Первые женщины — герои Советского Союза

50
Ровно 80 лет назад – 2 ноября 1938 года впервые в истории три женщины: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были представлены к почетному званию Героя Советского Союза. Прославленные советские летчицы были представлены к высшим правительственным наградам за совершение первого женского беспосадочного перелета по маршруту Москва – Дальний Восток.

Полет на самолете АНТ-37 «Родина» состоялся 24-25 сентября 1938 года. Экипаж самолета состоял из командира В. С. Гризодубовой, второго пилота – П. Д. Осипенко и штурмана – М. М. Расковой. Они совершили беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток (поселок Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяженностью 6450 км (по прямой – 5910 км). Во время перелета продолжительностью 26 часов 29 минут был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета.



Этот беспосадочный перелет стал второй успешной попыткой примерно за сутки преодолеть расстояние до Дальнего Востока. Ранее 27-28 июня экипаж в составе летчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Брядинского установил рекорд скорости, преодолев на самолете ЦКБ-30 «Москва» 7580 км (6850 км по прямой) от Москвы до Сапсска-Дальнего в Приморье, их полет продолжался 24 часа 36 минут. Второй подобный перелет, который был выполнен экипажем Гризодубовой, продемонстрировал всем, что авиации под силу примерно за сутки выполнить перелет, ранее занимавший пять дней.

Первые женщины — герои Советского Союза

Экипаж самолета «Родина» перед полетом на Дальний Восток. 2-й пилот капитан Полина Осипенко, командир экипажа депутат ВС СССР Валентина Гризодубова, штурман Марина Раскова, фото: russiainphoto.ru


Ноги у самолета АНТ-37 «Родина», на котором совершили свой знаменитый полет советские летчицы, росли из сугубо военного проекта – дальнего бомбардировщика ДБ-2, над которым работало ОКБ Туполева, главным конструктором самолета была П. О. Сухой. «Родина» стала переделкой одного из незаконченных экземпляров бомбардировщика, строившегося на заводе №18. Еще в феврале 1936 года работы по бомбардировщику ДБ-2 и его испытания прекратились. Но один из недостроенных экземпляров решили переделать в рекордный самолет, благо исходный образец обладал хорошей дальностью полета.

По заданию советского правительства на заводе №156 в Москве недостроенный самолет переделали в машину, способную преодолеть 7000-8000 километров. Получившийся в результате рекордный самолет получил обозначение АНТ-37бис (ДБ-2Б) или «Родина». На самолет поставили более мощные авиационные двигатели М-86, выдававшие 950 л.с. у земли и 800 л.с. на высоте 4200 метров с трехлопастными винтами изменяемого шага. С самолета было снято все вооружение, а объем топливных баков увеличен, также подверглась переделке носовая часть фюзеляжа, был улучшен обзор из кабины штурмана, появилось новое приборное и радиооборудование.


Самолет АНТ-37бис «Родина»


Собственное имя самолет получил в августе 1938 года. Слово «Родина» было написано большими буквами красной краской на поверхности крыла между двумя красными звездами. Сам самолет был полностью окрашен в серебристый цвет. Также слово «Родина» было выведено каллиграфической строчкой с левой стороны на носовой части фюзеляжа самолета.

То, что 19-летняя студентка из Харькова Валентина Степановна Гризодубова поступит в аэроклуб, а затем в летную школу и станет пилотом гражданской авиации, было достаточно предсказуемым делом. Все потому, что она была дочерью одного из первых русских летчиков и авиаконструкторов Степана Гризодубова, поэтому в атмосфере полетов и любви к небу будущая прославленная летчица жила с самого рождения. А вот у заведующей колхозной птицефермой из-под Бердянска Полины Денисовны Говяз (по второму браку Осипенко) желание покорить небо появилось, по всей видимости, благодаря ее браку с военным летчиком Степаном Говязом. Пилотировать простой в управлении биплан У-2 она научилась еще будучи 23-летней официанткой летной столовой и лишь по прошествии времени, в 1932 году она был принята в военную школу летчиков. А вот 20-летнюю лаборантку Военно-воздушной академии москвичку Марину Михайловну Раскову сначала увлекала кабинетная аэронавигация. Однако интерес этот вскоре перерос в нечто большей и в 1933 году студентка-заочница сдала экзамен на штурмана самолета, а в 1935 году выучилась и мастерству пилотирования.


