную историю. Многие - уже обрастают мифами и небылицами.
      Как и в любом социуме - в музее есть профессионалы, а есть "находники". Увы Авторы имели честь общатся с последней братией, которая в фаворе у деректората музея, но которых на лжи ловил даже генеральный прокурор России Чайка. Один из этой братии "втирал" последнему, что КВ-2 не ходовой макет, а ни есть самый настоящий из болота. Впрочем в чем и был уличен!
      Я не буду называть фамилии, многие из ребят работают зачем им портить кровь и жизнь. Но ранее в своих комментариях я уже упоминал и еще раз повторюсь дорогие Роман и Александр хотите вместо обертки музея получить конфетку покупайте ящик доброй водки и выходите на советника А.Казицина - Игоря Бугровина, кто по сути и стоял у истоков данной идеи. Чьими ногами, руками, головой, связими и не побоюсь этого слова - крепкой печенью - эти экспанаты доставались, покупались и .....воровались!!!
      Это сейчас Музей Боевой Славы Урала визтная карточка России, Урала, Верхней Пышмы и дома Казициных. А тогда в двухтысячные начиналось с двух гаубиц и мемориала Великой Отечественной войне.
      Честь имею, Владислав Котище!
      Пулемет ДА вместо ДП, пускай останется тайной! Возможно Авторы перешагнут через свою гордость и втретятся с тем или теми кто может сказать и тогда...... Мы друзья получим не переливание информации книг Коломейца, Багрянского и Широкорада, со своими шутками и обличениями Тухачевского, Николая и др., а самый настоящий авторский проект! Как раз ту изюминку которую я ожидал увидеть прочитав Анонс про музей в В.Пышме!
      С уважением, Котище!
      1. +7
        20 октября 2018 12:06
        Я еще с первых публикаций писал, что каждый экспонат любого музея имеет свою уникальную историю и именно вокруг нее стоит строить сюжет. ТТХ можно прочесть и в справочниках, а вот узнать "путь" к музею конкретной боевой машины удается очень редко.
        1. +5
          20 октября 2018 19:24
          Виктор Николаевич, Вы совершенно правы - я о том же!
          Но видимо время такое желание "накидать" и дальше в поиске, что "накидать"!
          Увы на этой логике я ловил многих публикуемых на ВО Авторов, Вы к слову и того больше!!! Единственный кто откровенно меня порадовал это Андрей из Челябинска, который написал "Краткость теща гонорара"! Вот это по нашему.....
          Сегодня я разачарован - вместо ожидаемой конфетки получил ......, хотя надо признать ВО 2013 года и ВО 2018 года две разные платформы, если статьи первой были не раз и не два использованы как базовый материал для проведения занятий МПП, то сегодня брать уже нечего. Как большенство кормлюсь общением с людми которых считаю умными и поддерживаю Авторов и форумчан которых искренне считаю своими друзьями. Хотя последнее время появилась тенденция Администрации ВО "выкорчевывать" инакомыслящих не блюдолизов! Ушел Женя Функ, Джунгар, Доктор и др. К слову на прошлой неделе был наказан наш общий знакомый и мой хороший друг Николай (Микадо), аж с резолюцией "забанен без права переписки"!
          Пенициарная система плачет в уголочке! Возможно я устал "искать поводы и причины" оправдывать Авторов и ждать от них в будущем чего-то лучшего, более качественного, с изюминкой...............
          Ладно выговорился, хотя возможно завтра проснусь покараный административным ресурсом "с без правом переписки", а может быть Авторы порадуют нас статьей на уровне как о "Т-35" или о "Броневагоне"! Без перлов, политики и ляпов. Ведь могут!
          Так что буду надеятся на лучшее!
          С уважением, искренне Ваш Котище который прикипел к сайту, к уважаемым Авторам, дорогим форумчанам, даже своим вечным опонентам, но не может предать друга! В связи с чем можете считать это флудом, а можите открытым письмом Администрации ВО "верните право переписки" я понимаю, что тут есть и личное, но умение делать шаг навстречу удел сильных и правых!
          Где-то так! Кот положил голову на плаху и ждет Вашего решения.......
          1. +1
            21 октября 2018 05:22
            Цитата: Котище
            ......... Хотя последнее время появилась тенденция Администрации ВО "выкорчевывать" инакомыслящих не блюдолизов! Ушел Женя Функ, Джунгар, Доктор и др. К слову на прошлой неделе был наказан наш общий знакомый и мой хороший друг Николай (Микадо), аж с резолюцией "забанен без права.......
            Уважаемый Влад-Котище! Всегда с интересом читаю Ваши комментарии и думаю, что многие Ваши рассказы "за жизнь" могут стать главами книги.
            Тем не менее вот с этой частью комментарии, я не соглашаюсь.
            Женя Функ----иногда выходит, редко, но на сайт заходит временами и причина его отсутствия, по-моему другая, чем Администрация. По-моему последний раз---про Торквемаду?
            Джунгара---не знаю.
            Доктор-----вот уж здесь Администрация точно не при чем!!!! У Доктора--Александра конфликтов с Администрацией не было. Высокий уровень знаний, вежливость, корректность, большие информативные комментарии, любовь к нашей стране, её истории---вот характеристика Александра. Также----любовь к СССР ,его достояниям и коммунистические убеждения.
            Уход Доктора---целиком "" заслуга"" Микадо-Николая. Неужели Вы не помните ,многочисленных его приколов про клизмы и Доктора, независимо, на сайте Александр или нет? Я несколько раз делал замечания,Николаю.Потом он и перестал.А грубые истеричные наезды на Александра-Грина в конце апреля и в марте? Я делал замечания Николаю тогда. Только я один.Или что----надо оскорблять коммунистов?
            Почему-то никто не объяснял Николаю, что юмор его бывает не особенно?
            То, что сейчас Николай "" без права...""----не знал, но видимо, есть на то причина?
            Кстати, коммунистический Меченосец уже давно в том же положении, что и Николай, мне неизвестно почему. В споре мог быть резким, прямодушным. Кто-то мож т жаловался ?. Кстати, забанены посетители по разным причинам, недавно какой-то хам тоже.....Как-то так, Влад.....С уважением.
      2. +1
        20 октября 2018 12:54
        Позвольте поправить-Барятинский!
        1. +1
          20 октября 2018 21:01
          Спасибо большое уважаемый Сергей за поправку. Виноват - исправлюсь.
          Память на фамилии дырявая, да и лапки кривые до кучи.
          С уважением!
    2. +1
      20 октября 2018 12:58
      Вывод о пулемёте ДА вы делаете по оребрению ствола?
      1. +2
        20 октября 2018 13:49
        Назвать точно дату, когда стволы ДП и ДТ стали производиться без оребрения сложно. Во всяком случае в "Руководствах по ремонту пулеметов ДП и ДТ" военных и послевоенных лет стволы без оребрения. То есть отсутствие такового именно на БА-64 можно считать достаточным. Но я вывод делал по отсутствию характерной для ДТ мушки.
        1. +3
          20 октября 2018 19:25
          Но я вывод делал по отсутствию характерной для ДТ мушки.

