Так что же произошло с "Союзом-ФГ". Данные о расследовании от "Роскосмоса"

70
В Роскосмосе представили итоги расследования причин аварии с ракетой-носителем «Союз-ФГ». Напомним, что ракета не смогла вывести на орбиту пилотируемый корабль «Союз МС-10» с российским космонавтом и американским астронавтом на борту. К счастью, штатно сработала автоматика, и россиянин Алексей Овчинин с американцем Тайлером Хейгом благополучно приземлились после отстрела спускаемой капсулы.

Так что же произошло с "Союзом-ФГ". Данные о расследовании от "Роскосмоса"




РИА Новости со ссылкой на исполнительного директора «Роскосмоса» по программам пилотируемых полётов Сергея Крикалёва сообщает о выводах комиссии. Отмечается, что авария произошла вследствие неправильной работы датчика разделения 1-й и 2-й ступеней. Ранее эта версия обсуждалась, но теперь её озвучили и подтвердили официально.

Датчик должен был сработать в момент отделения бокового блока от центрального. Этот датчик передаёт сигнал на пирозамок открытия крышки реактивного сопла бака с окислителем. Сам датчик сработал, но вследствие деформации крепления штатного отделения не произошло. В итоге один из боковых блоков, не отойдя на достаточное расстояние, пробил бак с горючим 2-й ступени.

Инцидент произошёл 11 октября.

В данном случае комиссия сработала достаточно быстро и представила все результаты расследования в открытом формате. Напомним, что ранее американская сторона получила от «Роскосмоса» заверение в том, что расследование будет проведено прозрачно и в максимально сжатые сроки. Теперь остаётся выяснить причины возникновения непосредственно технических неполадок, приведших к аварии.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    31 октября 2018 12:51
    Тревожный звонок: падает качество сборки космических ракет. А эффективный менеджер Рогозин все щеки надувает.
    1. +8
      31 октября 2018 12:55
      Видимо причина в низкой заработной плате. Ну я думаю журналист Рогозин все разрулит в космической отрасли. Если не справится, позовет сынка и Лизу Пескову.
      1. +3
        31 октября 2018 13:00
        Цитата: Аристарх Людвигович
        Видимо причина в низкой заработной плате.

        Рогозина? laughing
      2. +8
        31 октября 2018 13:04
        Это одна из причин.Труд,тем более в такой отрасли должен быть хорошо оплачен и работник промотивирован и иметь высочайшую квалификацию.
        1. Комментарий был удален.
        2. +11
          31 октября 2018 14:08
          Цитата: 210окв
          Это одна из причин.Труд,тем более в такой отрасли должен быть хорошо оплачен и работник промотивирован и иметь высочайшую квалификацию.

          Это всё правильно, но если у работника даже малая зарплата, то это не значит, что он неотмотивирован и халатно должен делать свою работу. Тут принцип "Сколько платят - так и работаю" не прокатит. Работник или работает или нет и если он не выполняет своих обязанностей то увольняют, или под суд если специально саботирует и вредит.
          Но в любом случае большая или нет зарплата он должен (просто обязан) делать свою работу на 100%.
          1. +2
            31 октября 2018 21:30
            Всех поувольняете,сами работать будете?
            1. -2
              31 октября 2018 23:19
              Увольняют за неработу или бездействие при работе или откровенный саботаж и палки в колёса которые трактуются как вредительство, если нормально знаете своё дело, то никто Вас не уволит. А по поводу зарплаты, то это разговор с начальством и директором, но палки в колёса общего дела ни-ни. Проблемы у всех есть и не только с зарплатой.
              1. +1
                1 ноября 2018 00:09
                Это проблема всей системы в общем, а насчёт никто не уволит.... Очень спорный вопрос. Общее дело....... Просто пример. Я монтажник, работаю в с 16 лет только по этой профессии. Так вот во время мартовских событий был на вахте Южносахалинская ГрЭС 2. На участке около 1800 человек, голосовать пришло меньше 60ти. А вы про общее дело..... С кем оно общее?
      3. +7
        31 октября 2018 13:08
        Цитата: Аристарх Людвигович
        Видимо причина в низкой заработной плате. Ну я думаю журналист Рогозин все разрулит в космической отрасли. Если не справится, позовет сынка и Лизу Пескову.

