Ядерная дубинка американского флота (часть 5)

31
К середине 50-х годов XX века стало ясно, что американские дальние бомбардировщики в ближайшем будущем не смогут гарантированно доставить атомные бомбы к целям на территории СССР и стран восточного блока. На фоне усиления советской системы противовоздушной обороны и появления в СССР собственного ядерного оружия в США началось создание межконтинентальных баллистических ракет, неуязвимых к средствам ПВО, а также был дан старт исследованиям в части создания противоракетных систем.

В сентябре 1959 года на базе ВВС США «Ванденберг» началось развёртывание первой ракетной эскадрильи МБР SM-65D Atlas-D. Ракета со стартовой массой 117,9 т была способна доставить термоядерную боеголовку W49 мощностью 1,45 Мт на дальность более 9 000 км. Хотя «Атлас» по ряду параметров превосходил первую советскую МБР Р-7, так же, как и на «семёрке», для запуска требовалась длительная предстартовая подготовка и заправка жидким кислородом. Кроме того, первые американские МБР на стартовой позиции хранились в горизонтальном положении и были очень слабо защищены в инженерном отношении. Хотя на пике развертывания в боевом дежурстве находилось более ста ракет «Атлас», их устойчивость к внезапному обезоруживающему ядерному удару оценивалась невысоко. После массового развертывания на американской территории МБР HGM-25 Titan и LGM-30 Minuteman, размещаемых в высокозащищённых шахтных пусковых установках, вопрос боевой устойчивости удалось решить. Однако в условиях набирающей обороты гонки ракетно-ядерных вооружений США требовались дополнительные козыри. В 1956 году президент США Д. Эйзенхауэр утвердил план создания морской стратегической ракетно-ядерной системы. При этом на первом этапе развёртывание баллистических ракет предусматривалось как на подводных лодках, так и на ракетных крейсерах.



В 50-е годы американским химикам удалось создать эффективные рецептуры твёрдого реактивного топлива, пригодного для использования в ракетах различного назначения. Помимо зенитных и противолодочных ракет в США с самого начала активно работали над твердотопливными баллистическими ракетами. Как известно, ракеты с реактивным двигателем, работающем на твёрдом топливе, по сравнению с жидкостным двигателем, в котором используются два компонента хранимых отдельно друг от друга: жидкое горючее и окислитель – гораздо проще и безопасней в эксплуатации. Утечка жидкого ракетного топлива и окислителя с большой долей вероятности приводят к возникновению аварийной ситуации: пожару, взрыву или отравлению личного состава. Эксперты ВМС США рекомендовали отказаться от варианта создания баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) на базе жидкостной ракеты средней дальности PGM-19 Jupiter, так как наличие на лодке ракет с взрывоопасными летучими компонентами топлива и окислителя сочли чрезмерным риском. В связи с этим руководство ВМС США обратилось в Министерство обороны за разрешением самостоятельно заказать разработку ракеты для флота.

Практически одновременно с проектированием твердотопливной МБР LGM-30 Minuteman корпорация Lockheed начала работы по баллистической ракете средней дальности, предназначенной для развёртывания на атомных подводных лодках. Контракт на создание твердотопливной двигательной установки был заключён с компанией Aerojet-General. С учётом повышенных нагрузок при «миномётном» старте из подводного положения корпус ракеты был выполнен из жаропрочной нержавеющей стали. Двигатель первой ступени, работающий на смеси полиуретана с добавкой алюминиевой пудры (горючее) и перхлорате аммония (окислитель), развивал тягу 45 т. Двигатель второй ступени развивал тягу более 4 т и был снаряжен смесью полиуретана с сополимером полибутадиена, акриловой кислоты и окислителя. Время работы двигателя 1-й ступени – 54 с, 2-й ступени – 70 с. Двигатель второй ступени имел устройство отсечки тяги, за счёт этого можно было регулировать дальность пуска. Управление ракетой осуществлялось при помощи кольцевых дефлекторов, установленных на каждом из сопел и сочлененных с гидроприводами. Ракета длиной 8,83 м и диаметром 1,37 м, в снаряженном состоянии весила около 13 т.


Прототип БРПЛ UGM-27A Polaris A-1 на испытательной площадке


Лётные испытания прототипа первой американской БРПЛ начались в сентябре 1958 года на пусковой площадке Восточного ракетного полигона, распложенного на мысе Канаверал. Поначалу испытания шли неудачно, и потребовалось пять пусков, чтобы ракета полетела в штатном режиме. Лишь 20 апреля 1959 года полётное задание было выполнено полностью.

Первым носителем ракет UGM-27A Polaris A-1 стали атомные подводные лодки специальной постройки типа «Джордж Вашингтон». Головная в серии лодка USS George Washington (SSBN-598) была передана флоту в декабре 1959 года. Всего ВМС США с 30 декабря 1959 года по 8 марта 1961 года получили пять атомных ракетных лодок данного типа. Общая компоновка атомных подводных ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещёнными позади рубки, оказалась очень удачной и стала классической для лодок стратегического назначения.


Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами USS George Washington (SSBN-598)

Быстрой постройке первых американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) способствовало то, что «Джордж Вашингтон» создавался на базе проекта атомной торпедной лодки типа «Скипджек». Такой подход позволил сократить сроки постройки серии ПЛАРБ и экономил значительные финансовые средства. Основным отличием от «Скипджека» стал 40-метровый ракетный отсек, вставленный в корпус за рубкой, в котором разместили 16 пусковых ракетных шахт. ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» имела подводное водоизмещение немногим более 6700 т, длину корпуса - 116,3 м, ширину - 9,9 м. Максимальная скорость подводного хода – 25 узлов. Рабочая глубина погружения – 220 м.


