Составы жизни. Санитарные поезда НКПС

25
Сменим курс, и сегодня наш рассказ будет не об оружии, а совсем наоборот. О том, что стояло по другую сторону войны.





В личной истории почти каждого бойца, будь то рядовой или генерал, есть эпизоды, которые реально были на грани смерти, а в рассказах чаще всего подаются в юмористическом ключе. Это эпизоды ранений и последующего лечения. Госпитали и лазареты воспринимаются в воспоминаниях как некий санаторий. Лежи на белых простынях, кушай таблетки, обсуждай проблему легкой или тяжелой руки медсестры, которая каждые 4 часа колет в твою многострадальную очередной укол.

Сегодняшний материал о санитарных поездах, с помощью которых медики спасли не одну сотню тысяч советских солдат и офицеров.



Поездах, подвиг которых заключался уже в том, что эти составы были на самом краю, на самом передке. И делали своё дело.

Кстати, для многих читателей, которые специально не интересовались историей санитарных поездов, понимание их работы на фронте пришло из кинематографа. Помните фильм "На всю оставшуюся жизнь..."? Наверное, это звучит странно, учитывая специфику кино, но в целом фильм очень правдиво показывает боевой путь обычного санитарного состава.

Более того, авторы не стали ничего придумывать. Санитарный поезд, о котором рассказано в фильме, существовал реально. Это военно-санитарный поезд №312, сформированный на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе в первые дни войны. В первый свой рейс поезд отправился уже 26 июня 1941 года. В бригаду поезда входило 40 медицинских работников и железнодорожников.



Вклад этого поезда в Победу можно выразить двумя цифрами. За время войны поезд прошел 200 тысяч километров! Фактически расстояние равное пяти кругосветным маршрутам! За это время было эвакуировано из зоны боев и перевезено в тыловые госпитали более 25 000 раненых! Один поезд и два с половиной десятка тысяч спасенных жизней... Вагон-музей этого поезда стоит сегодня на территории Вологодского ремонтного депо.

Необходимость военно-санитарных поездов понимали все. Именно этим объясняется быстрая реакция органов управления СССР. Уже 24 июня Народный комиссариат путей сообщения дал указание железным дорогам сформировать 288 санитарных поездов. Для этих составов было выделено 6 000 вагонов, определен штат железнодорожников в бригадах и места формирования поездов.

Понимая, что создать сразу такое количество полностью оборудованных поездов невозможно, да и поезда были нужны разные, нарком путей сообщения разделил поезда на две категории. Постоянные (150 составов), выполняющие рейсы по маршрутам фронт — тыловые госпитали и временные (138 составов), так называемые санитарные летучки. Летучки предназначались для перевозки раненых в ближайший тыл.

Составы жизни. Санитарные поезда НКПС


Очень часто на фотографиях того времени мы видим именно летучки. Состав из грузовых вагонов, оборудованных для перевозки легко и тяжелораненых, вагон аптека-перевязочная, кухня, вагон для обслуживающего и медицинского персонала. Кстати, эпизод фильма "Офицеры", когда происходит погрузка раненых практически под огнем противника, — это почти ежедневные будни таких летучек.



Система наркомата путей сообщений была и остается даже сегодня достаточно военизирована. Погоны, которые мы видим на работниках железных дорог, вовсе не дань моде. Это строгая, почти военная, иерархия. Именно поэтому, указание наркома выполнялись в срок. И контроль за их выполнением был жесткий. Страна не могла себе позволить разгильдяйства.

Для примера расскажем о всего одном эпизоде той войны. Эпизоде, о котором нужно помнить! Вагонный цех Ташкентского паровозовагоноремонтного завода получил боевое задание — подготовить поезда специального назначения. Оборудование для них не поступило. Потребовалось производить его на месте.

Станки для тяжелораненых изготовила бригада женщин и подростков под руководством опытного мастера Лукьяновского, эвакуированного с Великолукского вагоноремонтного завода. Работали круглосуточно. Люди понимали, что надо справиться с заданием как можно быстрее и лучше.

В сентябре 1941 года из вагонного цеха ушли на фронт первые три санитарных поезда, в следующие два месяца — еще четыре. В декабре отправили на фронт сразу пять составов с красными крестами. 12 полностью оборудованных поездов за 4 месяца! Разве это не героизм?