          Но прицельные приспособления банально могут ОТСУТСТВОВАТЬ! А ствол могли заменить во время ремонта пулемёта.

          Подпись к фотографии -
          FJR 25-05-2013 14:58
          Пулемет Дегтярева Танковый обр. 29 года.
          В отличном состоянии, хорошем деактиве. Шпилька через раму и патронник ствола, срезано зеркало затвора.
          Не переделка из Пехотного, а именно изначально Танковый- ДТ29.
          Цена 165 тыс. рублей.
          По всем вопросам в личку.
        2. +2
          20 октября 2018 19:29

          Советский партизан с 7,62-мм танковым пулемётом системы Дегтярева образца 1929 года ДТ-29 (Дегтярев танковый).
          1. +4
            20 октября 2018 20:51

            Вы знаете, для того, чтобы разрешить наш спор, достаточно заглянуть в башню. Но такого фото авторы не сделали. Будете в музее, загляните.
            1. +3
              20 октября 2018 21:55
              Я и не спорил! Просто поинтересовался элементами конструкции на основании которых вы сделали такой вывод! Вот и всё. hi
              Стволы видимо были 2-х типов! А точку в этом вопросе поставить действительно может тлько фотография внутреннего устройства башни!
  6. +2
    20 октября 2018 09:34
    Узкая колея при относительно большой высоте бронеавтомобиля была довольно существенной проблемой. Тут как и в своё время и с БА-27 появлялась опасность заваливания на бок при скоростных поворотах. Появление БА-64Б с более широкой колеёй несколько улучшило устойчивость машины.
    Также стоит отметить, что большинство модификаций БА-64 носили опытный характер и изготавливались в единичных экземплярах. Экспериментировали и с вооружением.
    Так появились бронеавтомобили с противотанковыми ружьями вместо ДТ.

