Доспехи эпохи Сэнгоку (часть 1)

40
Лают собаки –
Коробейник в деревню пришел.
Персики в цвету…
Бусон


Вот и пришли мы, наконец, к едва ли не самой интересной эпохе в истории Японии – «эпохе сражающихся провинций», эпохе войны всех против всех, итогом которой стало объединение страны под властью рода Токугава. О том, как это происходило, рассказывается сразу в нескольких материалах, опубликованных здесь же на ВО, ну а в этой статье речь пойдет исключительно о доспехах. Напомню, что здесь на сайте уже были статьи о доспехах тосей-гусоку, то есть «современных доспехах», появившихся после того, как в Японию в 1543 году завезли огнестрельное оружие.




Доспехи самураев эпохи Сэнгоку (в центре детский доспех). На фигурах слева и справа традиционные доспехи с плотной шнуровкой. (Музей Энн и Габриэля Барбье-Мюллер, Даллас, Техас)

Однако тема эта настолько интересна, что есть смысл вернуться к ней уже на новом уровне. Который прежде всего связан… с иллюстративным материалом. В предыдущих статьях по теме японских доспехов использовались главным образом фотографии из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. В этом материале знакомиться с кирасами японских самураев и их шлемами эпохи Сэнгоку мы будет на основе фотоматериалов из очень интересного музея, кстати, тоже американского — Музей Анны и Габриэль Барбье-Мюллер, который находится в городе Далласе, штат Техас. Ну, это тот самый город, где расстреляли президента Кеннеди. Но, как видите, в нем есть и очень интересный музей японской культуры. Так что, если кто из посетителей сайта ВО вдруг окажется в США в городе Далласе (или уже живет в Штатах, и не знает о нем!), то… он вполне может его посетить и собственными глазами увидеть все то, что мы здесь и сейчас увидим на фотографиях из этого музея!


Фигура самурая всадника эпохи Эдо в доспехе хотокэ-до.

Ну, а начать надо с того, что поскольку древние японцы были конными лучниками, то и доспехи изначально, да и впоследствии, рассчитывались на защиту от стрел. Поэтому в отличие от европейских в них долгое время кольчуга не применялась вообще. Все доспехи были пластинчатыми. Кираса – до (или ко – «панцирь черепахи) собиралась из пластин, сплетенных между собой шнурами. Либо кожаными, либо шелковыми. Здесь вряд ли стоит приводить японские названия этих пластинок, важнее отметить, что в ранних доспехах эпохи Хейан использовались пластинки трех видов: с тремя, двумя и одним рядом отверстий, а позднее – более узкие, с двумя и тремя рядами. В традиционных доспехах о-ёрой пластинки с двумя и тремя рядами отверстий накладывались друг на друга так, чтобы они перекрывали друг друга на две трети. Однорядные пластинки прикреплялись по краям кирасы, что усиливало их еще больше.

Доспехи эпохи Сэнгоку (часть 1)

Доспех могами-до, впервые появившийся в эпоху войны Онин-Буммей (1467 -1477), конская сбруя багу и конский доспех ума-ёрой. Реставрация доспеха была проведена в 1854 году.


Конская маска умадзура.

Сами пластинки представляли собой настоящее произведение искусства. Во-первых, они имели «подкладку» из кожи, во-вторых, многократно покрывались знаменитым японским лаком со всех сторон, а во-вторых, в их внешнее покрытие добавлялась и рубленая солома, и тертая керамическая пыль, и… сухая земля, и золотая и серебряная пудра. Иногда металл обертывали кожей еще и с «лица». То есть пластинки были «толстенькие» и, будучи скрепленными шнурами, обладали вдобавок еще и хорошими амортизирующими свойствами. Кстати, верхняя их часть была либо закругленной, либо скошенной, из-за чего полосы доспеха из этих пластинок в своей верхней части напоминали частокол.


Хон кодзанэ ни-маи-до – двухсекционные доспехи. Шлем подписан Эчиго Мунетсуго. Реставрация около 1800 г. эпохи Эдо.