Старт БРПЛ UGM-27A Polaris A-1 запущенной с борта ПЛАРБ, находящейся в подводном положении

20 июля 1960 года с борта ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», находившейся в это время в подводном положении, вблизи мыса Канаверал впервые в мире была успешно запущена баллистическая ракета. Менее чем через два часа был произведен успешный запуск второй ракеты. Ракеты можно было запускать с глубины не более 25 м, при скорости не более пяти узлов. Предстартовая подготовка к запуску первой ракеты длилась примерно 15 минут после получения соответствующего приказа. Интервал между пусками ракет составлял 60-80 с. Подготовка ракет к стрельбе и контроль их технического состояния обеспечивала автоматизированная система управления Mk.80. В процессе старта ракета выбрасывалась из пусковой шахты сжатым воздухом со скоростью до 50 м/с, на высоту около 10 м, после чего осуществлялось включение маршевого двигателя первой ступени.

Автономная инерциальная аппаратура управления Mk I массой около 90 кг обеспечивала вывод «Полариса» на заданную траекторию, стабилизацию ракеты в полете и запуск двигателя второй ступени. Полностью автономная инерциальная система наведения при дальности пуска 2200 км обеспечивала круговое вероятное отклонение (КВО) – 1800 м. Однако по ряду причин ракеты первых серий не рекомендовалось применять по целям, находящимся на дистанции более 1800 км. Что при нанесении удара в глубине советской территории вынуждало ракетные атомоходы заходить в зону действия противолодочных сил ВМФ СССР.

В качестве боевой нагрузки ракета несла моноблочную термоядерную боевую часть W47-Y1 массой 330 кг и мощностью 600 кт, что с учётом КВО делало её эффективной против крупных площадных целей. С учётом относительно небольшой дальности полёта ракет «Поларис А-1», боевое патрулирование лодок, оснащённых этими ракетами, происходило в основном в Средиземном море и в Северной Атлантике. Для сокращения времени, необходимого для прибытия американских ПЛАРБ в позиционный район и оптимизации эксплуатационных расходов, с правительством Великобритании в 1962 году было заключено соглашение о создании в бухте Холи-Лох в заливе Ирландского моря Ферт-оф-Клайд передовой базы. В ответ американцы обязались предоставить ракеты «Поларис», предназначенные для вооружения британских подводных лодок типа «Резолюшн».

Несмотря на отдельные недостатки лодки типа «Джордж Вашингтон» серьёзно укрепили американский ракетно-ядерный потенциал. Американские ПЛАРБ гораздо более выигрышно смотрелись в сравнении с первыми советскими атомными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН) пр. 658, на которых первоначально размещалось три жидкостных баллистических ракеты Р-13 с дальностью пуска 600 км. Причём ракеты данного типа могли запускаться только в надводном положении, что существенно снижало шансы на выполнение боевой задачи. Превзойти американские ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Поларис А-1» удалось только РПКСН пр. 667А с 16 БРПЛ Р-27. Головная советская лодка этого типа вступила в строй в 1967 году. Ракета Р-27 оснащалась моноблочной термоядерной боевой частью мощностью 1 Мт и имела дальность пуска до 2500 км с КВО 1,6-2 км. Однако в отличие от американской твердотопливной БРПЛ «Поларис» двигатель советской ракеты работал на жидком токсичном топливе и едком окислителе, воспламеняющем горючие вещества. В связи с этим в процессе эксплуатации не редкими были аварийные ситуации с человеческими жертвами, а одна лодка пр. 667АУ в результате взрыва ракеты погибла.

Хотя БРПЛ UGM-27A Polaris A-1 на момент своего появления превосходила советские аналоги, эта ракета не в полной мере удовлетворяла американских адмиралов. Уже в 1958 году, одновременно с началом лётных испытаний первой серийной модификации, началась разработка варианта UGM-27B Polaris A-2. Основной упор при создании этой ракеты был сделан на повышение дальности пуска и забрасываемого веса с сохранением максимальной преемственности с «Поларис А-1», что позволяло существенно снизить технический риск и затраты. Наиболее радикальным новшеством, применённым в новой модификации «Полариса», стало использование при создании корпуса двигателей второй ступени стекловолокна упрочненного композитной смолой. Это в свою очередь позволило сделать вторую ступень легче. Полученный резерв массы дал возможность разместить на борту ракеты больший запас твёрдого топлива, что в свою очередь увеличило дальность пуска до 2800 км. Кроме того, UGM-27B Polaris A-2 стала первой американской ПЛАРБ, в которой использовались средства преодоления ПРО: шесть ложных боеголовок и дипольные отражатели – используемые на части траектории за пределами атмосферы и на переходном к атмосферному участку нисходящей ветви, а также генераторы помех, включавшиеся на начальной части атмосферного участка. Также для противодействия средствам ПРО после отделения боеголовки использовалась система увода второй ступени в сторону. Это позволяло избежать наведения противоракет на двигательную установку второй ступени, имеющую значительную ЭПР.

При старте ракета выбрасывалась из шахты не сжатым воздухом, как в случае с «Поларис А-1», а парогазовой смесью, вырабатывавшейся индивидуальным для каждой ракеты газогенератором. Это упростило систему запуска ракет и дало возможность повысить глубину пуска до 30 м. Хотя основным режимом запуска являлся старт из подводного положения, экспериментально была подтверждена возможность запуска с всплывшей лодки.

Ядерная дубинка американского флота (часть 5)

Подводный старт БРПЛ UGM-27B Polaris A-2


Ракета длиной 9,45 м по разным данным имела стартовый вес от 13600 до 14700 кг. Она несла термоядерную боеголовку W47-Y2 мощностью до 1,2 Мт. Согласно информации, опубликованной корпорацией Lockheed Martin, КВО «Поларис А-2» составляло 900 м, по другим данным, точность попадания находилась на уровне «Поларис А-1».


Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами USS Ethan Allen (SSBN-608)


Ракетами «Поларис А-2» были вооружены подводные лодки типа «Этьен Аллен», на каждой из пяти ПЛАРБ данного проекта имелось 16 шахт с БРПЛ. В отличие от лодок типа «Джордж Вашингтон», подводные ракетоносцы нового проекта разрабатывались как самостоятельная конструкция и не являлись переделкой из атомных торпедных субмарин. ПЛАРБ «Этьен Аллен» стала крупней, что позволило улучшить условия обитаемости экипажа. Её длина – 124 м, ширина – 10,1 м, подводное водоизмещение – 8010 т. Максимальная скорость в подводном положении – 24 узла. Рабочая глубина погружения – до 250 м. Максимальная достигнутая на испытаниях – 396 м. Существенное увеличение глубины погружения, достигнутое по сравнению с ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», произошло благодаря использованию для постройки прочного корпуса новых марок стали с высоким пределом текучести. Впервые в США на атомных подводных лодках типа «Этьен Аллен» были реализованы мероприятия по снижению шумности энергетической установки.

Головная ракетная субмарина USS Ethan Allen (SSBN-608) вступила в строй 22 ноября 1960 года – то есть менее чем через год после приёма флотом ПЛАРБ USS George Washington (SSBN-598). Таким образом, в конце 50-х начале 60-х в США одновременно осуществлялось строительство сразу двух подводных стратегических ракетоносцев, что демонстрирует, с каким размахом велась подготовка к ядерной войне с Советским Союзом.

В период со второй половины 1962 до лета 1963 года все ПЛАРБ типа «Этен Аллен» вошли в состав 14-й подводной эскадры ВМС США. Боевое патрулирование они вели в основном в акватории Средиземного моря. Отсюда имелась возможность наносить ядерные удары по городам Европейской части и южным районам СССР. Также БРПЛ UGM-27B Polaris A-2 оснащались первые 8 лодок типа «Лафайет».

Эволюционным вариантом развития лодок типа «Этен Аллен» являлись ПЛАРБ типа «Лафайет». На них удалось существенно понизить акустическую заметность, а также улучшить устойчивость и управляемость в ходе выполнения ракетных пусков.


Загрузка БРПЛ на ПЛАРБ типа «Лафайет»


Подводная лодка USS Lafayette (SSBN-616) официально вступила в строй 23 апреля 1963 года. Её длина составляла почти 130 м, ширина корпуса – 10,6 м, подводное водоизмещение - 8250 т. Максимальная скорость подводного хода – 25 узлов, глубина погружения – 400 м.


Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами USS Lafayette (SSBN-616)


Отличием лодок данного проекта от субмарин «Этен Аллен» являлась более проработанная конструкция и значительный модернизационный потенциал, что впоследствии позволило оснастить ПЛАРБ типа «Лафайет» более совершенными баллистическими ракетами. Впрочем, несмотря на сравнительно высокие лётные и эксплуатационные характеристики с боеготовностью ракет UGM-27A Polaris A-1 и UGM-27B Polaris A-2 возникли серьёзные проблемы. После нескольких лет эксплуатации выяснилось, что из-за конструктивных недостатков термоядерных боеголовок W47-Y1 и W47-Y2 существует высокая вероятность их отказа. В 60-е годы был момент, когда с боевого дежурства пришлось снять и отправить на доработку до 70% боеголовок, развёрнутых на ракетах «Поларис А-1/2», что конечно серьёзно снизило ударный потенциал морской составляющей американских стратегических ядерных сил (СЯС).



Для подтверждения боевых характеристик БРПЛ «Поларис» и эксплуатационной надёжности термоядерных боевых блоков 6 мая 1962 года в рамках операции «Фрегат», которая в свою очередь являлась частью серии испытаний ядерного оружия «Доминик», с борта лодки «Этьен Ален», находившейся в южной части Тихого океана, была запущена баллистическая ракета UGM-27B Polaris A-2. Ракета с боевым снаряжением, пролетев более 1890 км, взорвалась на высоте 3400 м, в нескольких десятках километров от тихоокеанского атолла Джонсон, на котором имелся контрольно-измерительный комплекс с радиолокационными и оптическими средствами. Мощность взрыва составила 600 кт.


Снимок облака, образовавшегося после взрыва «Фрегат», сделанный через перископ с борта дизель-электрической подводной лодки USS Carbonero (SS-337)

Помимо аппаратуры, размещённой на атолле, за испытаниями через перископ наблюдали американские подводники с лодок Medregal (SS-480) и USS Carbonero (SS-337), находившиеся в подводном положении на расстоянии более 30 км от эпицентра.

Так как ракеты «Поларис А-1/А-2» и боеголовки к ним создавались в большой спешке, в их конструкции имелся ряд технических изъянов. Кроме того, разработчики не имели возможности оперативно внедрять в полном объеме самые новейшие технические достижения. В итоге в семействе БРПЛ «Поларис» самой совершенной ракетой стала UGM-27C Polaris A-3. Первоначально руководство Министерство обороны выступало против создания этой модификации, но в силу конструктивных особенностей ракетных шахт, подводные лодки типов «Джордж Вашингтон» и «Этьен Ален» были непригодны для оснащения перспективными ракетами UGM-73A Poseidon-C3.

В третьей серийной модификации «Полариса» благодаря анализу опыта эксплуатации ракет в ходе боевого патрулирования и применению ряда принципиальных технологических усовершенствований: в электронике, материаловедении, в двигателестроении и химии твердых топлив – удалось не только улучшить надёжность ракеты, но и существенно повысить её боевые характеристики. Новая модификация ПЛАРБ продемонстрировала на испытаниях увеличение дальности, точности стрельбы и боевой эффективности. Для модификации «Поларис А-3» на основе исследований специалистов Массачусетского Технологического Института компаниями General Electric и Hughes была создана новая инерциальная система управления, которая имела на 60% меньшую массу, чем аппаратура БРПЛ «Поларис А-2». При этом большое внимание было уделено повышению стойкости электроники к ионизирующему излучению и электромагнитному импульсу.

БРПЛ «Поларис A-3» во многом унаследовала конструктивные особенности и компоновку «Поларис А-2». Ракета также была двухступенчатой, но её корпус изготовлялся из стеклопластика методом намотки стекловолокна с проклейкой эпоксидной смолой. Использование топлива с новой рецептурой и увеличенными энергетическими характеристиками, а также снижение веса двигателя и бортового оборудования ракеты привело к тому, что практически без изменения геометрических размеров по сравнению с предыдущей моделью удалось заметно увеличить дальность стрельбы при одновременном увеличении забрасываемого веса.