    Разработка установки ПТРС на БА-64 была начата 2 ноября 1942 года, но позже была отложена из-за более высокого приоритета БА-64Д. Работы по установке противотанкового ружья, неоднократно возобновляясь и вновь откладываясь, продолжились в 1943 году, но в конечном итоге были прекращены. Самостоятельная установка ПТРС-41 вместо пулемёта производилась в некоторых частях, но распространения не получила.

    Пытались перевооружить и на пулемёты Горюнова СГ-43.

    Испытания выявили ряд проблем с размещением пулемёта в башне и его поведением при стрельбе, что повлекло прекращение дальнейших работ в этом направлении.
  7. +5
    20 октября 2018 09:49
    В моём понимании-БА-64б идеальная машина. Идеальная в том смысле, что её в принципе невозможно улучшить. Любая попытка улучшения неизбежно приводит к ухудшению .СГ-43 не вписался в башню-для стрелка места не осталось, от стрельбы из ДШК, особенно на борт, чуть не переворачивало, усилить броню-увеличится масса. ставили ПТР, станковые пулемёты на фронте, но для этого снимали башню. а БА-64жд- не улучшение,а придание других свойств. Но броневик мне нравиться, один из любимых образцов бронетехники, Жаль, не попалась его модель в те годы, когда от 1/35 у меня крышу снесло... другою стала жизнь, и мысли о другом......
    1. 0
      21 октября 2018 10:12
      В моём понимании-БА-64б идеальная машина

      А в моем - сомнительный эрзац военного времени. Союзники просто не выпускали ничего подобного, хотя идея забронировать джип им в голову наверняка приходила. У немцев были бронированные модификации командирских автомобилей, но выпускались они штучно.
      Прямой аналог БА-64 это БРДМ и он не просто так кратно увеличился в размерах. Дело не в водоизмещающем корпусе, а в том, что в оригинальную БА экипаж из 2ух человек втискивался с большим трудом и имел невыносимые условия работы. Возить с собой ЗиП и приличный боекомплект не было никакой возможности, негде. Да еще и мотор в 50 сил не сильно вдохновлял. Не просто так модификация с ДШК не получила широкого распространения, а БА-64 массово пошла в утиль сразу после войны. Так что машинка боевая и заслуженная, но к шедеврам конструкторской мысли совсем не относится.
      1. +2
        21 октября 2018 20:25
        Эм... Ну сходи хотя бы в вкипедию на статью про Ба-64 и глянь раздел сравнение с аналогами. И тут же выянится, что союзники, а конкретнее британца выпускали аналоги, при это вполне приличными тиражами.
        1. +1
          21 октября 2018 22:38
          Основная масса приведённых в Вики аналогов имеют 3-х членов экипажа!
          Да и немного они крупней по габарита!
          Жаль в реальности нельзя сравнить все эти машины друг с другом!
          1. +1
            21 октября 2018 23:35
            Ну например SDKFZ 221 у немцев и динго у британцев практически полные аналоги, при этом динго ещё и не имеет башни. Немец несколько крупнее, а вот британец имеет схожие габариты. При том и немец и британец тяжелее, и хотя имеют более мощные двигатели, удельная мощность у них ниже.
            1. 0
              22 октября 2018 00:23
              Но чтобы в них залезть и так сказать на собственной "шкуре" понять, как в них приходилось служить и воевать экипажу придётся ехать далекооо!
              И надо ещё знать, где будет возможность залезть в машину и всё ощупать и ощутить на себе!
              Немцы оперативно создали Sd.Kfz.222, а с ним наша машина сравнение не выдерживает!
              Всё же наша машина делалась в большой спешке и на скорую руку!
              А во время войны её модернизации уделяли мало времени и ресурсов! Фронту требовались ТАНКИ и грузовые машины! К тому же закупались американские Скауты и британские Универсалы, которые так же выполняли роль разведывательных машин!
              1. +1
                22 октября 2018 01:46
                Полностью оценить всёх параметров, даже имея в распоряжении всё машины в наличии - довольно сложно. Во-первых, в среднем жители СССР того времени были ниже и более худыми из-за того, что их детство пришлось на время РИ и раннего СССР с ПМВ, Гражданки, разрухи и прочих прелестей.