В условиях, когда немецкая авиация господствовала в воздухе, а танковые клинья пробивали нашу оборону в разных местах санитарные поезда стали объектом постоянной охоты летчиков и танкистов немецкой армии. Их не смущало наличие красных крестов и отсутствие защиты поездов. Русские не люди. Значит, уничтожать их нужно без оглядки на всякие договоры и нормы морали.

Поезда возвращались с фронта не менее "раненые", чем те, кого они привозили в госпитали. На многих станциях были организованы пункты ремонта таких "раненых поездов". Вот как описана работа такого опорного пункта по ремонту на станции Куйбышев в книге "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов":

"На станции Куйбышев организовали опорный пункт ремонта военно-санитарных поездов. В отдельные дни сюда прибывало по восемь поездов. Все их надо было тщательно осмотреть, проверить и отремонтировать системы отопления, водоснабжения, электроосвещения, вставить выбитые стекла. Больших затрат труда требовал ремонт кузовов, крыш, внутреннего инвентаря.

Особые хлопоты на первых порах доставляла полуда пищевых котлов кухонь. Старший мастер А. С. Гаврилов отыскал среди эвакуированных жестянщиков и лудильщиков. Сразу стало легче. Не хватало пиломатериалов. Тоже нашли выход — стали вылавливать в Волге сплавной лес и доставлять его автомашиной на пилораму.

В один из дней позвонил военный комендант станции С. А. Новинский: «К следующему утру надо отремонтировать и отправить на фронт 8 военно-санитарных поездов». А на подходе еще пять — в Куйбышев и три транзитных. Все требовали ремонта. Имеющейся рабочей силой не обойтись, люди и так трудятся по две смены подряд. Кого можно привлечь?

Мобилизовали всех инженерно-технических работников. Старший мастер Куйбышевского вагонного депо А. Н. Куванин вспомнил о своем кузнечном опыте, пошел помогать рабочим. Среди железнодорожников и политрук одного из поездов — Серых. Ремонт окончили в срок, и поезда пошли по назначению".


И ещё один документ, который просто невозможно не процитировать. Для памяти...

Выдержка из приказа начальника военно-санитарного управления Северо-Западного фронта от 14 марта 1942 года:

"По инициативе женщин-железнодорожниц, активисток станции и города Бологое, и женщин-военнослужащих к Международному женскому дню в подарок Северо-Западному фронту сформирована военно-санитарная летучка № 707.

В результате любовного отношения к делу со стороны женщин, участвовавших в формировании военно-санитарной летучки, она оснащена с учетом предоставления эвакуируемым максимально возможных удобств. Забота о раненых бойцах, защитниках советской Родины, руководила трудящимися женщинами, подарившими нашему фронту этот поезд.

За ценную помощь военно-санитарной службе фронта, за проявленную заботу о раненых бойцах и командирах объявить благодарность А. А. Зыбиной — смазчику третьего вагонного участка, П. Б. Вихровой — инструктору по женской работе, А. Н. Осиповой — рабочей станции Бологое, М. А. Бубновой — домохозяйке…"


После краткого экскурса в историю появления военно-санитарных поездов в СССР периода Великой Отечественной войны перейдем к герою нашего повествования. Итак, постоянный санитарный поезд РККА. Два вагона именно такого состава представлены в музее Верхней Пышмы. Да, это не состав в полном объеме, но достаточно показательный экспонат именно с медицинской точки зрения. Поезда состояли именно из таких вагонов. Вагоны для легко и тяжело раненых бойцов.

В отличие от санитарных летучек, где главной задачей было оказание первой медицинской помощи и скорейшая эвакуация в тыл, постоянные санитарные поезда были госпиталями на колесах. Проще говоря, в этих поездах уже во время транспортировки проводилось лечение раненых и больных.



Именно поэтому, если сравнивать эваковозможности поезда и летучки, то сравнение будет далеко не в пользу поезда. В среднем одна летучка могла за один рейс забрать до 900 раненых! Точно такой же поезд постоянного состава мог максимально вместить "всего" около 500 человек.



Другой немаловажный вопрос – сколько в процентном отношении добралось бы до госпиталей.

Что же из себя представлял военно-санитарный поезд? Начать тут следует с ещё одной цитаты. Цитаты из воспоминаний непосредственной участницы событий, совершившей рейс на легендарном, уже упоминавшемся нами, поезде №312.

О том, какими были военно-санитарные поезда, писала Вера Панова, автор книги "Спутники":

"На дальних запасных путях, возле какого-то длинного зa6opa, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зеленые вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах — ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее — люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу".