Валентина Степановна Гризодубова


Надо ли говорить о том, что вся троица мечтала о воздушных рекордах, которыми в те годы жил весь Советский Союз. Рано или поздно их жизненные пути должны были пересечься. В мае 1937 года Осипенко установила три мировых рекорда высоты полета в классе гидросамолетов на летающей лодке МП-1. В октябре 1937 года Гризодубова на учебном самолете УТ-2 и тренировочном УТ-1 установила четыре мировых рекорда скорости и высоты полета в классе легких сухопутных самолетов. А 24 октября она вместе со штурманом Расковой на легком самолете Я-12 (АИР-12) совершила перелет Москва – Актюбинск, побив рекорд дальности полета по прямой. Наконец, уже 24 мая 1938 года экипаж гидросамолета МП-1 в составе первого пилота Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой побил женский мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту, а 2 июля того же года во время перелета Севастополь – Архангельск – по прямой и по ломаной линии. Гризодубова решает ответить на это новым рекордом. Она просит разрешения на перелет по маршруту Москва – Хабаровск, для того чтобы побить абсолютный женский мировой рекорд дальности полета. Вторым пилотом она зовет капитана Полину Осипенко, а штурманом старшего лейтенанта Марину Раскову.


Полина Днисовна Осипенко


Беспосадочному перелету из Москвы на Дальний Восток предшествовали тренировки на аналогах самолета АНТ-37. Готовились основательно, летчицы тренировались даже ночью, для того чтобы привыкнуть к управлению самолетом во всех условиях и сработаться перед длительным рекордным полетом.

АНТ-37 «Родина» поднялся в небо со Щелковского аэродрома 24 сентября 1938 года в 8:12 утра по местному времени и взял курс на Хабаровск. В этот же день погода на маршруте резко ухудшилась, через 50 километров полета землю закрыли облака. Практически все оставшиеся 6400 километров экипаж преодолевал вне видимости земли, полет проходил по приборам, использовался пеленг на радиомаяки, что позволяло определить свое месторасположение. Если первоначально самолет осуществлял полет над облаками, то перед Красноярском экипаж вынужден был войти в них, летчицы столкнулись с облачностью, верхняя граница которой превышала 7000 метров.


Марина Михайловна Раскова


За бортом самолета было -7 градусов Цельсия, окутавшийся влагой АНТ-37 начал обледеневать, лобовые стекла кабины первого пилота и штурмана сковал лед, потускнели и бортовые стекла. Пришлось набирать высоту, чтобы пробить облачность, которая исчезла только на высоте 7450 метров. И до самого Охотского моря «Родина» так и летела не ниже 7000 метров. Экипаж в это время работал в кислородных масках. Естественно, увеличился и расход горючего, этому способствовал длительный набор высоты и работа моторов в очень напряженном режиме.

В сложных метеоусловиях экипаж пролетел и Хабаровск, который первоначально и являлся конечной точкой маршрута, и Комсомольск-на-Амуре. Облака рассеялись лишь над Охотским морем, где экипаж сумел сориентироваться и повернул самолет на 180 градусов к берегу.
Ситуацию осложняло и то, что на борту отказало радиооборудование. Сажать самолет экипаж хотел в Комсомольске-на-Амуре, но с воздуха они перепутали Амур с впадающей в него рекой Амгунь, в результате самолет двигался вдоль притока. В районе Амуро-Амгуньского междуречья горючего оставалось на полчаса полета, и Гризодубова приняла решение сажать самолет на брюхо без выпуска шасси прямо на болото, так как подходящие ровные площадки для посадки в этой местности отсутствовали. Перед этим она приказала Марине Расковой выпрыгнуть с парашютом, так как та находилась в застекленной кабине штурмана в носовой части самолета, которая могла серьезно пострадать при посадке. Ей пришлось прыгать с двумя плитками шоколад в кармане, ее нашли в тайге только через 10 дней.



25 сентября, совершив удачную посадку на болоте в тайге, экипаж закончил полет, продолжавшийся 26 часов 29 минут. Был поставлен женский мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета. Точного места посадки «Родины» никто не знал. Их маршрут примерно был построен по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией. На поиски летчиц были мобилизованы большие силы, в которые входило более 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на оленях и лошадях, рыбаки на катерах и лодках. В итоге самолет был обнаружен с воздуха 3 октября 1938 года, его нашел экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М. Сахаровым. 6 октября примерно в 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет в болоте до наступления заморозков проследовали по реке Амгунь через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск, откуда поездом прибыли в Москву.

В столицу они отправились на специальном поезде, на каждой станции, в каждом городе по пути в Москву их встречали с поздравлениями толпы советских граждан. В столице летчиц встречали десятки тысяч человек, которые стояли вдоль улиц на пути их следования. 2 ноября 1938 года за проявленные в полете мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.


Встреча экипажа самолета «Родина» у Белорусского вокзала, фото: russiainphoto.ru


Их «Родину» достали из болота только зимой, когда оно промерзло. Самолет поставили на шасси и перегнали в Москву. Что делать с самолетом, никто не знал. Но в конце июня 1941 года после начала войны его перекрасили по стандартам ВВС, заменив серебристую краску на камуфляж и нанеся на фюзеляж и руль поворота красные звезды. При этом самолет около трех лет простоял на приколе на Центральном аэродроме, недалеко от станции метро «Аэропорт». Лишь 17 июля 1942 года самолету присвоили регистрационный номер СССР И-443 и передали расположенному недалеко, ближе к станции метро «Динамо», авиационному заводу №30, после чего он начал совершать полеты. Однако уже 16 сентября 1943 года самолет был окончательно списан по износу.