При длине 9,86 м и диаметре 1,37 ракета весила 16200 кг. Максимальная дальность пуска составляла 4600 км, КВО -1000 м. Забрасываемый вес – 760 кг. Ракета UGM-27C впервые в мире была оснащена разделяющейся головной частью, рассеивающего типа: три боевых блока Mk.2 Mod 0, каждый из которых имел термоядерную боеголовку W58 мощностью 200 кт. Таким образом, при ударе по площадной цели разрушительный эффект от трёх 200 кт боеголовок был значительно больше, чем от одной 600 кт. Как известно, для увеличения зоны поражения при ядерном взрыве в 2 раза, мощность заряда необходимо повысить в 8 раз. А в случае использования рассеивающихся боеголовок этого удавалось добиться за счёт взаимного перекрытия их зоны поражения. Кроме того, удалось повысить вероятность уничтожения таких высокозащищённых целей, как шахтные пусковые установки баллистических ракет. Помимо боевых блоков ракета несла средства прорыва ПРО: дипольные отражатели и надувные ложные цели.


Прототип БРПЛ UGM-27С Polaris A-3 на испытательной площадке


Летные испытания прототипов «Поларис А-3» начались в апреле 1963 года на площадках Восточного ракетного полигона. Испытательные пуски с борта ПЛАРБ длились с мая 1964 по апрель 1968 года. Значительная продолжительность испытательного этапа была связана не только с желанием максимально «довести до ума» новую ракету, но и большим числом подводных ракетоносцев, оснащаемых новой БРПЛ. Так, ракетами UGM-27C были перевооружены все ПЛАРБ типа "Джорд Вашингтон", типа "Этьен Аллен" и 8 лодок типа "Лафайет". Одна лодка USS Daniel Webster (SSBN-626) с момента постройки вооружалась «Поларис А-3». Кроме того, третьей модификацией «Полариса» были вооружены британские ПЛАРБ типа «Резолюшн».


Подводный старт БРПЛ UGM-27С Polaris A-3


В рамках расширения «ядерного сдерживания» ракетами модификации Polaris Mk.3 планировалось оснастить корабли ВМС США и стран НАТО. Всего на надводных носителях американские стратеги хотели развернуть до 200 ракет. В период с 1959 по 1962 год, в ходе капитальных ремонтов старых кораблей и при строительстве новых на американских и европейских крейсерах устанавливались 2-4 ракетные шахты. Так, 4 ШПУ для Polaris Mk.3 получил итальянский крейсер довоенной постройки Giuseppe Garibaldi. Осенью 1962 года с крейсера были запущены массогабаритные макеты «Поларис», однако боевых ракет с термоядерными боеголовками итальянцы так и не получили. После «Карибского кризиса» американцы пересмотрели взгляды на размещение стратегического ядерного оружия вне своей территории и отказались от планов развёртывания баллистических ракет на надводных кораблях.


Баллистические ракеты подводных лодок UGM-27А Polaris A-1 и UGM-27С Polaris A-3 в музейной экспозиции

Согласно американским данным боевая служба БРПЛ «Поларис А-3» в ВМС США длилась до октября 1981 года. После чего лодки-носители данного ракетного комплекса были выведены из состава флота или переоборудованы в торпедные или субмарины специального назначения. Хотя уже в начале 70-х начался ввод в строй атомных ракетных лодок с БРПЛ UGM-73 Poseidon C-3, ракета UGM-27С Polaris A-3 является удачным примером эволюционного развития с существенным улучшением боевых характеристик.

В общей сложности с 1959 по 1968 год корпорацией «Локхид» было построено 1153 ракет «Поларис» всех модификаций. В том числе: «Поларис А-1» - 163 единицы, «Поларис А-2» - 346 единиц, «Поларис А-3» - 644 единицы. Снимаемые с вооружения ракеты использовались для отработки американских систем радиолокационного обнаружения стартов БРПЛ, имитируя советские ракеты Р-21 и Р-27. В конце 60-х начале 70-х сеть радиолокаторов, призванных фиксировать пуски ракет с подводных лодок, была развёрнута на Восточном и Западном побережье США. Также на базе БРПЛ «Поларис А-3» создана ракета-носитель STARS (англ. Strategic Target System – Cтратегическая ракета- мишень) с третьей твердотопливной ступенью ORBUS-1A, предназначенная для тестирования спутниковой системы фиксации стартов баллистических ракет SBIRS (англ. Space-Based Infrared System — инфракрасная система космического базирования).

Ракета-носитель STARS 17 ноября 2011 года также использовалась в лётных испытаниях планирующего гиперзвукового аппарата HGB (англ. Hypersonic Glide Body – Гиперзвуковое планирующее тело) в рамках программы создания гиперзвукового оружия AHW (англ. Advanced Hypersonic Weapon - Перспективное гиперзвуковое оружие). Гиперзвуковой планирующий аппарат успешно отделился от третьей ступени носителя и, двигаясь в верхних слоях атмосферы над Тихим океаном по небаллистической планирующей траектории, менее чем через 30 минут упал в районе точки прицеливания, находившейся на территории испытательного полигона имени Рейгана (атолл Кваджалейн), в 3700 км от места пуска. По неподтверждённой информации, в ходе полёта была достигнута скорость около 8 М. Целью программы создания гиперзвукового оружия является возможность поражения конвенционными боевыми частями объектов, находящихся на дальности до 6 000 км, через 30—35 минут с момента пуска, при этом точность попадания в цель должна быть не более 10 метров. Ряд экспертов полагает, что поражение цели с помощью AHW будет осуществляться в результате кинетического воздействия боевого блока, летящего с высокой гиперзвуковой скоростью.