Теперь обратимся уже собственно к доспехам, и вот здесь расскажем о них поподробнее и приведем все их специфические японские наименования. Причина появления новых доспехов, о которых и пойдет здесь речь, проста.


Доспех с чеканной кирасой — утидаси-до.

Конструкция традиционных о-ёрой оказалась неудобной. Вернее, она была удобной для всадника, но не для пехотинца. Вот почему по мере привлечения в «армии» самураев все большего и большего числа воинов-пехотинцев, доспехи так же изменились. Появились доспехи до-мару и харамаки-до, вес которых распределялся по телу более равномерно и меньше утомлял их обладателей. Их отличала и более редкая шнуровка и, это уже после 1543 года, требование противостоять огнестрельному оружию.


Хон кодзанэ ни-маи-до Окудайра Нобимаса, 1600 – 1700 гг.

Был придуман и способ, облегчающий их производство. Теперь пластины собирались в полосы, а те в свою очередь обертывались кожей, которая покрывалась лаком. Пять таких полос соединяли между собой редкой шнуровкой и получали кирасу из пяти рядов полос, закрывающую всю грудь и живот. Такая кираса вдобавок еще и лежала на бедрах, что снижало ее давление на плечи. Такие доспехи получили общее название тати-до, ставшее эквивалентом названия тосей-до, или «новый панцирь». Сами эти полосы теперь собирались из широких пластин, но… так как мода есть мода, традиция – есть традиция, то их верхний край делали зубчатым, чтобы казалось, будто бы эти полосы собраны из множества мелких, традиционных пластинок!


Окэгава-до с выступающими головками заклепок — бё-модзи-ёкохаги-окэгава-до, принадлежавшие Кодзима Муненао.

Другим их аналогом стали доспехи мару-до, состоявшие из двух половин – передней и задней и скрепленных между собой либо на завязках, либо на шарнире с одной из сторон и завязках с другой. Такие кирасы с шарниром получили даже особое название: рё-такахи-мо-до и они оказались очень удобны для солдат именно больших армий. А еще их было удобно хранить и перевозить!


Всадники в доспехах тати-до.

Можно считать довольно забавным, что у японцев было много названий для обозначения своих доспехов, причем каждое подчеркивало какую-то их характерную черту. Так, все двухсекционные доспехи, вне зависимости от того, из каких пластинок их делали, можно было называть ни-маи-до. Но если у вас была кираса из двух секций, но сделанная из настоящих пластин, то ее можно было назвать и по-другому – хон-кодзанэ-ни-маи-до (то есть – «ни-маи-до» из «настоящих пластин»). А вот если пластинки у вас были «не настоящие», то такая кираса называлась – кирицукэ-кодзанэ-ни-маи-до. Если же кираса состояла не из двух частей, а из пяти – одной передней, одной задней, одной боковой (левой) и двух, соединяющихся внахлест между собой под правой рукой, то, опять же, из каких бы пластин они ни делались, их общее было таково: го-маи-до, а вот если и левая пластина была сделана их двух частей, соединявшихся шарниром, то такая кираса называлась року-маи-до. А вот если эта шестичастная кираса скреплялась завязками с каждой стороны, то называть ее следовало так: рё-тахимо-року-маи-до!


Хон кодзанэ ни-маи-до 1702 года.

Все эти доспехи были популярны до середины XVI века и, понятно, что при их создании во главу угла ставилось требование удобства их ношения. Но с середины века требования к доспехам опять изменились. Пулестойкость – вот важнейшее требование, которое теперь к ним предъявлялось. Появились и стали массовыми доспехи окэгава-до, в которых кираса составлялась из гладких металлических полос, соединенных друг с другом без использования шнуровки. Причем фантазия мастеров, которые их делали, вновь оказалась поистине безграничной. Так, когда полосы располагались на кирасе горизонтально, а заклепки, их соединяющие, не были видны, то такая кираса называлась ёкохаги-окэгава-до.


Типичный доспех сэндай-до, примерно 1600 г.