К этому моменту из трех членов его прославленного экипажа в живых осталась только Валентина Гризодубова, которая благополучно пережила войну и прожила долгую жизнь, скончавшись 28 апреля 1993 года в возрасте 83 лет, похоронена на Новодевичьем кладбище. А вот двум ее товарищам повезло гораздо меньше. Второй пилот в знаменитом полете – Полина Осипенко погибла 11 мая 1939 года в возрасте 31 года. Она стала жертвой авиационной катастрофы. В этот день Осипенко находилась на учебно-тренировочных сборах, где вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым отрабатывала полеты «вслепую». Прах Осипенко и Серова был помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади. Штурман знаменитого экипажа Марина Раскова также погибла в авиакатастрофе, но уже в годы Великой Отечественной войны. 4 января 1943 года, будучи к тому моменту командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, она перегоняла свой Пе-2 на фронт под Сталинградом. Ее самолет разбился в сложных метеоусловиях возле села Михайловка в Саратовской области, весь экипаж погиб. Как и Осипенко, она была кремирована, ее прах в урне был помещен в Кремлевскую стену на Красной площади.

Источники информации:
https://rg.ru/2017/12/04/rodina-samolet.html
https://ria.ru/vl/20130924/965337130.html
https://top-voprosov.ru/events/pervye-zhenshchiny-geroi-sovetskogo-soyuza
Материалы из открытых источников
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 ноября 2018 06:33
    Замечательные удивительные женщины, столь много сделавшие для славы страны и авиации.

    Достойные продолжатели дела русских женщин-пилотов Л.В. Зверевой ("Мертвая петля" в ее исполнении ), Е.В. Анатры (рекорд высоты 1913), Л.А. Голанчиковой (первая женщина летчик-испытатель, рекорд высоты 1912г) и пр.
  2. +4
    2 ноября 2018 07:48
    Мощнейший вклад внесли наши женщины в дело защиты Отечества.
    Низкий поклон!
  3. +2
    2 ноября 2018 07:57
    На следующий день после обнаружения, 5 октября, к месту вынужденной посадки "Родины" вылетели два самолета: ТБ-3 и ДС-3. С одного самолета предполагалось сбросить небольшой десант с врачом, специалистами и спасательной командой. На борту второго ТБ-3 находился комдив Сорокин, на ДС-3 - участник перелета "Москвы" флаг-штурман Бряндинский. Особой необходимости в полете этих двух самолетов не имелось, поэтому тем более печальными представляются последовавшие трагические события. Летчик Сахаров, явившийся очевидцем, так описал произошедшее: "На следующий день, 5 октября, я опять вылетел к самолету, чтобы уточнить обстановку. С высоты увидел "Дуглас", круживший над "Родиной", а на юго-востоке - четырехмоторный ТБ-3, летевший над небольшой долиной. "Дуглас" подходил к ТБ-3 все ближе и вдруг, крылом отрубив ему хвост, упал и взорвался. После удара огромный ТБ-3 пошел вверх, сделал половину петли, в верхней ее точке опустил нос и в перевернутом положении врезался в землю. В момент, когда он переворачивался вверх колесами, из открытых кабин выпали четыре комочка, над ними раскрылись парашюты. Так спаслись командир корабля, второй пилот и два воздушных стрелка. Из "Дугласа" не спасся никто...

    Все это наблюдали и летчицы "Родины". Гризодубова и Осипенко выложили из полотнищ разорванного парашюта сигнал "ТБ-3 S0S" и стрелу, указывающую направление к месту бедствия. Подошедший к месту посадки "Родины" второй ТБ-3 направился в соответствии с сигналами на земле в район катастрофы. Потом он вернулся, сбросил двух парашютистов (спортивных комиссаров, которые должны были снять приборы для регистрации рекорда дальности) и снова пошел к месту катастрофы. Там он сбросил врача и трех парашютистов, которые должны были помочь летчицам пройти через болото и тайгу к Амгуни. Добирались они к "Родине" двенадцать часов".

