Миф о создании в СССР самого мощного в мире танка

28
На сайте опубликована статья «Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк». Прочитал статью и удивился: как такое можно было написать?

Миф о создании в СССР самого мощного в мире танка




В статье описывается, что как будто бы в ХКБМ им. Морозова в 80-е годы разрабатывался двухбашенный танк с двумя двигателями и четырьмя гусеницами и экипажем два человека. В это время в КБ мы разрабатывали перспективный танк «Боксер», и о никаком бвухбашенном чуде никогда не слышали. Человек, написавший эту статью, слабо представляет, что такое танк. Как можно проектировать танк, в котором на одном уровне две башни? Как обеспечить круговое обметание основной пушки?

Четыре гусеницы и два двигателя. Таких проектов в КБ не было. Автор называет этот танк «Объектом 490».

При разработке перспективного танка «Боксер» на этапе поисковой работы «Тополь» рассматривался «Объект 490», который умер, не родившись. Это был вариант танка с двумя членами экипажа. Никаких двух башен, двух двигателей и четырех гусениц там никогда не было. В самом начале работ в 1982 году на этапе НИР «Бунтарь» этот проект танка был закрыт по причине невозможности качественного управления танком экипажем два человека, и мои подразделения занимались обоснованием экипажа два и три человека. Больше к этому варианту никогда не возвращались.

Автор ссылается в статье на источник, не указывая, что это за источник. Вот эта ссылка: «В октябре 1984 года руководство ГБТУ и ГРАУ прибыли в Харьковское конструкторское бюро машиностроения во главе с генералом Потаповым и Баженовым, чтобы ознакомиться с развитием разработки перспективного танка. На «Объект 490А» была установлена пушка калибра 125 мм (разрабатывался вариант 130 мм), и разговоры о повышении калибра продолжались уже давно. Начались споры о том, какой калибр выбрать — 140 мм или 152 мм. В этот момент генерал Литвиненко, глава НКТ ГРАУ (Научный комитет главного артиллерийского и ракетного управления), сделал диаграмму очень хорошо и четко демонстрирующую, насколько эффективен калибр 152 мм для танка. С этого момента калибр 152 мм был принят для будущего проекта, и никто никогда не возвращался к этому вопросу. После того как было принято решение о калибре пушки перспективного танка, существующие варианты танков Объект 490 «Тополь» и Объект 490А «Бунтарь» потребовали полной перекомпоновки».

А теперь близкая к этому фраза в моей книге «Последний рывок советских танкостроителей. (Дневник участника разработки танка «Боксер»)», опубликованной в Интернете в 2009 году:

«9.10.84. Приехало руководство ГБТУ и ГРАУ во главе с Потаповым и Баженовым с большой свитой смотреть «Бунтарь». Отношение военных к машине было настороженное, и Баженов ко всему относился предвзято.
В кабинете у Шомина доложили по танку, начались бурные споры, какой калибр должен быть у пушки. На «Бунтаре» была выносная пушка калибра 130 мм, и уже давно шли разговоры об увеличении калибра. Начались голословные споры, какой калибр принять: 140 мм или 152 мм. В этот момент очень грамотно и четко выступил начальник НТК ГРАУ генерал Литвиненко, нарисовал график и буквально за три минуты доказал, насколько эффективен для танка калибр 152 мм». (С этого момента калибр 152 мм был принят для «Боксера», и к этому вопросу больше никогда не возвращались». И этот танк имел шифр «объект 477». — Ю.А.)


Как видно, цитата из книги положена в основу фразы в статье, но изменена до полного абсурда. О каком-то чудо-танке «Объект 490А» речь не идёт. Такого танка не существовало, а проект танка с таким шифром был уже закрыт. Никто не занимался перекомпоновкой этого танка. Это никому не было нужно, начинался ОКР «Боксер», и в его основу была положена другая компоновка танка — с экипажем три человека.