        Да, такой позор.. какая то глупенькая девочка пытается видно сесть в мягкое кресло.. Печально и позорно все это и так у нас во всех сферах.. от того и с Габоном на одной строчке по доходам на душу населения.. И уверен, что куда нибудь ее папаша пристроит... а Киселев расскажет гражданам нашей страны, какого невероятно грамотного специалиста удалось выписать из за рубежа..
        1. +11
          31 октября 2018 13:17
          Надоели эти безграмотных сынки и дочки чиновников. В условиях Холодной Войны на руководящие должности нужно выдвигать самых талантливых. Иначе проиграем.
          1. +9
            31 октября 2018 13:21
            Цитата: Бородач
            Надоели эти безграмотных сынки и дочки чиновников. В условиях Холодной Войны на руководящие должности нужно выдвигать самых талантливых. Иначе проиграем.

            Конечно проиграем, сейчас доедят, то что СССР им оставил и все.. ибо принцип своих не сдаем, кумовство сейчас в почете.. а не талант и трудолюбие..
            1. +2
              31 октября 2018 13:57
              В СССР за такие слова расстреливали, а сейчас - патриотизм! )
            2. +6
              31 октября 2018 17:26
              Уже доели. Времени прошло много. На пенсию уходят те, кто трудился еще в СССР. Хотя, стоп! А может пенсионная реформа и задумана, чтобы старых инженеров еще на пяток лет придержать?!
          2. +2
            31 октября 2018 15:03
            Цитата: Бородач
            Надоели эти безграмотных сынки и дочки чиновников. В условиях Холодной Войны на руководящие должности нужно выдвигать самых талантливых. Иначе проиграем.

            Согласен!! Остаётся только радоваться,что передача должностей по наследству,не закреплена законодательно! am
            1. +1
              31 октября 2018 17:29
              Цитата: Сибирский цирюльник
              Согласен!! Остаётся только радоваться,что передача должностей по наследству,не закреплена законодательно!

              Рано радоваться. В некой стране победившего суверенитета (в СНГ) правящее большинство парламента (с двойным гражданством) необходимые действия оформляет законодательно, отстраняя избранного народом президента на нужный период в сторону !
          3. -5
            31 октября 2018 16:14
            Так ты самый талантливый ?????? А почему ты не руководитель или учёный !? где открытия у тебя ? Усни.
          4. 0
            31 октября 2018 18:11
            на руководящие должности нужно выдвигать самых талантливых

            Так они там и есть. Эффективные менеджеры.
        2. 0
          31 октября 2018 18:17
          Цитата: Svarog
          Да, такой позор.. какая то глупенькая девочка пытается видно сесть в мягкое кресло.

          Угу. Девочка была во многих странах. Во Франции в том числе. Величаший специалист, при таком отце то.
      4. +7
        31 октября 2018 13:22
        Непосредственно зарплата на качество влиять не может, может влиять текучка кадров, и квалификация. Поэтому интересно было бы узнать именно эти параметры, а по результатам судить и о зарплате и о грамотности руководства.
      5. +6
        31 октября 2018 13:47
        У них зарплата по экспоненте. Сборщикам мастерам чтобы с голоду просто не сдох и смог купить китайские джинсы, начальству десятки миллионов каждому
      6. 0
        31 октября 2018 14:31
        Цитата: Аристарх Людвигович
        Видимо причина в низкой заработной плате.