Продолжение следует…

По материалам:
https://www.e-reading.club/chapter.php/1008870/105/Kolesnikov_-_Strategicheskoe_raketno-yadernoe_oruzhie.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/polaris_a2/polaris_a2.shtml
https://www.lockheedmartin.com/en-us/index.html
https://fas.org/nuke/guide/usa/slbm/ssbn-616.htm
http://window.edu.ru/resource/592/62592/files/ukrosch_ydra.pdf
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    30 октября 2018 08:46
    С большим интересом читаю этот цикл статей. Американский флот всегда отличался в лучшую сторону. Жду продолжения обзора. Особо интересно нынешнее состояние их ЯО.
    1. +11
      30 октября 2018 13:16
      Цитата: профессор
      С большим интересом читаю этот цикл статей.

      Привет! Таких как ты не слишком много. С прискорбием вынужден признать, что техническая тематика стала мало кому интересна. Не редко можно наблюдать парадоксальную картину, когда какой нибудь "завсегдатай" Военного обозрения пишет на параллельной ветке дичайший бред. Хотя мог бы повысить свой образовательный технический минимум прочитав статью на эту же тему в разделе "вооружение". Я в силу ряда причин и так стал писать меньше, наверное так же как и ты дотяну до 500 и стану только читателем.
      1. +7
        30 октября 2018 13:58
        Цитата: Bongo
        Привет! Таких как ты не слишком много.

        И слава Б-гу. wink

        Цитата: Bongo
        С прискорбием вынужден признать, что техническая тематика стала мало кому интересна.

        Это уже давно так. Сколько твоя статья наберет просмотров? А если бы озаглавил её "Сгореть в "Меркаве". Почему Израиль замолчал о наземной операции в Газе?" и написал бы какой-нибудь бред то ты бы набрал на порядки больше просмотров. Это одна из причин по которой я перестал здесь писать. Это никому стало не нужно.

        Цитата: Bongo
        Я в силу ряда причин и так стал писать меньше, наверное так же как и ты дотяну до 500 и стану только читателем.

        Во-первых ты мои писульки со своими статьями не сравнивай. Так перелопачивать материал как ты я перестал с универа. Ты пишешь не только профессионально, но и интересно. good
        Во-вторых, будешь уходить- скинь ссылку на твою новую площадку. Я твой читатель. Не сдавайся.

        ПС
        Много сейчас читаю о матчасти и пр. в буржуинских источниках. Там уровень по прежнему высок. hi
        1. +3
          30 октября 2018 14:15
          Цитата: профессор
          И слава Б-гу.

          С тобой не всегда общаться легко, но по крайней мере интересно. Кстати, ты же вроде в "бане" был, за что в этот раз? Или я чего путаю?
          Цитата: профессор
          Во-первых ты мои писульки со своими статьями не сравнивай.

          Твои "писульки", я читал с огромным интересом! До сих пор при сборе материала для публикаций, они попадаются мне на других ресурсах. И автор далеко не всегда ты, но у меня неплохая память на технические тексты, и помню кто был автором изначально. Впрочем, такова наша доля... recourse Я регулярно встречаю свои минимально изменённые материалы в "научных работах" и публикациях других "авторов".
          Цитата: профессор
          Во-вторых, будешь уходить- скинь ссылку на твою новую площадку. Я твой читатель. Не сдавайся.

          Пока держусь, но нельзя объять необъятное. Работа, дети, жёны...на рыбалку-охоту тоже время надо. Сегодня на Амуре был жесткий шторм, думал не доплывём. Нас на лодке-дюральке накрывало так, что вымокли до нитки. А на дворе +5, температура воды соответствующая, но зато адреналин и ощущение жизни.
          1. +3
            30 октября 2018 14:43
            Цитата: Bongo
            С тобой не всегда общаться легко, но по крайней мере интересно. Кстати, ты же вроде в "бане" был, за что в этот раз? Или я чего путаю?

            Был. За "провокацию". Которой конечно не было. Но это в последний раз.


            Цитата: Bongo
            Я регулярно встречаю свои минимально изменённые материалы в "научных работах" и публикациях других "авторов"

            Это еще раз говорит о том на сколько ты хорош. good

            Цитата: Bongo
            Пока держусь, но нельзя объять необъятное. Работа, дети, жёны...на рыбалку-охоту тоже время надо. Сегодня на Амуре был жесткий шторм, думал не доплывём. Нас на лодке-дюральке накрывало так, что вымокли до нитки. А на дворе +5, температура воды соответствующая, но зато адреналин и ощущение жизни.

            Зато у нас тепло. Температура воды в море и температура воздуха сравнялись. Да и солнышко припекает.

            Моя метеостанция.
            1. +2
              30 октября 2018 14:54
              Цитата: профессор
              Был. За "провокацию". Которой конечно не было. Но это в последний раз.

              Аккуратней, не знаю кому как, но мне твоей язвительности будет не хватать. Кстати, привет тебе от моей второй половины.
              Цитата: профессор
              Это еще раз говорит о том на сколько ты хорош.

              Это лишь говорит о чужой лени, и нежелании думать самостоятельно.
              Цитата: профессор
              Зато у нас тепло. Температура воды в море и температура воздуха сравнялись. Да и солнышко припекает.

              Да блин, я бы свои косточки сейчас погрел...впереди долгая зима. sad Но с другой стороны тебе проблематично отведать той рыбки, что едим мы. И сфотографировать медведя на берегу. Фотки выкладывать не буду, извини. Модераторы комментарии с убитыми медведями и пойманной рыбой безжалостно удаляют, можно ещё и бан схлопотать за "флуд".
              1. +3
                30 октября 2018 14:55
                Цитата: Bongo
                Кстати. привет тебе от моей второй половины.

                love
                1. +6
                  30 октября 2018 15:04
                  Олег, спасибо за цветочек! Я тебя тоже люблю! Тем, более, что Серёжа это прочитает только завтра. lol Он уже сломался и пошел спать. Кстати будь и в самом деле поаккуратней пожалуйста. Нам тебя и в самом деле будет не хватать, особенно твоего стёба над "патриотами". Кто ещё напишет "девку имею"? wink
              2. +2
                31 октября 2018 13:16
                Олег, Сергей,

                Продолжайте, пожалуйста, здесь писать. К сожалению, не так-уж и много здесь интересных авторов осталось. Глядя на ваши усилия по повышению технической грамотности читателей, самому хочется сотворить что-нибудь "этакое":) И тема есть: "Эволюция стандартов разработки программного обеспечения в гражданской авиации, их влияние на безопасность полетов". Вот, никак не соберусь, тема обширная... Но, если вы продолжите писать, энтузиастов только прибавится!