    В результате столкновения ТБ-3 и ДС-3 погибли 16 человек. Никаких сообщений о катастрофе нигде не последовало, более того, рассказывать о ней было запрещено, и долгие годы историю хранили в глубокой тайне. С места трагедии по причине его труднодоступности вывезли и захоронили лишь тела Сорокина и Бряндинского, а останки остальных погибших захоронили только спустя тридцать лет.
  4. 0
    2 ноября 2018 10:01
    Автор статью как будто на материалах 1973 года писал и в неведении многих интересных нюансов.
    например, о роли Марины Расковой в перелете. Осипенко и Гризодубова были опытными летчицами- рекордсменками.
    Марина Раскова- штатный сотрудник НКВД, уполномоченный Особого отдела, экзамены на штурмана сдавала экстерном.
    Опыта практических полетов и подготовки к ним не имела и не сорвала перелет только чудом и усилиями Гризодубовой.
    За неделю до перелета НКВД арестовало радиоинженера , участвовавшего в подготовке полета. Новый не знал, что арестованный не успел сообщить Расковой смены частот и позывных для связи за Уралом, а сама Раскова об этом не позаботилась, хотя именно это входило в её обязанности. К тому же из-за слишком долго открытого астролюка температура в кабине штурмана снизилась и рация прекратила работы. Раскова пыталась её отогреть, но сделала это недостаточно долго (вроде и дети в курсе, что если электронное устройство вносишь с мороза, нужно выдержать некоторое время, так как в корпусе образуется конденсат из-за перепада температур) и в результате рация вышла из строя из-за замыкания. В результате перелет остался без связи.
    Но апофеоз непрофессионализма- это то, что у Расковой в форточку улетели полетные карты и лететь дальше пришлось "по пачке Беломора". Можете себе представить мнение о Расковой, которую им навязали, остальных участниц перелета.
    Тем более, что все с парашютом выпрыгнуть не могли- самолет нужно было хоть как-то посадить, иначе перелет не засчитывался спорткомиссарами.
    Обошел автор и трагедию с разбившимся командованием дальневосточников- многие хотели иметь запись о личном участии в спасении рекордсменок.
    Гризодубова, кстати, вместе с Громовым позже вытащили Королева из лагерей в шарашку.
    Пожелание автору серьезнее подходить к материалу, сайт все-таки специализированный
    1. +1
      2 ноября 2018 10:46
      Вы всё-таки преувеличиваете непрофессионализм Расковой как штурмана,уровень подготовки у неё был неплохой и опыт был.
      Штатным сотрудником НКВД она была два года,сначала была штатным консультантом,а затем оперуполномоченным (по авиации)
      Насчет того,что у неё в форточку улетели полетные карты и экипажу пришлось лететь по "пачке Беломора" - так по тем временам,при таких перелётах - что с картой лететь,что без карты лететь,всё одно получается "пачка Беломора".
      1. 0
        2 ноября 2018 11:03
        у неё не было опыта практических полетов- поэтому и информации не позаботилась, и карты улетели- и дальше она фактически балластом летела- смысла не было астронавигацию проводить без карт.
        1. 0
          2 ноября 2018 11:17
          Цитата: Avior
          карты улетели- и дальше она фактически балластом летела- смысла не было астронавигацию проводить без карт.

          Про улетевшие в форточку полетные карты - это со слов Гризодубовой времён перестройки,кстати масштаб полетной карты был - двухкилометровка, и вот такая масса бумаги в виде полетной карты вылетает в форточку?
          Какая по тем временам могла быть астронавигация ? - одно название.
          1. 0
            2 ноября 2018 11:40
            тем не менее она вполне была.
            как раз астронавигация не проблема- на море использовалась вовсю. и в дальней авиации тоже- астролючок был специальный. иначе зачем штурман?
            Была и радионавигация, хотя отечественных радиокомпасов еще не было, впрочем, она закончилась вместе с радио.
            Раскова имела некоторый опыт инструктора по навигации, но не для дальней авиации, а практического опыта полетов не имела.
            А что касается карт- так она окрыла два люка, искусственно создав сквозняк в кабине- пыталась кабину охладить до минус 30 градусов, чтобы лед убрать с остекления.
            как её еще не выдуло в люк....
            1. 0
              2 ноября 2018 11:52
              Цитата: Avior
              иначе зачем штурман?

              А,кто будет секундомер включать,как ни штурман - основная работа,что тогда - при "слепых" полетах,что сейчас - при спутниковой навигации.
              Опыта у неё никакого не было, а где было взять опытного штурмана - женщину, какие были.
              1. 0
                2 ноября 2018 11:55
                насколько я помню, у Гризодубовой и Осипенко такая была, тогда довольно много летчиц было, авиация попроще была чем сейчас, но к полету её не допустили.
                секстант в комплект штурмана входил, как и радиокомпас, да и радиосвязь на штурмане была.
                1. -1
                  2 ноября 2018 12:10
                  Цитата: Avior
                  насколько я помню, у Гризодубовой и Осипенко такая была,

                  Спорить не буду, возможно и так.
                  Цитата: Avior
                  секстант в комплект штурмана входил, как и радиокомпас, да и радиосвязь на штурмане была.