Итак, поезд включал в себя локомотив в составе одного или двух паровозов. Количество паровозов могло меняться в зависимости от возможностей железной дороги и дальности рейса поезда. Далее следовали пассажирские вагоны для перевозки раненых. Раненые размещались по степени опасности ранения. Тяжелораненые размещались в специальных вагонах, близко расположенных к операционным и другим специальным вагонам.

Специализированные вагоны для лечения и проведения хирургических операций находились в середине состава. Причем, медицинские места в таких вагонах были оборудованы таким образом, что могли легко трансформироваться. Так, операционные столы кроме основной функции, были ещё и местами для перевязки раненых, для помывки лежачих раненых и т.п.

Давайте в вагон. Сколько здесь человеко-часов труда, сказать сложно, но вагон полностью восстановлен по фотографиям тех лет.






Интересно, правда? Кстати, на многих фото именно так: в вагонах портреты Вячеслава Михайловича Молотова, хотя более уместен был бы портрет или Сталина, или Кагановича (наркома НКПС). Хотя от НКПС тут присутствует Иван Ковалев, сменивший Лазаря Моисеевича Кагановича на посту наркома НКПС в 1944 году.












Шкаф с медоборудованием. Тонометр, аппарат Эсмарха, ультрафиолетовая лампа.






Стол для раздачи лекарств.


"Тарелка" радио — рабочая. В вагоне их две, подключены к МР-3 плееру, и вполне себе прилично воспроизводят записи.


Вентиляция. Весьма уверенно выглядит, кстати.

Хозблок. Лекарства лекарствами, а еда нужна всем.









Аптека. В привычном для того времени формате. Готовых форм было мало, в основном дозировку готовили на месте в виде порошка или инъекции.









Ну и сам вагон. Отличить где легко раненые можно вполне спокойно. Лежачие и тяжелораненые бойцы располагались вот на таких койках в три яруса.















Перевязочная-процедурная-операционная. В зависимости от необходимости и квалификации медперсонала.









Кстати, легким движением... Ну не совсем так, но вполне нормально перевязочную можно было трансформировать в:
— столовую для встающих;
— красный уголок;
— баню для лежачих больных.




Вот в этой трубе с лейками шла горячая (!) вода. От котла паровоза.


Электрическое освещение. Но при желании или необходимости можно было и по старинке, свечами. Без опасности что-то поджечь.




Второй динамик радио и из-за него торчит современный проигрыватель.







Купе для персонала. И тут же швейная мастерская.



Кроме специализированных медицинских вагонов, в составе поездов были вспомогательные вагоны: вагон для личного состава поезда, вагон-кухня, вагон-аптека, вагон-морг… Наличие этих вагонов варьировалось. К примеру, вагон-морг часто отсутствовал по причине того, что, согласно специальному приказу начальника медицинской службы РККА, умерших военнослужащих снимали с поезда на ближайшей станции и передавали местному госпиталю для захоронения.

Парадокс, но в санитарных поездах царил такой же порядок, как и в стационарных госпиталях. То, о чем написала Вера Панова, совсем не исключение. Это правило! Правило, невыполнение которого наказывалось по всей строгости условий военного времени. Как это удавалось в условиях постоянного или почти постоянного, учитывая время на ремонт после фронтовых приключений, движения, нам непонятно.

При этом, по воспоминаниям самих участников событий, в таких поездах можно было встретить совершенно невообразимые для железной дороги изобретения. Так, на крышах вагонов часто можно было видеть… огород! Самый настоящий огород, ящики, в которых выращивали зелень для раненых. А из-под вагонов слышалось кудахтанье и хрюканье. Там обитали куры-несушки и поросята! Опять же, для разнообразия питания раненых. Кстати, авторство этих изобретений приписывают все тому же 312 поезду...

Есть ещё момент, о котором бы хотелось рассказать. Выше мы упомянули о бесчеловечности немецких летчиков и танкистов. Но были и другие. С самого начала войны против советских санитарных поездов развернулась активная диверсионная деятельность. Причем "работали" по поездам не только немцы, но и т.н. вредители из числа советских граждан.

"На моих глазах немцы разбомбили санитарный поезд, — рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Коваленко. — Когда все эвакуировались из Днепропетровска, я была в составе санитарного поезда. На станции Нижнеднепровск-Узел стояли, ждали, что дадут "зеленый" свет. А нам надо было всего чуть-чуть проехать — под Новомосковском, в Орловщине, был наш эвакогоспиталь. Но диспетчер на станции оказался вредителем: он не только не выпустил наш эшелон, который стоял на путях между двумя топливными составами, но еще и подал знак немецкой авиации, кого надо бомбить".