Еще более оригинальные вывод автор делает в конце: «Во-первых, перспективный танк должен был быть максимально похож на предыдущие поколения. Ведь использование столь разношерстного парка ОБТ было бы не столько технически сложным, но и невероятно дорогим «удовольствием». Во-вторых, перспективный танк должен был быть относительно дешевым сам по себе, чтобы соответствовать советской доктрине применения военной техники».

Перспективный танк никак не может быть похож на танки предыдущего поколения, на то он и перспективный танк. Я не помню. чтобы при разработке танка «Боксер» нам ставили также условия по стоимости танка, все отлично понимали, что достичь принципиально нового качества возможно только введя новые системы и узлы танка, которые неизбежно потребуют затрат.

Написанное в статье И. Легата — просто банальные измышления человека, что-то слышавшего о разработке перспективного танка в 80-е годы, исказившего время разработки, шифры танков, поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по танкам того времени, по ходу дела приписав ХКБМ разработку какого-то мифического танка. К тому же для достоверности сославшегося на какой-то источник и не указавшего его, приведшего фразу, вырванную из контекста моей книги, в которой речь идет совершенно о другом танке.

Но больше всего меня повеселил танк с двумя башнями: до этого надо было додуматься!
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +9
    31 октября 2018 07:11
    Про двухбашенные танки ничего не скажу, со времен СМК и Т-100 у нас таких больше не делали, если мне склероз не изменяет, а четырехгусеничный был проект (объект 279):
    1. 0
      1 ноября 2018 00:18
      Автор данной статьи имел ввиду проекты одновременного использования двух башен и четырёх гусениц.
      Четыре гусеницы и два двигателя. Таких проектов в КБ не было.

      А в плане четырёх гусениц с одной башней вы правы.
    2. 0
      1 ноября 2018 20:28
      Цитата: inkass_98
      а четырехгусеничный был проект (объект 279):

      Есть вариант, что увидим еще ... "сочлененный" "четырехгусеничный" танк, для Арктики
      В это время в КБ мы разрабатывали перспективный танк «Боксер», и о никаком бвухбашенном чуде никогда не слышали
      Пока архивы КБ завода им.Малышева, этого периода, не стану достоянием гласности, такие "вбросы" будут продолжаться. Но настанет это время "золотое" очень не скоро.
  3. 0
    31 октября 2018 07:31
    Ну собственно все теперь понятнее стало) ходя идея все равно любопытная)
  4. +8
    31 октября 2018 07:56
    К тому же для достоверности сославшегося на какой-то источник и не указавшего его, приведшего фразу, вырванную из контекста моей книги, в которой речь идет совершенно о другом танке.

    типичный приём недобросовестных журналистов.
    обычно им пользуются при заказных статьях чтобы опорочить кого либо
  5. +4
    31 октября 2018 10:20
    Уважаемого Юрия Михалыча на мякине не проведешь,сразу мозги вправит,разным борзописцам!
  6. +11
    31 октября 2018 11:08
    Автору огромное спасибо!!! Всегда интересно читать статьи ПРОФЕССИОНАЛОВ, тем более УЧАСТНИКОВ разработок - узнаешь правду!
    Не сосвем однако понятно, ЧТО из себя представляют вот эти фото (из упомянутой статьи И.Легата "«Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк", и ГДЕ И.Легат их взял?:


    Что это? "Фотошлёп" или фото масштабных макетов???
    1. +4
      31 октября 2018 11:33
      Цитата: venik
      ...ЧТО из себя представляют вот эти фото