                  Толку от этого не было никакого,от слова абсолютно,причём не имеет разницы - опытный штурман или неопытный. Ну,какой секстант - весь полет проходил в основном в облаках,да и в безоблачную погоду тоже толку нет, и какая тогда могла быть радионавигация и радиосвязь,никакая.
                  Поинтересуйтесь,как в годы ВОВ самолеты АДД летали бомбить, как на цель выходили,как и куда бомбили,как возвращались.
                  1. 0
                    8 ноября 2018 14:44
                    При полете в облаках ( или с в слепом полете)имеет огромное значение, какой опыт у штурмана. Сектант при этом точно, не помощник. Но, думаю, поспорить с уважаемым Авиором в части квалификации Расковой, как штурмана, на основании "полета в облаках" просто необходимо. laughing
            2. 0
              8 ноября 2018 14:04
              как её еще не выдуло в люк....
              А должно было? Из негерметичной кабины? На крейсерской 300км/ч?
    2. 0
      2 ноября 2018 12:51
      Марина Раскова- штатный сотрудник НКВД, уполномоченный Особого отдела, экзамены на штурмана сдавала экстерном belay .

      С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
      В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом.
      В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.

      В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12;

      В 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
      1. +2
        2 ноября 2018 19:18
        bubalik (Сергей) : Марина Раскова- штатный сотрудник НКВД, уполномоченный Особого отдела, экзамены на штурмана сдавала экстерном? belay

        Да, Сергей, Avior прав
        В Красной армии с 1938 года. Одновременно проходила службу в штате НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, с февраля до марта 1941 года — в особом отделе 3-го (авиационного) Управления Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Также, с 1938 года возглавляла Управление международных воздушных линий СССР.
        Почитайте мемуары А.Е.Голованова"Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации" - многое станет понятным
        1. 0
          2 ноября 2018 19:33
          рич (дмитрий) Сегодня, 20:18
          ,,,да я не про
          службу в штате НКВД
          ,,а то что подготовка как пилота и штурмана у нее была неплохой и опыт имелся,,
          1. +1
            2 ноября 2018 19:50
            Так об этом у Голованова и написано. Он не обвиняет Раскову в отсутствии опыта, а просто указывает, что такой факт имел место. И не только у нее. Например в ДБА - герой, комбриг, участник рекордного перелета был в экипаже дальнего бомбардировщика всего лишь вторым пилотом и подчинялся в воздухе лейтенанту-командиру экипажа, который имел опыт "слепых полетов".
            Голованов на звания и регалии не смотрел а только на летное мастерство
            Все звания у летчиков равны.
            На летном поле мало козыряют.
            А в воздухе погоны не нужны —
            у летчиков и маршалы летают!
            1. +2
              2 ноября 2018 20:09
              Так об этом у Голованова и написано. Он не обвиняет Раскову в отсутствии опыта, а просто указывает, что такой факт имел место.

              Ф. Чуев: Вы хорошо знали Раскову. Какая она была?
              А.Голованов: Замечательная женщина. Надежный ответственный товарищ, хороший организатор. А как пилот... ну скажем ...не Катя "жар-птица" ( Екатерина Буданова ) прим. авт. Опыта не было... Хотя небо любила
              Ф.Чуев "Крылатый маршал"
          2. 0
            2 ноября 2018 19:58
            Гризодубова так не считала.
            Да и реальность это подтвердила.
            аир-12 это легкий самолет, роль штурмана там минимальна. Главная роль в полете была Гризодубовой.
            а на МП-1 главная роль в установлении рекордов была Осипенко.
            и тот и другой полеты были по обжитой европейской части СССР
            1. 0
              8 ноября 2018 14:11
              Роль штурмана в перелете всегда, как минимум, равна роли пилота. Это пилот делал расчеты угла сноса ,или точки и направления поворотов? На обжитой части СССР ориентироваться не обязательно? Ну-ну.
            2. 0
              8 ноября 2018 14:50
              Какая "реальность"?
        2. 0
          8 ноября 2018 14:49
          С точки зрения Авиора ( по крайней мере, так это воспринимается), "штатный сотрудник НКВД" ,- это уже клеймо некомпетентности, как штурмана. Следуя этой логике, вся авиация НКВД была некомпетентна.
          1. 0
            8 ноября 2018 15:10
            Из сборника "Пограничники" серия "Энциклопедия военного исскуства"Минск 1998г