Санитар Левицкий Леонид Семенович рассказывал о том, как работали в нашем тылу диверсанты:

"Во время погрузки раненых, в воздухе появились два истребителя — один наш, а другой немецкий. Немецкий самолет сбил нашего пилота как раз над Васильковским аэродромом, и через некоторое время к нам был доставлен этот раненый летчик. Когда немецкий «мессер» повернул назад, из ракетницы, с земли, ему был подан сигнал зеленой ракетой. Поблизости от нас стоял местный житель, который сказал: "Не ночуйте в вагонах детки, так как этот поданный ему сигнал известия, что здесь находятся военные составы — они вас будут бомбить".

На следующий день, в 7 часов утра военно-санитарный поезд № 1078 атаковали сразу 18 немецких бомбардировщиков.

Формат статьи не позволяет рассказать о множестве подвигов, которые совершили железнодорожники и медики ВСП. Да и надо ли? Достаточно того, что живы рассказы о передвижных госпиталях. Живы те, кто должен был погибнуть ещё тогда, в войну. Живы их дети и внуки. Это ли не памятник советским военно-санитарным поездам? Памятник, почти в каждом из нас.

Очень интересно пройти по этим вагонам. Они не кажутся большими снаружи, но удивляет, сколько туда смогли впихнуть строители. И насколько все рационально.

Трогательно поскрипывающие полы, запах дерева, все можно потрогать, ко всему можно прикоснуться. Красиво. Но с другой стороны понимаешь, что в "боевом" состоянии эти вагоны выглядели совершенно не так. И из динамиков не Русланова пела, а их, скорее всего, и слышно-то не было за стонами и криками раненых.

Мы считаем два этих вагона ценнейшими экспонатами музея УГМК в Верхней Пышме. Те, кто их восстанавливал, вложили столько любви к нашей истории, что это не может не затронуть душу нормального человека. Большое спасибо этим людям!
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 октября 2018 05:59
    Действительно -Спасибо Людям ! Такое нужно помнить.
  2. +3
    23 октября 2018 07:37
    Низкий поклон советским военным медикам... hi
  3. +1
    23 октября 2018 07:45
    Музей замечательный. Даже представить тяжело какой там ад творился во время перевозки раненых. Но вот название статьи...
    Ребята, лучше уж сухо по-деловому называть статью ("Санитарный поезд"), чем с наивно-заезженным пафосом заводской многотиражки 70х - "составы жизни".
    Кстати, а как выглядят современные санитарные поезда?
    1. BAI
      +1
      23 октября 2018 09:41
      Если как выглядят снаружи (гражданские), то вот так: http://vszd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4166&layer_id=3290&id=2075
      Там же приведен следующий факт
      По свидетельствам участников войны немецко-фашистские войска использовали эмблему Красного креста в качестве прикрытия своих бронепоездов, тогда как красный крест на советских поездах не смущал атаковавших их немецких летчиков.