                С уважением,
                Олег
        2. Комментарий был удален.
      2. +5
        30 октября 2018 14:27
        Цитата: Bongo
        ...С прискорбием вынужден признать, что техническая тематика стала мало кому интересна.

        hi ...За-то, полит-аналитики размножились fellow ...на ток-шоу "подсели" am ...ТV-ток-шоу -- вот где источник "заразы" ...Обычные новости по ТВ, и-то "инфицировались"

        ------------------------------ 3-я серия -----------------------------
        После массового развертывания на американской территории МБР HGM-25 Titan...
        HGM-25A Titan I-Первая многоступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Соединенных Штатов, которая использовалась с 1959 по 1965 год. Titan I, имел дополнительный ядерный флегматизатор (вещество, жидкое, твердое или порошкообразное, применяемое в качестве примеси к взрывчатому веществу (ВВ) для снижения чувствительности к внешним воздействиям) для того чтобы укомплектовать ракету Атласа SM-65 Военно-Воздушных сил США. Он был первым в серии Titan rockets, но был уникальным среди них в том, что он использовал LOX (жидким кислород) и RP-1 (ракетным керосин) в качестве пропеллентов... hi
      3. +5
        30 октября 2018 16:29
        Цитата: Bongo
        Я в силу ряда причин и так стал писать меньше, наверное так же как и ты дотяну до 500 и стану только читателем.

        Серег ты что смерти моей хочешь?. Что тогда на сайте делать я буду? wassat
        Цитата: Bongo
        Хотя мог бы повысить свой образовательный технический минимум прочитав статью на эту же тему в разделе "вооружение".

        Серег у тебя светлая голова, ты хорошо умеешь объяснять. Просто и понятно.
        То что большинство читать не хотят твои статьи читать объясняется страшной деградацией интеллектуального потенциала нации. Это естественный, хоть и малоизученный процесс. Я тебе сто раз намекал. Но ты по своей наивности и вере в Отечество продолжал верить в лучшее. Им бесполезно объяснять даже так как ты делаешь. Их природа обделила.
        У меня тоже голова не самая темная, хоть и не такая как у тебя.
        И тебя я могу назвать своим Учителем в этом царстве тьмы.
        Хоть мы ничего не сможем изменить, но хоть друг другу(те у кого в голове хоть искра поблескивает) можем помочь.
        Вот ты и собрал нас тут.
        На большее конечно глупо было рассчитывать.
        1. +4
          30 октября 2018 17:36
          Цитата: KKND
          Вот ты и собрал нас тут.
          На большее конечно глупо было рассчитывать.

          Подписываюсь подкаждым вашим словом. Могу только добавить и то не мои слова, а Генри Форд-старшего:"Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь не многие: Есть и другой, вольный перевод этой цитаты и мне кажется он ближе к обсуждаемой теме:"Думать-для человека нет страшнее накаания, чем заставить его думать". В 70-х-80-х годах ХХ-го века в журнале "ТМ" были публикации и материалы о Форде, уже не помню с чем это было связано.
      4. +2
        2 ноября 2018 10:21
        Не прекращайте Сергей писать. Ваши статьи, это практически единственное, что можно читать на ВО. Просто праздник, когда новая часть выходит. Все эти сухие обзоры, переводы западной прессы и фельетоны Скоморохова и рядом не стояли с глубоким анализом тем, которые вы публикуете. Очень жалко будет, если мы этого лишимся.
        1. +4
          2 ноября 2018 15:52
          Цитата: LastPS
          Не прекращайте Сергей писать.

          Ну пока мой запал окончательно не иссяк, и темы для публикаций имеются.
          Цитата: LastPS
          Ваши статьи, это практически единственное, что можно читать на ВО. Просто праздник, когда новая часть выходит.
          Спасибо за добрые слова, но и без меня к счастью ещё есть интересные авторы, кого я с удовольствием читаю.
          Цитата: LastPS
          Все эти сухие обзоры, переводы западной прессы и фельетоны Скоморохова и рядом не стояли с глубоким анализом тем, которые вы публикуете.