                + все машины создавались для разных условий. В СССР дорожная сеть была гораздо мене развита, а целина менее проходима, чем, например, в Африке, так что большая удельная мощность была очень кстати. Немцы даже делали специальные развед машины на базе устаревших чехословацких танков.
                1. +2
                  22 октября 2018 15:57
                  Северная Африка это Северная Африка, а наш чернозём после дождя - это наша ЗЕМЛЯ...

                  Немецкие танки в грязи в районе Варшавского шоссе, октябрь 1941 г.

                  У нас и танки вязли и вязнут.
                  Не только на базе чешских Pz/ 38(t). Сперва они думали, что потянут массовое производство
                  Pz. II Ausf. L «Luchs», но ничего из этого не вышло (по разным данным от 100 до 140 штук при заказе в 800 шт.)!
                  Но чешские товарищи подсуетились и создали вместо отвергнутого вермахтом Praga TNHnA более простой Aufklärungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/1.
                  Но и этих маши было выпущено катастрофически мало - в феврале 1944 года — 37 единиц и в марте — 33.
                  В плане оснащения РККА автомобилями, БТР и разведывательными машинами "Скаут" мы должны благодарить союзников!
                  Сами никогда бы не осилили производство такого количества техники!
                  1. 0
                    22 октября 2018 17:34
                    Эм, так их количество было весьма скромным. Не даром в качестве бтров часто использовали су-76. При том у нас был прямой аналог юниверсал карриера - комсомолец. Просто с началом войны пришлоть отказаться от его выпуска в пользу выпуска т-60.
                    1. 0
                      22 октября 2018 21:17
                      Не знаю, как использовали Су-76 в качестве БТР. Но на броне всех советских танков десантники могли передвигаться! Есть фото танков Т-60 с прицепленными ЗиС-3 и орудийными расчётами на броне танков.
                      А "Комсомольцу" до БТР типа "Универсал" не хватало бронированных бортов!
                      1. 0
                        22 октября 2018 21:49
                        За то головы водителя и стрелка не торчали над бронёй. Про су-76 в качестве бтра - там набивали максимум народу в рубку. На вскидку пруфф могу вспомнить в рассказе Уланова про ПТ средства.
                      2. 0
                        22 октября 2018 22:03
                        За то головы водителя и стрелка не торчали над бронёй.

                        И десант открытый всем ветрам и невзгодам со всех ракурсов.
                        "Комсомолец" был всего лишь тягачом!
                        А если их бросали в бой то выступали они в роли танкеток на уровне Т-27!
                      3. 0
                        22 октября 2018 23:57
                        универсал карриер, по сути то же.
      2. 0
        27 октября 2018 09:21
        а я и не говорил,что БА-64----супер-пупер, тем более,что в войну безвозвратно было потеряно половина этих БА, но его выпустили много,даже несмотря на то, что автомобили,послужившие базой,были остро востребованы РККА всю войну, и ленд-лиз- *Доджи*, *Виллисы*,*Бантамы*, *Форды*и плавающие, и обычные, не покрывал этих потребностей, особенно в ПТО,где на каждый *ствол* по нормам требовалось 4-5 *мотора*
  8. +7
    20 октября 2018 09:53
    Непорядок. Как же в статье о БА-64 без фотографий вот такой фронтовой переделки.

    Ох и тесно же...
  9. +6
    20 октября 2018 14:52
    Несколько лет назад в журнале АвтоРевю была статья о БА-64. Они нашли ходовой образец и провели на нем обычные автоиспытания. Результаты по описанию журналистов- потрясают! Внутри очень тесно, на ходу большая загазованность, очень трудно(неудобно) переключать передачи, раздатку, у водителя фактически между ног расположен совершенно открыто двигатель, плохой обзор и очень непросто влезть на водительское место и покинуть его! Вывод- чтобы в бою управлять такой машиной нужно быть настоящим героем и потрясающе выносливым и неприхотливым человеком!
    1. +2
      20 октября 2018 15:39
      Добавлю, а на голове водителя сидит командир - буквально!
      Но прходимость "коробочки" шикарная. Двигатель малооборотистый работает с нагруженно, но тяговит и прощает ошибки. По предлесью идет за мотоциклом Урал, там где не пройдет Уаз он пролазит за счет своих габаритов. ОДНИМ СЛОВОМ МАШИНА ДЛЯ ВОЙНЫ!!!
      1. +2
        20 октября 2018 19:43
        ОДНИМ СЛОВОМ МАШИНА ДЛЯ ВОЙНЫ!!!