      И если прочесть описание Медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации (https://medic.news/meditsina-katastrof_804/meditsinskaya-slujba-voorujennyih-sil-22960.html) - там нет поездов.
  4. +1
    23 октября 2018 08:59
    Я так понял, эти вагоны открывают не для всех. Поэтому, спасибо Роман за экскурсию. Никогда бы не подумал, что они внутри так отреставрированы. По ним можно отдельные экскурсии проводить. Интересно другие жд. экспонаты тоже внутри отреставрированы?
  5. +2
    23 октября 2018 09:12
    Тронуло до слёз
  6. BAI
    0
    23 октября 2018 09:25
    1. Кажется, зеленый цвет пассажирских вагонов после войны - именно в военных целях, чтобы в случае войны использовать для военно-медицинских нужд. Сразу в защитный цвет окрашивали.
    2.
    Не хватало пиломатериалов. Тоже нашли выход — стали вылавливать в Волге сплавной лес и доставлять его автомашиной на пилораму.
    Один из получателей этого леса - Марийский бумажный комбинат в г. Волжск (не путать с г. Волжский в Волгоградской области). Работники предприятия имели бронь от призыва на фронт. У меня там дед работал. Причем лес сплавляли (хотя скорее буксировали плотами) до 70-х годов. Отлично помню как и отдельные бревна на пляжу, так и затон при заводе - сплошной ковер бревен, воды не видно).
  7. +6
    23 октября 2018 10:33
    Ну зачем вы 5-е сверху "левое" фото опубликовали. Там-же явно немцы, судя по форме одежды и конструкции вагонов. Статья и фото к ней великолепные, а вот ляпы никак не к месту. Извините, что заметил.
    1. +2
      23 октября 2018 10:48
      Следующее фото - операционная в отсеке чего-то плавучего, возможно санитарного транспорта, возможно переоборудованного из пассажирских судов в начале войны, которые также имеют свою боевую историю, во многом трагическую и которых немало погибло на Черном море и на Балтике. Вы уж уважаемые авторы поаккуратней, а лучше давайте ссылку на публикуемое фото, каждое из них можно идентифицировать по месту и времени.
      1. 0
        23 октября 2018 11:21
        Следующее фото - операционная в отсеке чего-то плавучего, возможно санитарного транспорта,
        Операционная госпитального судна Абхазия.
    2. 0
      23 октября 2018 11:22
      Ну зачем вы 5-е сверху "левое" фото опубликовали. Там-же явно немцы, судя по форме одежды и конструкции вагонов.
      ,,болгары поезда предоставляли санитарные feel для Вермахта
      1. +3
        23 октября 2018 12:08
        И швейцарцы... По линии Красного Креста!
    3. +2
      23 октября 2018 13:37
      На укзанном фото болгарский санитарный поезд на Восточном фронте.В ноябре 1941 года правление Болгарского Красного Креста в лице профессора Ораховаца начала организовывать, санитарные поезда для работы на Восточном фронте в интересах немецкой армии
    4. BAI
      +1
      23 октября 2018 15:26
      5-е фото - болгарский санитарный поезд на службе в Вермахте. Подробности и много фотографий - тут:http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1289413&lenta_type=4 Эта статья на нескольких сайтах размещена.
  8. +2
    23 октября 2018 12:51
    Всегда с огромным удовольствием читаю эту серию статей.. Огромное спасибо.
  9. +2
    23 октября 2018 13:23
    Вечная Слава и низкий поклон всем Работникам ЖД,госпиталей и тыла.Сам железнодорожник в третьем поколении,мой дед водил паровозы в тылу,на фронт просился и даже убегал туда,поймали,объяснили ему,что тыл это тоже фронт и так проработал до 1980 года.
  10. +1
    23 октября 2018 13:28
    Авторы затронули очень интересную и редкую тему,спасибо им,но хочется чтоб они продолжили эту тему,вплоть до современности,а также речные,морские и авиационный,как СССР и России,так и зарубежные,ведь у каждой страны свой уникальный опыт.Спасибо.
    1. +2
      24 октября 2018 13:39
      Цитата: merkava-2bet
      Авторы затронули очень интересную и редкую тему,спасибо им,но хочется чтоб они продолжили эту тему,вплоть до современности,.......о.