            В конце 1935г.создается отдельный авиационный отряд НКВД Гулаг "Дальстрой" в составе 2 самолетов ПЛ-5.Назначение обслуживание золотых приисков Калымы.Число самолетов росло с каждым годом.В 1936г- в отряде насчитывалось 7 самолетов различного типа,а в 1941г-количество самолетов насчитывалось порядка 20 единиц.Соответственно возросло число летчиков и техников входивших в отряд.
            В конце 1938г аналогичный авиаотряд (с количеством самолетов-6 единиц) был создан в районе строительства БАМ ж/д магистрали ГКЖДС НКВД. В 1938г в рамках НКГБ создается 3-й отдел,который курирует ГВФ,связь и шоссейно-дорожное строительство. Начальником назначается А.П.Радзивиловский.С этого момента перед летчиками ГВФпоставлена задача аэрофотосьемка и уточнение магнитных склонений на трассах Сибири и Дальнего Востока.29.09.1938г в рамках НКВД создается Главное транспортное управление ГТУ (приказ НКВД №00641 29.09.1938г).
            Если верить воспоминаниям Богданова(книга "В небе Гвардейский Гатчинский") то Главный маршал авиации Голованов до войны являясь летчиком ГВФ имел звание подполковника ПВ НКВД и на Халкин-Голе командовал особой авиагруппой из 12 самолетов ТБ-3 которые обеспечивали заброс 212 бригады ОсНаз НКВД в тыл японцам.Более того в финскую войну Голованов командует аналогичной авиагруппой наравне с комбригом войск НКВД Водопьяновым...
            Дальше вообще "скандал".Все помнять факт,что секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин неоднократно предлагал В.П.Чкалову возглавить НКВД...С чего это? А очень просто-гражданскому летчику-испытателю Чкалову высокое воинское звание было присвоено по линии НКВД...

            http://forums.airforce.ru/do-1945/printfriendly2962/?pp=30
            В свете процитированного, не удивительно, что и Раскова, и сам Голованов были сотрудниками НКВД.
    3. 0
      8 ноября 2018 14:01
      и в результате рация вышла из строя из-за замыкания. В результате перелет остался без связи.

      противоречит этому
      Их маршрут примерно был построен по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией

      Если, с Ваших слов, рацию Раскова "убила" , то по какой рации брали пеленг? Если пеленг не брали, то как узнали, где самолет сел? На возможном участке от Охотского моря до Аргуни и Комсомольска -на -Амуре?
      Марина Раскова- штатный сотрудник НКВД, уполномоченный Особого отдела, экзамены на штурмана сдавала экстерном.
      Опыта практических полетов и подготовки к ним не имела и не сорвала перелет только чудом и усилиями Гризодубовой.

      Противоречит этому
      В октябре 1937 года Гризодубова на учебном самолете УТ-2 и тренировочном УТ-1 установила четыре мировых рекорда скорости и высоты полета в классе легких сухопутных самолетов. А 24 октября она вместе со штурманом Расковой на легком самолете Я-12 (АИР-12) совершила перелет Москва – Актюбинск, побив рекорд дальности полета по прямой. Наконец, уже 24 мая 1938 года экипаж гидросамолета МП-1 в составе первого пилота Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой побил женский мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту, а 2 июля того же года во время перелета Севастополь – Архангельск – по прямой и по ломаной линии.
      Перелетов не было? Если были, то эьто не опыт?
      Вопрос можно? Откуда дровишки про арестованного радиоинженера и про смену радиочастот? Откуда ведение многих нюансов? Без ссылки на первоисточник похоже на сплетню. Пожелание к комментирующему
      серьезнее подходить к материалу, сайт все-таки специализированный
  5. +3
    2 ноября 2018 10:17
    Монумент Гризадубовой установлен напротив проходной НИИ - 5 ( сейчас это АО "Вега"). Этот НИИ с 1978 по 1988 гг был подчинен мне в Минрадиопроме СССР. Тогда директором был Иванов В.П., Главным инженером Бруханский И.А. В этом Нии работали и действительные члены РАН. В короткие сроки был создан комплекс А-50, который служит и сейчас.
    1. +6
      2 ноября 2018 10:29
      В Бердянске есть красивый памятник Осипенко
      1. 0
        2 ноября 2018 15:25
        Чтят значат, красиво
  6. +3
    2 ноября 2018 11:27
    Мне Гризодубова очень нравится.
    Настоящий полковник!
  7. +3
    2 ноября 2018 12:29
    В центре моего города есть улица Осипенко,а в личной библиотеке хранится книга про Раскову и подвиг "Родины".С богатыми фотографиями.Раритетное издание теперь,но вот ,в том числе и на этой книге я воспитывался,прочтя её ещё младшим школьником.Горжусь этими героями той ушедшей от нас эпохи.Ушла безвозратно та эпоха,но навечно поселилась в нас.И ведь это были не просто спортивные рекорды,а так совершенствовалась военная техника и советская техническая школа.В сороковые грозовые наша промышленность дала богатый урожай от тех предвоенных посевов,спасший советский народ от истребления.Победу зафиксировали самолёты с красными звёздами над Берлином,а не чёрные кресты над Москвой.Да.
    1. +3
      2 ноября 2018 12:41
      ..__________________________А ещё я хожу часто по площади Героев,но это уже другая история.В груди обязательно тогда ёкает///как-то...и ясный мой зрачок заволакивает солёная слезинка///т.к. дед из той армии и есть.А в моей школе был///верю,что и сейчас,просто давно не был/// был и надеюсь есть школьный музей шесть дробь двадцать один армии.Я тогда первоклашкой первый раз соприкоснулся с грозной фигуральностью войны,ведь там экспонатом был боеприпас,он был выше моего роста по размерам.)
    2. +1
      2 ноября 2018 18:16
      В Смоленске есть улицы названные именами летчиц.Правда не центральные,к сожалению.
      1. +1
        2 ноября 2018 19:39
        Дмитрий,у нас чётко было,называли страну своими героинями,тохда рогозиных не было,страна тогда с а авициионки поднимала планеры как пирожки и и ту-девяносто пять,аалисто шестедесят......В всё наша братва выковывала,а потом оптимизация и не стали эти люди,не знаю как в КБ,а на ремпостах даже.....кто будет чинить,не делать,а чинить Ту-девяностопять?Стариков из могил ЕР начнёт подниматьь.?единственный выход,ещё живёт цех поддержки,но это АРЗ,а не не десятки в год .Раньше жизнь кипела.,Ту-1шестедесят,даже ветку метро хотели прорыть,рыли,столько техникумов,полный быыл кластер,,А потом началось....главный уда р Перестройка нанесла по Кузнецову.Авиагрегаттныйй,Станкостраительный///КРС////,Сталелитейный///цех спецсплавов///,завод,завод номер....ушли люди,ушли.
      2. +1
        2 ноября 2018 21:01
        Цитата: 210окв
        В Смоленске есть улицы названные именами летчиц.Правда не центральные,к сожалению.