          Скоморохов, хоть и очень противоречивая личность, но ряд его статей весьма интересен. Как я уже не однократно писал в комментариях, для меня "писательство" это развлекуха. По этому я не связан как штатные авторы "планом" и могу себе позволить качественно готовить материал. Кроме того, для меня совершенно недопустимо ради сиюминутной конъюнктуры и увеличения числа просмотров вводить читателей в заблуждение и писать откровенную ахинею, типа сказок Даманцева про нашу систему ПРО на Курилах. hi
  2. +5
    30 октября 2018 10:20
    hi Спасибо. Кино по теме:
    В сентябре 1959 года на базе ВВС США «Ванденберг» началось развёртывание первой ракетной эскадрильи МБР SM-65D Atlas-D.
    AFB Ванденберга-это космическая и ракетная испытательная база Министерства обороны, предназначенная для выведения спутников на полярную орбиту с западного побережья с использованием расходуемых ускорителей (Pegasus, Taurus, Minotaur, Atlas V и Delta IV). Персонал крыла также поддерживает программу оценки развития межконтинентальных баллистических ракет LGM-30G Minuteman III.
    Атлас SM-65 был первой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР), разработанной и развернутой Соединенными Штатами. Он был построен для ВВС США отделом общей динамики Convair на сборочном заводе Kearny Mesa к северу от Сан-Диего, штат Калифорния. Атлас начал функционировать в качестве МБР в октябре 1959 года и в течение полувека использовался в качестве первой ступени для запуска спутников. Боеголовка ракеты "Атлас" была более чем в 100 раз мощнее бомбы, сброшенной над Нагасаки в 1945 году.
    18 декабря 1958 года запуск " Атласа-10Б "вывел ракету на орбиту вокруг Земли (без использования разгонного блока) с" счетом " (сигнальная связь с помощью орбитального релейного оборудования) полезной нагрузки связи. Atlas 10B/SCORE был самым тяжелым искусственным объектом на орбите, первым речевым спутником и первым искусственным объектом в космосе, легко видимым невооруженным глазом из-за большого резервуара из нержавеющей стали с зеркальной полировкой. Это был первый полет в том, что было бы долгой карьерой для "Атласа" в качестве спутниковой пусковой установки. Многие выведенные из эксплуатации МБР "Атлас" будут использоваться в качестве ракет-носителей, большинство из которых будут иметь дополнительную спин-стабилизированную верхнюю ступень твердотопливного двигателя для военных полезных нагрузок на полярной орбите... hi
  3. +3
    30 октября 2018 10:59
    ...2-я серия recourse
    Первым носителем ракет UGM-27A Polaris A-1 стали атомные подводные лодки специальной постройки типа «Джордж Вашингтон».
    ...В качестве боевой нагрузки ракета несла моноблочную термоядерную боевую часть W47-Y1 массой 330 кг и мощностью 600 кт
    Операция "Доминик" 1962 года, была единственным испытанием США, оперативной баллистической ракеты с ЯБЧ.
    . Это испытание включало запуск ракеты Polaris A1 с подводной лодки. Ракета была запущена с USS Ethan Allen (SSBN-608) в 13:18, с позиции 1500 Мор.Миль к востоку-северо-востоку от острова Рождества. Боеголовка пролетели 1020 М.Миль по направлению к Острову Рождества, прежде чем вернуться в атмосферу, через 12,5 минут и взорваться в воздухе, на высоте 11 000 футов. Испытанная система представляла собой комбинацию БРПЛ Polaris A1 и боеголовки W-47Y1 в РВ МК-1. MK-1 RV имел бериллиевый теплоотвод теплозащитный экран, а с боеголовкой 717 фунтов, имел общую массу 900 фунтов. Ракета продемонстрировала точность порядка 2200 ярдов. Эта боеголовка имела отношение выхода к весу 1,84 КТ / кг, но более высокий выход , протестированный в Доминик Гарлем, удвоил выход и почти удвоил отношение до 3,61 КТ / кг... hi
    Испытательные пуски с борта ПЛАРБ длились с мая 1964 по апрель 1968 года
  4. +3
    30 октября 2018 13:07
    Отличная статья, особенно интересна история перевооружения с версии А1 до А3, очень "хозяйский" и рациональный подход.
    1. +4
      30 октября 2018 13:20
      Цитата: Wildcat
      Отличная статья

      Благодарю! hi
      Цитата: Wildcat
      особенно интересна история перевооружения с версии А1 до А3, очень "хозяйский" и рациональный подход.

      Американцам в модификации "Поларис А-3" действительно удалось существенно улучшить характеристики и надёжность. Но во многом это было вынуждено, БРПЛ "Поларис А2/3" создавался в большой спешке и был "сырым".
      1. +4
        30 октября 2018 14:15
        Возможно, "сырой", но "хороший план сегодня лучше безупречного завтра", как говорил Паттон.
        hi
        1. +4
          30 октября 2018 14:20
          Цитата: Wildcat
          Возможно, "сырой", но "хороший план сегодня лучше безупречного завтра", как говорил Паттон.

          Энто точно..особенно с учётом того, когда твердотопливные БРПЛ появились в нашем флоте.
          1. +4
            31 октября 2018 03:10
            Цитата: Bongo
            Энто точно..особенно с учётом того, когда твердотопливные БРПЛ появились в нашем флоте.

            Сергей, приветствую! Да. тема очень интересная и очень тёмная. Здесь бы очень пригодись мнения Опуса (Антона) по твёрдому топливу, и к сожалению, очень мало известно о работа Петра Тюрина в этой области. В конце 1950-х годов на «Арсенале» были начаты работы по созданию комплекса ракетного оружия с твердотопливными баллистическими ракетами. Под руководством С. П. Королёва (ОКБ-1) проводились работы по созданию ракеты 8К98, в которой «Арсенал» принял участие в разработке двигательной установки второй ступени. Отдельно «Арсеналом» проводились работы по созданию подвижного ракетного комплекса 15П96 с ракетой 8К96. Позднее по отдельному постановлению Правительства под руководством главного конструктора П. А. Тюрина был создан модернизированный ракетный комплекс 15П098П с твердотопливной ракетой 8К98П, отличающейся от 8К98 боевым оснащением, наличием системы преодоления противоракетной обороны противника с новыми двигательными установками всех ступеней и новой системой управления. По завершении этих работ «Арсенал» вышел с предложением по разработке комплекса ракетного оружия с твердотопливными ракетами для вооружения атомных подводных крейсеров. Работа закончилась созданием и передачей в эксплуатацию ВМФ комплекса Д-11 с твердотопливной баллистической ракетой, что утвердило твердотопливные БР как новый вид вооружения ВМФ. После 1980 года в связи с переходом к деятельности по созданию космических аппаратов, КБ «Арсенал» прекратило разработку новых БРК.
            Как-то был фильм, да в принципе и было много, целый сериал:"Тайны забытых побед". Был там и фильм об Акулах, самых больших ракетоносцах проекта 941. В.П.Макеев создатель ракетного комплекса Р-39 для этих лодок считал провальным, по причине низких массово -габаритных размеров этого комплекса, потому как в СССР не было твёрдого топлива необходимых параметров, Поэтому для вооружения РПКСН 667 БДРМ В.П.Макеев добился постановления правительства на модернизацию РК Р-29Р до РК Р-29 РМ."Синева".
            О падении интереса к теническим Сайтам? ИМХО Раньше, в пору нашей юности очень многое или приходилось делать своими руками и или что-то сконструировать чего нет у других а сейчас это просто конструктор "Лего", где в наборах можно найти всё готовое,возможно я и утрирую, но не сильно, Сейчас можно сделать то что ты хочешь, но всё иной раз упирается в деньги и в лень, лень лишний ра почитать инструкцию, лень лишний раз подумать. Сергей, согласен с тобой полностью и вот с этой мыслью:"Не редко можно наблюдать парадоксальную картину, когда какой нибудь "завсегдатай" Военного обозрения пишет на параллельной ветке дичайший бред. Хотя мог бы повысить свой образовательный технический минимум".Сергей, извини, возможно это покажется бредом, но в технических руководствах и рекомендациях читаешь такое, что думаешь кто же тебя учил и понимаешь ли ты о чём пишешь?
  5. +3
    30 октября 2018 17:55
    автор ,зря переживаешь,что мало читают...читают,сколько НАДО.я из многих статей для лекций пионерам материал беру.просто и понятно о технике не у многих писать выходит,так,что жду продолжений!))))
  6. +2
    30 октября 2018 18:23
    Сергей, спасибо, просто случайно увидел эту серию твои материалов, просто не подумал. что ты написал. Прочитал всю доступную литературу что у меня соранилась,увы сохранилось мало. В 60-е годы недалеко от ДВОКУ был магазинчик Военторга "Военная книга".Какой только интересной литературы там не было, если повезёт то можно было купить действительно редкие книги.
  7. +3
    30 октября 2018 22:34
    цикл статей преотличнейший! мне нравится как раз множество технических подробностей, названий, дат! заинтересовался потому, что помню как в книге Дроговоза "Большой флот страны Советов" прочитал "американцы старательно модернизировали свои подводные ракетоносцы, а русские под каждую новую строили новую лодку" (стр. 364-365)
  8. +1
    31 октября 2018 08:04
    Однако в отличие от американской твердотопливной БРПЛ «Поларис» двигатель советской ракеты работал на жидком токсичном топливе и едком окислителе, воспламеняющем горючие вещества.