        Из разряда - НА и Отвяжись...
        Другой легковой базы с полным приводом в СССР не было! Вот и получился такой агрегат!
        Но даже в ФАИ и БА-20 экипаж был из 3-х человек и на голове водителя никто не сидел!
        Всего с апреля 1942-го по февраль 1946 года Горьковский автомобильный завод изготовил 3903 броневика БА-64 и 5160 БА-64Б, а суммарный выпуск составляет 9063 бронемашины.
        По состоянию на 15 мая 1945 года в частях Красной Армии числилось 3314 броневых автомобилей всех марок, из них более 3000 составляли БА-64. А если учесть количество выпущенных БА-64, то можно легко заметить, что почти 2/3 машин были потеряны в боях.

        6 тысяч потерянных машин... Но другой подобной техники в СССР не выпускалось.
        Вот и получается - промышленники сказали военным - БЕРИТЕ и ОТВЯЖИТЕСЬ!
        Другого НЕ БУДЕТ!
        1. +2
          20 октября 2018 20:16
          Вот и получается - промышленники сказали военным - БЕРИТЕ и ОТВЯЖИТЕСЬ!
          Другого НЕ БУДЕТ!

          С этим не поспорить - возможно так и было!
          Так что мы с Вами хоть сто раз скажем слово "Халва" точнее ЛБ-62, во рте слаще не будет!
          С уважением, Котище!
          1. +6
            20 октября 2018 22:56
            Цитата: Котище
            этим не поспорить - возможно так и было!
            Так что мы с Вами хоть сто раз скажем слово "Халва" точнее ЛБ-62, во рте слаще не будет!
            С уважением, Котище!

            Владислав, да всё правильно. Только это не всё. Начнем с моторного производства. Новое моторное производство Газа было передано НКАПу под№ завод 466 под производство авиадвигателей Климова, http://stud24.ru/history/voennaya-tehnika-gaz/100240-298426-page2.html В результате пришлось втискивать новое оборудование, на имеющиеся площади.Переконструированный специалистами ГАЗа Додж-Д5, переведенный, вдобавок, в метрические размеры, превратился в ГАЗ-11, и его модификации до 90-х годов жили на конвейере (ГАЗ-52). Додж-Д5 имел цилиндры диаметром 3¼ дюйма (82,55 мм), ход поршня 43/8 дюйма (111,1 мм), а его рабочий объем составлял 3560 см3. Эти же параметры для ГАЗ-11: диаметр цилиндра - 82 мм, ход поршня - 110 мм, рабочий объем - 3485 см3. ГАЗ-11 был задуман в двух вариантах: с чугунной головкой (степень сжатия - 5,6, мощность - 76 л.с. при 3400 об/мин) и с алюминиевой головкой (степень сжатия - 6,5, мощность - 85 л.с. при 3600 об/мин). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%90%D0%97-11_(%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)
            Нехватка алюминия и ряд других проблем создали трудности с проиводством танковых двигателей ГаЗ 202 и ГаЗ 203. Передача зубофрезерны и убошлифовальных станков "Глиссон" НКАПу в годы ВОВ привела к проблемам не только спиральных шестерён для ведущих мостов автомобилей высокой проходимости, с производством ШРУСов.Не секрет чтоне только на ГаЗ-63, но и на ЗиС (ЗИЛ-151; 157, 485) стояли Горьковские редуктора ведущих мостов. На поставку эти станков в СССР было введено эмбарго в 1939 году, когда началась война с Финляндией. Я уже не помню как Липгарту главному конструктору ГаЗа удалось отправить эти станки. Фактически, в ту пору САСШ полностью прекратили тоговлю с СССР
            1. +4
              21 октября 2018 02:15
              Уважамый Сергей, я просто "ем свою шляпу" прочитав Ваш комментарий!!!
              Спасибо за подробный и исчерпывающий ответ, искренне Ваш и восхищенный Влад Котище!
            2. +3
              21 октября 2018 12:16
              Начнем с моторного производства. Новое моторное производство Газа было передано НКАПу под№ завод 466 под производство авиадвигателей Климова,