        Неважно,что центральные,хорошо что есть.Смоленск стал не только крепостным оплотом для Руси,но летная школа,училище ПВО,СмоленскПВО СВ ,Оренбург----ковчеги русского ПВО,из него выходили грамотные спецы.Мой комбат начинал на "Круг" в Германии, а дошёл до стен Москвы///так бывает,,потом он всёсвоё мастерство раздал старшим лейтенанантам и ст.операторам.У меня тревоги никогда не было,т.к. он в машине КП сидел и если завихрения///в основном по выезду КП из бокса////радиоэлектронка работала на 5.А у меня вообще уникальный командир был.Только представте,кантемироские гвардейцы как по часам постоянно пуляли на стрельбище,а потом чистое пустое окно и тишина.Мы полгода с таким их чётким графиком жили -не тужили----отсрелялись кантики,ну и мы пошли зверобой собирать.Я тогда ещё чказал,что нафиг нужен этот зверобой,вдруг,бататарея 152 у кантиков захочет днём отстрелятся и нам всё.КАВО,старлей взял меня и пошли по девственной травяной равнине.Я уже начал нахваливать сноровку и трезвый расчёт командира,как сначала хлопок,а потом сноп земли и и дыма в сотне метров.Потом второй одиночный выстрел..Старлей Богданов его фамилия,как соболь какой вцепился в мой камуфляж и как--т0 ловко //раз раз//затащил меня в старую воронку.Поволил в самый низ,а сам распластался сверху,,я хотел вылезти,оценить обстановку,а он мне и говоритлежи пока тебя прикрывают русские офицеры,то Вам нечего беспокоится..Кантики начали работать чуть не за километр от нашего сбора и мы проклиная всё на свете как втопили ....Якогда в казарму вернулся,отдышался,то телесно понял,что меня этот старлей накрывал от возможных осколков.В ПВО СВ не как мотострелковой роте,у нас на каждого офицера по сержанту и и солдату.Вообщем трёмся всёвремя рядом,то в караул готовится,то идти на тренировку на полухолодной отехнике.Ну и совпало,что этот старлей был смотрящим по парку,а мы типо шорох на технике должны были наводить.ПХД..Мне как размесяц остался до дембеля,сижу в курилке,подваливает ст.л-т Серёга Богданов.Я как на игре,солнышко светит,скоро домой,Сергей ,говорю,зачем свалил меня в грязь,помнишь....Он очень по рабочему и объяснил,что он меня накрыл своим телом от возможных осколков.я с ним в очень хороших отношениях был,мы с ним и по мироуостройству Вселенной спорили иногда и про атомные субатомарные вещества,словом,свой человек)))Я ему и говорю,какой же ты лошара,что сержанта,собой,более ценным офицером прикрываешь.Он мне и ответил,что если бы не накрыл меня,то перестал бы себя чувствовать офицером,если б меня задело.Отличный был человек,,очень надеюсь что уже дед давно и живет всё так же в Наре.
    3. +1
      3 ноября 2018 07:44
      Цитата: Громобой
      В центре моего города есть улица Осипенко

      А в Кишиневе уже давно переименовали, нелюди....
  8. +5
    2 ноября 2018 17:50
    Ровно 80 лет назад – 2 ноября 1938 года впервые в истории три женщины: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были представлены к почетному званию Героя Советского Союза. Прославленные советские летчицы были представлены к высшим правительственным наградам за совершение первого женского беспосадочного перелета по маршруту Москва – Дальний Восток.