Наиболее распространенные доспехи «нового типа» представлены на нижней иллюстрации.


Виды кирасы до: 1 – нуинобэ-до, 2 – ёкохаги-окенава-до, 3 – юкиносита-до, 4 – хотокэ-до, 5 – нио-до, 6 – катануги-до, 7 – намбан-до, 8 – татами-до, 9 – дангаэ-до.

Обратите внимание, что на кирасах многих доспехов изображались моны, гербы их владельцев. Причем, это касалось не только асигару, для которых это был опознавательный знак, но и знати, которым опознаваться было и не нужно, но которые, тем не менее, этим гордились. На доспехах из пластинок изображение герба воспроизводилось при помощи плетения, а на плоских поверхностях цельнокованых доспехов его либо чеканили, либо делали накладным.

Продолжение следует…
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    31 октября 2018 07:20
    Так доспех или кираса?
    Соотношение очень важно. Почему так мало пишут о том что ниже пояса?
    Вот где собака порылась)
    Благодаря за долгожданный рассказ
    1. +4
      31 октября 2018 07:33
      Естественно, что первостепенное значение имела кираса и по ней и называли доспех. В данном случае это синонимы. Хотя понятно, что в доспехе деталей больше.О том, что ниже пояса писалось и не раз, и это только первая часть.
      1. +3
        31 октября 2018 07:47
        Спасибо за пояснения. Жду продолжения!
  2. +4
    31 октября 2018 07:33
    Очень красивый и богато иллюстрированный цикл.
    Жду с нетерпением
    читаю с удовольствием
    Спасибо!
  3. +2
    31 октября 2018 08:44
    Спасибо за статью.Доспехи конечно лютые. Где железо то брали, у них на кастрюли то железа не было, все сырым жрали.Горстку риса кое как отварят, пару рыб и весь японский кишлак сытый ходит. Лошадей в японии было очень мало, и были они ростиком 1.10-1.20м не более того. Кольца на сосках прикольные, в стиле садо-мазо. Шлемофоны крутые у них. А коняшке даже ухи забронировали, нет судя по усам и рожкам, это скорее драконяшка или дракошка. wink
    1. +1
      31 октября 2018 17:57
      Цитата: Вольный ветер
      Лошадей в японии было очень мало, и были они ростиком 1.10-1.20м не более того
      Хороших боевых коней специально выращивали, в том числе на основе импортируемых с материка. Цены на боевого коня были очень велики в Японии.

      Цитата: Вольный ветер
      А коняшке даже ухи забронировали, нет судя по усам и рожкам, это скорее драконяшка или дракошка

      Автор скромно умалчивает что тогда в Японии было несколько типов кавалерии - от лёгкой до очень тяжеловооружённой.
  4. +2
    31 октября 2018 09:00
    а действительно, что они на кольца на груди подвешивали - не гранаты же ? lol плащ, колчан ?
    доспехи на шнуровке и вдруг - бац! - шарнир !
    иллюстрации суперские ! good
    1. +2
      31 октября 2018 10:34
      На тех фото, что есть в моем распоряжении в кольцах завязаны красивым бантом шнуры. Что на них могло крепиться... надо будет выяснить.
      1. +1
        31 октября 2018 17:58
        Цитата: kalibr
        На тех фото, что есть в моем распоряжении в кольцах завязаны красивым бантом шнуры. Что на них могло крепиться... надо будет выяснить.