    Не совсем понятно почему автор приводя преимущества твердотопливных ракет на жидкотопливными, не делает обратного: не приводит преимуществ жидкотопливных ракет над твердотопливными. Это не корректно у читателя создается впечатление что жидкотопливные ракеты однозначно стоят хуже. А это далеко не так.
    1. +2
      1 ноября 2018 04:19
      Цитата: Loki_2
      Не совсем понятно почему автор приводя преимущества твердотопливных ракет на жидкотопливными, не делает обратного: не приводит преимуществ жидкотопливных ракет над твердотопливными.

      Автор не раз приводил свои аргументы против жидкостных ракет и по его мнению преимущество жидкостных в их энергетическом совершенстве, но они проигрывают в пожароопасности, длительности и тщательности подготовки подготовки к старту,имеется ввиду заполнение водой кольцевых зазоров шахт. Токсичности топлива и опасности его паров.Ампулизация топливных баков не всегда здесь помогает.
      1. +1
        7 ноября 2018 10:51
        Вот примерно это я и хотел прочитать. Может мне привести место в тексте где автор пишет нечто подобное?
  9. +2
    31 октября 2018 11:18
    Цитата: профессор
    Цитата: Bongo
    Привет! Таких как ты не слишком много.

    И слава Б-гу. wink

    Цитата: Bongo
    С прискорбием вынужден признать, что техническая тематика стала мало кому интересна.

    Это уже давно так. Сколько твоя статья наберет просмотров? А если бы озаглавил её "Сгореть в "Меркаве". Почему Израиль замолчал о наземной операции в Газе?" и написал бы какой-нибудь бред то ты бы набрал на порядки больше просмотров. Это одна из причин по которой я перестал здесь писать. Это никому стало не нужно.
    Извиняюсь, что влезаю в дискуссию, но "не бред" это нужно. Даже авторам и потребителям "дичайшего бреда", не говоря о потребителях нормального контента. Иначе, если останутся только статьи с названиями "Невероятный шаг/неожиданный ответ/что скрывают от нас/неимеющееаналоговвмире", то они и станут "единственным и правильным мнением". Как говорил один плохой человек, "чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой." Так наподдайте его последователям правдой! hi
    Цитата: Bongo
    Я в силу ряда причин и так стал писать меньше, наверное так же как и ты дотяну до 500 и стану только читателем.

    Во-первых ты мои писульки со своими статьями не сравнивай. Так перелопачивать материал как ты я перестал с универа. Ты пишешь не только профессионально, но и интересно. good
    Во-вторых, будешь уходить- скинь ссылку на твою новую площадку. Вот не хотелось бы, но если до этого дело дойдет, ссылка на новую площадку крайне желательна hi Я твой читатель. Не сдавайся.

    ПС
    Много сейчас читаю о матчасти и пр. в буржуинских источниках. Там уровень по прежнему высок. hi
  10. +2
    31 октября 2018 11:28
    Цитата: Bongo
    Цитата: профессор
    Был. За "провокацию". Которой конечно не было. Но это в последний раз.

    Аккуратней, не знаю кому как, но мне твоей язвительности будет не хватать.

    Присоединяюсь, иногда, когда нечего читать из новых статей, можно просто почитать комментарии уважаемого Профессора. hi Весьма любопытные и эмоциональные комментарии hi .
  11. 0
    28 декабря 2018 08:35
    Мы от них сейчас в твёрдотопливном морском ракетостроении отстаём лет на 15. Хотя они последнюю ракету сдали флоту в 1990 году...
  12. 0
    28 декабря 2018 08:37
    Цитата: амурец
    Автор не раз приводил свои аргументы против жидкостных ракет и по его мнению преимущество жидкостных в их энергетическом совершенстве, но они проигрывают в пожароопасности, длительности и тщательности подготовки подготовки к старту,имеется ввиду заполнение водой кольцевых зазоров шахт. Токсичности топлива и опасности его паров.Ампулизация топливных баков не всегда здесь помогает.



    Всё давно уже устранено. Просто моряки решили иметь ракеты на твёрдом топливе и отсюда все проблемы..