      ...Похоже на одну из "фантазий". ОКР 490Б Белка
      Белку знают - был карандашный эскиз, отвергнутый из-за слишком большой фантастичности ...А ходовой макет 4-гусеничного движителя лепили видимо в подкрепление этого эскиза за личный счет Морозова Е.А. ?
      Если речь про тот, который из 2х Т-64А с кабиной МТ-Т делали, то нет - его делали с целью проверить теоретическую осуществимость идеи такой ходовой части. Принципиальность схемы в том, что используются 2 двигателя. И там реализовано далеко не все, что хотели сделать в "Белке".
      Ну а кроме ходовой в танке и все остальное было полуфантастическое.
      А описание макета было в Вестнике БТТ за 91 год вроде.
      В ней 2 5ТДФ, а вот проходимость по пересечёнке у нее выше - гусеницы независимы, и машина в результате более стабильна на сильно пересеченной местности. Но это и намного дороже выходит.
      Гидромеханическая объемная трансмиссия, разработанная для об.490Б, которая отличается тем, что обеспечивает холодный пуск основного двигателя после длительной стоянки при широком диапазоне низких температур.
      Обеспечивает:
      - Откачку жидкости из каналов и полостей ГОП перед длительной стоянкой;
      - Перекрытие предохранительным клапаном линий подпитки ГОП и смазки КП при откачке жидкости из картеров перед длительной стоянкой;
      - Тепловую промывку ГОП путем прокачки нагретой жидкости через его полости и каналы перед холодным пуском;
      - Обеспечивает холодный пуск основного двигателя после длительной стоянки при более низких температурах и, тем самым улучшает эксплуатационную характеристику машины за счет расширения диапазона рабочих температур ее эксплуатации.http://www.paralay.world/477/477.html
    2. 0
      7 ноября 2018 03:52
      Цитата: venik
      Автору огромное спасибо!!! Всегда интересно читать статьи ПРОФЕССИОНАЛОВ, тем более УЧАСТНИКОВ разработок - узнаешь правду!
      Не сосвем однако понятно, ЧТО из себя представляют вот эти фото (из упомянутой статьи И.Легата "«Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк", и ГДЕ И.Легат их взял?:


      Что это? "Фотошлёыйп" или фото масштабных макетов???

      На ВСЕХ фото УКАЗАН источник...
      Так нахываем "автор" просто передрал всё с http://btvt.info/2futureprojects/490_21vek.htm
  7. Комментарий был удален.
    1. -1
      31 октября 2018 12:57
      Да подождать то ответа можно, ждите. Я точно знаю что в этой статье правда (процентов на 95) точно, люблю и изучаю историю отечественного танкостроения больше 10 лет (любительски) в принцепе в этой статье то что я и раньше знал, а вот про двухбашенные монстры я не помню упоминаний с начала 20-го в.
      1. 0
        31 октября 2018 14:20
        Иными словами, Юрий Апухтин утверждает, что данный проект - фейк? Если это так, то представленные фото - тоже выдумка (я сам, кстати, на 100% не исключаю этого). Что же до самой новой статьи, то изложенный выше текст чрезвычайно сумбурный и оставляет много вопросов. Мне кажется, автору не стоит выдавать личное мнение за истину в последней инстанции.

        При написании материала «Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк» были использованы следующие источники:

        https://bmpd.livejournal.com/3392819.html

        http://btvt.info/2futureprojects/490_21vek.htm?fbclid=IwAR0PExJ1DhCD6OKb9WJ7Gj8ja7FkIdLWrJbueYIUm_Oz6zMBmjCjaIzrl8Y

        а также ряд других источников, не имеющих прямого отношения к объекту.
        1. 0
          31 октября 2018 14:50
          Повторюсь, фактически, в материале " «Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк»" была просто сделана попытка изложить сведения, ранее представленные в блоге bmpd. От себя автор ничего не выдумывал. Буду рад конструктивной критике.
        2. +11
          31 октября 2018 15:28
          Цитата: Legat_01
          Мне кажется, автору не стоит выдавать личное мнение за истину в последней инстанции.