        Думаю, что вероятен аналог германских доспехов 14-15 вв. - там кольца с цепями использовались для подвешивания мечей и кинжалов, типа страховочных ремней, если выбьют из рук.
        1. +1
          31 октября 2018 18:31
          Однозначно нет!!! На рукоятках мечей нет колец!
          1. +2
            1 ноября 2018 01:56
            Если смотреть литературу, то кольца эти появились в XVI, а то и XVII веке. Тогда же под них переделали и некоторые более старые доспехи. Некоторые специалисты, в частности Брайант считают, что одно служило для удерживания ткани, которой протирали лицо, а другое - чтобы крепить жезл или сигнальный веер.
            Во всяком случае, такие кольца встречаются на доспехах не ранее XVI века, когда особое значение как раз приобрели командирские жезлы.
  5. +3
    31 октября 2018 10:37
    Наверное катану лучше держал пластинчатый ламинарно-ламеллярный панцирь, каким и был самурайский доспех?
    Наверное один из лучших в истории. Да и вообще пластинчатый доспех - универсал так сказать
    1. +3
      31 октября 2018 10:45
      Ну, начнем с того, что мечом всадника-самурая очень долго был тати (ношение лезвием вниз и он более длинный). катана меч повседневный (лезвием вверх и более короткий). Его же носили пешие самураи и асигару. И в бою эти мечи использовались в последнюю очередь. Сначала главным был лук. Затем начиная с войны Онин - копье. Меч стал "главным оружием" в мирную эпоху Эдо. Надо же было чем-то баловаться...
  6. +4
    31 октября 2018 11:30
    Вот смотрю на японское оружие, доспехи, читаю что-то про их битвы... Да ну их, создается впечатление, что война для них - так, развлечение. Вот реально нечего людям делать - начинают что-то придумывать, изобретать, но делают это не потому что без этого никак, а потому что скучно.
    Если брать средневековье, то в Европе викинги уже в IX в. в бою вставали плечом к плечу, составляя стену щитов, Уильям Уоллес в XIII в. строил пехоту в шилтроны для атаки, я уже не говорю про швейцарские баталии и ордонансовые роты XV в.
    Пытаюсь представить себе атаку роты жандармов Карла VII на сопоставимое количество конных самураев в полных доспехах XVI - XVII вв. Картина представляется почему-то совершенно безрадостная для самураев - шансов устоять против удара тяжелых конных копейщиков у них, на мой взгляд, было прискорбно мало, да и эффективность их пресловутых мечей против рыцарских доспехов у меня вызывает серьезные сомнения.
    Вообще, мне как неспециалисту в вопросах военного искусства Японии, кто-нибудь сможет объяснить - японцы в принципе когда-нибудь применяли какие-либо боевые построения, кроме рассыпного строя? У меня складывается впечатление, что до появления в товарных количествах огнестрельного оружия всё их военное искусство заключалось в том, чтобы вывести на поле боя в нужное время максимальное количество воинов, а дальше как пойдет - будут самураи пластать друг друга ломтями и (или) утыкивать стрелами, пока у одной из сторон воины не начнут подходить к концу, у кого их в итоге окажется больше, тот и победил. И все это происходит исключительно в рассыпном строю, чтобы не мешать друг другу размахнуться.
    Скажите, коллеги, нет ли какой-нибудь хорошей книжки на русском языке, что-нибудь типа "Десять (двадцать, тридцать) крупнейших сражений средневековой Японии VI - XVI вв."? Было бы интересно проверить свои "впечатления". smile
    1. 0
      31 октября 2018 12:20
      Писал уже об этом, японские доспехи и мечи гуано! Это Г-Н Шпаковский поклонник джапов. Вот пусть попробует объяснить почему японцы стали копировать европейское оружие после того как познакомились с ним?
      1. +2
        31 октября 2018 14:12
        Цитата: burigaz2010
        японские доспехи и мечи гуано!

        примерно 95% и японских, и европейских, и среднеазиатских мечей и доспехов - полнейшее гуано. Т.н "айзенпанцер" ("айзен" = железо) бойцы именовали не иначе как "шайзенпанцер" ("шайзе" = гуано). Миланский панцирь "держал" мушкетную пулю со 100 шагов, но стоил в 30-35 раз дороже "айзенпанцера" - качественную сталь умели делать немногие, технология вплоть до 1854 г. (конвертер Бессемера) была сложной и дорогой. Но поклонникам индийского булата и японских катан я люблю сообщать такую инфу: в период т.н. Пиринейской унии (1580-1640) испанцы активно торговали с Индией и Японией - в Индии покупали булат в слитках и везли продавать... в Японию, где он стал популярен под названием "намбан-тэцу" (железо южных варваров). В Индии толедские и генуэзские шпаги шли нарасхват (как и миланские кирасы - в Японии), а вот индийские тальвары и японские катаны испанцы в Испанию почему-то не везли...
        1. +3
          31 октября 2018 18:01
          Цитата: Tutejszy
          в Индии покупали булат в слитках и везли продавать... в Японию, где он стал популярен под названием "намбан-тэцу" (железо южных варваров).