        пришёл на работу-работай. не нравится зарплата-вот Бог, вот порог. дело не в зарплате, дело в совести.
        вспомните фильм "72 метра". подрабатывали на уборке картошки, но остались Офицерами. Флот не бросили
        1. -2
          31 октября 2018 18:19
          Цитата: LSA57
          спомните фильм "72 метра". подрабатывали на уборке картошки, но остались Офицерами. Флот не бросили

          Так то же офицеры - ЛЮДИ ЧЕСТИ. А простые работяги - какая честь, вы о чём ? но зп дают минимиум - и так и работают... А высшим управленцам золоты парашюты в десятки млн...
          1. 0
            1 ноября 2018 09:45
            Вы не правы, среди нас много людей, которые знают что такое честь и профессионализм. Правда нас всё меньше к сожалению.
        2. -2
          1 ноября 2018 11:36
          Тогда надо совсем зарплату убрать, получил паек 500 грамм хлеба работай и не завидуй начальству, что икру ложками жрут. У них СОВЕСТЬ есть? Классовую борьбу никто не отменял, в капиталистическом обществе она будет только обостряться.
      7. 0
        31 октября 2018 20:25
        Цитата: Аристарх Людвигович
        Если не справится, позовет сынка и Лизу Пескову.
        А промышленники типа Мамонтовых, Демидовых, Третьяковых, Морозовых и не знали, что надо пиариться в газетах....Вот печалька то....Я бы это Лизавете такой привет бы послал...
    2. +4
      31 октября 2018 12:56
      Написали, что причина в датчике и тут же указали, что датчик все таки сработал, непонятно. Может имели ввиду, что он несвоевременно сработал? Тогда выходит дело не в датчике, а в системе управления. Представляю, что сейчас творится на предприятии-произвлдителе..
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        31 октября 2018 16:23
        Цитата: maxim947
        Написали, что причина в датчике и тут же указали, что датчик все таки сработал, непонятно.


        Действительно, написано так, что причину понять невозможно. Вначале грешили на крановщика, теперь на датчик. А из статьи выходит, что датчик все-таки сработал штатно.
    3. -1
      31 октября 2018 12:56
      Отмечается, что авария произошла вследствие неправильной работы датчика разделения 1-й и 2-й ступеней.
      Опять датчик привернули не той стороной? Какие то повторяющиеся постоянно ошибки.. странно.
    4. +2
      31 октября 2018 12:59
      Боюсь не последняя ракета, уверен каждый пуск для Роскосмоса теперь оч тревожный. Посмотрим запуск грузового как пройдёт.
    5. +14
      31 октября 2018 13:03
      Пин...Американец должен теперь каждый день ходить в церковь и ставить свечки за гениев Советской эпохи разработавших систему спасения - лети он сейчас на каком нибудь светоче капитализма, типа Челленджер - его бы уже прикопали со всеми почестями на тенистой аллеи Арлингтона...Но вот отсюда и вопрос - сколько еще хватит инерции Советской инженерной мысли для Российской космонавтики??
      1. +3
        31 октября 2018 13:18
        Там и прикапывать ничего бы не осталось.
    6. +1
      31 октября 2018 13:37
      Цитата: Бородач
      падает качество сборки космических ракет.

      брак был допущен при сборке в МИКе на "Байконуре". к качеству изделия претензий не возникало
      1. -2
        31 октября 2018 13:51
        А какая разница?
        1. -2
          31 октября 2018 14:13
          Цитата: martin-159
          А какая разница?

          Один украл, а другого посадили. Одно воровство - один человек посажен, а кто "Какая разница".
        2. 0
          31 октября 2018 14:35
          огромная. есть брак заводской, за который отвечает завод. и есть брак при сборке на другом предприятии
    7. -3
      31 октября 2018 13:52
      Статистика "падения качества":
      Собранная в расее некачественная Союз-ФГ - 1 авария на 65 пусков, надежность 98.5%
      Собранная в СССР качественная Союз-У - 20 аварий на 788 пусков, надежность 97.8%
      1. -1
        31 октября 2018 14:10
        Цитата: Алексей Новиков
        Собранная в расее

        Из какого забугорья вещаешь, беженец?
      2. 0
        31 октября 2018 14:26
        Цитата: Алексей Новиков
        Собранная в расее

        рассея - это чё за страна? Может Вы свой ник не правильно написали - наверно Алексей Навальный.
        1. -1
          31 октября 2018 19:08
          А это ты у креаклов спроси, для которых Россия - мордор, рашка и вообще. В этом плане креаклы вообще ничем не отличаются от турбопатриотов, различия чисто косметические, но и те, и другие, готовы смешать Россию с гном при первом удобном случае - первые при сравнении с Западом, вторые при сравнении с СССР.
          1. 0
            31 октября 2018 21:31
            Цитата: Алексей Новиков
            А это ты у креаклов спроси