      Присоединяюсь. Да, тема очень интересная и редкая, о чём я ещё раньше недоумевал -спрашивал Николая-Амурца. Он очень много знает.По этой теме литературы мало, вообще о железных дорогах, а о военном времени ещё меньше. В этом году в отделе История были статьи Восточного ветра по теме. Также в этрм году статья Олейникова о банном поезде в 1МВ. Ну и раньше были статьи о военном времени и ж/д
  11. +1
    23 октября 2018 13:33
    вот так незнание ж/д правил приводило к тому что диспетчер оказывался "диверсантом" - за то что не выпустил вне графика движения
    а второе вообще шедевр по психозу- а то военные летчики не знали - что на станциях НАДО бомбить ЛЮБЫЕ составы(даже если они и порожние!!)
  12. +3
    23 октября 2018 13:57
    "Постоянные (150 составов), выполняющие рейсы по маршрутам фронт — тыловые госпитали и временные (138 составов), так называемые санитарные летучки. Летучки предназначались для перевозки раненых в ближайший тыл."
    Временные военно-санитарные поезда ВСП и летучки ВСЛ - разные поезда.
    В соответствии с "Положением о военно-санитарных поездах", "Правилами составления постоянных и временных военносанитарных поездов и оборудования для них подвижного состава", "Инструкцией по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов" создавались следующие ВСП.
    Постоянные ВСП, которые использовали в основном для эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в госпитальные базы внутренних районов страны. Их формировали, как правило, из четырехосных пассажирских вагонов. В пассажирских вагонах, предназначенных для перевозки тяжелораненых, внутреннее оборудование заменяли специальными приспособлениями - станками, на которых размещались в два или три яруса носилки для раненых и больных. В зависимости от типа станков в вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек.
    Всего постоянный ВСП принимал от 400 до 500 раненых и больных.
    Временные ВСП предназначались для эвакуации раненых и больных на короткие расстояния, гл. обр. из госпитальных баз армий в госпитальные базы фронта. Они состояли из постоянной части и переменной, придаваемой лишь на время следования поезда с ранеными и больными. Во временном ВСП можно было разместить до 860 раненых и больных.
    Для легкораненых использовали обычные четырехосные пассажирские вагоны, в каждом из которых можно было разместить при нормальной загрузке 46, а при использовании верхних (багажных) полок 60 человек.
    В 1942 г. в дополнение к постоянным и временным ВСП в армиях и фронтах было разрешено формировать BCЛ (военно-санитарные летучки). Их использовали для эвакуации раненых и больных в пределах армейского и фронтового тыловых районов. Основу BCЛ составляла постоянная часть вагонов, которая включала вагоны для аптеки-перевязочной, кухни, продуктового склада и склада санитарно-хозяйственного имущества, для личного состава и канцелярии.
    Переменная часть BCЛ включала от 20 до 40 грузовых двухосных вагонов, которые предварительно оборудовались обычным воинским настилом. В каждом вагоне можно было разместить от 20 до 30 человек. Вагоны для перевозки тяжелораненых были оборудованы съемными подрессоривающими приспособлениями - пружинами Кружилина, на которые устанавливали носилки. В каждом вагоне размещалось 12-16 человек. В зависимости от числа вагонов емкость BCЛ составляла 500—600 раненых и больных и более.
    1. BAI
      +1
      23 октября 2018 15:38
      Постоянные (150 составов), выполняющие рейсы по маршрутам фронт — тыловые госпитали и временные (138 составов), так называемые санитарные летучки. Летучки предназначались для перевозки раненых в ближайший тыл
      - это было дано указание сформировать:
      Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, НКПС дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных). Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников.

      Но план, для нужд фронта перевыполнили:
      Однако их число ввиду возросших масштабов перевозок раненых и больных пришлось значительно увеличить. Вместо 149 предусмотренных планом к началу декабря было сформировано 286 постоянных ВСП[2]. Таким образом, парк постоянных и временных ВСП к указанному периоду в общем насчитывал 424 железнодорожных состава

      Только здесь, почему-то, не 150, а 149 постоянных поездов, но это не принципиально.
  13. +2
    23 октября 2018 18:19
    Цитата: surovts.valery
    Ну зачем вы 5-е сверху "левое" фото опубликовали. Там-же явно немцы, судя по форме одежды и конструкции вагонов. Статья и фото к ней великолепные, а вот ляпы никак не к месту. Извините, что заметил.

    Авторы скажут :" вот зараза глазастая",шутка. А если серьезно то авторам надо внимательнее быть при подборе материалов
  14. +2
    23 октября 2018 20:33
    Похоже , когда создавались ВСП за основу взяли т.н.:" поезда имени императрицы Александры Федоровны". Такие поезда появились в РЯВ и ему были.
    Репродуктор:"Тарелка"я видел в"живую": у маминой двоюродный тети на стенке висел,а я был маленький и когда приходил в гости разглядывал. Даже сейчас помню надпись на передней пластине:" радиозавод им. Молотова" и ещё какие-то цифры. Когда- то в детстве встречал старика и он рассказывал о санитарном поезде( его самого везли в таком поезде): там репродуктор был постоянно включен и когда были концерты ,раненые старались меньше стонать, чтобы слушать. К сожалению времени прошло много ( более 50лет) и я уже не помню,что он рассказывал (тогда оно было не интересно). Кажется ,раненые очень любили :Русланову и Козловского, а в Совинформбюро искали знакомые названия?
    1. +2
      23 октября 2018 20:46
      Цитата: vladcub
      Похоже , когда создавались ВСП за основу взяли т.н.:" поезда имени императрицы Александры Федоровны"

      Именно эти поезда и были первыми российскими ВСП. Естественно, опыт их работы был в полной мере использован и в новых поездах...
  15. +2
    24 октября 2018 13:45
    Спасибо за статью. Познавательно....Горжусь нашими медицинскими работниками......