              Очередное подтверждение бедственного положения с заводами и станочным парком В СССР после Гражданской войны!
              Наследства от Царской России в виде заводов ВПК практически не досталось!
              Автомобильно промышленности не было! Авиационная держалась на поставках из-за рубежа!
              Фактически всё строилось и закупалось заново! И естественно нужного количества заводов к 1941 году построено не было! Да и в стране не было нужного количества профессиональных рабочих!
        2. +1
          22 октября 2018 05:05
          Статистика, такая статистика.
          Количество бронеавтомобилей берется на май 45 и сравнивается с количеством произведенным по февраль 46. Т.е. Не учтен почти год производства. Ничего не сказано о распределении машин (например около 90 машин было передано Польше и от 50 до 60 из них дожили до конца войны). Кроме того, в статистике нет ничего о причинах выхода из строя, интенсивности использования в б/д и сравнения с другими бронеавтомобилями по этим параметрам. Если кратко, то эти цифры, мало того, что вщяты некорректно, так ещё и несут минимум инфрмации.
    2. +1
      20 октября 2018 15:39
      Это скорее минусы для БА-64. Ещё серьёзным минусом можно считать двухместность.
      Более поздняя БРДМ в этом плане выглядела куда выигрышнее.
      1. +3
        20 октября 2018 19:46
        Цитата: Cannonball
        Это скорее минусы для БА-64. Ещё серьёзным минусом можно считать двухместность.
        Более поздняя БРДМ в этом плане выглядела куда выигрышнее.

        Шикарно, сравнили машины не только двух разных типов и двух разных поколений!
        МиГ-15 с Як-3 сравнивать не пробовали?
        Выше я писал о ЛБ-62, котрый появился раньше БА-64, но превосходил его по всем статьям! Беда в серию не пошел!
        К слову сравнивая полноприводный БА-64 с предваенными ФАИ, БА-27 и броневиками Дрынкова первый превосходит их в проходимости! Остальное вторично!
        С уважением, Котище!
        1. 0
          21 октября 2018 09:00
          Я не об этом. А о том, что БА-64 (в модификации "Б") стал последним советским серийным двухместным бронеавтомобилем, закончившим линейку подобных бронемашин - Д-8/Д-12 - ФАИ/ФАИ-М - БА-20/БА-20М - БА-64/БА-64Б.
          Следующей советской бронемашиной, предназначенной для дозорно-разведывательной службы как раз и стала БРДМ, в которой помимо двухместного экипажа мог размещаться трёхместный десант - те же разведчики, например.
          Опять же я говорю не о проходимости, а об устойчивости. У БА-27 и БА-64 были высокие корпуса при узкой колее, что могло привести к заваливанию на поворотах из-за центробежной силы.
  10. +4
    21 октября 2018 02:03
    "Каратель" - глубокая модернизация БА-64.
  11. +1
    21 октября 2018 11:40
    Цитата: Котище
    Функ, К слову на прошлой неделе был наказан наш общий знакомый и мой хороший друг Николай (Микадо), аж с резолюцией "забанен без права переписки"!


    Доброго дня Владислав Котище!

    Как же это с Николаем-то, а? Только как-то с ним законтачили и нате пожалуйста. А я только хотел ему показать фото своего бандита Лучано. Странно как-то, я не замечал за Николаем каких-то сверх грубостей или прямых оскорблений. А с Грином я сам лаялся постоянно. Я как тот майор из одного фильма: "Пан майор любит сладкое, но не любит коммунистов." Жаль, очень жаль...

    Коллега Котище, если у Вас есть какая-то связь с Николаем, сделайте одолжение, передайте от Морского Кота большой привет и наилучшие пожелания.

    Вот чёрт, а я никак понять не мог, куда пропал Микадо. Ну, думал, может на Гаваи махнул, или куда-то ещё.
    Обидно.

    Вам счастливо и удачи! drinks
    1. 0
      21 октября 2018 12:53
      Спасибо за доброе слово!
      С уважением!
  12. +2
    21 октября 2018 13:59
    СИМПАТИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬЧИК.
  13. -1
    28 октября 2018 22:10
    Но очевидно, что машина именно по этим пунктам отработана почти идеально, и конструкторы танков незримо присутствовали при «рождении» автомобиля.

    Видимо, немецкие конструкторы, потому что за основу корпуса, с множеством упрощений, взят, очевидно, Sd.Kfz.222
  14. 0
    21 декабря 2018 20:09
    Не надо выдавать нужду за добродетель. Проходимость при такой массе и колесах с двигателем в 50 л.с. будет чуть лучше, чем никак. И никакое 4WD не поможет. Типичный броневик времен тотальной войны, собранный по принципу "лучше так, чем никак".