            Так ты-то от куда с мордора или расеи. Креакл или турбокритикан.
  2. +5
    31 октября 2018 12:54
    Ну так, это одна из первых версий. Не лезло - дожали подручными средствами, чтобы смену сдать без залета. Итог - потом не разделилось.
    1. +1
      31 октября 2018 13:03
      Ответственность должна быть. Нужно понимание, что не сапог делаешь...
      Ну и контроль,где он?
      Учитывая перспективные потери, как финансовые так и репутационные, я считаю обоснованно усилить контроль за сборкой. Ну не могли все эти годы ракеты летать без проблем, и именно последние 2 года примерно началась эта ерунда. Сначала спутники, потом грузовик, теперь вот с космонавтами.
      1. +3
        31 октября 2018 13:11
        Можно подумать, такая проблема свойственна только космической отрасли. Другое дело, что в других отраслях требования к качеству не так высоки и просчеты не так заметны. Хотя вот недавно утонул же самый большой плавучий док, повредив единственный наш авианосец - это тоже заметно.
      2. 0
        31 октября 2018 13:18
        Согласен с Вами, если одни забили болт, который почему-то не лез, кувалдой, то куда смотрели проверяющие? Если вообще проверяли узлы креплений...Или тут уже сговор на производстве((
        1. +2
          31 октября 2018 14:18
          Цитата: Архивариус Вася
          куда смотрели проверяющие?

          Вы хоть раз чё-нить проверяли после сборки? Всё собрано, внутрь допустим не залезть и не посмотреть, и как быть? Да никак или верить на слово или контрольная разборка, но она как правило делается выборочно на серии изделий или по времени раз в месяц например. Вот и всё.
          1. -1
            1 ноября 2018 09:40
            При сборке, абсолютно каждого оборудованния, 100% контроль производится по узлам, а в некотрых случаях, подетально в присутствии шефа - монтвжника, т.е. представителя изготавливающей организации. Это касается всех отраслей промышленности. Другое дело, когда руководству надо успеть до обозначенного срока или оно останется без премии. В таком случае подмазывают контролирующие и принимающие стороны.
      3. +8
        31 октября 2018 13:19
        Инерция же. Вон только крупнейший в России сухой док утопили, попутно еще повредив Кузю (4х5 метров дыра в палубе от 70тонного крана с этого сухого дока). Ну и т.п. Инерция кончается, меняется поколение на местах = вот и ЧП выросло. Везде.

        1. -3
          31 октября 2018 13:58
          Ну то ли дело славный СССР, в котором ракеты не падали, аварий не было и всё было замечательно.
        2. 0
          31 октября 2018 19:10
          Цитата: donavi49
          Инерция же. Вон только крупнейший в России сухой док утопили, попутно еще повредив Кузю (4х5 метров дыра в палубе от 70тонного крана с этого сухого дока). Ну и т.п. Инерция кончается, меняется поколение на местах = вот и ЧП выросло.