          Со всем уважением, но вот мне “кажется”,что личное мнение человека который три десятка лет создавал танки и есть истина в последней инстанции
        3. +11
          31 октября 2018 16:02
          Посмотрел ссылку на источник, это могло продолжение работ Евгения Морозова и Анатолия Мазуренко, после того как их проект танка с экипажем два человека не был принят и проработки по нему в ХКБМ были прекращены. Они могли рисовать проекты любых танков, но ХКБМ их разработкой не занималось.и специализированные отделы КБ по нему не работали. Такие проработки могли вестись в отделе перспективного проектирования,. который подчинялся Е.Морозову. и дальше этого подразделения он никуда не выходили. Это мог быть чисто бумажный проект определенной группы лиц и не более того. Усилия КБ были сосредоточены на реализации танка "Боксер". Параллельная с "Боксером" разработка другого танка не велась.для этого в КБ и сил не было . Одно дело нарисовать картинку такого танка, без проработки его узлов и систем, другое разработать проект танка, который может быть реализован с обеспечением заданных характеристик и подключением необходимых смежников. Проект такого танка в ХКБМ не только не разрабатывался, он никогда и не обсуждался, я был членом НТС КБ и не мог не знать о таком проекте.
          В этом материале есть две фотографии полномасштабного макета такого танка. Монтаж это или нет не собираюсь судить. Обращаю внимание, что цеха и забора, на фоне которых сделаны эти фотографии, на территории ХКБМ и полигона тогда не существовало. Если это реальные фото, то они сделаны где-то в другом месте. .
          Проектом "сцепки" - двух корпусов с независимой ходовой всегда интересовался ВНИИТМ и пытался предложить нам в качестве базы перспективного танка,. возможно Е. Морозов попытался реализовать свои идеи вместе с ВНИИТМ в Ленинграде.
          Нарисовать картинку танка с двумя и тремя башнями не проблема, насколько это реализуемо и какие характеристики он будет обеспечивать это большой вопрос.
          1. +1
            1 ноября 2018 23:18
            Все верно вы написали... просто сейчас появилось много больных, живущих в параллельной реальности, которых не берут на учет в псих диспансеры, так как они не буйные.
            Но вот они и само выражаются... используя возможности компа, рисуя фото и 3-Д модели проектов, которые были только на бумаге в отделе общей компоновки ХКБМ, при поднося это, как гениальный проект... при этом еще и пытаются ссылаться на ваши работы. Кстати проект этот есть в ХКБМ, в бумажном виде.. и макет тоже хранится в отделе общей компоновки. Но спецам то ясно это полный бред.. а вот публика это воспринимает за чистую монету. Хотя работая в ХКБМ.. тоже из фото приходилось делать не существующий проект... так что на фото все были уверены, что изображена БМПТ-84... хотя это был только проект на бумаге и в 3-Д... и макет в дереве. Что поделать, школа ХКБМ.
    2. -1
      31 октября 2018 17:55
      Цитата: Котище
      провели иследование фотографии "мифо-танка"!

      На фото странная тень. Под гусеницей впереди тени нет, хотя сзади имеется. "Разрыва" тени между передней и задней гусеницей не наблюдается.
      1. +1
        31 октября 2018 19:24
        Цитата: igordok
        На фото странная тень.

        Нет там ничего странного. Если судить по тени под кормой танка, то солнце почти в зените по ходу танка. Тень впереди танка не от танка, а скорей всего от дерева, которое впереди, чуть справа (если смотреть по ходу танка).
    3. +7
      1 ноября 2018 14:00
      Цитата: Котище
      А если принципиально, как в статье Ильи Легата, так и в сегодняшнем опровержении Юрия все голословно! Что первый, что второй вешают информацию на воздух!