          т.е. фарцевали индийским фуфлом под брендом "настоящая толедская сталь" !? fellow
          1. +2
            31 октября 2018 20:59
            Информация тоже бывает фуфлом.
          2. 0
            1 ноября 2018 10:02
            Цитата: Михаил Матюгин
            т.е. фарцевали индийским фуфлом под брендом "настоящая толедская сталь" !

            Нет. Настоящую толедскую везли в виде готовых изделий, а вутц - в виде слитков. Катана, как и толедская сталь, делается из стали нескольких марок - булат использовался только для лезвия (кстати, сталь по-японски "хаганэ" = "металл для лезвия"). Аналогично, и на Руси в т.н. харалужных мечах из индийского харалуга (kharaloha - один из 6 сортов клинковой стали) делали только лезвие, а основу - из пакетного дамаска.
            Индийцы от толедских шпаг просто тащились (благо, в их традиции юзали и прямые, и кривые клинки) - а вот у яппов прямые мечи к тому времени уже лет 850-900 как вышли из моды, поэтому к ним везли не шпаги, а кирасы и слитки вутца lol
    2. +6
      31 октября 2018 14:14
      Армия Японии, как и многие армии мира, имеет долгую и богатую событиями историю. Комплектование армии на основе всеобщей воинской повинности в Японии было уже в середине VII в.
      Вместе с тем вооружение и военное искусство Японии развивалось в условиях мононациональной, небольшой и изолированной страны. Не случайно потерпел неудачу последний самурайский завоевательный поход Тоётоми Хидэёси в Корею в XVI в.
      Поэтому средневековое вооружение и военная тактика Японии - явление уникальное. Самураям не надо было воевать с жандарммами Карла VII. Соответственно, когда в Японию "прорубили" пушками окно европейские страны, Япония могла выставить лишь средневековые военные дружины.
      Однако это совершенно не делает военную историю менее интересной, просто требует при ее изучении учитывать специфику ее уникального развития. Подход "неусложненных спецов" типа буригаза тут не приемлем.
      1. +4
        31 октября 2018 16:15
        Поставил кто-то Вам, Виктор Николаевич, за это минус. Я долго думал за что, еще раз перечитал... Так и не понял. Ну, видно "просто не понравилось". Хотя все правильно. Все-таки странные люди существа...
        1. +3
          31 октября 2018 21:02
          Никакой загадки тут нет. Это "специалисты" типа буригаза или тутейзи. На сайте таких "спецов" во многих областях много.
      2. +2
        31 октября 2018 18:02
        Цитата: Curious
        Соответственно, когда в Японию "прорубили" пушками окно европейские страны, Япония могла выставить лишь средневековые военные дружины.

        Они ещё деревянные макеты современных (на сер.19 века) пушек выставляли, модель "на испуг" так сказать. Но почему то европейсцы с американцами не испугались...
      3. 0
        1 ноября 2018 10:08
        Цитата: Curious
        Не случайно потерпел неудачу последний самурайский завоевательный поход Тоётоми Хидэёси в Корею в XVI в.