          Судя по "Известиям", док утопили дефективные манагеры:
          По информации корреспондента «Известий» из источников в судоремонтной отрасли, вывод авианосца из дока не планировался и, когда ПД-50 начал погружаться, корабль находился на палубе дока, не будучи готовым к выходу.
          Предпосылкой к аварии действительно стали проблемы с энергоснабжением, однако док не перешел на собственное питание, так как моторная команда ПД-50 была сокращена, а горючее для дизель-генераторов не закупалось.
      4. +1
        31 октября 2018 13:19
        Зарплату надо платить работягам. За копейки и за Родину корячатсч люди.
  3. +8
    31 октября 2018 12:58
    Вполне себе внятное объяснение. Роскосмос не виноват.
    Виновата деформация крепления.
    1. -2
      31 октября 2018 13:13
      РПЦ не доработал ,плохо осветили ракету lol нужно выделить средства на ещё парочку Попов , основной и дублирующий )тогда все будет штатно hi
  4. +4
    31 октября 2018 13:13
    Честно говоря я фигею. Я со многими разновидностями датчиков имею дело, по работе . ГРАЖДАНСКИХ !!! И работают они в такой среде - пыль, кислотность,влажность - сутками не выключаясь - годами! А тут датчик, повышенной категории изготовления - раньше на такого типа узлов звёздочка стояла при союзе ( военная приёмка ). Или у Китая начали закупать - шучу конечно. Честно, что то с трудом верится о неисправности датчика. Он передаёт сигнал на пирозамок открытия крышки реактивного сопла бака с окислителем. Так он не на прямую передаёт, а через комп с остальными прибамбасами времени, откуда потом и подаётся команда на открытие. Может и не в датчике дело. Так датчик или деформация крепления ?
    1. 0
      31 октября 2018 13:20
      Конечно не в датчике. Тут всю систему нужно менять.
      1. 0
        31 октября 2018 13:22
        Я там дописал .
  5. +1
    31 октября 2018 13:17
    Да ну, хрень какая-то. Меня учили, что в космической области надежность должна быть - три десятки, 1 авария на 1000 срабатываний, если крепеж - гнутый, 999 там уже никак не будет, он уже - нештатный, но пропустили, т.е. косяк тут - системный, ребята!
    1. +1
      31 октября 2018 15:21
      Цитата: Jerk
      Да ну, хрень какая-то. Меня учили, что в космической области надежность должна быть - три десятки, 1 авария на 1000 срабатываний, если крепеж - гнутый, 999 там уже никак не будет, он уже - нештатный, но пропустили, т.е. косяк тут - системный, ребята!
      -

      Цитата: Алексей Новиков
      Собранная в расее некачественная Союз-ФГ - 1 авария на 65 пусков, надежность 98.5%
      Собранная в СССР качественная Союз-У - 20 аварий на 788 пусков, надежность 97.8%

      получается что сейчас более качественные ракеты чем в СССР?
      1. +1
        31 октября 2018 17:19
        вы "чуток" передергиваете
        когда делал ракеты СССР для человечества это было что-то новое, буквально на каждом запуске люди получали знания и естественно что в таких условиях были аварии когда каждый запуск в ракете что-то новое - люди учились и аварии тогда норма + при запусках больше 10 ракет в МЕСЯЦ!!! сложно организовать качественные проверки каждого узла по 10 раз...
        от "предков" досталась уже отработанная технология + запусков в 10раз меньше (у проверяющих вагон времени)...
        так что поводы для критики думаю есть...
        1. -1
          31 октября 2018 19:16
          А, ну т.е. когда в СССР ракеты падают, в т.ч. спустя 20 лет после запуска серии - это нормально, а как ракеты падают в России, в т.ч. спустя 20 лет после запуска серии, так сразу понятно - головотяпство, рукожопость и вообще. Ясно-понятно. Повезло России с "патриотами".
          1. 0
            31 октября 2018 20:08
            https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%B2_1989_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83
            89 год на 75 запусков 1на авария - как по мне фантастический результат ибо очень важное обстоятельство - ТЕМП, когда вы запускаете 1ну ракету в год вы можете ее перебрать 10 раз все тщательно проинспектировав (пример "ариана" мало аварий но не впечатляет ибо темп выпуска маленький) и совсем другое дело когда у вас "конвейер", вот тут обеспечить безаварийность оооочень сложно...
            к тому же в % аварий РН в СССР основной "вклад" сделали еще не отлаженные изделия
            надеюсь мысль ясна?
  6. +4
    31 октября 2018 13:25
    автор читал, что написал?
    авария произошла вследствие неправильной работы датчика разделения 1-й и 2-й ступеней

    а чуть ниже
    . Сам датчик сработал, но вследствие деформации крепления штатного отделения не произошло.