    Спасибо, за то что подарили такой прекрасный праздник. smile
    Кстати, сказать у Союзников был экипаж бомбардировщика состоящий из женщин.
    1. 0
      2 ноября 2018 18:36
      Цитата: VictorZhivilov
      Кстати, сказать у Союзников был экипаж бомбардировщика состоящий из женщин.

      Подробнее можно ? Очень интересно.
      1. +2
        2 ноября 2018 19:21
        Frances Green, Margaret (Peg) Kirchner, Ann Waldner and Blanche Osborn leaving their plane, "Pistol Packin' Mama".

        вот здесь, например
        https://en.wikipedia.org/wiki/Women_Airforce_Service_Pilots
        1. +1
          2 ноября 2018 21:53
          Спасибо, не знал. Женщина на Крепости-это, без шуток, подвиг.
        2. 0
          3 ноября 2018 17:17
          Цитата: Avior
          Frances Green, Margaret (Peg) Kirchner, Ann Waldner and Blanche Osborn leaving their plane, "Pistol Packin' Mama".

          вот здесь, например
          https://en.wikipedia.org/wiki/Women_Airforce_Service_Pilots


          Это летчицы перегонщицы самолетов они не воевали.
      2. +3
        2 ноября 2018 19:27
        да и вот так бывало, хотя и неожиданно- приемная дочь Ататюрка Сабиха Гёкчен.

        Первая женщина- пилот истребителя в Турции
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Гёкчен,_Сабиха
      3. 0
        2 ноября 2018 19:49
        Цитата: Альф
        Подробнее можно ? Очень интересно.

        Очень красивые женщины,как сложились их полёты,сообщите.Я бы этих барышень в летающие крепости не посадил,но раз летчики и штураны,то по первой категории в бой.Жалко их...американских и ссвоих лётчиц,т.к. истреьбители раскрывали планеры связи.Даже боезапас жалели в своих могучих установках.Очень часто русским и немецким кораблям связи это помагало,но но они всё равно приоритетная цель.Огонь
        1. +2
          2 ноября 2018 20:46
          Жаль не умею писать статьи. Большая просьба к авторам - написать про наших знаменитых летчиц асов Екатерину Васильевну Буданову

          и Лидию Владимировну Литвяк

          Они - самые результативные женщины асы-истребители в истории мировой авиации
          1. 0
            2 ноября 2018 21:36
            Глаз радуеется ,когда он видет ваш порыв,товарищ пограничник,но раз уж дано встать солнушку над энтой кололокооленкой,то пусть этой самой колококолнкой и является
            1. +3
              2 ноября 2018 21:52
              Цитата: Громобой
              Глаз радуеется ,когда он видет ваш порыв,товарищ пограничник,но раз уж дано встать солнушку над энтой кололокооленкой,то пусть этой самой колококолнкой и является

              Уважаемый коллега Громобой ! Что с Вами случилось-два Ваших последних поста напоминают набор букв и слов ? no
          2. +1
            2 ноября 2018 22:50
            Печально, но ГСС посмертно Литвяк получила только благодаря Горбачеву.
            Буданова ГСС посмертно так и не получила. sad
            1. +3
              2 ноября 2018 23:32
              Интересный ролик есть в инете, где украинская учительница рассказывает об обнаружении праха Л.Литвяк.
              ...кто то из сельчан вспомнил, что в августе 1943 года недалеко от их села был сбит самолет ВВС Израиля. Сенсация! Израильтяне организовали экспедицию. Самолет долго искали, но нашли. Звезд Давида на нем не было - были красные звезды, а на капоте была нарисована белая шестиконечная лилия - отличительный знак Лидии Литвяк. Её за это так и называли, и наши бойцы и немцы - Белая Лилия Сталинграда. На остатках летчика было женское шелковое белье, перешитое из парашутного шелка. По номеру на двигателе установили, что это был ЯК Лидии Литвяк.

              Буданова получила в 1993 году звание Героя РФ (посмертно)
              Граффити - город МОСКВА улица Екатерины Будановой дом 3.
          3. +1
            3 ноября 2018 07:46
            Цитата: рич
            Лидию Владимировну Литвяк


            О Литвяк статья на ВО была.
  9. +2
    3 ноября 2018 02:12
    Подвиг-не отменить. И не переписать. Вот то -что важно. А кто и где занимал(а) "штатную категорию" - вторично.
  10. 0
    7 ноября 2018 16:12
    Спасибо огромное ! Шикарная статья !!! Какие замечательные девчата...
    Кстати, с праздником , товарищи !!!
  11. 0
    26 декабря 2018 04:26
    "Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя..." Бородино. М.Ю. Лермонтов