      =========
      Голословно? Вешают информацию на воздух??? Не знаю, кто таков Илья Легат и насколько он компетентен в области танкостроения, но Юрий Михайлович Апухтин - в ссылках на первоисточники - НЕ НУЖДАЕТСЯ - он и Сам есть ПЕРВОИСТОЧНИК!!! 24 года (с 1970 по 1994) проработал в ХКБМ (Довольно долго Начальником отдела перспективных разработок). ВСЮ эту "кухню", ЧТО, КОГДА и КАК разрабатывалось прекрасно знает!!!
  8. +2
    31 октября 2018 15:43
    Танк с двумя башнями Т-100 и СМК. Это были последние танки с многобашенной компоновкой. Т-28 и Т-35 трёх и пятибашенные танки. От них отказались в мире т.к. путь оказался тупиковым. Поэтому думаю если и было нечто то на уровне эскиза и там же умерло.
  9. 0
    31 октября 2018 19:22
    Справедливости ради, но "вой об объекте 490" в рунете запустил "барон тонколюк".
  10. 0
    1 ноября 2018 21:34
    Давно ждал статью Юрия,уже стал волноваться что он забросил Нас,но хвала Богам, Он с нами.Очень интересно,спасибо.У меня к Вам вопрос,прорабатывались в Вашем КБ ХКБМ им. Морозова варианты танков с передним МТО и с электромеханической ходовой частью.Заранее Спасибо.
  11. 0
    1 ноября 2018 23:21
    Цитата: Котище
    А если принципиально, как в статье Ильи Легата, так и в сегодняшнем опровержении Юрия все голословно! ...
    Сегодня в течение 4 часов с момента опубликования материала Юрия, по моей просьбе провели иследование фотографии "мифо-танка"! Заключение фотография реальна, а не монтаж!
    Теперь вопрос? Если макет был, пускай даже в железе или дереве, то зачем?
    ....

    - Насчёт позаимствованного фрагмента из книги тоже голословно?
    - Исследовали какую фотографию из гулявших 3-х с фоном?
    На двух из них явно видны следы фальсификации. В отличии от ВО, на каком-то форуме это быстро усекли (читал ещё до появления 1-й статьи на ВО, только где именно не запомнил). Я бы ещё добавил, что создаётся впечатление умышленного сохранения "ляпов" на этих фото.
    А вот фотография в заголовке этой статьи сильно наводит на мысль о малоразмерном любительском макете. Кое-какие признаки так думать имеются. Но фото вроде как настоящее.

    В общем-то, даже этих двух пунктов достаточно, чтобы говорить об откровенной мистификации залетевшей и на ВО.
  12. 0
    1 ноября 2018 23:28
    Цитата: Bad_gr
    Цитата: igordok
    На фото странная тень.

    Нет там ничего странного. Если судить по тени под кормой танка,...

    Теней там много, и стыкуются они довольно хреново.
  13. 0
    2 ноября 2018 03:14
    Цитата: Юрий Апухтин
    ...
    Нарисовать картинку танка с двумя и тремя башнями не проблема, насколько это реализуемо и какие характеристики он будет обеспечивать это большой вопрос.

    А вот чисто навскидку, интуитивно, реальный инженер с приличным опытом проектирования такое мог "нарисовать"?
    Не на уровне концепции, а так, как это в принципе должно быть в "железе". Таки макет всё-таки кто-то сделал, пусть даже малоразмерный. И то ли подразумевалась полноценная реализация, то ли это чисто фантазия.
  14. 0
    2 ноября 2018 03:33
    Цитата: tank-master
    ... Кстати проект этот есть в ХКБМ, в бумажном виде.. и макет тоже хранится в отделе общей компоновки. Но спецам то ясно это полный бред.. а вот публика это воспринимает за чистую монету. ....

    Если это полный бред, зачем в ХКБМ понадобилось делать макет? Я этого реально не могу понять.
    Я хоть и не специалист в этой области, но и для меня это выглядит бредово. И я не могу представить, что этот макет делалался в ХКБМ. С ним явно что-то не так.
    1. 0
      5 ноября 2018 11:31
      Предположительно макет сделали в отделе перспективного проектирования. К реальной жизни этот проект имеет весьма отдалённое отношение, никакой серьёзной проработки не было.
  15. +1
    6 ноября 2018 15:29
    В США прорабатывались четырехгусеничные танки продольной схемы, у нас как-то не прижилось...
  16. 0
    12 декабря 2018 22:34
    А у нас так все, на говорить выпучив глаза "ради красного словца", а потом ещё где-нибудь напечатать, а другие потом ссылаются на эту ересь...