    так сам датчик правильно или неправильно сработал?
    если неправильно, то при чем тут замок?
    а если правильно- то при чем тут датчик?
    кажется, автор скомпоновал старую и новую версии, а они взаимоисключающие....
    1. 0
      31 октября 2018 13:44
      Из-за деформированого крепления (датчика) сам датчик сработал поздно ( так как "смотрел не туда"). Поэтому пиропатрон разделения блоков сработал поздно... Разгонный блок начал отходить с опозданием и пробил бак. Кто погнул крепление датчика? На каком этапе подготовки?
      1. 0
        31 октября 2018 13:46
        там не идет речь о креплении датчика, якобы погнули крепление бокового блока, когда его ставили.
        1. +1
          31 октября 2018 13:59
          Спасибо за напоминание и коррекцию, Да, вроде писали раньше что в процессе сборки корабля блоки соединяли чуть ли не кувалдой... Интересно, почему причиной указывают датчик если(цитата из отчета):" во время полета при отделении бокового блока должен срабатывать датчик, который передает сигнал на пирозамок открытия крышки реактивного сопла бака окислителя, чтобы отвести боковой блок от центрального. Датчик сработал, однако из-за деформации крепления шаровая опора не смогла легко отделиться. Один из боковых блоков первой ступени «Союза-ФГ» не отошел на нужное расстояние и протаранил бак горючего второй ступени."
          Т.е. причина получается не в датчике а в креплении блоков.
          1. +2
            31 октября 2018 14:29
            погнутое крепление раньше называли причиной, а сегодня в сми написали, что вина датчка, и только на ВО соединили новую и старую версию:)
  7. +1
    31 октября 2018 13:28
    Это все служители культа виноваты. Поп плохо кадилом махал. Службу вел не внимательно.
    Его нужно батогами бить. Лишить воскресной чарки. Предать анафеме и проклясть с амвона.
    Глядишь и ракеты взлетать штатно будут.
    1. 0
      31 октября 2018 13:31
      не до этого им сейчас- с Константинополем базу окормления делят....
  8. +1
    31 октября 2018 13:58
    «Блестящие» итоги расследования!
    Сначала «Отмечается, что авария произошла вследствие неправильной работы датчика разделения 1-й и 2-й ступеней». Принято. Далее – «Сам датчик сработал". Погодите, если датчик сработал, то в чём его вина?» И эта "странная фраза"- "..но вследствие деформации крепления штатного отделения не произошло". Значит, причина «штатного не отделения» оказывается в деформации крепления. Осталось выяснить-чего: датчика, крышки реактивного сопла или самого бокового блока?
  9. 0
    31 октября 2018 15:32
    "вследствие деформации крепления", это как и чем надо было цапануть крепление чтоб его деформировать. Получается на производстве отсутствует самый элементарный контроль в совокупности с отсутствием элементарной совести у тех, кто производил сборку. Начнем с того что факт сложностей возникших при сборке ни где не зафиксирован, просто там добавили смазки и надеялись, что все прокатит, в очередной раз не прокатило. Здесь возникает вопрос до какого уровня начальство знало и молчало и самое важное, а где были структуры безопасности, которые её собственно и не обеспечили.
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    31 октября 2018 19:01
    Так что же произошло


    Выскажу свои предположения.
    В свое время, начальники отделов (в НИИ оборонной промышленности и т.д и т.п.) становились "люди с низов", т.е., до начальника "дорастали" с "зеленого" подростка, только что закончившего ВУЗ, который прошел весь этот сложный и морально тяжелый путь, через опытного специалиста. В общем, начальник отдела мог заменить любого своего подчиненного, не в полной мере, это очевидно, но работу своей "вотчины" он знал превосходно. Меняться все началось около 12-14 годов. В этот период начальники стали назначаться и, зачастую, приходить "со стороны". Их задача была оптимизировать работу направления. "Эффективные менеджеры". Многие знают, что основную часть заработной платы составляет так называемая "премия". И данные менеджеры начали этим манипулировать, разумеется, чтобы не остаться без премии самим - их способность находить "крайнего" не могла не восхищать. Т.к. они не в полной мере представляли особенности работы (поднимались не "с низов"), самые опытные (зачастую своенравные) им стали не нужны, им стали нужны послушные. А само начальство углубилось в положительные отчеты. Прервалась приемственность поколений ("наставничество" как институт перестало существовать), ушли самые опытные (им проще всего было найти работу "на гражданке"). С этого момента все полетело в пропасть.