        ИМХО, там ситуёвина была один в один с походом "Великой Армады", только в какой-то мере наоборот (с позиции противостояния остров/материк): островитяне-наглы на суше не имели никаких шансов против непобедимых испанских терций - но они им просто не дали высадиться на берег! А тут первый десант островитян-японцев на суше раздербанил корейцев вдребезги, зато все последующие десанты корейский флот топил, не давая им высадиться!
    3. +2
      31 октября 2018 14:23
      Вроде дето читал о нападении около 1000 самураев (нередко подрабатывали пиратством) на испанскую Манилу, которую защищали около 250 стариков и подростков (гарнизон куда то по делам отлучился). Дак вот толедские доспехи и испанская школа фехтования никаких шансов нападающим не оставили...а так как самураи не отступают, то все они и полегли в Маниле, несмотря на все свои луки, катаны и разрисованные доспехи..
      1. +2
        31 октября 2018 16:11
        Будет подробно и об этом...
        1. +1
          31 октября 2018 16:40
          и о бое в Нагасаки полусотни португальцев на каракке с аборигенами good
      2. +2
        31 октября 2018 18:03
        Цитата: DerSturm
        Вроде дето читал о нападении около 1000 самураев (нередко подрабатывали пиратством) на испанскую Манилу, которую защищали около 250 стариков и подростков (гарнизон куда то по делам отлучился).

        Я про этот эпизод лет 10-12 назад уже много написал в сети. Действительно, имел место быть. Атака не удалась. И дело решилось именно в рукопашной свхватке.
      3. 0
        1 ноября 2018 10:12
        Цитата: DerSturm
        толедские доспехи и испанская школа фехтования никаких шансов нападающим не оставили

        классика: укол против рубки, римский гладиус против галльской спаты, шпага против катаны... Кстати, пана Володыёвского Сенкевич изобразил непобедимым саблистом - только вот в реале при обороне Каменца-Подольского он в одиночку успешно оборонял пролом в стены от толпы янычар со шпагой в руке!
    4. +5
      31 октября 2018 17:32
      Зато, уважаемый Михаил,
      у меня только что вышла 40 книга - "Крестоносцы" в издательстве АСТ.
      1. 0
        31 октября 2018 18:07
        Цитата: kalibr
        вышла 40 книга

        Мои искренние поздравления! smile hi
        А почему возрастное ограничение 16+ на "Эксмо" стоит? Там что-то такое суровое есть?
        1. +2
          31 октября 2018 18:25
          Вот уж не знаю! В руках еще не держал и не читал. Только что сообщили... Ну может насилие в стихах поэтов-крестоносцев? И пока радовался... пришло сообщение, что готова обложка и текст учебника "Технологии управления общественным мнением" (Мой/наш коллективный учебник для магистров по ПР) так что сравнялся я по числу монографий с Дэвидом Николем-ха-ха!
    5. +3
      31 октября 2018 17:59
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Вообще, мне как неспециалисту в вопросах военного искусства Японии, кто-нибудь сможет объяснить - японцы в принципе когда-нибудь применяли какие-либо боевые построения, кроме рассыпного строя?

      Знаю как минимум про аналоги фаланг из копейщиков - асигару. Опять таки знаю про атаки самурайской кавалерии в строю клин.
  7. +2
    31 октября 2018 11:51
    Цитата: Хозяин Трилобита
    японцы в принципе когда-нибудь применяли какие-либо боевые построения, кроме рассыпного строя?

    Будет об этом.
  8. +3
    31 октября 2018 11:52
    Цитата: Хозяин Трилобита
    "Десять (двадцать, тридцать) крупнейших сражений средневековой Японии VI - XVI вв."? Было бы интересно проверить свои "впечатления".

    Нет, такой книги нет!
  9. +2
    31 октября 2018 12:25
    Цитата: burigaz2010
    Вот пусть попробует объяснить почему японцы стали копировать европейское оружие после того как познакомились с ним?

    Потому, что у самих не было такого.
  10. +3
    31 октября 2018 16:46
    Интересная статья.
  11. +3
    31 октября 2018 17:36
    Спасибо за отличную статью! Ждем продолжения
    1. +1
      31 октября 2018 18:27
      2-ая часть уже на модерации, сейчас готовятся материалы по "стрелковке" и графике из журнала Армор Моделлинг.
  12. +1
    4 ноября 2018 10:08
    произведение искусства кузнецов того времени!